Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.

2017-09-29 387
Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной «зависимости» Александр II подписал 19 февраля 1861 г. Согласно этим документам помещичьи кре­стьяне перестали считаться собственностью. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанию владельцев. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвои­ло им гражданские права — свободу вступления в брак, право самостоятельного заключения договоров, ведения судебных дел и пр.

Крестьяне каждого помещичьего имения составили сельское общество. Свои общие хозяйственные вопросы они решали на сельском сходе. Исполнять решения сходов дол­жен был сельский староста, избираемый на три года. Не­сколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выбор­ные от сельских обществ. На этом сходе избирался воло­стной старшина.

Деятельность сельского и волостного управления, а также взаимоотношения крестьян и помещиков контроли­ровались мировыми посредниками. Они назначались Сена­том из числа местных помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия и не подчинялись ни губерна­тору, ни министру. Они должны были руководствоваться только положениями закона. В первом составе мировых посредников было немало гуманно настроенных помещи­ков (декабрист А. Е. Розен, Л. Н. Толстой и др.).

Введение «временнообязанных» отношений. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестья­не должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались временнообязанными.

Размеры крестьянского надела по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамо­те. Введение этих грамот было основным занятием миро­вых посредников.

Допустимые рамки соглашений между крестьянами и помещиками обозначили в законе. Была проведена грань и между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян осталось при­мерно столько же земли, как и прежде. В черноземных же под давлением крепостников был введен сильно уменьшен­ный душевой надел. При пересчете на такой надел у крестьянских обществ отрезались «лишние» земли. Очень часто в числе отрезанных земель оказывались необходи­мые крестьянам угодья — прогоны для скота, луга, водо­пои. За дополнительные повинности крестьяне вынужде­ны были арендовать у помещиков эти земли. «Отрезки», сильно стеснившие крестьян, на протяжении многих лет отравляли отношения между помещиками и их бывшими крепостными.

Выкупные сделки и выкупные платежи. Рано или поздно, полагало правительство, «временнообязанные» от­ношения закончатся и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку по каждому имению. По закону крестья­не должны были единовременно уплатить помещику за гной надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

В принципе сумма выкупа должна была бы зависеть от доходности выкупаемых земель. В черноземных губерниях примерно так и было сделано. Но помещики нечерноземных губерний считали такой принцип для себя разорительным. Они давно уже жили в основном не за счет доходов от сво­их бедных земель, а за счет оброка, который платили крестьяне из своих сторонних заработков. Поэтому в нечер­ноземных губерниях земля была обложена выкупными пла­тежами выше ее доходности. Выкупные платежи, которые правительство в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве, мешали ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты. Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство вве­ло ряд жестких ограничений. Пока производились выкуп­ные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. А сход неохотно на это соглашался, потому что ежегодные платежи спускались на все общество, невзирая на отсутствующих, больных и немощных. За них прихо­дилось платить всему обществу. Это называлось круговой порукой.

Крестьянские волнения. Другие ожидания привели к крестьянским волнениям, которые в конце 1861 года пошли на спад.

Историческое значение реформы. Реформа получилась не такой, о какой мечтали Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян. Всего лишь на двадцать лет хватало ее положительного заряда. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.

И все же крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории.

Велико было нравственное значение реформы, покон­чившей с крепостным рабством. Его отмена проложила до­рогу другим важнейшим преобразованиям. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пу­ти к правовому государству — такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин находит в нем надежную защиту.

Практическое занятие № 16

«Золотой век русской литературы»

Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся о русской литературе второй половины XIX века.

Задачи:

1) Образовательная: систематизация знаний обучающихся о золотом веке русской литературы.

2) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия, интереса к родной истории.

3) Развивающие: способствовать развитию умений структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное ядро, проводить поиск исторической информации, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Оборудование: дополнительная литература, интернет-ресурсы.

Ход выполнения работы:

1) студентам заранее сообщается о проведении практической работы.

2) ставится проблемное задание «докажите, что XIX век на самом деле является золотым веком русской литературы» и выдается задание.

3) один из студентов готовит сообщение о том, что такое «золотой век русской литературы», остальные по выбору готовят сообщения о поэтах и писателях изучаемого периода.

4) в итоге занятия студенты должны сделать вывод том, что многообразие писателей и произведений на самом деле говорит, о том, что 19 век является золотым веком русской литературы.

Рекомендации по выполнению заданий имеются в рекомендациях по выполнению самостоятельной работы.

Практическое занятие № 17

«Реформы С.Ю. Витте»

Цель: систематизировать и расширить знания обучающихся о личности и реформах С.Ю. Витте.

Задачи:

4) Образовательная: способствовать формированию знаний о роли личности С.Ю. Витте в российской истории

5) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия, интереса к родной истории.

6) Развивающие: способствовать развитию умений систематизировать материал, вычленять его основное ядро, проводить поиск исторической информации, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Оборудование: дополнительная литература.

Рекомендации по выполнению работы:

- внимательно читайте предложенную статью;

- кратко и емко отвечайте на поставленные вопросы.

Ход выполнения работы:

Задание 1: Дайте краткую характеристику личности С.Ю. Витте.

Задание 2: Выпишите из текста основные реформы, проведенные им, укажите их результаты (ответ можете оформить в форме схемы или таблицы).

Задание 3: Дайте ответ на вопрос: какова роль С.Ю. Витте в российской истории, на ваш взгляд?

Сергей Юльевич Витте родился 17 (29) июня 1849 г. на Кавказе, в Тифлисе. Его предки по отцовской линии - выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику - лишь в 1856 г. получили потомственное дворянство.

Детские годы Сергей провел в семье своего деда, где получил обычное для дворянских семей воспитание. В Тифлисской гимназии Сергей учился "очень плохо", предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. Несмотря на это, будущий государственный деятель отправился в Одессу с намерением поступить в университет. Но юный возраст (в университет принимали людей не моложе семнадцати лет) и единица по поведению закрыли ему туда доступ. Пришлось снова поступить в гимназию - сначала в Одессе, потом в Кишиневе. Только после усиленных занятий Витте сдал экзамены успешно и получил приличный аттестат зрелости.

В 1866 г. он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета (в Одессе), который окончил в 1870 г. со степенью кандидата физико-математических наук. Одаренный юноша мечтал о карьере профессора, но родные сочли эту стезю недостойной его дворянского происхождения: Витте был зачислен в канцелярию новороссийского генерал-губернатора, где занимался вопросами службы движения железных дорог. Это была новая и перспективная отрасль хозяйства. Атмосфера ажиотажа, сложившаяся вокруг строительства железных дорог, захватила и Витте.

В 1879 г. он становится начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог.

В 1883 г. Витте опубликовал книгу "Принципы железнодорожных тарифов по перевозкам грузов".

С 1886 г. по 1888 г. Витте состоял управляющим Юго-Западных железных дорог, получал больше любого министра - свыше 50 тысяч рублей в год. Поднявшись по служебной лестнице до управляющего Юго-Западными железными дорогами, Ему был предоставлен роскошный особняк в самом аристократическом районе Киева напротив дворца генерал-губернатора. Его будущее казалось раз и навсегда определенным.

Резкий поворот в карьере Витте в 1888 г. во многом произошел благодаря случайности. В качестве управляющего Юго-Западной железной дорогой он имел дерзость ограничить скорость движения царского поезда, вызвав возмущение придворных. На глазах Александра III Витте вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. На других дорогах управляющие были менее строптивыми, и поезд гоняли с бешеной скоростью до тех пор, пока 17 октября близ станции Борки не произошло крушение. Александра III спасла только его колоссальная сила, позволившая ему удержать на плечах крышу вагона. Тогда-то и вспомнили о предупреждении Витте.

В марте 1889 г. Витте был назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов и вопреки всем канонам «Табели о рангах» сразу произведен в чин действительного статского советника (т. е. генеральский чин). Не прошло и года, как 15 февраля 1892 г. его назначили министром путей сообщения.

Однако пробыл он на этом посту совсем недолго. В том же 1892 г. Витте добился места управляющего Министерством финансов. 1 января 1893 г. Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-летнего Витте достигла своей вершины. Став министром финансов, Витте, по сути дела, возглавил второе по значимости после Министерства внутренних дел ведомство дореволюционной России.

Осуществление ускоренной индустриализации Витте считал важнейшим направлением экономического развития России и возможным за счет активного привлечения иностранных капиталов и государственных инвестиций. С этой целью в 1894 г. по инициативе Витте вводится государственная винная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками, дававшая до четверти всех поступлений в казну.

В 1896 г. он провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Манчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки.

В 1894-1895 гг. Витте, проведя финансовую реформу, добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное обращение. Единственный раз в отечественной истории вплоть до Первой мировой войны (в 1897-1914 гг.) русский рубль был конвертируемой валютой, что облегчило приток в страну иностранного капитала и финансовую стабилизацию.

Система Витте работала превосходно: в стране было проложено небывалое количество железных дорог; к 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов высоко котировались за границей. Авторитет Витте вырос неизмеримо. Министр финансов России стал популярной фигурой среди западных предпринимателей. Вся политика Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении. Витте был ярый сторонник самодержавия. Он исповедовал главные принципы теории официальной народности – «православие, самодержавие, народность». Все, что им делалось, делалось с тем, чтобы укрепить и сохранить самодержавие.

Одиннадцать лет, в течение которых Витте был министром финансов, ознаменованы громадным увеличением бюджета, развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства. Общий баланс госбюджета за время Витте возрос на 114,5%. Среднее годовой рост бюджета за этот период составил 10,5%, тогда как в предшествующие и последующие десятилетия эта цифра не превышала 5%. Однако мировой экономический кризис 1900-1903 гг. резко затормозил развитие промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Витте сделали ответственным за мировой экономический спад, и вся его хозяйственная система была подвергнута шквальной критике.

У Витте сложились непростые отношения с Николаем II, вступившим на престол в 1894 г., Николай II лишает его поста министра финансов, но назначает Председателем Комитета министров и членом Государственного совета. Несмотря на пышное название, это был весьма скромный пост, и от занимавшего его сановника реально ничего не зависело.

Час Витте пробил, когда России потерпела унизительное поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. Витте был назначен чрезвычайным послом для заключения мирного договора с Японией. Отправившись на переговоры в американский Портсмут, Витте показал себя искусным и дальновидным дипломатом. Тем не менее ему пришлось согласиться на уступку южной части Сахалина, уже захваченной японцами. Подписание договора 23 августа 1905 г. доставило Витте всемирную славу. Возложенная на него задача была признана исполненною блистательно, и 25 сентября Николая II дарован ему титул графа, но недоброжелатели тут же окрестили его "графом Полусахалинским", обвинив в уступке Японии южной части Сахалина.

Авторитет и влияние Витте сыграли важную роль в период начавшейся в России первой революции. Витте видел выход в немедленных реформах сверху, подчеркивая, что естественное развитие неизбежно приведет Россию к конституционному устройству. Царь согласился с этими аргументами и предложил подготовить соответствующий манифест. Подготовка Манифеста 17 октября стала кульминационным пунктом политической карьеры Витте. Через два дня, 19 октября 1905, он назначается первым в истории России Председателем Совета Министров. Витте очутился меж двух огней. Для демократической части общества он был душителем свободы, для консерваторов - чуть ли не вдохновителем революции. На этом посту Витте продемонстрировал удивительную гибкость и способность к лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции то твердым, безжалостным охранителем, то искусным миротворцем. Но Сергей Юльевич пробыл на посту Председателя всего полгода.

Все более усиливавшийся конфликт с императором вынудил Витте подать 14 апреля 1906 г. в отставку. Почти сразу, 22 апреля 1906 г., отставка была принята. В тот же день специальным рескриптом Николай II отметил заслуги Витте в искоренении "крамолы", наградил его одним из высших российских орденов – «Александра Невского» с бриллиантами и солидным денежным вознаграждением. С.Ю. Витте пребывал в полной уверенности, что выполнил главную свою задачу - обеспечил политическую устойчивость режима. Отставка по сути стала концом его карьеры, хотя Витте и не отошел от политической деятельности. Он все еще являлся членом Государственного совета, часто выступал в печати.

В начале Первой мировой войны, предсказывая, что она закончится крахом для самодержавия, Витте заявил о готовности взять на себя миротворческую миссию и попытаться вступить в переговоры с немцами. Но он был уже смертельно болен. 28 февраля (13 марта) 1915 г. Сергей Юльевич Витте, немного не дожив до 65-летия, умер в своем доме на Каменноостровском проспекте.

Хоронили Сергея Юльевича на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры скромно, "по третьему разряду". После смерти Витте его политическая деятельность была оценена крайне противоречиво. Одни искренне считали, что Витте оказал родине "великую услугу", другие утверждали, что "граф Витте далеко не оправдал возлагавшихся на него надежд", что "он ни в чем не принес стране действительной пользы", и даже, напротив, деятельность его "скорее должна считаться вредной".

Практическое занятие № 18

«Столыпинская аграрная реформа»

Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся о Столыпинской аграрной реформе.

Задачи:

7) Образовательная: способствовать формированию знаний о причинах и результатах аграрной реформы П.А.Столыпина.

8) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия, интереса к родной истории.

9) Развивающие: способствовать развитию умений систематизировать материал, вычленять его основное ядро, проводить поиск исторической информации, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Оборудование: дополнительная литература.

Рекомендации по выполнению работы:

- внимательно читайте предложенную статью;

- кратко и емко отвечайте на поставленные вопросы.

Ход выполнения работы: письменно ответьте на поставленные вопросы.

1. В чем состояли главные причины проведения столыпинских реформ?

2. Какие направления имела аграрная реформа Столыпина?

3. Каковы результаты аграрной реформы Столыпина?

4. Почему столыпинским реформам нельзя дать однозначной оценки в плане их успешности?

5. Какие, помимо аграрной, сферы жизни общества затронули реформы Столыпина?

 

По указанию императора Николая II группа чиновников во главе с В. И. Гурко еще до прихода в правительство П. А. Столыпина начала разработку проекта реформ в аграрной сфере. Идеи Гурко легли в основу указа от 9 ноября 1906 г. (Столыпин в это время уже возглавлял правительство), который предусматривал для крестьян право свободного выхода из общины и закрепления за ними принадлежавших им земельных участков. После одобрения этого указа Государственным советом и Государственной думой он был подписан Николаем II и стал законом («Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении*, 14 июня 1910 г.).

Вначале из общины выходили неудачливые хозяева, одинокие крестьяне и те, кто начинал переселяться на жительство в Сибирь. Но и крепкий хозяин уже не хотел оставаться в общине. Зная об этом, Столыпин разработал закон «О землеустройстве» (принят 29 мая 1911 г.). Отныне в основу реформы ставилась идея образования хуторов и отрубов. Отруба состояли из нескольких участков земли, соединенных по просьбе хозяина в одном месте. В случае дополнения отруба крестьянской усадьбой получался хутор.

Но уже на втором году земельной реформы в ее проведении начались сбои. Многие хозяйства были слабыми и нежизнеспособными. Отруба и хутора часто создавались в совершенно не приспособленных для этого местах, в неблагоприятных условиях и, как следствие, разорялись из-за неурожаев. Дело пошло лишь в западных и северо-западных губерниях, где этому способствовала местность, изрезанная речками и ручьями, и было сильно влияние Прибалтики, где в хозяйствах традиционно преобладали хутора. Интерес к нововведениям проявился также на Северном Кавказе, в Заволжье и Северном Причерноморье, где отрубному и хуторскому землевладению способствовали географические условия — степные просторы. В нечерноземных же губерниях крестьяне сами держались за общину, с которой был связан весь уклад их жизни.

Крестьяне быстро поняли, что никаких даровых прирезок к их землям из помещичьих земель не будет. Наиболее инициативные из них задумывались о переезде в Сибирь. За 1906 —1916 гг. на новое место жительства уехали 3,1 млн человек. Они распахивали новые земли, где никогда не было помещичьих хозяйств. Выросли новые села, при которых строились перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию предприятия. Многие переселенцы смогли создать крепкое хозяйство, но были и такие, кто, получив непригодную для ведения хозяйства землю, разорялся и возвращался на родину. Однако там их земли уже были проданы, и им оставалось идти в батраки или на заработки в город. В течение 1906 —1911 гг. из Сибири возвратились 0,5 млн человек.

Столыпин с тревогой замечал, что не все задуманное им становится реальностью. За годы реформы из общины вышли около 3 млн человек, что составляло менее трети общей численности всего крестьянского населения России. Из общинного фонда было изъято около 22 % земель, но только половина из них пошла на продажу. Не удалось ни разрушить общину, ни создать новые формы крестьянского владения землей.

Решительной, независимой политикой Столыпин нажил немало врагов, прежде всего среди консервативных кругов российского дворянства. Его противники считали, что теперь, когда революция подавлена, Россия не нуждается ни в каких реформах. Столыпин стремительно терял популярность. Завершающим аккордом его жизни стал выстрел террориста Богрова. Столыпин был смертельно ранен 1 сентября 1911 г. в Киеве.

Однако реформы в стране остановить не удалось. Продолжали их соратники Столыпина. После его смерти правительство возглавил министр финансов В. Н. Коковцов, сторонник столыпинского курса. Аграрную реформу осуществлял А.В.Кри- вошеин, возглавлявший с 1908 г. Главное управление землеустройства и земледелия.

Аграрные преобразования в деревне принесли немалые плоды. Большая часть земель оказалась в руках зажиточного крестьянства. К ним переходили как помещичьи земли, скупленные через Крестьянский банк, так и земли бедноты. К 1914 г. половина товарного хлеба производилась именно зажиточным крестьянством. И все же противоречия в деревне не только сохранились, но и обострились; относительное дореформенное единство крестьянства осталось в прошлом. Столыпин говорил, что для успеха его начинаний требуется 20 лет покоя без войн и революций, — история не дала шанса проверить это предсказание. В годы Первой мировой войны аграрная реформа была прекращена (постановление Временного правительства от 28 июня 1917 г.).

Помимо аграрной сферы преобразования, связанные с деятельностью П. А. Столыпина, затрагивали и ряд других областей жизни империи. Так, например, правительство понимало, что успехи экономического развития страны напрямую зависят от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Еще в начале XX в. под давлением земской общественности Министерство народного просвещения притупило к разработке закона о введении всеобщего начального образования. Проект закона был представлен в первую, а затем во вторую Думу, но ни та ни другая не успели его рассмотреть. Лишь весной 1909 г. III Государственная дума приступила к обсуждению документа.

Первая его статья провозглашала: «Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность по достижении школьного возраста пройти полный курс обучения в правильно организованной школе». Устанавливался 10-летний срок введения всеобщего начального образования. Создание и оснащение необходимого числа школ правительство возложило на учреждения местного самоуправления — земства, городские управы и сельские общества.

Сама по себе идея всеобщего начального образования и способы ее претворения в жизнь не вызывали возражений ни в Думе, ни в Государственном совете. Споры развернулись по вопросу о том, кому должны подчиняться школы, есть ли смысл объявлять начальное образование обязательным, возможно ли преподавание на национальных языках.

Для Столыпина все это имело второстепенное значение. Главным было то, что проект отвечал его основному замыслу — дать возможность крестьянам-собственникам и их детям повысить свой культурный и образовательный уровень. Правительство, не дожидаясь принятия закона в Думе, фактически приступило к его осуществлению. Еще в июле 1907 г. Совет министров выделил на нужды народного образования более 2 млн рублей. Из этих денег Министерство народного просвещения начало выдавать земствам и городским управам специальные пособия на цели просвещения. Были разработаны типовые образцы школьных учреждений, составлены необходимые инструкции и т.п.

В последующем Государственная дума и Государственный совет значительно увеличили ассигнования на начальную школу: с 1907 по 1910 г. они выросли с 9 до 35,9 млн рублей. К середине 1910 г. почти все земские управы пожелали воспользоваться министерскими пособиями и более половины, получив их, приступили к осуществлению планов по введению всеобщего начального обучения.

Однако в самом порядке организации всеобщего начального обучения крылись серьезные недостатки. Предусматривалось подчинить начальные школы училищным советам, председателями которых оставались предводители дворянства, хотя едва ли не все земства высказались за выборность этой должности. Фактически произошел отказ и от принципа единства школы, так как церковно-приходские школы оставались в ведении Синода.

Практическое занятие № 19

«Первая мировая война»

Цель: систематизировать знания по причинам Первой мировой войны, ее ходу и последствиям для всех государств мира и прежде всего для России; проследить участие России в войне.

Задачи:

10) Образовательная: способствовать формированию знаний о причинах, ходе и итогах Первой мировой войны.

11) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия, интереса к родной истории.

12) Развивающие: способствовать развитию умений систематизировать материал, вычленять его основное ядро, проводить поиск исторической информации, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, делать выводы.

Оборудование: Н. В. Загладин. «Всемирная история 10-11 класс», дополнительная литература, лекционный материал.

Рекомендации по выполнению работы:

- внимательно читайте материал;

- последовательно выполняйте задания, опираясь на текст учебника и дополнительный материал.

Ход выполнения работы:

Задание № 1

Составьте цепочку-схему локальных конфликтов приведших к Первой мировой войне (начиная с 1905 г.) в хронологическом порядке.

Задание № 2

Изобразите в виде схемы военно-политические блоки, с указание названия, стан участниц, целей и планов каждого блока.

Задание № 3

Назовите причины и повод к войне:

Причины:

Повод:

Задание № 4

Заполните таблицу:


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.