Чтение художественного произведения как труд и творчество. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Чтение художественного произведения как труд и творчество.

2023-02-16 27
Чтение художественного произведения как труд и творчество. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чтобы чтение оказалось плодотворным, читатель должен сам потрудиться, и от этого труда его не может освободить никакое чудо. Кроме труда, необходимого для простого воспроизведения последовательности фраз и слов, из которых состоит произведение, читатель должен затратить особый, сложный и притом действительно творческий труд.

Поэтому первое условие, необходимое для того, чтобы чтение протекало как чтение именно художественного произведения, состоит в особой установке ума читателя, действующей во все время чтения. В силу этой установки читатель относится к читаемому или к «видимому» посредством чтения не как к сплошному вымыслу или небылице, а как к своеобразной действительности.

Второе условие чтения вещи как вещи художественной может показаться противоположным первому. Чтобы читать произведение как произведение искусства, читатель должен во все время чтения сознавать, что показанный автором посредством искусства кусок жизни не есть все же непосредственная жизнь, а только ее образ. Автор может изобразить жизнь с предельным реализмом и правдивостью. Но и в этом случае читатель не должен принимать изображенный в произведении отрезок жизни за непосредственную жизнь. Веря в то, что нарисованная художником картина есть воспроизведение самой жизни, читатель понимает вместе с тем, что эта картина все же не сама доподлинная жизнь, а только ее изображение.

И первая, и вторая установка не пассивное состояние, в которое ввергает читателя автор и его произведение. И первая, и вторая установка — особая деятельность сознания читателя, особая работа его воображения, сочувствующего внимания и понимания.

Так, к примеру, характеры героев не только узнаются и раскрываются. Кроме этого, они оцениваются читателем, вызывают в нем чувство любви, восхищения, участия или ненависти, презрения.

Содержание художественного произведения не переходит — как вода, переливающаяся из кувшина в другой, — из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем — по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя.

Из всего вышесказанного следует, что творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит не только от состояния и достояния читателя в тот момент, когда он приступает к чтению вещи, но и от всей духовной биографии меня, читателя. Он зависит от всего моего читательского прошлого: от того, какие произведения, каких авторов, в каком контексте событий личной и общественной жизни я читал в прошлом. Он зависит не только от того, какие литературные произведения я читал, но и от того, какие музыкальные произведения я знаю, какие я видел картины, статуи, здания, а также от того, с какой степенью внимания, интереса и понимания я их слушал и рассматривал. Поэтому два читателя перед одним и тем же произведением — все равно что два моряка, забрасывающие каждый свой лот в море. Каждый достигнет глубины не дальше длины лота.

 

 

Литература и религия.

Связь религии и, настоящей, литературы в доброте и любви к ближнему.

И та, и другая - способы объяснения и познания мира

Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству эти священные книги - источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов. Так, христианство воздействовало на русскую литературу. В древнерусской литературе (жития) подробно описывалась жизнь святых, подвижников, праведников-князей, а сам Иисус Христос еще не выступал в качестве литературного персонажа: слишком велики были священный трепет и благоговейное отношение к образу Спасителя. В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в это время появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф.М. Достоевского - князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых», у Л.Н. Толстого - Платон Каратаев в «Войне и мире». Как это ни парадоксально, литературным персонажем Христос впервые стал в советской литературе. А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых идти на смерть людей поставил Христа, образ которого, очевидно, символизирует надежду на очищение и покаяние. Позднее Христос появился в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака - в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова - в «Плахе», у Ю. Домбровского - в «Факультете ненужных вещей».

 

 

Литература и СМИ.

Литература:

Широкое значение- вся письменность, которая обладает общественным значением.

Узк.- художественная лит-ра.

Художественная лит-ра- письменная форма искусства слова. Объединяет и познание, и творчество.

       Лит-ра эстетически воплощает жизнь, отображает многообразие человеческого бытия в худож. образах.

В разные эпохи предпочтение отдавалось разным видам искусства:

Античность- скульптура

Средневековье-архитектура

Возрождение и 17 век- живопись

Эпоха романтизма- музыка

18-19 век- литература

20-21 век- кинематограф, телевидение, радио- СМИ. Переход от понятийно- словесной культуры к визуально- зрелищной.

       Литература отличается синкретичностью.

В литературе присутствуют:

1. Элементы мифологии

2. Основы морали (этика поведения, взаимоотношение людей и общества)

3. Элементы эстетики(одна из главных функций)

4. Познавательное). Элементы разных наук.

5. Практические указания, пригодные для повседневной жизни.

6. Элементы философии. Осмысление мира, человека.

Журналистика- особый социальный институт общества, а также система видов деятельности, необходимых для его функционирования.

Характерные черты журналистики:

1. Обращенность к массовой аудитории

2. Политика- воспитательные цели

3. Освещение общественной жизни

4. Одновременность. Быстрота распространения.

5. Оперативность передачи информации

6. Чистота и периодичность выхода

«четвертая ветвь власти»

В журналистике присутствует:

1. Элементы мифологии( как элементы для обоснования идей и доказательств)

2. Мораль( проявлена четко, конкретно)

3. Элементы эстетики( не так четко, как в лит-ре)

4. Познавательность (главная)

5. Практические рекомендации, указания.

6. Философское осмысление действительности( небольшой объем, в отличие от лит-ры)

7. Желание конкретно влиять на все сферы жизни

8. Скорейшее изменение и совершествование жизни.

 

Художественный вымысел. На ранних этапах он не осознавался. В античности- задумывались.

Аристотель писал о том, что историк говорит о случившимся, а поэт о возможном.

На первый план- фантазия и воображение.

В 19 веке-предпочтение прямому наблюдению над жизнью( приближаются к прототипам)

Вымысел- обобщает действительность, воплощает свой взгляд на мир.

       Литература многопланова: (ЧТО и КАК?)

Особенности герменевтики и интерпретации в худож. лит-ре.

1. Очень важна коммуникативная сторона( цель-донести знание, идею)

Герменевтика- искусство и теория растолкования текста; учение о понимании смысла.

Понимание- единица двух начал. (Интуитивная постижение и на основе понимания- истолкование, интерпретация.

Интерпретация- важнейшее понятие Г.(перевод высказываний на другой язык)

Герметика в журналистике.

Интерпретация- намеренное, сознательное изменение настоящих фактов.( Иногда имеет негативные черты; в советской журналистике)

Приемы интерпретации:

1. Придание факту искусственности достоверности и значимости.

2.  Подача фактов дозирована небольшими порциями с повторами.

3. Намеренное игнорирование актуальности фактов.

 

60.Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

 

…. Известно, что высочайшая миссия литературы – сохранение и воспитание нравственности. Сохранение законов нравственных, выработанных тысячелетиями человечеством, его историей, религией, его развитием и его литературой, – это великая миссия. Постепенно эта миссия из литературы перешла в руки средств массовой информации. Но воспитывать нравственность средства массовой информации могут только в том случае, если они сами нравственны. Влияние средств массовой информации на нашу жизнь, в том числе на нашу нравственность, огромно, и с каждым днем увеличивается. Лидирующие позиции здесь, конечно, принадлежат телевидению и интернету, ставшими огромной и почти неуправляемой силой. Я не имею ввиду неуправляемой с точки зрения государства, а неуправляемой с точки зрения как раз тех законов нравственности, которые перешли в руки СМИ. Мы живем в эпоху полного царства телевидения, иными словами в эпоху «тотелеторизма».

 

Литература и СМИ. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

Литературоцентризм — характерное явление русской культуры, имеющее тысячелетнюю историю, которая делится на четыре периода.

1. ^ Древнерусский культ книги (XI — XVII вв.), выросший из почитания священных книг и обожествления письменного слова. Если, вслед за В.И. Далем, считать интеллигенцией "разумную, образованную умственно развитую часть жителей", то древнерусских книжников следует назвать первым поколением русских интеллигентов, а книжность — колыбелью и обителью русской интеллигенции.

2. ^ Книга — апофеоз разума и просвещения (XVIII — первая половина XIX в). Начинает постепенно складываться книжный рынок: в начале царствования Петра I издавались 12 книг в год, в конце царствования Екатерины II — 360 книг; Петр I положил начало газетному делу, Екатерина II — журналистике. Золотой век дворянской культуры, время существования изысканной, духовно и экономически независимой "республики высшего света" (В.А. Жуковский) дал прекрасные образцы изящной словесности, русской истории и филологии.

3. ^ Становление и расцвет книжного социального института (вторая половина XIX — начало XX в.) Пережив николаевский "цензурный террор" (1848 — 1855), обретя общественное признание и индустриальную полиграфическую базу, русская словесность начала стремительно развиваться качественно и количественно. Общеизвестна роль литературы в подготовке общественного мнения к отмене крепостного права (Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов), в становлении и развертывании нигилизма, народничества, толстовства, эмансипации женщин, мифологизации русской этико-политической интеллигенции, героизации образов самоотверженных боевиков подпольной России. В это время складывается характерная для критического реализма тенденция учительства, проповедничества, обличительства.

Книжный социальный институт (КСИ) — это совокупность учреждений и профессиональных кадров, обеспечивающих удовлетворение коммуникационных потребностей общества в целом и отдельных его членов путем предоставления книжной продукции. В КСИ объединяются следующие социальные группы: а) авторы — профессиональные литераторы, в том числе — журналисты, и непрофессиональные писатели, эпизодически выступающие на страницах изданий; б) книгоиздатели, обеспечивающие редакционную подготовку и тиражирование произведений печати, включая редакции журналов, газет, сборников; в) книготорговцы, стимулирующие и удовлетворяющие по возможности платежеспособный спрос публики; г) библиотекари и библиографы, обеспечивающие регистрацию, хранение, общественное использование литературы.

Это группы практиков книжного дела, деятельность которых определяется количественными показателями КСИ. Так, в 1913 г. выпуск книг в Российской Империи составил 34 тыс. названий, а в 1814 г. — только 234 названия (возрос в 145 раз); газет и журналов издавалось соответственно 2 028 и 33 (увеличение в 61,5 раза). Издательская динамика XIX в. свидетельствует о бурном росте значимости литературы в России. В дореволюционной России, помимо практического сектора КСИ, получил развитие научный сектор — литературоведение, филология, литературная критика. Стал формироваться сектор профессионального образования (библиотечные курсы, школа книгопродавческого дела, проекты специальных школ), появилась профессиональная периодика, профессиональные общественные организации; короче говоря, российский КСИ приобретал формы развитого и полноценного социального института. С точки зрения развития книжных коммуникаций начало XX в. по праву является золотым веком русской книжности, это вершина русского литературоцентризма.

4. ^ Советский псевдолитературоцентризм. Идеи коммунистического равенства, мировой революции, марксизм-ленинизм в целом — безусловно книжные идеи, но когда революционеры-книжники захватили власть, оказалось, что взрастивший их литературоцентризм вовсе не нужен. В духовной жизни был утвержден политикоцентризм, т и репрессивные органы были постоянно начеку.
Запрещенный и извращенный русский литературоцентризм возродился, вышел на общественную арену в незабвенную эпоху гласности и перестройки. Цензурные путы ослабели, железный занавес раздвинулся, и вот уже в 1988—1990 гг. миллионные тиражи журналов "Огонек" и "Новый мир", многомиллионные тиражи газет "Аргументы и факты" и "Московские новости" кажутся читателям недостаточными. Появляется "возвращенная литература", популярные публицисты не покладают своих красноречивых перьев, и происходит чудо: народ пробуждается! Литература стала тем рычагом, опираясь на который демократы-реформаторы смогли опрокинуть колосс КПСС и СССР. Можно сказать, что 1990 г. когда был принят закон "О средствах массовой информации", упразднивший цензуру, стал вехой, означающей конец псевдолитературоцентризма.
1990-е гг. — время крушения советской книжной сверхдержавы. Колоссальный книжный социальный институт оказался в глубоком кризисе
Стало быть, в наши дни пробудившийся в период гласности традиционный русский литературоцентризм не востребован массами образованной публики. Он выглядит неконкурентоспособным рядом с "безбумажной" коммуникацией: Интернет предлагает своим пользователям достаточно широкий выбор деловой, научной, технической и прочей нужной информации, а невзыскательному художественному вкусу вполне достаточно телесериалов и видеокассет
Очевидно, что наше время — переходный период от документальной "бумажной" коммуникации к электронной "безбумажной" коммуникации. "Информатизированный" социум, т.е. информационное, постиндустриальное общество должно кардинально отличаться от "литературоцентрического" индустриального общества. Похороны литературы и музеефикация книжности могут состояться в постиндустриальной, а никак не в индустриальной цивилизации. Сегодняшняя Россия — страна далеко не постиндустриальная. Поэтому хоронить русскую литературу преждевременно, хотя налицо печальные признаки ее увядания

смысл втом, что первые журналюги и были литераторами, и еслиб не литература ( петр 1 там) не было бы журналистики, а в современном постиндустриальном обществе намечается тенденция, когда журналистика выходит на первый план, а литература уходит на второй. Но Россия пока до этого не дошла - это типа в будущем так будет))

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.