Особенности совершения полиелейной утрени — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности совершения полиелейной утрени

2017-06-19 698
Особенности совершения полиелейной утрени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начало полиелейной утрени и прочее её последование до полиелея совершается таким же порядком, как и на вседневной утрене (см.: III. Утреннее богослужение, Последование Вседневной утрени), но с некоторыми своими особенностями. А именно:

1) на полиелейной утрени всегда поётся «Бог Господь…» со стихами;

2) всегда читаются только две кафизмы, после которых всегда произносятся малые ектении;

3) в субботу во время чтения второй кафизмы (17-й кафизмы) каждение не совершается, так как переносится на полиелей.

Полиелей

Во время чтения кафизмдиакон подготавливает прокимен для произнесения его на полиелее перед чтением Евангелия,а такжезакладывает, положенное евангельское зачало и показывает его священнику.

После второй кафизмы и малой ектении чтец читает седален, «Слава, и ныне» богородичен.

Во время чтения седальновсвещеносцы со свечамии пономари с уготованными кадилом и свечами для духовенства идут на горнее место, трижды крестятся, кланяются священнику, друг другу и выходят северной и южной дверями из алтаря. Свещеносцы становятся на солее перед царскими вратамилицом друг к другу, а пономари идут на середину храма и становятся справа от аналоя с праздничной иконой.

Далее хор поет полиелей, составленный из избранных стихов 134 - го и 135 - го псалмов.

Вначале пения полиелея диакон открывает царские врата. Священнослужители крестятся, целуют край престола (а священник и Евангелие), снова крестятся, кланяются друг другу и выходят в предшествии свещеносцев(священник впереди диакона) из алтаря через открытые царские врата, на середину храма, где становятся перед аналоем с праздничной иконой, обходя его с левой стороны. Затем священнослужители крестятся, кланяются в сторону святого алтаря и друг другу.

Свещеносцы крестятся и кланяются священнику, затем ставят свечи позади аналоя, а сами становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу.

Пономарь отдаёт диакону зажжённую свечу, а тот в свою очередь подаёт её в левую руку священника. Затем диакон принимает от пономаря кадило и отдаёт его в правую руку священника, предварительноиспросив у него благословение: «Благослови, владыко, кадило». Священник благословляет кадило и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…». Далее диакон принимает от пономаря зажжённую диаконскую свечу и берет её в левую руку, а в правую берет орарь и становится позади аналоя лицом к священнику.

После окончания пения последнего стиха полиелея священнослужители поют величание праздника или святому единожды (см.: Служебник и Последование службы в Минеи, Триоди и т. п.). Во время пения величания священник непрерывно кадит со своего места праздничную икону на аналое, а после его окончания совершает полное каждение храма.

Хор повторяет величание и далее поет его, чередуя со стихами избранного псалма до тех пор,пока священнослужители не завершат каждение.

Полное каждение храма совершается в следующем порядке. Сначаласовершается каждение праздничной иконы на аналое посредине храма кругом с четырёх сторон. Священник подходит к передней (западной) стороне аналоя и трижды с поклоном кадит икону. Диакон стоит позади аналоя напротив священника с зажжённой свечой лицом к нему, и всякий раз отвечает на его поклон при каждении своим поясным поклоном. Затем священник переходит к правой (южной) стороне аналоя, а диакон становится, напротив, с северной стороны, и троекратно с поклоном кадят праздничную икону. Точно также совершается каждение аналоя с восточной (диакон при этом становится с западной стороны) и с северной (диакон становится с южной стороны) стороны. Затем священнослужители идут в алтарь (священник с северной, а диакон с южной стороны)царскими вратами и кадят там святой престол с четырёх сторон, таким же образом как совершали каждение аналоя с праздничной иконой. Далее священник идёт северной стороной алтаря к горнему месту, становится посередине между ним и святым престолом лицом на восток и совершает его каждение. Диакон соответственноидёт южной стороной алтаря к горнему месту и становится справа от священника такжелицом на восток. После этого священник в предшествии диакона кадит запрестольный крест и иконы, находящиеся по правую сторону в южной части алтаря. Затем диакон переходит на левую сторону алтаря, где они таким же образом кадят запрестольную икону, иконы по левую сторону в северной части алтаря и жертвенник (в ряду икон, этой стороны). После этого они снова возвращаются на горнее место, становятся между горним местом и престолом в левой части алтаря лицом на запад и кадят здесь икону, на иконостасе над царскими вратами в алтаре. Если в алтаре присутствуют молящиеся священно-церковно-служители, то служащие священник и диакон переходят на южную (правую) сторону алтаря, где становятся между горним местом и престолом также лицом на запад, и отсюда, кадят лиц, молящихся по правую сторону алтаря. Далее они переходят на северную (левую) сторону алтаря, где становятся между горним местом и престолом также лицом на запад, и отсюда, кадят лиц, молящихся по левую сторону алтаря. При этом молящиеся в алтаре отвечают на каждение поясным поклоном.

Примечание. Если в алтаре присутствуют старший по сану священник, а каждение совершает младший священник, то его (старшего священника) кадят прежде каждения всех остальных молящихся.

Если же в алтаре нет молящихся, то священнослужители сразу же выходят из алтаря и совершают каждение иконостаса. Сначала священник в предшествии диакона северной стороной алтаря идёт к царским вратам: диакон выходит на солею царскими вратами и становится посредине её, лицом к алтарю. Священник, не выходя из алтаря и обратившись лицом на запад, кадит южную (правую) створку царских врат, а затем северную (левую) створку. При этом к той створке врат, которая кадится священником, одновременно с нимкланяется и диакон. Затем священник выходит на солею царскими вратами и вместе с предшествующим ему диаконом кадитместные иконы Спасителя, храмовую икону и следующие за ней, т. е. всю правую сторону иконостаса. Возвратившись к царским вратам, он кадит икону Божией Матери и другие иконы, т. е. всю левую сторону иконостаса. При этом все повороты совершаются лицом на восток, к алтарю. Затем снова возвратившись к царским вратам, они поворачиваются лицом на запад, диакон становится справа от священника, и кадят: главный клирос с находящимся на нем хором, а потом, повернувшись на юг правый клирос.

Далее повернувшись к народу, священнослужители кадят молящийся в храме народ слева направо (с юга на запад, а затем на север). Потом спускаются на середину храма, и начинают каждение собственно храма, по его периметру, начиная с икон, находящихся у правого клироса, и далее правую (южную) часть храма и молящихся в ней. Затем кадят притвор, и левую (северную) часть храма и молящихся, заканчивая каждение храма у икон под левым клиросом. После этого, не поднимаясь на солею, кадят местные иконы Спасителя и Божией Матери, возвращаются к аналою с праздничной иконой (обходя его слева) и кадят её спереди, диакон при этом сновастановится позади аналоя лицом к священнику.

Хор заканчивает пение величания и поет: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (дважды).

Священнослужители перед иконой завершают пение: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (единожды)ипоют величание праздника или святому единожды. Священник со своего места продолжает каждение праздничной иконы на аналое.

В конце пения величания диакон подходит с правой стороны аналоя и становится междуним (аналоем) и священником лицом на запад. Священник кадит диакона и отдаёт ему кадило. Диакон принимает кадило, кадит священника, поворачивается на восток, отдаёт кадило и свечу пономарю. Далее диакон с пономарём крестятся, кланяются в сторону алтаря, а затем священнику и друг другу. Пономарь уносит в алтарь кадило со свечой, а диакон перед аналоем с праздничной иконойпроизносит малую ектению: «Паки и паки...» (см.: Служебник,Последование утрени).

Священник произносит возглас: «Яко благословися Имя Твое и прославися Царство Твое…» (см.: Служебник,Последование утрени).

Хор: «Аминь».

На возгласе священника, при произнесении слов: «Отца и Сына и Святого Духа», диакон крестится в сторону алтаря, кланяется священнику и уходит в алтарь южной дверью. Поклонившись святому престолу в алтаре, он ста­новится с южной его стороны и ожидает окончания пения антифона.

Чтец читает седальны по полиелее, «Слава, и ныне» богородичен.

Хор поет степенны антифоны1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея мнози борют мя страсти…».

На «Слава, и ныне», когда поётся третий тропарь степенных антифонов, находящийся в алтаре диакон подходит к передней части святого престола, встаёт немного справа от его центра, крестится один раз, целует Евангелие и престол, кланяется священнику через открытые царские врата, и сновакрестится. Затем он берет Евангелие с орарем, разворачивает его тыльной стороной к себе и поднимает его так, чтобы нижние углы упирались на ладони рук. Далее он поворачивается через правое плечо, выходит через царские врата на амвон, возвышая Евангелие примерно, на уровне глаз и становится у царских врат лицом к молящимся в храме.

В это же время (т. е. на «Слава, и ныне») свещеносцы поворачиваются лицом на восток и вместе с диаконом крестятся и кланяются священнику. Далее они со свечами идут к солее перед царскими вратамии становятся по сторонам амвона лицом к алтарю. При выходе диакона с Евангелием на солею они поворачиваются лицом друг к другу.

После окончания пения антифоновдиакон возглашает: «Вонмем. Премудрость [42]. Прокимен, глас…» и произносит положенный прокимен праздника (см.: Служебник или Последование службы в Минеи, Триоди и т. п.).

Хор: поет тот же прокимен.

Диакон:стих прокимна.

Хор: снова поет прокимен.

Диакон: первую половину прокимна.

Хор: допевает вторую часть прокимна.

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши...» (см.: Служебник,Последование утрени).

Хор: «Аминь».

Диакон: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (см.: Служебник,Последование утрени).

Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Диаконстих: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его».

Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Диакон: «Всякое дыхание».

Хор: «Да хвалит Господа».

Диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим» ине спеша идёт на средину храма, проходя слева от ана­лоя. Здесь он останавливается перед священником, опустив Евангелие к груди, и открывает его на заранее заложенном чтении.

Свещеносцы со свечами идут впереди диакона истановятся на свои прежние места: ставят свечи позади аналоя, а сами становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу.

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Премудрость, прóсти, услышим Святаго Евангелия».

Священник, повернувшись лицом на запад, возглашает: «Мир всем» и благословляет народ.

Хор: «И духови твоему».

Священник поворачивается лицом к алтарю, снимает головной убор, и возглашает: «От Матфея (или Марка, Луки, Иоанна) Святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон: «Вонмем».

Священник читает положенное евангельское зачало.

После прочтения Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Священник крестится, целует раскрытое Евангелие, отдаёт свечу пономарю, помогает закрыть Евангелие диакону, и надевает головной убор. Диакон закрывает Евангелие, идёт в алтарь через царские врата, проходя справа от ана­лоя, и полагает его на престоле. Затем он крестится, целует Евангелие и святой престол, кланяется священнику через открытые царские врата, выходит южной дверью на солею и становится напротив иконы Спасителя.

Свещеносцы со свечами идут впереди диакона с Евангелием и также входят в алтарь северной и южной дверями. Далее они идут на горнее место поворачиваются лицом на восток, вместе с диаконом крестятся и кланяются священнику, и отходят на свои места.

Чтец: 50-й псалом.

Хор: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Молитвами святого преподобного (или святителя, или мученика или др.) (имя святого), Милостиве, очисти множества согрешений наших.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.