Российской Федерации в области регулирования денежной системы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Российской Федерации в области регулирования денежной системы

2023-02-07 18
Российской Федерации в области регулирования денежной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реализация закрепленных Конституцией РФ полномочий Центрального банка Российской Федерации относится к наиболее важным государственным задачам, от выполнения которых зависит воплощение в жизнь социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации. Полномочия Центрального банка Российской Федерации вытекают из конституционно-правовых основ денежной системы Российской Федерации. Суть этих полномочий коренится в деятельности по реализации установленных ст. 8 и 75 Конституции РФ принципов и функций. Они направлены на защиту суверенитета Российской Федерации в области финансов, а также на создание условий, необходимых для стабильного экономического и социального развития Российской Федерации. Обновление и перераспределение полномочий между государственными органами Российской Федерации в условиях реформы требует дополнительного исследования собственно полномочий Центрального банка Российской Федерации.

На содержание полномочий Центрального банка Российской Федерации в области регулирования денежной системы Российской Федерации оказывает влияние его статус государственного органа с особым статусом. Центральный банк Российской Федерации реализует полномочия, с одной стороны, как государственный орган, а с другой стороны, как некоммерческая организация (юридическое лицо). Они направлены непосредственно на реализацию конституционных функций Центрального банка Российской Федерации. Полномочия реализуются Центральным банком Российской Федерации прежде всего административными методами, например, путем издания нормативных актов, эмиссии денежных знаков, установления правил безналичного обращения, изъятия банкнот и монет. Они выполняются также путем валютных интервенций, кредитования банков, операций с государственными ценными бумагами, а также собственными облигациями. Более полное исследование полномочий Центрального банка Российской Федерации возможно провести только путем анализа отдельных функций в деле развития денежной системы:

1) функции по установлению и поддержанию официальной денежной единицы – рубля;

2) функции в деле эмиссии денежных знаков;

3) функции в области денежного обращения (наличного и безналичного).

Особое значение среди полномочий Центрального банка Российской Федерации имеет нормотворчество. Это основной способ реализации не только конституционных полномочий, но и иных полномочий Центрального банка Российской Федерации (регулирования банковской деятельности, валютного регулирования и валютного контроля). Эти полномочия конституционными не являются, так как Конституцией РФ не предусмотрены, но необходимы Центральному банку Российской Федерации для реализации конституционных полномочий. Правом издавать нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций обладает только сам Центральный банк Российской Федерации, его территориальные подразделения такими полномочиями не обладают (ст. 84). Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормативные акты Центрального банка Российской Федерации обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. По мнению ряда исследователей, эта норма закона не соответствует Конституции РФ, так как устанавливает приоритет нормативных актов Центрального банка Российской Федерации над нормативными актами иных органов государственной власти[14]. Центральный банк Российской Федерации является специализированным органом, который может принимать нормативные акты по строго определенному кругу вопросов. При этом цели деятельности Центрального банка Российской Федерации закреплены федеральным законом и должны быть реализованы в соответствии с экономической политикой высших органов государственной власти, согласно ст. 11 Конституции РФ. Поэтому нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить нормативным актам иных органов государственной власти. Статьей 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не предусмотрен приоритет нормативных актов Центрального банка Российской Федерации над нормативными актами высших органов государственной власти. Нормативные акты Центрального банка Российской Федерации являются обязательными для всех субъектов. Однако они не обладают приоритетом над нормативными актами высших органов государственной власти, так как принимаются во исполнение этих актов.

Функция по установлению и поддержанию официальной денежной единицы реализуется в соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ. Полномочия Центрального банка Российской Федерации по вопросу регулирования официальной денежной единицей (рубля) закреплены законодательно. Согласно Конституции РФ (п. «ж» ст. 71), кроме Центрального банка Российской Федерации, полномочиями в данной сфере наделены также Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Свои полномочия Центральный банк Российской Федерации реализует преимущественно через совокупность подконтрольных ему кредитных организаций.

Контроль Центрального банка Российской Федерации является двухуровневым. Он не только контролирует деятельность кредитных организаций, но и обязывает их контролировать выполнение требований валютного законодательства физическими и юридическими лицами. Для решения этой задачи Центральный банк Российской Федерации и Федеральная служба по финансовому мониторингу организовали оптико-волоконный канал. В течение года кредитными организациями с помощью этого канала передается в Федеральную службу по финансовому мониторингу более 750 000 сообщений о подозрительных операциях физических и юридических лиц.

Выпуск банкнот и монет в обращение является полномочием, осуществляемым исключительно Центральным банком Российской Федерации (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ). Это не означает, что Центральный банк Российской Федерации вправе принимать независимые решения по вопросам денежной эмиссии, так как кроме Центрального банка Российской Федерации вопросы денежной эмиссии относятся к сфере ведения Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и Минфина РФ. Для того чтобы выяснить содержание принципа исключительности полномочий Центрального банка Российской Федерации по вопросам эмиссии денежных знаков Российской Федерации, необходимо исследовать содержание исключительности его полномочий. Принцип исключительности полномочий означает, что Центральный банк Российской Федерации наделен полномочиями, которыми не обладают и не могут обладать иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Законодатель особо подчеркивает значение полномочий Центрального банка Российской Федерации в области эмиссии денежных знаков. Учитывая объем полномочий Федерального Собрания РФ и Правительства РФ по вопросам денежной эмиссии, необходимо выяснить, какие из полномочий в области эмиссии денежных знаков принадлежат исключительно Центральному банку Российской Федерации. Исключительные полномочия принадлежат Центральному банку Российской Федерации только по вопросам фактической эмиссии наличных денежных знаков. Другие государственные органы Российской Федерации не наделены полномочиями по вопросам эмиссии наличных денежных знаков. Центральный банк Российской Федерации осуществляет полномочия по выпуску банкнот и монет в обращение. Исключительность полномочий Центрального банка Российской Федерации распространяется на выпуск банкнот и монет в соответствии с единой государственной денежно-кредитной политикой Российской Федерации, а также нормативными актами Правительства РФ и Федерального Собрания РФ. Центральный банк Российской Федерации определяет объем и соотношение монет и банкнот, а также соотношение банкнот и монет различного номинала в объеме наличных денежных знаков. На 1 апреля 2008 года удельный вес банкнот в российской экономике составил 99 %, а монет 1 %. По сравнению с прошлым годом можно отметить незначительную тенденцию к увеличению объёма монет в обращении (на 0,25%)[15].

Реализация функций в деле эмиссии денежных знаков, а также установления и поддержания официальной денежной единицы невозможна без выполнения функции в области денежного обращения. Поскольку денежное обращение в Российской Федерации осуществляется в наличной и безналичной формах, полномочия Центрального банка РФ необходимо рассматривать как в области наличного, так и безналичного обращения.

В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

1. прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

2. установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

3. установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

4. определение порядка ведения кассовых операций.

Для выполнения функций в области наличного денежного обращения Центральный банк РФ принял Положение от 25.11.2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций на территории Российской Федерации».

Таким образом, анализ полномочий Центрального банка Российской Федерации в области регулирования денежной системы Российской Федерации позволил прийти к следующим выводам. Во-первых, полномочия Центрального банка Российской Федерации проистекают из норм Конституции РФ (ст. 8, 71 и 75). Во-вторых, полномочия по регулированию денежной системы Российской Федерации являются частью денежно-кредитной политики Российской Федерации и реализуются для достижения экономических целей государства, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий финансовый год. В-третьих, современные условия развития денежно-кредитных отношений требуют закрепления за Центральным банком Российской Федерации исключительного права на денежную эмиссию в наличной и безналичной формах.

Контрольные вопросы:

1. В чем особенности нормотворчества Центрального банка РФ?

2. Какими функциями Центральный банк РФ наделен для организации наличного обращения?

3. В чем состоит значение полномочий Центрального банка в области регулирования денежной системы РФ?



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.