Покладистый Ложкин (Стихи, рассказы, фельетоны) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Покладистый Ложкин (Стихи, рассказы, фельетоны)

2023-02-03 30
Покладистый Ложкин (Стихи, рассказы, фельетоны) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Суслов Вольт Николаевич

Покладистый Ложкин (Стихи, рассказы, фельетоны)

 

СУСЛОВ ВОЛЬТ НИКОЛАЕВИЧ

ПОКЛАДИСТЫЙ ЛОЖКИН

Стихи, рассказы, фельетоны

Содержание

Посмеяться над собой - не бойтесь, самокритика так же необходима, как необходимо умываться.

Максим Горький

 

ОСОБОЕ ЛЕКАРСТВО

 

Жил на свете

Нудный нытик.

Ныл, скулил и снова ныл.

То сосед его обидел...

То в тарелке суп остыл...

Трудно с ним ребятам было

Песни петь, играть в снежки.

В классе было так уныло,

Что хоть волком вой с тоски!

Дни текли в тумане будто...

А легко ль в тумане жить?

Все приходят:

- С добрым утром!

Он придёт

И сразу ныть!..

Дождик - худо...

Солнце - худо...

Снег - опять нехорошо...

Но случилось в школе чудо:

Нытик взял и не пришёл!

Сразу стало в классе пятом

Попросторнее ребятам:

И ни разу не зевнул

Никто,

И ни разу не заснул

Никто,

В переменку не скучал

Никто,

На опросе не молчал

Никто.

Удивлялись сами:

- Что такое с нами?

Три урока удивлялись,

На четвёртом догадались:

- Братцы, посмотрите-ка,

Нынче нету нытика!

Ликовали все вначале,

Десять раз "ура" кричали,

А потом сказала Лена:

- Хорошо нам ликовать,

- Но ведь завтра непременно

- Он заявится опять.

Как же с ним, занудой, быть?

Может, чем-нибудь лечить?

Но КАК

И ЧЕМ,

Скажите-ка,

Лечить такого нытика?

Для всех без исключения

Инфекций и простуд

Придуманы лечения

Различные. А тут?..

Для исцеления грязнуль

Пока не создано пилюль.

От равнодушия пока

В аптеках нету порошка.

Таблетки есть от кашля,

От разных прочих бед,

Но от нытья пока что

Микстур, таблеток нет!

Как вылечить зазнаек?

Лентяев как лечить?

Пока ещё не знают

Учёные-врачи.

И я не знаю тоже.

Не врач я, а поэт.

Но...

Может, смех поможет?

Его сильнее нет!

Наш смех бывает добрым,

Приветливым, открытым,

Но он, как добрый доктор,

Бывает и сердитым.

Бывает смех колючим

И злым, как сто зверей!

Чем тяжелее случай,

Тем должен быть острей!

Он лечит просто очень.

И спорить трудно с ним:

Никто-никто не хочет

На свете быть смешным!

И, говоря серьёзно,

Ребят он любит.

Всех!

Ведь даже самый грозный

Он всё же добрый

Смех!

И если над собою

Смеётся скучный нытик,

Ликуйте всей гурьбою!

В поход его берите!

Не болен он нисколько

Поправился навек!

Смеяться может только

Здоровый человек.

 

ПЯТЁРКА ПО ЧТЕНИЮ

 

 

Петя Дудочкин читать научился. Хотя и по складам, но с толком, с чувством, с расстановкой. Учительница ему даже пятёрку в дневник поставила.

Идёт Петя домой - довольный-предовольный!

Настроение у Дудочкина - хоть пой, хоть пляши!

А вокруг - парк, травка зелёная. Из неё столбик торчит с белой дощечкой. "ПО ГАЗОНАМ НЕ ХОДИТЬ!" - написано.

"Вот ещё, - думает Петя. - Буду я читать! Я и в школе уже начитался. Даже пятёрку получил!"

Дальше идёт. По газонам. Прямо к клумбе вышел. Среди тюльпанов пёстрых другая дощечка белеет: "ЦВЕТОВ НЕ РВАТЬ!".

"Как бы не так! - думает Дудочкин. - Буду я читать! За это пятёрку не поставят. Учительницы-то рядом нет! А вообще-то меня за упорный труд и высокие достигнутые показатели с цветами поздравлять надо!"

Поднатужился Петя Дудочкин, выдернул с корнем два тюльпана - дальше потопал. Парк уже миновал. На соседнюю улицу вышел...

Чудеса! В школу шёл - улица была как улица. Обратно идёт - яма выкопана, вдалеке жёлтая машина стоит. В куче свежей земли ещё одно объявление на дощечке воткнуто.

"Ну уж дудки! - думает Петя. - Не для того я читать научился, чтобы всё подряд перечитывать. Научился - и хватит. Можно и не читать больше, отдохнуть".

Тут уж совсем чудеса начались: отделился Петя Дудочкин от земли и полетел!..

Только не вверх, а вниз.

В яму.

Шмякнулся на мокрый песок и сидит. Слева, справа - стены отвесные. Вверху над головой - небо голубое. Облачко плывёт. Белое.

- Эй, - закричал Петя. Никто его не услышал. Петя снова закричал:

- Эй!

Опять никто не отозвался.

Вот так история!.. Что же ему, так и сидеть теперь на дне ямы? Это с пятёркой-то по чтению!

- Эге-гей! - завопил отчаянно.

Воробей прилетел. Сел на край ямы, головой покрутил - и поминай как звали!

А Петя в яме сидит. Петя не воробей. Читать он умеет, а летать - нет.

- По-мо-ги-те! - кричит Петя. - Я в яму упал!.. Облачко над ямой уже уплыло куда-то. Другое приплыло - и тоже мимо.

"Безобразие, - думает Дудочкин. - Яму выкопали, а ступенек не сделали. И не вытаскивает никто. Может быть, я не так кричу, не по правилам?.."

- Ой-ё-ёй! - опять принялся. - Ноль один! Ноль два! Ноль три! Пожарные! Милиция! Скорая помощь!

Над краем ямы дяденька вырос. В кепке.

- Ты чего там делаешь? - спрашивает.

- Сижу, - обрадовался Петя.

- Нашёл местечко, - качает головой дяденька.

- Я нечаянно. Не нарочно. Совершенно случайно.

- Разумеется, - отвечает дяденька. - Конечно. Само собой.

Потом к Пете лестница спустилась. Деревянная. Слез по ней дяденька в яму и вытащил Дудочкина.

- Спасибо, - говорит Петя. И вдруг как закричит: - Портфель! Портфель в яме остался!

- Ну, это - пустяки! - говорит дяденька.

- Как это - пустяки?! Там же дневник мой! В портфеле. С пятёркой по чтению.

- По чтению? - Насторожился дяденька. - Так ты, стало быть, грамотный? Ну-ка, читай тогда. - Повернул дяденька к Пете табличку на палочке, что в земле над ямой стояла. - Читай!

Прищурился Петя, сосредоточился и прочитал:

- СТОЙ! ВПЕРЕДИ ВЕДУТСЯ РАБОТЫ!

- Верно, - согласился дяденька. - Читать умеешь. Как же ты тогда в яму-то? Люди тебя предупреждали, написали специально. Почему же не прочитал?

- А это нам не задавали, - смутился Петя. Дяденька совсем помрачнел:

- Не задавали, говоришь? А что же тогда задают вам?

- Много... - Дудочкин плечами пожал. - В дневнике целая страница написана.

- Понятно, - говорит дяденька. - Вот ты теперь за ними, за своими заданиями, и полезай в яму. Сам. Лестницу потом тоже сам принесёшь - к моему дому.

- А который ваш?

- Мой - с рекламой, - говорит дяденька. - Вообще-то, реклам вокруг много разных, но на моём "Пейте томатный сок!" написано. Прочитаешь и найдёшь. Читать-то ведь ты умеешь?

- Ага, - сказал Петя. И полез в яму, за портфелем, в котором лежал дневник с пятёркой по чтению.

 

КРУТИТСЯ ДИСК ТЕЛЕФОННЫЙ

 

 

Из нового порта

от Волги-реки

разъехались в стороны

грузовики.

Попробуй реши тут:

который из них

вернётся разгруженным

раньше других?

Бориска задачи решать не силён,

но есть у Бориски дружок - те-ле-фон!

Крутится, вертится чёрненький диск

Вову-приятеля

ищет Борис:

- Вова? Задачку решил? По ответу?

Слушай, будь другом, скажи по секрету,

как ты поставил там первый вопрос:

сколько машин или сколько колёс?

Так... Понимаю...

Спасибо, дружище!

Дальше вопросы мы сами отыщем.

Крутится, вертится чёрненький диск, в трубку

доносится

тоненький писк:

- Надя? Борис беспокоит. По делу.

Тут, понимаешь, с задачкой заело...

Первый вопрос: "расстоянье до склада"...

Дальше не знаю...

Удваивать надо?

Скорость разгрузки прибавить к часам?

Ладно. Спасибо. Не надо. Я сам.

Цифры

мелькают

в окошечках диска. Бориска

друзей вызывает

по списку.

К трубке он словно навеки прирос:

Третий... Четвёртый... Девятый вопрос

Занят Андрей.

Не ответила Тоня.

Радио что-то поёт в телефоне.

Дома Егора Скамейкина нет...

- Ладно! Я в школе узнаю ответ.

Звенит в коридоре весёлый звонок.

Идёт арифметика - первый урок.

Бориску к доске вызывает учитель:

- Решили? Похвально. Теперь объясните.

Смотрит Бориска на класс удручённо. ...

Крутится,

крутится

диск телефонный. Крутится,

вертится

перед глазами...

Где же дорога с грузовиками?

Смотрит он в темень ночную доски...

Ноют в ушах телефона гудки...

Может быть, вспомнит?

Машины...

Дороги...

Слышит он голос учителя строгий:

- Хватит! Садитесь. Подайте дневник.

Что-то везёт за окном грузовик...

В квартире звонок телефонный звенит

Борискиной маме учитель звонит.

 

ПОДЗАТЫЛЬНИК

 

 

Шестиклассник восьмикласснику на ногу наступил.

Случайно.

В столовой за пирожками без очереди полез - и наступил.

И получил подзатыльник.

Отскочил шестиклассник на безопасное расстояние и выразился:

- Дылда!

Расстроился шестиклассник. И про пирожки забыл. Пошёл из столовой прочь.

В коридоре с пятиклассником встретился. Дал ему подзатыльник - полегче стало. Потому как ежели тебе подзатыльник дали, а ты его никому отдать не можешь, то уж очень обидно.

- Сильный, да? - насупился пятиклассник. И в другую сторону по коридору потопал.

Мимо девятиклассника прошёл.

Мимо семиклассника проследовал.

Встретил мальчишку из четвёртого класса.

И дал ему подзатыльник.

По той же самой причине.

Дальше, как вы уже сами догадываетесь, согласно древней пословице "сила есть - ума не надо", подзатыльник получил третьеклассник. И тоже не стал его держать при себе - второкласснику отвесил.

А второкласснику подзатыльник зачем? Ни к чему вовсе. Шмыгнул он носом и побежал искать первоклассника. Кого же ещё? Не старшим же подзатыльники давать?

Первоклассника мне больше всего жалко. У него положение безвыходное: не бежать же из школы в детский сад драться?

Первоклассник от подзатыльника задумчивым сделался. Дома его папа встретил. Спрашивает:

- Ну, что сегодня получил наш первоклассник?

- Да что, - отвечает, - подзатыльник получил. А отметок не ставили.

 

РАЗГОВОР

 

 

Что сегодня за примеры

Двум подружкам всё равно!..

И у Клавы, и у Веры

Новостей полным-полно!

Чуть закончился урок

Отыскали уголок,

Встали носом к носу.

Появился шепоток

Сразу двухголосный.

- Я вчера была у Лёшки.

Мебель там - одно старьё!

- Погоди!.. У нашей кошки...

Вера Клаве про своё.

Ухо - синей краской кто-то!

Представляешь, что за вид?!

Клаве слушать неохота,

Про своё сказать спешит:

- Стол - сплошная развалюха!

Вера с кошкою - вперёд!

- Я мочалкой тёрла ухо!

- А какой у них комод!..

Две подружки, две болтушки

Не дают сказать друг дружке!

Не беседуют, не спорят

Тараторят! Тараторят!

- Надо будет нашу киску

На недельку сдать в химчистку,

- А буфет!.. Какой буфет!..

Двести восемьдесят лет!

Клава - громче.

Вера - тоже.

Та - визжит.

У этой - бас.

На обвал в горах похоже

И немножечко на джаз.

Им послушать бы, да где там!

Кто кого!

Кричат дуэтом!

И не речь уже, а речка

Водопадом хлещет вниз:

- Кошка!

- Стулья!

- Ухо!

- Печка!

- Краска!

- Кресло!

- Хвост!

- Карниз!

Тут звонок затренькал строго:

- Объясните: что к чему?

Говорили вы тут много.

Очень много.

А кому?..

 

ДВА СЛОНА, ЛУНА И ЗМЕЙ

 

 

Я в деревне этим летом

У реки нашёл монету.

Отчеканены на ней

Два слона, луна и змей.

Очень странная монета:

Буквы есть, а цифр нету.

Непонятно: чьи слоны?

Из какой они страны?

Я понёс монету Мишке.

Мишка - коллекционер!

Может, он такую в книжке

Где-то видел, например?

Мишка взял мою монету,

Повертел и так, и этак...

- А чего тут разбираться,

Говорит. - Давай меняться!

Ты мне дашь свою монету

И получишь марку эту.

Государство Парагвай!

Что задумался? Давай!

Я монету Николаю

На значки потом сменяю.

Попадётся если редкий,

Вовке дам на этикетку,

Этикетку эту Ритке

Обменяют на открытки,

А за них мне даст Серёжка...

- Погоди, - кричу, - немножко!

Тут ведь эти... Два слона.

Змей какой-то...

И луна... Как же с ними?

 

- Всё в порядке!

Змея мы сменяем Натке.

Жорке выделим луну.

Севке с Павкой - по слону.

Обменяем на лисицу.

А лисицу - на куницу.

А куницу - на енота.

А того - на бегемота...

Как пустился я вприпрыжку!

Бросил сумку,

Бросил Мишку,

Да по лестнице во двор,

Да домой во весь опор.

Телефон стою кручу,

В телефон кричу врачу:

- Приезжайте поскорей!

Он сменяет всех зверей!

Кто? Да Мишка в нашей школе.

Болен? Точно. Очень болен.

Все лекарства захватите

И везите,

И скажите,

Что немедленно хотите

Обменять их на слона.

И на змея тоже.

Может, и поможет...

 

МУХА АЛАТУРЫ

 

 

Если бы вы только знали, как обрадовался Эрнесто! Да что там Эрнесто! По всей школе колокольчиками звенели голоса:

- Вы слышали? Эрнесто получил письмо!

- Из Советского Союза!

- У Эрнесто есть русский друг!

И все бежали к Эрнесто, чтобы собственными глазами взглянуть на это письмо. Ого, какое оно! Одних штампов на нём - один, два, три, целых четыре! Эрнесто уже было взялся за уголок конверта, чтобы осторожно разорвать его, но тут все закричали:

- Что ты делаешь?! Не порти конверт! Его можно просто отклеить.

И хотя отклеить оказалось совсем не просто, всё же вскоре перед ребятами лежал беленький тетрадный листок с ровными строчками незнакомых букв. Прочесть их не смог даже вожатый Мигель.

- Не горюй! - сказал он растерявшемуся Эрнесто. - Я отнесу твоё письмо в институт, и наши учёные сразу его переведут. Всем отрядом читать будем!

В институте вожатого Мигеля встретил лаборант Хосе Беландо.

- Перевести письмо? - приветливо улыбнулся он. - Одну минуточку. Присядьте. - Лаборант Хосе Беландо положил перед собою чистый лист бумаги, раскрыл бутылочку с чернилами, макнул туда ручку и начал быстро-быстро писать, заглядывая время от времени в письмо. Вскоре он кончил писать, прочитал перевод и задумался.

- Понимаете, - повернулся он к вожатому Мигелю, - очень сложная для перевода фраза. Вы извините, но я сейчас позову аспиранта Хуана Гутьерреса. Он учился в Ленинграде и хорошо говорит по-русски.

Аспирант Хуан Гутьеррес быстро прочёл письмо.

- Что?!-удивлённо взглянул он на лаборанта Хосе Беландо. - Муха Алатуры?! Простите, товарищ Мигель, вы можете подождать с ответом? Я бы хотел показать это интересное письмо нашему профессору Марио Пабло Рамон Масео.

На следующий день в кабинете профессора Марио Пабло Рамон Масео собрались представители самых различных наук. Здесь были известный академик-биолог, написавший немало книг о жизни насекомых, в особенности мух; рядом с ним сидел профессор географии; у окна в кресле устроился доктор сельскохозяйственных наук. Присутствовали также известный архитектор и выдающийся спортсмен-олимпиец.

- Друзья мои! - открыл совещание профессор Марио Пабло Рамон Масео. Я должен познакомить вас с одним письмом. Его прислал русский мальчик. В процессе перевода мы столкнулись с рядом вопросов. Вот это письмо.

- Н-да, - первым нарушил молчание профессор географии. - Я предполагаю, что автор письма живёт в северо-западных районах европейской части СССР и, говоря о "предлинном дне", безусловно, имеет в виду такое природное явление, как белые ночи.

- Что же касается "плавания на каньках", - оживился спортсмен-олимпиец, - то это особый вид спорта, весьма распространённый на севере, - так называемый буерный спорт. Это лодка с парусом, поставленная на коньки. Только она, скорее, не плывёт, а летит...

Знаменитый архитектор что-то долго чертил на листах бумаги и наконец радостно воскликнул:

- А!.. Всё понятно! "Дома вокруг леса"-это не что иное, как городской парк!

Зато академик-биолог отнюдь не радовался.

- Странно! Загадочно! Необъяснимо! - взволнованно выкрикивал он, расхаживая по кабинету. - Муха Алатуры! Я знаю десятки разновидностей этих вреднейших коротко-усых двукрылых: слепней, журчалок, львинок, жужжал, толкунов, даже пиофилидов, но муха Алатуры!.. Впервые слышу!

Академик ещё раз прошёлся из угла в угол и тут же принял решение.

..... Я счастлив, коллеги, - заявил он, -узнав о новом видовом отряде короткоусых двукрылых. Я считаю, коллеги, что нам следует немедленно обратиться к этому мальчику с просьбой прислать на Кубу несколько образцов мухи Алатуры!

- И заодно выяснить насчёт гудящих огурцов, - дополнил академика доктор сельскохозяйственных наук.

- Согласен со всеми вами, - подвёл итог совещания профессор Марио Пабло Рамон Масео. - Я предлагаю перевод с уже выясненными нами вопросами передать в школу адресату. Что же касается остального... Аспирант Хуан Гутьер-рес! Возьмите, пожалуйста, письмо Виктора Фёдоровича Стригункова, подчеркните в нём заинтересовавшие нас места и вместе с нашей просьбой отправьте в Советский Союз, в школу города Приреченска.

... В Приреченской средней школе царило такое же оживление, как и в кубинской.

- Вы слышали? Стригунок получил письмо!

- Прямо с Кубы! Авиапочтой!

Виктор Фёдорович Стригунков торжественно пронёс полученное письмо из учительской до своего класса и, исполненный собственного достоинства, опустился за свою парту.

- Цыц, мелкота! - прикрикнул он на собравшихся вокруг зрителей. - Не про вас писано! Чего носы суёте? Не вам прислали. И вообще тайна переписки охраняется законом!

Затем Виктор Фёдорович Стригунков осторожно оторвал уголок конверта, сунул в дырочку палец, и в торжественной тишине раздался треск рвущейся бумаги.

К сожалению, никто из ребят не видел, что было написано на двух листочках, вынутых из конверта. Но зато все видели, как менялось выражение лица Виктора Фёдоровича Стригункова. Сначала, выражая крайнее удивление, взлетели вверх брови. Потом адресат начал густо краснеть и зачем-то разинул рот. Алёшка Егоров, лучший математик класса, успел даже подсчитать, что каждый листок Виктор Фёдорович Стригунков прочитывал по три раза отдельно, а потом ещё раз все вместе, заглядывая то в один, то в другой.

Наконец он встал, сунул листки в карман и вышел из класса, громко хлопнув дверью. В коридоре он толкнул какого-то малыша и наступил на ногу Олегу Ласточкину.

- Ты чего? - удивился Олег. - Какая тебя муха укусила?

При слове "муха" Виктор Фёдорович Стригунков остановился, хмуро посмотрел на Олега и буркнул:

- Муха Алатуры. Понятно? ..

 

А Я, РЕБЯТА, ТУТ ЖИВУ

 

 

Туристы - ну, чудной народ!

Какие-то - с приветом...

Бегут, шныряют взад-вперёд!

Зимой! Весною! Летом!

Спешат куда-то во дворец...

На выставку куда-то...

Потом совсем в другой конец

В какие-то палаты... Лепечут:

"Сказка наяву!.. Какие галереи!.."

А мне-то что?

Я тут живу.

Сто раз ещё успею

Сходить в любой старинный дом

Мне стоит лишь собраться!

А эти-то - бегом! бегом!

Мелькают! Суетятся!

То подавайте им собор

Пятнадцатого века,

То: "Где тут был гостиный двор

И первая аптека?"

К старинным зданиям бегут!

Толпой спешат к музею!..

А мне-то что?

Я местный тут.

Сто раз ещё успею!

Схожу на тот собор взглянуть.

Мне стоит лишь собраться!

А как-нибудь,

Когда-нибудь

В музей могу смотаться...

Очкастый дядя в микрофон

Перечисляет даты:

- Здесь генерал Багратион

На битву шёл тогда-то...

Тогда-то Пушкин здесь читал

Свои стихотворенья...

Тогда-то Фрунзе поднимал

Рабочих в наступленье...

Отсюда хлеб везли в Москву...

Отряды шли к Чапаю...

Вот это да!

А я живу

И ничего не знаю...

 

АЛЛО! . . УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ ВАС

 

 

Как вы думаете: какое на свете самое великое изобретение? Колесо? Атомный реактор? Космический корабль? Не спорю, серьёзные вещи. Но самое-самое великое - это телефон.

Если уметь им пользоваться, можно что хочешь открыть, организовать, даже героем стать.

Не верите? Тогда слушайте...

Учился в одной обыкновенной школе один необыкновенный ученик - Костя Домоседов. Сначала никто не догадывался, что он необыкновенный, а потом в классе решили организовать отряд красных следопытов.

- Ура! - крикнул пока ещё обыкновенный Домоседов. - Бороться и искать! Найти и не сдаваться!

Все дружно зааплодировали.

- Мы всё добудем, найдём и откроем! - продолжал свою речь Домоседов. Кто ищет, тот всегда найдёт!

Тут все сразу почувствовали в нём что-то необыкновенное и выбрали Костю командиром. Вопросы задавать начали:

- А кого искать будем?

- Кого надо, того и будем, - авторитетно ответил командир.

- А в поход пойдём? С рюкзаками?

- Рюкзаки отменяются. У меня свой метод.

Вскоре командиру стало известно, что их отряду поручается узнать и установить боевой путь отважного рядового Пехотинцева. Пришёл командир Домоседов домой, сел к телефону и диск крутит.

- Алло!.. Библиотека? Вас беспокоит командир отряда красных следопытов Домоседов. Нам поручили узнать и установить боевой путь товарища Пехотинцева. Убедительно прошу вас подобрать всю литературу, где о нём что-нибудь написано.

- Военкомат? Здравия желаю, товарищи! Домоседов говорит. Очень прошу выяснить: на каких фронтах сражался рядовой Пехотинцев?

- Музей? Сделайте срочно копию с портрета товарища Пехотинцева.

- Редакция? Вам надлежит разыскать и сообщить нам адреса всех однополчан и родственников рядового Пехотинцева.

- Алло!.. Завком? Из подшефной школы беспокоят. Для похода по местам боевой славы нам необходим тёплый автобус. Желательно "икарус". А также термосы с горячим какао и экскурсовод.

И что бы вы думали? Месяца не прошло, как Домоседов уже докладывал на торжественном собрании:

- Нами проделана огромная работа! В результате следопытского поиска мы узнали и установили... Разыскали однополчан... Обнаружили редчайший портрет... Провели поход...

Вокруг только и разговоров, что о Домоседове: ах, какой следопыт! На три метра сквозь землю видит! Настоящий разведчик!

Пока просто про Домоседова говорили, я ещё головой кивал, но как сказали "разведчик", - меня словно взрывной волной оглушило. "Как же так?" - думаю. Фронтовых разведчиков я хорошо помню, доводилось встречаться с ними в войну. Вернутся они с задания - плащ-палатка о лесные коряги изодрана, руки перецарапаны: видно, не один десяток километров по-пластунски проползти пришлось. Языка притащат - так опять же на собственной спине. На дядю надеяться им не приходилрсь - сами все сведения добывали. Собственным потом. А тут - разведчик Домоседов!.. Хитёр, конечно: знает, что взрослые ребятам не откажут. И пользуется. Вот если бы этого разведчика - да туда!..

Сразу я всё это себе представил.

Звонят, значит, изо всех штабов командиру полка: так и так, мол. Прибыл с последним пополнением всем известный следопыт Домоседов. Рекомендуем его в разведку. Ибо много по этой части наслышаны.

Вызывает Домоседова командир полка.

- Надо бы, - говорит, - выяснить, где у противника стоят пушки.

- Слушаюсь, - отвечает Домоседов. - Это я мигом. - И бегом в землянку связистов - у полевого телефона ручку крутить: - Алло!.. Передний край? Убедительно прошу вас сообщить: где там у врага пушки стоят? Что-что? Сам сходи? .. Как это - сам сходи?! А вы на что? Алло!.. Не слышу!.. Придётся доложить, что связь оборвалась.

Очень удивился командир, услышав такой ответ. Даже спросил:

- А без телефона вы не умеете?

- Без телефона? Как это? - растерялся Домоседов. - Я всегда по телефону. В крайнем случае - письменный запрос...

- Кру-гом! - скомандовал командир.

И отправил Домоседова на кухню. Картошку чистить.

Да, великое изобретение телефон! Только мне самому звонить некогда: письмо вон пришло, ответа требует...

"Дорогие товарищи редакторы! Наш отряд борется за право носить имя сержанта Сапёрного. Напишите нам, кто он такой и всё, что вы о нём знаете. С пионерским приветом! Красные следопыты ".

Вот так-то...

 

МЕТКОЕ СЛОВО

 

Ум имей хоть маленький, да свой.........М. Горький

Ни на что не годится тот, кто годится только для себя..................Ф. Вольтер

Рядился-рядился, а ни к чему не пригодился... Русская пословица

Большие хвастуны - плохие воины.....Немецкая пословица

До того нос задрал, что дождь в ноздри попадает...........Финская пословица

Три много и три мало губят человека: много говорить и мало знать, много тратить и мало иметь, много воображать и мало стоить..............Испанская пословица

 

БИЛИБОЛОХА

 

 

В детстве была у меня книжка про одного занятного чудака. Купил этот чудак подзорную трубу и стал на весь мир только через её стёкла смотреть. Приставит трубу к левому глазу, правый закроет - и шагает по дороге. Потом к правому приставит, левый закроет - и дальше.

 

Видит горы и леса,

Облака и небеса,

Но не видит ничего,

Что под носом у него...

 

Сколько уже лет прошло, а я те строчки помню. Да и как их забудешь, если такие чудаки не только в стихах встречаются.

Приехал я однажды в деревню с очень смешным названием: Билиболоха. Зашёл, конечно, в школу. Хорошая школа! И учатся ребята нормально, и старшим помогают: на полях работают, на фермах. И главное, каждый год путешествуют. В классах, в коридорах школы все стены фотографиями заклеены: на Кавказе они бывали, в Крыму купались, по Енисею плавали, по Уралу лазали, по донским степям пешком ходили. А рассказывают как!.. Взахлёб.

- Знаете, какие под Красноярском горы есть? Столбы! Название такое. А альпинисты там "шкуродёрами" называются.

- Это что!.. Вот в Горьковской области река есть - это да!.. Из Суры вытекает и в Суру впадает. Четыреста километров петляет, а от истока до устья - всего тридцать километров. Во!

- И ничего не во! Вирьма ещё удивительнее. Она то в одну сторону течёт, то в другую, вода в ней то пресная, то солёная, рыба - то морская, то речная.

- А в Алжире, невдалеке от города Сиди-Бель-Аббес, озеро есть. Так в нём вместо воды - чернила!

Ну молодцы! Ну эрудиты! Просто всё на свете знают! И про самый высокий водопад, который в Венесуэле, и про самый "непоседливый" остров, что у берегов Канады, и про самую глубокую пещеру - во Франции.

- Скажите, - спрашиваю, - а почему у вашей деревни такое название странное: Билиболоха?

Сидят мои знатоки планеты Земля - только глазами хлопают.

Потом одна девочка робко так говорит:

- Разве это интересно?..

Вот те раз! Про Алжир знают, про Венесуэлу знают, а про свою деревню словно в первый раз слышат.

Ну, допустим, могу я ещё понять ребят, которые знают про "близко" и не знают про "далеко". В моём доме, в Ленинграде, один такой живёт. В школу дорогу знает, в парикмахерскую знает, в кинотеатр, в универмаг, а спроси его, как проехать к Медному всаднику или в Эрмитаж, - и не ответит. Так ведь это просто лентяй, нелюбознательный человек. А тут-то всё наоборот: про "далеко" знают, а про "близко" - увы!.. Тут-то народ любознательный вроде, но... Непонятно!

В классе у них глобус стоит. Ребята его раскрутят, пальцем на полном ходу ткнут и - пожалуйста: целая лекция об истоках реки Конго.

А Билиболохи на глобусе нет... За окошком есть, а на глобусе не значится...

Стал я прощаться. Вижу: и ребят расстроил, и самому как-то неловко уезжать пора.

А месяцев через восемь получаю письмо:

"Уважаемый товарищ писатель!

Узнали мы, почему наша деревня Билиболохой называется. Можем Вам сообщить.

Называется она так потому, что когда-то давно все земли вокруг нас принадлежали графу Болоху. Сам граф тут бывал редко. Но однажды приехал и велел всех перво-наперво перепороть. Ни за что ни про что. А в деревне жил тогда смелый человек - пастух Фёдор. Подговорил он сельчан, собрались они, подкараулили графа и самому ему всыпали. С тех пор и пошла про нашу деревню слава, что тут били Болоха.

Сейчас мы в клубе создаём музей истории нашей деревни. Собрали уже много интересных экспонатов, записываем рассказы стариков..."

Ну, что я говорил? Так и есть - хорошая школа! И ребята в ней любознательные. Очень я был рад этому письму. А то ведь, знаете, есть ещё такие чудаки, которые

Видят горы и леса, Облака и небеса, Но не видят ничего, Что под носом у него...

 

МЕТКОЕ СЛОВО

 

В окно всего света не оглянешь......Русская пословица

Не дальняя дорога учит, а ближняя.... Русская пословица

Про весь свет болтает, а что дома - не знает..............Русская пословица

Далёкий путь начинается с близкого....Японская пословица

В одну деревню ведёт тысяча путей. . Пословица народа телугу

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего............М. Горький

 

Я ПИШУ

 

 

Я пишу открытки два часа.

Дали мне конверты,

Адреса,

Список дали всех друзей отряда

С праздником друзей поздравить надо.

Бабушка меня не понимает:

В булочную срочно посылает.

Некогда мне бегать за печеньем!

Трудно, что ль, самой сходить туда?

Занят я важнейшим порученьем:

Я пишу ударникам труда!

Я пишу, что труд их пионерам

Служит образцом всегда, примером,

Что на них, мол, держим мы равненье.

- Бабушка, забудь своё печенье!

Не пойду!

Я занят!

Ясно? Нет?

Я пишу открытки ветеранам.

Лётчикам!

Героям-партизанам!

Генерал-майору шлю привет!!!

Бабушка...

Она жила в блокаде...

Только это дело не моё!

У неё друзья - в другом отряде.

Кто-нибудь поздравит и её.

 

ЧЕРЁМУХА

 

 

Возвращались ребята в свою деревню. Из школы домой шли. Как раз в субботу. И видят: черёмуха расцвела. Как-то вся вдруг! То просто зелёная стояла, а тут - белая! Красивая! Пахучая!

Побросали ребята портфели и - на черёмуху: ура-а!!!

В понедельник учительница Мария Викентьевна сказала, что они поступили нехорошо. И заставила писать сочинение на тему: "Добрый ли я человек?".

Лёша Скворцов написал: "Я человек добрый. Черёмуху я маме отдал. Огромный букет!"

Наташа Познанская написала: "Я очень люблю природу. Она красивая и полезная. Черёмуху я поставила в ведро, и в комнате сразу стало красиво. В человеке тоже всё должно быть красиво. Тот, кто любит красоту, не может быть злым человеком ".

Люся Телегина написала: "Быть добрым - это значит хорошо относиться к младшим и к старшим. К животным, птицам и разным растениям тоже. И ещё любить природу. Великий русский учёный Иван Владимирович Мичурин сказал, что нам нечего ждать милости от природы, мы сами должны её брать. Своими руками".

Миша Гусаков написал: "Добрый человек всегда должен помогать другому человеку, потому что тот другой человек тоже будет помогать другому человеку. Когда мы ломали черёмуху, я залез выше всех, потому что девочкам было не достать, и помог нагнуть макушку, и они очень испугались, потому что макушка сломалась. А я совсем не испугался, потому что я смелый".

Олег Рыбин написал: "Я самый добрый. Все ломали черёмуху, а я не ломал. Я в школе остался. Дежурить. Домой я один шёл. И черёмуху не ломал. На ней уже нечего было ломать. Разве это по-товарищески: сами всё обломали и мне ничего не оставили? Я человек добрый. Я бы им оставил".

 

КАК КРИЧИТ КУЛИК

 

 

Был у меня разговор с одним пятиклассником. О разных трудностях. Которые нужно преодолевать.

Насчёт трудностей он не возражал. Насчёт преодолевать - тоже.

Пятиклассника смущало другое: количество предметов в школе.

- Ну, зачем мне ботаника? - говорил он. - На что мне она?

Действительно, на что человеку ботаника, если он собирается стать человеком военным, командиром? Ведь если разобраться, что получается...

Быстрота, сила, ловкость военному человеку нужны? Нужны. (По физкультуре у пятиклассника - 5).

География нужна? Непременно. (И по географии - 5).

Математика? В современной артиллерии без неё ни шагу. (По математике пятиклассник тоже на уровне).

Русский язык? Трудно, но необходимо. Приказы-то писать придётся!

А ботаника зачем? Соцветия-корневища? Пестики-тычинки? Совсем ни к чему. И зоология тоже.

Начал я было с пятиклассником спорить, да вижу: убеждён твердо. Ни шагу с занимаемых позиций. По всему видно: выбрал себе человек определённый маршрут. Чётко сориентировался на местности. И всё ему ясно. И другим тоже.

Разве кроме одной-единственной загадки: как это его в следующий класс перевели? Пожалели, наверное...

Но так или иначе, а перевели. Лето пришло, объявило:

- Прощайте, двойки и колы, пришли ка-ни-ку-лы!

Пионерский лагерь - это вам не школьный двор. Тут вместо стенок кирпичных - лес шумит, вместо асфальта - травка, вместо уроков - игры.

Когда в пионерлагерь пришло письмо с предложением послать звено на межлагерные соревнования по ориентированию на местности, тут и думать не стали: пятиклассника - командиром, четверых в придачу.

Прибыли на место сбора. Позавтракали. Жеребьёвку провели. Всем звеньям условные имена дали: "Ужи", "Ежи", "Муравьи"... Звену пятиклассника достались "Шмели".

- Это что, мухи такие? - поинтересовался командир.

- Пчёлы, - объяснил заместитель.

Пчёлы так пчёлы, шмели так шмели! Не в названии дело. Соревнования-то не по зоологии, не по ботанике. По ориентированию! Уж тут-то он себя покажет! Не подведёт родной лагерь!

Вручили звену три запечатанных конверта. Показали тропинку в лес: действуй!

И отправилось звено.

Командир впереди шагает. С компасом и пакетами.

Заместитель - вторым. С компасом и правилами соревнований.

Остальные - следом. С компасами, флягами и санитарной сумкой.

Идёт командир, на компас поглядывает, чётко выполняет первый приказ: "Следовать на северо-восток. Выйти на круглую поляну с гранитным валуном".

Вот и поляна. Вот и валун из травы торчит. Среди разных соцветий. Можно пакет вскрывать.

Вскрыли. Прочитали: "От старого вяза на круглой поляне следовать в северном направлении. Азимут двадцать градусов". Всё чётко. По-военному. С азимутом всё понятно. Со старым вязом - не очень...

Огляделся командир, сориентировался. Шесть старых деревьев насчитал. Две ёлки откинул. Получилось четыре дерева. Все по углам стоят. Как ножки у стола. Поискал командир под деревьями: табличек нет. Не написали, который тут вяз, который не вяз. "Военная хитрость!" - решил командир. Выбрал из четырёх самое старое.

- За мной! - скомандовал.

В лесу остановились, прислушались: не догоняют ли их "Ежи" или "Ужи"? Нет, тихо...

Дальше пошли.

Второй пакет вскрыли: "В районе зарослей можжевельника найти круглый сосновый пень. От него - на северо-восток. Сорок пять градусов".

- Это который можжевельник? - насторожился командир. - Лиственный или хвойный?

Санитарка выручила, подсказала:

- Который с ягодами. Чёрные ягоды с синим отливом.

С синим отливом не нашли. Поскольку все ягоды ещё зелёные, не созрели ещё. А пень сразу нашли. Даже целых четыре пня. Самый толстый выбрали. И под углом в сорок пять градусов!

Третий пакет нужно было вскрыть возле оврага. Ох и далеко же он оказался!.. Пока дошли, пока нашли, - ноги по колено сносили! Но жалоб не было. Люди закалённые в звене подобраны, все мечтают военными стать. Даже санитарка в лётчицы собирается.

Привала командир не объявлял. Вскрыл пакет и прочёл: "В районе трёх отдельно стоящих осин ждать крика кулика. Следовать на его голос к месту сбора".

- Осины! Кулики! - возмутился командир. - Они бы ещё амёб сюда понаписали! Безобразие! Что, в лесу других ориентиров нет?

- Тише, - говорит санитарка. И опять подсказывает: - Если кулик закричит, мы его и без осин услышим.

- Верно, - успокоился командир. -


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.365 с.