Урок 122. Признаки однокоренных слов — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Урок 122. Признаки однокоренных слов

2017-09-10 557
Урок 122. Признаки однокоренных слов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

(На доске записаны слова.)

• Печурка, печать, печка.

• Желток, железо, желтый.

— Чем похожи эти слова? (У них есть общая часть.)

— Найдите лишнее слово в каждой строке. (Впервой — печать, во второй — железо.)

— Почему эти слова лишние? (Они имеют другое значение.) Тема урока: «Признаки однокоренных слов».

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова. Назовите корень.

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

— Подберите однокоренные слова.

Машина —..ист, море —..як, скрипка —..ач, рыба —..ак, ягода —..ник, баян —..ист.

— Найдите корень в каждой паре слов.

(Упр. 294.)

— Прочитайте. Найдите однокоренные слова, которые подо­брала Катя. Что вы можете о них сказать? (Они не являются однокоренными. У них разное значение.)

— Найдите однокоренные слова, которые подобрал Дима. Что вы можете о них сказать? (Эти слова однокоренные. У них есть общая часть и общее значение.)

(Упр. 295.)

— Прочитайте. Найдите рассуждение.

— Выполните задание.

— Прочитайте слова. Назовите корень.

V. Физкультминутка

VI.Закрепление изученного материала

Сейчас я прочитаю вам сказку.

Два корня Встретились однажды корень куста и корень слова

—Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто?

—А я тоже корень, — отвечает другой.

—Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живешь?

—А я живу в словах, — ответил второй.

—Ну какой же корень может жить в словах? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки, И вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

—Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не расте­ний, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только ИЗ одного корня -лет-.

—Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

—А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, НИ фруктов, ни ягод даже назвать-то нельзя! — не сдается второй. Услышали их спор люди и говорят:

—Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие Корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех род­ственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, ОТ которой все они произошли.

—О каких же корнях шла речь в сказке?

— Какой из этих корней людям нужнее? (Упр. 296.)

— Прочитайте. Кто автор этого стихотворения?

— Найдите однокоренные слова. Докажите, что они являются однокоренными. (Точилка и точит — имеют общий корень и общее значение. Точилкой точат карандаши.)

— Найдите памятку № 3. Подготовьтесь к письму по памяти.

— Закройте учебники. Запишите. Выделите корень в одноко­ренных словах.

VII. Итог урока

— Назовите два признака однокоренных слов.

Домашнее задание Упр. 297.

 

Урок 123. Признаки однокоренных слов {продолжение)

Цели: закрепить умение распознавать и подбирать однокорен­ные слова; развивать мышление, память, речь учащихся.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Так же как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. Ледяной, ледовый, лед. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды.

- Назовите корень в однокоренных словах. Тема урока: «Признаки однокоренных слов».

II. Проверка домашнего задания

-Прочитайте однокоренные слова, которые вы подобрали. Назовите в этих словах корень.

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

(Выборочный диктант.)

— Из слов, записанных в скобках, выпишите только одноко­ренные слова к данному слову. Выделите корень.

• Липа (прилипнуть, липовый, липка, налипло, липонька, нали­пать).

• Осина (посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка).

(Упр. 298.)

— Прочитайте. Кто автор этого стихотворения?

— Объясните значение слова проталинки. (Место, где стаял снег и открылась земля.)

- Подберите однокоренные слова к этому слову. (Таять, растаял, оттаял.)

— Прочитайте памятку № 3. Подготовьтесь к письму по памяти.

— Закройте учебники. Запишите. (Упр. 299.)

— Прочитайте. Все ли пары слов являются однокоренными? (Примерный ответ. Слова дети — малыши, мороз — холод, тропа — дорога имеют общее значение, но у них нет общего корня, поэтому они не являются однокоренными. Слова гора — горе имеют общий корень, но значение у них разное, поэтому они не являются однокоренными.)

— Выполните задание.

— Прочитайте. Назовите корень.

V. Физкультминутка

VI.Закрепление изученного материала

(Упр. 301.)

— Прочитайте. О чем говорится в тексте?

— Какие орфограммы встретились в словах?

— Объясните их правописание.

— Выполните задание.

— А сейчас давайте поиграем в игру «Найди пару». Найдите в каждом столбике пары родственных слов.

Стол — столбы Азбука — алфавит

Пень — пенка День — деньги

Коза — козленок Лимон — лимонад

Коза — стрекоза Лимон — апельсин

Ком — комната Вода — водитель

Сад — досада Пять — пятка

Дорога — подорожник Час — часто
Конь — конец

— Почему остальные пары слов не являются родственными?

VII. Итог урока

— Какие слова называются однокоренными?

Домашнее задание Упр. 302.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.