Понятие о Священном Писании. Понятие богодухновенности. Состав библейских книг Ветхого и Нового Заветов, принятый в Православной Церкви. Канонические и неканонические книги в Библии. Апокрифы. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие о Священном Писании. Понятие богодухновенности. Состав библейских книг Ветхого и Нового Заветов, принятый в Православной Церкви. Канонические и неканонические книги в Библии. Апокрифы.

2023-02-07 23
Понятие о Священном Писании. Понятие богодухновенности. Состав библейских книг Ветхого и Нового Заветов, принятый в Православной Церкви. Канонические и неканонические книги в Библии. Апокрифы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие о Священном Писании. Понятие богодухновенности. Состав библейских книг Ветхого и Нового Заветов, принятый в Православной Церкви. Канонические и неканонические книги в Библии. Апокрифы.

«Библия» - с греч. книги. Только с 4 века Библия стала означать Священное Писание. Она была названа так св. Иоанном Златоустом и св. Епифаним Кипрским, потому что содержит в себе много священных книг. Библия – это книга книг, в которой содержится Божественное Слово.

Библия заключает в себя богооткровенные истины о спасении человечества. Она повествует нам, как и что сделал Господь по Своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям.

Святая Библия – это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей, называемых пророками и апостолами.

Всё что исходит от Бога – духовно и свято. Поэтому Библию часто называют Священным Писанием.

Библия = Ветхий Завет + Новый Завет. Завет – союз, договор Бога с людьми.

Сам Спаситель не употреблял выражение Ветхий Завет. Авторство этого выражения принадлежит Апостолу Павлу. Выражение Новый Завет впервые в Священном Писании встречается у пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет …» (Иер. 31:31). Сам Спаситель употребил выражение «Новый Завет» при установлении Им Таинства Причащения: « ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28

Ветхий завет – священное писание иудеев от Адама до пришествия в мир Христа Спасителя. Ветхий завет заключен еще при Адаме. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый завет, который продолжается до нашего времени.  «Все Писание Богодухновенно» - ап. Павел. «Ветхий завет в Новом открывается, а Новый завет в Ветхом скрывается» - блаж. Августин.

Через все книги Святой Библии проходит святая и великая идея – воспитание и спасение падшего человека.

Всего в Библии 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 – Нового Завета. Ветхозаветные книги делятся на канонические, т.е. богодухновенные, их – 39, и неканонические, т.е. не богодухновенные, но имеющие назидательный характер - их 11. При определении каноничости и богодухновенности книг Ветхого Завета для нас актуально Предание, которое от ветхозаветной Церкви перешло к Новозаветной, то есть непосредственное свидетельство Церкви об этих книгах. Именно Церковь Духом Святым свидетельствует о богодухновенности той или иной книги. Формально это свидетельство запечатлено в определения Церковных Соборов.

Свят. Филарет: «Мы говорим о богодухновенности, имея в виду, что эти книги были написаны по внушению Духа Святого особыми, избранными Богом людьми, которых мы называем пророками или апостолами».

Книги Ветхого и Нового Заветов делятся на:

- Законоположительные – основные законы нравственной и религиозной жизни. (Пятикнижье Моисеево: Бытие, Исход, Левит, Второзаконие)

- Исторические – история политической и церковно-религиозной жизни Израиля ( книга Иисуса Навина, Судей, Рувь, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь)

- Учительные книги – учения о предметах веры и нравственности (Псалтырь, книга Иова, Соломона, Песнь Песней)

- Пророческие книги – предсказания о судьбах человечества и предсказания о спасителе. ( Исайя, Иеримия, Даниила…)

Греческое слово апокриф ἀπόκρῠφος значит «тайный, скрытый». Раньше этим словом просто обозначали тайные книги, содержащие тайну или хранимые тайно, оно не имело отрицательной коннотации.

Во II в. еретики совращали христиан слухами о тайных книгах, якобы содержащих подлинное учение о спасении души человеческой. Гностики учили, что эти книги оставил якобы Сам Господь Иисус Христос узкому кругу посвящённых лиц, в частности Марии Магдалине. Такие книги Церковь стала именовать апокрифами, вкладывая теперь в это слово отрицательный смысл. Подложные послания ходили уже во времена апостолов.

Ветхозаветные апокрифы: «Книга Юбилеев», «Завещание двенадцати патриархов», «Книга Еноха», «Видение Исайи», «Псалмы Соломона» и некоторые другие тексты. Как правило, точное авторство и даже время написания этих текстов нам неизвестны

 

 

Творение Богом мира духовного и материального. Шесть творческих дней. Создание Богом человека. Образ и подобие Божие в человеке. Человек до грехопадения. Грехопадение, его причины и следствия. Первоевангелие.

 

 

1 день СВЕТ (не зависящий от солнца) 1. В начале сотворил Бог небо и землю. «Берешит бара Элогим». Бара – с евр. сотворил что-то новое, толкователи указывают что означает «из ничего». Сотворил в един. числе, Элогим – Боги во мн. числе. Под небом – понимают сонм ангелов, под землей – некую материю, из которой потом творил дальше. 2. Дух Божий носился над водою. Дух божий оживотворял безжизненную материю. «вода» - обозначает неустойчивость, неуплотненность первосотворенного вещества. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. «Сказал – рече» -1. Мысль, намерение, хотение Божие, 2. Слово Божие, вторая ипостась Бог. 4 день СВЕТИЛА (Солнце, Луна, Звезды) Светила, по промыслительным планам Господа, назначены, во-первых для того, чтобы освещать землю, полагать различие между днём и ночью, таковы, в частности, солнце и луна. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить "знамениями" т.е. указателями тех или других естественных яв­лений и перемен в природе
2 день ТВЕРДЬ (видимое небо) 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. во второй день творения является наша планета Земля, называвшаяся в библейском тексте "водою", "которая под твердью" и видимое небо "твердь". 5 день ВОДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ и ПТИЦЫ В пятый день творения являются первые живые обитатели земли. Творение первой живой души. Здесь во второй раз употребляется глагол "бара", т.е. творение без готового материала, творение животной жизни "из ничего". В этот день явились пресмыкающиеся и птицы. Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец новосозданным тварям. Этим дается способность к размножению и продолжению рода. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
3 день СУША образуются - океаны, моря, озёра, реки и является суша с материками, островами, горами, долинами, равнинами и пр. Затем, по слову Господа, земля производит рас­тения. Растительное царство бытописателем подразделяется на три отдела: "былие травное" (зелень, трава), растения, "сею­щие семя по роду и по подобию" и "деревья плодовитые" (высшие роды растений). 6 день ЗЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, ЧЕЛОВЕК 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. Затем был создан (бара) человек. Человек был создан особым образом. Рыб произвела вода, животных – земля, а человека Бог сотворил сам из праха земного. Перед этим был внутритроичный «совет Божий».«Сотворим человека по образу и подобию Нашему». Образ – в свойствах и силах человеческой души. Подобие – в направленности сил человеческих к Богу, в свободном развитии до уподобления Богу. Но далее говорит, что сотворил человека по образу, толкователи понимают, что человек должен достигнуть подобия своими силами. После сотворения Бог дает человеку первые заповеди.

О высоких преимуществах природы человека сви­детельствует то, что во-первых, создание человека совершает­ся после особого божественного совета, во-вторых, человек творится по образу и подобию Божию, и наконец, поставляется господином и владыкою всей земли и всех сотворенных тварей.

О самом акте творе­ния сказано: "И сотвори ("бара") Бог человека (евр. "адам"), указывая этим, что создание человека было новым творческим актом: подобно первоначальному творению и животной жизни вообще.

«вдохнул дыхание жизни» - человеческая душа божественна по естеству, но по природе тварна; даровал благодать.

«и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.» Выражение "Бог почил от дел Своих" нельзя понимать бук­вально. Покой, по отношению к Богу, означает окончание дел творения. Но если дела творения закончились шестым днем, то не кончились дела промысла Божия о мире. Только промыслительная божественная деятельность проявляется не в созидании но­вых видов творения, а в сохранении сотворенного и в премуд­ром устроении его дальнейшего существования. Седьмой день - день покоя Творца, выделяется из среды других дней тем, что Господь благословляет и освящает его.

Для обитания человека Господь назначил рай, прекрасный сад, созданный особенным действием всемогущества Божия.

Среди многочис­ленных прекрасных райских деревьев были насажены Богом два особенные дерева - древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого древа были предназначены для поддержания в че­ловеке бессмертия по самому телу. Древо же познания добра и зла были избраны Богом как орудие и средство испытания и вос­питания человека в послушании Богу. «Добро и зло» - идиома «всё», «познание» - обладание. Тот, кто вкушает – обладает всем. Изучая предметы и явления природы, человек мог опытно познавать со­вершенства Творца, Его премудрость и благость и тем научать­ся благоговеть пред Ним и любить Его. Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил, Бог преподал человеку заповедь не вкушать от древа познания добра и зла.

При искушении жены через змия, хитрейшего из всех жи­вотных, действовал диавол и змий был только ору­дием искушения. Змей, диавол – «отец лжи», не сразу открыто лжет он, по капли примешивает ложь к правде, тем самым запутывая жену. «Не смертию умрете» - змей выставляет Бога лжецом. «И будете вы как Боги, познавшие Добро и Зло» - змей пробуждает в жене гордость, желание сравниться с Богом. Жена видит, что «Дерево хорошо для пищи и вожделенно для глаз – похоть плоти, очей, страсть к наслаждению. Диавол приводит к тому, что богами (научил многобожию) можно стать без Бога и без труда, сразу здесь и сейчас посредством какого-то дерева. Грех не послушания. Змей искажает образ Бога в сердце человека, представляя его лживым и ревнивым.

Бог создал человека, чтобы человек постепенно развивался и достигал подобия Божиего в труде и саморазвитии. Грех состоял в том, что человек решил достичь этой цели без труда, сразу же, не путем Бога, а своим путем. Он усомнился в авторитете самого Бога. Люди хотели стать как Боги, но ощутили свой позор (увидели, что они наги). Они отделились не только от Бога, но и от друг друга, а взгляд чужого человека приводит к стыду.

И воззвал Господь к Адаму: «Где ты?». Бог по любви своей, дает возможность человеку открыться и раскаяться. Но Адам пытается оправдать себя, сваливая всю вину на жену, и косвенно на самого Бога «Жена которую ты мне дал». А жена обвиняет змея. Не услышав раскаяния, Бог осудил всех участников.

Собеседование Бога: «Адам стал как один из Нас зная добро и зло» - сожаление Бога о человеке, ирония (Максим Исповедник), напоминание об искушении змея.  «..как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил и не стал жить вечно…». Поскольку Адам уже некоторым образом утвердился во зле, причастие вечной жизни для него будет губительным, потому что тогда он вполне уже может идти по пути не богоуподобления, а диаволоуподобления, все более и более совершенствуясь в делании зла.

«Кожанные одежды» - ограждённость человека от общения с духовным миром. По буквальному толкованию, была принесена первая жертва после изгнания из рая, которой Адам был научен Самим Богом, и из шкур жертвенных животных была сделана одежда.

ПЕРВОЕВАНГЕЛИЕ: обетование о спасителе. «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». «Семя жены» - Спаситель. Семя змия – бес и злые люди. « И оно будет поражать тебя в голову» - окончательное поражение. « А ты будешь жалить его в пяту» - Дьявол не может принести большой урон человеку.

Период Судей

Период Царей

Период Вавилонского плена

Послепленный период

9. Период правления Хасмонеев (Макковеев)

 

ПЕРИОД ПРАОТЦОВ

- сотворение мира

- грехопадение человека – изменение природы, предрасположенность человека ко греху. Дается обетование о спасителе (Первоевангелие Быт.3:15)

- первый грех человекоубийства. Каин и Авель.

Жертва Бога должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизни. Если Авель принес свою жертву с верой, подтверждаемой доброй жизнью, то напротив Каин принес её очевидно без внутреннего участия. (Лопухин)

Формирование двух ветвей человечества:

1. Потомки Каина – богоборческий народ, первые сторители городов и создатели цивилизации, образовали первые ремесла, искусство и т.д. У них впервые появилось много женство, были злы и жестоки, преуспели в мирских делах, но забыли Бога, надеялись только на себя.

2. Потомки Сифа (ещё одного сына Адама и Евы) – праведники, которые всегда помнили Бога. Сын Сифа Енох – один из первых праведников, ходил перед Богом, боялся нарушить заповеди, чтобы не обидеть Бога. За это был взят на небо Богом живым.

Необычное долголетие патриархов было необходимо в первобытной истории человечества как для скорейшего заселения земли и распространения полезных познаний, так и особенно для сохранения чистоты первоначального богопочтения и веры в данное первым людям обетование Избавителя. Патриарх каждого поколения мог передавать свои знания в течении целых столетий родоночальникам других поколений.

Но, с другой стороны, долголетие могло служить и удобнейшим средством умножения и распространения зла в человечестве. При необычайной редкости случаев смерти, с её ужасами, совесть людей была лишена одного из страшнейших предостережений.

И вот, действительно, зло стало сильно разрастаться в мире; но высшего развития оно достигло вследствии смешения между собов потомков Каина и Сифа. ( Лопухин)

- потоп.

Ной потомок Сифа.

Человечество развратилось. «Смешение Сынов божиих и дочерей человеческих». ( Потомки Сифа женились на потомках Каина и уходили в язычество). Человек наполнил землю злом и насилием.

«И раскаялся Господь» - огорчился, опечалился на людей, что они не исполнили свое предназначение.

«… потому что они (человеки) плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3)

Они – плоть – состояние допотопного человечества, когда невозможным стало действие Духа Божия внутри сердца человеческого, ибо не было стремления человека к Богу.

Впервые используется слово «Завет» - некий союз между двумя с определёнными обязательствами. Бог обещал, через потомство Ноя спасти человечество. Послепотопный завет: Бог не будет более наводить потоп на Землю, знамение завета: радуга.

Ноев Ковчег – прообраз Церкви Христовой. Ной – прообраз Христа.

Христос, проповедав покаяние, создал нерукотворный ковчег – Церковь, Сам став его дверью. По слову Господа потоп прообразовал собою события Страшного Суда (Мф. 24: 36 – 39)

Вавилонская башня – смешение языков – некий «карантин», каждый народ оказался в изоляции, ограничение распространения греха. Это разделение было преодолено в Пятидесятницу сошествием на апостолов Святого Духа. Когда люди разошлись по всей земле, они стали забывать невидимого, истинного Бога. Главной причиной этого были грехи, которые удаляют людей от Бога и затемняют разум. Праведников становилось все меньше и не кому было учить людей истинной вере в Бога. Тогда стала появляться среди людей неправильная вера (суеверие). Люди видели вокруг себя много дивного и непонятного, и вместо Бога они стали почитать солнце, луну, звезды, огонь, воду и разных животных, делать себе идолов и кумиров, покланяться им, строить для них храмы и капища и приносить жертвы.

Скоро язычество стало повсеместным. Только в Азии, в потомстве Сима, был праведный человек по имени Аврам, который оставался верным Богу.

 

ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ (Авраам, Исаак,  Иаков, Иосиф…)

Отличительной особенностью этой эпохи является непосредственное общение патриархов с Богом и управление ими народом на основании тех непосредственно сообщаемых правил, которые признавались уже всеми, хотя и не были ещё сведены в формальное законодательство.

Чтобы сохранить истинную религию и связанное с нею великое обетование об Избавители мир, Бог избирает нового праведника, чтобы сделать его родоначальником избранного рода, имеющего сохранить в себе веру в истинного Бога.

Эта эпоха отличается частыми явлениями и обетованиями Бога родоначальникам и главам избранного рода. В этих явлениях постепенно выясняется существо Бога, который является не только Богом Авраама, Исаака и Иакова, но «Богом всемогущим» (Быт 17:1, 28:3, 35:11), «Судиёй всей земли» (Быт 18:25); а в многочисленных обетованиях получает полное развитие великая мысль о будущем Избавителе как семени, в котором благославлятся все народы (Быт: 22:18). Вместе с тем и самая жизнь патриархов, в возвыщенности и чистоте их веры, по непрестанному руководству Промысла Божия, представляла собой такой высоконазидательный образец осуществления высших добродетелей.

Многие эпизоты этой эпохи являются прообразами будущего спасения:

Так бессеменное рождение Спасителя преобразовательно изображалось в неплодстве Сарры и Ревекки; соединение в Нём божеского и человеческого естества – в лестнице видимой Иаковым; Его страдания перенесенные от своего народа, но соделавшиеся потом источником благословения для всего человечества - в приключениях Иосифа; Его кресная смерть и воскресение – в жертвоприношении Исаака, Его вечное священство – в Мелхиседеке и так далее.

Авраам   Бог дает обетование « И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословление…»

И взял Аврам жену свою, Лота и все имение свое и отправился в землю Ханаанскую. Делая такой шаг, Аврам утверждает для себя единственную опору и ценность – Бога. Он полностью доверяется Богу и Его Промыслу.

После некоторых военных событий, Авраам встречает Мелхиседека.

Мелхиседек по имени своему – «царь славы», по месту царь Салима, т.е. «Царь мира». Также Салим – древнее название Иерусалима. Мелхиседек – прообраз Христа. Он встречае Аврама хлебом и вином – прообраз Евхаристии. Патриарх Аврам приносит ему Десяину.

 Обетование Аврааму  земли – это еще и обетование Царства Небесного.

 Шестое богоявление произошло у дубравы Мамре, где поселился Авраам в виде трех ангелов. Во время этого явления Авраам получает подтверждение того, что именно Сарра меньше чем через год родит ему сына.

Свят. Амвросий Медиоланский, Григорий Палама – в виде трех мужей-ангелов явились три лица Святой Троицы. Блаженный Августин – это были просто три ангела, Иустин Философ, Иоанн Златоуст и целый ряд отцев – это Сын Божий и два Ангела.   

 Бог уничтожает города: Содом, Гоммору, Адом, Севаин.

Иосиф открывается братьям только тогда, когда старшие братья готовы пожертвовать собой, оставаясь в Египте вместо Вениамина. Когда в них открывается покаяние и самоотвержение. Как Христос открывается душе человеческой, когда в ней есть покаяние и самоотвержение.

К Иосифу в Египет переселяется всё семейство, их там принимают благосклонно, дают им землю Гесем к востоку от Нила и живут они там мирно и счастливо.

Прежде своей кончины, Иаков преподал детям своим благословление. Сначала благословляет и усыновляет детей Иосифа: Ефрема и Манассию, - причем делает это символическим образом, перекрестив руки. Возвышает младшего над старшим. Это первое благословление через рукоположение, и прообраз креста.

Первых трех сыновей Иаков лишил благословления за их преступления, поэтому первенство переходит к Иуде ( он в истории с чашей взял на себя ответственность и предложил себя вместо Вениамина). Иуда получает мессианское пророчество, его род - род царей и пророчество, о том что из его рода будет Спаситель.

История про Иуду и Фамарь (иноплеменную жену сыновей Иуды, прародительницу Иисуса по человечеству)

Святой апостол Павел учит, что мы спасены Богом через усыновление во Иисусе Христе, Сыне Божием (Рим. 8:15; Гал. 4:5, Еф. 1:5). При этом связь усыновления с Исходом как прообразом крещения совершенно очевидна, поскольку именно в крещении мы соединяемся со Христом.

Исход Евреев из Египта – первый этап путешествия в землю обетованную. Эта земля не есть самоцель, и наследование ее не есть конечная цель ветхогозаветной истории. Земля обетованная есть образ Царствия Небесного. Покой и благополучие, которые должны были получить израильтяне в этой земле, - образ покоя и блаженства, которые обретут люди, приобщившись этого Царства. Переход через Чермное море, как первый этап путешествия, есть образ крещения, которое после обретения веры необходимо для спасения.

Стоянка у Синая продолжалась около года, затем Моисей и Аарон совершили перепись всех израильтян по коленам (кроме колена Ливия) и отпраздновали Пасху. После этого израильтяне двинулись в путь. История этого путешествия описана в книге Чисел. Она охватывает события, начиная от приготовления к путешествию у горы Синай и заканчивается выходом израильтян на исходный рубеж захвата, то есть в степи моавитские в Заиорданье (Числ. 26:3). Это путешествие подтвердило слова Господа, что народ, которым предводительствовал Моисей, есть народ жестоковыйный (упрямый, непокорный, своевольный). Множество разных искушений пришлось претерпеть Моисею от израильтян в пустыне. Сначала израильтяне направились в Палестину наиболее прямым и естественным путем, продвигаясь в нее с юга между Средиземным и мёртвым морем.

Народ начинает обнаруживать прихоти и требовать мяса, а то манна им надоела. Моисей стал молиться Богу. О том что устал нянчиться с этим неблагодарным народом. Чтобы облегчить бремя Моисея, Господь поставляет 70 старейшин, на которых сходит Дух Святой. Затем Господь посылает евреям целую гору перепелов, так что, объевшись они начинают умирать. В память об этом событии место стало называться «гробы прихоти» - киброт –гаттава.

Вначале сыны израилевы подошли к земле ханаанской с юга и отправили 12 соглядатаев. Они дошли до Хеврона, принесли от туда большую виноградную кисть и вернулись через 40 дней. Они стали говорить, что земля эта сильно укреплена и живут в ней исполины, так что мы пред ними как стая саранчи, и Господь привел нас сюда, чтобы погубить, чтобы мы все погибли сражаясь с этими великанами. Только двое Иисус Навин и Халев говорили, что Господь отдаст нам землю эту. Народ возмутился и роптал. «Поставим себе начальника и возвратимся в Египет». Господь сказал Моисею, что намерен немедленно истребить народ сей, и сделать Моисея родоначальником нового. Но по молитве Моисея Господь простил народ. Однако по числу 40 дней, в которые соглядатаи осматривали землю, народ Израильский будет 40 лет странствовать по пустыне, и никто, кроме Иисуса Навина и Халева, не увидит земли обетованной.

Тем, кому было при Исходе от 20 до 30 лет, к моменту окончания странствия было не более 70 лет. А Моисею – 120. Так что умирали они не от старости. Умирали, объевшись мяса, восстав на Моисея и Аарона, пренебрегая медным змеем, блудодействуя в Моаве. То есть умирали те, кто грешил в пустыне. Поэтому, говоря о смерти людей в пустыне, Господь чрез Моисея предрекал очищение народа от недостойных, которым нечего было делать в земле обетованной.

На всем пути Моисей и Аарон демонстрируют величайшую кротость, великодушие, и высокое нравственное состояние, которое гораздо выше того, что можно требовать от человека, жившего до Христа. Мы видим Моисея и Аарона заступниками и предстоятелями народа, несущими свое служение с величайшим самоотвержением.

Господь подтвердил богоизбранность ветхозаветного священства. Когда от всех колен было положено по жезлу перед ковчегом завета, то с жезл с именем Аарона, положенный от колена Левия, не просто расцвел, но и принес плоды. Этот жезл впоследствии хранился в Святая Святых, и предание говорит, что он никогда не засыхал. Этот жезл является прообразом Божьей Матери, безсемени зачавшей, и по рождестве девственной оставшейся и нетленную плоть Иисуса Христа.

Моисей и Аарон совершили грех маловерия, когда извлекая воду из скалы ударили по нему два раза жезлом, вместо того чтобы как сказал Господь просто словом извлечь воду, за это они не войдут в землю обетованную.

В том, что Моисей не ввел народ в землю обетованную есть и символический смысл. Пророк Моисей ассоциируется в первую очередь с Законом и является его символом. Но если обетованная земля есть прообраз Царства Небесного, а Закон не может ввести туда человека, то и Моисей приводит народ только до берега Иордана, где во главе его становиться человек по имени Иисус. И уже он вводит израильтян в землю обетованную, что, конечно является символом того, что Закон и пророки – до Христа, а после этого уже благодатью спасается человек и что закон является детоводителем ко Христу.

 

ПЕРИОД СУДЕЙ

«В те дни не было царя и каждый делал то, что ему казалось справедливым»

Судьи Израильские должны были приводить народ к покаянию, восстанавливать Богопочитание и избавлять от угнетателей, второстепенно управлять народом.

Как Книга Иисуса Навина ясно показывает, что в случае послушания Богу все благославления Божии, изреченные через Моисея, выполняются, точно так же Книга Судей израилевых очень ярко рисует те невзгоды и бедствия, которые обрушиваются на израильтян, когда они отступают от верности Завету.

В этот период каждое колено каждое колено должно было управляться своими собственными старейшинами, с отдельным князем или начальником колена во главе, и связующим звеном для них, кроме естественного родства и общих исторических воспоминаний, должна была служить их общая вера в единого истинного Бога, как единственного Царя и Судию народа, общее живое сознание, что все колена составляют одно нераздельное царство Иеговы. Видимым знаком этого религиозно-политического единства была общенародная святыня – скиния, поставленная с этой целью в середине страны – в Силоме, в колене Ефремовом.

Но такое правление предполагает действительно высокую степень религиозно-нравственного состояния народа.

Живя среди идолопоклонников, народ израильский при виде сладострастных форм их идолослужения сам увлекался ими, нравственные силы его ослабевали, внутри усиливалось разъединение между коленами, приведшее, наконец, к тому, что каждое колено начало считать себя как бы отдельным, совершенно самостоятельным государством.

В наказание за богоотступничество и беззаконие Бог отдавал их в руки местных врагов, но из сожаления к злополучному народу воздвигал им особых избавителей, так называемых судей, которые при помощи Божией избавляли народ от притеснителей и чужеземного ига. Из таких судей наиболее известны: Гофониил, Аод, Девора с Вараком, Гедеон, Иеффай, Самсон, Илий.Гедеону при призвании было дано знамение с руном:

Само руно – прообраз Богородицы, а также само знамение:

1. Руно мокрое вокруг сухо – ветхозаветная церковь,

2. Руно сухое вокруг мокро – церковь новозаветная.

Смысл истории с судьей Самсоном в том, что он был назорей. Своей необычайной силой он обязан был своему назорейству, как посвящению Богу; но слабость его заключалась в преданности чувственным и плотским похотям, предаваясь которым он нарушал свой обет. Израиль также был своего рода назорей, как народ посвященный Богу, и пока он соблюдал свой завет с Богом, он был непреоборим в своей силе, но когда он нарушал этот завет, предавался чувственности и грязному идолопоклонству, этому духовному прелюбодейству, то сила его ослабевала, он делался жалким рабом и повергался в бездну духовного и гражданского падения.

Вся история периода судей есть печальная история постоянных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства с неразлучно следовавшими за ними бедствиями.

Особенно сильно пало колено Вениаминово, которое пребывало в состоянии Содомском и было практически полностью истреблено другими коленами.

История Руфи (Книга Руфь) представляет светлый луч истинной добродетели и законности среди тьмы преобладающего развращения и беззакония. Кроме этого книга Руфь показывает не закрытость и не замкнутость народа израильского, впоследствии иудейского, для всех остальных народов, а значит, и открытость Завета Божия для всего человечества. Завет Божий принадлежит не только израильтянам, но относится ко всему миру. Запрет закона на смешение с иноплеменниками был именно запретом на смешение с язычниками по вере, запретом на потерю чистоты веры и чистоты богопочитания. Руфь же перестает быть язычницей и исповедует веру в Бога Саваофа, Бога Авраамова, поэтому запрет на неё перестает распространяться..

В прообразовательном смысле книга говорит о призвании язычников в Церковь.

Также книга судей отражает и наше теперешнее состояние, как мы отпадаем от Бога, а когда терпим скорби, то снова бежим к Богу за помощью.

ПЕРИОД ЦАРЕЙ

В лучшие моменты истории, при Давиде и Соломоне, когда на лицо было созвучие трех служении – царского, священнического и пророческого, - были даны великие образцы, ставшие символами Царства Небесного.

При постановления царства у Израиля сложилась система, когда царь пребывает в послушании у пророка, открывающего ему волю Божию, что достаточно не характерно для востока. Но уже при первом царе Сауле, эту систему монархи пытались нарушить. Саул всё больше и больше после воцарения полагался на собственные и силы и на силы своей зарождающейся армии. Видна также и постепенная духовно-нравственная деградация Саула, причиной которой стала, в том числе честь и слава воздаваемая народом Саулу за военные победы, а не Богу.

Окончательное отвержение Саула Богом произошло в результате его действий во время войны против амоликитян. Ослушавшись указания Бога, Саул взял себе имущество амоликитян, вместо того чтобы их уничтожить.

Следующим царём был помазан Давид. Он был трижды помазан на царство. По мнению святителя Афанасия Великого, троекратное помазание Давида в царя (сначала в доме отца, потом в Хевроне от иудеев и затем там же от всех колен) прообразовало собой то, что «Христосрождён царём прежде всех веков, потом воплотившись от Девы, признан царём немногоми, а после Воскресения дана Ему всякая власть на небеси и на земли».

Отличительными чертами Давида были верность Богу, кротость и смирение.

Самый большой грех совершенный Давидом связан с Вирсавией, женой Урии Хеттеянина. Важно отметить, что это произошло в момент процветания, покоя и славы – самый опасный в духовном плане момент жизни как человека, так и общества. Этот грех стал одной из причин нравственного разложения среди сыновей Давида.

Царствоание Давида, несмотря на ошибки и грехи, было самым выдающимся. Давид был праведником и навсегда остался идеалом царя, все последующие правители сравниваются с ним, и никто не превосходит его. Он совместил царское и пророческое служение. Его имя навсегда стало связанным с мессианским обетованием, последующие пророки, предсказывая пришествие Христово, нередко называли Христа Давидом или отраслью Давида.

Соломон – сын Давида и Вирсавии – следующий царь, который был очень мудр и богат. Он построил Храм Богу.

Иерусалим стал столицей земли обетованной и возникшего на ней царства. Бог обещал утвердить это царство, поэтому Храм можно считать печатью, свидетельствующей об этом утверждении. Храм завершает собой символический ряд: Святая Земля, Иерусалим, Дом Господень, который прообразует Церковь и Небесное Царство.

Уже о самом начале царства Соломона говориться, что он проявлял определенную слабость, принося курение на высотах. Дальше отступления от строгого соблюдения Закона привели к тому, что жены Соломона склонили его сердце к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида. После этого правление Соломона перестало быть столь безмятежным. Против Израильского царства стали действовать Идумея и Сирия. Выстраивая царство по образцу языческих, Соломон сам в конце концов уподобился их владыкам . Итак не мудрость правителя, ни богатство и широкие международные связи не помогли устоять этому славному царству, потому что не исполнялось самое важное условие Завета, а именно верность Богу.

При сыне Соломона Ровоаме царство было разделено на Северное (Израильское, правителем стал Иеровоам из колена Ефремова) и Южное ( Иудейское (колено Иуды и часть Вениамина) где воцарился Ровоам и сохранялась династия Давида).

В Северном, Израильском, царстве за 200 лет существования из-за постоянного отступничества, начавшегося при первом же правителе, сменилось 4 более-менее продолжительные династии, не считая различных промежуточных правителей.

Время царя Ахава и его жены-язычницы Иезавели – это время, когда возможность полного отступления от Завета в Израиле была почти реальностью. И роль пророка Илии в это время сопостовима с ролью Моисея, творившего чудеса ради укрепления веры израильтян. Чудеса Илии носят обличительный и карающий характер.

На протяжении истории разделенных царств происходил отбор благочестивых людей. В самые тяжелые моменты не желавшие смириться с беззакониями переселялись из Израильского в Иудейское царство. После падения Северного Царства посланцы царя Езекии собрали среди уцелевших тех, кто пожелал поклониться Богу отцов в Иерусалиме.

ПОСЛЕПЛЕННЫЙ ПЕРИОД

Во главе переселенцев был Зоровавель/Шешбацар, к нему присоединилось 42 360 человек. Многие из евреев уже не понимали по-еврейски и говорили на арамейском наречии. На второй год после возвращение из плена было заложено основание нового храма. Но строительству храма мешают окрестные народы, особенно самаряне, и строительство было приостановлено. Но также согласно книге пророка Аггея, сами иудеи не слишком усердствовали в восстановлении храма. Многие из них считали, что сначала нужно построить себе дома, обзавестись хозяйством, а потом уже заниматься храмом.

Благодаря усилиям пророков Агея, Захарии, а также Зоровавеля и первосвященника Иисуса, строительство храма через 15 лет после остановки снова возобновляется, они даже получают помощь денежную из царских доходов, чтобы иудеи приносили жертву за царя и его сыновей. В 516/15 году происходит освящение храма и праздник Пасхи. Храм был скромнее, чем первый, однако пророк Аггей, ещё во время строительства говорил о том, что слава этого храма будет больше славы первого храма, потому что здесь появится Тот, Кого ждут.

В целом жизнь была трудной. Бедность, притеснение соседей, постепенное смешение с язычниками (теперь это была их земля, и естественном образом начало происходить смешение).

Спустя почти полвека после восстановления Храма, Бог призвал к служению священника Ездру, состоявшего воспитателем прицарском дворе. «Он был книжник, сведующий в законе Моисеево


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.