Обеспечение государственной тайны в оперативно-розыскной деятельности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Обеспечение государственной тайны в оперативно-розыскной деятельности

2023-01-16 20
Обеспечение государственной тайны в оперативно-розыскной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В ст. 12 ФЗ об ОРД сформулированы основные положения об обеспечении государственной тайны в ОРД:

- сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС ОРО и конфидентах, а также об организации и о тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя ОРО;

- предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС ОРО и конфидентах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных ФЗ;

- судебное решение на право проведения ОРМ и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в ОРО;

- оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, могут быть представлены органу дознания, следователю, судье, другим ОРО в порядке и случаях, установленных ФЗ об ОРД.

Обеспечение гостайны в ОРД закреплено и в других нормах ФЗ об ОРД (ст. 14, 15, 17 и 21)*(6).

Предписания ФЗ об ОРД направлены и на обеспечение эффективности и целесообразности проведения ОРМ, которые зависят от соблюдения их негласности, а также обеспечения безопасности их участников. В частности, ПТП, снятие информации с технических каналов связи, проверочная закупка, использование конфиденциальных источников информации могут быть эффективными только при условии, если о их проведении неизвестно объектам ОРМ. Сохранение конфиденциальности содействия лиц ОРО создает предпосылку их безопасности, обеспечивает возможность решения ими общих и частных задач ОРД.

Для правильного уяснения содержания и применения предписаний ФЗ об ОРД необходимо также руководствоваться нормами иных законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов. В частности, отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регулируются законом о гостайне, а перечень составляющих ее сведений утверждается Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Порядок представления результатов ОРД органу до знания, следователю или в суд регламентируется ведомственными (межведомственными) нормативными правовыми актами.

Статья 12 ФЗ об ОРД не определяет сведения, отнесенные к государственной тайне, а лишь воспроизводит положения закона о гостайне.

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной деятельности и ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 закона о гостайне).

К государственной тайне относятся сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ.

Данные об организации и тактике проведения ОРМ - сведения, характеризующие меры, направленные на подготовку, обеспечение и проведение конкретных действий, наиболее эффективное применение оперативно-розыскных сил и средств, а также совокупность приемов и способов достижения намеченной цели при проведении конкретных ОРМ. Данные об организации ОРМ могут содержаться в различных оперативно-служебных документах, в том числе по планированию, контролю за проведением негласных мероприятий.

Организация ОРД - это комплекс мер, направленных на подготовку, обеспечение и проведение конкретных ОРМ и действий ОРО. К числу таких целенаправленных мер можно отнести комплекс распорядительных, материально-технических и иных мер, обеспечивающих подготовку и осуществление ОРМ, а также управляющее воздействие и непосредственное руководство их проведением.

Тактика ОРД - это наиболее целесообразный порядок применения оперативно-розыскных сил и средств, а также оптимальная совокупность приемов и способов достижения намеченной цели при проведении конкретных ОРМ. Тактика ОРД может заключаться в определенной последовательности проведения ОРМ, выборе способа реализации их результатов, одновременном применении гласных и негласных средств и методов, зашифровке действий участников ОРМ, их легендированном поведении и др.

Силы ОРД - субъекты, задействованные для проведения ОРМ в качестве как непосредственных их участников, так и обеспечивающих их подготовку и проведение. К силам ОРД относятся должностные лица органов, осуществляющих ОРД, штатные гласные сотрудники, ШНС, конфиденты, а также привлекаемые для проведения ОРМ в качестве специалистов или иных участников ОРМ.

Источники ОРД - различные носители информации, в качестве которых могут выступать физические лица, обладающие информацией, представляющей оперативный интерес, предметы и (или) документальные материалы, отражающие (содержащие) оперативно значимые сведения.

О понятии средств и методов ОРД см. § 5 гл. 1 учебника.

Планирование ОРД - элемент ее организации. Оно включает процесс и результат интеллектуальной деятельности субъектов ОРД, выраженный в вербальной форме либо документально закрепляющий совокупность сведений о порядке действий, которые предстоит осуществить, время, место, исполнителей ОРМ.

О понятии результатов ОРД см. § 1 гл. 14 учебника.

Исходя из содержания ст. 12 ФЗ об ОРД указанные в ней сведения подлежат рассекречиванию на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в случае изменения объективных обстоятельств, в силу которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Безусловно, при проведении ОРМ режим секретности и конспирации объективно необходим. Вместе с тем такая необходимость может исключаться, когда ОРМ уже проведены, а факт их проведения, характер действий и субъект (субъекты) известны лицу, в отношении которого проводились ОРМ.

Показательна, например, сложившаяся практика использования результатов отдельных ОРМ (оперативное внедрение, проверочная закупка), которые рассекречиваются и гласно используются в уголовном процессе. В обвинительном заключении, в судебном следствии, в приговоре суда не в обобщенном виде, а совершенно конкретно рассматриваются и излагаются существо проводимых ОРМ и порядок (тактика) действий их участников.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне заключается в установлении целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных последствий этого акта исходя из интересов ОРД и лиц, в ней участвующих.

Своевременность отнесения сведений к гостайне заключается в заблаговременном установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения и до изменения объективных обстоятельств, которые предопределяют нецелесообразность сохранения таких сведений в тайне.

Что касается лиц, участвующих в оперативном внедрении, то в ст. 12 ФЗ об ОРД речь идет только о внедрении в ОПГ. Такая законодательная формулировка не означает, однако, что сведения о лицах, внедренных в иные преступные формирования (террористические и экстремистские организации, незаконные вооруженные формирования) или "подведенных" к отдельным лицам, могут рассекречиваться в ином порядке, чем информация о лицах, внедренных в ОПГ. Это связано с тем, что информация о конфидентах в любом случае не может быть рассекречена без их письменного согласия вне зависимости от их внедрения. Разглашение же сведений о должностных лицах ОРО, которые не отнесены к категории ШНС, противоречит принципу конспирации в ОРД, и сведения о них подлежат сохранению в тайне на весь период участия в оперативном внедрении независимо от того, является ли объектом внедрения преступная группа, ОПГ либо иное ОПФ.

Защита гостайны обеспечивается совокупностью правовых и организационных средств, в частности практической реализацией принципов конспирации, сочетанием гласных и негласных начал в ОРД, ограничением на предоставление сведений объектам ОРМ о полученной о них информации, которые им передаются в пределах соблюдения требований конспирации и при условии исключения самой возможности разглашения государственной тайны.

Сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС ОРО и конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ не могут быть предоставлены суду.

Защита гостайны является видом основной деятельности и обеспечивается ОРО в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, возлагается на руководителей ОРО.

Защита сведений, составляющих государственную тайну в сфере ОРД, обеспечивается также порядком допуска лиц к таким сведениям. Допуск к сведениям, составляющим гостайну, включает процедуру оформления права лица на санкционированное ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с их использованием.

Должностные и иные лица, допущенные к сведениям, составляющим гостайну, и виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность.

Интересами сохранения в тайне факта проведения ОРМ продиктовано законодательное предписание на хранение судебного решения и материалов, послуживших основанием для принятия такого решения, только в ОРО. Судебные органы не вправе оставлять в своем распоряжении копии судебных решений и материалы, их обосновывающие.

Руководители судебных органов обязаны создавать условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, могут представляться органу дознания, следователю, судье на основании и в порядке, предусмотренных ч. 3 ст. 11 ФЗ об ОРД, а другим ОРО - в соответствии с положениями ведомственных (межведомственных) нормативных правовых актов.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.