В новую историческую эпоху поэтика малого экрана отступила под мощным натиском информации и развлекательных сериалов. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

В новую историческую эпоху поэтика малого экрана отступила под мощным натиском информации и развлекательных сериалов.

2017-06-04 371
В новую историческую эпоху поэтика малого экрана отступила под мощным натиском информации и развлекательных сериалов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Современные приемы телевизионного монтажа

Монтаж (от фр. montage — сборка) — это особая система смысловых, аудиовизуальных и ритмических соотношений отдельных кадров, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление. Монтаж можно рассматривать как технический прием, как художественную форму творческого мышления и как монтажное восприятие экранного проведения в целом.

 

♦ монтаж как технический прием;

♦ монтаж как художественная форма творче-

ского мышления;

♦ монтажное восприятие экранного произведе-

ния в целом.

 

 

Телевизионнный монтаж — особая система соединений разных планов,

фиксируемых несколькими телевизионными камерами с разных то-

чек, обеспечивающая непрерывный показ на телеэкране, подчинен-

ный идейному и художественному замыслу режиссера, который не-

посредственно осуществляет монтаж во время передачи на микшер-

ной панели режиссерского пульта. Главной задачей телевизионного

монтажа является точная передача сути передаваемого события в его

непрерывном течении.

Телевизионный кадр — показ того или иного момента непрерывного дей-

ствия или события, зафиксированного неподвижной камерой или в

ее движении от момента включения до момента выключения в эфире.

Он может быть зафиксирован на видеоленту или быть записан в циф-

ровом формате.

Современное осмысление приемов монтажа, развитие его новых направлений идут по пути поиска связей между творчеством и технологией создания кино и видеопродукции. Телевизионный монтаж как особая система соединения разных планов, фиксируемых несколькими телевизионными камерами с разных точек, обеспечивающая непрерывный показ на телеэкране, имеет свои особенности. На телевидении используются линейный и нелинейный монтаж.

Линейный (или аналоговый) монтаж — это последовательное соподчинение монтажных планов (при таком способе монтажа используют различные пульты двух- или трехпостовых аппарат- ных). По существу он является электронной склейкой (кнопочный монтажный переход — встык, микшерный переход — через черное или белое поля, наложение одного изображения на другое методом совмещения, вытеснение одного изображения другим, использование спецэффектов при помощи стоп-кадров, выведение и введение цветности, соляризации изображения, реверберации звука). При помощи электронной склейки и вставки можно вести прямые передачи из студии или ПТС (передвижной телевизионной станции), а также осуществлять монтаж видеопрограмм, видеосюжетов и видеофильмов. Линейный монтаж является пос- ледовательным, в случае необходимости внести изменения они делаются либо в режиме «вставка», либо, если в ходе монтажа была допущена ошибка, перемонтируется целый кусок до того плана, с которого вносится изменение.

ное и реальное пространство, разномасштабные изображения, за- ставляя их двигаться в разных направлениях, и т.д. Ибо фантазии художника неисчерпаемы, как и развитие электронных технологий.

Технология нелинейного (компьютерного) монтажа ближе к киномонтажу, так как при перегоне с видеоленты или цифрового носителя мы в первую очередь создаем так называемые клипы, т.е. сортируем их в отдельные «папки» и присваиваем им ярлыки, на- зывая их либо по содержанию, либо по ключевым словам. Нели- нейный монтаж позволяет использовать приемы аналогового мон- тажа и в то же время имеет ряд преимуществ. Он позволяет: а) мон- тировать блоками, переставлять планы в любом порядке; б) более точно находить конечную границу монтажного плана, монтировать изображение, согласовывая его со звуковым рядом (с осцил- лограммой звуковой дорожки). При этом расширяются возможности трансформации изображения: можно изменить крупность монтаж- ного плана, создать новое направление движения или переместить объект по заданной траектории, растянуть изображение во времени или произвести его сжатие, использовать различные спецэффекты (переворачивание страниц, двойная экспозиция, вращение кадра в различных плоскостях, его уменьшение до точки, разбивка экрана на сегменты, где одновременно могут появляться разно-моментные действия).

Функции монтажа

Монтаж выполняет две основные функции:

♦ чисто техническую, подчиненную технологическому процессу, завершающему производство

фильма или телевизионной продукции (окончательная сборка, соединение отдельных планов,

сцен, эпизодов, а также звука и изображения в единое целое);

♦ эстетическую (т.е. монтаж — наивысшее проявление синтеза всех выразительных средств

экрана, способ художественного мышления и образного воплощения темы, идеи экранного

произведения).

При помощи монтажа происходят:

♦ разбивка действия на фрагменты (показ части вместо целого) для усиления воздействия, для

создания динамики развития действия. Они могут отличаться друг от друга по времени и

пространству;

♦ соединение этих кусков (при этом воссоздается логика развития сюжета, его последовательность

и возникает зримый целостный образ);

♦ создание особого экранного времени и экранного

пространства. Оно может совпадать с реальными

координатами времени и пространства, а может быть и условным (приближенным к самой

реальности, иллюзорным, фантастическим или виртуальным).

Монтаж фиксирует:

♦ точную длительность прослеживания явлений с точки зрения как героев, так и авторов;

♦ последовательность точек показа, их столкновения и взаимосвязи, которые отражают отношение

к прослеживаемому явлению, к героям, их взаимоотношениям и т.д.

Основной закон монтажа — соблюдение единства стилистической манеры повествования,

раскрывающей тему, логическая или психологическая мотивировка монтажных переходов (в

раскрытии драматургии, в переходе от кадра к кадру, от эпизода к эпизоду и т.д.).

общая формула монтажа:

В ее основе — плавные монтажные переходы от одного плана к другому:

Общий (где?) + Средний (что? или кто?) + + Круппный или зрение

В ее основе — плавные монтажные переходы от

Деталь (эмоциональное усиление или уточнение/

противопоставление) + Средний (сделал) + + Общий (и что получилось).

60. План, мизансцена, мизанкадр, внутрикадровый монтаж. Крупность планов, их технические и художественные особенности (Утилова)

Существует два типа монтажа: 1)внутрикадровый; 2)межкадровый.

 

ВНУТРИКАДРОВЫЙ МОНТАЖ — построение единого выразительного пространства времени кадра при помощи ракурсной съемки, применения объективов разного фокусного расстояния (смена глубины резко изображаемого пространства — перефокусировка, смена объективов: с обычным расстоянием, приближенным к обыденному восприятию глубины резкости, длиннофокусного, коротко- фокусного), при помощи смены крупности плана, движения ка- меры, движения персонажей, смены светотонального и цветового решения внутри одного монтажного плана. Он организует зрелище в единое целое внутри одного кадра, так как объединяет общее впечатление от композиции кадра, действие объектов съемки и авторскую интерпретацию происходящего на экране, подчеркивая взаимосвязь между выразительными средствами данного кадра. При внутрикадровом монтаже внутри одного длинного кадра при помощи «выкадривания камерой» сменяются различные ракурсы и крупности планов.

 

Современное телевидение активно использует принцип съемок длинными планами, в основе которых лежат принципы внутрикадрового монтажа (внутри одного длинного кадра сменяются различные ракурсы и крупности). Движение камеры является основным организующим началом.

 

Внутрикадровый монтаж подразделяется:

- на съемку с движения, когда при помощи камеры выкадрируется тот или иной фрагмент действия или пространства;

- кадры, снятые с неподвижных точек (глубинный мизанкадр), с переменой крупностей — самоукрупнение героев или применение трансфокаторных наездов и отъездов.

 

МИЗАНСЦЕНА — способ доведения до зрителя чувства одновременно с текстом. Ведь жизнь проявляется не только в слове, но и в движении. Слово и движение равноправны.

Глубинная мизансцена - сложное построение кадра, при котором одинаково важны передний план и задний; служит для усиления динамики пространства и повествовательной выразительности.

МИЗАНКАДР — образное решение действия в кадре с учетом всех вырази- тельных средств экранного искусства (ракурс и точка съемки, крупность плана, статика/динамика).

Мизанкадр (Эйзенштейн) - движение персонажей во времени/в пространстве игровой площадки/по отношению друг к другу/декорациям/камере.

 

 

Внутрикадровый монтаж стал ведущей формой современного повествования на телевизионном экране. С одной стороны, камера движением как бы подчеркивает непрерывность течения события, с другой — помогает зрителю из потока зрелищных впечатлений «выкадровывать» наиболее существенные, характерные для этого события или явления. Все это подчеркивает безыскусность, спонтанность происходящего, особое его жизнеподобие.

Внутрикадровый монтаж помогает раскрыть отношение автора к событию/герою. Является одной из форм внутреннего монолога как автора, так и персонажа.

 

ВИДЫ ВНУТРИКАДРОВОГО МОНТАЖА:

- панорамная съемка;

- трансфокаторная съемка;

- «выкадрирование» с плавным движением.

 

МЕТОД ВНУТРИКАДРОВОГО МОНТАЖА: фиксация развития сюжета или действия происходит непрерывно, камера берет на себя «психологические» функции.

Если предмет снимается при помощи трансфокации, то создается иллюзия «всматривания», если снимается предмет динамической камерой, то возникает иллюзия «прослеживания» взглядом. При этом камера то укрупняет происходящее в кадре, то абстрагирует его, ускоряя или замедляя естественный темпоритм всей сцены. Если движение камеры и динамическая композиция оправдываются логикой развития основного действия, не нарушая его естественного хода, то движение камеры будто совпадает с «желанием» зрителя быть в центре события, приблизиться к герою, все рассмотреть глазами камеры.

 

 

 

Видимое мы разбиваем на КРУПНОСТИ/МОНТАЖЫНЕ ПЛАНЫ: дальний, общий, общий с первоплановой композицией, средний по колено, средний поясной, портретный — по плечи, крупный, сверхкрупный, деталь.

ПЛАН — масштабно-пространственная характеристика кадра. За единицу измерения берется фигура человека.

ОБЩАЯ ФОРМУЛА МОНТАЖА:

Общий (где?) + Средний (что? или кто?) + + Круппный или Деталь (эмоциональное усиление или уточнение/противопоставление) + Средний (сделал) + + Общий (и что получилось).

 

КРУПНОСТЬ ПЛАНОВ ПО Л. КУЛЕШОВУ

1. ДЕТАЛЬ. Глаз человека с бровью и частью носа.

2. КРУПНЫЙ. Лицо человека во весь экран по вертикали.

3. 1-й СРЕДНИЙ. Часть фигуры человека, взятая в рамку кадра, чуть выше пояса.

4. 2-й СРЕДНИЙ. Фигура человека по колено.

5. ОБЩИЙ. Человек заключается в рамку кадра так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство до рамки.

6. ДАЛЬНИЙ. Фигура человека в этом случае чрезвычайно мала.

 

ЭТАЛОН КРУПНОСТИ по Кулешову - ЧЕЛОВЕК (мера масштаба изображения объекта в кадре).

 

Наиболее гладко воспринимается стык между планами, находящимися через один. Исключения: крупный план монтируется с деталью, общий план с дальним.

 

Два рядом стоящих плана должны сочетаться между собой по световому и цветовому решениям.

 

Многоплановая композиция — это такое расположение персонажей или персонажей и предметов (возможно, только одних предметов), когда они находятся в глубине экрана или создают эффект «экран в экране».

Основной принцип разбивки действия или объекта на крупности — через план. При монтаже нужно соблюдать соответствие масштаба двух рядом стоящих планов.

Каждый монтажный переход должен быть оправдан. Существует либо драматургическое движение сюжета, и необходимо переключить внимание зрителя на другой объект, либо движение персонажа в кадре (его передвижение, действие с некими предметами, персонаж переводит взгляд и т.д.), либо появляется еще один персонаж. Этот перечень можно продолжать и продолжать.

При монтаже двух рядом стоящих планов необходим контраст. Однако при этом следует изменять, например, композицию кадра так, чтобы персонаж находился в той же стороне кадра, что и на предыдущем, и чтобы зритель без труда узнал героя или предмет.

Плавные монтажные переходы — переход от одного плана к другому, от одного эпизода или сюжета к другому — могут осуществляться различными способами и спецэффектами: прямыми склейками, микшерными переходами «наплывами», вытеснением, «звуковыми захлестами», включением титров, фотографий, мультимедийных заставок.

 

ПОМНИТЬ:

- в основе той или иной последовательности кадров должна лежать определенная идея;

- монтаж связан идеей движения (с одной стороны, с движением изобразительным: оно слагается из двух частей — движения, которое заложено в самом кадре, и движения, которое возникает в результате соединения кадров; с другой — с движением драматургическим — развитием конфликта, авторской мысли или серии ее доказательств, характеров персонажей и решения финала.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.