ПОСРАМЛЕНИЕ КУДЕСНИКА КУДЕЯРА — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

ПОСРАМЛЕНИЕ КУДЕСНИКА КУДЕЯРА

2023-02-03 30
ПОСРАМЛЕНИЕ КУДЕСНИКА КУДЕЯРА 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Выбрали однажды кудесника Кудеяра Добрынича в родительский комитет. Давно когда-то!.. То ли семьсот лет назад, то ли семьсот четырнадцать теперь уже не припомнишь. В ту пору внук у него в школу бегал. Изучал разные буки-веди... И так хорошо Кудеяр Добрынич в родительском комитете работал, что его и на следующий год выбрали, и потом ещё выбрали, и опять... Так он и до сегодняшнего дня членом родительского комитета дотянул.

Понимаете, очень это ребятам удобно: иметь под боком своего волшебника. Чуть что понадобилось - сразу к нему:

- Кудеяр Добрынич, завтра соревнования по лыжам, а с погодой, видите, что творится!.. Обеспечьте, пожалуйста!

- Кудеяр Добрынич, макулатуры маловато. Придумайте что-нибудь!

Просто и удобно. Никаких письменных заявлений. Всё в устной форме.

А кудеснику трудно, что ли? Улыбнётся - и обеспечивает, и придумывает.

В меру своих сил и способностей.

Ему для своих пра-пра-пра- в шестой степени внуков ничего не жалко. То хоккейную площадку за ночь соорудит, то стенгазету выпустит, то ещё чего обеспечит.

А тут вдруг - на тебе! - сам заявление подаёт.

- Увольте, - говорит, - не могу. Выше сил моих, - говорит, - выше способностей!

Из-за чего взбеленился-то, чудак этакий? Совсем из-за пустяка.

Пионеры к нему с просьбой обратились. Дескать, класс у нас не дружный. А надо, чтобы дружный был. Подавай, стало быть, кудесник, нам дружбу. Вынь да положь!

Растерялся старина.

- Не могу, - лепечет. - Дружба - она не это... не веник. Её... это... самим как-то... Не могу я так: вынь да положь.

- Ну тогда принеси. На блюдечке с голубой каёмочкой!

- Как это?.. С каёмочкой?.. - совсем побелел Кудеяр Добрынич. Увольте! - говорит. - По собственному желанию.

Только хотели пионеры взяться за него как следует, об активности напомнить, об общественном долге, родительской ответственности - глядь, а его и нет уже. Словно сквозь стул провалился. Ушёл от ответственности родительской. На то и кудесник.

Исчез, стало быть.

А жаль. Нам бы с ним в редакции тоже посоветоваться не мешало. Ведь и к нам из разных школ пишут, пишут:

- Помогите организовать дружбу!

- Выньте да положьте!

- На блюдечке с голубой каёмочкой! Впрочем, нам не надо кудесника.

Дружба - она такая! Не украдёшь её, не купишь, взаймы не возьмёшь. Самим её добывать нужно. В уважении к друг другу в общих делах.

Разве можно дружбу организовать?!..

А кудесника всё-таки жаль. Ведь надо - столько лет в родительском комитете состоял, а тут вдруг - раз! - и исчез. По собственному желанию.

 

СТРАНА ПУСТОМЕЛЬ

 

 

За тридевять где-то каких-то земель

Лежала когда-то страна пустомель.

Пустая-пустая!..

Шаром покати!

Нигде ни кола ни двора не найти.

Налево - пустыня.

Направо - пустырь.

На пустоши лужа раскинулась вширь.

Ни зверя, ни рыбы - пусты берега.

Одна только птица и та - пустельга.

Что знали-умели в стране пустомели?

Да вроде совсем ничего не умели.

С утра воевода ленивый вставал,

Пустую похлёбку без хлеба хлебал

И звал приближённых своих на совет.

Являлись на зов Пустозвон, Пустоцвет,

Садились к столу Пустобрёх, Пустослов,

И спорили, спорили много часов!..

- Построим корабль! - предлагал Пустоцвет.

- Ага!.. - Пустозвон соглашался в ответ.

Но тут Пустобрёх возражал:

- Не пойдёт!

Давайте построим ковёр-самолёт!

Вздыхал Пустослов:

- А не свалится он?

- Ага!.. - соглашался опять Пустозвон.

Тёр лоб Пустоцвет:

- Может, сходим в поход?

И вновь возражал Пустобрёх:

- Не пойдёт!

На улице нынче гуляет пурга.

Включим телевизоры лучше.

- Ага!..

Летели,

летели,

летели

недели. Мелькали

июни,

июли,

апрели. Старели подряд

сентябри,

декабри,

Вчерашними делались

календари. Да что там:

года за годами

летели! А споры

кипели,

кипели,

кипели!

Зима не зима им!

Весна не весна!

Гудела страна пустомель, как струна:

- Сыграем в футбол!

- К октябрятам пойдём!

- О пользе внимания сбор проведём!

- По шашкам турнир!

- Культпоход!

- Лыжный кросс!

- Давайте поедем в подшефный совхоз!..

Теперь я признаюсь читателям честно:

Об этой стране ничего не известно!

Точнее, я попросту выдумал это:

Страну, воеводу, потом Пустоцвета,

Пустую похлёбку,

густую метель

Всё выдумал!

Кроме...

самих пустомель.

 

МЕТКОЕ СЛОВО

 

Если действовать не будешь, ни к чему ума палата...............Ш. Руставели

Надписать и предписать - ещё не значит понять и сделать...............К. Ушинский

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим и чужим..............Л. Толстой

Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни - в делах, в умении перехода от слова к делу, в их согласии.............д. Менделеев

От красивых слов не прибавится масла в каше.............Русская пословица

- Что за странный план?

- Ничего странного: просто мы решили посмотреть многосерийный фильм!

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

 

 

Через дорогу от моего дома - школа. Я её каждый день в окошко вижу и, кажется, с каждым учеником знаком.

Знаете, какие там в пятом "а" ребята занимаются? Самостоятельные.

И в пятом "б" самостоятельные.

С мамами в кино ни за что не пойдут. Только самостоятельно! И мороженое покупать - самостоятельно. И в футбол играть - самостоятельно. Даже пап не принимают. Разве что загольными: мячи подавать.

И случилась однажды с этими двумя самостоятельными классами совершенно самостоятельная история.

На собрании в пятом "а" Вера Ивановна сказала:

- Ребята, давайте вызовем на соревнование пятый "б".

- Давайте! - закричали ребята. - Вызовем! Условия выработали в количестве двенадцати пунктов.

Вера Ивановна пошла в учительскую и торжественно вручила их Марии Петровне.

Пятому "б" тоже пришлось проводить собрание. Совершенно неожиданно. В класс пришла Мария Петровна и сказала:

- Ребята, наш пионерский отряд вызван на соревнование. Пятым "а". Принимаем вызов?

- Принимаем! - закричал пятый "б" и добавил к условиям ещё двенадцать встречных пунктов: повысить пионерскую инициативу, поднять активность, укрепить самодеятельность и ещё девять других.

Соревнование развернулось.

В ближайшее воскресенье пятый "а" пошёл собирать металлолом. Больше всех собрала Вера Ивановна.

Пятый "б" объявил месячник по сбору бумажной макулатуры. План месяца был выполнен за один день. Тем более что Мария Петровна принесла целых шесть томов старой энциклопедии.

- Поднажмём!-сказала Вера Ивановна в пятом "а", составляя списки лучших спортсменов для внутриотрядных соревнований.

- Докажем! -сказала Мария Петровна в пятом "б", выявляя отрядные таланты для концерта самодеятельности.

Некоторое время ни одному из пионерских отрядов не удавалось вырваться вперёд. Но вдруг кривая соревнований пятого "б" резко пошла вверх.

И всё из-за осенних посадок.

Пятый "б" взял и посадил у школы четыре тополя.

Пятый "а" тотчас же схватился за лопаты и посадил шесть.

Но когда сажал пятый "б", погода была хорошая. А когда сажал пятый "а", шёл дождь. Вера Ивановна простудилась и заболела. А Мария Петровна не заболела.

Поэтому их кривая и пошла вверх. Прямо на Исаакиевский собор. Мария Петровна повела туда пятый "б" на экскурсию.

Пятому "а" оставалось только возмущаться и кричать:

- Так не честно! У нас Вера Ивановна заболела!

Две недели Вера Ивановна не возглавляла пионерской инициативы пятого "а". Но потом справедливость восторжествовала: Вера Ивановна пришла в школу, а Марию Петровну вызвали на какую-то конференцию в другой город.

Пятый "а" срочно отправился в подвалы Казанского собора.

- Так не честно! - завопили соперники. - У нас Мария Петровна на конференцию уехала!.. - И побежали к старшей пионервожатой жаловаться.

- Вы в цирк хотите, да? - удивилась старшая пионервожатая. - И в кино? И в туристский поход? Великолепно! Сколько в этом отряде инициативы! Вы это сами придумали? Молодцы! Значит, так: пока Мария Петровна на конференции, я сама схожу с вами в цирк.

И обрадованный пятый "б" дружно и неорганизованно затопал по коридору в свой класс. Все были спокойны и уверенны. Все снова почувствовали себя совершенно самостоятельными.

 

ВЕЖЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

 

 

В школе № 9 случай произошёл.

Совершенно случайный случай.

Валерка Бубнов возле дверей застрял.

То ли забыл чего, то ли вообще решил не выходить в коридор, но так или иначе, - замешкался. А Наташка Фунтикова воспользовалась этим случайным Валеркиным замешательством и первая на переменку вышла.

Следом учительница шла.

- Молодец! - сказала она Валерке. И даже по голове его погладила.

Поначалу Валерка и сам не понял: с чего он вдруг "молодец"? Но в ту же переменку всё стало ясно. Самому Валерке, его одноклассникам, завучу Марине Вениаминовне и всей школе в целом.

Оказывается, Валерка Бубнов совершил благородный поступок! Прямо в дверях! Пропустил вперёд себя девочку.

- Так должен поступать каждый! - сказало на переменке школьное радио.

Мальчишки стали на Валерку глаза таращить.

Девочки -поглядывать искоса.

И секретно на него пальцами показывать. Своим подружкам из других классов.

Малыши со второго этажа прибежали. Хотели было "ти-ли-тили-тесто" кричать, уже и рты разинули, но не закричали - не поняли: какую именно девочку Валерка вперёд себя пропустил?

Старшеклассники на Валерку внимание обратили.

- Ну, ты даёшь! - сказали сразу двое. Дуэтом.

- А что, - смутился Валерка, - трудно, что ли?

В класс он самым последним вернулся: выждал, пока все девочки не прошли. И мальчишки заодно.

И понимаете, в какое положение человек попал? В совершенно новое для себя положение.

Раньше он сломя голову летел. Всё равно куда. Разве думал он раньше о каких-то там девчонках? Да никогда! А тут пришлось думать. Дорогу им в дверях уступать. На улице здороваться.

Иначе - куда деваться? Что тогда про Валерку скажут? Что подумают?

А так он, ни с того ни с сего, - герой! В стенгазете про него пишут. На родительских собраниях в пример ставят. До того дошло, что в школе даже "Неделю вежливости" объявили. До самой субботы включительно. Старшеклассники на Валерку зашипели сквозь зубы:

- Ну, Бубен, погоди! Придёт, мол, и следующий понедельник.

Тут ещё из Дома пионеров сообщение поступило. Дескать, состоится там сбор актива по вопросам вежливости. Само собой, Валерку туда первым направили.

Он и пришёл первым. Выяснил, в какой комнате заседать будут. Оказалось, в спортзале. Там уже стол для президиума стоял и много скамеек.

Валерка на первую сел. Стал ждать.

Другие активисты собираться начали. Из всех школ района.

Тоже начали места занимать.

А из Валеркиной школы не идут и не идут!

Валерка по своей скамейке взад-вперёд скользит: места бережёт. А они не идут.

Валерка дальше скользит.

А их нету.

У Валерки уже штаны тёплыми стали. От трения. Ещё немного - и дымиться начнут.

А их всё нету!

Тогда Валерка лёг на скамейку. Во всю длину растянулся.

Всем желающим присесть из положения "лёжа" объявляет:

- Занято! Занято!

Какая-то девочка умудрилась у него в головах пристроиться, так он её ладонями спихнул.

Другая в ногах села. Пришлось - ботинками... Тут как раз тётенька в красном галстуке.

- Ты что это хулиганишь? - спрашивает.

- Я не хулиганю, - отвечает Валерка из положения "лёжа". - Я места занял. Девочкам.

- Так ты же только что девочку спихнул!

- А это не наша, - объясняет Валерка. - Это чужая какая-то...

- Встать! - говорит тётенька. - Кругом шагом марш! Пришлось Валерке послушаться. Не мог же он со старшим спорить! Это было бы невежливо.

Вышел он в коридор. Сел на подоконник. Слышит: началось собрание. Тётенька эта говорит:

- Просим пройти в президиум пионера Валерия Бубнова. А пионер Валерий Бубнов в зале отсутствует. Какая-то неведомая сила к подоконнику его приковала.

Не может пионер Валерий Бубнов в президиум идти. Не встать ему никак. Трудно ему. Чего-то он в этой вежливости не до конца понял. И на собрании этом случайный он человек.

Просто полтора месяца назад подвёл его один случай...

 

И ПРОСЬБА, И ПРИКАЗ

 

 

Есть хорошее доброе слово ПРОСЬБА.

И есть хорошее строгое слово ПРИКАЗ.

Как вы к этим словам относитесь?

Не сомневаюсь, что хорошо. Да и как можно к ним относиться иначе?

Если человек тебя о чём-то просит, значит, это очень нужно и помочь ему можешь только ты. Не то он обратился бы к другому. И потом, может ведь случиться и так, что завтра ты сам обратишься к кому-нибудь с просьбой. С полной уверенностью, что тебе не откажут.

А приказ есть приказ. Не выполнить его просто нельзя. Да и любят ребята это слово: в нём звучит военная суровость, уверенность в твоих силах, надежда, что, как бы ни пришлось трудно, приказ будет выполнен.

Русский язык, конечно, не математика, но давайте попробуем сложить эти два слова:

ПРОСЬБА + ПРИКАЗ.

Что получится? Новое, третье слово:

ПОРУЧЕНИЕ.

Оно и просьба и приказ сразу.

Но вот ведь какое странное дело: к просьбе и к приказу ребята относятся со всем уважением, а к поручению?.. Ох, не всегда, не всегда... Сколько раз слышать приходилось, что дали пионеру Икс поручение, а он рукой махнул.

Мне один пятиклассник сказал как-то:

- Ну, подумаешь,- поручение... Это ведь не приказ!

Он-то и заставил меня задуматься: почему к поручению частенько относятся с прохладцей? Решить этот вопрос мне помогли сами ребята. Вот вам четыре истории.

 

История первая

 

Больше всех предметов пятиклассник Андрей Рыбаков любил физкультуру. Три раза бегал записываться в детскую спортивную школу - приняли наконец. А в лагере вызывают его на совет отряда и говорят:

- Мы тебе поручаем шефство над детским садом. Будешь малышам сказки читать и чинить им игрушки.

Андрей так и подпрыгнул с табуретки:

- Какие сказки?! Каким малышам?! Не умею, не буду!

Вылетел пулей из пионерской комнаты - и прямо на стадион. Думаете, был он хоть раз в детском садике? Как бы не так! Вот если бы ему поручили создать футбольную команду - тогда другое дело! В лепёшку бы разбился, а первое место занял.

 

История вторая

 

Маше Садчиковой поручили взять шефство над октябрятской звёздочкой. Маша не отказалась, пошла к своим октябрятам, подружилась с ними. Чуть свободная минута - бежит во второй класс.

Обучила она своих октябрят разным играм, рассказала о пионерах-героях, альбом о родной природе вместе выпустили. Возится Маша с октябрятами и ждёт: вот придёт проверять её работу совет отряда - будет ей чем похвастаться.

Но никто не приходит. Даже никто не спрашивает: "Как там у тебя дела с октябрятами?" Забыли о ней совсем.

Обидно Маше стало. И октябрята как-то разонравились. До весны она с ними всё-таки занималась, а на следующий год не пошла.

 

История третья

 

Когда в отряде распределяют поручения, Миша Горохов втягивает голову в плечи. От страха. Ну как опять его фамилию назовут? Миша Горохов, во-первых, редактор стенной газеты; во-вторых, ответственный за сбор макулатуры; в третьих, Миша должен помогать Игорю Чикину по русскому языку... Что в-четвёртых?.. Забыл уже. А там ещё что-то в-пятых было, в-шестых... Совсем плохо. Выходит, он три поручения не выполняет? Запутался, забыл...

 

История четвёртая

 

Зато у Люси Птичкиной никаких поручений нет! И не было никогда. Ни в первом, ни во втором, ни в третьем, ни в четвёртом, ни в пятом классе! И вдруг - на тебе! - вызывают и поручают.

- Вот ещё! - говорит Люся. - Как бы не так! Была охота! Других, что ли, ребят нет? Зачем мне это надо?!

То ли испугалась Люся, то ли растерялась, но - дверью хлоп! - и пошла по своим делам. А может, она просто привыкла, что всё за неё другие делают. Сама-то ведь она никогда ни для кого... Отряд сам по себе, Люся сама по себе.

Что же получается?

Получается всё очень просто.

Нельзя раздавать поручения кому попало. Надо - по душе. Чтобы порученное дело человеку интересно было.

Поручил - проверь, как выполняется. Тогда и ответственность за порученное дело будет.

Не вали все поручения на одного - не стащит. Много в отряде дел - так ведь и ребят много. Распредели их между всеми, и не останется "непристроенной" Люси.

А главное, нужно всегда помнить, что поручение - это просьба. Твоих ближайших товарищей. И также - приказ. Твоего пионерского отряда.

- Тебе поручение: сыграешь в спектакле дядю Стёпу!

 

АЛЬБОМЧИК ДЛЯ СТИХОВ

 

 

Не спать сегодня девочкам

Всю ночь до петухов:

У Ивановой Верочки

Альбомчик для стихов!

Уголочек позолочен,

На другом углу - цветочек!

И странички разные:

Голубые, красные,

Синие, зелёные

Серебром тиснённые!

Света с Галей,

Алла с Валей

Ей в альбом стихи писали.

А потом нарисовали

Сердце красное в углу,

Дырку в сердце

И стрелу!

Струйкой тоненькою алой

По стреле струится кровь...

Объяснили Валя с Аллой:

- Это значит - про любовь!

Смотрит Вера на страницы,

Крутит пальчиком начёс...

Значит, надо ей влюбиться.

Но в кого бы?.. Вот вопрос!

Может, в Сидорова Тольку?

Толька знает песен столько!

И спортсмен он!

И брюнет!

Лучше парня в классе нет.

Посоветовала Света:

- Надо Тольке по секрету

Показать альбомчик тот,

Прочитает - и поймёт.

Ничего не понял Толька.

Рассмеялся громко только:

- Это что, подарок принца?

Где храните? Во дворце?

Но - пардон! - глагол "влюбица"

Не писали через "це"!

А под сердцем этот "рыцарь"

"Очень плохо" написал.

И поставил единицу...

Несознательный нахал!

Вера с кислою улыбкой

Весь альбом изорвала.

Где ж любовь?

Она ошибкой

Грамматической была.

 

ВО ИМЯ ЛЮБВИ

 

 

Жили-были Малыш и Карлсон. Вместе. Под одной крышей. Точнее, под одной книжной обложкой.

И вдруг Малыш исчез. Напрочь. Совершенно.

А Карлсон остался.

Наоборот было бы понятнее: ведь Карлсон имел пропеллер и он умел летать. Он вообще то улетал, то прилетал...

Но исчез именно Малыш.

На той странице, где он до сих пор находился, осталась лишь большая дырка. Аккуратно вырезанная ножницами.

Дырку, а также исчезновение Малыша обнаружил некий читатель детской библиотеки Крамсаев-Раскрамсаев. И очень возмутился.

Да и как могло быть иначе? Читатель детской библиотеки, он же ученик пятого класса близлежащей школы Крамсаев-Раскрамсаев, считал себя человеком культурным. Раз уж был читателем библиотеки, то его культурность подразумевалась сама собой. Взять, к примеру, пещерных людей... Почему они были дикарями? Прежде всего потому, что никогда ничего не читали.

А Крамсаев-Раскрамсаев читал. С детства. Ещё в первом классе ему велели записаться в библиотеку. Он и записался. Велели читать - читал.

А потом пришла любовь...

К книге.

Особенно если она про войну.

В прошлом году Крамсаев-Раскрамсаев даже учительницу удивил: все в классе домашнее сочинение на одном-двух листочках сдали, а он - целую тетрадь! Написано, правда, было не так уж много, но зато картинок наклеено!.. И цветные, и чёрно-белые!.. И всё солдаты, солдаты!.. От древнеримских легионеров до Васи Тёркина включительно. Альбом, да и только! Кое-где между картинками строчки пробивались. На тему: "Мой любимый герой".

Среди строчек учительница обнаружила ошибки, но до главной всё-таки не докопалась.

Когда же в следующий раз Крамсаев-Раскрамсаев ещё один альбом с солдатами принёс (на тему: "В жизни всегда есть место подвигу"), то учительница не выдержала, спросила :

- Крамсаев-Раскрамсаев, скажи, пожалуйста: кто помогал тебе создавать такие произведения искусства?

Крамсаев-Раскрамсаев смущённо потупил взор и скромно ответил:

- Моя любовь к книгам...

Да, это была любовь! Порою Крамсаев-Раскрамсаев так влюблялся, что о расставании не могло быть и речи. Библиотека с книгой расставалась, а он нет.

Д'Артаньян, запертый в крамсаев-раскрамсаевском шкафу, уже целый год ковырялся шпагой в скважине замка. Настойчивый Чингачгук вместе с собакой и четырьмя танкистами обследовали каждую щель. Сын полка Ваня Солнцев, грустно вздыхая, говорил Геку:

- Если бы он не вырвал из меня картинку с пушками, можно было бы одним залпом!..

- Увы, друзья, мы в плену, - грустно подытоживал Иоганн Вайс (он же Александр Белов). - Нас просто заманили в ловушку. Прикинулись культурными людьми и заманили.

Крамсаев-Раскрамсаев торжествовал. В его лагере "перемещённых книг" ряды узников пополнялись. Его любовь

к литературным изданиям росла с каждым библиотечным днём.

И вдруг - такая подлость! Такая низость! Не успел он раскрыть -в читальном зале "Книгу юных командиров", как обнаружил полное отсутствие всякого присутствия. Бесследно исчезли различные воинские построения, карты сражений, конструкции боевых машин... Его любовь просто обокрали!

С горя схватился он за книгу о Малыше и Карлсоне и обнаружил... Точнее, не обнаружил Малыша.

И тогда Крамсаев-Раскрамсаев завопил:

- Безобразие! Бескультурье! Изорвали! Изрезали! Совершенно новую книгу! Один негодяй лишил возможности сотни ребят!..

- Вы совершенно правы, - грустным голосом откликнулся Карлсон с изрезанной страницы. - Я так привык к Малышу... Мы ведь были с ним неразлучны... Как Чук и Гек. Но знаете, я слышал, что Гек тоже куда-то исчез. А Чук остался... Наверное, Гека утащили какие-то дикари. Пещерные люди. Вы согласны со мной?

Крамсаев-Раскрамсаев молча кивнул. Он не мог не согласиться с Карлсоном. Крамсаев-Раскрамсаев был ведь культурным человеком. И понимал, что такое любовь...

Не так давно я услышал, что одну книгу "буквально из рук рвут". Услышал и задумался. С одной стороны - молодец писатель! С другой - рвать книги ни в коем случае не следует. А с третьей - вдруг эта книга попала к Крамсаеву-Раскрамсаеву? Тогда её нужно непременно вырвать из его рук.

Договорились? По рукам?

Да-да, совершенно верно: дать Крамсаеву-Раскрамсаеву по рукам тоже бы не повредило.

Во имя нашей любви к книге.

 

МЕТКОЕ СЛОВО

 

Чем больше человек прочитает хороших книг, тем разумнее, грамотнее, образованнее он станет........Ю. Гагарин

Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник - книга....С. Маршак

Нет такого корабля и нет такого самолёта, которые могли бы унести человека туда, куда его уносит книга. М. Ильин

Без книги в мире-ночь, без книги - мрак кругом................В. Гюго

Надо уважать книгу, надо с почтением входить в этот храм мысли................А. Герцен

 

ЛЫЖИ (Сказка)

 

 

Хотите, я вам сказку расскажу? Про капризуль? Было их много!.. И все они окружали девочку Верочку. Главным капризулей был учитель физкультуры Афанасий Иванович. Раскапризничался он однажды и заявил:

- Все-все-все! Абсолютно все! Исключительно все должны уметь ходить на лыжах! Край наш северный, лесной, снежный, морозный! А спорт - это здоровье, красота, ловкость, смелость! Поэтому все-все-все, безусловно все, стопроцентно все будут ходить на лыжах!

Верочка сразу побежала к доктору. Но тот раскапризничался и не дал ей освобождения от физкультуры.

Верочка пожаловалась папе.

Папа пошёл на улицу, выбрал крепкие доски и целое воскресенье строгал Верочке лыжи. Целых пять пар сделал! Каждую пару в свой цвет покрасил: красные, синие, жёлтые, зелёные... А одну пару так оставил, подал их Верочке:

- На, дочка, учись.

- Не-е... - насупилась Верочка. - Не хочу такие... Это некрасивые...

- Самые лучшие лыжи! - ответил папа.

- Не-е... Ты дай мне красные.

Дал ей папа красные лыжи. Помог крепления застегнуть. Даже подтолкнул Верочку:

- Вперёд!

И Верочка поехала вперёд. Вернее, не поехала, а просто пошагала: ведь кататься-то надо ещё уметь! А тут, как на беду, эти красные лыжи оказались очень капризными. Они ни за что не хотели ехать рядом, левая всё время стремилась повернуть вправо, а правая норовила взять влево, потом они обе свернули куда-то с дорожки и одна из них ткнулась в пень. Крак! - и сломалась.

- Плохие это лыжи!.. - обиделась Верочка. - Возьму лучше синие,

Взяла синие. Объехала пень, о который лыжу сломала, дальше заскользила. Да всё быстрее, быстрее! Только и синие лыжи оказались ужасными капризулями. Вжик! - и свалили Верочку в канаву. Да не просто свалили, а сразу обе сломались пополам.

- Противные это лыжи!- заплакала Верочка.-Разве на таких научишься кататься? Возьму лучше жёлтые.

Поехала на жёлтых. Пень обогнула, канаву перешла осторожненько да как припустит с горы! Едет - не падает. А тут крутой поворот. Растерялись жёлтые лыжи, раскапризничались, заметались туда, сюда... Хлоп! - Одна лыжа под другую попала. И сломалась.

- Плохие это лыжи! - сказала, поднимаясь, Верочка. - Лезут, куда их не просят. Возьму лучше зелёные.

Обогнула она на зелёных лыжах злосчастный пень, канаву перешла, помчалась с горы быстро-быстро! На повороте наклонилась немного - ш-шик! повернула - и дальше под гору! Летит Верочка вниз, только ветер свистит догоняет. Да где ему! Смотрит Верочка: трамплин на пути!.. И сворачивать некуда, и падать страшно. У-ух! - подбросил её трамплин. Бац! - покатилась Верочка по снежному насту. Не на лыжах, а кубарем. У одной лыжи - носок сломан, другая - на две половинки.

- Плохие это лыжи! - совсем рассердилась Верочка. - Возьму уж последние, некрашеные.

Катит Верочка на некрашеных лыжах. Вот уже и пень позади остался, и канава, и крутой поворот промелькнул, трамплин всё ближе, ближе... Присела немного Верочка, спружинила да как оттолкнётся! Птицей полетела! Даже руки, как крылья, раскинула. Звень! - скользнули по снегу лыжи. Покачнулась Верочка, но устояла.

Далеко-далеко сами несли её лыжи. Верочка даже испугалась: как же она теперь дорогу к дому найдёт? Оглянулась, а за ней лыжня тянется. Она сама её проложила. Поехала Верочка по ней обратно - лыжня её прямо домой привела.

- Правильно ты говорил, папа, - сказала Верочка. - Эти некрашеные лыжи - самые что ни на есть лучшие! Не капризные совсем.

А папа улыбку прячет:

- Лыжи, дочка, все одинаковые. Капризных лыж не бывает. Просто ты теперь кататься на них научилась.

А Афанасий Иванович даже поставил Верочке пятёрку. По физкультуре.

 

БЫЛ СЕКРЕТ -СЕКРЕТА НЕТ

 

 

Дают вам учебники в школах

бесплатно.

И это, конечно же, очень приятно.

Но в этой приятности

что неприятно:

Весною учебник сдаётся обратно...

А если ты, скажем, не очень опрятна

И там на страницах какие-то пятна?

Чернилами синими залит портрет...

В тарелку учебник свалился случайно..

Грязнуля?

Но это твой личный секрет!

Твоя, так сказать, сокровенная тайна.

И вдруг за зимою приходит весна!

Все улицы залиты солнечным светом!

Учебники в школу вернуть ты должна..

Вернуть со своим сокровенным секретом.

Какой-то мальчишка из младшего класса

Отыщет там пятнышко хлебного кваса

И спросит:

- Скажите, вы правда грязнуля?

Вы этот учебник весною вернули

С большим живописным пятном на обложке!

Ещё я нашёл там следы вашей кошки,

Заляпан стишок на четвёртой странице,

Какао следы оказались в таблице,

Вверху на полях нарисован пиджак...

Попробуй поспорить, что это не так!

Ведь надо же:

там, где фамилия ваша,

Печать приложила перловая каша!

Учебник...

Ну, что в нём?

Обложка...

Страницы...

Но он в то же время

Портрет ученицы!

Хозяйка учебник весь год изучает,

А он для себя кое-что подмечает

И может весной доложить без утайки

О странных привычках и нравах хозяйки!

- Ты же прочитал только половину книги!

- А откуда вы знаете?

- Остальная половина - чистая...

 

ТРУДНЫЙ ТАРАСОВ

 

 

Жил-был-поживал да ириски жевал ученик по фамилии Тарасов.

Ириски он любил всякие, уроков терпеть не мог. Никаких! Ни чтения, ни пения. Арифметику и подавно.

Уроки его утомляли. Чтобы не заснуть, он и жевал ириски.

Или залезал под парту и кричал "ку-ка-ре-ку".

Все кругом про Тарасова говорили, что он - трудный. Весь класс, мол, весь отряд назад тянет. По дисциплине, а также по успеваемости.

Ну, а когда в жизни встречаются трудности, что с ними следует делать? Правильно: преодолевать!

На сборе отряда так и решили:

1. Трудности преодолеем!

2. Тарасова перевоспитаем!

3. Не позволим ему оторваться от коллектива, оставшись на второй год!

4. Обратим на Тарасова особое внимание, употребим влияние, найдём взаимопонимание, улучшим его прилежание!

И началась у Тарасова совсем другая жизнь.

До сих пор он был сам по себе, а теперь в окружение попал:

- справа от него консультант по арифметике сел;

- слева, через проход - консультант по русскому языку;

- сзади - два консультанта по истории и ботанике;

- впереди - тоже два, по географии и физкультуре. Не успеет Тарасов утром в класс войти - тетрадки с домашними заданиями требуют.

- Ай-я-яй! - говорят. - Ты же абсолютно ничего не сделал! Недопонял на уроке? Тогда гляди, как надо.

И начинают объяснять, разъяснять, показывать, рассказывать, втолковывать и растолковывать.

Дождётся Тарасов звонка с последнего урока, удерёт домой - и там звонок! Его собственный, квартирный. Звенит, заливается! Консультанты один за другим идут: трудного Тарасова по всем предметам подтягивать. Каждый в свою сторону, а все вместе - вперёд, к сверкающим вершинам науки!

Другой бы от такой жизни света не взвидел! А Тарасов - ничего, улыбается, ириску жуёт.

Ему объясняют, а он ириску жуёт. Ему втолковывают, а он ириску жуёт. Ему показывают, рассказывают, а он сразу две в рот запихал.

Спросят его:

- Как же так, такого пустяка не понимаешь?

- Трудно мне, - отвечает. - Я весь как есть трудный!

Целую неделю возятся с Тарасовым консультанты. В воскресенье на смену им другие приходят: те, которые за дисциплину Тарасова отвечают. У них своя задача: оградить Тарасова от влияния улицы, двора, парадной и лестничных пролётов. Поэтому должны они Тарасова отвлекать, привлекать, увлекать, завлекать и развлекать.

Отвлекать от улицы и завлекать в музеи. Увлекать искусством и развлекать цирком.

- За что это тебе честь такая? - спрашивает Тарасова бабушка-соседка. - Всюду за тобой ходят, всюду тебя водят... Ишь ты, фон-барон!

- Не, - отвечает Тарасов. - Я не барон. Я трудный. Короче говоря, жить стало трудному Тарасову легко-легко. А "лёгким" его одноклассникам значительно труднее.

Стали они Тарасова к труду приобщать. Принесут метлу и спрашивают:

- Подметать умеешь? Смотри, как это делается. И начинают двор подметать.

Сначала один показывает, потом другой... Подметут весь двор и снова спрашивают:

- Понял?

- Порядок! - кивает Тарасов.

- Вот и молодец!

Вскоре у Тарасова явные сдвиги наметились. В лучшую сторону. До того он стал образованным, что даже сам научился вопросы задавать. Придут к нему домой консультанты, он и спрашивает:

- Как это окна моют? Мама помыть велела, а я не умею...

От вопросов Тарасов к заданиям перешёл.

- Так, значит, - говорит. - Ты, Смирнова, бери сумку и беги за хлебом. Тебе, Попова, предстоит на базар за картошкой сходить. Колокольчиков ведро на помойку вынесет. Ну а я, так и быть, тем временем учебник полистаю.

Вот до какой сознательности дошёл Тарасов: сам за учебник берётся!

Теперь бы ещё чуть-чуть, совсем немножечко - и... Колокольчиков всё дело испортил. Наотрез отказался ведро выносить.

- Что я ему, слуга?! - заявил. Несознательность проявил. Недопонимание.

Допустил недоработку.

Стали Колокольчикову доказывать - не понимает.

Стали убеждать - ни в какую!

В отряде просто непонятно стало: кого перевоспитывать в первую очередь, Тарасова или Колокольчикова?

Тарасов же, ввиду всего этого, совсем от рук отбился. На Колокольчикова с кулаками лезет.

- Ты в трудные не суйся! - кричит.-Это я первым придумал! Не примазывайся давай! Один желаю быть трудным! Ишь ты, фон-барон выискался!

 

НАТАШКА СТАЛА КРАСИВОЙ

(Рассказ моего соседа по лестничной площадке пионера Андрея Кирюшкина)

 

 

Наташка Самсонова стала красивой. Не была, не была красивой - и вдруг стала. Ни с того ни с сего. Сначала она об этом девчонкам объявила. Потом меня спрашивает:

- Андрей, правда я красивая?

- Ужасно, - говорю. - Даже смотреть не хочется.

- Балда ты! - обиделась. - Ничего не понимаешь. Мою фотокарточку даже в витрине поместили.

Так вон откуда ветер дует!.. Всего и делов-то, что в фотографии витрину обновили. Впрочем, для Самсоновой это, конечно, событие. Дня не прошло - у неё уже новая причёска. Раньше на затылке какой-то мышиный хвостик болтался, а теперь вдруг из этого хвостика целая египетская пирамида выросла! Чудеса техники!

А разговоров-то, разговоров! Всему классу прожужжала уши о своих внешних данных, фотогеничности, искусстве кино и о современном состоянии театра. В кино она теперь каждый вечер ходит - изучает. А географию ей учить некогда: две двойки заработала. По арифметике тоже - ни в профиль, ни в фас.

В понедельник подходит ко мне Маринка Рубейчик, наш командир отряда, спрашивает:

- Андрей, что ты думаешь о Наташе?

- Думаю, - говорю, - что её пора отсадить с моей парты подальше.

- Это почему? - удивилась Маринка.

- Заниматься мешает. На всех уроках про свою красоту ненаглядную болтает.

- Не-ет... - Задумалась Маринка. - Это не выход. Понимаешь, ей же надо помочь. Надо её спасать.

- А я тут при чём? - спрашиваю.

- Ты и должен ей помочь. Вы на одной парте сидите, тебе влиять проще. В общем, не маши руками, это тебе пионерское поручение.

Придумала! Разве такие поручения бывают!

Дома я по-мужски с папой поговорил.

- Да, трудное дело, - согласился папа.-Красота-противник очень опасный. Это тебе не лом собирать. И отказываться нельзя, некрасиво получится. Сами ведь говорите: "Ты в ответе за отряд, а отряд - за всех ребят". За всех - значит, и за Самсонову. Тебе отряд поручил её воспитывать - значит, выполняй!

Легко сказать: выполняй. А как?

Пошёл я посмотреть на этот знаменитый портрет. В витрине Наташка в самом центре висит. А рядом какой-то тип с усиками. Смотрит на Наташку и улыбается. Ещё какая-то старушка улыбается. Все улыбаются! Не люди, а чудики какие-то. И чего тут, в этой компании, Наташке-то улыбаться? Ну, сделали с неё портрет и сделали. Теперь висит вот. Мухи по нему ползают. Да и выгорел уже весь. Снимать пора.

Подумал - и даже заикнулся от неожиданности. Ай да я! Вот это идея! Пора снимать Самсониху!

На следующий день прямо из школы я пошёл в эту фотографию. Всю дорогу думал, как приду и скажу дяденьке: так, мол, и так, надо этот портрет снимать. Дяденька меня, конечно, поймёт.

Прихожу, а там - тётенька. Сидит и от нечего делать что-то вяжет. С тётеньками труднее. Они же как начнут расспрашивать: зачем?., почему?., отчего?.. Но делать нечего, говорю:

- Здравствуйте, у меня к вам большая просьба. Мне очень нужен один портрет с витрины.

- С витрины не выдаются, - отвечает.

- Но мне очень-очень нужно! Тётенька отложила свой клубок.

- Какой портрет-то? - спрашивает.

- Девочки одной. Наташи Самсоновой. Она ещё так боком сидит и улыбается. В самом центре висит.

- Это восемнадцать на двадцать четыре, что ли? - Тётенька отложила свой клубок и встала. - Пойдём, покажешь.

Портрет она


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.33 с.