Японская Экспансия 1872-1918 гг. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Японская Экспансия 1872-1918 гг.

2017-09-29 300
Японская Экспансия 1872-1918 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С самого своего возникновения японский монополистический капитал поставил одной из своих главных целей захват чужих земель, экспансию в отношении других народов, создание огромной колониальной империи.

В 1872 г. Япония овладела Ликейскими островами, через год она сделала первую попытку овладеть Формозой. В 1876 г. японцы начинают проникновение в Корею и после ожесточенной борьбы захватывают ее сначала частью (1905 г.), а затем и полностью (1910 г.). В 1894-1895 гг. Япония вторгается в Китай и захватывает Ляодун, Пескадорские острова и, наконец, Формозу. В первую мировую войну Япония заполучила Каролинские, Маршальские и Марианские острова на Тихом океане.

Что касается нашей страны, то тот особый счет, который мы предъявили Японии, открывается еще японской агрессией 1904 г.

В феврале 1904 года Япония, воспользовавшись слабостью царского правительства, неожиданно и вероломно, без объявления войны напала на нашу страну и атаковала русскую эскадру в районе Порт-Артура, чтобы вывести из строя несколько русских военных кораблей и создать, тем самым, выгодное положение для своего флота... Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Япония же воспользовалась поражением царской России для того, чтобы отхватить от России Южный Сахалин, утвердиться на Курильских островах и, таким образом, закрыть на замок для нашей страны на Востоке все выходы в океан. Но этим не исчерпываются захватнические действия Японии против нашей страны.

12 января 1918 г. японский крейсер "Ивами" без предупреждения вошел во владивостокскую бухту якобы "для защиты японских подданных". Вскоре после этого здесь высадился японский десант.

В течение четырех лет Япония грабила и терзала советский Дальний Восток и убралась восвояси только потому, что ее выгнали Советская Армия и партизаны. Интервенцией на Дальнем Востоке японские империалисты начали свою антисоветскую политику, продолжавшуюся с неизменным постоянством до самого разгрома Японии во второй мировой войне. Все это время наш особый счет Японии пополнялся новыми и новыми статьями.

Политика лавирования.

Провал интервенции на Дальнем Востоке ослабил международные и внутренние позиции тогдашнего кабинета сейюкай: к власти пришла более умеренная партия - кенсекай, т. е. будущая минсейто, проводившая политику лавирования и осуществившая некоторые либеральные реформы, вроде избирательной реформы 1925 г., закона об арбитраже между рабочими и предпринимателями и др.

В 1925 г. японское правительство под давлением народных масс устанавливает дипломатические и торговые отношения с СССР.

Тем временем концерны Японии, связанные с тяжелой промышленностью, настойчиво добивались отказа от так называемой "негативной" политики минсейто и поощряли сейюкай и военные круги к наступлению на минсейто. Финансовый кризис 1927 г. активизировал эти настроения и помог сейюкай образовать правительство во главе с лидером партии генералом Танака, руководителем интервенции на Дальнем Востоке, ярым врагом СССР. Правительство Танака внутри страны прибегает к беспощадным репрессиям против носителей "опасных мыслей" и всячески поощряет промышленников к снижению заработной платы рабочих и увеличению рабочего дня.

Меморандум Танаки.

Барон Танака получил известность своим меморандумом на имя императора, в котором он формулировал задачи японской политики.

Танака указывал на Китай, как на первый и самый важный объект захвата, и предвидел войну с Соединенными Штатами и Советским Союзом. Танака считал для Японии абсолютно необходимым "...вновь скрестить... мечи с Россией на полях Монголии в целях овладения богатствами Северной Маньчжурии".

Захват Маньчжурии (1931 г.) и превращение ее в колонию означали реализацию плана Танака в одном пункте и начало подготовки к реализации его в другом, самом важном пункте - в подготовке нападения на Советский Союз.

Япония - очаг войны па Востоке. В 1932 г. правительство наметило новые военные планы, приняло все меры к тому, чтобы подавить коммунистическое движение, справедливо рассматривая его как сильнейшее препятствие в осуществлении этих планов. Началась полоса массовых арестов революционных рабочих и коммунистов и внесудебной расправы над ними.

Сочтя "коммунистическую опасность" ликвидированной, правительство развязывает себе руки выходом из Лиги Наций (1933 г.) и вторгается в Китай за пределы Великой Китайской стены, предварительно оккупировав провинцию Жехе.

Отношения Японии с Советским Союзом становятся все более напряженными.

Отказ Японии от ограничения морских вооружений (1934 г.) и демонстративный уход с морской конференции в Лондоне (1936 г.) указали всему миру на существование нового очага войны и восстановили против Японии некоторые круги Англии и Соединенных Штатов. Обстановка становилась все более напряженной.

Под прикрытием "антикоминтерновского пакта" Япония и Германия собирали силы для "большой войны".

Война в Китае.

Фашизация государственного строя. После некоторой внутренней борьбы разнородные элементы внутри господствующих классов Японии сплотились. Выражением достигнутого компромисса было правительство принца Коноэ, человека одинаково близкого к земельной и финансовой аристократии и тесно связанного с генералитетом.

Кабинет Коноэ развязал войну в Китае, установил государственный контроль над экономикой, подчинив последнюю интересам агрессии (так называемый закон о "всеобщей мобилизации нации"), и повел новое широкое наступление на коммунистов и революционных рабочих (декабрь 1937 г.). Это последнее выразилось в разгоне левых профсоюзов, массовых арестах коммунистов.

Японский государственный строй все более тяготел к фашистским методам управления и все более находил себе опору в разного рода фашистских и террористических организациях, которые возникли и развились, начиная с 20-х годов, в среде военщины, в кругах финансовой и промышленной буржуазии.

В 1938 году Япония вновь напала на нашу страну в районе озера Хасан, около Владивостока, с целью окружить Владивосток, а в следующий год Япония повторила свое нападение уже в другом месте, в районе Монгольской Народной Республики, около Халхин-Гола, с целью прорваться на советскую территорию, перерезать нашу Сибирскую железнодорожную магистраль и отрезать Дальний Восток от России.

Правда, атаки Японии в районе Хасана и Халхин-Гола были ликвидированы советскими войсками с большим позором для японцев.

Поражение Японии у озера Хасан было ударом по кабинету Коноэ. В январе 1939 г. Коноэ ушел в отставку.

Один за другим сменяются японские правители, но цель их в конце концов одна и та же - подготовка к "большой войне". Государственный аппарат перестраивается для выполнения этих планов. Война в Европе, развязанная Германией, подстегивает японских империалистов.

"Новая политическая структура".

В июле 1940 г. к власти (во второй раз) приходит Коноэ. Начинается создание так называемой "новой политической структуры". За этим термином скрывалась широко задуманная реорганизация государственного строя Японии в целях еще большей централизации управления, ликвидации какой бы то ни было оппозиции и усиления военной диктатуры.

Такого рода план уже давно вынашивался японской военщиной. План Коноэ имел целью реализовать эти давние стремления фашистской военщины. В условиях начавшейся второй мировой войны, открывшей, как казалось алчным японским милитаристам, широкие возможности для экспансии.

Стремясь к полному и бесконтрольному руководству во всех областях экономической, политической, культурной (и даже физкультурной) жизни, японская военщина предусмотрела создание так называемой "национальной организации" с разветвленной сетью всякого рода отделов в центре и на местах (экономический, политический, парламентский, по делам печати и т. д.), подчиненных национальному совету

Японский парламент был окончательно низведен до роли покорного голосующего органа, составленного из членов, частью назначаемых правительством, частью избираемых по спискам "национальной организации".

Унификация печати, строжайшая цензура, разгон общественных организаций, если они хотя бы в самой отдаленной степени напоминали о демократии, полное подчинение государству всей системы образования и воспитания молодежи, неслыханная шовинистическая агитация - все это было следствием политики, сформулированной Коноэ.

Вступление Японии во вторую мировую войну. 7 декабря 1941 г. Япония, ободренная успехами своих союзников в Европе, с которыми она около года назад заключила откровенный военный и политический союз ("Пакт трех держав"), вероломно, без объявления войны напала на США в Пирл-Харборе. Вслед за тем в течение одного-двух лет были захвачены ею Французский Индокитай, Малайя, Голландская Индия, Бирма, Филиппины.

То были успехи головокружительные, но не прочные. И очень скоро японские правящие круги почувствовали свою внутреннюю экономическую и военную слабость. Все попытки пробиться в Индию и Австралию окончились неудачей, а затем наступил и новый тур в развитии военных событий, приведший к полному разгрому и безоговорочной капитуляции Японии. Победа союзников была облегчена упорной борьбой народов оккупированных территорий за свое освобождение, все более обостряемой хищническими методами их ограбления со стороны Японии.

Практическое занятие № 22

«Коллективизация. Индустриализация»

Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся о периоде коллективизации и индустриализации в России.

Задачи:

1) Образовательная: сформировать знания обучающихся о понятиях коллективизация и индустриализация, их предпосылках и результатах.

2) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия, интереса к истории отечества.

3) Развивающие: способствовать развитию умений структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное ядро, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать историческую информацию, определять историческое значение явлений и событий прошлого.

Оборудование: дополнительная литература, раздаточный материал.

Рекомендации по выполнению работы:

Внимательно изучите предоставленный материал и выполните следующие задания:

Задание 1: выпишите определения индустриализации и коллективизации.

Задание 2: Заполните таблицу:

  Причины перехода к ней Что в себя включает Каковы итоги
Индустриализация      
Коллективизация      

Задачу осуществления индустриализации, т. е. создания развитой промышленности, советская Россия унаследовала от России дореволюционной. Первые шаги в этом направлении были сделаны во второй половине XIX в. Высокими темпами росла промышленность в начале XX столетия. Первая мировая и Гражданская войны, разруха времен «военного коммунизма» отбросили экономику страны далеко назад. С завершением восстановительного периода (1925) вновь возникла необходимость завершить давно начавшийся и трагически прерванный процесс. В конце 1925 г. был взят курс на индустриализацию, включавший в себя меры по:

- обеспечению экономической независимости СССР,

- приоритетного развития тяжелой и оборонной промышленности,

- преодоления отставания от стран Запада. Вставали сложные вопросы о путях реализации этих целей.

Но как это все реализовать? Первый подход, обоснованный видными учеными-экономистами: капиталы для финансирования индустриализации дадут развитие частного предпринимательства, привлечение иностранных займов, расширение торгового оборота; но индустриализация не должна вести к резкому падению жизненного уровня населения, крестьянства прежде всего. Второй подход, первоначально сформулированный лидерами левой оппозиции: финансировать индустриализацию за счет внешних ресурсов нет возможности, необходимо найти средства внутри страны, перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и сельского хозяйства; необходимо форсировать промышленный рост, провести индустриализацию стремительно за 5—10 лет; думать о цене индустриализации преступно, крестьянство есть «внутренняя колония», которая и оплатит все трудности. Первый подход означал проведение индустриализации при сохранении нэпа и рынка, второй — отказ от нэпа, переход к командной, предельно централизованной экономике. В конце 1927 г. были составлены директивы к пятилетнему плану, в основном базировавшиеся на первом подходе. Планом предусматривалось опережающее развитие электроэнергетики, привязанное к планам развития территорий. План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10—15 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн. квт. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западносибирский, Кавказский и Туркестанский). Параллельно велось развитие транспортной системы страны

Но уже в 1928 году возобладал курс на форсирование индустриализации: за десять лет «пробежать расстояние в 50—100 лет», на которые отстал СССР от передовых стран Запада. Первая и вторая пятилетки (1928—1932 и 1933— 1937 соответственно) были подчинены решению этой задачи. Каковы их итоги:

1. СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства (общий рост в 4,5 раза);

2. сократился разрыв между СССР и странами Запада по показателю промышленного производства на душу населения;

3. были построены десятки крупных промышленных предприятий (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы и др.);

4. возникли новые отрасли промышленности; исчезла безработица.

5. СССР стал одной из немногих стран, способных производить все виды современной промышленной продукции.

6. Вместе с тем намеченные темпы роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их постоянному падению.

Какой ценой были достигнуты успехи? Эта цена высока: обескровленное сельское хозяйство; отставание легкой промышленности; существенное снижение жизненного уровня населения;

7. Главное, к чему привел (и должен был привести) курс на форсированную индустриализацию, — это формирование командной экономики, сверхцентрализованной, подчиненной директивному планированию, полностью огосударствленной, Экономическая основа тоталитарного общества была тем самым создана.

Коллективизация сельского хозяйства

Коллективизация — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР. Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. Проводилась в СССР в 1928—1937 годах; основной этап 1930—1933 гг. — сплошная коллективизация.

К середине 20-х годов объективный ход социально-экономического развития, прежде всего индустриализация страны, остро поставила проблему подъема сельскохозяйственного производства и его реорганизации. С 1928 г. началось систематическое использование чрезвычайных, внеэкономических мер, в их числе: конфискации хлебных излишков, запрещение купли-продажи хлеба, закрытие рынков, обыски, деятельность заградительных отрядов. Осенью 1928 г. в стране вводятся хлебные карточки. В конце 1929 г., на ноябрьском Пленуме ЦК, была провозглашена задача проведения в зерновых районах "сплошной коллективизации" за год.

Курс на сплошную коллективизацию включал в себя три главные цели:

1) осуществление социалистических преобразований в деревне;

2) обеспечение любой ценой снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов;

3) развитие системы принудительных работ из числа "спецпереселенцев"- высланных кулаков и членов их семей.

В ходе коллективизации по требованию Сталина установка делалась на максимальное обобществление всех средств производства, скота и птицы. В 1929-1930 гг. на работу в колхозы и на машинно-тракторные станции (МТС) были направлены рабочие - двадцатипятитысячники (большинство кадровые рабочие с трудовым стажем свыше 5 лет). Составной частью процесса коллективизации стало раскулачивание. В конце декабря 1929 г. И. В. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике "ликвидации кулачества как класса". Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств включали в себя: запрет на аренду земли и наем рабочей силы, меры по конфискации средств производства, хозяйственных построек, семенных запасов. С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. За два года (1930-31 гг.) в "спецпоселки" была выселена 381 тыс. семей. Бывшие кулаки высылались на Север, в Казахстан, в Сибирь, на Урал, Дальний Восток, Северный Кавказ. Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим последствиям:

1. за 1929-1932 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%,

2. поголовье крупного рогатого скота и лошадей сократилось на одну треть.

3. Политика советских властей в деревне вызвала подъем антиколхозных мятежей.

4. Разорение деревни привело к сильнейшему голоду 1932-1933 гг., охватившему примерно 25-30 млн. человек (при этом за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации).

 

Практическое занятие № 23

«Великая Отечественная война»

Цель: Обобщить и расширить знания о Великой Отечественной войне.

Задачи:

1) Образовательная: обобщить знания обучающихся о причинах, ходе и итогах Великой Отечественной войны.

2) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия, интереса к истории отечества.

3) Развивающие: способствовать развитию умений структурировать и систематизировать материал, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать историческую информацию, определять историческое значение явлений и событий прошлого. Развивать мировоззренческие убеждения, расширять социальный кругозор

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, электронная доска, презентация, раздаточный материал.

Ход работы:

Задание 1: Выясните основные причины начала ВОВ.

Задание 2: Составьте хронологию военных действий в ходе войны.

Задание 3: Охарактеризуйте итоги данной войны.

 

Стабильно главным агрессором этой мировой войны считают Третий рейх, то есть - Германию. И это мнение небеспочвенно. Именно на 1930/40-е годы приходится расцвет фашистской Германии. Таким образом, стремление этой страны (точнее, ее правительства) к мировому господству сыграло решающую роль в начале мирового "беспредела". Помимо этого, повлияла, конечно, и невозможность мировых держав – США, Великобритании и Франции – сохранить свое влияние вследствие принятия Версальского договора, в то время как униженные страны постепенно наращивали мощь и восстанавливали свое положение. Стоит отметить, что Советская Россия и Германия, две страны не участвующие в действиях Версальской системы, заключили договор, по которому были налажены отношения в военно-промышленной сфере. Причины Великой Отечественной войны также включали в себя и националистическую политику Германии. Стремление истребить всех «не арийцев» также оказало свое воздействие. Причины подобного поведения Гитлера многие психологи относят к психологической травме детства будущего фюрера. Но, по большому счету, это уже не столь важно.

Практическое занятие № 24

«Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне»

Цель: Обобщить и расширить знания о Великой Отечественной войне.

Задачи:

4) Образовательная: обобщить знания обучающихся о значении Великой Отечественной войне.

5) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия, интереса к истории отечества.

6) Развивающие: способствовать развитию умений структурировать и систематизировать материал, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать историческую информацию, определять историческое значение явлений и событий прошлого. Развивать мировоззренческие убеждения, расширять социальный кругозор

Оборудование: раздаточный материал.

Ход работы:

Задание №1

На основании анализа статистического материала, покажите роль Восточного фронта, соотношение военно-экономического потенциала СССР и Германии, людские потери СССР.

 

Роль Восточного фронта во второй мировой войне

Дата Всего войск (дивизий) у Германии На советско-германском фронте % На других фронтах % На оккупированных землях %
22.06.1941     69,6   0,9   29,5
1.07.1942     76,3   1,2   22,5
1.07.1943         2,7   31,3
1.07.1944     51,8   28,8   19,2
1.07.1945     60,5   34,9   4,5

 

Соотношение военно - экономических потенциалов СССР и Германии, включая се союзников на оккупированных территориях

Наименование продукции СССР Германия  
  Июль 1941 - июль 1945 В среднем за год Июль 1941 июль В среднем за год
Чугун (млн.т.) 31,5 7,9 98,1 24,5
Сталь (млп.т.) 45.4 11.9 133,7 33.4
Электроэнсргия (млрд. квт час 147.3   36.8     S3.5
Количество танков и Самоходны артиллерийских установок 95,1 23,8 53,8   13.5
Количество боевых самолетов (тыс)     78,9 19.7
Количество орудий (тыс.) без минометов 188.1 47.9 102,1 25.5
           

 

Людские потери СССР в войне

· Общие потери - 27 млн. погибших. От бомбежек, репрессий, голода и болезней на оккупированных территориях погибло 13 млн. человек. Угнано в Германию 5. 3 млн. Потери Красной Армии, в том числе с Японией 1945 год -12 млн. человек:

· 5,2 млн. - учтенные боевые потери

· 1,1 млн. умершие от ран в госпиталях

· 0,6 млн. - погибшие от болезней

· 5,1 млн. - пропавшие без вести и попавшие в плен.

· 2,6 млн. - стали инвалидами

Задание № 2


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.