Последование праздничного всенощного бдения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Последование праздничного всенощного бдения

2017-06-19 272
Последование праздничного всенощного бдения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Великая вечерня

Перед началом всенощного бдения священник облачается в епитрахиль, поручи (согласно установившейся повсеместной практике) и фелонь, благословляя их и целуя крест на них[48]. Диакон, предварительно испросив благословение у священника, облачается в стихарь, орарь и поручи.

Затем священнослужители становятся перед святым престолом. Диакон отверзает катапетасму и открывает царские врата. Далее священник и диакон дважды крестятся, целуют край престола (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон принимает от пономаря кадильницу с южной стороны святого алтаря и, испросив у священника благословение, подаёт ему его. Священник благословляет кадило и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…» (см.: Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Диакон принимает от пономаря зажжённую диаконскую свечу в левую руку, а в правую берет орарь и становится позади святого престола (т. е между престолом и горним местом) лицом к священнику. Далее священник и диакон молча совершают каждение святого алтаря.

Сначалаони кадятсвятой престол кругом с четырёх сторон. Священник подходит к передней (западной) стороне престола и трижды с поклоном кадит его. Диакон стоит позади престола напротив священника с зажжённой свечой лицом к нему, и всякий раз отвечает на его поклон при каждении своим поясным поклоном. Затем священник переходит к правой (южной) стороне престола, а диакон становится, напротив, с северной стороны, и они троекратно с поклоном кадят святой престол. Точно также совершается каждение престола с восточной стороны (диакон при этом становится с западной стороны) и с северной (диакон становится с южной) стороны святого престола. Далее священник северной стороной алтаря идёт к горнему месту, становится посредине между ним и святым престолом лицом на восток и совершает каждение горнего места. Диакон соответственноидёт южной стороной алтаря к горнему месту и становится справа от священника такжелицом на восток. Далее священник в предшествии диакона кадит запрестольный крест и иконы, находящиеся по правую сторону в южной части алтаря. Затем диакон переходит на левую сторону алтаря, где они таким же образом кадят запрестольную икону, иконы по левую сторону в северной части алтаря и жертвенник (в ряду икон, этой стороны). После этого они снова возвращаются на горнее место, становятся между горним местом и престолом в левой части алтаря лицом на запад и кадят здесь икону, на иконостасе над царскими вратами в алтаре. Затем священник и диакон переходят на южную (правую) сторону алтаря, где становятся между горним местом и престолом также лицом на запад, и отсюда кадят лиц молящихся по правую сторону алтаря. Далее они переходят на северную (левую) сторону алтаря, где становятся между горним местом и престолом также лицом на запад, и отсюда, кадят лиц, молящихся по левую сторону алтаря. При этом молящиеся отвечают на каждение поясным поклоном.

Примечание. Если в алтаре присутствуют настоятель или старший священник храма, а каждение совершает младший священник, то его он кадит прежде каждения молящихсяпо правую сторону алтаря.

После каждения алтаря диакон со свечой северной стороной алтаря выходит через открытые царские врата на солею, а священник с кадиломидёт северной стороной алтаря и становится перед престолом. Далее, диакон на солее поворачивается лицом на запад и, обращаясь к молящимся в храме, возглашает: «Востаните». Затем, повернувшись лицом к востоку, он возвращается через открытые царские врата южной стороной в алтарь и становится позади престола, лицом к священнику.

Хор: «Благослови».

Священник произно­сит: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» совершая кадильницей знамение Креста[49] перед святым престолом. На словах: «Слава Святей» кадильница воздвигается вверх, на словах: «Единосущней» – опускается вниз,на словах: «Животворящей» –поднимается до серединыипростирается вправо,а на словах: «и Нераздельней Троице» –простирается влево. Далее на словах: «всегда, ныне и присно и во веки веков» священник трижды кадит переднюю часть престола.

Хор: «Аминь».

Священник и диакон, а также все священно-церковно-служители в алтаре поют: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадем Ему». Во время этого пения священник непрерывно кадит перед престолом.

Хор поет 103-й, предначинательный псалом (обычно, только избранные стихи).

Во время пения предначинательного псалмасвященник с диаконом выходят из алтаря и совершают полное каждение храма[50]. Вначале диакон южной стороной алтаря выходит царскими вратами на солею и становится посредине её, лицом к алтарю. Священник, не выходя из алтаря и обратившись лицом на запад, кадит южную (правую) створку царских врат, а затем северную (левую) створку. При этом к той створке врат, которая кадится священником, одновременно с нимкланяется и диакон. Затем священник выходит царскими вратами на солею и став перед ними лицом на восток вместе с предшествующим ему диаконом кадит местные иконы Спасителя, храмовую икону и следующие за ней, т. е. всю правую сторону иконостаса. Возвратившись к царским вратам, он кадит икону Божией Матери и другие иконы, т. е. всю левую сторону иконостаса. При этом все повороты совершаются лицом на восток, к алтарю. Затем снова возвратившись к царским вратам, они поворачиваются лицом на запад: диакон становится справа от священника, и совершается каждение главного клироса с находящимся на нем хором, а потом, повернувшись на юг правого клироса. Далее повернувшись к народу, священнослужители кадят молящийся в храме народ слева направо (с юга на запад, а затем на север).

После этого они пускаются на середину храма и кадят там праздничную икону на аналое, после чего начинают каждение собственно храма, по его периметру, начиная с икон, находящихся у правого клироса, и далее правую (южную) часть храма и молящихся в ней. Затем кадят притвор и левую (северную) часть храма и молящихся, заканчивая каждение храма у икон под левым клиросом. После этого они поднимаются на солею: диакон входит в алтарь через открытые царские врата и становится с правой стороны святого престола, а священник кадит местные иконы Спасителя и Божией Матери и входит также царскими вратами в алтарь. В алтаре священник кадит святой престол с передней его стороны и диакона. Покадив диакона, священник отдаёт ему кадило. Диакон принимает кадило и кадит священника. Затем он поворачивается на восток и отдаёт кадило и свечу пономарю. Далее, священник с диаконом дважды крестятся, целуют край престола (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон закрывает царские врата.

При служении одним священником без диакона. Священник со свечой в левой руке сначала совершает каждение алтаря. Затем полагает начало бдения возгласом: «Слава Святей, Единосущней...» (возглас: «Востаните» не произносится), поёт: «Приидите, поклонимся…» и совершает полное каждение храма.

При служении нескольких диаконов. Вначале бдениядва первых диакона вместе со священником целуют престол, и старший диакон подаёт емукадило.Затем два первых диакона принимают от пономарей зажжённые диаконские свечи и становятся позади святого престола лицом к священнику: старший диакон в правой (южной) его части, а второй в левой (северной). Далее священник в предшествии диаконов совершает каждение святого алтаря. При этом диаконы, участвующие в каждении, действуют таким же образом, как и при каждении с одним диаконом (см. выше), т. е.становятся, напротив священника с зажжёнными свечами лицом к нему, и всякий раз отвечают на его поклон при каждении своим поясным поклоном. После каждения святого престола с четырёх сторон совершается каждение горнего места и всего алтаря. При каждении южной части алтаря первый диакон идёт впереди священника, а второй позади. При каждении северной части алтаря второй диакон идёт впереди священника, а старший позади. Таким же образом совершается каждение молящихся лиц в алтаре.

После каждения алтаря старший диакон со свечой идёт южной стороной алтаря через открытые царские врата на солею и возглашает: «Востаните», а второй идёт северной стороной на горнее местоистановится позади престола, лицом на запад.

В это время все духовенство, а также и пономари собираются на горнем месте. Старший диакон возвращается в алтарь и также идёт на горнее место южной стороной алтаря. После возгласа священника: «Слава Святей...» и после пения хором: «Аминь» все духовенство на горнем месте поет: «Приидите, поклонимся...». После окончания пения все расходятся на свои места [51].

В начале пения 103-го псалмадиаконы выходят из алтаря и идут впереди священника на солею через открытые царские врата: старший диакон южной стороной алтаря, а второй северной стороной и становятся лицом к алтарю. При каждении царских врат они вместе кланяются к той створке врат, которая кадится священником, одновременно кланяясь вместе с ним. Далее они становятся перед царскими вратами и поворачиваются лицом на восток: старший диакон становится справа от священника, а второй слева от него. При каждении правой стороны иконостаса старший диакон идёт впереди священника, а второй позади. При каждении левой стороны иконостаса второй диакон идёт впереди священника, а старший позади. При этом все повороты совершаются лицом на восток, к алтарю. Затем снова возвратившись к царским вратам, они поворачиваются лицом на запад и совершают каждение клиросов и народа. Далее спускаются на середину храма и кадят там праздничную икону на аналое: диаконы стоят позади аналоя лицом на запад. После этого совершается каждение всего храма: старший диакон идёт впереди священника, а второй позади. После завершения каждения диаконы поднимаются на солею, входят в алтарь через открытые царские врата, идут правой и левой стороной алтаря и становятся на горнем месте лицом на запад. Священник кадитсвятой престол и диаконов и отдаёт старшему диакону кадило. Старший диакон становится с правой стороны святого престола, принимает кадило и кадит священника. Затемон поворачивается на восток к горнему месту, отдаёт кадило и свечу пономарю и становитсярядом со священником, справа от него. Второй диакон также отдаёт свечу пономарю и становится рядом со священником, слева от него. Далее, священник и диаконы дважды крестятся, целуют край престола, снова крестятся и кланяются друг другу. Диаконы закрывают царские врата.

В конце пения 103 псалма старший диакон выходит из алтаря северной дверью на солею и возглашает великую ектению.

Священник становится перед святым престолом и читает светильничные молитвы [52], а диакон выходит северной дверью на солею и после окончания пения хором 103-го псалма произносит на амвоне великую (мирную) ектению (см.: Служебник, Последование вечерни).

Священник перед престолом завершает ектению возгласом: «Яко подобает…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь» и поет «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафизмы).

Примечание. Если двунадесятый Господский праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, то «Блажен муж» не поётся, а сразу же поётся «Господи воззвах…».

Диакон послевозглашения великой ектении не уходит в алтарь, аотходит к местной иконе Спасителя, где ожидает окончания пения «Блажен муж…».

При служении нескольких диаконов. Старший диакон, сразу же после произнесения им великой ектении, уходит в алтарь. Здесь он вместе со вторым диаконом идёт на горнее место, где они вместе крестятся, кланяются священнику и друг другу. Далее старший диакон становится на своё место возле престола, а второй выходит на амвон к местной иконе Спасителя, где ожидает окончания пения «Блажен муж…».

Диакон на солее произносит малую ектению: «Паки и паки...» (см.: Служебник,Последование вечерни).

Священник перед престолом произносит возглас: «Яко Твоя держава…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь» ипоет «Господи воззвах…» со стихирами.

Примечание. В двунадесятые Господские праздники, если они выпадают на понедельник, стихословится только 1-й антифон первой кафизмы. Если же они выпадают на другие дни седмицы, то стихословия кафизмы не бывает. На всенощном бдении в субботу накануне воскресных дней на вечерне стихословится вся 1-я кафизма, то есть 3 антифона, независимо от того, какой праздник совпадает с воскресеньем, хотя бы и двунадесятый Господский.

Диакон, после произнесения ектении, входит в алтарь и совершает полное каждение алтаря и храма (см.: II. Вечернее богослужение, Последование Вседневной вечерни).

Вечерний вход

 

После стихир на «Господи, воззвах» во время пения на «И ныне» догматика или стихиры праздника диакон отверзает царские врата и начинается вход с кадилом.

Священнослужители крестятся с поклоном, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу, полагая тем начало входа.

В это же время свещеносцы со свечамиидут на горнее место, трижды крестятся, кланяются священнику идруг другу, выходят впереди священнослужителей северной дверью из алтаря, спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат.

Диакон принимает кадило у пономаря с правой (южной) стороны святого престола и ис­прашивает благословение у священника.Священник благословляет кадило с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» (см.: Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Диакон держит кадило перед собой, на уровне нижней части лица, идёт через горнее место и выходит северной дверью на солею. Священник идёт за диаконом от южной сто­роны престола с опущенными руками, «прост» и также выходит северной дверью на солею.

На солее священник останавливается посре­дине перед царскими вратами, а диакон, покадив местные иконы Спаси­теля и Божией Матери и самого священника, становится немного правее священника, вполуоборот по отношению к нему. Взяв кадило в левую руку, а правой тремя перстами держа орарь, диакон, преклоняет голову и говорит в полголоса священнику: «Господу помолимся». Священник, приклонив голову, читает (в полголоса) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне...» [53](см.: Служебник,Последование вечерни). Диакон тихо отвечает: «Аминь» и указуя орарем на восток,обращается к священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо: «Бла­гословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков» (см.: Служебник,Последование вечерни). Диакон тихо отвечает: «Аминь» и взяв в правую руку кадило, и отступив немного в сторону, кадит священника, истановится на прежне место, ожидая окончания пения хора. Когда заканчивается пение догматика или стихиры, он становится в царских вратах, лицом к престолу впереди священника и, начертав кадильницей крест, возглашает: «Премудрость, прости».

Хор поет: «Свете Тихий...».

Диакон входит в алтарь, где кадит святой престол с четырёх сторон, горнее место и становится у северной стороны святого престола, откуда кадит священника при его входе в алтарь.

Священник, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат и снова крестится. Затем он поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Здесь оба священнослужителя вместе крес­тятся, целуют святой престол и восходят на горнее место: диакон северной, а священник южной стороной алтаря. Там они ещё раз крестятся, кланяются друг другу и поворачиваются лицом на запад.

Свещеносцы отвечают на благословение священника поклоном, а затем крестятся и входят со свечами в алтарь: первый – южной, а второй (попуская) первого северной дверью и идут на горнее место. Здесь они снова крестятся, кланяются священнику на горнем месте, и становятся со свечами на правой и левой стороне горнего места немного поодаль священнослужителей лицом друг к другу. Второй свещеносец забирает у диакона кадило и отдаёт пономарю.

Диакон после окончания пения «Свете Тихий...», предварительно сотворив поклон священнику произносит: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Диакон: «Премудрость, вонмем» – и затем произносит прокимен дня со стихом.

После прокимна следует чтение паримий.

Перед пением прокимна чтец, назначенный для чтения паримий (или если есть, то второй диакон), держа книгу в обеих руках перед собой, приходит на горнее место южной стороной алтаря, трижды крестится, кланяется горнему месту и священнику, и, приклонив главу, испрашивает благословение на чтение паримий: «Благослови владыко паримии прочести». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника. Далее, перекрестившись и поклонившись горнему месту, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит северной дверью на солею, спускается по ступеням амвона в храм и становится перед аналоем с праздничной иконой лицом на запад восток, предварительно перекрестившись и поклонившись святому алтарю.

Примечание. Если в алтаре на службе присутствует настоятель или старший священник храмаили архиерей, то чтец испрашивает благословение на чтение паримий у него, а не у служащего священника.

Диакон возглашает: «Премудрость».

Чтец произносит, например, «Бытия чтение».

Диакон возглашает: «Вонмем».

Чтец начинает чтение паримий.

Священник и диакон крестятся, делают поклонение горнему месту и кланяются друг другу. Далее диакон закрывает царские врата, а священник отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места и садится лицом на запад, вставая перед началом каждой паримии.Диакон становится с северной стороны святого престола и следит за чтением паримий, возглашая перед каждой паримией: «Премудрость» и «Вонмем».

Свещеносцы крестятся с поклоном к горнему месту, кланяются священнику, тушат свечи и отходят на свои места.

При служении одним священником без диакона. Вечерний вход совершается в следующем порядке. Во время пения на «И ныне» догматика или стихиры праздника священник открывает царские врата, крестится с поклоном, целует святой престол и Евангелие и снова крестится. Затем он принимает кадило у пономаря с правой (южной) стороны святого престола и благословляет его с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» (см.: Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Далее он в предшествии свещеносцев идёт с южной стороны престола через горнее место северной дверью на солею. Остановившись на солее посредине перед царскими вратами, он кадит местные иконы Спаси­теля и Божией Матери и читает (в полголоса наизусть) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне...» (см.: Служебник,Последование вечерни). Затем перекладывает кадило в левую руку, а правой крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо: «Бла­гословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Переложив кадило в правую руку, и дождавшись окончания пения хором догматика или стихиры, он в царских вратах, лицом к престолу начертывает кадильницей крест, возглашая: «Премудрость, прости».

Хор поет: «Свете Тихий...».

Священник перекладывает кадило в левую руку и, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится и целует икону Спасителя на правой стороне царских врат. Затем снова крестится, поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Здесь он кадит переднюю часть святого престола, отдаёт кадило пономарю, крес­тится, целует святой престол и Евангелие и восходит на горнее место южной стороной алтаря, где он ещё раз крестится, кланяется и становится напротив юго-восточного угла святого престола, лицом на запад. На горнем месте он произносит: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, вонмем», прокимен дня, а также возгласы, предваряющие чтение паримий. Далее, перекрестившись и сотворив поклон горнему месту, он закрывает царские врата и отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места, где садится лицом на запад и следит за чтением паримий, вставая перед началом каждой паримии и возглашая: «Премудрость» и «Вонмем».

Чтец после прочтения паримий крестится, кланяется в сторону святого алтаря и возвращается в алтарь южной дверью. Здесь он крестится, кланяется и подходит с южной стороны престола к священнику на благословение. Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника и отходит на своё место.

В конце чтения последней паримиисвященник и диакон крестятся и кланяются горнему месту и друг другу. Далее диакон выходит северной дверью на солею и произносит сугубую ектению (см.: Служебник,Последование вечерни), начиная с прошения: «Рцем вси…». Священник сначалазакрывает царские врата, а затем становится перед святым престолом, предварительно перекрестившись и поцеловав его край и Евангелие.

Сугубая ектения завершается возгласом священника: «Яко милостив…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь» и «Сподоби Господи…».

Диакон в алтарь не уходит, аотходит к местной иконе Спасителя, где ожидает окончания пения: «Сподоби Господи…», после которого произносит на солее просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву…» (см.: Служебник,Последование вечерни).

Священник в алтаре произносит возглас: «Яко благ и Человеколюбец…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь».

Во время этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя.

Священник поворачивается лицом на запад и преподаёт благословение молящимся в храме со словами: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон поднимает также, как и на ектение орарь и произносит: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор протяжно: «Тебе Господи».

Священник перед престолом тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Боже наш…», с возглашением (велегласно) возгласа: «Буди держава Царствия Твоего…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь».

Во время этого возгласа диакон возвращается южной дверью в алтарь, крестится, кланяется святому престолу и священнику и становится на своё место (по правую сторону священника).

При служении одним священником без диакона. Сугубую и просительную ектении и возгласы на них священник произносит на солее перед царскими вратами.

При служении нескольких диаконов. Диаконы вместе со священником кланяются на горнем месте и выходят на солею: старший южной дверью, становится перед местной иконой Спасителя и произносит здесь сугубую ектению, а второй северной дверью, становится перед местной иконойБогородицы ипроизносит просительную ектению. В алтарь после произнесения ектений диаконы возвращаются таким же образом: старший южной дверью, а второй северной дверью, далее они идут на горнее место, где вместе крестятся, кланяются священнику и друг другу, а затем становятся на свои места перед престолом.

Если же служат три диакона, тоони вместе со священником кланяются на горнем месте, а затем: второй и третий выходят на солею для произнесения ектений, а старший закрывает царские врата и становится перед престолом возле священника.

Далее по Уставу должна совершаться лития. Ели же лития не совершается, тогда сразу же поются стихиры на стиховне.

Лития

Церковный Устав не знает бдений без литии, которая является неотъемлемой составной частью каждого всенощного бдения. Но в настоящее время согласно установившейся повсеместной практике она совершается только накануне великих и двунадесятых праздников.

Выход на литию совершается из алтаря в притвор храма.

На возгласе священника: «Буди держава Царствия Твоего…» свещеносцы со свечами идут на горнее место, трижды крестятся, кланяются священнику, друг другу, выходят северной и южной дверями из алтаря истановятся на солее перед царскими вратамилицом друг к другу.

Хор поет стихиры на литии, «Слава и ныне» богородичен.

Священник снимает фелонь и совершает литию в епитрахили, поручах и скуфье (монашествующие в клобуке) или камилавке (если имеет как награду).

Священнослужители становятся перед святым престолом, дважды крестятся, целуют край престола (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон принимает от пономаря кадило с южной стороны святого алтаря и испрашивает у священника благословение на каждение. Далее священник и диакон исходят из алтаря северной дверью[54] и став перед царскими вратами на солее, крестятся и кланяются друг дру­гу. Затем священник в предшествии свещеносцев идёт через середину храма в притвор, обходя аналой с праздничной иконой с левой стороны. Войдя в притвор, священник становится посредине его, лицом к алтарю, а свещеносцы становятся впереди него также лицом к алтарю. Став на своих местах все вместе крестятся к алтарю, а свещеносцы кланяются священнику истановятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу.

В это же время диакон на солее начинает малое каждение. Сначала он кадит царские врата и правую сторону иконостаса, затем левую сторону иконостаса, далее спускается на середину храма и кадит там праздничную икону на аналое. Затем он идёт в притвор и кадит там священника. Далее он снова возвращается на солею к царским вратам, поворачивается лицом на запад и кадит главный клирос с находящимся на нем хором, а затем, повернувшись на юг правый клирос. Потом опять повернувшись к народу, он кадит молящийся в храме народ слева направо (с юга на запад, а затем на север), а затем поворачивается через правое плечо на восток и кадит царские врата и местные иконы Спасителя и Божией Матери. После этого он идёт в притвор, кадит там священника, поворачивается на восток, и отдаёт кадило пономарю.

Далее диакон и пономарь крестятся, кланяются к алтарю, священнику и друг другу. Пономарь уносит кадило в алтарь, а диакон становится впереди священника немного вправо от него для произнесения четырёх особых литийных прошений.

После окончания пения стихир диакон произносит 1-ое литийное прошение: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое…» (см.: Служебник,Последование вечерни).

Хор: «Господи, помилуй» (40 раз).

Во время этого пения пономари выносят из алтаря «литийницу» с приготовленными для благословения пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем (северной дверью) и «литийный» стол (южной дверью) на средину храма и поставляют их пред аналоем с праздничной иконой, немного поодаль от него. Затем перекрестившись и поклонившись священнику и друг другу, они уходят в алтарь.

Диакон произносит 2-ое литийное прошение: «Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем патриарсе Кирилле…» (см.: Служебник,Последование вечерни) присоединяя прошение о правящем архиерее.

Хор: «Господи, помилуй» (50 раз).

Диакон произносит 3-ое литийное прошение: «Еще молимся о еже сохранитися граду сему…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон произносит 4-ое литийное прошение: «Еще молимся, и о еже услышати Господу Богу глас моления нас, грешных, и помиловати нас» (см.: Служебник,Последование вечерни).

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник в это времяпоминает про себя поимённо всех, кого желает, живых и умерших и произносит возглас: «Услыши ны, Боже…» (см.: Служебник,Последование вечерни).

Диакон на словах возгласа: «Отцу и Сыну и Святому Духу» крестится, кланяется священнику и становится справа от него, на шаг позади.

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

Священнослужители снимают головные уборы и все молящиеся приклоняют головы.

Хор: «Тебе, Господи».

Священник, стоялицом на восток[55], велегласно читает молитву: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш…» (см.: Служебник,Последование вечерни).

Хор поет: «Аминь» и лития на этом заканчивается.

 

Благословение хлебов

Священнослужители надевают головные уборы, крестятся, кланяются друг другу, идут в предшествии свещеносцев (они также вначале крестятся и кланяются священнику) из притвора в храм, подходят к литийному столику с хлебами и становятся перед ним. Свещеносцы ставят свечи позади аналоя с праздничной иконой, а сами становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу. Придя на средину храма, священнослужители снова крестятся и кланяются друг другу.

Хор поет стихиры на стиховне, а после стихир: «Ныне отпущаеши…».

Чтец (или если есть,


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.