Читательское и литературоведческое постижение целостности художественного произведения. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Читательское и литературоведческое постижение целостности художественного произведения.

2023-02-16 27
Читательское и литературоведческое постижение целостности художественного произведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирования ценностно-смысловых образований личности в настоящее время становится узловой проблемой, изучение которой должно способствовать дальнейшему развитию наших представлений о психологических механизмах формирования личности. Важным условием, конституирующим бытие личностных смыслов, является наличие зафиксированных в социальном опыте чел-ва смыслов и ценностей, взаимодействие с кот.рождает индивидуальный смыслообразовательный процесс. Одним из таких источников, приобщающих «природного психического индивида» к общечеловеч. «вневременным» смыслам, яв-ся искусство, способное к воздействию на сознание и процесс формирования смысловых образований личности. Анализ процесса воздействия искусства (худож. лит-ры в том числе) может пролить дополнительный свет на столь сложную область чел. деятельности, как смыслопорождение, и в конечном счете раздвинуть границы наших представлений о путях и средствах развития личности.

Так возникают задачи специального психологического анализа функций худож. лит-ры и разработки соответствующих методов обучения лит-ре как средств формирования смысловых образований личности. Следует особо подчеркнуть специфику процесса воздействия искусства, заключающуюся в том, что открытия человека в области смыслов всегда субъективно пристрастны, продиктованы его личностными смыслами и заставляют обнажать свой собственный смысловой мир.

Чтение художественных текстов и есть по существу такая встреча читателя с зафиксированным в образно-языковой форме актом самоактуализации автора и само является актом самоактуализации читателя.

Традиционные методы преподавания лит-ры формируют неправильную позицию читателя как потребителя готового текста. Это является ощутимым препятствием смыслообразовательного процесса. За эталон обучения лит-ре принимается модель обучения точным наукам, игнорируется специфика худож. познания, основанного на участии личностных смыслов воспринимающего худож. произв. В свою очередь, попытки усовершенствовать преподавание путем обучения навыкам литературовед.анализа, предлагаемые рядом исследователей, не учитывают того факта, что чтение как деятельность по своему психологическому содержанию и структуре не совпадает с деятельностью литературоведческой.

Рассматривая чтение как определенный опыт постижения мысли и чувств автора, в плоскости которого анализируется процесс читательского смыслообразования, мы полагали, что становление такой «смыслообразующей» деятельности возможно лишь в контексте организации различных форм взаимодействия читателя с худож. текстом. Именно отсутствие в педагогике идеи взаимодействия, в частности взаимодействия читателя с художественным текстом, приводит к тому, что весь арсенал действий, задаваемых традиционными методиками: пересказ, изложение близкое к тексту, ответы на вопросы и т.п.— направлен на формирование репродуктивных форм чтения, в рамках которых не создается условий для порождения актов смыслообразования — отсюда и неумение читать худож. лит-ру, потеря интереса к чтению и т.п.

Чтение во многих исследованиях рассматривается как многооперационный акт реконструирования различных элементов текста (сюжет, герой, характер, событие и т.д.), определенного переструктурирования исходного материала, сопровождающегося выдвижением гипотез, концептуальных схем, планов — некоторого арсенала умственных средств, позволяющих читателю понимать смысл худож. произв.

 

56. Литературные иерархии и репутации. Элитарная, классическая, массовая литература и беллетристика.

.«ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА». ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА. Словосочетания «высокая (или строгая) литература», «литературный верх» не обладают полнотой смысловой определенности. Вместе с тем они служат логическому выделению из всей «литературной массы» (включающей в себя и конъюнктурные спекуляции, и графоманию, и, по выражению американского ученого, «пакостную литературу», какова порнография) той ее части, которая достойна уважительного внимания и, главное, верна своему культурно-художественному призванию. Некий «пик» этой литературы («высокой») составляет классика–та часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы. Это те авторы и их произведения, которые являются неотступными спутниками нашей жизни.

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. Массовая литература — это совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, невзыскательного, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения. Массовая литература (словосочетание, укоренившееся у нас) в этом ее понимании обозначается по-разному. Термин «популярная (popular) литература» укоренен в англоязычной литературно-критической традиции. В немецкой — аналогичную роль играет словосочетание «тривиальная литература». И, наконец, французские специалисты определяют это явление как паралитературу (подобие).

БЕЛЛЕТРИСТИКА. Это литература «второго» ряда, необразцовая, неклассическая, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного «низа» («чтива»), т.е. срединное пространство литературы.

Беллетристика неоднородна. В ее сфере значим прежде всего круг произведений, не обладающих художественной масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но обсуждающих проблемы своей страны и эпохи, отвечающие духовным и интеллектуальным запросам современников, а иногда и потомков. Подобного рода беллетристика, по словам В.Г. Белинского, выражает «потребности настоящего, думу и вопрос дня» и в этом смысле подобна «высокой литературе», с ней неизменно соприкасаясь. Таковы многочисленные романы, повести и рассказы Вас. Ив. Немировича-Данченко (1844–1936), неоднократно переиздававшиеся на протяжении 1880–1910-х годов.

ЭЛИТАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.