Единство и различия оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Единство и различия оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности

2023-01-16 35
Единство и различия оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как уже было отмечено, по своей сути ОРД носит разведывательно-поисковый характер, т.е. напрямую связана с проникновением в замыслы преступников, в их среду с целью получения необходимой информации о совершенных и готовящихся преступлениях.

Одновременно ОРД содержит элементы контрразведывательной деятельности, т.е. с помощью ОРМ, оперативно-розыскных средств и методов пресекает разведывательную и контрразведывательную деятельность ОПФ, террористических организаций и отдельных лиц, совершающих и подготавливающих преступления, находящихся в розыске за совершение преступлений, а также обеспечиваются защита государственной тайны и собственная безопасность субъектов ОРД.

Законодательное определение разведывательной деятельности содержится в ФЗ "О внешней разведке" в ст. 1, 2 и 5.

В ст. 1 внешняя разведка РФ определяется как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки РФ, является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных указанным ФЗ методов и средств.

Согласно ст. 2 разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки РФ посредством:

1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (разведывательная информация);

2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент РФ и Федеральное Собрание, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности РФ иными способами.

Статья 5 ФЗ "О внешней разведке" определяет цели разведывательной деятельности:

1) обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;

3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим ФЗ.

Статья 11 ФЗ "О внешней разведке" определяет сферы деятельности органов внешней разведки РФ, а фактически субъекты.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

Службой внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами РФ, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за пределы территории РФ граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

органом внешней разведки Минобороны - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательная деятельность органов ФСБ осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с ФЗ о ФСБ.

В свою очередь, в ст. 11 ФЗ о ФСБ отмечено, что "разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с ФЗ о внешней разведке.

Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Следует отметить, что если ст. 11 ФЗ о ФСБ согласуется с ФЗ о внешней разведке в том, что органы ФСБ осуществляют свою разведывательную деятельность во взаимодействии с органами внешней разведки, то ст. 13 ФЗ о ФСБ дает право органам ФСБ осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно с территории РФ.

Вышеуказанная в российском законодательстве разведывательная деятельность касается только внешней разведки. Что касается разведывательной деятельности на территории РФ, то она законодательно закреплена только в ФЗ от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". В ст. 9 указанного ФЗ отмечено, что войска национальной гвардии наделены полномочиями вести разведку в районах выполнения служебно-боевых задач. Организация и порядок ведения разведки войсками национальной гвардии определяются нормативными правовыми актами Президента РФ.

Законодательное определение контрразведывательной деятельности содержится в ст. 9 ФЗ о ФСБ, в соответствии с которой КРД - деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

Основаниями для осуществления КРД органами ФСБ являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;

б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;

г) необходимость обеспечения собственной безопасности.

Перечень оснований для осуществления КРД является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только ФЗ.

Исходя из трех последних оснований ст. 18 ФЗ о ФСБ субъектами КРД являются все субъекты ОРД, т.е. всем им законодательными и иными нормативными актами предписано обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, проверять лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и обеспечивать собственную безопасность.

О наличии иных субъектов КРД кроме ФСБ говорит и тот факт, что в соответствии с частью первой п. 15 ст. 9 Положения о ФСБ, утвержденного Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960, ФСБ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности этих органов.

Соотношение функций разведки, КРД и ОРД у субъектов ОРД отражено в табл. 1.

 

Таблица 1

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.