СОЗДАНИЕ ИМПЕРИИ И АУТОДАФЕ ИЦКОАТЛЯ — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

СОЗДАНИЕ ИМПЕРИИ И АУТОДАФЕ ИЦКОАТЛЯ

2023-02-03 52
СОЗДАНИЕ ИМПЕРИИ И АУТОДАФЕ ИЦКОАТЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

События происходят около 1428 года. Имя нового короля – Ицкоатль. Это человек решительный и отважный. Некоторые приписывают ему убийство Чималыюпоки. Ицкоатль решает сбросить зависимость мешиков от города Аскапоцалько и налаживает с этой целью необходимые связи. С помощью Голодного Койота, а также тенапекских городов Тлакопана и Хуэксоциико (долина Пуэбла) он разгромил Аскапоцалько и подчинил отказывавшиеся платить ему дань теиапекские города. Затем он основал с городами Тескоко и Тлакопап конфедерацию, которой с того времени суждено было доминировать в Мексике. Он становится сеньором кольхуас (colhuatecuhtli), Незауалькойотль – акольхуас (acolhuatekuhtli), а Тотоквихуастли из Тлакопана – теиаиеков (tepanecatecuhtli). Это, можно сказать, было рождением империи ацтеков. В первое время Мехико и Тескоко находятся, в принципе, на равной ноге, тогда как Тла‑ конап занимает в этом союзе место бедного родственника. Очень скоро, однако, Мехико получает неоспоримый перевес, и его король становится фактически главой империи.

Первейшая забота Ицкоатля заключалась в отыскании и уничтожении всех хроник для того, чтобы иметь возможность переписать всю историю по‑своему. В этом он отлично преуспел: все дошедшие до нас хроники Мехико подверглись самой тщательной переделке, что видно невооруженным глазом.

Другими словами, все, что в истории мешиков предшествует воцарению Ицкоатля, особенно в части странствий, но меньшей мере вызывает подозрение. Мешики представлены здесь согласно основному мифическому стереотипу странствующего пришельца – бедного, но отважного, подобного орлу или солнцу, одерживающего верх над

удобно устроившимися богатыми домоседами, привязанными к земле и к лупе.

Все же это не означает несостоятельности самого принципа странствий. Древние источники Месоамерики часто описывают случаи, когда тот или иной народ внезапно покидает свои земли и города и следует за неким выразителем божественного покровительства в поисках райской земли. Возможно, здесь кроется одно из объяснений этих воли отката из городов, которые так характерны для всей истории Месоамерики. Что бы там пи было, такие тенденции засвидетельствованы с полной очевидностью, во всяком случае, для индейцев Бразилии. За четыре столетия свидетели‑европейцы собрали много рассказов о внезапных миграциях людей, взбудораженных тем или иным пророком, в поисках рая. В одном из описываемых случаев более двух тысяч индейцев предприняли путешествие через всю Южную Америку. Немногие оставшиеся в живых, добравшись до Перу, не нашли там ничего из того, па что возлагалось столько надежд...

Странствия, таким образом, весьма вероятны; что, однако, вряд ли может вызвать сомнение, так это существование какого‑то города в лагуне Мехико к тому моменту, когда там оказались мешики. Именно существование этого предшественника Мехико хотел скрыть король Ицкоатль.

49

Археология и некоторые детали источников дают возможность предположить, что дело обстояло следующим образом. Группа людей, называющих себя мешикас, но той или иной причине покидают свой родной город, – допустим, Коль‑ хуакан, – и отправляется па поиски обетованной земли. После долгих бесплодных блужданий люди просят защиты у города, который называется Мехико‑Теиочтитлаи и божественным покровителем которого является Кецалькоатль. Они встречают хороший прием, им выделяют один или несколько кварталов города – согласно традиции, глубоко укоренившейся в Месоамерике. Город становится данником тенапеков. Когда наступают события 1428 года, мешики активно подталкивают людей к мятежу, тогда как коренные жители колеблются. Заключается договор, но которому в

4 Зак. 177

случае успеха мешики Ицкоатля становятся хозяевами города. Одержав победу, они действительно берут власть, определяя себе важнейшие посты, и начинают формировать свою аристократию. Захваченные у побежденного противника земли пожалованы наиболее отличившимся воинам. В плане религиозном Кецалькоагль заменен на покровителя города Уицилоночтли. Система двуглавого правления, весьма распространенная в великих доколумбовых цивилизациях, позволяет коренному населению сохранить право голоса. Рядом с королем, наместником на Земле Солнца и дневного света, часто действует «вице‑король» или chihuacoatl, «самка змеи» (это также имя одной великой богини), представляющий землю, ночь и автохтонов.

Наследуя тенанекской империи, Тройственный Союз сразу оказывается заложником своей победы. Став наиболее мощным государственным образованием в Мексиканской котловине, он, естественно, вызывает страх и ненависть у недоверчивых соседей. Ицкоатль как бы вынужден принять меры для устранения потенциальных противников. Укрепив свое положение в долине, он направляется на юг и подчиняет себе Куаунауак, а затем – в Герреро – Игу ал у и Куэцаллан. Захват Куаунауака (нынешняя Куэрнавака, в долине Морелос) имеет очень большое значение. Он показывает, что ацтеки пытаются разнообразить свои ресурсы и обеспечить себе определенную экономическую независимость, контролируя различные экологические уровни. Долина Морелос, расположенная на значительно меньшей высоте, чем долина Мехико, пригодна для выращивания здесь ценных тропических культур, в частности, хлопка.

Монтесума (на языке науа – Мотекусома) I Илуиками‑ иа, который унаследовал власть от Ицкоатля в 1440 году, значительно расширил свою империю. Сначала, в результате долгой войны, он смог разрушить могущественный союз Чалько‑Амакемекан. Расположенное главным образом в юго‑восточной части долины Мехико, это объединение контролировало доступ к долине Пуэбла и к побережью Мексиканского залива. Многочисленные беженцы из Чалько поселяются в соседней долине, возле Хуэксоцинко и Атлиско.

«ЦВЕТОЧНАЯ» ВОЙНА

долгое царствование Монтесумы I было омрачено страшным голодом, длительные последствия которого оказались поистине роковыми.

Голод свирепствовал с 1450 по 1454 год, то есть с 10‑го года Кролика до 1‑го года Кролика. Снег падал густыми хлопьями, холод и болезни косили людей, а урожаи были катастрофически ничтожными. Люди пытались эмигрировать или хотя бы спасти своих детей, продавая их в рабство тотонакам, жившим на побережье залива, где царило изобилие. Напрасные надежды, поскольку тотонаки приносили их в жертву богам, для того чтобы кара божья обошла их стороной. Короли открыли все свои закрома, однако пищи все равно не хватало на всех.

Жрецам Мехико природная катастрофа представлялась как божье наказание. Чтобы умилостивить богов, надо принести им жертвы – человеческие, конечно, – и в большом количестве. И что особенно важно – жертвоприношения должны осуществляться регулярно.

В жертву приносились, как правило, военнопленные. Но войны были непостоянными, а главное – происходили довольно далеко: пленные прибывали лишь время от времени и, кроме того, совершенно ослабленными и истощенными (большинство из них умирали в пути). Чтобы исправить положение вещей, было решено организовать «цветочную войну» (xochiyaoyotl), то есть регулярные сражения между Тройственным Союзом и городами Тласкала, Хуэксоцин‑ ко и Чолула (ранее Чололлан), находившимися в долине Пуэбла. Некоторые древние историки сообщают, что сражения должны были повторяться регулярно раз в двадцать дней. Города сражались но очереди. Допустим, в какой‑то месяц Мехико и Тласкала; затем – Тескоко и Хуэксоции‑ ко и так далее. Другие утверждают, что о поединках договаривались по необходимости – исходя из указаний жрецов или императора. Бои происходили обычно в одном и том же месте, без какого бы то ни было желания захватить новые территории. При возникновении особых трудностей в

одном из сражающихся лагерей битва прекращалась, и противники оказывали друг другу необходимую помощь. Жителям соседних двух долин, в зоне которых происходили военные действия, иод страхом смерти на жертвенном камне было запрещено заходить в чужую долину. В подобных случаях на рыцарское отношение не приходилось рассчитывать.

Кому пришла в голову идея установить обычай этой ритуальный войны – «веселой войны цветов»? Мешики и тескоканцы оспаривают друг у друга эту сомнительную славу. Свидетельства мешиков, восходящие к утерянной Chronique X, приписывают ее чихуакоатлю Тлакаэлелю, брату‑близпецу Моитесумы I, – почти что мифическому персонажу, оказывавшему на историю Мексики мощнейшее влияние в течение полувека.

Интересный факт из этой хроники: «цветочная» война предшествует там голоду. Монтесума захватил пленных и хочет их принести в жертву по поводу торжественного открытия расширенного и обновленного храма Уицилопочт‑ ли. Тлакаэлель возражает ему в том смысле, что работы в храме еще не закончены. Это, правда, но его мнению, не должно создавать препятствий при подготовке к жертвоприношениям. Будет совершенно неправильно, если Уици‑ лоночтли вынужден будет ожидать случая, когда он сможет подкрепиться. Наоборот, надо открыть для бога своего рода рынок, куда он смог бы отправиться со своей армией для того, чтобы приобрести съедобных воинов. Таким образом, он всегда будет иметь под рукой свой хлеб – только что вышедший из печи, теплый и вкусный.

«Рынком» послужат Тласкала, Хуэксоцинко, Чолула, Атлиско, Текоак и Тлилыоквитепек – шесть городов, назначенных богом для своей обслуги. Врагов не нужно будет бесцельно уничтожать, их надо будет лишь хранить для подходящего случая, как провизию или дичь. Установление ритуальной «цветочной» войны сочетает в себе несколько преимуществ. На рынке‑иоле сражения делаются запасы для богов. И в то же самое время – об этом Тлакаэлель умалчивает – для «благородных», которые, в противонолож‑ ность богам, будут пожирать эту провизию реально. В частности, «вице‑король», тоже лакомится человечиной. В то же время можно будет добиваться славы и почестей, знать не будет сидеть сложа руки, и рядовые воины смогут упражняться в ратном деле и проявлять отвагу. Именно в этих войнах отныне храбрецы будут награждаться драгоценностями и получать повышение в чипе. Что касается других врагов, таких как тараски, йопи, хуакстеки – продолжает объяснять chihuacoatl Тлакаэлель, – то в глазах Колибри‑ Левши они не представляют большой цены. Эти варвары, говорящие на каком‑то непонятном языке, – хлеб твердый и невкусный.

Пока мы не располагаем более существенной информацией о Тлакаэлеле – такой, какая, вероятно, существовала в Chronique X, мы не можем утверждать с достаточной определенностью, что именно он был создателем ритуальной войны, тем более что, но мнению мексиканских историков из Тескоко, им был Незауалькойотль. Иштлильхо‑ читль, постоянно озабоченный тем, чтобы придать королевскому роду из Тескоко, к которому он сам принадлежал, больший вес, объясняет, что поначалу Незауалькойотль энергично воспротивился требованиям жрецов, которые во время голода указывали на необходимость увеличения числа жертвоприношений. Затем, когда уже было невозможно уклониться от решения, состоялся королевский совет Тройственного Союза, и остановились на том, что жертвоприношения коснутся лишь военнопленных, удел которых все равно заключался в смерти на иоле брани. Шикотенкатль из Тласкалы, неизвестно зачем оказавшийся на королевском совете, выдвинул идею регулярных, совершаемых по правилам поединков. Все, однако, побуждает думать, что инициативу проявили мешикас. Город Тескоко был дружественно настроен в отношении городов Хуэксоцинко и Тласкалы, которые поддержали Незауалькойотля во время его изгнания. Мехико, напротив, враждебно относился к этим городам и преследовал при этом свои тайные политические цели. И поскольку Мехико в Тройственном Союзе имел значительный перевес, то решение в последней инстанции принадлежало именно ему. Возможно, к тому времени голод уже начался. Тесная связь между причиной зла и лекарством от него слишком очевидна. Известно, кроме того, что главный памятник царствования Монтесумы II, Teocalli (Храм войны) воздвигнут после очередного голода по поводу установления «цветочной» войны.

Тот факт, что для обеспечения достаточного числа военнопленных было признано необходимым прибегнуть к поединкам более или менее добровольных партнеров, является достаточно существенным. Боги, как утверждали жрецы, не могут зависеть от случайностей войны. Настоящие войны были, можно сказать, делом случая, их нельзя было начать когда угодно. Иначе говоря, необходимость кормить небо и землю, космическая задача или, для мешиков, божественное предназначение – не были сами по себе достаточными для ведения обычных войн. Нужны были другие мотивы, соответствующие международному праву. Поэтому для жрецов и знатных воинов возникает необходимость обладать каким‑то оборотным капиталом. Отныне войны будут делиться на две категории. Одни будут иметь целью завоевание территорий, военную добычу и дань, захват пленников с целью обращения в рабство или для жертвоприношений. Назначение других будет состоять преимущественно в приобретении жертвенного материала и для тренировки в военном деле.

«Цветочная» война не представляла собой какого‑то нового изобретения. Это выражение было употреблено для обозначения конфликта между городами Чалько и Тлакоч‑ калько еще в 1324 году. Но тогда оно использовалось, главным образом, для обозначения не настоящей войны со смертью людей, а исправителыю‑наказательных поединков, состязаний на копьях и кровопускания, оказывавшегося, как правило, несмертельным. «Цветочная» война между Мехико и Чалько в 1376 году относилась, ио‑видимому, именно к этому типу, через десять лет положение изменится. В 1387 году убивали уже всерьез, правда, только простых воинов. «На протяжении всех двенадцати лет войны погибали простые воины, а великие оставались живы, поэтому эта война и получила название “войны цветов”».

 

Уицилопочтли, Колибри‑Левша, держащий в правой руке устройство для полета, а в левой – стрелы, щит и флажок. Дюран, Historia... 1867‑1880

Хронист Чалько, Чимальнахии, сообщает, что «война перестала быть “цветочной” или, скажем, условной, регламентированной, в 1415 году, когда знатные мешики не отпускали уже взятых в плен чальков; аналогичным образом поступали и знатные чальки в отношении взятых в плен мешиков». Другие авторы определяют всю войну против чальков (1386‑1455) как «цветочную». Эта взаимная договоренность «благородных» о том, чтобы убивали только простых, просто поражает. Не они ли должны были в первую очередь обладать воинской доблестью и стремиться к славной и цветущей смерти па иоле битвы или на жертвенном камне? При обряде наречения ребенок простых родителей получал знаки социального положения или ремесла своего отца. Маленькому представителю знати вручалось выполненное но его росту оружие. И как только он появлялся на свет, повитуха ему говорила: «Дом, в котором ты родился, – не твое жилище; ты солдат; ты птица но имени quecholli; ты также птица но имени сaquan) ты птица и ты солдат того, кто присутствует всюду. Твой дом – это лишь временное пристанище. Твоя истинная родина далеко; ты уйдешь в другие края. Ты принадлежишь чистому полю, где происходят сражения. Только для них ты появился на свет; твое ремесло и твоя наука – это война; твой долг в том, чтобы поить солнце кровью твоих врагов и поставлять земле, чье имя Тлалтекутли, тела твоих противников для того, чтобы она их пожирала. Что касается твоей родины, твоего наследства и твоего счастья – ты найдешь их на небе во дворце Солнца... Для тебя будет счастьем оказаться достойным окончить свою жизнь на иоле боя и получить таким образом цветущую смерть».

Местные дворяне были очень далеки от того, чтобы стремиться к подобному счастью. В рассматриваемую нами эпоху (XIV век) об этом всерьез никто уже и не думал. Дворяне, даже враги, находились в постоянном сговоре. Когда мешики организовывали большие церемонии с жертвоприношением пленных воинов, они никогда не забывали приглашать важных представителей своих главных врагов. Эти сеньоры приходили тайно, поскольку простолюдинам ничего об этом знать не полагалось, и уходили, как правило, с богатыми подарками. Город Тласкала, в свою очередь, поступал точно так же. Гибель представителей знати высокого ранга во время «цветочных» сражений воспринималась, по‑видимому, как досадный эпизод.

«Цветочные» сражения, иногда довольно жестокие, дали толчок для возникновения рыцарской поэзии, отголоски которой обнаруживаются в трудах хронистов той эпохи. Те‑ зозомок, к примеру, определяет «цветочную» войну как битву галантную и славную, иоле которой усеяно цветами, драгоценными перьями и подобными красным розам телами, почившими в славе и радости, дух которых испытывает удовлетворение от общения с предками».

В современных исследованиях существует большой интерес к «цветочным» войнам и часто ставится вопрос об их истинной мотивировке. Та мотивировка, которая указывается древними авторами, уже известна: прежде всего это свежее и регулярное питание для богов; затем тренировка, почести и продвижение но службе; наконец то, что утверждается не столь решительно и определенно – дополнительное питание в виде человеческого мяса.

Первый мотив, без сомнения, наиболее важен: некоторые исследователи описывают «цветочную» войну как «осуществление религиозной концепции, составлявшей самую суть существования ацтекского народа». Следует, однако, уточнить, что реализация этой концепции осуществлялась также и в других войнах – обычных. Необходимость «цветочной» войны связывалась с более узкой задачей – обеспечить регулярный приток жертв в хорошем физическом состоянии.

Для других исследователей второй мотив – воинская тренировка – является первостепенным, поскольку такая империя, как государство ацтеков, требовала, чтобы ее военная машина была всегда в отличном рабочем состоянии. С этим можно не согласиться, поскольку прежде чем проводить регулярные воинские тренировки, надо иметь постоянную армию. Такой армии у ацтеков никогда не было, даже после десятилетий «цветочной» войны. Кроме того, мифы и поэтические произведения ацтеков достаточно хорошо показывают необычайную важность воинской мистики. К тому же, другие державы создавали очень эффективные армии, не прибегая при этом к такой убийственной тренировке, как цветочные войны. И, наконец, почему соперники Тройственного Союза принимали участие в этой смертельной игре? Ведь, как известно, ни гласкальтеки, ни хуэксоциики не отличались империалистической жаждой покорения мира...

Что касается третьего мотива, то его тоже не следует отвергать. Фактом является то, что жертвы поедались – прежде всего семьями вождей и наиболее отличившимися воинами. Американские исследователи утверждают, что практика человеческих жертвоприношений обусловлена, главным образом, нехваткой протеина, которая, в свою очередь, проистекала от отсутствия наиболее важных видов домашних животных. Получение порции человеческого мяса было важным фактором воздействия па настроение воинов. Интересен один неоспоримый факт; единственная великая цивилизация с архаичным ведением сельского хозяйства, которая не имела в этом своем хозяйстве крупных домашних животных, была именно той, которая санкционировала регулярное откармливание и поедание людей... Все же идея, распространяемая с большим публицистическим шумом, – это еще не открытие. Уже вскоре после Конкисты Карл V в надежде на искоренение каннибализма издал указ, поощряющий ввоз домашнего скота в Новую Испанию.

Рассмотренный тезис грешит чрезмерностью. Было доказано, что нехватка протеинов в организме ацтеков не была такой уж катастрофической. Кроме того, как правило, в пищу употреблялись лишь некоторые части тела. Кроме того, в широком масштабе каннибализм касался только некоторых ограниченных категорий населения и получил распространение только в Центральной Мексике. В других местах государства не были еще настолько могущественны, чтобы захватывать пленных в большом количестве. И, наконец, ничто не доказывает, что в предшествующих мезоамериканских цивилизациях, где также обходились без разведеция домашнего скота, существовало людоедство (если не считать возможных случайностей). При всем сказанном остается все же тот факт, что ритуальная война обеспечивала регулярную и своевременную поставку человеческого мяса.

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТЛАСКАЛЫ

Не была ли «цветочная» война просто войной, но с применением более коварных методов? Испанский хронист Гомара подсказывает эту идею уже в XVI веке. «Конечно, – соглашается он, – бои велись ради упражнений и захвата жертв, по особенно потому, что люди Пуэблы не хотели подчиняться мешикам и признавать их богов». Те‑ зозомок это подтверждает. Согласно его мнению, вице‑король Тлакаэлель предлагает довести до жалкого состояния шесть городов долины Пуэбла и народ йопи и обратить их в вассалов Мехико. Он говорит об этих боях не как о рыцарских поединках, проводившихся в равных для их участников условиях, но как о рынке, куда тласкалтеки приходят продавать, а мешики запасаться провизией. Какова в этом смысле точка зрения городов долины Пуэбла? Каково было их участие в этом «рынке»? Трудно сказать. Когда историки города Тласкалы говорят о настоящей ожесточенной войне, они обращаются к ситуациям более недавнего прошлого. Однако известно, что уже перед Монтесумой II ритуальные бои не всегда были галантными. Они возбуждали у тласкальтеков столь сильную ненависть к Тройственному Союзу, что во время Конкисты жители Тласкалы стали для Кортеса наиболее верными союзниками.

Если верить Иштлильхочитлю, то система ритуальных боев была предложена Шикотепкатлем из Тласкалы. Это мнение, вероятно, заимствовано у другого хрониста Теско‑ ко, Помара, который утверждает, что слышал от стариков из Тласкалы, будто их предки с охотой участвовали в «цветочных» войнах. Но что привлекало Тласкалу в этой войне? Нигде нет сведений о том, чтобы знаменитый голод был таким же сильным в долине Пуэбла, как в долине Мехико. При этом тласкальтеки должны были хорошо понимать, что не обладают такими резервами, какие были у их противников, и рано или поздно они проиграют.

Интересно рассмотреть версии тласкальтеков. Они ничуть не сомневаются, что война была настоящей. Кортесу они говорят о себе: «Эта провинция никогда никому не платила дани и никогда никому не подчинялась... с незапамятных времен они жили свободными и всегда успешно защищали себя от посягательств Монтесумы, его отца и других его предков, которые держали в подчинении все земли вокруг, но их, тласкальтеков, подчинить не могли несмотря па то, что постоянно держали под контролем выход из долины». По мнению одного из королей тласкальтеков, Машишкацина, которое было записано испанцами, войны с Мехико насчитывали восемьдесят, а может быть и сто лет, восходя к временам «дедушки» Монтесумы. Именно тогда мешикас хитростью захватили одного из наиболее влиятельных тласкальтекских сеньоров и замучили его до смерти, после чего его тело было обильно набальзамировано и превращено в светильник для королевских апартаментов или, несколько проще, – в факел.

По‑видимому, тласкальтекский рассказчик не мог удержать слез, вспоминая о таком грубом нарушении правил хорошего тона. Его рассказ находится в полном противоречии с другими данными и наверняка представляет собой апокриф. Другой, еще более подозрительный фрагмент, носящий на себе следы христианского влияния, был подобран все тем же Иштлильхочитлем; в нем содержится эпизод, аналогичный рассказанному, но уже применительно к Чалько – партнеру Мехико но «цветочной» войне. Внешние обстоятельства и причины совпадают, поскольку и здесь природное бедствие объясняется недовольством богов, а средство от него заключалось в увеличении жертвоприношений.

Король Тескоко Незауалькойотль намерен усмирить мятеж Чалько, по терпит поражение. Жрецы объясняют ему, что это наказание за его нечестивость, выражающуюся в слишком скупых человеческих жертвоприношениях. Тогда Голодный Койот, выполняя пожелания жрецов, устраивает богатое жертвоприношение. Тем временем Тотеоцин‑ текутли из Чалько захватывает в плен находившихся вместе на охоте двух сыновей правителя Мехико Ахаякатля и двух сыновей Незауалькойотля. Он приносит их в жертву, оправляет их сердца в золото и носит их на шее в виде ожерелья. Что касается тел, то он разместил их но четырем углам парадного зала, дав каждому в руки наполненную диалтеей кадильницу – для освещения зала.

Конец этой истории сильно отличается от того, что нас сейчас занимает. Речь идет о короле Тескоко, которого Иш‑ тлильхочитль представляет почти как монотеиста. Незауалькойотль не только не увеличивает жертвоприношения, но и вообще запрещает их, поскольку понимает их бессмысленность. Его боги представляются ему теперь ложными, и у него возникает ощущение присутствия другого, не известного ему до той поры бога – могущественного создателя мира. После того как он совершил сорокадневный (!) пост, к его слуге пришел некий излучающий сияние юноша, повелевший передать королю, что он будет вознагражден за свое примерное поведение и, несмотря на его пожилой возраст, жена подарит ему другого сына.

Оставим в стороне анекдот и перейдем к более серьезным объяснениям. Муньос Камарго из Тласкалы утверждает, что раньше жители двух соседних долин жили в идеальном согласии. Тласкала вела торговлю с побережьем и процветала. Но гордость обуяла в конце концов мешикас, и они стали проводить политику захватов – сначала при Ахая‑ катле, а затем при одном из его преемников, Ахвицотле. Вскоре они подчинили себе Хуэксоциико, Чолулу и несколько городов долины Пуэбла и поставили пограничные вехи, чтобы запереть Тласкалу в долине. Завидовавшие процветанию Тласкалы и ее гордой независимости Хуэксоциико, Чолула и другие побежденные города настраивали мешиков против тласкальтеков, утверждая, что те хотят захватить все побережье (Куэтлакстлан, Тукстлан, Чемпоалу, Коацако‑ алькос, Табаско и даже гору Кампече). Недолго думая, мешики захватили всю страну тотонаков (Тотонаканан) и уастекские провинции. Тласкала пыталась отстаивать свою независимость, но постепенно покорилась. Когда тласкалан‑ цы попытались узнать у мешиков о причинах такой неоправданной войны, им было сказано, что великий император Мехико является истинным повелителем мира, что никто не должен уклоняться от его власти и что попытавшегося это сделать ждет неминуемая гибель. После этого война между этими двумя городами продолжалась беспрерывно.

Автор (Муньос Камарго) совершенно не упоминает о священной войне, хотя, правда, и не отрицает ее существования. Он пытается только объяснить в выгодном для тласкальтеков смысле враждебность, существовавшую между двумя государствами. Его хронология запутанна: он помещает Ахвицотля перед Ахаякатлем – но его анализ не беспочвен. Как только Моитесума I заключил договор о «цветочной» войне с теми, кого отныне союзники будут называть «врагами дома», он поспешил окружить их со всех сторон. Сначала он принялся за Тлатлаукитеиек, Точнан и Куэчт‑ лан, отрезав таким образом дороги из долины Пуэбла на северо‑восток. Затем он перенес свои усилия на южный фланг Тласкалы. Такие города, как Тепеака на юго‑восток от Тласкалы, Коингглахуака на севере края миштеков, Ахвилизаиан (Оризаба) и Куэтлакстлан (Котакстла), были покорены один за другим, и войска союзников достигли побережья залива – к югу от современного Веракрус. Тласкала обещала помощь Ахвилизанану, затем Коиштлахуаке и, наконец, Куэтлакстлану, но всякий раз либо воздерживалась от какого‑либо вмешательства, либо осуществляла его тайно, скупо и безуспешно. Надо сказать, что в то время Хуэксоцинко был сильнее Тласкалы. Его подчинение Мехико, как утверждает тласкальтекский метис Муньос Камар‑ го, осуществилось при Монтесуме II.

В результате внезапных нападений Тласкала оказалась окруженной со всех сторон и лишенной ценностей, которые теперь шли потоком в города Союза в качестве подати: какао (благородный напиток и одновременно подобие денег в меновой торговле), каучук, из которого изготавливали, кроме всего прочего, мячи для игры в пелоту, хлопок и сверкающие всеми цветами радуги перья редких птиц.

Это устремление к морскому берегу с одновременным окружением Тласкалы заставляет предположить, что политические и экономические мотивы играли одинаково важную роль. Кроме того, Мехико желал обезопасить себя от какой‑ либо потенциальной угрозы, в частности, от такой близкой. Однако каждое нападение было, как правило, дорогим мероприятием. Стратегия Тройственного Союза всегда заключалась в принципе использования наименьшего сопротивления. Но долина Пуэбла была плотно заселена. По оценке Кортеса, в государствах Тласкала и Хуэксоцинко насчитывалось около 150000 налогоплательщиков, стайо быть, там могло быть примерно 750 тысяч жителей. Следовательно, нужно было ожидать яростного сопротивления и тяжелых потерь – при в общем небольшой экономической и политической выгоде; долина Пуэбла не могла предложить никаких предметов роскоши. Кроме того, даже оказавшись победителями, союзники должны были бы постоянно опасаться мятежей.

В этих условиях «цветочная» война могла явиться идеальным решением проблемы. При регулярных встречах, с одинаковым личнымсоставом с той и с другой стороны она должна была повлечь за собой примерно одинаковые ноте‑ ри – более ощутимые, однако, там, где население было менее многочисленным, то есть в долине Пуэбла. Все говорит о том, что эта война была навязана партнерам, которые не могли уклониться из‑за страха показаться трусами и потерять престиж. Это подтверждается тем фактом, что сражения происходили всегда в долине Пуэбла или на ее границах и никогда – в долине Мехико. «Враги дома» действительно выглядели как осажденные.

Поначалу короли долины Пуэбло не очень серьезно принимали в расчет последствия ритуальных сражений. Возможно даже, они надеялись, что куртуазный альянс свяжет союзников и помешает им атаковать ио‑пастоящему. Для Мехико и для Союза все это изначально было выгодным мероприятием. Союзники не только захватили необходимое количество пленных и прошли необходимую военную тренировку, но, кроме того, они нейтрализовали любое нападение, которое могло прийти с этой стороны. Они могли теперь спокойно окружить долину Пуэбла, отрезая ее от ресурсов любого рода, разорять ее и обескровливать, ожидая, когда государства Пуэблы развалятся сами собой. И все это происходило при соблюдении рыцарских манер, не задевая традиционного чувства дружбы, связывавшего Тескоко с Ху‑ эксоцинко и Тласкалой. Задуманная тактика должна была принести свои плоды: но некоторым оценкам, конечно, очень приблизительным, население долины Пуэбла с указанного времени начнет уменьшаться, тогда как везде в других местах оно будет увеличиваться.

 

ЭРА ТРЕХ БРАТЬЕВ: АХАЯКАТЛЬ, ТИЗОК И АХВИЦОТЛЬ (1469‑1502)

Если на востоке ацтекское могущество дает о себе знать до самого побережья, то на западе, наоборот, оно не выходит за границы долины.

Ахаякатль (1469‑1481) пытается изменить положение. Он берет Толуку, затем захватывает мощное королевство тарасков в Мичоакане, но в конечном итоге поход оказался неудачным, и тараски сохранили свободу. Ахаякатлю повезло больше в Тлателолько, расположенном вблизи Мехико. Как ни странно, этот город‑близпец Мехико все время оставался не зависимым от своего более мощного соседа. Под каким‑то благовидным предлогом Ахаякатль нападает на него. Тлателольки напрасно взывают к помощи «врагов дома». Их король гибнет в бою, они побеждены и вынуждены согласиться с навязанным им правлением военного губернатора.

В ознаменование своих побед и для увековечения славы Мехико Ахаякатль повелел вырезать из камня гигантскую чашу, предназначенную для приема сердец и крови жертв. Эта cuauhxicalli украшена по окружности одиннадцатью сценами, представляющими королей Мехико и униженных представителей основных завоеванных мешиками территорий. Чаша была обнаружена в 1988 году во дворе здания, расположенного в периметре того, что некогда было Великим Храмом Мехико.

Правление Тизока (1481‑1486) было коротким и малопримечательным. Его упрекали в мягкотелостй и, возможно, это послужило причиной его смещения. Он совершил несколько успешных походов против Ксиукоака – на границе уастекского края, к северу от теперешнего штата Веракрус. Однако, возвращаясь из Ксиукоака, он потерпел поражение от Мецтитлана. Его главная заслуга заключается, возможно, в продолжении строительства большой пирамиды Мехико‑Теночтитлана. Пирамида была двойной, наподобие самой королевской власти или первоначального верховного божества месоамерикаицев. Эго сооружение было увенчано двумя храмами: один был посвящен Уицилоиочт‑ ли – непобедимому воину, восходящему Солнцу, свету и самому существу народа мешикас; другой – Тлалоку, древнему богу земли и дождя, воплощению местных верований. Тизок велел изготовить новый жертвенный камень но образцу жертвенной чаши Ахаякатля, добавив при этом несколько сцен, отображавших новые победы. Обновленная пирамида была открыта с особой пышностью преемником Тизока, Ахвицотлем. Если верить источникам, за три дня в жертву было принесено 8Q000 пленных. После такого обнадеживающего начала великий tlatoani (король) совершил ряд походов, в результате которых территория империи увеличилась почти вдвое. На западе Ахвицотль покорил землю между Толукой и Тулой. На юге он пересек Герреро и дошел до Тихого океана. На востоке он одержал несколько побед в Оахаке, усмирил область Теуантепека и продвинулся до гавани Хоконочко на границе Гватемалы. Кроме того, подобно своим предшественникам и своему преемнику, он не уставал усмирять мятежи.

Со стороны долины Пуэбла ритуальная война постепенно приходила в упадок. К 1498 году союзники предприняли неожиданное нападение па Атлиско, проводившееся с нарушением установленных рыцарских правил и закончившееся полной неудачей. Воинами Тройственного Союза и городов Чалько, Хочимилько, Куитлауака и Мисквика командовал племянник императора Тлакауэнап, брат будущего императора Монтесумы II. Вместе с Тлакауэиапом находились два его брата. Вещие прогнозы относительно исхода операции были неблагоприятными. Перед походом Тлака‑ уэпан сказал императору: «Великий господин, я думаю, что больше не увижу твое лицо. Я поручаю тебе своих жен и детей».

Союзники вроде бы выстроили несколько сот тысяч человек – цифра явно раздутая, – но месоамериканцы имели обычай никогда не использовать в деле весь свой численный состав одновременно. Сначала Тлакауэнап отряжает двести мешиков, которые сразу ввязываются в бой. Затем наступает очередь тласкальтеков. Но чем больше Тлакауэнап посылает людей, тем более ощутимыми становятся потери. Посланные в подкрепление тенапеки творят чудеса, тогда как тлас‑ кальтеки выходят из боя для передышки. Подходят в большом числе хуэксоциики, и начинается настоящее побоище. Тлакауэнап понимает критичность положения. Он обнимает братьев и говорит им: «Вперед, братья! Пришло время показать пашу храбрость. Скорей на выручку к нашим воинам!» Они бросаются в гущу боя, однако противник не уступает пи пяди земли. Вскоре, увлекшись боем, Тлакауэнап оказывается в окружении сотни вражеских солдат. Непрерывно работая своим палашом, он валит на землю половину из этой сотни. Наконец, обессилев, он сдается: «Хватит, хуэк‑ соципки, я вижу, что больше не могу сопротивляться и что победа на вашей стороне. Пусть остановят бой. Я перед вами. Поступайте со мной но своей воле». Его хотят увести живым, но он цепляется за мертвых, говоря, что заслужил того, чтобы быть принесенным в жертву здесь же, па иоле боя. Уступая его настояниям, его убивают и тут же разрезают на части. Его два брата также убиты, многие знатные вожди взяты в плен. Союзники должны признать поражение и отступить. Хотя это сражение и смерть Тлака‑ уэпапа засвидетельствованы многими авторами,


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.