КАК Я ДАЛ СЛОВО (Честный рассказ одного моего знакомого) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

КАК Я ДАЛ СЛОВО (Честный рассказ одного моего знакомого)

2023-02-03 30
КАК Я ДАЛ СЛОВО (Честный рассказ одного моего знакомого) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сразу должен сказать, что я человек честный. Уж если дам слово, выполню во что бы то ни стало. Никаких сил не пожалею. Любыми средствами, а также способами.

А то ведь как иногда получается... Известно вам, к примеру, изречение "дал слово - держи"? Ну так вот... Некоторые хитрые люди читают его по-своему: я, мол, тебе слово дал, ты его и держи. Ты держи, а я пока побегаю. Мне, мол, теперь, без этого слова, легче прыгать по земле.

Нет, я не такой. Если я дал кому-то слово, я его сам держу.

И требую к себе такого же отношения.

Опять же поясню примером из собственной личной жизни.

Нужен был мне велосипед. Просто до зарезу нужен! В связи с тем, что у Славки Бурдыкина есть, а у меня нету. Ему уже купили, а мне ещё нет. Вопиющая несправедливость получается. И никакого равноправия.

- Ладно, - сказал папа. - Будет у тебя велосипед. Принесёшь в дневнике десять пятёрок по математике - и идём в "Спорттовары".

Видите, какие условия? Почти совершенно невозможные.

Но я дал слово, что десять пятёрок будет.

А если я дал слово, значит - полный порядок! Выполню во что бы то ни стало. Любыми средствами, а также способами.

Конечно, десять пятёрок по математике - задачка не из простых. Сами понимаете. Но наш учитель Виктор Николаевич говорит, что неразрешимых задач не бывает. А я дал слово... Так вот... Сижу я, значит, на уроке математики и ищу средства решения этой задачи.

Потом сижу на уроке истории и изобретаю разные способы. Для решения той же задачи.

Потом сижу на уроке пения...

И тут ко мне приходит гениальная идея!

Такая гениальная, что даже запел от радости!

Десять пятёрок? Ерунда! Раз, два - и готово. Правильно кто-то заметил, что всё гениальное - просто. Совершенно просто! Выражаясь языком фольклора: проще пареной репы.

Обдумывая идею о десяти пятёрках, анализируя всевозможные способы, я обратил внимание на своего соседа Серёгу Тетёркина. И обнаружил, что у нас с ним много общего: ни у меня, ни у Серёги велосипеда нет. Различие же наше заключалось в том, что по математике Серёга круглый отличник, а я - совсем наоборот...

В переменку я ему и говорю:

- Хочешь на велосипеде покататься?

- Хочу, - говорит Серёга. - А где велосипед?

- Будет, - говорю.

И тут же объясняю условия. Серёга даёт мне списывать все задачи в течение четверти. Делает за меня домашние задания. Решает примеры на контрольных. Подсказывает во время устных опросов. Тем самым мы дружно вместе зарабатываем велосипед. После этого Серёга получает право кататься на велосипеде. Сколько угодно! По очереди. Круг - я, круг - он.

Серёга задумался. Провёл пятернёй по причёске и включил под нею своё решающее устройство.

Сначала решающее Серёгино устройство никак не могло решиться и потребовало гарантий.

- А не обманешь? - спросил Серёга. Я дал слово.

А если я дал слово!..

Тем более что я дал уже два слова: одно - папе (насчёт десяти пятёрок), другое - Серёге (насчёт велосипеда).

Решающее Серёгино устройство решило предложение принять.

Вопрос можно было считать решённым. Оставалось только решить кучу чисто математических задач, а также примеров.

Первую пятёрку я получил за домашнее задание.

Нам в тот раз Виктор Николаевич дал каждому по персональной задаче. Из какого-то своего учебника для учителей.

Серёга решил свою и мою.

Потом он умудрился на контрольной решить сразу два варианта: свой и мой.

Потом, когда Славка Бурдыкин запутался у доски с решением, Серёга написал это решение на бумажке, я поднял руку - и третья пятёрка пулей влетела ко мне в дневник.

Остальные пятёрки получались аналогичным способом.

Правда, не подряд.

Когда Серёга схватил ангину, я схватил двойку. Но насчёт двоек у нас с папой никакого уговору не было К концу четверти у меня было одиннадцать пятёрок, И мы пошли в "Спорттовары". Потому что у папы слово тоже крепкое. Я честно принёс домой десять пятёрок. Он честно купил мне велосипед.

Так же честно я привёл его за руль к Серёге и сказал:

- Садись!

Серёга сел и поехал. С нашего двора во второй, лотом в третий, потом снова во второй - и прямо ко мне.

- Твоя очередь, - говорит. Но я не поехал.

Вернее, попробовал - и не поехал. Только коленку разбил.

- Ты что, не умеешь кататься? - удивился Серёга,

- Ага, - сказал я. - Поезжай в мою очередь. Серёга сел и поехал.

Что мне оставалось делать? Я же слово дал! А если я дал слово!..

Серёга даже кататься устал. С непривычки. А я разбил второе коленко.

- Научи, - попросил я Серёгу.

И что вы думаете? Этот тип заявил, что такого уговору не было.

И снова уехал.

На моём велосипеде.

Потом вернулся и говорит:

- Ладно. Научу. Как только сам первую пятёрку по математике получишь, - сразу научу.

И даже дал слово.

Н-да... Можно, конечно, попробовать... Только... Не вышло бы какого подвоха...

Может быть, он тоже что-нибудь изобрёл... Вроде меня...

 

ДВА СЛОНА, ЛУНА И ЗМЕЙ

 

 

Я в деревне этим летом

У реки нашёл монету.

Отчеканены на ней

Два слона, луна и змей.

Очень странная монета:

Буквы есть, а цифр нету.

Непонятно: чьи слоны?

Из какой они страны?

Я понёс монету Мишке.

Мишка - коллекционер!

Может, он такую в книжке

Где-то видел, например?

Мишка взял мою монету,

Повертел и так, и этак...

- А чего тут разбираться,

Говорит. - Давай меняться!

Ты мне дашь свою монету

И получишь марку эту.

Государство Парагвай!

Что задумался? Давай!

Я монету Николаю

На значки потом сменяю.

Попадётся если редкий,

Вовке дам на этикетку,

Этикетку эту Ритке

Обменяют на открытки,

А за них мне даст Серёжка...

- Погоди, - кричу, - немножко!

Тут ведь эти... Два слона.

Змей какой-то...

И луна... Как же с ними?

 

- Всё в порядке!

Змея мы сменяем Натке.

Жорке выделим луну.

Севке с Павкой - по слону.

Обменяем на лисицу.

А лисицу - на куницу.

А куницу - на енота.

А того - на бегемота...

Как пустился я вприпрыжку!

Бросил сумку,

Бросил Мишку,

Да по лестнице во двор,

Да домой во весь опор.

Телефон стою кручу,

В телефон кричу врачу:

- Приезжайте поскорей!

Он сменяет всех зверей!

Кто? Да Мишка в нашей школе.

Болен? Точно. Очень болен.

Все лекарства захватите

И везите,

И скажите,

Что немедленно хотите

Обменять их на слона.

И на змея тоже.

Может, и поможет...

 

МУХА АЛАТУРЫ

 

 

Если бы вы только знали, как обрадовался Эрнесто! Да что там Эрнесто! По всей школе колокольчиками звенели голоса:

- Вы слышали? Эрнесто получил письмо!

- Из Советского Союза!

- У Эрнесто есть русский друг!

И все бежали к Эрнесто, чтобы собственными глазами взглянуть на это письмо. Ого, какое оно! Одних штампов на нём - один, два, три, целых четыре! Эрнесто уже было взялся за уголок конверта, чтобы осторожно разорвать его, но тут все закричали:

- Что ты делаешь?! Не порти конверт! Его можно просто отклеить.

И хотя отклеить оказалось совсем не просто, всё же вскоре перед ребятами лежал беленький тетрадный листок с ровными строчками незнакомых букв. Прочесть их не смог даже вожатый Мигель.

- Не горюй! - сказал он растерявшемуся Эрнесто. - Я отнесу твоё письмо в институт, и наши учёные сразу его переведут. Всем отрядом читать будем!

В институте вожатого Мигеля встретил лаборант Хосе Беландо.

- Перевести письмо? - приветливо улыбнулся он. - Одну минуточку. Присядьте. - Лаборант Хосе Беландо положил перед собою чистый лист бумаги, раскрыл бутылочку с чернилами, макнул туда ручку и начал быстро-быстро писать, заглядывая время от времени в письмо. Вскоре он кончил писать, прочитал перевод и задумался.

- Понимаете, - повернулся он к вожатому Мигелю, - очень сложная для перевода фраза. Вы извините, но я сейчас позову аспиранта Хуана Гутьерреса. Он учился в Ленинграде и хорошо говорит по-русски.

Аспирант Хуан Гутьеррес быстро прочёл письмо.

- Что?!-удивлённо взглянул он на лаборанта Хосе Беландо. - Муха Алатуры?! Простите, товарищ Мигель, вы можете подождать с ответом? Я бы хотел показать это интересное письмо нашему профессору Марио Пабло Рамон Масео.

На следующий день в кабинете профессора Марио Пабло Рамон Масео собрались представители самых различных наук. Здесь были известный академик-биолог, написавший немало книг о жизни насекомых, в особенности мух; рядом с ним сидел профессор географии; у окна в кресле устроился доктор сельскохозяйственных наук. Присутствовали также известный архитектор и выдающийся спортсмен-олимпиец.

- Друзья мои! - открыл совещание профессор Марио Пабло Рамон Масео. Я должен познакомить вас с одним письмом. Его прислал русский мальчик. В процессе перевода мы столкнулись с рядом вопросов. Вот это письмо.

- Н-да, - первым нарушил молчание профессор географии. - Я предполагаю, что автор письма живёт в северо-западных районах европейской части СССР и, говоря о "предлинном дне", безусловно, имеет в виду такое природное явление, как белые ночи.

- Что же касается "плавания на каньках", - оживился спортсмен-олимпиец, - то это особый вид спорта, весьма распространённый на севере, - так называемый буерный спорт. Это лодка с парусом, поставленная на коньки. Только она, скорее, не плывёт, а летит...

Знаменитый архитектор что-то долго чертил на листах бумаги и наконец радостно воскликнул:

- А!.. Всё понятно! "Дома вокруг леса"-это не что иное, как городской парк!

Зато академик-биолог отнюдь не радовался.

- Странно! Загадочно! Необъяснимо! - взволнованно выкрикивал он, расхаживая по кабинету. - Муха Алатуры! Я знаю десятки разновидностей этих вреднейших коротко-усых двукрылых: слепней, журчалок, львинок, жужжал, толкунов, даже пиофилидов, но муха Алатуры!.. Впервые слышу!

Академик ещё раз прошёлся из угла в угол и тут же принял решение.

..... Я счастлив, коллеги, - заявил он, -узнав о новом видовом отряде короткоусых двукрылых. Я считаю, коллеги, что нам следует немедленно обратиться к этому мальчику с просьбой прислать на Кубу несколько образцов мухи Алатуры!

- И заодно выяснить насчёт гудящих огурцов, - дополнил академика доктор сельскохозяйственных наук.

- Согласен со всеми вами, - подвёл итог совещания профессор Марио Пабло Рамон Масео. - Я предлагаю перевод с уже выясненными нами вопросами передать в школу адресату. Что же касается остального... Аспирант Хуан Гутьер-рес! Возьмите, пожалуйста, письмо Виктора Фёдоровича Стригункова, подчеркните в нём заинтересовавшие нас места и вместе с нашей просьбой отправьте в Советский Союз, в школу города Приреченска.

... В Приреченской средней школе царило такое же оживление, как и в кубинской.

- Вы слышали? Стригунок получил письмо!

- Прямо с Кубы! Авиапочтой!

Виктор Фёдорович Стригунков торжественно пронёс полученное письмо из учительской до своего класса и, исполненный собственного достоинства, опустился за свою парту.

- Цыц, мелкота! - прикрикнул он на собравшихся вокруг зрителей. - Не про вас писано! Чего носы суёте? Не вам прислали. И вообще тайна переписки охраняется законом!

Затем Виктор Фёдорович Стригунков осторожно оторвал уголок конверта, сунул в дырочку палец, и в торжественной тишине раздался треск рвущейся бумаги.

К сожалению, никто из ребят не видел, что было написано на двух листочках, вынутых из конверта. Но зато все видели, как менялось выражение лица Виктора Фёдоровича Стригункова. Сначала, выражая крайнее удивление, взлетели вверх брови. Потом адресат начал густо краснеть и зачем-то разинул рот. Алёшка Егоров, лучший математик класса, успел даже подсчитать, что каждый листок Виктор Фёдорович Стригунков прочитывал по три раза отдельно, а потом ещё раз все вместе, заглядывая то в один, то в другой.

Наконец он встал, сунул листки в карман и вышел из класса, громко хлопнув дверью. В коридоре он толкнул какого-то малыша и наступил на ногу Олегу Ласточкину.

- Ты чего? - удивился Олег. - Какая тебя муха укусила?

При слове "муха" Виктор Фёдорович Стригунков остановился, хмуро посмотрел на Олега и буркнул:

- Муха Алатуры. Понятно? ..

 

А Я, РЕБЯТА, ТУТ ЖИВУ

 

 

Туристы - ну, чудной народ!

Какие-то - с приветом...

Бегут, шныряют взад-вперёд!

Зимой! Весною! Летом!

Спешат куда-то во дворец...

На выставку куда-то...

Потом совсем в другой конец

В какие-то палаты... Лепечут:

"Сказка наяву!.. Какие галереи!.."

А мне-то что?

Я тут живу.

Сто раз ещё успею

Сходить в любой старинный дом

Мне стоит лишь собраться!

А эти-то - бегом! бегом!

Мелькают! Суетятся!

То подавайте им собор

Пятнадцатого века,

То: "Где тут был гостиный двор

И первая аптека?"

К старинным зданиям бегут!

Толпой спешат к музею!..

А мне-то что?

Я местный тут.

Сто раз ещё успею!

Схожу на тот собор взглянуть.

Мне стоит лишь собраться!

А как-нибудь,

Когда-нибудь

В музей могу смотаться...

Очкастый дядя в микрофон

Перечисляет даты:

- Здесь генерал Багратион

На битву шёл тогда-то...

Тогда-то Пушкин здесь читал

Свои стихотворенья...

Тогда-то Фрунзе поднимал

Рабочих в наступленье...

Отсюда хлеб везли в Москву...

Отряды шли к Чапаю...

Вот это да!

А я живу

И ничего не знаю...

 

АЛЛО! . . УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ ВАС

 

 

Как вы думаете: какое на свете самое великое изобретение? Колесо? Атомный реактор? Космический корабль? Не спорю, серьёзные вещи. Но самое-самое великое - это телефон.

Если уметь им пользоваться, можно что хочешь открыть, организовать, даже героем стать.

Не верите? Тогда слушайте...

Учился в одной обыкновенной школе один необыкновенный ученик - Костя Домоседов. Сначала никто не догадывался, что он необыкновенный, а потом в классе решили организовать отряд красных следопытов.

- Ура! - крикнул пока ещё обыкновенный Домоседов. - Бороться и искать! Найти и не сдаваться!

Все дружно зааплодировали.

- Мы всё добудем, найдём и откроем! - продолжал свою речь Домоседов. Кто ищет, тот всегда найдёт!

Тут все сразу почувствовали в нём что-то необыкновенное и выбрали Костю командиром. Вопросы задавать начали:

- А кого искать будем?

- Кого надо, того и будем, - авторитетно ответил командир.

- А в поход пойдём? С рюкзаками?

- Рюкзаки отменяются. У меня свой метод.

Вскоре командиру стало известно, что их отряду поручается узнать и установить боевой путь отважного рядового Пехотинцева. Пришёл командир Домоседов домой, сел к телефону и диск крутит.

- Алло!.. Библиотека? Вас беспокоит командир отряда красных следопытов Домоседов. Нам поручили узнать и установить боевой путь товарища Пехотинцева. Убедительно прошу вас подобрать всю литературу, где о нём что-нибудь написано.

- Военкомат? Здравия желаю, товарищи! Домоседов говорит. Очень прошу выяснить: на каких фронтах сражался рядовой Пехотинцев?

- Музей? Сделайте срочно копию с портрета товарища Пехотинцева.

- Редакция? Вам надлежит разыскать и сообщить нам адреса всех однополчан и родственников рядового Пехотинцева.

- Алло!.. Завком? Из подшефной школы беспокоят. Для похода по местам боевой славы нам необходим тёплый автобус. Желательно "икарус". А также термосы с горячим какао и экскурсовод.

И что бы вы думали? Месяца не прошло, как Домоседов уже докладывал на торжественном собрании:

- Нами проделана огромная работа! В результате следопытского поиска мы узнали и установили... Разыскали однополчан... Обнаружили редчайший портрет... Провели поход...

Вокруг только и разговоров, что о Домоседове: ах, какой следопыт! На три метра сквозь землю видит! Настоящий разведчик!

Пока просто про Домоседова говорили, я ещё головой кивал, но как сказали "разведчик", - меня словно взрывной волной оглушило. "Как же так?" - думаю. Фронтовых разведчиков я хорошо помню, доводилось встречаться с ними в войну. Вернутся они с задания - плащ-палатка о лесные коряги изодрана, руки перецарапаны: видно, не один десяток километров по-пластунски проползти пришлось. Языка притащат - так опять же на собственной спине. На дядю надеяться им не приходилрсь - сами все сведения добывали. Собственным потом. А тут - разведчик Домоседов!.. Хитёр, конечно: знает, что взрослые ребятам не откажут. И пользуется. Вот если бы этого разведчика - да туда!..

Сразу я всё это себе представил.

Звонят, значит, изо всех штабов командиру полка: так и так, мол. Прибыл с последним пополнением всем известный следопыт Домоседов. Рекомендуем его в разведку. Ибо много по этой части наслышаны.

Вызывает Домоседова командир полка.

- Надо бы, - говорит, - выяснить, где у противника стоят пушки.

- Слушаюсь, - отвечает Домоседов. - Это я мигом. - И бегом в землянку связистов - у полевого телефона ручку крутить: - Алло!.. Передний край? Убедительно прошу вас сообщить: где там у врага пушки стоят? Что-что? Сам сходи? .. Как это - сам сходи?! А вы на что? Алло!.. Не слышу!.. Придётся доложить, что связь оборвалась.

Очень удивился командир, услышав такой ответ. Даже спросил:

- А без телефона вы не умеете?

- Без телефона? Как это? - растерялся Домоседов. - Я всегда по телефону. В крайнем случае - письменный запрос...

- Кру-гом! - скомандовал командир.

И отправил Домоседова на кухню. Картошку чистить.

Да, великое изобретение телефон! Только мне самому звонить некогда: письмо вон пришло, ответа требует...

"Дорогие товарищи редакторы! Наш отряд борется за право носить имя сержанта Сапёрного. Напишите нам, кто он такой и всё, что вы о нём знаете. С пионерским приветом! Красные следопыты ".

Вот так-то...

 

МЕТКОЕ СЛОВО

 

Ум имей хоть маленький, да свой.........М. Горький

Ни на что не годится тот, кто годится только для себя..................Ф. Вольтер

Рядился-рядился, а ни к чему не пригодился... Русская пословица

Большие хвастуны - плохие воины.....Немецкая пословица

До того нос задрал, что дождь в ноздри попадает...........Финская пословица

Три много и три мало губят человека: много говорить и мало знать, много тратить и мало иметь, много воображать и мало стоить..............Испанская пословица

 

БИЛИБОЛОХА

 

 

В детстве была у меня книжка про одного занятного чудака. Купил этот чудак подзорную трубу и стал на весь мир только через её стёкла смотреть. Приставит трубу к левому глазу, правый закроет - и шагает по дороге. Потом к правому приставит, левый закроет - и дальше.

 

Видит горы и леса,

Облака и небеса,

Но не видит ничего,

Что под носом у него...

 

Сколько уже лет прошло, а я те строчки помню. Да и как их забудешь, если такие чудаки не только в стихах встречаются.

Приехал я однажды в деревню с очень смешным названием: Билиболоха. Зашёл, конечно, в школу. Хорошая школа! И учатся ребята нормально, и старшим помогают: на полях работают, на фермах. И главное, каждый год путешествуют. В классах, в коридорах школы все стены фотографиями заклеены: на Кавказе они бывали, в Крыму купались, по Енисею плавали, по Уралу лазали, по донским степям пешком ходили. А рассказывают как!.. Взахлёб.

- Знаете, какие под Красноярском горы есть? Столбы! Название такое. А альпинисты там "шкуродёрами" называются.

- Это что!.. Вот в Горьковской области река есть - это да!.. Из Суры вытекает и в Суру впадает. Четыреста километров петляет, а от истока до устья - всего тридцать километров. Во!

- И ничего не во! Вирьма ещё удивительнее. Она то в одну сторону течёт, то в другую, вода в ней то пресная, то солёная, рыба - то морская, то речная.

- А в Алжире, невдалеке от города Сиди-Бель-Аббес, озеро есть. Так в нём вместо воды - чернила!

Ну молодцы! Ну эрудиты! Просто всё на свете знают! И про самый высокий водопад, который в Венесуэле, и про самый "непоседливый" остров, что у берегов Канады, и про самую глубокую пещеру - во Франции.

- Скажите, - спрашиваю, - а почему у вашей деревни такое название странное: Билиболоха?

Сидят мои знатоки планеты Земля - только глазами хлопают.

Потом одна девочка робко так говорит:

- Разве это интересно?..

Вот те раз! Про Алжир знают, про Венесуэлу знают, а про свою деревню словно в первый раз слышат.

Ну, допустим, могу я ещё понять ребят, которые знают про "близко" и не знают про "далеко". В моём доме, в Ленинграде, один такой живёт. В школу дорогу знает, в парикмахерскую знает, в кинотеатр, в универмаг, а спроси его, как проехать к Медному всаднику или в Эрмитаж, - и не ответит. Так ведь это просто лентяй, нелюбознательный человек. А тут-то всё наоборот: про "далеко" знают, а про "близко" - увы!.. Тут-то народ любознательный вроде, но... Непонятно!

В классе у них глобус стоит. Ребята его раскрутят, пальцем на полном ходу ткнут и - пожалуйста: целая лекция об истоках реки Конго.

А Билиболохи на глобусе нет... За окошком есть, а на глобусе не значится...

Стал я прощаться. Вижу: и ребят расстроил, и самому как-то неловко уезжать пора.

А месяцев через восемь получаю письмо:

"Уважаемый товарищ писатель!

Узнали мы, почему наша деревня Билиболохой называется. Можем Вам сообщить.

Называется она так потому, что когда-то давно все земли вокруг нас принадлежали графу Болоху. Сам граф тут бывал редко. Но однажды приехал и велел всех перво-наперво перепороть. Ни за что ни про что. А в деревне жил тогда смелый человек - пастух Фёдор. Подговорил он сельчан, собрались они, подкараулили графа и самому ему всыпали. С тех пор и пошла про нашу деревню слава, что тут били Болоха.

Сейчас мы в клубе создаём музей истории нашей деревни. Собрали уже много интересных экспонатов, записываем рассказы стариков..."

Ну, что я говорил? Так и есть - хорошая школа! И ребята в ней любознательные. Очень я был рад этому письму. А то ведь, знаете, есть ещё такие чудаки, которые

Видят горы и леса, Облака и небеса, Но не видят ничего, Что под носом у него...

 

МЕТКОЕ СЛОВО

 

В окно всего света не оглянешь......Русская пословица

Не дальняя дорога учит, а ближняя.... Русская пословица

Про весь свет болтает, а что дома - не знает..............Русская пословица

Далёкий путь начинается с близкого....Японская пословица

В одну деревню ведёт тысяча путей. . Пословица народа телугу

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего............М. Горький

 

Я ПИШУ

 

 

Я пишу открытки два часа.

Дали мне конверты,

Адреса,

Список дали всех друзей отряда

С праздником друзей поздравить надо.

Бабушка меня не понимает:

В булочную срочно посылает.

Некогда мне бегать за печеньем!

Трудно, что ль, самой сходить туда?

Занят я важнейшим порученьем:

Я пишу ударникам труда!

Я пишу, что труд их пионерам

Служит образцом всегда, примером,

Что на них, мол, держим мы равненье.

- Бабушка, забудь своё печенье!

Не пойду!

Я занят!

Ясно? Нет?

Я пишу открытки ветеранам.

Лётчикам!

Героям-партизанам!

Генерал-майору шлю привет!!!

Бабушка...

Она жила в блокаде...

Только это дело не моё!

У неё друзья - в другом отряде.

Кто-нибудь поздравит и её.

 

ЧЕРЁМУХА

 

 

Возвращались ребята в свою деревню. Из школы домой шли. Как раз в субботу. И видят: черёмуха расцвела. Как-то вся вдруг! То просто зелёная стояла, а тут - белая! Красивая! Пахучая!

Побросали ребята портфели и - на черёмуху: ура-а!!!

В понедельник учительница Мария Викентьевна сказала, что они поступили нехорошо. И заставила писать сочинение на тему: "Добрый ли я человек?".

Лёша Скворцов написал: "Я человек добрый. Черёмуху я маме отдал. Огромный букет!"

Наташа Познанская написала: "Я очень люблю природу. Она красивая и полезная. Черёмуху я поставила в ведро, и в комнате сразу стало красиво. В человеке тоже всё должно быть красиво. Тот, кто любит красоту, не может быть злым человеком ".

Люся Телегина написала: "Быть добрым - это значит хорошо относиться к младшим и к старшим. К животным, птицам и разным растениям тоже. И ещё любить природу. Великий русский учёный Иван Владимирович Мичурин сказал, что нам нечего ждать милости от природы, мы сами должны её брать. Своими руками".

Миша Гусаков написал: "Добрый человек всегда должен помогать другому человеку, потому что тот другой человек тоже будет помогать другому человеку. Когда мы ломали черёмуху, я залез выше всех, потому что девочкам было не достать, и помог нагнуть макушку, и они очень испугались, потому что макушка сломалась. А я совсем не испугался, потому что я смелый".

Олег Рыбин написал: "Я самый добрый. Все ломали черёмуху, а я не ломал. Я в школе остался. Дежурить. Домой я один шёл. И черёмуху не ломал. На ней уже нечего было ломать. Разве это по-товарищески: сами всё обломали и мне ничего не оставили? Я человек добрый. Я бы им оставил".

 

КАК КРИЧИТ КУЛИК

 

 

Был у меня разговор с одним пятиклассником. О разных трудностях. Которые нужно преодолевать.

Насчёт трудностей он не возражал. Насчёт преодолевать - тоже.

Пятиклассника смущало другое: количество предметов в школе.

- Ну, зачем мне ботаника? - говорил он. - На что мне она?

Действительно, на что человеку ботаника, если он собирается стать человеком военным, командиром? Ведь если разобраться, что получается...

Быстрота, сила, ловкость военному человеку нужны? Нужны. (По физкультуре у пятиклассника - 5).

География нужна? Непременно. (И по географии - 5).

Математика? В современной артиллерии без неё ни шагу. (По математике пятиклассник тоже на уровне).

Русский язык? Трудно, но необходимо. Приказы-то писать придётся!

А ботаника зачем? Соцветия-корневища? Пестики-тычинки? Совсем ни к чему. И зоология тоже.

Начал я было с пятиклассником спорить, да вижу: убеждён твердо. Ни шагу с занимаемых позиций. По всему видно: выбрал себе человек определённый маршрут. Чётко сориентировался на местности. И всё ему ясно. И другим тоже.

Разве кроме одной-единственной загадки: как это его в следующий класс перевели? Пожалели, наверное...

Но так или иначе, а перевели. Лето пришло, объявило:

- Прощайте, двойки и колы, пришли ка-ни-ку-лы!

Пионерский лагерь - это вам не школьный двор. Тут вместо стенок кирпичных - лес шумит, вместо асфальта - травка, вместо уроков - игры.

Когда в пионерлагерь пришло письмо с предложением послать звено на межлагерные соревнования по ориентированию на местности, тут и думать не стали: пятиклассника - командиром, четверых в придачу.

Прибыли на место сбора. Позавтракали. Жеребьёвку провели. Всем звеньям условные имена дали: "Ужи", "Ежи", "Муравьи"... Звену пятиклассника достались "Шмели".

- Это что, мухи такие? - поинтересовался командир.

- Пчёлы, - объяснил заместитель.

Пчёлы так пчёлы, шмели так шмели! Не в названии дело. Соревнования-то не по зоологии, не по ботанике. По ориентированию! Уж тут-то он себя покажет! Не подведёт родной лагерь!

Вручили звену три запечатанных конверта. Показали тропинку в лес: действуй!

И отправилось звено.

Командир впереди шагает. С компасом и пакетами.

Заместитель - вторым. С компасом и правилами соревнований.

Остальные - следом. С компасами, флягами и санитарной сумкой.

Идёт командир, на компас поглядывает, чётко выполняет первый приказ: "Следовать на северо-восток. Выйти на круглую поляну с гранитным валуном".

Вот и поляна. Вот и валун из травы торчит. Среди разных соцветий. Можно пакет вскрывать.

Вскрыли. Прочитали: "От старого вяза на круглой поляне следовать в северном направлении. Азимут двадцать градусов". Всё чётко. По-военному. С азимутом всё понятно. Со старым вязом - не очень...

Огляделся командир, сориентировался. Шесть старых деревьев насчитал. Две ёлки откинул. Получилось четыре дерева. Все по углам стоят. Как ножки у стола. Поискал командир под деревьями: табличек нет. Не написали, который тут вяз, который не вяз. "Военная хитрость!" - решил командир. Выбрал из четырёх самое старое.

- За мной! - скомандовал.

В лесу остановились, прислушались: не догоняют ли их "Ежи" или "Ужи"? Нет, тихо...

Дальше пошли.

Второй пакет вскрыли: "В районе зарослей можжевельника найти круглый сосновый пень. От него - на северо-восток. Сорок пять градусов".

- Это который можжевельник? - насторожился командир. - Лиственный или хвойный?

Санитарка выручила, подсказала:

- Который с ягодами. Чёрные ягоды с синим отливом.

С синим отливом не нашли. Поскольку все ягоды ещё зелёные, не созрели ещё. А пень сразу нашли. Даже целых четыре пня. Самый толстый выбрали. И под углом в сорок пять градусов!

Третий пакет нужно было вскрыть возле оврага. Ох и далеко же он оказался!.. Пока дошли, пока нашли, - ноги по колено сносили! Но жалоб не было. Люди закалённые в звене подобраны, все мечтают военными стать. Даже санитарка в лётчицы собирается.

Привала командир не объявлял. Вскрыл пакет и прочёл: "В районе трёх отдельно стоящих осин ждать крика кулика. Следовать на его голос к месту сбора".

- Осины! Кулики! - возмутился командир. - Они бы ещё амёб сюда понаписали! Безобразие! Что, в лесу других ориентиров нет?

- Тише, - говорит санитарка. И опять подсказывает: - Если кулик закричит, мы его и без осин услышим.

- Верно, - успокоился командир. - Всем прислушиваться. Как закричит, сразу туда.

А он не кричит.

Комары ноют, кусаются, а он не кричит. Комары гудят, тучами носятся, а он не кричит. Комары ревут прямо, впиваются куда попало, а он не кричит.

Наконец удосужился:

- Карр!

И командир сразу:

- Вперёд!

Первое место досталось сразу двум звеньям: "Ужам" и "Ежам".

"Ужам" за то, что первыми на пункт сбора вышли.

А "Ежам" за то, что первыми "Шмелей" отыскали.

Совсем в другой стороне от пункта сбора.

"Шмели" эти плелись сквозь бурелом и сами куликами кричали:

- Карр!.. Карр!.. Карр!..

 

ЭКСКУРСИЯ

 

 

Прошу на экскурсию.

Так, проходите.

Прошу: не дышите.

Прошу: не шумите.

Хочу, чтобы все непременно учли:

Здесь можно легко задохнуться в пыли.

Итак, начинаю обзорный рассказ.

Пришли мы, ребята, в особенный класс.

Вот чучело - ёжик.

Вот чучело - чижик.

Лисица. Когда-то была она рыжей.

Какая сейчас, - объяснить не берусь.

Вон тот, что с отломанной лапою, - гусь.

Вот это - глухарь, с хохолком на макушке.

Под партою - вроде бы шкурки кротов.

В коробке - скелет земноводной лягушки.

В горшочках - гербарий засохших цветов.

Бесхвостый на палке - петух на насесте.

Два чучела рядом - сурок и хорёк.

А что это

все это,

взятое вместе,

Читайте на двери:

ЖИВОЙ УГОЛОК

 

ПОКЛАДИСТЫЙ ЛОЖКИН

 

 

Жил-был класс.

Он же - отряд.

Ровно тридцать четыре пионера, и ещё Ложкин.

Вообще-то, Ложкин был такой же, как и все, пятиклассник. Если уж чем и отличался он от остальных, то исключительно - характером. Характер был у Ложкина особый: покладистый. И тем самым очень удобный для остальных тридцати четырёх пионеров данного отряда.

О чём бы Ложкина ни попросили, он покорно кивал и соглашался.

Все тридцать четыре пионера очень ценили своего Ложкина, выбирали его на самые ответственные должности и поручали ему самые сложные дела.

А также говорили о нём как о самом активном члене отряда.

В общем, жили по правилу: "Один за всех-все за одного".

Ложкин один за всех работал, остальные все за него голосовали.

Нужен стенгазете редактор - Ложкина выбирают.

Октябрятам вожатый необходим - Ложкина посылают.

Требуется кого-то по арифметике подтянуть - Ложкину поручают.

К празднику друзьям отряда открытки послать - снова Ложкину доверяют.

Даже в школьном хоре Ложкин пел. Сразу двумя голосами: первым и вторым.

Конечно, в классе были и другие активисты. Председатель совета отряда, звеньевые, член совета дружины Вилкин.

И все тоже активно работали.

Председатель совета отряда поручал Ложкину составлять планы.

Три звеньевых тоже поручали Ложкину составлять планы.

Член совета дружины Вилкин посылал Ложкина вместо себя на заседания.

А Ложкин - что? У Ложкина характер покладистый. Он идёт.

Весною отряд даже отметили. Как активно работавший. Наградили походной палаткой. Чтобы во время похода было где от дождя укрываться.

Ложкину отряд поручил маршрут разработать.

А также достать ведро.

И ещё закупить картошку, соль, чай, хлеб, конфеты "Тузик" и мясные консервы "Завтрак туриста".

Были ещё более мелкие поручения. Насчёт мячика, одеял и спичек.

В заданном районе отряд вышел из электрички.

Председатель совета отряда вдохнул побольше загородного воздуха и сказал:

- Ребята! За активную работу нас наградили палаткой. Думаю, что будет совершенно справедливо, если эту почётную награду мы доверим нести пионеру Ложкину.

- Совершенно справедливо, - поддакнула звеньевая первого звена.

- Точно! - сказал звеньевой второго звена.

А звеньевой-три уточнил:

- Я настолько уважаю товарища Ложкина, так ему безгранично верю, что поручил бы ему также нести и продукты.

Ложкин уже открыл было рот, но член совета дружины Вилкин поднял руку и опередил его:

- Знаю, знаю, что ты хочешь сказать. Можешь не благодарить. Главное, чтобы ты не забыл тут барабан.

Положили пионеры на Ложкина всю поклажу (поскольку у него характер такой покладистый), запели песни и пошли.

Впереди председатель совета отряда идёт. Не оглядывается.

Звеньевые: "Шире шаг!"-командуют.

Природа туристам зелёный свет открывает.

Асфальтовая дорога влево ушла. Грунтовая-вправо. Тропинка в лес привела, поюлила-поюлила и растворилась где-то среди брусничных кочек.

- Привал! - скомандовал член совета дружины Вилкин. - Пора и перекусить.

- Совершенно справедливо, - откликнулась звеньевая первого звена.

- Точно! - согласился звеньевой-два.

- Разжечь костёр! - скомандовал председатель совета отряда. - Ложкин!

Но никто не откликнулся.

- Ложкин! - крикнул член совета дружины Вилкин.

Но и теперь никто не откликнулся.

- Ложкин! Ложкин! - закричали все тридцать четыре пионера.

- Ин... Ин... - ответило эхо.

- Отстал, что ли? - удивился председатель совета отряда.

- Совершенно очевидно, - согласилась звеньевая первого звена.

- Точно! - кивнул звеньевой-два.- Надо в горн подудеть.

- Так ведь горн-то у Ложкина, - нахмурился горнист.

- Безобразие! - сказал член совета дружины Вилкин. - Проявил такую недисциплинированность! Подвести весь отряд! Отстать, когда на тебя вся надежда! Оставить своих товарищей без продуктов!

- Совершенно верно. И без одеял,- уточнила звеньевая первого звена.

Первое звено помрачнело.

Второе нахмурилось.

Третье издало глубокий вздох.

Над ёлками тоже туча нависла. Ка-ак хлынет дождём!

А палатки нету...

И консервы "Завтрак туриста" у Ложкина остались.

- Придётся возвращаться, - заявил председатель совета отряда. Времени уже двадцать один час.

- Совершенно верно, - взглянула на часики звеньевая первого звена. Две минуты двадцать второго...

- Точно, - подтвердил звеньевой-два. - А куда идти? Председатель совета отряда сосредоточился:

- Кому было поручено ориентирование на местности?

- Ложкину...

Утром над лесом кружил вертолёт. Низко-низко. Тридцать четыре пионера бежали по кочкам, задрав головы вверх, и кричали:

- Дяденька! Мы здесь!

- Дяденька!

- Совершенно верно!

- Точно! Мы здесь!

Вертолёт сделал круг, и тогда тридцать четыре пионера увидели, как в круглом окне вертолёта показалась голова Ложкина, а вслед за этим с неба посыпались банки с консервами "З<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.337 с.