КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2023-02-07 23
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Федеральной службы исполнения наказаний»

 

 

 

Е.В. Лунгу

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебное пособие

 

 

 

Новокузнецк

2008

УДК 10.21.61

ББК 67.622

 Л-84

 

Рецензенты:

кандидат экономических наук Ю.В. Лунёва

кандидат юридических наук И.Н. Плешивцев

 

Л-84   Лунгу Е.В.

Конституционно-правовые основы регулирования денежной системы Российской Федерации: учебное пособие. – Новокузнецк: ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2008. – 58 с.

ISBN 978-5-91246-022-7

 

Работа посвящена исследованию конституционно-правовых основ регулирования денежной системы Российской Федерации. В ней даётся общая характеристика, анализируются составные элементы денежной системы Российской Федерации и формулируются основные тенденции её развития в соответствии с изменениями действующего законодательства 2002-2008 г.г.

Пособие адресовано практическим работникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических факультетов, а также всем, кто интересуется вопросами конституционно-правового регулирования денежной системы Российской Федерации.

 

УДК 10.21.61

ББК 67.622

 

ISBN 978-5-91246-022-7                   © ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2008

©Лунгу Е.В., 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие                                                                             4

Понятие, структура и источники регулирования денежной системы Российской Федерации: конституционно-правовой аспект                                 5

Конституционно-правовое положение официальной денежной

единицы и виды денег                                                                       8

 

Конституционно-правовые

особенности эмиссии денежных знаков                                            13

 

Конституционно-правовое регулирование

денежного обращения                                                                           17

 

Полномочия Центрального банка Российской Федерации 

в области регулирования денежной системы                                   22

 

Полномочия Центрального банка Российской Федерации

по защите и обеспечению устойчивости российской

денежной единицы (рубля)                                                                   26

 

Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ    35

 

Рекомендуемая литература                                                     46

 

Приложение 1.                                                                         51

Приложение 2.                                                                         54

Приложение 3.                                                                         56


Предисловие

Исследование особенностей конституционно-правового регулирования денежной системы Российской Федерации с каждым годом становится актуальнее. Интерес к данной проблеме обусловлен комплексом правовых, социальных и экономических причин. Среди наиболее значимых факторов следует назвать реализацию национальных проектов, процессы ценообразования в Российской Федерации, необходимость повышения уровня жизни россиян.

В Российской Федерации ежегодно принимается тысячи нормативно-правовых актов, в том числе федеральных законов имеющих разную правовую и экономическую значимость, при этом часть из них так и остается мертвым грузом в системе российского законодательства. Однако до сих пор в Российской Федерации, на наш взгляд, отсутствует один из основных законов государства, гарантии его экономического процветания – закона о денежной системе Российской Федерации. Необходимость законодательного регулирования денежных отношений в Российской Федерации обусловлена значением денежной системы для стабильного развития экономики и реализации национальных проектов.

Данная работа посвящена исследованию наиболее важных аспектов конституционно-правового регулирования денежной системы Российской Федерации и, по мнению автора, будет полезна всем, кто интересуется проблемами конституционного и финансового права.


Центрального банка РФ

 

Государственная денежно-кредитная политика эффективна только в том случае, если адекватно подкрепляется бюджетно-налоговыми и структурными методами в рамках государственной экономической политики. Поэтому, по мнению ряда ученых, не стоит переоценивать роль Центрального банка Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации реализует государственную денежно-кредитную политику, прежде всего, через систему кредитных организаций. Поэтому для реализации денежно-кредитной политики Центральный банк Российской Федерации контролирует исполнение требований федерального законодательства. С этой целью в 2002 году Центральным банком проведено 3609 инспекторских проверок, в 2003 году более 997. Их результаты показали, что 2/3 кредитных организаций выполняют свои функции в соответствии с требованием федерального законодательства. Однако в первой половине 90-х годов контроль Центрального банка Российской Федерации деятельности кредитных организаций значительно ослаб, что привело к появлению финансово несостоятельных кредитных организаций и кредитных организаций с искусственно раздутыми капиталами. В результате Центральный банк Российской Федерации не смог эффективно выполнять свои полномочия для достижения цели государственной денежно-кредитной политики, что привело к резкому повышению курса иностранных валют по отношению к российской денежной единице и увеличению инфляции. В настоящее время политика Центрального банка Российской Федерации направлена на принудительную ликвидацию кредитных организаций, нарушающих действующее законодательство о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, а также кредитных организаций, имеющих признаки финансовой пирамиды. Деятельность Центрального банка Российской Федерации носит в большей степени превентивный характер. Однако принудительная ликвидация кредитных организаций приводит к оттоку депозитов из кредитных организаций и возникновению финансовых проблем у внешне стабильных кредитных организаций (например, ГУТА-банк). Эта реакция банковского сектора на меры, применяемые Центральным банком Российской Федерации, говорит, с одной стороны, о нестабильности финансового сектора российской экономики, а с другой стороны, о незабытых банковских кризисах прошлых лет. Таким образом, деятельность Центрального банка Российской Федерации по регулированию банковского сектора оказывает прямое влияние на устойчивость российской денежной единицы и ее соотношение с иностранными валютами.

Другим важным инструментом влияния на устойчивость национальной денежной единицы являются золотовалютные резервы. Несмотря на то, что Российская Федерация не придерживается политики золотого эквивалента, объем золотовалютных резервов по-прежнему оказывает влияние на устойчивость рубля. Золотовалютные резервы являются фондом денежных средств, выраженным как в иностранной валюте, так и драгоценных металлах. Он может быть использован для решения государственных задач в области денежно-кредитного регулирования, а также для хранения избыточного объема денежных средств. В последние годы объем золотовалютных резервов пополняется за счет продажи российской нефти иностранным партнерам. Поэтому на объем золотовалютных резервов оказывает влияние, прежде всего, уровень цен на нефть и нефтепродукты. Беспрецедентное повышение цен на нефть привело к увеличению объемов золотовалютных резервов с 83 млрд. долларов в мае 2004 года до 506,974 млрд. долларов к апрелю 2008 года. В целом рост резервов не является контролируемым процессом и рассматривается как производная от курсовой политики. Россия наращивает золотовалютные резервы в первую очередь для того, чтобы не допускать слишком сильного укрепления национальной валюты.

Предоставленные Центральному банку Российской Федерации инструменты и методы не могут использоваться по его собственному усмотрению. В рамках денежно-кредитной  политики Центральный банк Российской Федерации проводит согласование на макроэкономическом уровне с Правительством РФ и Министерством финансов РФ параметров денежно-кредитной сферы на предстоящий год с прогнозируемыми тенденциями развития бюджетной сферы, внешнеэкономического и реального секторов экономики с целью достижения запланированных темпов инфляции. Инструменты и методы предназначены только для реализации единой государственной денежно-кредитной политики, защиты и обеспечения устойчивости рубля. Центральный банк Российской Федерации наделен административными методами и финансовыми инструментами. Финансовые инструменты применяются Центральным банком Российской Федерации путем участия в финансовых операциях, например, при продаже и покупке валюты на внутреннем валютном рынке, кредитовании банков. Административные методы используются Центральным банком Российской Федерации как регулирующим и контролирующим органом, например, при осуществлении банковского и валютного регулирования, валютного контроля или банковского надзора. Возможность применения этих финансовых инструментов и административных методов прямо предусмотрена Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». 

Набор финансовых инструментов денежно-кредитной политики и система их применения должны обеспечить Центральному банку Российской Федерации возможность регулировать уровень свободных денежных средств банковской системы и сформировать совокупное предложение денег на долгосрочную перспективу. Поэтому Центральный банк Российской Федерации должен обладать инструментами как для изъятия избыточных денежных средств с рынка, так и для предоставления денежных средств кредитным организациям.

Система процентных ставок Центрального банка Российской Федерации во многом соответствует мировой практике. В эту систему входят ставка рефинансирования и ставки по кредитным и депозитным операциям, осуществляемым с кредитными организациями. Центральный банк Российской Федерации использует процентные ставки по операциям для регулирования общего объема выдаваемых кредитов, прямых ограничений размеров банковских кредитов отдельным банкам, а также установления размеров маржи, под которой понимается разница между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, ставками по депозитам и ставками по кредитам. Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк Российской Федерации оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, а также отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Например, для регулирования валютного курса Центральный банк Российской Федерации только за один банковский день (18 апреля 2008г.) заключил сделки «валютный своп» на сумму 19371 млн. долл. США.

Важным принципом, влияющим на процентную политику Центрального банка Российской Федерации, является необходимость обеспечивать достаточный уровень ликвидности банковского сектора при изменяющейся конъюнктуре денежного рынка. Существенные колебания краткосрочных процентных ставок, не имеющие в своей основе фундаментальных макроэкономических причин, создают нестабильность на межбанковском рынке, повышая риск повышения или понижения уровня ликвидности. В целях сглаживания колебаний уровня ликвидности Центральный банк Российской Федерации развивает различные виды операций. В частности, денежные средства предоставляются кредитным организациям путем проведения аукционов прямого РЕПО (соглашение о продаже ценных бумаг с последующей обязательной покупкой по цене, определяемой в момент продажи)  и ломбардных аукционов. При этом срок, на который проводятся данные операции, может составлять от 1 до 90 дней. В случае существенных колебаний уровня ликвидности Центральный банк Российской Федерации использует операции РЕПО. Кроме того, Центральный банк Российской Федерации предоставляет кредитным организациям кредиты «овернайт» и внутридневные кредиты, обеспеченные государственными ценными бумагами и облигациями Центрального банка Российской Федерации. Такой набор операций является с 2002 года традиционным для Центрального банка Российской Федерации. Объем, процентные ставки и вид операций Центрального банка Российской Федерации зависят от макроэкономической ситуации в Российской Федерации и состояния банковского сектора, а также от содержания денежно-кредитной политики Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации заранее планирует осуществление тех или иных операций путем подготовки проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Использование процентных ставок по операциям Центрального банка Российской Федерации является одним из наиболее активно применяемых финансовых инструментов реализации денежно-кредитной политики. Центральный банк Российской Федерации, осуществляя банковские операции, с одной стороны, получает прибыль, как и любая кредитная организация, а с другой стороны, он реализует денежно-кредитную политику Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации устанавливает процентные ставки по операциям в соответствии с основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации и  федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Нормативы обязательных резервов, депонируемые в Центральном банке Российской Федерации, служат обеспечением устойчивости кредитных организаций, гарантируют безопасность денежных средств, что, в свою очередь, является условием доверия общества ко всей системе финансовых институтов[25]. К обязательным нормативам относятся минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций или минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; предельный размер неденежной части уставного капитала; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков. Центральный банк Российской Федерации, обнаружив нарушение нормативов обязательных резервов, имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в размере, установленном Центральным банком Российской Федерации, но не более двойной ставки рефинансирования. Снижение или повышение норм обязательных резервов означает, что большая часть банковских средств будет «заморожена» на счетах Центрального банка Российской Федерации или приведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, а также к снижению рыночного процента.

Обязательные резервы (резервные требования) представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. С 1 апреля 2004 г. вступили в силу новые нормативы Центрального банка Российской Федерации, которыми исключены 8 из 18 действовавших нормативов. Последний раз нормативы обязательных резервов снижались Центральным банком Российской Федерации 1 ноября 1996 года. Снижение нормативов обязательных резервов явилось следствием дефицита наличных денег. Одновременно снижено несколько минимальных значений, например, минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности снижено до 50% (ранее оно составляло 70%). При этом серьезно ужесточилась методика расчета нормативов. Центральный банк Российской Федерации пошел по пути модернизации системы обязательных нормативов для повышения надежности российских банков. Снижение или повышение обязательных резервов планируется Центральным банком Российской Федерации при подготовке основных направлений государственной денежно-кредитной политики. В течение финансового года Центральный банк Российской Федерации должен ей следовать. Изменяя нормативы обязательных резервов, Центральный банк Российской Федерации добивается реализации цели единой государственной денежно-кредитной политики, следовательно, принимает меры к защите и обеспечению устойчивости рубля.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Центральным банком Российской Федерации казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Их продажа ограничивает объём денежной массы на рынке и ведет к повышению рыночных процентных ставок. Центральный банк Российской Федерации возобновил операции на открытом рынке с собственными облигациями во втором полугодие 2001 года. Проведение операций с государственными облигациями периодически ограничивается отсутствием в портфеле Центрального банка Российской Федерации обращаемых на рынке государственных ценных бумаг (2001 год), их невысокой ликвидностью (2002 год). К 2004 году Центральный банк Российской Федерации добился перевода части государственных ценных бумаг в категорию обращаемых на финансовых рынках. К апрелю2008 г. доходность ГКО (государственные краткосрочные обязательства) и ОФЗ (облигации федерального займа) составила 5,17-7,24%. Если Центральный банк Российской Федерации не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам. Проведение Центральным банком Российской Федерации операций на открытом рынке направлено на регулирование ликвидности банковской системы для достижения цели единой государственной денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком Российской Федерации в соответствии с экономической политикой Правительства РФ, а также положениями федерального закона о бюджете на соответствующий финансовый год по вопросам государственных обязательств. Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком Российской Федерации во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации для реализации единой государственной денежно-кредитной политики, а, следовательно, защиты и обеспечения устойчивости рубля.

Рефинансирование банков – это кредитование Центральным банком Российской Федерации банков, в том числе учет и переучет векселей. Ставка рефинансирования играет одну из самых важных ролей среди процентных ставок Центрального банка Российской Федерации. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Центральным банком Российской Федерации сложившегося уровня инфляции и перспектив её развития, оказывая тем самым влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Центральным банком Российской Федерации. Кредиты, выдаваемые Центральным банком Российской Федерации в порядке рефинансирования, позволяют увеличить или сократить денежные средства кредитных организаций. С 29 апреля 2008 г. ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации установлена в размере 10,5%. За прошедший период времени ставка рефинансирования неоднократно изменялась. Она достигла максимального показателя в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. и составляла 210%. Подобного уровня она достигала в период с 6 января 1995 г. по 15 мая 1995 г. и равнялась 200%. Современный уровень ставки рефинансирования является частью общей тенденции к снижению ставки рефинансирования, который начался 5 июня 1998 г. Максимальным значением ставки рефинансирования был уровень в 150%. За прошедший период времени ставка рефинансирования неуклонно снижалась, что говорит о последовательной политике Центрального банка Российской Федерации в области рефинансирования кредитных организаций. Надо отметить, что с 1992 года это наиболее длинный период времени (около 10 лет), в течение которого ставка рефинансирования неуклонно снижалась. Однако с 4 февраля 2008 г. ставка рефинансирования достигнув минимума в 10% вновь начала повышаться. Этот процесс связан с ростом денежной массы в обращении и как следствие с ростом уровня инфляции выше запланированных показателей.

Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики подразумевает валютные интервенции Центрального банка Российской Федерации – куплю-продажу «главным банком страны» иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля по отношению к иностранным валютам и корзине иностранных валют, а также на суммарный спрос и предложение денег. Валютные интервенции Центрального банка Российской Федерации позволяют стабилизировать валютный курс рубля в случае увеличения на рынке спроса или предложения. Валютные интервенции направлены на обеспечение устойчивости валютного курса на валютном рынке. Результат валютных интервенций Центрального банка Российской Федерации является немедленным, что позволяет закрыть операционный день с желаемым курсом иностранных валют по отношению к курсу рубля, однако этот результат является краткосрочным. Применение валютных интервенций является наиболее часто используемым Центральным банком Российской Федерации инструментом денежно-кредитной политики. Валютное регулирование осуществляется Центральным банком Российской Федерации в соответствии с основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики, которыми в том числе устанавливаются основные принципы валютного регулирования. Например, основным принципом политики валютного курса в 2002 года являлось рыночное курсообразование с использованием режима плавающего валютного курса рубля к иностранным валютам (прежде всего доллару США). В 2004 году Центральный банк Российской Федерации перешел к управляемому плавающему курсу рубля. Этому способствует переход к системе определения курса национальной валюты через корзину валют (доллару, евро). Цели валютного регулирования Центральный банк Российской Федерации самостоятельно не устанавливает. Они предусмотрены ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», а также основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики Правительства РФ.

Одним из инструментов валютного регулирования является обязательная продажа экспортной валютной выручки. Обязательная продажа экспортной валютной выручки направлена на регулирование предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Обязывая экспортеров продавать валютную выручку, Правительство РФ и Центральный банк Российской Федерации увеличивают предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Дополнительное предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке помогает Центральному банку Российской Федерации поддерживать устойчивость рубля по отношению к курсам иностранных валют и, прежде всего, доллару США. При этом объем подлежащей продажи экспортной выручки зависит от спроса и предложения иностранной валюты на валютном рынке. Правительство РФ по инициативе Центрального банка Российской Федерации неоднократно повышало объемы обязательной продажи экспортной валютной выручки в отдельные периоды до 100%. Такие меры позволяли Центральному банку Российской Федерации эффективно сдерживать рост курса иностранных валют на внутреннем валютном рынке. Однако с осени 2003 года появилась другая проблема, связанная с большими объемами валютной массы на внутреннем рынке Российской Федерации. Курсовая стоимость российского рубля резко возросла в результате понижения курса иностранных валют. В настоящее время Правительство РФ по предложению Центрального банка Российской Федерации снизило объемы обязательной продажи экспортной валютной выручки до 30%. Правительство РФ и Центральный банк Российской Федерации не заинтересованы в резком укреплении стоимости российской валюты, так как это может в целом отрицательно повлиять на экономику Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации осуществляет валютное регулирование в соответствии с основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики.

Центральному банку Российской Федерации предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

В составе денежной массы выделяют два компонента:

1) наличные деньги в обращении;

2) безналичные средства организаций на счетах в банках.

Объем безналичных денежных средств всегда превышает объемы наличных денежных знаков, находящихся в обращении. На первое января 2003 г. объем безналичных денежных средств превышал наличные на 608 млрд. руб. К 1 апреля 2008 г. разрыв составил 6 105,2 млрд. руб. Таким образом, деятельность Правительства РФ и Центрального банка Российской Федерации направлена на увеличение безналичного денежного обращения по сравнению с наличным денежным обращением. В дальнейшем планируется увеличение безналичного обращения за счет расширения круга расчетных операций, осуществляемых в безналичной форме. В российском законодательстве отсутствуют ограничения на выпуск денежных знаков в обращение. Теоретически рубль может выпускаться без ограничений. Необходимость регулирования роста денежной массы вызвана тем, что российский рубль, как и денежные знаки других государств, является бумажной валютой. Увеличение роста денежной массы не адекватное внутреннему валовому продукту страны ведет к инфляционным процессам, то есть росту цен и обесцениванию национальной валюты. Формирование денежной массы осуществляется в объемах, необходимых для удовлетворения спроса на национальную валюту. Объем денежной массы определяется основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики. Объем денежной массы в Российской Федерации стабильно увеличивается с апреля 2003 г. К 1 января 2004 г. темп прироста денежной массы за год составил 50,5 % то есть 3212,7 млрд. руб. из них 1147 млрд. руб. в наличной денежной форме и 2065,6 млрд. руб. в безналичной форме. За 2007 г. денежная масса в Российской Федерации возросла на 47,58 %, при этом 31,6 % это прирост наличной денежной массы. Регулирование объёмов денежной массы осуществляется для реализации задач денежно-кредитной политики, и в последние годы важнейшей из них является плавное снижение инфляции. Объём рублёвой денежной массы  с 2003 года неуклонно растет. Во многом это связано с повышением спроса на деньги, которое явилось следствием более высоких по сравнению с прогнозировавшимися ранее темпами экономического роста, уровнем инфляции и ростом дохода населения, а также проводимой Центральным банком Российской Федерации курсовой политики. Высокие темпы роста денежной массы достаточно опасны для российской экономики, это отмечает и Правительство РФ. Проблема заключается не в отсутствии денег в экономике, а в том, что непросто найти надежного заемщика. Поэтому Центральному банку Российской Федерации необходимо найти надежные проекты для кредитования, а также обеспечить возвратность предоставленных денежных средств. Центральный банк Российской Федерации не может самостоятельно определять ориентиры роста денежной массы, поскольку данный инструмент денежно-кредитной политики используется только в соответствии с целями деятельности Правительства РФ в области денежно-кредитной и экономической политики.

Под прямыми количественными ограничениями Центрального банка Российской Федерации понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Центральный банк Российской Федерации вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Таким образом, Центральный банк Российской Федерации применяет прямые количественные ограничения только во взаимодействии с иными государственными органами. Самостоятельно принимать решения о применении прямых количественных ограничений Центральный банк Российской Федерации не вправе. В настоящее время данный инструмент денежно-кредитной политики Центральным банком Российской Федерации не применяется.

Центральный банк Российской Федерации стремится использовать все разнообразие инструментов для достижения цели единой государственной денежно-кредитной политики. Однако среди всех доступных ему на сегодняшний день инструментов наиболее эффективными и часто применяемыми являются интервенции на валютном рынке и депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Центральном банке Российской Федерации по фиксированным процентным ставкам на различные сроки. Приоритетные инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации были определены в 2002-2003 г. и считаются таковыми по сей день. Думается, выбор этих инструментов денежно-кредитной политики обоснован не только их значительным влиянием на денежно-кредитные отношения, складывающиеся в Российской Федерации, но и их практической и законодательной разработанностью. Перечень инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации весьма разнообразен. Однако значительная их часть применяется редко или не применяется из-за недостаточной разработанности процедуры их применения (прежде всего законодательной), таковыми, например, являются облигации Банка России (ОБР). Их обращение на рынке ограничено из-за законодательных барьеров. Следовательно, приоритетными для Центрального банка Российской Федерации являются инструменты, традиционно используемые для цели денежно-кредитной политики, чье использование не затруднено законодательными барьерами или недостаточной теоретической разработанностью. Поэтому для эффективной реализации цели единой государственной денежно-кредитной политики необходимо законодательно закрепить порядок применения инструментов денежно-кредитной политики Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации в качестве основного вида валютных операций использует валютные интервенции, которые направлены, прежде всего, на регулирование обменных курсов. Однако использование валютных операций от продажи валюты Российской Федерации в значительных объемах с обязательством их последующего выкупа позволило бы Центральному банку Российской Федерации разнообразить применяемые инструменты воздействия на курсовую стоимость валюты Российской Федерации. Такие сделки оказывают долговременное влияние на валютный рынок, это позволило бы эффективнее реализовать функцию по защите и обеспечению устойчивости рубля. Подобные сделки широко применяются в практике Федеральной резервной системы США и позволяют эффективно защитить и обеспечить устойчивость национальной валюты. Однако для того чтобы эффективно использовать данный инструмент на валютном рынке Российской Федерации, необходимо заинтересовать иностранные центральные банки, прежде всего, банки государств – участниц СНГ в заключение таких сделок.

Конституционные полномочия Центрального банка Российской Федерации по защите и обеспечению устойчивости рубля реализуются им, с одной стороны, как кредитной организацией, например, путем предоставления кредитов, осуществления депозитных операций, проведения ломбардных аукционов, а с другой стороны, как государственным органом путем установления нормативов обязательных резервов и официальных курсов иностранных валют. С 2002 года Центральный банк Российской Федерации делает упор на рыночные средства реализации денежно-кредитной политики Российской Федерации. Ориентация на рыночные инструменты регулирования находит отражение в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на соответствующий финансовый год. Основную роль в регулировании деятельности кредитных организаций в свете реализации государственной денежно-кредитной политики играют рыночные инструменты. Однако реализовать цель денежно-кредитной политики, в частности, снизить уровень инфляции до 4-5%, а также ограничить прирост денежных средств в пределах 8-10% невозможно только с помощью рыночных инструментов. Поэтому Центральный банк Российской Федерации планирует и применяет административные методы.

Таким образом, во-первых, полномочия в области защиты и обеспечения устойчивости рубля следуют из норм Конституции РФ; во-вторых, полномочия Центрального банка Российской Федерации осуществляются в соответствии с основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики, разрабатываемыми совместно с Правительством РФ по согласованию с Президентом РФ и Федеральным Собранием РФ; в–третьих, полномочия Центрального банка Российской Федерации в области защиты и обеспечения устойчивости рубля реализуются через систему кредитных организаций в Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Что такое инструменты денежно-кредитной политики?

2. Какие инструменты денежно-кредитной политики наиболее часто используются в Российской Федерации?

3. Что такое ставка рефинансирования?


РЕКОМЕНДУЕмая литература

I. Нормативно-правовые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (в ред. от 25 марта 2004 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; там же. – 2004. – 26 марта.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 3 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №51. - Ст. 5712; там же. – 2004. – № 45. – Ст. 4376.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; там же. – 2004. – № 44. – Ст. 4266. 

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 21 июня 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; там же. – 2004. – № 30. – Ст. 3092.

5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 29 июня 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 9. - Ст. 804; там же. – 2004. – № 27. – Ст. 2711.

6. Федеральный закон от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 29 июля 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 28. - Ст. 2790; там же. – 2004. – № 31. – Ст. 3233.

7. Федеральный закон от 2 декабря 1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 29 июня 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 28. - Ст. 3459; там же. – 2004. – № 31. – Ст. 3233.  

8. Указ Президента РФ от 4 августа 1997г. № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» (в ред. от 3 декабря 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 32. - Ст. 3752; там же. – 2001. – № 50. – Ст. 4704.

9. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» //


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.