Особенности внешнего строения птиц — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности внешнего строения птиц

2017-08-07 429
Особенности внешнего строения птиц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Черты строения Особенности
Форма тела  
Покров  

Окончание табл.

Черты строения Особенности
Отделы тела  
Органы, расположенные на голове, туловище  
Конечности:  
верхние  
нижние  

2. Характеристика отряда пингвинов. (Самостоя- тельная работа с текстом и рисунком 113 учеб- ника.)

III. Закрепление знаний

Особенности строения птиц, связанные с воздуш- ной средой обитания. (Работа учащихся в группе: по очереди называют признаки, проводят взаимопро- верку.)

IV. Задание на дом

Изучить § 27, ответить в конце параграфа, выпол- нить задания в рабочей тетради.

 

Урок 29


Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

Задачи урок а:

— познакомить с особенностями строения и обра- за жизни птиц отрядов страусообразных, нанду- образных, казуарообразных, гусеобразных;

— показать их приспособленность к среде обита- ния;

— обосновать необходимость их охраны.


Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны знать признаки птиц отрядов страусообразных, нандуобразных, ка- зуарообразных, гусеобразных; их роль в природе; необходимость охраны.

Метапредметные: учащиеся должны уметь определять систематическую принадлежность жи- вотных; устанавливать причинно-следственные свя- зи их строения и среды обитания.

Личностные: у учащихся формируется познава- тельный интерес; эстетическое, ответственное отно- шение к природе.

Основные понятия урока: страусообразные; нандуобразные; казуарообразные; гусеобразные.

Деятельность учащихся: работа с текстом и рисунками учебника; сотрудничество учащихся.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний

1. Связь строения и жизнедеятельности птиц с воздушной средой обитания. (Ответ учащегося у дос- ки.)

2. Птицы — высоко организованные животные, занявшие воздушную среду обитания. (Ответ учаще- гося у доски.)

II. Изучение нового материала

Характерные признаки отрядов страусообраз- ных, нандуобразных, казуарообразных, гусеобраз- ных. (Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками 116, 117, 118, 119, 120, 121 учебника по заданию «Прочитайте текст. Что вас заинтересовало в строении птиц отряда …? Ответ на какой вопрос вы будете искать в дополнительных источниках инфор- мации?».)

III. Задание на дом

Изучить § 28, ответить на вопросы в конце пара- графа.

Выполнить задание «Соберите дополнительную информацию о птицах, описанных в § 28. Где и кем в


практической деятельности может быть использова- на информация об этих птицах?».

Подготовить сообщения об отрядах дневных хищ- ных птиц, сов, куриных.

 

Урок 30


Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные

Задачи урок а:

— познакомить учащихся с птицами отрядов дневных хищных, сов, куриных;

— показать их связь со средой обитания;

— обосновать необходимость охраны.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны знать признаки птиц отрядов дневных хищных, сов, куриных.

Метапредметные: учащиеся должны уметь определять принадлежность животных к таксоно- мической группе; устанавливать причинно-след- ственные связи строения и среды обитания.

Личностные: у учащихся формируется познава- тельный интерес; эстетическое и ответственное от- ношение к природе.

Основные понятия урока: дневные хищные птицы; совы; куриные.

Деятельность учащихся: работа с текстом и рисунками учебника.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний

1. Строение, образ жизни птиц отрядов страусо- образных, нандуобразных, казуарообразных, гусе- образных. (Ответ учащегося у доски.)

2. Особенности размножения, образа жизни птиц отрядов страусообразных, нандуобразных, казуаро- образных, гусеобразных. (Беседа с учащимися.)


II. Изучение нового материала

Признаки, характерные для птиц отрядов днев- ных хищных, сов, куриных. (Рассказ учителя с эле- ментами беседы. Сообщения учащихся. Обсуждение сообщений учащихся.)

III. Задание на дом

Изучить § 29, ответить в конце параграфа. Используя информацию из разных источников,

подготовить сообщение и презентацию на темы

«Хищные птицы региона: видовой состав, особенно- сти образа жизни, меры охраны», «Одомашненные птицы отряда куриных. Перспектива птицеводства в регионе».

 

Урок 31

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые

Задачи урок а:

— познакомить с особенностями строения и обра- за жизни птиц отрядов воробьинообразных, голена- стых;

— показать их приспособленность к среде обита- ния;

— обосновать необходимость их охраны.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны знать признаки птиц отрядов воробьинообразных, голенастых.

Метапредметные: учащиеся должны уметь определять принадлежность животных к таксоно- мической группе; устанавливать причинно-след- ственные связи строения и среды обитания.

Личностные: у учащихся формируется познава- тельный интерес; эстетическое и ответственное от- ношение к природе.

Основные понятия урока: воробьинообраз- ные; голенастые.


Деятельность учащихся: работа с текстом и рисунками учебника, сотрудничество в группе; за- полнение таблицы.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний

Среда обитания, строение, образ жизни дневных хищных, сов, куриных. (Выполнение учащимися те- стовых заданий, взаимопроверка.)

II. Изучение нового материала

Строение и образ жизни птиц отрядов воробьи- ных и голенастых. (Самостоятельная работа уча- щихся с текстом и рисунками 125, 126 учебника.)

III. Закрепление знаний

Обсуждение учащимися сложного поведения птиц отрядов воробьиных и голенастых.

IV. Задание на дом

Изучить § 30, повторить содержание § 27—29.

Заполнить таблицу «Характеристика отрядов птиц».

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРЯДОВ ПТИЦ

Отряды птиц Места гнез- дования Особенности строения Представи- тели отря- дов
       

Урок 32

Экскурсия


«Изучение многообразия птиц»

Задачи экскурси и:

— познакомить учащихся с многообразием мест- ных птиц; их приспособлениям к среде обитания;

— показать особенности гнездования птиц, обита- ющих в разных ландшафтах;


— отметить значение птиц в природе и хозяй- ственной жизни человека.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны иметь представ- ление о многообразии местных птиц; знать, что стро- ение и образ жизни птиц связаны со средой обита- ния; знать правила поведения в природе.

Метапредметные: учащиеся должны уметь про- водить наблюдения в природе, фиксировать их, объ- яснять, оформлять результаты.

Личностные: у учащихся формируется ответ- ственное отношение к природе, элементы экологиче- ской культуры, навыки наблюдения и исследования в «полевых условиях».

Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия птиц, сотрудничество с уча- щимися в группе при обсуждении результатов на- блюдения и составлении отчета по экскурсии.

 

Методические рекомендации

I. Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

Содержание экскурсии:

Краткая характеристика птиц местной фауны: их многообразие, систематическая принадлежность; объединение птиц разных видов в экологические группы как результат приспособленности к прожи- ванию в сходных местах обитания; экологическая специализация птиц; редкие и исчезающие виды птиц.

II. Самостоятельная работа учащихся по груп- пам. (Работа проводится группами учащихся по за- данию учителя.)

Примерное содержание заданий

Задание 1.

1. Составить список видов птиц, обитающих в ле- сах.


2. Указать общие особенности строения птиц, объединенных в эту группу.

3. Распределить птиц леса по местам и особенно- стям их гнездования, рассмотрев коллекции гнезд в соответствии с ярусами леса, в которых птицы оби- тают.

4. Описать особенности строения птиц, обитаю- щих в лесу; их величину, особенности перьевого по- крова, его окраски; строение клюва и ног, их при- способленность к образу жизни, способу питания.

5. Указать значение птиц в жизни леса; назвать редкие и исчезающие виды лесных птиц данного ре- гиона.

Задание 2.

1. Составить список видов птиц, обитающих в по- лях.

2. Указать общие черты внешнего строения поле- вых птиц.

3. Отметить особенности гнездования полевых птиц.

4. Указать названия птиц, обитающих сразу в не- скольких ландшафтах — городском и полевом; от- метить особенности питания этих птиц по сезонам года; изменения их численности в сравнении с на- стоящими полевыми птицами; описать особенности поведения этих птиц.

5. Отметить значение полевых птиц в природе и хозяйственной деятельности человека; указать ред- кие и исчезающие виды полевых птиц данного реги- она.

Задание 3.

1. Составить список видов птиц, населяющих пре- сноводные водоемы и их побережья.

2. Определить, что общего во внешнем строении всех водоплавающих птиц.

3. Описать особенности внешнего строения птиц, связанные с их местообитанием: форма тела, распо- ложение ног, особенности строения пальцев ног; ха- рактер развития копчиковой железы; особенности оперения, строения клюва.


4. Перечислить черты приспособленности водо- плавающих птиц к жизни в воде: предохранение пе- рьев от намокания; приспособление к плаванию и добыванию пищи в воде.

5. Назвать редкие и исчезающие виды водоплава- ющих и прибрежных птиц данного региона

Задание 4.

1. Составить список видов хищных птиц.

2. Указать общие особенности строения хищных птиц.

3. Описать особенности строения хищных птиц, связанные с их местообитанием: величина и форма клюва, характер оперения и его расположения на теле; особенности развития пуховых перьев; особен- ности строения клюва и пальцев конечностей.

4. Указать черты приспособленности птиц к хищ- ному образу жизни: особенности перьевого покрова и его расположение на теле лесных хищных птиц и питающихся падалью; особенности строения клюва и пальцев конечностей.

5. Отметить роль хищных птиц в природе; ука- зать редкие и исчезающие виды хищных птиц дан- ного региона.

Задание 5.

1. Составить список видов птиц, населяющих бо- лота и их побережья.

2. Указать особенности мест обитания и гнездова- ния этих птиц.

3. Описать общие особенности внешнего строения птиц, связанные с обитанием на болотах и их побере- жьях (передвижением по вязкому мелководью); раз- мер шеи и головы в сравнении с телом; особенности строения клюва; размеры ног и строение пальцев.

4. Отметить значение птиц болот и побережий в природе; указать редкие и исчезающие виды птиц болот данного региона.

III. Задание на дом

Каждой группе учащихся подготовить отчет об экскурсии.


Урок 33


Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

Задачи урок а:

— познакомить учащихся с общей характеристи- кой отрядов однопроходных, сумчатых, насекомо- ядных, рукокрылых;

— показать прогрессирующие черты организации млекопитающих;

— обосновать необходимость охраны млекопита- ющих.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны знать черты сходства и отличительные особенности представите- лей подклассов первозверей и зверей; уметь объяс- нить, почему подкласс яйцекладущих относят к классу млекопитающих.

Метапредметные: учащиеся должны уметь сравнивать животных подклассов первозверей и на- стоящих зверей; использовать индуктивные и де- дуктивные подходы при изучении млекопитающих. Личностные: у учащихся формируется познава- тельная самостоятельность, научное мировоззрение на основе знаний о происхождении млекопитаю-

щих.

Основные понятия урока: первозвери или яй- цекладущие; настоящие звери; однопроходные; сум- чатые.

Деятельность учащихся: работа с текстом и рисунками учебника; заполнение таблицы.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Общая характеристика класса Млекопитаю- щие. (Беседа с элементами объяснения.)


2. Характеристика подкласса Яйцекладущие, от- рядов Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. (Са- мостоятельная работа учащихся с текстом и рисун- ками 127—130 учебника.)

II. Закрепление знаний

Характеристика древних млекопитающих, при- митивных млекопитающих. (Фронтальная беседа, заполнение таблицы «Сравнительная характеристи- ка пресмыкающихся и млекопитающих».)

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.