Особенности совершения утрени — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности совершения утрени

2017-06-19 249
Особенности совершения утрени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С ВЕЛИКИМ СЛАВОСЛОВИЕМ

Начало утрени с великим славословием и прочее её последование до окончания канона совершается таким же порядком, как и на вседневной утрене (см.: III. Утреннее богослужение, Последование Вседневной утрени), но с некоторыми своими особенностями. А именно:

1) на славословной утрени всегда поётся «Бог Господь…» со стихами;

2) после кафизм всегда произносятся малые ектении;

3) в период, когда на утрени положены три кафизмы и когда поётся Октоих, стихословие третьей рядовой кафизмы на славословной утрене не отменяется. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны; по 3-м стихословии – малой ектении нет, седальны Октоиха (см.: Типикон, гл. 9);

4) в субботу во время чтения второй кафизмы (на 17-й кафизме)священник совершает полное каждение храма, так же как в начале утрени (см.: III. Утреннее богослужение, Последование Вседневной утрени); царские врата при этом остаются закрытыми (см.: Типикон, гл. 12);

5) катавасия поётся после каждой песни канона;

6) в дни отдания великих двунадесятых Господских и Богородичных праздников вместо «Честнейшую» на 9-й песни поются праздничные припевы [39](см.: Служебник,Месяцеслов, Триодь Постная и Триодь Цветная);

7) после катавасии 9-ой песни канона «Достойно есть…» не поётся.

Окончание утрени с великим славословием праздничное – такое же, как и на полиелейной утрени.

После 9-ой песни канона произносится малая ектения, и читаются светильны.

Далее хор поет: «Всякое дыхание да хвалит Господа…».

Чтец читает: «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Хор поет стихиры на хвалитех, если есть «Слава», то стихира праздника, «И ныне» богородичен Минеи или стихира праздника. Если же стихиры на «Славу» нет, то «Слава, и ныне» богородичен Минеи или стихира праздника.

Во время пенияна «И ныне» стихиры или богородична священник становится перед престолом, а диакон (а если его нет, то сам священник) открывает царские врата[40] и становится на своё место справа от священника. После окончания пения священник возглашает велегласно с воздетыми руками[41] (по существующей практике, но не по Уставу): «Слава Тебе, показавшему нам свет» и совершает поясной поклон перед святым престолом.

Хор поет великое славословие: «Слава в вышних Богу…».

После окончания славословия поётся Трисвятое и сразу же тропари по Уставу, «Слава, и ныне» богородичен.

Во время пения богородична диакон выходит северной дверью на амвон и произносит сугубую ектению: «Помилуй нас Боже…» (см.: Служебник, Последование утрени).

После возгласа священника: «Яко Милостив и Человеколюбец…» диакон тут же на солеепроизносит просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» (см.: Служебник,Последование утрени).

При служении одним священником без диакона. Священник произносит эти ектении не на амвоне, а перед святым престолом.

При служении нескольких диаконов. Во время пения богородична два диакона вместе кланяются пред святым престолом на восток, священнику, друг другу и выходят на солею. Первый диакон выходит южной дверью, становится перед местной иконой Спасителя и произносит здесь сугубую ектению и «Премудрость», а второй северной дверью, становится перед местной иконойБогородицы ипроизносит просительную ектению. В алтарь они возвращаются таким же образом: первый южной дверью,а второй северной дверью; вместе крестятся, кланяются святому престолу, священнику и друг другу.

Священник перед престолом произносит возглас: «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси…» (см.: Служебник, Последование утрени).

Хор: «Аминь».

Во время этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя.

Священник поворачивается лицом на запад и преподаёт благословение молящимся в храме, со словами: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон поднимает также, как и на ектении орарь и возглашает: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор протяжно: «Тебе Господи».

Священник перед престолом, тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Святый, в вышних живый…», с возглашением (велегласно) возгласа: «Твое бо есть еже миловати…».

Хор: «Аминь».

Диакон, стоя на амвоне, возглашает: «Премудрость» и уходит в алтарь.

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен…».

Хор: «Аминь». «Утверди, Боже…».

Священник: «Пре­святая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую...».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

Священник становитсяв открытых царских вратах (не выходя на солею) и обратившись лицом к народу, произносит великий отпуст (см.: Приложения, Отпусты).

Хор поет многолетие: «Великаго Господина...».

Священнослужители крестятся, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон закрывает царские врата, задёргивает завесу, убирает лампаду и свечи, покрывает покрывалом святой престол и разоблачается, а священник снимает фелонь и становится на обычном месте перед престолом.

Первый час

Чтец читает: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и далее псалмы: 5, 89 и 100. «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи помилуй» (трижды).

Далее «Слава»тропарь святому или празднику, «И ныне» – богородичен часа: «Что тя наречем…» и стихи часа: «Стопы моя направи…», «Избави мя от клеветы…» и «Да исполнятся уста…».

Трисвятое по «Отче наш…».

Священник в алтаре произносит обычный возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Чтец: «Аминь» и кондак святому или празднику, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитву: «Иже на всякое время…». Во время чтения этой молитвысвященник крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, выходит северной дверью на солею и становится против царских врат.

Чтец: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».

Священник возглашает: «Боже, ущедри ны…».

Чтец: «Аминь».

Священник, обратившись к иконе Спасителя, читает вслух молитву: «Христе, Свете истинный…».

Затем священник обращается к иконе Божьей Матери, а хор поет(потрадиции, но не по Уставу) кондак: «Взбранной Воеводе…» или кондак праздника.

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава тебе».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Священник на солее, обратившись лицом к народу, произносит малый отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник возвращается в алтарь через южную дверь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и разоблачается.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.