Работа 15. Изучение состояния вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб у человека — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Работа 15. Изучение состояния вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб у человека

2017-09-10 675
Работа 15. Изучение состояния вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб у человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многочисленные связи вестибулярного аппарата с раз­личными отделами ЦНС обеспечивают разнообразие реф­лексов, возникающих при его адекватном раздражении. Это тонические рефлексы скелетных мышц шеи, тулови­ща, конечностей, глазных мышц и вегетативные рефлек­сы внутренних органов — сердца, желудочно-кишечного тракта, сосудов и т. д.

Цель работы: Изучить так назы­ваемый нистагм головы при вращательном движении и аналогичные движения глаз.

Для работы необходимо: кресло Барани, по­вязка для глаз, секундомер, карандаш.

Ход работы.

1. Вращательная проба. Испытуемый садится в кресло Барани, укрепляет планку для фикса­ции туловища и закрывает глаза. Голову его фиксируют головодержателем. Чтобы вызвать горизонтальный глаз­ной нистагм, его просят опустить голову вниз под уг­лом 15°. В этих условиях преимущественно активируются рецепторы горизонтальных полукружных каналов.

Затем экспериментатор равномерно вращает кресло с испытуе­мым со скоростью пол-оборота в 1 с. В таких условиях скорость вращения составляет 180° в 1 с, что превышает пороговую в 100 раз. После 10 оборотов кресло внезапно останавливают и просят испытуемого открыть глаза. Одновременно включают секундомер. Наблюдают после-вращательный нистагм: медленное движение глазных яблок в направлении вращения и более быстрый возврат их в исходное положение. Секундомер останавливают в момент исчезновения нистагма, вычисляют его продол­жительность.

До начала следующего исследования испытуемого инструктируют о том, что его будут вращать в кресле Барани и если у него появятся какие-либо ощущения, он должен немедленно сообщить об этом.

Затем ему завязывают глаза и вращают со скоростью пол-оборота в 1 с 10 раз. В начале движения испытуемый ощущает вращение и угадывает его направление.

Когда движение станет равномерным, он утрачивает это ощу­щение и сообщает, что кресло остановили. В момент действительной остановки у испытуемого появится ощу­щение противовращения. По секундомеру отмечают мо­мент появления и исчезновения ощущения противовраще­ния, вычисляют его длительность.

2. Определение порога ощущения противовращения (воз­будимости вестибулярного анализатора). Испытуемому завязывают глаза, дают ту же самую инструкцию и мед­ленно вращают кресло Барани. Когда движение станет равномерным, ему покажется, что кресло остановили, о чем он сообщит. В этот период определяют по секун­домеру примерную угловую скорость вращения. Если эта скорость пороговая или надпороговая, то в момент пре­кращения движения у испытуемого появится ощущение противовращения. Он должен будет сообщить об этом, а также указать направление кажущегося вращения.

После 5-минутного перерыва в зависимости от получен­ного результата испытывают действие более высокого или менее высокого отрицательного углового ускорения и устанавливают порог ощущения противовращения.

3. Указательная проба в модификации Барани. Перед испытуемым на расстоянии 0,5 см на уровне его головы устанавливают карандаш. Просят его посмотреть на ка­рандаш, закрыть глаза и указательным пальцем коснуться его верхнего конца.

Затем испытуемого вращают в кресле Барани в описанном выше режиме. Сразу же после ос­тановки кресла он протягивает руку вперед и, не откры­вая глаз, снова пытается коснуться верхнего конца карандаша. Обычно это сделать не удается, так как рука непроизвольно отклоняется в сторону вращения. Измеряют расстояние от указательного пальца испы­туемого до верхнего конца карандаша, определяя таким образом величину ошибки.

Затем просят испытуемого протянуть обе руки вперед под прямым углом к туловищу, вытянуть указательные пальцы и несколько раз привести их в соприкосновение друг с другом сначала при открытых, а затем при закры­тых глазах. Вращают испытуемого в кресле Барани 10 раз и повторяют те же самые наблюдения. Измеряют и сравнивают величину ошибок, допущенных во время выполнения задания, при открытых и закрытых глазах

4. Отолитовая проба. Просят испытуемого сесть в кресло Барани, закрыть глаза и наклонить голову и туловище вперед на 90°. Вращают кресло с испытуемым со ско­ростью пол-оборота в 1 с. После 5 оборотов кресло внезапно останавливают, при этом наблюдают за откло­нением корпуса от средней линии в сторону от пред­шествующего вращения.

После того как у испытуемого по пульсу определяют частоту сердечных сокращений, его вращают в кресле Барани в указанном выше режиме. Сразу же после оста­новки кресла подсчитывают по секундомеру пульс за 10-секундные промежутки времени до восстановления его исходной величины. Наблюдают учащение и урежение пульса (лабиринтно-сердечный рефлекс). Вычисляют в процентах степень максимального изменения пульса и сроки сохранения этих изменений после окончания вращения.

Рекомендации к оформлению работы. Внесите полученные цифровые данные в тетрадь прото­колов опытов, сравните выраженность и сроки сохра­нения глазного послевращательного нистагма у разных испытуемых, сравните выраженность и направление лабиринтно-сердечного рефлекса у разных испытуемых, оцените длительность послевращательного нистагма и порог ощущения противовращения, сравните их с нормой.

ВНД

Занятие№ 15

Работа 16.1. Изучение подвижности нервных процессов

В коре головного мозга.

Цель работы: оценить подвижность нервных процессов в начале и конце практического занятия, проследить, как влияет интенсивное умственное напряжение на подвижность нервных процессов в коре головного мозга.

Для работы необходимо: лист бумаги, ручка, секундомер.

Объект исследования: человек.

Ход работы:

1. В начале занятия за 20 с нарисовать максимально возможное количество треугольников, чередуя направление их вершин и оснований (вверх, вниз).

2. В конце занятия за 20 с нарисовать максимально возможное количество треугольников, чередуя направление их вершин и оснований (вверх, вниз).

3. Подсчитать количество изображенных треугольников в обоих случаях, определить число ошибочных комбинаций и сравнить результаты, полученные в начале и конце практического занятия.

4. Сравнить индивидуальные результаты со средестатистическими данными в группе.

В выводах отметить, как изменилась подвижность нервных процессов в коре головного мозга в результате умственной нагрузки у испытуемого и сопоставить данные со среднестатистическими групповыми результатами.

Работа 16.2. Выработка и угасание условного вегетативного зрачкового рефлекса на звонок у человека

Цель работы: убедиться, что на действие индифферентного раздражителя вырабатывается условный рефлекс при подкреплении его безусловным раздражителем, а в дальнейшем неподкрепление условного сигнала безусловным раздражителем приводит к угасанию выработанного условного рефлекса (угасательное торможение).

Для работы необходимо: звонок, темный, плотный лист бумаги.

Объект исследования: человек.

Ход работы. В работе принимают участие одно­временно все студенты группы. Одна половина студен­тов — исследуемые, вторая - экспериментаторы.

1. Закрыть глаза плотным листом бумаги, а затем быстро убрать лист и отметить реакцию зрачка.

2. Затем проверить у исследуемых отсутствие расширения зрачка на звук.

3. Приступают к выработке условного вегетативного зрач­кового рефлекса на звонок. Для этого после действия звукового сигнала через 20-30 с закрыть глаза исследуемого темным листом бумаги (можно ладонями) в течение 5-10 с. Обычно после 10сочетаний вырабатывается условный зрачковый рефлекс на звук, когда только подача звукового сигнала (без затемнения глаз) вызывает условно-рефлекторное расширение зрачка.

4. Отметить на каком сочетании условного и безусловного раздражителей выработался условный рефлекс. Закрепить условный рефлекс несколькими чередованиями условного звукового сигнала с безусловным раздражителем – закрыванием глаз.

5. Перестать подкреплять условный звуковой сигнал безусловным раздражителем — затемнением. Отметить через какое число изолированных действий условного раздражителя произойдет угасание условного вегетативного зрачкового рефлекса на звуковой раздражитель. Ско­рость угасания условного рефлекса определяется силой процесса, внутреннего торможения.

Рекомендации к оформлению работы: Полученные результаты внесите в таблицу.

Табл. 7. Результаты выработки и угасания зрачкового рефлекса

Порядковый номер раздражителя Раздражи­тель — звонок Безуслов­ный разд­ражитель Безуслов­ная реакция Условная реакция
  - + есть  

Отметьте, после какого числа сочетаний раздражи­теля — звонка — с безусловным подкреплением вырабо­тался условный вегетативный зрачковый рефлекс, а также условия его угасания.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.