Работа 9.2. Изучение статических и статокинетических рефлексов у интактных животных (морской свинки, кролика и лягушки) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Работа 9.2. Изучение статических и статокинетических рефлексов у интактных животных (морской свинки, кролика и лягушки)

2017-09-10 2091
Работа 9.2. Изучение статических и статокинетических рефлексов у интактных животных (морской свинки, кролика и лягушки) 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

I. Цель работы: Убедиться в существовании позно-тонических, выпрямительных, «лифтных» рефлек­сов у различных животных.

Для работы необходимо: Для работы необходимо: дощечка размером 10X10 см, салфетка из полиэтиленовой пленки, морская свинка, кролик, вращающийся стул.

Ход работы.

1. Посадите морскую свинку на салфет­ку из пленки или платформу и изучите ее естественную позу.

2. Взяв морскую свинку за мордочку, поднимите ее голову вверх. Заметьте, что в этих условиях передние лапки животного разгибаются (рис. 8), задние же остаются согнутыми, что обусловлено особенностями позы, типичной для данного вида животных.

 

Рис. 8. Разгибание передних лапок морской свинки после подъёма головы.

(а – исходная поза животного до подъёма; б – после подъёма)

 

3. Смоделируйте выпрямительные рефлексы, возникающие при нарушении нормальной позы. Они представляют собой цепь тонических рефлексов, направленных на восстановление нормальной позы.

Для проведения эксперимента животное поднимают вверх, придерживая за плечевой пояс; затем поворачивают туловище на 180°, голова при этом направлена теменем книзу. Голову вначале прижи­мают пальцами, затем освобождают. При этом она стремит­ся принять нормальное положение — поворачивается теменем кверху (рис. 9, а).

Рис. 9. Восстановление естественного положения головы морской свинки после поворота туловища до продольной оси тела на 1800.

(а – поворот туловища на 1800, голову фиксируют; б – голова освобождена)

Рис 10. Восстановление естественного положения головы морской свинки после поворота туловища на 900.

(а – поворот туловища на 900, голова и туловище прижаты ладонью; б – голова освобождена; в – туловище освобождено)

 

4. Переводят туловище морской свинки в вертикальное положение головой вниз, беря ее за таз. Отмечают, как и в этих условиях ведет себя животное.

5. Осторожно укладывают морскую свинку на один бок, прижимая голову и туловище ладонью (или дощечкой) к плоскости опоры; удерживают ее в этом положении до тех пор, пока она не успокоится.

Затем голову осво­бождают. Отмечают, что она также принимает нормальное положение — теменем кверху (рис. 9, б).

6. Для получения выпрямительных рефлексов с проприорецепторов мышц и сухожилий шеи, проприорецепторов и кожных рецепторов туловища на мышцы туловища и конечностей у морской свинки повторяют предыдущий опыт. Укладывают морскую свинку на один бок, прижимая голову и туловище ладонью. Затем освобождают голову и плечевой пояс: голова немедленно поворачивается теменем кверху, а за нею и передняя часть туловища. После этого освобождают заднюю часть туловища. Отмечают, как и в этих условиях ведет себя животное. (рис. 10).

7. Поднимают морскую свинку вверх, поворачивают ее спинкой книзу и отпускают, предоставляя возможность свободного падения. Опишите поведение животного.

8. Быстро переме­щают свинку вместе с площадкой то вверх, то вниз. Как именно меняется положение ее туловища, головы, лапок. (рис. 11, б).

9. При подъеме описанные выше рефлекторные реакции чередуются в обратном порядке. (рис. 11, в).

Рис. 11. Изменение позы морской свинки во время быстрого спуска.

(а – исходная поза; б - поза в начале быстрого спуска; в – поза в момент внезапного прекращения спуска)

 

10. Приподнимают морскую свинку и удерживают ее в воздухе: лапки ее полусогнуты и свисают. Затем быстро продвигают ее по направлению к земле. Опишите рефлекс приземления.

Аналогичные изменения в положении конечностей наступают у кролика и морской свинки, если посадить их на стол и быстро продвинуть вперед (рис. 12).

Рис. 12. Изменение позы морской свинки при быстром продвижении вперед (с опорой).

(а – исходная поза; б – поза в момент продвижения вперед)

 

Рекомендации к оформлению работы. Опишите наблюдаемые рефлексы.

 

 

II. Статокинетические рефлексы, возникающие под влиянием углового ускорения удобно изучать на лягушке.

Для работы необходимо: вращающийся стул, большая воронка, таз с водой, лягушка.

Ход работы.

1. Лягушку сажают на вращающийся стул, покрывают сверху большой воронкой и быстро вращают. Отмечают, характер вращения головы лягушки и туловища.

Нередко удается наблюдать, как, реагируя на положительное угловое ускорение, лягушка ползет по кругу в сторону, противо­положную направлению вращения. После окончания вращения у лягушки восстанавливается исходная поза.

2. Опускают лягушку в таз с водой, ставят таз на вращающийся стул.

Отмечают, что во время вращения лягушка уплывает в противоположную вращению сторону.

Рекомендации к оформлению работы. Перечислите известные Вам статические и статокинети­ческие рефлексы. Укажите их рецептивные поля и значение.

 

Гормоны.

Занятие№ 10


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.