Посследование вседневной вечерни — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Посследование вседневной вечерни

2017-06-19 305
Посследование вседневной вечерни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во время чтения молитвы 9-го часа, священник облачается в фелонь[13], благословляя и целуя крест на ней со словами: «Молитвами святых отец…». Затем ондважды крестится, целует край святого престола и святое Евангелие, снова крестится и выходит со Служебником в руках из алтаря северной дверью на солею. Став посредине на солее перед царскими вратами, он совершает три поясных поклона в сторону святого алтаря и после окончания чтения молитвы, встав прямо, полагает начало вечерни возгласом: «Благословен Бог наш…».

Диакон (а если его нет, тогда пономарь, или сам священник перед выходом на солею) неспешно открывает завесу царских врат.

Чтец после возгласа священника: «Аминь. Приидите, поклонимся…» [14] и читает предначинательный 103-й псалом: «Благослови, душе моя, Господа…».

Священник в это время перед царскими вратами с непокрытой головой (камилавка[15] и клобук снимается) тайно читает семь светильничных молитв (см.: Служебник,Последование вечерни).

В конце чтения 103 псалма диакон, предварительно сотворив поклон святому престолу, выходит из алтаря северной дверью на солею для произнесения великой (мирной) ектении.

Примечание. Выходить на все ектении нужно всегда заблаговременно, чтобы не произносить прошения на ходу. При этом, диакон, выходя на ектению, и возвращаясь в алтарь, всегда крестится и кланяется святому престолу [16] и священнику. Для этого он выходит несколько вперёд правой стороны алтаря, не выходя за пределы святого престола, крестится с поклоном, взирая к горнему месту, и кланяется священнику. Далее, идя через горнее место, он выходит северной дверью на солею перед царскими вратами и становится на амвоне, где крестится и кланяется в сторону алтаря [17]. После последнего прошения ектении, он снова крестится, кланяется к алтарю и входит южной дверью в алтарь. Здесь он выходит несколько вперёд правой стороны алтаря, не выходя за пределы престола, крестится вместе со священником на словах его возгласа: «Отца и Сына и Святого Духа» взирая к горнему месту, а насловах: «ныне и присно» кланяется священнику. На горнее место диакон должен идти только для взятия и отдачи кадила.

Произносить ектении нужно лицом к святому алтарю: неспешно, сопровождая каждое прошение крестным знаменем с поясным поклоном (после произнесения прошения) и дожидаясь окончания пения хором: «Господи, помилуй». При произнесении прошений, диакон накидывает орарь на указательный и средний палец правой руки, придерживая его тремя пальцами правой руки: большим, указательным и средним и держит его на уровне глаз, отведя руку немного вправо.

При выходе диако­на из алтаря священник становится перед местной иконой Спасителя, а диакон перед местной иконой Божией Матери, затем они вместе трижды крестятся с поклонами алтарю, и кланяются друг другу. Священник возвращается в алтарь южной дверью, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и стано­вится на своё место перед святым престолом.

Диакон после окончания чтения 103 псалма произноситна амвоне великую ектению (см.: Служебник,Последование вечерни).

Примечание. Поминовение церковной власти на 5-ом прошении ектении совершается следующим образом: «О Великом Господине и Отце нашем Святейшем патриарсе Кирилле, и о Господине и Отце нашем Блаженнейшем митрополите Онуфрие, и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите Лазаре, честнéм пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся» [18].

После последнего прошения: «Пресвятую, Пречистую...» диакон, сотворив поклон перед царскими вратами, возвращается южной дверью в алтарь.

Священник после последнего прошения ектении перед престолом произносит возглас: «Яко подобает Тебе…» (см.: Служебник,Последование вечерни).

При служении одним священником без диакона. Священник все ектении (мирную,малую, просительную и сугубую) ипоследующие за ними возгласы произносит на солее перед царскими вратами (см.: Типикон, гл. 2 и 9) [19]. Для этого он сначала крестится, целует край престола и святое Евангелие, снова крестится и выходит из алтаря северной дверью на солею перед царскими вратами, где крестится и кланяется алтарю. Возвращается же в алтарь он южной дверью, где крестится, целует край престола и святое Евангелие, снова крестится, и становится перед святым престолом.

Хор: «Аминь» и чтец читает рядовую кафизму.

Примечание. В неделю (воскресенье) вечера и в праздничные дни на вечерне (если накануне совершалось бдение) кафизма не читается.

После прочтения кафизмыдиакон на амвоне пред царскими вратами произносит малую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.: Служебник,Последование вечерни).

Священник после последнего прошения ектении, перед престолом произносит возглас: «Яко твоя держава…» (см.: Служебник,Последование вечерни).

Хор: «Аминь» и поёт «Господи,воззвах» со стихирами.

В это время диакону, вошедшему в алтарь южной дверью, пономарь подаёт на горнем месте разожжённое кадило с фимиамом. Диакон, взяв кадильницу и став на горнем месте у южной стороны престола, поднимает её и обращается к священнику: «Благослови, владыко, кадило». Священник благословляет кадило (кадильницу горящим углем и фимиамом, а не цепочки кадила), и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа» (см.: Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Диакон отвечает: «Аминь» и начинает полное каждение алтаря и храма, придерживая при этом орарь левой рукой (см.: Приложения, О каждении).

Сначала совершается каждение святого престола. Для этого диакон становится перед святым престолом у западной (передней) его стороны, и троекратно, с поклоном, кадит её. Затем таким же образом он кадит южную, восточную (заднюю) и северную стороны святого престола с обязательными остановками на каждой его стороне. Далее он кадит горнее место, запрестольный крест и иконы, находящиеся по правую сторону в южной части алтаря. Затем запрестольную икону и иконы по левую сторону в северной части алтаря и жертвенник (в ряду икон, этой стороны), а также икону, на иконостасе над царскими вратами в алтаре, для чего становится между горним местом и престолом в левой части алтаря.

Далее он переходит на правую сторону алтаря, где становится между горним местом и престолом, и отсюда кадит священника, лиц, молящихся в алтаре по правую, а затем и по левую сторону алтаря.

Затем, обойдя престол через горнее место, диакон выходит северной дверью из алтаря на солею. Здесь он кадит царские врата[20], местную иконы Спасителя, храмовую икону и следующие за ней, т. е. всю правую сторону иконостаса. Возвратившись к царским вратам, он кадит местную икону Божией Матери и другие иконы, т. е. всю левую сторону иконостаса. При этом все повороты совершаются лицом на восток, к алтарю. Вновь возвратившись к царским вратам, он поворачивается лицом на запад и кадит главный клирос с находящимся на нем хором, затем, повернувшись на юг правый клирос (если есть), а на север левый клирос (если есть).Опять повернувшись на запад, он кадит молящийся в храме народ слева направо (с юга на запад, а затем с запада на север). Далее спускается на середину храма и кадит там праздничную икону на аналое, после чего начинает каждение собственно храма, по его периметру, начиная с икон, находящихся у правого клироса, и далее правую (южную) часть храма и молящихся в ней. Затем он кадит притвор, и левую (северную) часть храма и молящихся, заканчивая каждение храма у икон под левым клиросом. После этого он поднимается на солею, где кадит царские врата, местные иконы Спасителя и Божией Матери и входит южной дверью в алтарь. В алтаре он кадит святой престол с передней (западной) его стороны, горнее место, затем священника с горнего места и отдаёт кадило пономарю. Потом они оба вместе крестятся, кланяются священнику, а затем и друг другу. После этого диакон становится на своё место возле священника у святого престола с южной его стороны.

Примечание. Если на службе в алтаре присутствует настоятель или старший священник храма, то диакон кадит его прежде служащего священника.

Если же в алтаре присутствует архиерей, то диакон испрашивает у него благословение на каждение и кадит его прежде служащего священника: трижды по трижды первый раз, и трижды в конце каждения.

При служении одним священником без диакона. Священник начинает каждение перед святым престолом с передней его части, где ему и подаётся кадило с южной (правой) стороны престола, а не на горнем месте. Там же, перед святым престолом он заканчивает каждение (горнее место не кадится) и отдаёт кадило пономарю.

Хор после стихир на «Господи, воззвах» поёт: «Слава, и ныне» богородичен, азатем «Свете тихий…». [21]

Во время пения «Свете тихий…» священник и диакон переходят от святого престола на горнее место для произнесения прокимна. Для этого они дважды крестятся, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся, кланяются друг другу и отходят к горнему месту южной (правой) стороной алтаря. Здесь они снова крестятся, совершают поклонение горнему месту, кланяются друг другу и становятся за престолом лицом к народу, но не по центру, а немного с боку: священник – против юго-восточного угла святого престола, а диакон – к северу от священника.

Поле окончания пения «Свете тихий…» диакон, предварительно поклонившись священнику, произносит «Вонмем».

Священник: «Мир всем» иосеняет крестообразно благословляющей рукой (имясловными перстами) молящийся в храме народ.

Хор: «И духови твоему».

Примечание. Если в алтаре присутствуют другие священники, тогда служащий священник перед возгласом: «Мир всем» делает поклон своим собратьям сослужителям, а в присутствии архиерея благословение рукой не совершает.

Диакон: «Премудрость, вонмем, прокимен глас…» и произносит[22] положенный прокимен дня[23] (см.: Служебник,Последование вечерни).

Хор: поёт тот же прокимен.

Диакон:стихпрокимна.

Хор: снова поёт прокимен.

Диакон: первую половину прокимна.

Хор: допевает вторую часть прокимна.

При служении одним священником без диакона. Священник сам произносит возгласы: «Вонмем», «Премудрость, вонмем» и прокимен днясо стихом.

После пения прокимначтец читает: «Сподоби, Господи...».

С вященник и диакон крестятся, кланяются к горнему месту и друг другу. Священник возвращается северной (левой) стороной алтаря на своё место перед святым престолом, где вначале крестится, целует край престола и Евангелие и снова крестится, а диакон выходит северной дверью на амвон для произнесения просительной ектении: «Исполним вечернюю молитву…» (см.: Служебник,Последование вечерни).

Примечание. Вообще, все служащие должны помнить, что дорога на запад – северной стороной, а на восток – южной.

Священник после последнего прошения ектении, в алтаре перед престолом произносит возглас просительной ектении: «Яко благ и человеколюбец…» (см.: Служебник,Последование вечерни).

Хор: «Аминь».

Во время этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя.

Священник поворачивается лицом на запад через правое плечо и преподаёт благословение молящимся в храме, со словами: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон поднимает также, как и на ектении орарь и возглашает: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор протяжно: «Тебе Господи».

Священник перед престолом тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Боже наш…», с возглашением велегласно возгласа: «Буди держава Царствия Твоего…» (см.: Служебник,Последование вечерни).

Хор: «Аминь» и стихиры на стиховне.

После стихирчтец читает: «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш…».

Священник произносит перед святым престолом возглас: «Яко Твое есть Царство…» (см.: Служебник,Последование вечерни).

Хор: «Аминь» ипоёт тропари по Уставу, «Слава, и ныне» богородичен.

Во время пения богородичнадиакон (а если его нет то священник) выходит северной дверью на амвон, и произносит здесь сугубую ектению, начиная с прошения: «Помилуй нас, Боже…» (без первых двух начальных прошений) (см.: Служебник,Последование вечерни).

Примечание. Поминовение церковной власти на 2-ом прошении совершается следующим образом: «Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем патриарсе Кирилле, и о Господине и Отце нашем Блаженнейшем митрополите Онуфрие, и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите Лазаре, и всей во Христе братии нашей» [24].

После возгласа священника: «Яко Милостив и Человеколюбец…» диакон, стоя на амвоне, возглашает: «Премудрость» и уходит в алтарь.

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен…».

Хор: «Аминь» и «Утверди, Боже…».

При служении одним священником без диакона. Священник уходит в алтарь после произнесения возгласа: «Сый благословен…».

По установившейся современной практике отпуст вечерни не произносится. Когда же хор пропоёт: «Утверди, Боже...», священник произно­сит возглас: «Слава Святей...» и далее начинается утреня. Завеса не закрывается.

Примечание. По Уставу (см.: Типикон, гл. 9) вечерня должна заканчиваться отпустом.

Хор поёт: «Утверди, Боже...».

Священник: «Пре­святая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую...».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

Священник выходит северной дверью, при закрытых царских вратах на амвон (а если служит без диакона, то остаётся там после произнесения сугубой ектении), и, обратившись лицом к народу, произносит великий отпуст (см.: Приложения, Отпусты).

Хор поёт многолетие: «Великаго Господина...».

Диакон (а если его нет, то пономарь) закрывает завесу.

Священник совершает три поясных поклона перед царскими вратами, входит в алтарь южной дверью, делает поклон перед престолом, целует его край и разоблачается совершенно. Сотворив поклоны святому престолу, он выходит из алтаря, полагает малый поклон пред царскими вратами и оставляет храм.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.