Работа по учебнику № 183 (с. 48). — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Работа по учебнику № 183 (с. 48).

2017-09-28 1007
Работа по учебнику № 183 (с. 48). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

26. Прочитайте задачу. Рассмотрите чертеж.

27. Что известно в задаче? Как двигались поезда? (В противо­положных направлениях.)

— Что можно найти, зная скорости поездов? (Общую скорость, или скорость удаления.)

— Как узнать расстояние, пройденное двумя поездами за 6 ч?

— Какое дополнительное условие есть в задаче? (Города, из ко­торых вышли поезда, находились на расстоянии 175 км.)

— Как узнать общее расстояние между поездами? (Сложить расстояние, пройденное поездами, и расстояние между горо­дами.)

— Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

Решение

1) 50 + 75 = 125 (км/ч) — скорость удаления;

2) 125 • 6 = 750 (км) — расстояние, которое прошли поезда;

3) 750 + 275 = 1025 (км).

Ответ: через 6 ч поезда будут на расстоянии 1025 км друг от друга.

2. Проверочная работа

(Текст проверочной работы учащиеся получают на отдельных листочках.)

Вариант 1

3) Реши задачу.

Собрали 320 кг картофеля и 960 кг капусты. Картофеля полу­чилось на 80 мешков меньше, чем капусты. Сколько было мешков картофеля и сколько капусты?

3) Вычисли значения выражений.

893-40 302-56 52 320:80 234-133

Вариант 2

3) Реши задачу.

Из 56 м синей ткани и 44 м зеленой ткани сшили платья. Си­них платьев получилось на 3 больше, чем зеленых. Сколько сшили синих платьев и сколько зеленых?

3) Вычисли значения выражений.

583-70 804-29 34 650:70 354-124

(Самопроверка по листу самоконтроля. Тем, кто справится с проверочной работой быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание в рабочей тетради: № 18 (с. 43).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 48). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 138 777, 170 160, 327.

VIII. Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

IX. С какими вычислительными приемами вы познакомились сегодня на уроке?

X. Какие виды задач мы решали?

XI. Какое задание вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание

Учебник: № 184 (с. 48). Рабочая тетрадь: № 42, 43 (с. 51).

Урок 100. Письменное умножение на трехзначное число

Цели: познакомить с приемом умножения на трехзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на трехзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах; в сотрудничестве с учителем ставить и ре­шать новые учебные задачи; читать равенства, используя матема­тическую терминологию; решать задачи изученных видов; опреде­лять с помощью модели угольника виды углов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

XI. Организационный момент

XI.Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра «Поставь машину в гараж».

2. Работа над задачами • Один самосвал сделал за день 5 рейсов, другой — 3 рейса. За каждый рейс перевозили зерна поровну. Первый само-

(На доске нарисованы два гаража. На вырезанных из картона машинах написаны примеры. Учащиеся выполняют вычисления и прикрепляют машину к нужному гаражу.)

 

свал перевез на 20 т больше, чем второй. Сколько зерна перевез каждый водитель? (50 т и 30т.)

— Мальчик купил 5 красных карандашей и 7 синих по оди­наковой цене. За синие он заплатил на 6 руб. больше, чем за красные. Сколько мальчик заплатил за красные каран­даши и сколько за синие? (15руб. и 21 руб.)

— Один мотоциклист был в пути 3 ч, другой — 5 ч. Они ехали с одинаковой скоростью. Второй проехал на 80 км больше пер­вого. Сколько километров проехал каждый? (120км и 200км.)

3. Геометрический материал

— Раскрасьте прямоугольные треугольники красным каранда­шом, тупоугольные — синим карандашом, все остальные — желтым карандашом.

(Треугольники даны на карточках.)


 

2. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны выражения.)

423 • 24

423 • 240

423 • 204

XI. Сравните выражения. Чем они похожи и чем отличаются?

XII. Сколько неполных произведений получится при умноже­нии на 24? (Два — умножим на 2 десятка и на 4.)

XIII. Сколько неполных произведений получится при умно­жении на 240? (Два — умножим на 2 сотни и на 4 десятка. На ноль можно не умножать.)

XIV. Сколько неполных произведений получится при умноже­нии на 204? (Два — умножим на 2 сотни и на 4.)

XV. Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с письменным приемом умножения на трехзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах.)

XV.Работа по теме урока

Работа по учебнику

XVI. Посмотрите, как выполнено умножение на с. 49.

XVII. На сколько разрядов влево сдвинули второе неполное про­изведение в первом примере? (На два разряда влево.)

XVIII. Почему? (Умножали на единицы и на сотни.)

(Учитель делает запись на откидной доске.)

, 1962 ООО 1308 132762

XIX. Сравните запись на доске и запись в учебнике.

XX. Что обозначают нули в записи? (Десятки умножили на 327 и получили 0.)

XXI. Изменился ли результат? Почему? (Если к числу прибавить ноль, получится то же самое число.)

XXII. Рассмотрите второй пример. Почему второй множитель сдвинули на один разряд вправо? (Если число единиц - ноль — умножить на первый множитель, получится ноль. Сумма не изменится.)

№185 (с. 49).

(Коллективное выполнение с комментированием у доски.) №186 (с. 49).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

Волшебный сон

Реснички опускаются, Глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают, Отдыхают, засыпают. Шея не напряжена И рас-сла-бле-на. Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется. Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. (Громче, быстрее, энергичнее.) Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!

XXI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику № 187 (с. 49).

XV. Прочитайте задачу.

XVI. Что известно в задаче? Что нужно найти?

XVII. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Пло­щадь катка.)

XVIII. Сколько человек расчищало каток? Как это узнать?

XIX. Что можно узнать, зная площадь катка и количество учени­ков? (Сколько квадратных метров расчистил каждый ученик.)

XX. Зная это, как узнать, сколько квадратных метров расчистил каждый класс?

XXI. Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка, самооценка.) Решение

XXI. 20 • 10 = 200 (м2) — площадь катка;

XXI. 26 + 24 = 50 (уч.) — в двух классах;

XXI. 200: 50 = 4 (м2) — должен расчистить каждый ученик;

XXI. 4 • 26 = 104 (м2) — должен расчистить один класс;

XXI. 4 ■ 24 = 96 (м2) — должен расчистить другой класс. Ответ: один класс должен расчистить 104 м2, а другой - 96 м2. №190 (с. 49).

(Работа в парах. Коллективная проверка.)

XXI. Выполнение заданий в рабочей тетради №44 (с. 52).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) №45 (с. 52).

(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 17 (с. 43).)

XXI. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 49). Взаимопроверка.) Ответы: 174 240, 184 121, 2056.

— Оцените свою работу на уроке.

IV. Подведение итогов урока

— С каким вычислительным приемом вы познакомились се­годня на уроке?

— Какие виды задач мы решали?

— Какое задание вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание

Учебник: № 188, 189 (с. 49).

Урок 101. Закрепление изученного

Цели: закреплять изученные приемы умножения; совершен­ствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять пись­менное умножение на трехзначное число; моделировать с помо­щью схематических чертежей и решать задачи изученных видов; пользоваться чертежным угольником; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

- Организационный момент

- Актуализация знаний

V. Математический диктант

V. Найдите частное чисел 640 и 40. (76.)

V. Первый множитель 90, второй 40. Чему равно произведе­ние? (3600.)

V. Какое число меньше суммы чисел 450 и 550 на 100? (900.)

V. Уменьшаемое 1200, вычитаемое 350. Чему равна разность? (850.)

V. Назовите число, которое больше 60 в 15 раз. (900.)

V. На сколько надо разделить 720, чтобы получилось 40? (На 18.)

V. От какого числа надо отнять 800, чтобы получить 856? (1656.)

V. Какое число меньше 842 на 400? (442.)

V. Во сколько раз 20 меньше 1000? (В 50.)

V. Какое число надо уменьшить на 50, чтобы получить 180? (230.)

V. Во сколько раз разность чисел 125 и 100 меньше их суммы? (В 9.)

V. Запишите число, в котором 8 единиц II класса. Уменьшите его в 20 раз. (8000, 400.)

VI. Работа над задачами

XIV. Метро работает 16 ч в сутки. Сколько часов составит работа метро в течение 5 сут.? (16- 5 = 80(ч).)

XV. На молокозаводе 120 машин по производству эскимо, а ма­шин по производству глазированных сырков на 60 меньше. Во сколько раз машин по производству сырков меньше, чем машин по производству эскимо? (120: (120 — 60) = 2 (р.).)

XVI. За 16 билетов в краеведческий музей школьникам надо заплатить 480 руб. Сколько школьников можно провести в музей, если заплатить 900 руб.? (900: (480:16) = 30(ш.).)

Кабота по учебнику № 197(с. 50).

(Работа в группах. Каждая группа получает линованные лист­ки бумаги и ножницы. Увеличенный образец — на доске. Про­верка. Представители от групп выходят к доске и отчитываются о проделанной работе.)

— Какая фигура называется квадратом?

— Какие углы имеют полученные треугольники?

— Какие стороны имеют полученные треугольники?

— Какие названия имеют эти треугольники? (Прямоугольные, равнобедренные.)

— Какие фигуры получились?

III. Самоопределение к деятельности

(На доске карточки с выражениями.)


 

 


   
 
   
245•750

245 • 730
245 • 705
245•530
245 -735

 

 


245 • 753

— На какие группы можно разделить эти выражения? (При записи умножения получатся три неполных произведения или два неполных произведения. Во втором множителе нет нулей, ноль в разряде десятков, ноль в разряде единиц. И т. п.)

— Сформулируйте задачи урока. (Закрепить письменные прие­мы умножения на трехзначное число.)

VIII. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Объясните, как выполнено умножение на трехзначное чис­ло на с. 50.

М 191 (с. 50).

(Первые два столбика - коллективно, с комментированием у доски, последний — самостоятельно. Взаимопроверка.)

№ 192 (с. 50).

(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на от­кидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)

X. Физкультминутка

245 ■ 503

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали,

Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

VI. Продолжение работы по теме урока 1. Работа по учебнику

№193 (с. 50).

— Прочитайте задачу.

— Как кратко оформить условие? (В виде схематического чер­тежа.)

(Один ученик выполняет чертеж на откидной доске, осталь­ные — в тетрадях.)

35 л

60-55

 

— На сколько меньше израсходовали горючего на втором тракторе? {На 35л.)

— На сколько меньше работал второй трактор? (На 5 ч.)

— Что надо узнать в задаче?

— Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.) Решение

XI. 35: (60 — 55) = 7 (л) — расход горючего в час;

XII. 7 • 60 = 420 (л) - горючего израсходовали на первом тракторе;

XIII. 7-55 = 385 (л) - горючего израсходовали на втором тракторе. Ответ: на одном тракторе израсходовали 420 л горючего,

а на другом - 385 л горючего. №194 (с. 50).

— Прочитайте задачу.

— Как кратко оформить условие? (В виде схематического чер­тежа.)

— Составим чертеж. Что известно в задаче? Что нужно найти?

620 км/ч ?
  ) км
(= 14ч- 11ч

 

- Что находим в первом действии? (Время полета.)

XVII. Что можно найти, зная расстояние и время?(Общую ско­рость, или скорость удаления.)

XVIII. Как узнать скорость второго самолета? (Из общей скорости вычесть скорость первого самолета.)

XIX. Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.) Решение

1. 14 - 11 = 3 (ч) — время полета;

2. 3540: 3 = 1180 (км/ч) — скорость удаления;

3. 1180-620 = 560 (км/ч).

Ответ: другой самолет летел со скоростью 560 км/ч. 2. Выполнение заданий в рабочей тетради №49 (с. 53).

(Работа в парах. Коллективная проверка.) №48 (с. 53).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 33 (с. 48).)

3. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 50). Взаимопроверка с помощью чертежного угольника.)

5) Оцените свою работу на уроке.

1) Подведение итогов урока

6) Какие вычислительные приемы мы закрепляли сегодня на уроке?

7) Какие виды задач решали?

8) Какие виды треугольников учились чертить?

9) Какое задание вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание

Учебник: № 195, 196 (с. 50).

Урок 10 2. Закрепление изученного

Цели: закреплять изученные приемы умножения; совершен­ствовать вычислительный мавыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять пись­менное умножение на трехзначное число; моделировать с помо­щью схематических чертежей, таблиц и решать задачи изученных видов; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

XVIII. Организационный момент

XIX. Актуализация знаний

XIX. Устный счет

(Учитель показывает выражение, учащиеся записывают толь­ко ответ.)

25 м + 306 см = □ см

7 дм + 260 см = □ дм □ см

184т + 8ц + 30кг=ПтПкг

9 ц + 1154 кг = □ кг

200 т 460 кг - 20 130 кг = □ т □ кг

XIX. Работа по учебнику №201 (с. 51). (Устное выполнение.) № 1 (с. 52).

— Какой формы первая рамка? (Прямоугольной.)

— Как узнать ее площадь? (Длину умножить на ширину.)

— Всю ли эту площадь занимает рамка? (Нет, в центре рамки ставят фото.)

— Как узнать оставшуюся площадь? (Из всей площади вычесть площадь фотографии.)

— Составьте выражение. (4- 3- 2-1 = 10(см2).)

— Какой формы была вторая рамка, когда от нее отрезали уголки? (Квадратной.)

— Какую часть квадратного сантиметра отрезали? (Одну вторую.)

— Сколько целых квадратных сантиметров составляют отре­занные уголки? (2 см2.)

— Как узнать площадь рамки без фотографии и отрезанных уголков? (Из целой площади вычесть части.)

— Составим выражение. (4-4 — 2-2-2 = 10 (см2).)

— Сравните площади рамок. (Они одинаковые.) №2 (с. 52).

III. Самоопределение к деятельности — Соедините выражения с соответствующими свойствами умножения.

(Работа в группах. Проверка.) Ответ

 

Сочетательное свойство умножения

Распределительное свойство умножения

(Один ученик выходит к доске и стрелками соединяет выра­жения с математическими свойствами.)

VIII. Объясните, как выполнить умножение устно.

(Один ученик выходит к доске и объясняет вычислительный, прием.)

315 • (200 + 4) = 315 • 200 + 315 • 4 = 63 ООО + 1260 = 64 260 315 ■ (24 • 10)= 315 • 24 • 10 = 7560 • 10 = 75 600

IX. Как мы будем выполнять письменное умножение в пер­вом случае? (Вычислим два неполных произведения: умножим на 200 и на 4. Первое произведение запишем под единицами, второе — под сотнями.)

X. Как будем выполнять письменное умножение во втором случае? (Умножим, не глядя на нули: сначала на 4, потом на 2. Затем умножим на 10 — припишем один ноль.)

XI. Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в письмен­ном умножении на трехзначное число, в записи которого есть нули, закреплять изученные вычислительные приемы.)

XI. Работа по теме урока

Работа по учебнику №198 (с. 51).

(Первые три примера — коллективно, с комментированием у доски по цепочке, последний — самостоятельно. Взаимопро­верка.)

№199 (с. 51).

(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают на от­кидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)

XI. Физкультминутка

(Выбирают водящего — уточку.)

Дети. Уточка луговая,

315 (200+ 4)

Серая, полевая, Где ты ночку ночевала?

Уточка. Под кустиком, под березкой. Сама, утя, хожу, Детей своих вожу. Сама, утя, поплыву, Детей своих поведу.

315-(24- 10)

(Учащиеся идут за уточкой, выполняя вслед за ней движения: то переваливаются с ноги на ногу, то идут, положив ладони на ко­лени, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№200 (с. 51).

XII. Прочитайте задачу 1.

XIII. Как удобнее оформить краткую запись? (В виде схематиче­ского чертежа.)

XIV. Почему со второго участка собрали больше картофеля? (Его площадь больше.)

XV. На сколько больше? Как это узнать? (300 - 200 = 100 (м2).)

XVI. Покажите это на чертеже.

,------------------ ^

300 - 200

XVII. Что можно узнать, зная эти две разности: 1500 кг и 100 м2? (Сколько килограммов собрали с 1м2.)

XVIII. Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.) Решение

V. 1500: (300 - 200) = 15 (кг) - картофеля собрали с 1 м2;

VI. 15 • 200 = 3000 (кг) — картофеля собрали с одного участка;

VII. 15- 300 = 4500 (кг) — картофеля собрали со второго участка. Ответ: с одного участка собрали 3000 кг картофеля, а со вто­рого - 4500 кг картофеля.

XIX. Прочитайте задачу 2.

XX. Чем похожи задачи и чем они отличаются? (Одинаковые числовые данные, но разные условия.)

XXI. Как удобнее составить краткую запись для этой задачи? (В таблице.)

XXII. Составим таблицу. Что обозначают числа 200 и 300? (Пло­щади участков.)

XXIII. Что обозначает число 7500? (Общую массу картофеля.)

XXIV. Что известно об урожае, собранном с 1 м2 на каждом участке? (Он одинаковый.)

  Урожай, собранный с 1 м2 Площадь участка Общий урожай
Первый участок ? (одинаковый) 200 м2 ? } 7500 кг
Второй участок 300 м2 ?

 

- Что надо узнать в задаче? (Сколько килограммов картофеля собрали с каждого участка.)

- Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.) Решение

VI. 200 + 300 = 500 (м2) — общая площадь участков;

VII. 7500: 500 = 15 (кг) — урожай, собранный с 1 м2;

VIII. 15- 200 = 3000 (кг) — картофеля собрали с первого участка;

IX. 15 • 300 = 4500 (кг) — картофеля собрали со второго участка. Ответ: с первого участка собрали 3000 кг картофеля, а со вто-

' рого - 4500 кг картофеля. №204 (с. 51).

(Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затрудне­ния, берут карточки.)


1 м = 10 дм
1 дм = 10 см
1 м = 100 см
1 км = 1000 м
1 ц = 100 кг 1 т = 10 ц 1 т = 1000 кг 1 кг = 1000 г
1 сут. = 24 ч 1 ч = 60 мин 1 мин = 60 с
1 дм2 = 100 см2
1 м2 = 100 дм2
1 см2 = 100 мм2

 

 


(Коллективная проверка. Учащиеся по цепочке называют от­веты.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№49 (с. 53).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) №48 (с. 53).

(Работа в парах. Коллективная проверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предло­жить выполнить № 33 (с. 48).)

IX. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 51). Взаимопроверка.) Ответы: 4294, 13 471, 728 980.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие вычислительные приемы мы закрепляли сегодня на уроке?

— Какие виды задач мы решали?

- Какое задание вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание

Учебник: № 202, 203 (с. 51).

Урок 103. Что узнали. Чему научились

Цели: закреплять изученные вычислительные приемы; совер­шенствовать умение решать уравнения и задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять из­ученные приемы вычислений; решать уравнения; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи изученных видов; работать в группах; выполнять задания творческого и по­искового характера.

Ход урока

• Организационный момент

• Актуализация знаний

1. Решение уравнений

(Учитель показывает уравнения, учащиеся - карточки с от­ветами. Если класс слабый, на доске можно вывесить опорные схемы.)


 

 


X ■ а = Ь
X = Ь:а
х + а — Ь х — Ь — а

 

а :х = Ь
X = а:Ь
а—х = Ь х = а — Ь

 

X \а = Ь
X — а- Ъ

 

 


24 • х = 80 — 8 240 + х = 150 • 2

60: х = 30: 2 520-х=12-5

х: 18 = 75: 15 х + 180 = 2400: 10

2. Блицтурнир

(Учитель читает задачи, учащиеся записывают выражения для их решения.)

II. Было п красных шариков и т синих. Их разделили поров­ну на 4 человека. Сколько шариков досталось каждому? ((п+т):4.)

III. Саша поймал а рыбок, а Вова — в 4 раза меньше. На сколько рыбок меньше поймал Вова, чем Саша? (о — а: 4.)

IV. У Марины было с/ руб. Сколько денег у нее осталось после того, как она купила 4 пирожных по х руб. и один пирог с мясом за п руб.? (й — х - 4-п.)

—Было а листочков. Наташа взяла сначала к листочков, а по том еще 2 раза по столько же листочков. Сколько листочков осталось? (а — к — к ■ 2.)

—Крыша дома имеет форму прямоугольника, периметр кото­рого равен Ь м. Чему равна длина крыши дома, если ширина составляет с м? (Ь: 2 - с.)

3. Работа по учебнику

№3 (с. 53).

(Работа в группах. Каждая группа получает листы бумаги и ножницы. Образец в увеличенном виде - на доске. Проверка. Представители от групп составляют фигуру на доске.)

Ответ


 

III. Самоопределение к деятельности

4- Найдите ошибки в записи примеров. у 327 х327

406 460

, 1962 1962

1308 1308

15042 15042

5- Какие ошибки можно допустить при выполнении письмен­ного умножения?

6- О чем нужно помнить, чтобы избежать этих ошибок?

7- Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в письменном умножении на трехзначное число.)

7- Работа по теме урока

Работа по учебнику

№1(с.54).

(Учащиеся устно объясняют свойства умножения.)

8- Как используются эти математические свойства в вычис­лениях? {При записи умножения столбиком, если в разряде единиц или десятков есть нули.)

№ 7 (с. 54).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 - вторая строка. Четыре ученика работают на откидной доске. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Проверка, самооценка.)

№8 (с. 54).

9- Назовите арифметические действия первого порядка. (Дей­ствия в скобках.)

10- Назовите арифметические действия второго порядка. (Умножение и деление.)

11- Какие действия выполняем в последнюю очередь? (Сложе­ние и вычитание.)

12- Что делаем, если действия равнозначны? (Решаем слева на­право.)

13- Найдите значения выражений. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют ответы.)

— Что можно узнать, зная эти две разности? (Аналогично разбирается задача 2.)

V. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И считать, друзья, начните.

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

№ 11 (с. 54).

(Коллективное составление и самостоятельное решение урав­нений. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, са­мооценка.)

№17 (с. 55).

(Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затрудне­ния, составляют схематические чертежи под руководством учи­теля.)

14- Прочитайте задачу 1.

15- Почему в первый магазин привезли больше молока? (В пер­вый магазин привезли больше бидонов.)

16- На сколько больше? Как это узнать? (18 — 12.)

17- Покажите это на чертеже.

228 л 18-12

 

XXI. Сравните задачи. Какие изменения мы внесем в схемати­ческий чертеж?

66.

,------------------ ^

684 - 456

XXII. Запишите решения задач. (Самопроверка, самооценка.) 1) Решение

XXII. 228: (18 — 12) = 38 (л) - молока в одном бидоне;

XXII. 38 • 18 = 684 (л) — молока привезли в первый магазин;

XXII. 38 • 12 = 456 (л) — молока привезли во второй магазин. Ответ: в первый магазин привезли 684 л молока, а во вто­рой — 456 л молока.

2) Решение

XXII. (684 - 456): 6 = 38 (л) — молока в одном бидоне;

XXII. 684: 38 = 18 (б.) — молока привезли в первый магазин;

XXII. 456: 38 = 12 (б.) — молока привезли во второй магазин. Ответ: в первый магазин привезли 18 бидонов молока,

а во второй - 12 бидонов молока.

(Тем, кто справится с задачами быстрее остальных, дополни­тельно можно предложить выполнить № 4 (с. 53).)

VII. Рефлексия — Устно составьте задачу по чертежу и запишите ее решение.
15 км/ч   17 км/ч
   
  25 км ?  

 

(Самопроверка по образцу.)

X. Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник само­стоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 12 (с. 32, 33).)

VIII. Подведение итогов урока

XI. Какие вычислительные приемы мы закрепляли сегодня на уроке?

XII. Какие виды задач мы решали?

XIII. Кто успешно выполнил все задания?

XIV. Кому надо потренироваться в решении примеров и задач?

Домашнее задание

Учебник: № 14-16, 18—23 (с. 55, 56) - по выбору учителя.

Урок 104. Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Умноже­ние на двузначное и трехзначное число».

Планируемые результаты: учащиеся научатся работать само­стоятельно; выполнять мыслительные операции анализа и син­теза, делать умозаключения; контролировать свою работу и ее результат.

Ход урока

XIV. Организационный момент

XIV. Работа по теме урока

Контрольная работа

(Текст контрольной работы учащиеся получают на отдельных листочках.) Вариант 1

XIV. Реши задачу.

Из двух городов, расстояние между которыми 200 км, одновре­менно в противоположных направлениях выехали два автомобиля. Скорость одного 65 км/ч, а другого — 35 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 ч?

XIV. Выполни вычисления.

654-98 8104-65 579-780

738-52 7415-32 3004-401

XIV. Реши уравнение. а + 120 = 4000:5

XIV. Найди значение выражения. 9000 - 424 ■ 76: 4

5*. Реши задачу.

Оля вышла на прогулку на 3 мин раньше, чем Алеша. Алеша вышел на 2 мин позже, чем Саша. Кто из детей вышел раньше всех и на сколько минут? Вариант 2

XIV. Реши задачу.

Из двух поселков, расстояние между которыми 40 км, одно­временно в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного 5 км/ч, а другого - 6-км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 ч?

XIV. Выполни вычисления.

357-48 351-702 6814-820

5702-37 812-64 8003-231

VII. Реши уравнение. а + 970 = 69 • 32

VIII. Найди значение выражения. 8000 - 568 • 14: 2

5*. Реши задачу.

Врач прописал больному 5 уколов — по уколу через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы?

III. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: № 4 (с. 53) (по желанию), 2 (с. 56).

 

Урок 105. Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; познакомить с письменным приемом деле­ния трехзначного числа на двузначное при однозначном частном.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать при­чины допущенных ошибок; выполнять работу над ошибками; выполнять деление трехзначного числа на двузначное методом подбора цифры в частном; читать равенства, используя математи­ческую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах.

Ход урока

1)Организационный момент

2) Анализ контрольной работы

(Учащиеся анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе, и заполняют таблицу.)

Тема Количество ошибок
Решение задач  
Письменное умножение  
Решение уравнений  
Порядок действий в выражениях  

 

(Далее учащиеся исправляют свои ошибки и выполняют со­ответствующие задания на карточках.) Решение задач

— Заполни схематический чертеж к задаче из контрольной работы и запиши ее решение.

Письменное умножение

— Объясни решение примеров. Выполни умножение по об­разцу.

V327 V327 У 327

406 460 461

1962 1962 327

1308 1308 1962

132762 150420 1308

547 • 307 547 • 460 547-461

— Выпиши из контрольной работы пример, в котором ты до­пустил ошибку, и реши его.

Решение уравнений

— Продолжи решение уравнений.

24 х = 560 — 80 540-х= 12-40

24 • х = 480

— Выпиши из контрольной работы уравнение, в котором ты допустил ошибку, и реши его.

Порядок действий в выражениях

— Найди значения выражений, пользуясь алгоритмом. 1. (...).

1) «•» или «:».

2) «+» или «—».

45: 45 + (750 • 0 + 25) — 0: 15 569 • 0: 45 + 94: 1 - 65: 65

(Тем, кто не допустил ошибок в контрольной работе, можно предложить выполнить следующие задания.)

— Решите уравнения. 13 34 + 96

х - 17 = 23- 14

— Выполните действия с именованными числами. 23 ч — 1 мин 25 с = □ ч □ мин □ с

5 сут. 8 ч — 17 ч 30 мин = □ сут. □ ч □ мин 8 ц 89 кг - 98 кг = □ ц □ кг 2 в. -120 л. = Шв. Пл.

X. Решите задачу на смекалку.

Муравьишка и Муравьин нашли 3 пшеничных зернышка. Муравьин понес 2 зернышка, а Муравьишка — 1 зернышко. Му­равьин может донести до муравейника 2 зерна за 12 мин. Муравь­ишка же с 1 зернышком или без него движется в 2 раза быстрее. Если Муравьин понесет 1 зернышко, то он будет двигаться с такой же скоростью, что и Муравьишка с 1 зерном. У муравьев строго: только солнышко сядет, муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот будет ночевать на улице. До закрытия муравейника осталось 11 мин. Каким образом Муравьишке и Му- равьину успеть в муравейник до его закрытия? (Примерный ответ. Муравьишка донесет зернышко до муравейника за 12: 2 = 6 (мин). За это время Муравьин унесет два зернышка на половину расстоя­ния. Ему осталось идти с такой же скоростью 12 — 6 = 6 (мин). В то время как Муравьин с двумя зернышками пройдет один отре­зок пути, Муравьишка без груза навстречу пройдет вдвое больше, т. е. 2 таких отрезка. На это им понадобится 6:3 = 2 (мин). После этого Муравьишка и Муравьин понесут по одному зернышку в те­чение 2 мин до муравейника. 6 + 2 + 2=10 (мин). 10 < 11, значит, Муравьишка и Муравьин успеют в муравейник до его закрытия.)

X. Самоопределение к деятельности

XI. Решите задачу.

У Саши было 56 руб. Цена мороженого «Топтыжка» 14 руб. Сколько порций мороженого он может купить? (56:14 = 4 (п.).)

XII. Как вы нашли частное? (Подбирали числа. 14-2 = 28 (руб.), ост. 32 (руб.) — можно купить еще. 14 - 4 = 56 (руб.) — число подходит.)

XIII. Какой метод вы использовали при выполнении деления? (Метод подбора.)

XIV. Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с письменным приемом деления на двузначное число методом подбора част­ного.)

XIV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

XV. Посмотрите, как выполнено деление на с. 57.

XVI. Какой первый шаг сделали при выполнении деления? (За­менили делитель числом, оканчивающимся нулем, — число 492 делили не на 82, а на 80.)

XVII. Как называется цифра, которую получили? (Пробная цифра.)

XVIII. Почему она так называется? (Пробную цифру надо прове­рить.)

№205 (с. 57). (Устное выполнение.)

Примерные рассуждения учащихся

Чтобы 384 разделить на 96, надо найти цифру частного. Заменим делитель ближайшим меньшим разрядным числом 90 и будем делить 384 на 90. Для этого 384 разделим сначала на 10, получим 38, затем 38 разделим на 9, получим 4. Цифра 4 не окончательная, а пробная, потому что надо было 384 разделить на 96, а не на 90. Проверим цифру 4: умножим 96 на 4, получим 384, значит, цифра 4 верна. №206 (с. 57).

(Первый и второй столбики — коллективно, с комментирова­нием, третий и четвертый - самостоятельно (четвертый - по ва­риантам). Самопроверка, самооценка.)

XV. Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Покружиться.) Вот присела на минутку, (Присесть.)

Почесала клювом грудку,

(Встать, наклоны головы вправо и влево.)

И с дорожки на плетень,

(Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири,

(Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень!

(Прыжки на месте на двух ногах.)

XVI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№207(с. 57).

XIX. Прочитайте задачу.

XX. Как удобнее составить краткую запись? (В таблице.)

XXI. Составим таблицу. Что обозначают числа 20 и 36? (Коли­чество дней.)

XXII. Что обозначает число 2800? (Общее количество машин, из­готовленных в первые 20 дней.)

[

XXIII. Что обозначает число 12? (На столько машин увеличилась норма выпуска.)

Норма выпуска в день Количество дней Количество машин
? (одинаковая) <-]     2800 шт.
?, на 12 м. > —     ?

 

— Что надо узнать в задаче? (Сколькомашин выпустят при но­вой норме выпуска за 36 дней.)

— Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка по образцу, самооценка.) Решение

3. 2800: 20 = 140 (м.)


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.349 с.