Понятия «Журналистика», «СМИ», «СМК» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Понятия «Журналистика», «СМИ», «СМК»

2017-06-20 356
Понятия «Журналистика», «СМИ», «СМК» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основы теории журналистики

 

Вопросы к экзамену

 

Понятия «Журналистика», «СМИ», «СМК»

 

Журналистика (вид деятельности) - Общественная и производственная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.) Система

организаций, занятых сбором и обработкой информации. Совокупность журналистских произведений. Элемент системы «общество». Социальный институт

СМИ: - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации («Закон о СМИ»)

СМК (средства массовой коммуникации) / масс-медиа – посредник в передаче сообщений, причем не только журналистских:

печать, книги, радио, ТВ, кинематограф, рекламные щиты, интернет-сайты, а также технические средства (телеприемники, мобильная телефония, компьютерные и иные линии связи).

Журналистика как профессия: специфика.

Публичность, творчество, работа с людьми, объективность, универсальность,оперативность, динамичность, непредсказуемость, экстремальность, высокая ответственность

 

 

Журналистика как социальный институт, функции журналистики.

Общественно значимые функции журналистики (сегодня):

–информационная: передача информации о происходящем в мире;

–коммуникативно-интеграционная: объединение общества (или системы обществ и государств) в единое целое, формирование идентичности;

Через СМИ нация каждый день общается сама с собой

– функция voxpopuli (гласа народа): провозглашение интересов общества перед теми, кто этим обществом управляет – властью

– политическая: управление (вплоть до манипулирования) поведением и инстинктами общества (масс населения) со стороны правящего класса;

– функция социализации: воспитание и отчасти образование подрастающих и уже взрослых поколений.

Воздействие СМИ на национальную нравственность сравнимо с совокупным влиянием Церкви, системы образования и культуры.

Дополнительные функции:

– историографическая

– развлекательная (рекреативная)

Журналистика и медиабизнес: общие и отличительные черты

Журналистские произведения более не приносят масс-медиа прибыль:

Журналистика = актуальность сообщения нельзя использовать повторно

Неприменим эффект «длинного хвоста»

Медиабизнес – дорогой и с высокой степенью риска ->законное стремление снизить расходы и повысить доходы. Журналистские произведения теряют рентабельность в условиях развития ИКТ по сравнению с иными медиапродуктами:

- масс-медиа утратили монополию на распространение массовой информации, появились более дешевые каналы и способы;

- общедоступная информация (основной продукт журналистского труда) стремительно обесценивается при ее массовом распространении: сегодня коммерческую ценность представляет эксклюзивное знание;

журналистские произведения в силу их специфики (актуальность) нельзя продавать долгий период времени (в отличие от сериалов, развлекательных шоу и т.д.)

 

Причины появления и трансформации журналистики как деятельности

1.В позднем средневековье меняется вектор познавательной деятельности:

Вечные проблемы, «Внешняя реальность»:

трансцендентное----à меняющийся окружающий мир,

внутренний мир

(«внутренняя реальность»)

2.Зарождаются рыночные отношения и начинают формироваться основы капиталистической миросистемы

3.Информация

- источник власти

Информация – источник власти + товар

Информация обретает рыночную стоимость

Массовая информация (МИ): понятие, виды МИ

Массовая информация – это тот разнообразный жизненный опыт, который человечество фиксирует в устных рассказах, фольклоре, рукописях, различных медиапродуктах для сохранения и передачи потомкам. Отличие массовой информации специализированной информации в том, что «она невест в себе сведения, которые в той или иной степени касаются всех (Лазутина Г.В.)периодическое печатное издание; радиопрограмма;телепрограмма; видео- и кинохроникальные программы;

СМИ как социальная группа.

На работу медиаорганизации (и автоматически – на ее аудиторию) окажут влияние как внутренние противоречия в коллективе, так и личности авторов, участвующих в производстве медиапродукта

Отношение коммуникатора (журналиста) к своей аудитории:

Неприязнь аудитории, циничное отношение к получателям сообщения как к ограниченным и некомпетентным людям (корни теории: стремление телестанций получить как можно большее количество зрителей, газет – как можно большие тиражи; разногласия в оценках того, что есть «качественно», а что нет).

Желание помочь, позитивное отношение. Пример: женские журналы, которые почувствовали сильную ответственность за предлагаемые аудитории товары и услуги.

Относительная изоляция коммуникатора от аудитории.

Типологические черты СМИ.

В процессе взаимодействия журналистики с социальной практикой создается определенная структура средств информации. Она, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описываются каждое издание и вся система СМИ. Типология, вообще говоря, это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков.

Типология (от греч. týpos — отпечаток, форма, образец и... логия),

1) метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа (единицы расчленения изучаемой реальности).

2) Результат типологического описания и сопоставления. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов.

Типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных производственных объединений на базе отдельных предприятий вызвало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам.

Движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий. Поэтому конструкции и данные, приведенные в учебниках 1960-1980-х годов, не полностью соответствуют реальному состоянию российской журналистики.

Каждый отряд СМИ имеет свои технические особенности с точки зрения передачи и восприятия информации

Реализация в России.

В общем смысле понятие «информационная безопасность» связано с защитой информации и данных.

Сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

- целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;

- конфиденциальность информации;

доступность информации для всех авторизованных пользователей

В чем проблема для России?

1. Широко либерализованный плюрализм реально проявляется в возможности заявлять политические идеи и цели в диапазоне от крайне правых до леворадикальных, распространять информацию не только односторонне ориентированную, но и едва прикрыто поощряющую насилие, «культ тела», аморализм и т.д.

Существующее законодательство практически не является препятствием для "злоупотребления свободой" СМИ, а возбуждаемые судебные дела часто заканчиваются ничем и потому не оказывают сдерживающего воздействия на других представителей журналистского корпуса, склонных к вольному обращению с законодательными нормами.

2. Отсутствует широкий, постоянный и последовательный мониторинга поведения СМИ с точки зрения соблюдения того законодательства, которое имеется, а также отсутствие демократично функционирующих контрольных органов. Организаций типа "Фонда защиты гласности" крайне мало, и результаты их деятельности не слишком действенны.

3. Несмотря на увеличение числа газет, программ ТВ и радио, возможности граждан получить необходимую и достаточную информацию не только не возрастают, а сужаются. Информационное пространство страны "рвется", так как общефедеральные издания не доходят до большей части региональной, да и московской аудитории, в то же время рост местной прессы крайне затруднен и ее информация локализирована.

4. Развитие плюрализма без четко налаженного диалога различных сил и движения к общественному согласию по общенациональным проблемам приводит к обострению социального напряжения

Итогом развития этих и иных тенденций оказывается ряд негативных явлений: снижение интереса к СМИ, уменьшение тиражей и подписки, недоверие к СМИ, падение их престижа, рост политического негативизма, что ярко проявляется на выборах, а главное, дезориентированность общества, неясность для многих мира, в котором живем, и "желаемого будущего".

Прохоров Е. П. называет условия массово-информационной безопасности:

• обеспечение граждан полной и оперативной информацией;

• плюрализм и разнообразие СМИ;

• плюрализм освещаемых позицией в СМИ;

• возможность для всех соц.групп распространять информацию, создавать СМИ;

• диалог отправителя информации с получателем (возможность узнать реакцию);

• возможность отстаивать позицию, опровергать оппонентов;

• необходима максимальная открытость источников информации и доступность их для всех граждан, а также развитие пресс-служб различных учреждений, ведомств и т. д.;

• все потребители массовой информации (и социальные институты, и отдельные граждане) должны накапливать и реализовывать навыки работы с потоками массовой информации разной направленности. В таком "воспитании" аудитории определяющая роль принадлежит самим СМИ… Именно СМИ несут основную ответственность за формирование личностных и гражданских качеств, способных противостоять информационным угрозам.

Иные аспекты проблемы информационной безопасности и СМИ

Речевая агрессия в СМИ, рост числа экстремистских материалов.

* Низкий уровень гражданской политической культуры журналистов

Журналист может идентифицировать себя как с социально-профессиональными группами, реально стоящими у власти, так и с другими группами. На первые группы в первую очередь лежит бремя ответственности не просто по выработке, но по обеспечению реализации общезначимых целей. Журналисты, идентифицирующих свои интересы с интересами этих групп, должны обеспечивать доминирование соответствующих целей в информационном пространстве. При этом они должны понимать, что управление – это не стихийный, не основанный на эмоциях процесс. Это процесс оперирования знаниями, которые передаются управляющей системе.

* Слабое знание законодательства (даже того, которое регулирует деятельность СМИ).

Закон о СМИ

Закон о СМИ

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

Средство массовой информации - периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

Основы теории журналистики

 

Вопросы к экзамену

 

Понятия «Журналистика», «СМИ», «СМК»

 

Журналистика (вид деятельности) - Общественная и производственная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.) Система

организаций, занятых сбором и обработкой информации. Совокупность журналистских произведений. Элемент системы «общество». Социальный институт

СМИ: - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации («Закон о СМИ»)

СМК (средства массовой коммуникации) / масс-медиа – посредник в передаче сообщений, причем не только журналистских:

печать, книги, радио, ТВ, кинематограф, рекламные щиты, интернет-сайты, а также технические средства (телеприемники, мобильная телефония, компьютерные и иные линии связи).


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.