Права оперативно-розыскных органов — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Права оперативно-розыскных органов

2023-01-16 86
Права оперативно-розыскных органов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Согласно ст. 15 ФЗ об ОРД при решении задач ОРО имеют право:

- проводить гласно и негласно ОРМ, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

- устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с конфидентами;

- использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств ОРО, а также личность конфидентов;

- создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач ОРД.

Статья 15 ФЗ об ОРД определяет лишь наиболее общие группы прав ОРО; соответственно, права этих органов не ограничиваются предписаниями указанной статьи, а изложены и в иных нормах ФЗ об ОРД и других ФЗ. В частности, в ст. 13 ФЗ об ОРД закреплено право ОРО на проведение совместно с работниками УИС ОРМ в СИЗО.

Как уже отмечалось, ОРО имеют право на проведение ОРМ как гласно, так и негласно. Гласное проведение ОРМ предполагает выполнение действий, образующих содержание мероприятия, при которых не скрываются ни факт ОРМ, ни субъекты, его осуществляющие, ни истинные цели этого мероприятия. При проведении ОРМ негласно от их объектов и иных лиц скрывается сам факт осуществления действий, образующих ОРМ, а также личность субъектов, их проводящих.

Вместе с тем элементы гласности присутствуют в различных ОРМ. Например, невозможно представить себе негласный опрос потенциальных свидетелей на месте совершения преступления или негласное наведение справок при направлении официальных запросов на предприятия, в учреждения, организации. Элементы гласности в той или иной мере присутствуют и в других ОРМ, даже таких, казалось бы, сугубо негласных, как ПТП, проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативное внедрение или оперативный эксперимент. Нередко они, начинаясь негласно, в процессе их проведения переходят в гласную форму.

В ОРД выделяется и такая разновидность ОРМ, как зашифрованные, т.е. мероприятия, при проведении которых скрывается их истинная цель и (или) ведомственная принадлежность субъектов.

Ряд ОРМ непосредственно связаны с выявлением предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств (ПТП, снятие информации с технических каналов связи, сбор образцов и др.), а также с их использованием в процессе проведения ОРМ (оперативный эксперимент, контролируемая поставка), при осуществлении ОРМ могут быть обнаружены и предметы, изъятые либо ограниченные в свободном обороте. В этой связи при проведении ОРМ их субъекты вправе производить изъятие предметов, материалов и сообщений.

Изъятие предметов и материалов осуществляется для обеспечения их сохранности, исследования, предупреждения преступлений, документирования преступных действий. В зависимости от целей изъятия оно может быть как гласным, так и негласным.

Изъятие предметов и материалов может осуществляться в результате проведения ОРМ либо являться составной частью мероприятия (например, сбора образцов для сравнительного исследования). Следует отметить, что такие действия, будучи направленными на обеспечение раскрытия преступлений, не являются мерой ответственности за преступление и не связаны с лишением лица права собственности. Изъятие имущества ОРО носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности к государству. Такое решение может быть принято только судом по основаниям, предусмотренным УПК.

Под предметами следует понимать материальные объекты, имеющие значение для решения задач ОРД либо имеющие уголовно-процессуальное значение, например имеющие признаки вещественного доказательства.

В качестве материалов следует рассматривать документальные источники (носители) информации, содержащие сведения, представляющие оперативный интерес либо имеющие значение для целей уголовного судопроизводства.

Сообщения - это источники информации, которые передаются посредством каналов связи, а также такая информация в электронном виде, извлекаемая из технических средств.

Положение ст. 15 ФЗ об ОРД относительно порядка изъятия в ходе проведения ОРМ наркотических средств определяет Инструкция о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России, ФПС России от 9 ноября 1999 г. N 840/320/388/472/726/530/585.

Инструкция разработана в соответствии со ст. 8, 29, 36, 47 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", п. 1, 3, 4, 6, 8-10 постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным".

Инструкцией устанавливается единый порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи для дальнейшего использования в целях, предусмотренных законодательством РФ, и уничтожения. Требования Инструкции распространяются также на сильнодействующие и ядовитые вещества.

Положения ст. 15 ФЗ об ОРД, относящиеся к сфере связи, необходимо рассматривать в одном блоке с нормами ФЗ о связи и о почтовой связи, а также Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи от 31 июля 2014 г. N 234, Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 110, Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, утвержденного приказом Минюста России от 20 января 2006 г. N 7394.

В соответствии со ст. 64 ФЗ о связи операторы связи обязаны оказывать в установленных законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении ОРМ. Это положение продублировано в ст. 47 Правил оказания услуг почтовой связи. Кроме того, Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи в ст. 4 включает в данный вид надзора выполнение операторами связи требований по внедрению системы ОРМ.

Указанные нормы распространяются и на процедуру изъятия предметов, материалов и сообщений, а также прерывания предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

ФЗ о связи содержит положение, в соответствии с которым лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае выявления нарушений, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью человека, а также обеспечению нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (подп. 1 п. 1 ст. 37).

ФЗ о почтовой связи в ст. 22 определяет ограничения в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ.

В почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах РФ, запрещены к пересылке:

а) огнестрельное, сигнальное, пневматическое, газовое оружие, боеприпасы, холодное оружие (включая метательное), электрошоковые устройства и искровые разрядники, а также основные части огнестрельного оружия;

б) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, радиоактивные, взрывчатые, ядовитые, едкие, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества;

в) ядовитые животные и растения;

г) денежные знаки РФ и иностранная валюта (за исключением пересылаемых ЦБ РФ и его учреждениями);

д) скоропортящиеся продукты питания;

е) предметы и вещества, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, загрязнять или портить (повреждать) другие почтовые отправления и почтовое оборудование.

Организации федеральной почтовой связи имеют право задерживать почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, а также уничтожать или разрешать уничтожать почтовые отправления, содержимое которых вызывает порчу (повреждение) других почтовых отправлений, создает опасность для жизни и здоровья работников организаций почтовой связи или третьих лиц, если эту опасность нельзя устранить иным путем.

Порядок изъятия из почтовых отправлений, пересылаемых в пределах РФ, а также уничтожения предметов и веществ, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи, устанавливается Правительством РФ.

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения в РФ действует система экспортного контроля, ограничивающая свободное движение товаров через таможенную границу РФ.

Так, в соответствии со ст. 16 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и в целях обеспечения выполнения международных обязательств РФ, вытекающих из Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения, Президент РФ Указом от 26 августа 1996 г. N 1268 утвердил Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется.

Также были установлены особые ограничения в отношении отдельных видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.

В частности, Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" в целях сохранения государственного контроля за реализацией отдельных видов продукции, имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства, и обеспечения общественной безопасности был утвержден Перечень видов продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.

В указанный Перечень включены:

- драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;

- драгоценные камни и изделия из них;

- стратегические материалы;

- вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;

- ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;

- боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование;

- уран, другие делящиеся материалы и изделия из них;

- рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;

- результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники;

- шифровальная техника и нормативно-техническая документация на ее производство и использование;

- яды, наркотические средства и психотропные вещества;

- спирт этиловый;

- отходы радиоактивных материалов;

- отходы взрывчатых веществ;

- отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни;

- лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;

- лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье);

- специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно-техническая документация на их производство и использование.

Запрет на пересылку определенной категории товаров установлен ст. 25 Всемирной почтовой конвенции. Так, например, к товарам, запрещенным к пересылке в международных почтовых отправлениях, относятся:

- наркотики и психотропные вещества;

- взрывчатые, воспламеняющиеся или другие опасные, а также радиоактивные вещества.

Правила почтовой связи (п. 49) предусматривают, что операторы почтовой связи имеют право задерживать внутренние почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, в месте их обнаружения.

О факте обнаружения в почтовых отправлениях запрещенного к пересылке вложения и задержания этих почтовых отправлений операторы почтовой связи обязаны немедленно ставить в известность соответствующие органы, уполномоченные производить изъятие запрещенных к пересылке предметов и веществ. Об указанном факте в отношении международных почтовых отправлений операторы почтовой связи обязаны немедленно ставить в известность таможенные органы РФ.

Предметы, которые по своему характеру или из-за упаковки могут представлять опасность для жизни и здоровья людей, загрязнять или портить (повреждать) другие почтовые отправления и имущество, изымаются операторами почтовой связи и уничтожаются, если эту опасность нельзя устранить иным путем, с составлением соответствующего акта.

Об изъятии или уничтожении предметов и веществ, запрещенных к пересылке, операторы почтовой связи обязаны информировать в 10-дневный срок отправителя или адресата, за исключением случаев, когда по факту обнаружения указанных предметов и веществ правоохранительными органами принимается решение о проведении ОРМ.

ОРО производят при проведении ОРМ изъятие предметов, материалов и сообщений, содержащихся в почтовых отправлениях, прерывают предоставление услуг связи во взаимодействии с операторами связи и территориальными органами по надзору в сфере связи.

ОРО вправе прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Прерывание услуг связи осуществляется для достижения целей и решения задач ОРД, например предотвращения преступлений, воспрепятствования их совершению. Так, прерывание связи может осуществляться при проведении контртеррористических операций для воспрепятствования координации и согласованности действий террористов.

Право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе ОРО, корреспондируется с положениями ст. 16 ФЗ об ОРД, определяющей содействие граждан органам, осуществляющим ОРД.

В ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению ОРО могут использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц. Это право связано с решением вопросов конспирации ОРД, зашифровки проведения ОРМ, сохранения в тайне конфиденциального содействия граждан ОРО и др. При реализации рассматриваемого права ОРО может, например, осуществляться наблюдение за объектом из помещения, здания, сооружения или транспортного средства, обеспечиваться конспиративная встреча с лицом, внедренным в преступную группу или оказывающим негласное содействие ОРО, проводиться засада и последующее задержание преступника с поличным, оперативный эксперимент и др.

Служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц согласно ФЗ об ОРД могут использоваться на основании заключенного договора или устного соглашения. Это зависит от вида используемого объекта, длительности его использования, согласия собственника или владельца. Данное положение соответствует и нормам ГК, в соответствии с которым форма соглашения может быть как устной, так и письменной. Договор может быть как возмездным, так и безвозмездным, это связано с тем, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 421 ГК).

Смысл ОРД в целом и конкретные цели отдельных ОРМ, основанных на разведывательных методах, требуют сокрытия принадлежности их участников к субъектам ОРД. Отчасти это и достигается путем использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств, принадлежащих ОРО, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Под зашифровкой понимается комплекс мероприятий (организационных, тактических, психологических, поведенческих и др.), обеспечивающих сохранение в тайне проводимых ОРМ, принадлежность к ОРО их участников, а также предприятий, учреждений, организаций и их функционального назначения. Зашифровка таких объектов обеспечивается совокупностью специальных средств и методов. Наличие документов оперативного прикрытия*(40) является составной (как основной, так и вспомогательной) частью зашифровки, обеспечивающей дополнительные гарантии безопасности участников ОРМ, условием эффективности проводимых ОРМ.

Зашифровка сил и средств ОРД обеспечивается при помощи реализации выбранной легенды прикрытия, соответствующего ей поведения, внешних атрибутов участника мероприятия, необходимых документов, проведения обеспечивающих мероприятий по закреплению легенды, приданию ей убедительности, правдоподобности. Документы, зашифровывающие личность должностного лица и конфидентов, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств, по смыслу ФЗ об ОРД могут быть использованы лишь непосредственно в ОРД для реализации целей и задач этой деятельности. Использование документов в иных целях не образует рассматриваемого права ОРО.

ОРД предполагает в отдельных случаях полную зашифровку должностных лиц и конфидентов, их местонахождения, характера деятельности и др. Это означает, что может скрываться не только ведомственная принадлежность к ОРО, но и их анкетные данные, место рождения и жительства, место работы, профессия, должностное положение и т.п. Помимо использования документов прикрытия это достигается путем использования легендированных объектов, под оперативным прикрытием которых действуют участники ОРД.

ОРО вправе создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения.

Законодатель определяет, что указанные структуры могут создаваться в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Соответственно, при создании и функционировании отдельных легендированных объектов применяются на общих основаниях нормы ГК. Созданию легендированного, как и любого, предприятия должны предшествовать разработка пакета учредительных документов, регистрация в едином государственном регистре юридических лиц, постановка на учет в налоговом органе, открытие расчетного счета в банке и регистрация в юридическом отделе районной (городской) администрации и др. Для обеспечения функционирования предприятия в соответствии с законодательством должны осуществляться подбор персонала, хозяйственная деятельность, финансовые расчеты и т.д. независимо от цели и реального назначения этого объекта.

Функционирование легендированных юридических лиц предполагает осуществление ими какой-либо хозяйственной (коммерческой) или иной деятельности, сотрудничество с организациями, гражданами, финансовыми органами и др., что влечет необходимость выполнения принятых на себя обязательств, а в отдельных случаях - и гражданско-правовой ответственности по ним.

Исходя из анализа задач ОРД в их преломлении к деятельности ОРО следует, что такие легендированные объекты должны создаваться прежде всего в интересах предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Однако цели создания объектов в качестве легендированных довольно разнообразны и не ограничиваются только решением задач, прямо предусмотренных ФЗ об ОРД, а могут использоваться для решения вспомогательных задач ОРД.

В качестве целей использования легендированных объектов могут быть: легендирование деятельности оперативных подразделений; обеспечение конспирации и собственной безопасности оперативных подразделений; сбор, обработка негласной информации; документирование преступной деятельности, задержание преступников с поличным; зашифровка негласных мероприятий; обеспечение безопасности сотрудников оперативных подразделений; введение объектов ОРД в заблуждение относительно характера и целей действий оперативного аппарата либо побуждение их к определенным поступкам и др.

Неисполнение законных требований должностных лиц ОРО либо воспрепятствование ее законному осуществлению влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

 

4.4. Межведомственное взаимодействие оперативно-розыскных органов*(41)

 

Взаимодействие специализированных подразделений субъектов ОРД следует рассматривать в двух аспектах.

В широком смысле - это деловой контакт и слаженная работа различных ведомств в борьбе с преступностью:

- совместная деятельность по выработке стратегии этой борьбы. В частности, ее результаты должны быть использованы в разработке и координации исполнения федеральных программ по предупреждению и пресечению противоправной деятельности, в реализации решений Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ по борьбе с преступностью, коррупцией и терроризмом;

- совместные совещания на разных уровнях, направленные на повышение оперативности взаимного информирования, включение сил обоих ведомств в мероприятия по оперативной проверке, разработке и проведению тактических операций;

- регулярный обмен опытом борьбы с преступностью, ознакомление с опытом спецслужб и полиции как сопредельных, так и иных государств;

- совместная разработка тактики с учетом масштабов, усложнения структур и системы отношений в среде организованной преступности;

- использование в борьбе с преступностью и коррупцией возможностей иных государственных органов, негосударственных предприятий;

- совместное принятие мер и внесение предложений об устранении условий, способствующих преступности, коррупции и терроризму.

В узком смысле - это отношения оперативных работников различных ведомств, возникающие в связи с конкретными оперативными проверками на разных стадиях - от получения и оценки исходной информации до планирования и материального, оперативно-технического и силового обеспечения реализации собранных данных (оперативно-тактическое взаимодействие).

Для эффективности взаимодействия необходимо ориентироваться на разграничение компетенции между ведомствами.

По форме, например, такие ведомства, как МВД, ФСБ, ФТС, выполняют сходные функции:

- проводят разведывательно-поисковые мероприятия, направленные на сбор сведений об организованной преступности и коррупции, об ОПФ, и в этих целях организуют оперативное проникновение в их структуры;

- создают банки информации, анализируют деятельность ОПФ;

- ведут оперативную проверку и разработку членов и лидеров ОПФ;

- обеспечивают изобличение коррумпированных лиц в органах власти и управления;

- осуществляют сбор информации и меры противодействия проникновению ОПФ зарубежных стран на территорию РФ;

- документируют деятельность ОПФ, имеющих международные связи;

- осуществляют постоянный сбор информации о всех криминально активных лицах (авторитеты уголовно-преступной среды, "теневой экономики", "воры в законе", международные аферисты и финансовые махинаторы), способных организовать ОПФ, осуществить подкуп должностных лиц в учреждениях власти и управления;

- производят документирование действий и связей;

- пресекают попытки использования ОПГ в террористической и экстремистской деятельности;

- проводят комплексные целевые операции.

У названных ведомств единое правовое и криминальное пространство, единые цели и задачи; и в рамках этого нужно найти разграничение для того, чтобы была персональная ответственность за конкретные участки работы. Если существует проблема контрабанды и есть ведомства, подразделения, ответственные за ее решение, это должно быть, безусловно, четко определено. В то же время это не означает, что если данным вопросом занимаются ФСБ и его структуры, то это не касается МВД или ФТС. Но поток информации в этом случае должен идти в сторону ФСБ. И так - по каждому направлению. Существование элементов параллелизма - нормальное явление в практике всех спецслужб в цивилизованном мире. Это проявление здоровой конкуренции, которая не дает возможности развиваться монополизму в ОРД. Разумеется, конкуренция не должна нарушать основных принципов ОРД, расшифровывать негласных сотрудников, мешать проведению тех или иных оперативно-тактических операций.

Провести жесткое разграничение компетенции на данном направлении между субъектами ОРД крайне сложно. Организованная преступность, терроризм и коррупция - явления со сложной структурой социальных компонентов, в большей мере криминологические, чем чисто правовые. Практика показывает, что за каждым преступным формированием, попавшим в поле зрения оперативных органов, просматривается целый "букет" преступлений (от "заказных" убийств, содержания притонов до контрабанды, наркобизнеса, диверсий и терактов).

Рассмотрим более подробно содержание основных форм взаимодействия.

Совместная деятельность по выработке стратегии борьбы с преступностью, коррупцией и терроризмом. Такое взаимодействие строится на основе информационно-аналитической работы, которая является составным элементом управленческой деятельности субъектов ОРД. Все они обеспечивают Президента РФ, высшие органы законодательной и исполнительной власти РФ информацией о состоянии и тенденциях организованной преступности, об угрозах безопасности государства и о чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь тяжкие социально-политические, экономические, военные, экологические последствия.

В этих целях при необходимости объединяются усилия в осуществлении анализа и прогнозирования внутриполитической, социально-экономической и криминологической обстановки, влияния на нее организованной преступности, коррупции и терроризма. Особое внимание уделяется проблеме совершенствования законов, повышению авторитета ОРО, непосредственно обеспечивающих эффективность реагирования на преступные проявления. Совмещение потоков информации, организуемых ОРО, обогащает прогнозную информацию и тем самым позволяет предвидеть появление новых объектов оперативного интереса, возможные конфликты между преступными сообществами, строить исходя из этого тактику ОРО. Любая сумма оперативных данных, воспроизводящая ту или иную модель политических или экономических целей ОПФ, должна анализироваться с точки зрения прогноза вариантов развития событий, что предопределяет расстановку и тактику использования оперативных сил. Результаты совместной выработки стратегии борьбы с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом реализуются в предложениях при подготовке проектов указов Президента и законов, а также в подготовке локальных решений, планов совместных организационно-тактических мероприятий, комплексных операций.

Необходимо отметить весьма благотворное влияние совместного анализа тенденций преступности, коррупции и терроризма на качество ОРД. Потребность в дополнительной информации стимулирует активизацию ОРД и поиск дополнительных тактических решений в любой ситуации, где могут быть получены необходимые данные о преступности, коррупции и терроризме. Очевидно, что определенные сферы (ситуации) оказываются под контролем различных субъектов ОРД. Необходим и подбор специалистов для отбора дополнительной информации. Часто предмет исследования - преступность, коррупция и терроризм - требует объяснения многих явлений путем прослеживания их генезиса и эволюции, оценки в связи с определенными событиями, прошлой преступной деятельностью организаторов и активных членов ОПФ.

Рабочие встречи оперативных сотрудников. Имеют целью повышение оперативности взаимного информирования, реагирования на организованную преступную деятельность.

Сложился опыт организации регулярных встреч оперативников, специализирующихся по линиям борьбы с преступностью, коррупцией и терроризмом.

На таких встречах достигают договоренности о координации действий и обмене информацией, готовят планы совместных мероприятий.

В ходе таких встреч выносят предложения:

- по увеличению объемов обмена оперативной информацией;

- взаимообмену (для использования в работе по конкретным мероприятиям) некоторыми видами спецтехники.

Особое значение такие встречи имеют в борьбе с межреспубликанскими, межрегиональными и международными ОПГ и террористическими организациями, в разоблачении коррумпированных должностных лиц.

В этой форме взаимодействия существует проблема пределов взаимного ознакомления с оперативно-розыскной информацией и ее источниками. Сложилась тенденция, согласно которой источники оперативной информации лишь в крайних случаях расшифровываются перед сотрудниками других ведомств, а именно в тех случаях, когда эти сотрудники готовят их внедрение в среду разрабатываемых.

В большинстве же случаев оперативная информация фигурирует "обезличенно", т.е. при обмене ею используют только проверенные факты, без указания условий, а тем более конфидентов, которыми они установлены. Чаще всего обмен происходит с помощью меморандумов - письменных обобщений с указанием целесообразных вариантов использования оперативной информации.

Обмен опытом борьбы с преступностью. В ОВД накоплен огромный опыт разоблачения расхитителей, взяточников, дельцов теневой экономики, мошенников, организаторов и членов разбойных и рэкетирских групп, бандформирований, которые разными путями попадают в структуры организованной, в том числе "политизированной", преступности. Сотрудники полиции за годы оперативного наблюдения за этим контингентом хорошо осведомлены о нравах и обычаях преступной среды, знают сильные и слабые (уязвимые) места преступников. Эти знания часто необходимы сотрудникам ФСБ, ФТС, особенно в работе по привлечению граждан к конфиденциальному сотрудничеству и при проведении ОРМ по "подрыву" (разобщению, компрометации) ОПФ.

Организация и проведение совместных комплексных целевых операций по борьбе с преступностью и коррупцией. Практикуются совместные операции двух типов.

Первый - это растянутые на относительно длительный период времени (год-два) с последовательным накоплением оперативно-розыскной информации, ее обменом и поэтапным введением сил и средств ОРО различных ведомств.

Примером такого типа операций являются совместные мероприятия МВД и ФСБ по пресечению организованной преступной деятельности этнических ОПФ в Московском регионе. При разработке совместного плана операции на основе обобщения оперативно-розыскной информации установлено, что происходит разрастание структур этих ОПФ, специализация на хищении и продаже оружия, квалифицированном вымогательстве, сопряженном с разбоем, истязанием, похищением людей, уничтожением имущества. Уточнены способы осуществления ими контроля над ресторанами, кафе, рынками, коммерческими магазинами, кооперативами и совместными предприятиями. Получены дополнительные данные о связях с ОПФ в ряде зарубежных стран.

Все это предопределило начало нового этапа в борьбе с ОПФ, сформировавшимися на основе землячества. Главное внимание уделено координации действий ОРО разных регионов между собой, а именно:

- аналитическому поиску с использованием ранее собранных материалов;

- созданию АБД в отношении членов ОПФ, сформировавшихся по принципу землячества и действующих в Московском регионе;

- ориентированию конфидентов на выявление членов этнических ОПФ, совершающих тяжкие преступления, способных на террористические действия, поставляющих оружие и боеприпасы в республики Северного Кавказа;

- анализу оперативных материалов об отмывании ОПФ денег через смешанные предприятия, фирмы, кооперативы;

- использованию возможностей налоговых инспекций для выявления мошеннических операций в финансовой сфере;

- определению через оперативные возможности традиционных мест концентрации боевиков и другого преступного элемента (гостиницы, общежития, рестораны, казино);

- участию специализированных управлений ФСБ, СВР и НЦБ Интерпола в России в налаживании взаимодействия со спецслужбами зарубежных стран для пресечения преступной деятельности представителей этнических ОПФ в этих странах, раскрытия совершенных в РФ преступлений.

Второй тип операций можно охарактеризовать как нанесение массированных краткосрочных "ударов" по определенным объектам, механизмам преступной деятельности ОПФ с использованием максимального количества сил и средств различных ОРО на конкретно определенных направлениях и в криминогенных местах.

При подготовке совместных мероприятий оперативники определяют круг участников - сотрудников иных правоохранительных органов, должностных лиц других государственных учреждений, специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, необходимость участия конфидентов. При такой подготовке предусматриваются график включения соответствующих участников, их функции, подстраховка и изменение плана действий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. Причем не исключено, что оперативники могут не расшифровывать силы подстраховки, с тем чтобы сохранить конфиденциальность отношений с соответствующими гражданами и должностными лицами.

Таким образом, тактическое взаимодействие обеспечивает:

- непрерывное слежение за объектами оперативной проверки;

- перекрытие каналов передачи информации в среде проверяемых;

- организацию каналов "доставки" необходимой информации в ходе проведения ОРМ и через негласные каналы;

- использовани<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.