О фаллических культах и язычестве — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

О фаллических культах и язычестве

2023-02-07 23
О фаллических культах и язычестве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многие языческие культы имеют фаллическое содержание. Изида-Астарта известна своим сексуальным содержанием. Ал. Краппе настаивает на «фаллическом содержании» культа Вишну в индуизме (брахманизме). В Легенде о Русалках в Иванову Ночь, которые, якобы, «могли защекотать юношу», можно до некоторой степени видеть намек на сексуальное содержание язычества, однако, Легенда эта позднейшая, уже христианского периода, а потому в ней надо видеть попытку дискредитирования язычества и она к таковому не относится, а навязана ему по

 

402

формуле: «Бози тыи, Перун усат и Дажьб, беси суть!» Мы видим из самого фольклора, что у нас не было никаких фривольных Божеств в прошлом. Даже Любомель-Ляль не является в строгом смысле этого слова «фаллическим». Вышний далек от «фаллического содержания». Нет его ни в Яре-Яриле (Индре), ни в Семаргле. Ведьмы, пожалуй, создания похотливые, но они суть женщины, предающиеся оргиям, и никак не Божества. Люб-Любы-Бог говорит о любви ко всему живущему, к жениху, Детям, всему, но не о похотливости, возводимой в религию. Лада-Бог, как Лада-Богиня суть Божества, начальствующие над семьей, защищавшие мир семейный и лад, но опять-таки не похотливость. При всем нашем желании, мы нигде не можем, даже в Тридевяти Сестреницах, найти какого-либо порочного сексуального значения. Правда, наши Предки не смотрели на половую близость, как на смертный грех, потому что они не имели извращенных понятий на этот счет. Однако, не было у них и тенденции к пороку, разврату и все рассказы проповедников об «оргиях», якобы происходивших в Иванову Ночь, основаны на недружелюбии к язычеству. Этим мы вовсе не хотим сказать, что язычество выше христианства, а лишь то, что наши Предки были наивными людьми в полном смысле этого слова. Мы не согласны со слишком легким сведением всех культов в «фаллическому», практикуемым А. Краппе. Этак, с легкой руки американского профессора, можно легко и в любом чурбане найти «фаллическое содержание», как и в любой ямке в Земле «символ женских органов»! Мы просим прощения у чувствительного читателя, но уж больно легко третируют некоторые современные профессора эти темы! Если все сводить к первенству одного лишь пола в духовной жизни человека, то как же тогда назвать все иные его побуждения? Мы не спорим, что существуют действительно больные люди, у которых «либидо» нарушено до того, что все им кажется «фаллическим», однако, не все же поголовно таковы! Есть значительно большая часть человечества, которая половому вопросу не придает превалирующего значения, а отводит ему лишь то, что надо. Здоровых людей в этом отношении безусловно больше, нежели больных. Тогда и «секс» в религии не является всепоглощающим.

 

Интерпретация слов

По-южнорусски «гарный» значит красивый. Отсюда, конечно, не следует, что корень «гар» происходит от «гарь-», иначе надо будет признать, что «гарное масло», изготовляемое в России для лампадок из разного рода жиров, имело что-либо общего с понятием «кра-

 

403

сивый»! Этим примером мы хотим подчеркнуть, что не всякая интерпретация будет верной. «Гарный», южнорусское слово, надо производить от «горнуть» — сгребать, собирать, гармонически соединять. Тогда значение этого слова будет: «гармонически соединенное» и тогда же смысл слова будет понятен. Ибо Красота состоит именно в гармоничности, а не в чем-то, «бьющем» на эффект. Красота также является «громогласной» или «оглушительной», как многие современные люди ее понимают. От этого они также отойдут, как отошли люди в Средние Века, после падения Римской Империи. Интерпретация, таким образом, должна не идти дальше здравого смысла, быть логичной и не состоять в противоречии с самой собой. Если возможны два объяснения, то надо выбирать то, которое кажется наиболее оправданным по всем соображениям. Иного подхода нет и не может быть. Нужна осторожность. Нужна уверенность, что это так, а не иначе. Нужно широкое образование, культурность, а не «верхоглядство». Этим мы не желаем никого обижать, но настаиваем, что без строгой продуманности, критического отношения к самому себе и своим мыслям науки нет. Нет ее и там, где она рабыня либо материализма, либо философской доктрины, обязующей «во что бы то ни стало» приходить к таким-то и таким-то заключениям. Наука подверглась двум влияниям: перво-наперво, закостенению в привычных формулировках, а во-вторых, влиянию политики. Ни в первом, ни во втором случае наука несвободна! Она должна состоять в широкой и свободной от предрассудков критике, не впадая ни в материализм, ни «в темную мглу»! Тогда она принесет свои плоды. Славянская мифология еще не существует и мы делаем одну из первых попыток ее формулировки при помощи единственно логического сопоставления нашего фольклора с ведической религией. Если же мы будем сопоставлять наш фольклор с греческим и латинским, мы найдем лишь некоторые соответствия, но не найдем общности источника, ибо если греки и римляне были тоже арийского происхождения, они развивались отдельно от нас и в их религии мы находим лишь слабые соответствия с нашей. Между тем, восходя к ведизму, мы находим общий источник религий арийских народов. Он лежит выше греческого и латинского, а, глав' ное, ближе к нам. Делать же наоборот, то есть сводя даже индуистские верования к греческим и латинским — ошибка. Уже потому ошибка, что индуизм ближе к ведизму, чем к чему бы то ни было. И славянское язычество ближе к индуизму, чем к какому бы то ни было религиозному источнику.

 

404

 

Домашние Боги

Небольшая Легенда «Постраданье Домового» как нельзя лучше характеризует старые верования наших крестьян. Она тоже была найдена нами в наших старых записях:

 

Распевают петухи,

скоро встанут пастухи,

на траву коров погонят.

Скоро к Утрене зазвонят.

Позастенные Вяшки,

придомашние Божки

чистят ночью черешки,

шелестят в стене, хохочут,

половицы, балки точат.

Не видать в ночи ни зги,

но Вяшата — не враги!

Все они гребут солому

Домовому, Погребному.

Бородатый Домовой

с огородов шел домой,

поскользнулся, оступился,

за щерицу зацепился.

Подбегают все Вяшки,

позастенные Божки:

«Вот ты Боже! Ах да ох!

Вот напасть, помилуй Бог!

Как наш Батя Домовой

пострадался бородой!

 

В этих стихах высказано максимальное содержание Легенды о Домовом, Погребном, Горешном, Овиннике, Огороднике и так далее. Вяшки, или Вяшата — Малейшие Божки, не большое Мыши ростом, а иные и ростом с Пчелу, Муху. Так характеризовал Малые Божества наш народ, говоря обо всех них с симпатией, с любовью и даже иронией. Горешного, например, народ изображает как старого, глухого Деда, с трудом слезающего с Гореща (Чердак) в Ночь на Новый Год. В эту Ночь положено Домашним Божкам Родовое Угощение, обычно, в сенях или предбаннике.

 

405

Поставлена Кутья, Взвар, Пироги, Брага — все, что ели сами хозяева в Свят-Вечер.

В ту же Ночь Домовой раздает им всем работу на целый Год, до нового Новогодия. Что бы ни случилось в дому, Божки обязаны отчетом Домовому, как их Отцу, а последний охраняет хозяина, как родного, ибо Божки берегут Род.

Охрана Рода — важная функция Домовых Божков, как мы сказали. Род — это большая Семья, в которую входят все Родичи, починая от братьев, племянников, сыновей и внуков, а иногда и больше. Живя вместе, Род размножается до сотен членов. Все, что может случиться с каким-либо членом Рода, случается со всеми Родичами. Каждый из них находится под охраной Рода и всякий член Рода обязан охранять Род. Там, где эта роль превышает человеческие возможности, охраной интересов Рода занимались домашние Божки.

Существовали приметы; если, например, приходится сватать девицу, а в это время погас Огонь, то значит «Огник не хочет этого брака!» Огник, или Огнебог, Божество домашнего Очага-Огнища, сродни Агни, Семарглу, или Смареглу. Если «он не хочет, то и Род не хочет». Это — воля Свыше. Божественное вмешательство, таким образом, было явным с точки зрения наивного веропредставления. Если в дом вошли, а «колода обвалилась» (что-либо тяжелое упало), опять примета: «Домовой не хочет!» Иногда Домовой не хочет, капризничая, и тогда надо его умилостивить, поставить Вечерю в бане со всякими яствами. «В дом вошли, а скотина заболела» — тоже нехороший признак. Со всеми этими признаками Воли Свыше надо считаться. «В дом вошли, а Молоко скипело, Пироги пригорели, Хлебы прижглись» — признак добрый, значит, Божества Очага благоволят пришедшему. «Если Молоко скипело» (сбежало, пролилось, кипя) — к изобилию. «Хлеб прижегся» — Огник проявился доброжелательным, щедрым, сильным. «Скотина по двору забегала» — добрый признак: обрадовалась. «Курица яйцо снесла, кудахчет» — к богатству, Тоже «если корова как раз телится», таким образом, увеличивая богатство дома. «Домовой стал шалить на конюшне, кони — в мыле утром!» -признак недовольства домашнего Божка. Надо ставить Требу в Предбаннике.

Домашние Божества проявляют себя тысячами разных способов: то в стене скрип, шорох, то в половицах треск, то в сенях шарудит, а то на Гореще (Чердак) шум и возня или в Амбаре треск, шум. Во всех случаях, если Божества возбуждены — к добру пли к злу. Надо знать, что значит такой шум, значит ли он доброе или злое предвестие. Иногда сами хозяева чувствуют, будет добро или зло. Иногда в Погребе Погребник балуется -

 

406

морковку, петрушку, бураки перероет, разбросает. Иногда Овинник в Амбаре зерно расшвыряет. Все означает либо радость Божков, либо их недовольство. Надо, таким образом, спросить «старых людей», что значат эти явления. Иногда нужна даже Ворожея, которая может объяснить их. Иная действительно объясняет, а другая дает сложные указания, как поступить, как умилостивить Божества Очага и, конечно, пользуется случаем, требует свою долю.

В древности такие события требовали объяснений Жреца. Последний требовал Агнца для Жертвы, чтоб умилостивить Богов.

Пережиток старых верований наблюдается часто в деревнях и часто же ставили Вечерю в Бане или в Погребе. Иногда объясняли так: «Надо кругом дома на ветках сала повесить». Если на это сало прилетали синички, клевавшие кусочки, «значит — Домовикам угодно!» Если птички сала не трогали, «значит Домовики требуют больше».

Развороченная ночью солома означала, что «Соломенный Дед» гневается! Чтоб его умилостивить, носили к Стогу Пирог, Хлеб, Творога -кусок. Если «отвечал за ночь», значит — умилостивился.

     Если выпадет ночью свежий снег, а по нему следы босых ног, то были Мор-Мара-Морок, а это — угроза болезни, несчастья. Полагалось тотчас же снести Вечерю в Баню. Нет, так требовалось отслужить Молебен о Здравии в церкви, если можно со Святой Водой, а Воду ту пить всем, как предохраняющую от болезни и несчастья. «Если в трубе воет», полагалось Хлеба кусок бросить в Огонь. «Если чайник или горшок гудит» — события предвещает! Надо было сейчас же горшок из Огня вынуть и вылить из него щи, обмыть снеговой Водой, а нет если, летом, то Ключевой, Родниковой.

     «Если конь либо корова захромала, отрубей заварить, ноги им парить да и Домовому Вечерю поставить». Одним словом, все требовало объяснения в смысле доброго или злого предвестия. По внутренностям зарезанной свиньи или овцы судили о будущем. Конечно, эти гадания — наследие старины. Они были составной частью Богослужения в Боголесьях или Боготравиях. С принятием христианства обычаи эти перешли в домашний быт, ибо Боголесья были запрещены и Жертвы в поле преследовались. У себя дома хозяин мог делать, что хочет, не боясь преследований. Правда, об этом тоже знали и иногда и на дом являлся поп, грозя Вечным Наказанием на Том Свете. Тем не менее, домашние Требы оставались и со временем приобретали вид традиций, соблюдавшихся, потому что «Деды так делали». Однако, под словом «Деды» надо понимать не только Предков, но и Деда Вселенной, Сварога, имя которого, как мы уже указывали, иногда проступало. Так, например, при навязчивых Хворях полагалось

 

407

спускать с Чердака Сноп и ставить его под иконами, зажигая лампадки или свечи в углу, у Божниц. Сноп, мы знаем — одно из имен Сварога, а водружение Снопа в доме — установление его Иконы, ибо Сноп — его вещественное изображение. Сноп в красном углу ставили и на свадьбе и он как бы председал Торжеству. Таким образом, пока шло Торжество, на него смотрел сам Дед Вселенной, Сноп-Сварог, и как бы благословлял его. Мужики объясняли это так: «Ставить Сноп на Свадьбе — призывать достаток на молодых!»

 

Росная лебеда

     Скотовод и земледелец, наш южнорусский крестьянин знал, что полезно произрастанию или здравию скота. Так, считалось, что на Заре «Лебеда в Росе» и эта Заревая Роса была млекотворной, она увеличивала количество и качество Молока. «На Росяну Лебеду Корову поведу!» — поговорка, подтверждавшая это поверье. И действительно, на юге, особенно начиная с июня, июля, вся трава сводилась в общем к лебеде, потому что Перей или всякая другая трава, злаки, выгорала и оставалась одна лебеда. Эта трава, считавшаяся сорной, была кормовой и, в сущности, одной из лучших, особенно стелющаяся ее разновидность. Ранним утром она полна перловой Росы и, вероятно, обладает особым, нравящимся коровам вкусом, потому что они ее в это время щиплют без остановки. Молоко от лебеды было густым, пахнущим немного дикой травой, и сметана была первосортной. Было одно поверье, впрочем, неярко выраженное, что «Роса дает Молоко». Смысл этого поверья, вероятно, состоял в том, что Росяница-Сестреница была одной из Русалок, покровительниц женщин (значит, хозяек) и детей. И, вероятно, говоря: «Роса дает Молоко», наши крестьяне хотели сказать, что «Росяница дает Молоко». Ей, этой Росянице, приписывали такое действие потому, что она давала таким образом пищу для детей. Росная Лебеда была везде утром и потому даже там, где скосили пшеницы, скот мог идти и есть, подбирая колоски, лежавшие среди стерни. Вероятно, последние увеличивали и без того большую питательность лебеды и потому июльское молоко со стерней было одним из лучших.

«Ходить по Росяную Лебеду» — значит идти за чем-то хорошим, хотя и неопределенным. Иногда под этим подразумевалось тайное свидание девушки с парнем. Тем более ясна в этом случае роль Росяницы, которая покровительствует, как Сестреница, не только девушке, но и ее возлюбленному.

 

408

Видно это из пословицы: «Ходил по Росяну Лебеду себе на беду!», что такие свидания не всегда были благоприятными для юноши. Особенно, если девица с норовом. Вообще же выражение «нравная девка» означало норов, неподатливость и, может, не особенно хорошую жену в будущем. «Пойду по Росяну Лебеду, да и назад не приду!» — значило, что, потеряв голову, юноша не знал, возвратится ли домой. Иногда этим выражалась нравственная гибель влюбленного. Возвратившись обратно с такого свидания, юноша был потерянным для себя и других. Это вовсе не означало, что Росяница его очаровала, а наоборот, та девица, с которой он встречался на Заре, рано Утром.

Не всегда гладко протекала любовь среди молодежи и такая любовь обозначалась термином: «с Росяной Лебеды!» Эго значило — неудачное чувство, хотя сама Росяная Лебеда никак не значила чего-либо неблагоприятного.

 

Сварица

«Как придет Сварица, спаси Небесная Царица!» — поговорка, определяющая сущность Сварицы — Божества Нелада, Ссоры и Ненависти. Это Божество, конечно, роду женского, но оно вряд ли состоит в каких-либо отношениях со Сварогом-Сварой. «Сварица-Неладица, все-все в зяте не нравится!» — другое выражение опосты-лого чувства. Обычно со Сварицей ходят еще Две Сестры — Ревница и Жалица. Иногда Ревницу называют Ровницей, вероятно, не зная точно, откуда идет ее имя. Ясно, что оно происходит от слова «ревность», а не «ровность». О Жалице мы уже писали. О пей вообще неохотно рассказывали, как и о Сварице с Двумя Сестрами. Известно лишь, что «Жалица западае в душу та чоловика суше». Часты были случаи, что женщины впадали в беспричинную ревность, и тогда жизнь мужа была отравлена упреками, укорами и слезами. Мужья начинали пить горькую, а потом жестоко бить жену. Другого способа улучшения они не знали, и если впадали в пьянство и начинали бить жен, так с отчаянья И действительно, как было жить человеку и работать, если в доме не было мира? Такое положение ужасно. От него не одна жена страдает, но и муж, который не знает, как ему избавиться «от Сварицы»! Нервное раздражение женщин в таких случаях можно объяснить либо женской болезнью, либо менопозом, либо психопатологическими причинами. Тяжелый труд, невозможность отдыха во время кровей, а также и тяжелые, грубые нравы, беспомощность, иногда отсутствие детей, иногда слишком большое дето-

 

409

рождение — все это могло быть причиной таких заболеваний. Иногда говорили: «Марью сглазили!», впрочем, не указывая, кто именно. Однако, такие случаи в общем были редки, потому что родители весьма редко женили или выдавали дочерей замуж против их желания. Кроме того, за этим следил и священник, отказывавший в браке, если не было согласия как родителей, так и брачующихся. Православная церковь скорее склонялась к браку против воли родителей, если жених с невестой были совершеннолетними, чем к браку по принуждению родителей. Вообще, к Таинству Брака отношение было внимательным как со стороны крестьян, так и со стороны священнослужителей.

«В дома Сварица — горька паляница!» (то есть Хлеб). «Паляницей» называли Хлеб, потому что его делали в Печи, в которую вкладывали Поленицы для разведения Огня. Огонь в Поленицах служил для изготовления Паляниц — Хлебов. Выражение «горька Паляница» понятно: в доме, где идет постоянная свара, Хлеб невкусен, потому что невнимательно сделан и потому что попреки не улучшают его вкуса.

О таких домах крестьяне говорили: «Да до них и зайти сумно (тоскливо)!» А дом, который обходят люди, неприветлив и неприятен.

 

Просяницы

Просяницами, вероятно, в воспоминание месяца, носившего такое название, юрьевские «старые люди» называли период после Воздвиженья и до Покрова. По-чешски до сих пор один из месяцев носит название Просинца. В древности просо было одной из главных основ питания. Картошки в те времена не знали. Знали гречку, но и та проникла на Русь уже в позднейшие времена, вероятно, либо до татаро-монгольского нашествия, либо после него, на что указывает Сказка про Царевну, схваченную татарами. Чародейка ее посещает в изгнании и превращает ее в Гречневое Зерно, чтоб унести из плена. По возвращении на Русь она отказывается принять человеческий вид и остается растением, чтоб кормить русских людей (стр. 188 «Универсальной Мифологии» Алекс.Краппе, Пайо, Париж). Автор выражает догадку, что русские взяли миф у скандинавов, где существует легенда об Аурвандиль. Однако, заметим, что «Песнь о Гайавате» передает почти такую же историю с маисом, где вместо Царевны Сын Неба Гайавата превращается в маис. Таким образом, если могли люди времен цивилизации Майа создать такую легенду, то почему она не могла быть созданной русскими? Вероятно, оттого, что «Легенды могут создавать все, кроме русских». Просяницы, как мы сказали, означают период после Воз-

 

 

410

движенья и до Покрова. В это время «толкут Просо», то есть подготовляют его для употребления в пищу. В это же время делают и Дерть, то есть «дерут Ячмень», разбивая зерна на два-три кусочка. Этим «драным» зерном кормят птицу, свиней, коров, лошадей, вообще скот. На Севере существует Побла — раздавленное житное зерно, которое варят для приготовления каши и которую едят люди. Перловая крупа — тот же ячмень с содранной с него шелухой, тоже достаточно часто употребляется в пищу как на Руси, так и в Польше, и даже на Западе. Правда, там он чаще употребляется для кормежки голубей или кур. На Руси же, особенно в древние времена, каша была основой питания наравне с Хлебом. Лук, чеснок, морковь и петрушка известны с давних пор, но относительно томатов и картошки сомнения нет: они проникли на Русь после открытия Америки. Просо же в виде пшена известно из Записей Гельмольда, а также широко известно в Китае с незапамятных времен. Там оно лежит тоже в основе питания наравне с рисом и гаоляном. Последний проник даже на Кубань и гаолян сеяли на Кубани до революции, причем он давал довольно вкусную кашу. «Повесишь Косу та столчешь просо», говорили в Юрьевке. Этим указывалось на то, что приготовление проса начиналось после всех полевых работ, осенью. Просяная шелуха употреблялась для приготовления отвара против ревматических опухолей наравне с отрубями иди высевками. Действие такого отвара, вероятно, основано на том, что он дольше держит тепло. Однако, возможно, что он имеет и терапевтическое значение.

 

 

Камыши

В Антоновке, как и в окрестностях Батайска, нынче города, было много камышей. Крестьяне его резали после Покрова, везли к себе, крыли крыши домов, сараев, и камышовая крыша считалась одной из лучших, самой теплой. Наконец, они же закутывали стены домов с северной стороны камышом, отчего зимой было теплее внутри. Хата не так быстро остывала. При отсутствии дров, дороговизне угля и другого топлива это было удобно и экономично. Насколько помню, камышом не топили. Вероятно оттого, что его трудно было ломать. Между тем, если жечь в хлебной печи, это еще было возможно, но в «Грубках», то есть печках меньшего размера, это почти было невозможно. Камышовые заросли были настолько густыми, что пробраться к Елбусу, тихой степной реке, было даже трудно. Рыболовы-любители в них просиживали по ут-

 

411

рам, нещадно атакуемые комарами. Зеленые камыши были полны всякой дикой птицы, камышанок, кроншнепов, диких уток, курочек и так далее. Чтоб ловить рыбу, рыболовы закручивали жгуты камыша, штук по сотне сразу, пригибали верхушки вместе и делали из них «кладку» — сидение, на которое клали соломы, дощечку пли даже камней. Камыши все выдерживали, разлагая давление веса взрослого человека на несколько золотников на каждый стебель и такое сидение, находящееся далеко в реке, было вполне солидным. Мне самому приходилось на нем сиживать. Крестьяне относились к камышу с симпатией, говоря: «Осенью из камыша Снопа сделаем!» Так как мы знаем уже, что значит в жизни народа Сноп, то можем предположить, что в древности, ежели не было настоящего Снопа в доме, то его делали из камыша, чтоб иметь все-таки изображение Бога-Отца в доме. Действительно, в одной из легенд мы слышали: «Пришли в край этот Деды, да ни ножа у них, ни ложки, и как хаты строить, коль ни дров в этом крае нет, ни камня! Посмотрели они, помолились Богу и. давай прямо из земли, смешанной с травой, кирпичи делать! А тут уж и Спожины. Нет ни у кого ни Снопа! Набрал тут один Дед камыша и говорит бабам: «А чего вам, дурам, реветь? Что Снопа нету? А вот вам и Сноп! А будет Жито, так поставим и справный (настоящий)!» Тут все обрадовались и стали Снопа жать!» Ясно, рассказ этот идет со времен завоевания Петром Великим Азовского Края. В то же время, чтоб землю закрепить за Россией, были посланы на юг крестьяне с Украины. Они, конечно, прибыли сюда в Спожины, а ни клочка земли не было засеяно. Обычай же велел, чтоб Сноп был в каждой хате. Таким образом, Антоновский камыш и сослужил службу всем. Из него делали Снопы, приличные случаю, как Деды делали из Жита. А без Снопа и Спожин нет, а без них и Божьего Благословения.

 

 

Дедова борода

В жите часто попадались перепутанные стебли, точно их кто нарочно закрутил. Жители Антоновки называли такие места «Дедовой Бородой». О них говорили с уважением, как если бы дело шло о вещах мистических. Может, от этого и закрученные места в камыше пользовались таким же мистическим уважением крестьян. «Закрут» — это идея Творящего Вихря, Космического Ветра, из которого «вышел Мир». Эта идея была в словах Деда Канунника, говорившего: «А як Сваритися Свету, так Бог взяв, тай Закрут сделал, а с того Закруту все почало крутитися, а и Свет выплыл из того верчения!» О самом Начале Творения

 

412

он говорил: «А была Зга в Тьме (Искра во Тьме), а Бог повелел той Зге, до него подойти, а она не хотела, Бог за ней, а она от Него, Он за ней, а она от Него. Тогда Он стал и Зга стала. Тогда Бог схватил ее и Закрут из нее сделал, а как почала она вертеться, так и не могла уже остановиться, и чем скорей вертелась, тем ярче Свет был. А с того Света, как из Окна, и Мир весь вышел, выплыл и почал быти. А Бог ту Згу взял и разбил на крохи, и в кажду Тварь по крохе дал, и в Камень, и в Землю, и в Травину, и в Людину». Это место удивительно совпадает с Гимном «Риг-Веды»:

«Агни во всем, в Траве, в Земле, в Человеке, в Лошади, во всем Агнп!» Видимо, слова Деда надо перефразировать так: «Вначале был Свет во Тьме, Искра, и из этой Искры Агни, Бог-Отец весь Мир сделал, а сделал его, дав импульс вращения Лгнм!» Тут мы встречаемся с идеей Огня-Агни, раздробленного на крохи и заключенного в материю и существа. «Бог создал Мир из Ничего» — говорит Библия. Канунник говорит, что «на Свете ничего до Творения не было, кроме Зги, Искры малой». Такое понимание не расходится с самой современной теорией, говорящей, что «в пространстве ничего не было, но были лишь электроны, равномерно распространенные везде. Пространство, таким образом, было нейтральным. И вдруг, в нем возникли «пучности», то есть скопления электронов, какие пришли в движение, последнее стало ускоряться, энергия стала конденсироваться, а затем возникла первая материя, водород». Теория не возражает против существования Бога, как Абстрактной Творящей Идеи. Автор ее — физик Джине. Очень многие большие ученые не отрицают идеи Бога. Канунник в его примитивном Богопознании дошел до глубины одного из самых больших ученых Запада! Правда, материалистическая наука отрицает Абстрактную Идею, однако, есть и люди, как Джине и другие, которые ее не только не отрицают, но даже утверждают. tbkpim образом, Дедова Борода в Жите имеет Значение Символа Творения Мира. Вот откуда инстинктивное уважение у крестьян к этому Знаку. Он есть идея Кола, а Коло — идея Вечности и Вращения, Творящего Акта. Принеся от ведийцев этот Знак славяне его не забыли до самого последнего времени.

 

 

Невей-человек

Нами записана одна Легенда, называющаяся этим именем. К сожалению, при передаче ее содержания мы должны ее сократить. Дед наш рассказывал, что еще будучи мальчиком, он участвовал в сборе грибов осенью в лесу с другими ребятами. Лето было дождливое, а потому Молотьба тянулась крайне долго. Многие мужики

 

413

сушили Снопы в Клунях (Овин) и там же, посреди сарая, молотили понемногу цепами. Ребята подались рано в лес, да пошел, как на грех, дождь. Грибов не успели собрать много, но промокли до костей. Собрались они вместе и стали шалаш строить, в котором кое-как и сидели до вечера. Наступила ночь, а дождь все лил. Огня развести не могли, потому что все было мокрым от воды, даже «кресало» (кусок кремня и кусочек стали с губкой, при помощи которых добывали огонь в те времена) измокло и не давало искры. Чтоб утолить голод, дети ели грибы сырьем. Утром рано сидевшие у порога закричали: «Дождя нет! Слава Богу! Смотри, что это летит? Как будто человек?» Нужно сказать, что эпоха та была около сороковых годов прошлого столетия, когда еще никаких аэропланов не знали. Дед лично не видел, так как пошел перед тем дорогу рассматривать, а когда вернулся, ему рассказали: «Дождь перестал идти. Небо посинело, показались лучи Солнца и вдруг в небе стал лететь человек! Он сел на дереве и сказал нам, что идти нужно к югу, чтоб попасть домой, а потом еще сказал, что будет большое несчастье в России, что еще не скоро, но что наши внуки увидят много крови… Потом снялся и улетел». На вопрос, что ж это был за человек, дети уверенно отвечали: «Невей-Человек! Сам сказал». Дети, все, как один, уверяли, что все видели. Было их около двадцати душ. Позже они пошли к югу и вышли на барские Овины, где мужики молотили снопы. Там им тоже сказали, что видели в небе Невей-Человека!

Легенда эта, как многие Легенды, может быть объяснена всячески, и «коллективной галлюцинацией» детей, но тогда, как же мужики в Овинах могли видеть то же самое? Можно допустить, что и мужики были жертвой той же «коллективной галлюцинации», но тогда почему они были ее жертвой, не подвергшись тому нервному напряжению, которому были подвержены ночью дети? Все темно в этой Легенде за исключением предсказания, которое исполнилось точно. Мы лично отказываемся истолковывать этот случай и зачисляем его в «паранормальные явления». Отмечаем лишь совпадение: восход Солнца и Невей-Человек, летящий в Небе. В этом отношении он — Индра, разгоняющий Тьму и борющийся с Асурами. О Невее-Человеке я слышал и в Юрьевке, где считали, что его появление предвещает несчастье стихийного характера. Невей-Человек означает мифологически: Навий-Человек, то есть из Нави. Он в прямой связи с языческой традицией на Руси.

 

 

414

Покрова — Великие Овсени

Перед Покровом Богородицы считали в Антоновке, что вся неделя была «овсенной», а в Юрьевке эту неделю называли «малосенной», что позволяет нам заключить, что эта неделя была посвящена Малым Овсеням, а Покров был Великими Овсенями. В Юрьевке Покров назывался еще «Зворожиной». По-видимому, то был День Исварога. О том, как готовились к Овсеням, мы уже писали, добавим лишь, что на Великие Овсени была Брага, Сусло, Пиво, Оладьи, Блины, Творог с Медом в Сметане и вареники с Творогом. Мясное ели лишь старики «на Зворожине», на площади. Остальные ели кур, но не мясо. Особое внимание отдавалось Браге, чтоб она была «дрожжистой», и пили ее с тем большим удовольствием, чем она была гуще. Блины были не только всхожалыми, но пересхожалыми и в тесте для них было столько же муки, сколько и дрожжей. На стол подавали тертый хрен с бураковым квасом, то есть с перебродившим соком свеклы, похожим на уксус по вкусу. Брага, как мы сказали, была в избе, в бочке, на соломе и в санях. Сани были торжественно втягиваемы в сени, если нельзя было их втянуть в кухню, но бочка браги была поставлена на них. В этот день на столе были соленые огурцы, соленые арбузы, дыни-дубовки, соленые помидоры, жареная картошка на подсолнечном масле и маковикн на меду. Осень вступает в свои права в этот день. На полу в избе была разбросана свежая солома, как последнее напоминание ушедшего Лета. День этот, как мы говорили, был посвящен Старикам, Дедам и Бабам. Каким бы древним не был Старый Человек в доме, его снимали с печи и устраивали «перед Снопом», который был в Красном Углу. Таким образом, если Дед или Баба ходили, они шли «на Зворожину», если же они с трудом двигались, они были в доме, как представители Снопа-Исварога. Снова повторяем, что если и были пережитки язычества, им уже придавали смысл христианский, но эти пережитки были и шли они прямо из славянского язычества. Так, Солома, Сноп, Дед или Баба, председающая на торжестве. В самый разгар приезжал Конный, соскакивал с коня посреди двора, шел в хату и заявлял: «ОвсэнЫ прыихали!» То есть: «Овсени приехали!» В это время по дороге медленно двигалась под звуки песен и музыки Телега с соломой, а на ней Сани и на Санях Сноп, Икона Бога-Солнца. Каждый хозяин выходил с Брагой на порог и подавал Угощение Возчим Снопа. От дома к дому они везде выпивали по доброму жбану! Были молодцы, выдерживавшие до конца, другие сейчас же хмелели и заваливались спать.

 

415

Пили в этот день много и крепко. Танцевали, смеялись, пели песни, кричали: «ОвсэнЫ гукали!», то есть «вызывали Овсени». В этот же день работник получал плату, нанимался еще на год или уходил домой, но предварительно, получив подарки, а главное жбан браги. Некоторые просыпались от «угощения» только на третий день по-настоящему…

 

 

Полдень и полночь

Между Полуднем и Полуночью есть соответствие, как Полдень разделяет день на две части, одна -'утренняя, другая — вечерняя, так и Полночь делит Ночь на1 две: на часть вечернюю и утреннюю.

Вечером Пастухи при свете Костра-Агни ложились спать и лишь Сторожевые Дружины оставались поддерживать Огонь и хранить Стада. В Полночь вставали Старики с Жрецами и пели у Костра Гимны Полуночному Времени, славя Асвинов, Зарю и Солнце, которое должно взойти. После Полуночи, самого Страшного Времени ночи, Звезды вспыхивают Ярче, и так как Звезды — Души Героев и Питрис, то тем больше их покровительство живущим на Земле. Ложась после Полуночи спать, Старики и Жрецы знали, что они уже восхвалили Утреннего Асвина и что он скоро проскачет, неся Весть грядущей Зари. Они знали, что уже недолго ждать Солнца-Индру-Варуну, Агни, что они будут вскоре и сохранят их от всякого ночного Зла. Асуры — ночные Божества вскоре будут побеждены. Страх ночи и радость грядущего Дня, во всей его славе, были в душах Стражей Ночных. Они ждали Зари с нетерпением. Но вот Утренний Асвин скачет и Стражи восклицают: «Слава тебе, слава, обещающему нам Свет!» Заря величественно всплывает на Востоке и люди просыпаются, женщины идут доить Коров. Жрецы и священники приготовляются к Жертве Сомы и ко всеобщему Приобщению ведийцев. Вот, они поют, раздают Сому и вкушают сами. Вот принесли женщины свежее Молоко и дают его верующим. Все пьют и восхваляют Зарю. Вот Солнце всходит и ведийцы встречают его Гимнами. Когда утренние заботы кончены, все заняты делом, подходит Полдень, и снова идет Жертва-Сома. После Приобщения ведийцы садятся за еду. После нее они ложатся на получасовой-часовой отдых. В этот час запрещено работать и всякий Пастух должен спать! В Полночь также всякий ведиец должен спать, кроме Жрецов и Стариков. Отсюда и в славянском язычестве также запрещено бодрствовать в Полдень, а Полночь считалась опасным часом. Если она была таким у ведийцев, так это понятно, ибо гунны или родственные им кочевни-

 

416

ки именно в этом время подкрадывались к Становищу, убивали жителей и угоняли Стада. Если на Руси Полночь была тоже небезопасной, то все-таки не настолько, как в Арии. Между тем, Полночь все равно считалась опасной именно в смысле таинственных явлений, появления Злых Духов, Верхового, Ырок, Жалицы и так далее. В христианский же период Полночь стала тем часом, когда Нечистая Сила явно является человеку. К ней же причислили и языческих Божеств. Все они после Крещения Руси стали «беси суть». В народе Полночь никогда доброй славой не пользовалась, потому что все воры и разбойники всегда действовали под покровом ночи и обычно, начиная с Полуночи. Если в Полдень опасна Русалка-Полуденница, то в Полночь опасна Нечистая Сила, воры и грабители. В мифах даже говорится, что Молитва не всегда прогоняет Нечистую Силу и что лишь крик Петуха на Заре ее прогоняет.

 

 

Судьба

Вера в Судьбу сама по себе еще не означает фатализма. Последнее начинается там, где человек скрещивает руки, говоря: «от Судьбы не уйдешь!», или где он отказывается от борьбы, потому — «Судьба против!» Однако, наши южнорусские крестьяне верили в Судьбу без фатализма, но и не впадая в отчаянье в случае неуспеха, а лишь говоря: «Такая, значит, Судьба!» Они, таким образом, принимали неуспех. Жизнь вообще состоит из ряда успехов и неуспехов. Наука жить и заключается в том, чтоб уметь принять неизбежное. Если человек складывает руки до борьбы, это одно, а если он их складывает после борьбы, когда видит невозможность продолжать дальше, это другое. В сущности, шизофрения и заключается в неумении принять неуспех. Сначала это ярость, а потом возмущение, а затем, уязвленный в своем представлении о себе, в своем самолюбии, человек начинает мучительно подыскивать «объяснение» проигрыша, и почти всегда ложное, из которого затем вырастает нездоровое представление о Мире. Однако, верующий в Судьбу русский человек отказывается не от борьбы, а от ненужного настаивания на своем, от лишних усилий, ни к чему не ведущих. Это — другое дело. И такую веру в Судьбу нам приходилось наблюдать. Люди смиренно скрещивали руки, потому что «ничего не поделаешь!» — жена умерла, ребенок скончался, корова погибла, град выбил посевы. Да и что можно в т


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.