МЕТОД СОВМЕСТНОГО опроса («опрос мнений») — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

МЕТОД СОВМЕСТНОГО опроса («опрос мнений»)

2017-09-10 410
МЕТОД СОВМЕСТНОГО опроса («опрос мнений») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Совместный опрос» – это один из способов, позволяющих учителю вести глубокое обсуждение литературного произведения. Лучше всего применять этот метод в группе из 8-10 учащихся – чтобы и обеспечить максимальное участие учеников, и в то же время иметь разнообразие мнений и идей.

 

Обоснование: «Метод совместного опроса» может привести к действительно воодушевленным дискуссиям в классе. Когда ученики читают интересный текст, вызывающий разную реакцию, и когда им задают реальные вопросы (т.е. такие вопросы, на которые у учителя нет заранее готовых «правильных» ответов), и когда им предлагают дать различные ответы, которые будут отличаться друг от друга, и далее вести дискуссию друг с другом – тогда это часто ведет к глубокому мышлению. Даже когда учитель использует не все шаги, описываемые ниже, и отдельные аспекты «метода совместного опроса» могут способствовать улучшению обсуждений, которые проходят в классе.

 

Количество учеников в группе: «Метод совместного опроса» работает очень хорошо с группами учащихся от 6 до 20. Если в группе меньше учеников, то может оказаться, что высказывается недостаточно различных идей, а в более многочисленных группах у учеников не будет достаточно возможностей для участия в работе. Если в классе более 20 учеников, то второй половине учеников можно дать другое задание, пока с первой половиной вы проводите обсуждение, используя «Метод совместного опроса».

Материалы: У каждого ученика долен быть доступ к обсуждаемому тексту. Этот текст можно либо прочитать вслух, либо пересказать им, или же ученикам можно раздать экземпляры этого текста – в этом случае они его читают самостоятельно.

 

Необходимое время: Обсуждение с применением «Метода совместного опроса» займет по крайней мере 25 минут. Оно может продолжаться до 45 минут и ученики при этом не потеряют интереса.

 

Ход работы:

 

Шаг 1: Выберите произведение, которое будет способствовать дискуссию. До обсуждения учителю следует отобрать какое-то произведение (или его часть), которое будет способствовать дискуссии. Такое произведение должно допускать более чем одну интерпретацию (отнюдь не любое произведение подойдет в этом отношении) и должно поднимать интересные проблемы. На удивление хорошо этим критериям часто отвечают народные истории.

Шаг 2: Дайте ученикам возможность прочитать материал. Учитель должен позаботиться о том, чтобы все ученики внимательно прочитали материал. Предпочтительно, чтобы ученики прочитали материал дважды, прежде чем вы будете его обсуждать – или они могут прочитать его, используя метод «Направляемое чтение» или «Направляемое чтение /обдумывание», которые были описаны выше.

Шаг 3: Подготовьте вопросы для обсуждения. Учителю необходимо подготовить четыре или пять вопросов для обсуждения. Это должны быть «интерпретационные» вопросы и они должны отвечать следующим критериям:

1. Это должны быть реальные вопросы: такого рода вопросы можно задать приятелю после просмотра фильма, вызывающего неоднозначную реакцию.

2. На такие вопросы имеется более чем один обоснованный ответ (Это критерий, способствующий дискуссии. Если этот критерий не выполнен, то обсуждение не станет настоящей дискуссией).

3. Вопросы должны вести дискуссию к тексту. Такой вопрос как: «Почему жена великана проявила больше доброты к Джеку нежели его собственная мать?» - заставляет учеников сначала говорить о том, что есть в тексте, хотя затем они и могут высказать соображения на основе того, что им известно из жизненного опыта. Тогда как вопрос вроде: «Доводилось ли кому-то из вас поступать столь же отважно, как поступил Джек?» - уводит обсуждение от текста в 25 разных непредсказуемых направлений.

Шаг 4: Назовите вопрос. Учитель записывает первый вопрос на доске и предлагает всем ученикам на него ответить.

Шаг 5: Ученики обдумывают вопрос и записывают свои ответы. Учитель просит учеников подумать над этим вопросом, а затем кратко записать свои ответы. (Если ученики очень маленькие, и поэтому запись ответа может быть делом слишком трудоемким, учитель может сказать, что он сосчитает до 60, прежде чем попросить кого-нибудь ответить на вопрос – так что все это время они должны обдумывать свой ответ).

Шаг 6: Учитель выслушивает ответы учеников. Когда учитель предлагает ученикам ответить, она может попросить зачитать свой ответ тех учеников, которые стесняются говорить. Она вызывает дискуссию между учениками, указывая на различия в том, что они говорят, и просит тех и других учеников поподробнее остановиться на различиях. Она может попросить учеников поддержать свои идеи ссылками на текст или переформулировать свои идеи более понятным образом. Однако она не поправляет ученика и никоим образом не дает им понять, что какой-то из ответов является правильным, а какой-то – нет. Важно также, что учитель не предлагает свой собственный ответ на этот вопрос.

Шаг 7: Учитель заполняет таблицу ответов. Таблица представляет собой список имен учеников и краткое изложение ответа каждого ученика. Учитель ведет эту таблицу для того, чтобы показать свое уважение к мыслям учеников, замедлить разговор, вести учет того, что было сказано, а также отмечать, кто участвовал в обсуждении, а кто – нет.

Шаг 8: Учитель обобщает дискуссию. Когда обсуждение какого-то вопроса оказывается исчерпанным, учитель читает вслух записанные ею в таблицу краткие обобщения высказываний учащихся. Затем учитель или один из учеников делает обобщение всей дискуссии по этому вопросу.

Шаг 9: Учитель задает вопросы дальше. Учитель может записать еще один вопрос на доске и продолжать, как было описано выше. Но по желанию учителя, когда дискуссия уже завязалась, учитель может следовать за учениками и продолжать обсуждать проблемы и вопросы, которые они поднимают.

ОЦЕНКА: Оценивать работу учеников в процессе обсуждения с использованием «Метода совместного опроса» довольно сложно, поскольку не предполагается, что ученики должны дать какой-то правильный ответ. Тем не менее учитель может наблюдать за каждый учеником в процессе его участия в обсуждении и оценивать качество этого участия посредством шкалы рубрик. Интересовать учителя могут следующие параметры:

• С готовностью ли участвует ученик?

• Дает ли ученик глубокий проницательный ответ?

• Может ли ученик подкрепить свой ответ доказательствами из текста?

 

Рубрики, составленные учителем для оценки участия учеников в задании, могут выглядеть следующим образом:

 

Рубрики оценки участия в обсуждении в малой степени в умеренной степени в большой степени
С готовностью ли участвует ученик?      
Дает ли ученик глубокий проницательный ответ?      
Может ли ученик подкрепить свой ответ доказательствами из текста?      

 

 

Еще один способ оценки работы учеников – это попросить их после обсуждения написать эссе, в котором они должны дать свою интерпретацию и подкрепить ее аргументами из текста. Эссе можно оценивать, взяв два последних критерия из таблицы, приведенной выше, добавив несколько других:

рубрики оценки письменного эссе в малой степени в умеренной степени в большой степени
Дает ли ученик глубокий проницательный ответ?      
Может ли ученик подкрепить свой ответ доказательствами из текста?      
Достаточной ли длины работа?      
Хорошо ли работа организована?      
Четко ли в работе выражается суть дела и придерживается ли ученик темы?      
Точно ли и понятно ли используются в работе слова?      

 

 

Советы: Многие учителя, даже когда при проведении обсуждения книги они не используют «Метод совместного опроса» целиком, они применяют его отдельные аспекты. Например, они могут попросить учеников записать те идеи, которые они хотели бы вынести на обсуждение, или же они ведут записи высказываемых учениками идей во время обсуждения; или они стараются сделать так, чтобы при обсуждении идеи высказывали ученики, а не доминировал сам учитель.

 

 


ПАУТИНА ДИСКУССИИ

«Паутина дискуссии» соединяет динамику хорошей дискуссии с методами обучения сообща. Поскольку взаимодействие во время данного вида деятельности происходит в парах и в группах из четырех учеников, то этот метод можно применять в классах любого размера. Для учеников постарше «Паутина дискуссии» может служить хорошей подготовкой для написания аргументированного эссе. «Паутина дискуссии» применяется на уроке во время фазы консолидации – той части урока, когда ученики размышляют над тем, что они изучили, и думают о тех выводах, которые можно извлечь из созданного ими смысла.

 

Обоснование: Уметь занять позицию по проблеме, вызывающей разногласия, и подкрепить ее аргументами является аспектами критического мышления. Это полезная подготовка для участия в жизни открытого общества. «Паутина дискуссии» учит учеников играть активную роль в обсуждении, занимать позицию по дебатируемым проблемам или противоречивым вопросам, подкреплять свою позицию аргументами и сотрудничать с другими, чтобы продвигать определенную точку зрения.

Количество учеников в группе: Метод «Паутина дискуссии» можно применять, если у вас есть по меньшей мере 2 группы из четырех учащихся в каждой, а таких групп может быть сколько угодно.

 

Материалы: Применение метода «Паутина дискуссии» требует, чтобы у каждой пары учеников был лист бумаги, на котором они должны начертить графический организатор - «Паутину дискуссии» (см. выше – в тексте урока). Ученикам также понадобятся ручки или карандаши, чтобы записывать свои идеи.

Необходимое время: Задание с использованием этого метода занимает от 20 до 30 минут.

Ход работы:

 

Шаг 1: Учителю необходимо подготовить продуманный бинарный вопрос. Бинарный вопрос – это такой вопрос, на который возможно два ответа. На него можно ответить либо «да», либо «нет», подкрепив свой ответ аргументами. Например, при обсуждении рассказа «Иван и тюленья шкура» в качестве бинарного вопроса для обсуждения можно было бы взять такой: «Правильно ли сделал Иван, что украл тюленью шкуру?»

Шаг 2: Учитель просит пары учеников подготовить таблицу «Паутина дискуссии». (Как она выглядит, можно посмотреть выше – в тексте урока). Этим парам учеников дается 4 или 5 минут, чтобы продумать аргументацию и написать по три причины в поддержку обеих сторон в дискуссии. Они перечисляют эти аргументы в таблице «Паутина дискуссии».

Шаг 3: Каждая пара учеников объединяется с другой парой. Они рассматривают те ответы, которые они дали в поддержку обеих сторон по этому вопросу, и делают добавления к своим спискам.

Шаг 4: Четыре ученика обсуждают этот вопрос, пока они не придут какому-то заключению. То есть, в своей четверке ученики достигают согласия в отношении определенной позиции по этому вопросу и перечисляют свои аргументы, которые подкрепляют данную позицию. Свою позицию они записывают в клетку «Заключение» в таблице «Паутина дискуссии».

Шаг 5: Учитель вызывает несколько четверок и просит их кратко сообщить свою позицию и аргументы в ее поддержку. Учитель может предложить группам провести дискуссию друг с другом, если окажется, что они заняли разные позиции по этому спорному вопросу.

 

Советы: Учителю хорошо заранее решить для себя, в какой мере он хочет, чтобы ученики достигли согласия по предложенному вопросу. На такие вопросы, которые мы называем вопросами «высшего порядка», зачастую нельзя дать какой-то один однозначный ответ, обоснованный хорошими аргументами. Было бы ошибкой пытаться заставить учеников достичь одного общего ответа на подобный вопрос. Например, при обсуждении рассказа «Иван и тюленья шкура» нельзя дать какой-то окончательный ответ на вопрос «Было бы лучше, если бы Иван не брал тюленью шкуру?» Мы, как учителя, хотим лишь, чтобы наши ученики заняли какую-то позицию по этому вопросу и подкрепили бы ее аргументами. С другой стороны, где это возможно, мы не должны избегать этого. Предположим, например, что вопрос был: «Было бы лучше, если бы Иван был честен со своей женой, вернул ей ее шкуру и разрешил бы ей самой решить, остаться ей или уйти?». В этом случае было бы разумно, чтобы наши ученики пришли к согласию, что да, это было бы лучше.

 


ДЕБАТЫ

С учениками третьего класса и старше после проведения задания с использованием метода «Паутина дискуссии» часто оказывается полезным провести «дебаты». Цель дебатов не в том, чтобы определить победителей и побежденных, а в том, чтобы помочь ученикам попрактиковаться в том, как делать утверждения и защищать их аргументами, в условиях, когда другие выдвигают другие утверждения. Уметь работать с утверждениями, аргументами и дискуссиями, уметь отстаивать идеи и спорить с ними, не нападая на своих противников, – все это ключевые элементы критического мышления.

Обоснование: Умение вести дебаты по вопросу часто требует глубокого понимания темы. Метод «Дебаты» также учит учеников занимать определенную позицию по спорному вопросу или противоречивой проблеме, подкреплять свою позицию аргументами, защищать свою позицию против контраргументов, а также уметь сосредоточить внимание на идеях – не нападая на людей.

Количество учеников в группе:Дебаты проводятся со всем классом.

Материалы: Для проведения дебатов не требуется никаких ресурсов.

Необходимое время:Использование метода «Дебаты» потребует от 20 до 30 минут.

Ход работы:

Шаг 1: Подготовьте бинарный вопрос. Чтобы устроить дебаты, вам необходим бинарный вопрос, т.е. это такой вопрос, на который возможно два ответа – либо «да», либо «нет» (поскольку при использовании метода «Паутина дискуссии», который был рассмотрен выше, тоже применяется бинарный вопрос, то мы часто применяем метод «Дебаты» после «Паутины дискуссии»). Учитель придумывает вопрос, по которому мнения учеников действительно разделятся, и пишет вопрос на доске, чтобы все его видели. (Если вы не уверены, что ученики по этому вопросу разделились примерно поровну, то прежде чем переходить к дебатам, попросите их поднять руки – чтобы увидеть, как разделились мнения).

Шаг 2: Ученики обдумывают вопрос и свободно его обсуждают. Сначала каждый ученик может самостоятельно набросать свой ответ на листе бумаги, а через 2 минуты ученики могут обсудить свои ответы с партнером в паре – чтобы стимулировать дополнительные идеи.

Шаг 3: Учитель просит учеников разделиться. Те, кто считают, что правильным является один ответ на вопрос, встают и становятся вдоль одной стены класса; а те, кто считают что правильным является другой ответ – становятся вдоль стены напротив. Те кто действительно не хочет присоединиться ни к тем, ни к другим (то есть, обдумав вопрос, они полагают, что обе стороны частично правы, или что не правы ни та, ни другая стороны) – должны встать вдоль стены между двумя другими.

Шаг 4: Учитель объясняет два основополагающих правила:

а) Ученики не должны проявлять грубость по отношению друг к другу (учителю возможно стоит объяснить и продемонстрировать, что это значит).

б) Если ученики слышат такой аргумент, который заставляет их изменить свое мнение, то они должны перейти на другую сторону (или в середину).

Шаг 5: Ученикам на каждой стороне дается 3 или 4 минуты решить, почему они на этой стороне. Затем учитель просит их сформулировать предложение, которое выражает их позицию. Учитель просит учеников на каждой стороне назначить кого-то, кто произнесет это предложение, где выражена их позиция.

Шаг 6: Один человек с каждой стороны (включая и группу неприсоединившихся) говорит, какова позиция этой группы.

Шаг 7: Теперь любой ученик из любой команды может что-то сказать (контраргументы или опровержения) в ответ на то, что сказала другая команда, или же дополнительные аргументы в поддержку стороны своей команды.

Шаг 8: Учитель отслеживает, как выполняется задание, и заботится о том, чтобы тон высказываний не начал превращаться в отрицательные нападки. Учитель просит сделать пояснения. Он предлагает сам одну или две идеи, если необходимо выступая в качестве адвоката дьявола. Он переходит с одной стороны на другую. Он поощряет учеников переходить на другую сторону, если их убеждают высказываемые аргументы.

Шаг 9: После того как дебаты идут 10 – 15 минут, учитель просит каждую сторону обобщить то, что они сказали.

Шаг 10: Учитель «подводит итоги» дебатов, анализируя высказанные идеи и аргументы. Или же он может попросить каждого ученика написать аргументированное эссе, в котором ученик должен изложить, что он считает по данному вопросу и почему.

Советы: По мере того, как идут дебаты, вам можно моделировать с помощью пантомимы поведение при изменении позиции: после того, как кто-то предлагает хороший аргумент, вы на мгновение выглядите погруженной в раздумье, а затем переходите на противоположную сторону.

Примечание: Дебаты могут быть полезным и энергичным способом исследовать какие-то идеи. Но учитель должен внимательно следить за тем, чтобы дух соревновательности не захватил учеников и не помешал им увидеть нюансы в обсуждаемых идеях.



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.