Серпуховская (ныне Добрынинская) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Серпуховская (ныне Добрынинская)

2023-01-16 65
Серпуховская (ныне Добрынинская) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Станция Серпуховская открыта 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии. Любопытно, но свое название она получила по бывшему названию площади, на которую выходит наземный вестибюль. Серпуховская площадь, которая стала так называться по названию ворот Земляного города, стоявших на этом месте, была переименована в 1918 году в Советскую. Затем она была площадью Карла Либкнехта, а в 1922 году получила название Добрынинской — в честь рабочего токаря П.Г.Добрынина, погибшего в боях за Советскую власть в 1917 году на Остоженке. Открытие станции с названием «Серпуховская» поражает. Это говорит о том, как трудно искоренить старую топонимику Москвы, а может и том, что кто-то «наверху» любил старые названия, ведь понятно, что все названия станций утверждались.

 

 

Cт. Серпуховская. Вид наземного вестибюля

 

Архитектор станции — Л.Н.Павлов. Как он сам отзывался в своих воспоминаниях — эту станцию он построил под впечатлением от архитектуры храма Покрова на Нерли во Владимире. Вот цитата из воспоминаний: «Я часто ездил во Владимир, изучал архитектурные памятники. Когда начал размышлять над образом станции, тоже поехал туда — к церкви на Нерли. Добрался на место поздно вечером. На ночь сторож устроил меня на колокольне, где был сеновал. Уснул я, вдыхая теплый запах сена, под кваканье лягушек. Проснулся рано, чуть-чуть брезжил свет. Перед моим взором, на фоне прозрачного голубого неба, каким-то тяжелым, серым монолитом возникла церковь. Я любовался ею… Вдруг она начала светлеть. Потом порозовела. Потом стала желтой. На стенах появились тени от скульптурных рельефов, очертились карнизы. Церковь как бы меняла форму, ее монолитность исчезала. И, наконец, она стала ярко-белой, волнуя своей девической красотой. Такая живая картина становления образа потрясла меня. Я понял, что эта тема должна стать основополагающей для композиции «Добрынинской». […] В мраморной облицовке я пытался достичь цветовых ощущений, пережитых у владимирской церкви в описанное мною утро».

Здание вестибюля выполнено в «победном» стиле — два больших арочных проема, напоминающих триумфальную арку, за которой расположена входная лоджия. Деревянные входные двери, расположенные в арках поменьше, в нижней части были украшены звездами в венках. Интерьер вестибюля очень просторный, потолок с кессонами украшен массивными люстрами с изображением рубиновых звезд.

Рисунок люстр — звезда в круге — несколько напоминает оккультный. По обе стороны эскалаторов стоят огромные торшеры — самые большие в московском метро! Заднюю стену вестибюля украшают три мозаичных панно огромного размера, составляющие триптих (художники — Г.О.Рублев, Б.В.Иорданский). Мозаики были установлены к 1 мая 1951 года. На панно изображены военный парад и парад спортсменов на Красной площади. Военные несут знамя с изображением В.И.Ленина и И.В.Сталина в профиль, эту часть панно позже заменят изображением знака «Гвардия», причем цвет его фона будет отличаться от общего цвета панно. Измененную часть панно до сих пор заметно, можно даже разобрать контуры профилей. Спортсмены на другом панно ранее несли портрет со Сталиным, изображенным в фас. В середине 1960-х годов «лик Вождя» также заменят изображением космонавта Ю.Гагарина. Получится историческое несоответствие: при открытии станции, в 1950-м году, космонавтов еще не было. Центральное панно занимает портрет В.И.Ленина на фоне 16-ти гербов советских республик. Данный триптих не является примером монументальной работы, а скорее напоминает масляную живопись. В том же 1951 году, около центрального панно с Лениным была установлена скульптура «Сталин за трибуной» из гипса, скульптор Д.П.Шварц.

Подземный зал станции встречает пассажира уже знакомыми ему порталами. Пилоны станции также украшены глухими перспективными порталами с небольшими барельефами в центре на тему труда советского народа. Автор барельефов (12 штук) — скульптор Е.А.Янсон-Манизер. Интересно, что изначально барельефов было 16 — по числу союзных республик. На них изображены типичные представители народов в характерной для себя обстановке: рыбак, охотник, крестьянка, садовод, сборщик винограда, пастух, доярка и т. д. На некоторых изображениях имеется автограф автора. Торец центрального зала украшал барельеф с изображением профиля И.В.Сталина на фоне победных знамен, ниже которых располагался советский герб со строчками из гимна. Торец как бы объединял в себе все 16 композиций. Автор данного барельефа также Е.А.Янсон-Манизер. В ходе окончательной десталинизации, проходившей после 1961 года барельеф был снят, а в 1967-м торец украсило мозаичное панно «Утро космической эры» (художник — С.А.Павловский), изображающее женщину с малышом, тянущимся к звездам. Путевые стены станции облицованы красным мрамором. Станцию освещают люстры достаточно оригинальной конструкции, хотя первый год после открытия Серпуховскую освещали другие, временные, светильники.

 

 

Cт. Серпуховская. Одно из мозаичных панно наземного вестибюля

 

 

Ст. Серпуховская. Гипсовая статуя И.В.Сталина на фоне центрального панно

 

На момент открытия Серпуховская являлась отрицательным примером оформления «Сталинского метро». Критиковались порталы: якобы многократное повторение арки зрительно сокращает ее размер, что делает ее немасштабной к человеку. Пассажир ощущает себя внутри макета, больше окружающих размеров. Нарушение масштаба усиливается непривычно низко расположенными барельефами. Критике подверглись и сами барельефы, которые сливаются со стеной, человеку надо подойти вплотную, чтобы его разглядеть — камерное повествование не для многомиллионного транспорта, где барельеф должен висеть высоко и быть достаточно объемным. Осуждалась тематика барельефов — показывающих СССР аграрной страной. Критиковалось, что станция не имеет внятного идейно-художественного содержания, что авторы подошли к проектировке с позиции архитектуры, а к идейности подошли формально, как к чему-то сопутствующему, а ведь должно быть все наоборот. Отмечалось, что авторы сделали слишком невзрачную станцию, мало подходящую для парадной Кольцевой.

В 1961 году название станции привели в соответствие с наименованием площади, станция стала называться Добрынинской. А в 1967 году у вестибюля поставили бюст П.Г.Добрынина работы скульптора Г.Д.Распопова, «закрепив» название.

Архитектор Л.Н.Павлов после 1950-го года долго не возвращался к проектированию станций метро. Для сталинского метро Добрынинская была слишком простой, для хрущевского — слишком помпезной. Следующая станция метро по проекту Павлова открылась лишь в 1983 году, волею судеб это была снова Серпуховская…

 

 

Ст. Серпуховская. Изображения демонтированных барельефов

 

 

Ст. Серпуховская. Барельеф с изображением И.В.Сталина на торцевой стене

 

В 2007-08 годах вестибюль Добрынинской был закрыт на реставрацию и замену эскалаторов. При открытии вестибюля пассажиры увидели новые деревянные двери, заработавшие большие торшеры, много лет стоявшие без ламп, а также новые плафоны на эскалаторах. К сожалению, старые плафоны не считают нужным сохранять.

 

Утраты станции

 

1. Два изображения И.В.Сталина на панно в наземном вестибюле. Заменены на орден и космонавта в ходе борьбы с культом личности.

2. Статуя И.В.Сталина за трибуной в наземном вестибюле. Убрана в 1956 году в ходе борьбы с культом.

3. Барельеф с профилем Сталина, знаменами и гербом. Заменен на мозаичное панно «Утро космической эры».

4. Четыре барельефа из центрального зала. Демонтированы в ходе установки металлоконструкций.

5. Освещение проемов между пилонами, старые светильники на эскалаторе.

 

Павелецкая

 

Павелецкая Кольцевой линии была открыта 1 января 1950 года в составе первого участка Парк культуры — Курская. Название было дано по Павелецкому вокзалу, как и у радиальной станции. Архитекторы станции — Н.Я.Колли, И.Н.Кастель, они же являются архитекторами здания с наземным вестибюлем этой станции, стоящим на углу Новокузнецкой улицы и Зацепского вала, а также являются авторами рядом стоящего «сталинского» дома.

Станция глубокого заложения, диаметр центрального зала 9,5 метров, построена по типовому проекту глубоких станций того времени. Архитектура станции величественна, основательна. Мощные пилоны обработаны по углам трехчетвертными колоннами. Колонны высечены из цельных кусков мрамора, сверху украшены богатыми капителями. Проемы между пилонами перекрыты куполами, которые ранее подсвечивались. Подсветка придавала куполам легкость, расширяя пространство станции. Поверхность пилонов инкрустирована красным мрамором, а вся станция и путевые стены облицованы белым мрамором. Средний и боковые залы освещаются мощными бронзовыми люстрами с необычным силуэтом. Вентиляционные решетки на пилонах сделаны из мрамора с большим количеством прорезей в виде сложного рисунка. Эти прорези с окружностями, инкрустация пилонов стрелками и кругами делают станцию оригинальной и запоминающейся.

Средний зал завершался торцом с бронзовым медальоном с профилями В.И.Ленина и И.В.Сталина (автор М.Г.Манизер), подсвеченный двумя бронзовыми бра с обеих сторон. Кстати, изначально по проекту торец планировалось украсить бюстом Сталина. В начале 1960-х этот медальон был снят вместе с бра, а на его месте установили большое мозаичное панно с изображением рабочего и колхозницы под гербом СССР. Панно было создано по эскизу художника П.Д.Корина. Так как станция сооружалась одновременно с заделом под переход на радиальную станцию (был открыт в 1955 году), то и лестницы в центре зала оформлены перилами в классическом стиле.

Наземный вестибюль, как уже упоминалось, был сделан на первом этаже строящегося дома, который впоследствии занял Метрогипротранс. Центр вестибюля представляет собой круглый зал, а подходы к нему разбиты на 3 шестигранника при помощи колонн, перекрытые плоскими куполами. Круглый зал тоже перекрыт куполом, а его поверхность украшена звездами и орденами — наградами для народа-победителя. Центр купола имеет углубление синего цвета, которое подсвечивалось и создавало ощущение неба над ним. Фриз под куполом украшен смальтовым панно работы художника И.М.Рабиновича. Панно появилось только в начале 1951 года, при открытии вестибюля его не было. Тема этой мозаики — «Сталинский план преобразования природы», известная в конце 1940-х программа по изменению климата страны. На ней изображены гирлянды 4 видов: хлеба, плоды, цветы, овощи. За гирляндами видны леса, сады, реки. На одном фоне изображен возрожденный Сталинград с новыми зданиями и большим белым монументом И.В.Сталина. В силу своей незаметности этот участок не пострадал. Гирлянды разделяются знаменами из яшмы. В середине этих знамен изначально размещались небольшие бронзовые профили И.В.Сталина, затем их заменили металлическими пятиконечными звездами. На знаменах также выложены слова «Гимна о лесах», посвященного плану преобразования природы, каждое знамя — одна строка. Если сложить все вместе, то получится:

 

В леса, сады мы обрядим Отчизну,

Мы на пустыни двинемся войной,

Конец навечно засухе положим,

Изменится лицо земли родной!

 

Над фризом расположен карниз, сквозь который ранее производилась подсветка мозаики. Без подсветки мозаика стала темной, малозаметной. В простенках зала имеются ниши, в которых установлены крупные торшеры.

Пространство над эскалатором украшает кессонированный потолок, на котором крепилась люстра, такая же, как в подземной части станции. Стены вестибюля вокруг эскалаторного спуска были украшены бронзовыми бра в стиле люстр. Они же висели на простенках подходных залов. Позже на стене над эскалаторным спуском на кольцевую линию был установлен большой медальон с изображением Красной площади с мавзолеем, Собором Василия Блаженного, памятника Минину и Пожарскому, красным флагом над ними, на флаге до 1961 года располагался профиль Сталина. Изображение площади расположено на фоне знамен с лентами, на которых начертаны названия городов, между которыми должны были быть созданы государственные защитные лесные полосы по плану преобразования природы. Между лент изображено изобилие плодов, которое должна принести реализация данного плана.

 

 

Ст. Павелецкая. Медальон торцевой стены

 

 

Ст. Павелецкая. Центральный зал (из фонда РГАФКД г. Красногорск, автор: И.Аронс, 1949)

 

Утраты станции

 

1. Медальон с изображением Ленина и Сталина в торце станции. Заменен в конце 1950-х на мозаичное панно П.Корина в связи с развенчанием культа личности Сталина.

2. Люстра над эскалаторами и бра на стенах. Заменены типовым освещением люминесцентными лампами. Следы бра и места подвеса люстры остались до сих пор.

3. Освещение куполов в проемах между пилонов станции. Освещение фриза в наземном вестибюле.

4. На медальоне в наземном вестибюле заменено слово «Сталинград» на «Волгоград» по причине его переименования в 1961 году.

5. С флага на медальоне наземного вестибюля в 1961 году убран профиль И.В.Сталина.

6. На мозаичном фризе бронзовые профили И.В.Сталина на знаменах заменены на пятиконечные звезды.

 

 

Ст. Павелецкая. Элемент фриза в наземном вестибюле. Надпись: «Мы на пустыни двинемся войной». (Фотограф: Е.Евпалов, 2011 г.)

 

 

Ст. Павелецкая. Мозаичное панно на торцевой стене в настоящее время

 

Таганская

 

Таганская Кольцевой линии была открыта 1 января 1950 года в составе участка Парк Культуры — Курская. Название станция получила по наименованию площади, на которую выходит её вестибюль. Хотя, если быть точнее, в момент постройки станции вестибюль выходил на Верхнюю Таганскую площадь. В 1963 году она была объединена с Нижней и получила название Таганская. Данная площадь — центр бывшей Таганной слободы, где ремесленники делали таганы — треноги, соединенные обручем, служащие подставкой для котла при готовке пищи на огне.

Станция посвящена прославлению Героев войны. Её архитекторы К.С.Рыжков и А.А.Медведев. Наземный вестибюль станции — простое монументальное сооружение, построенное в общем стиле вестибюлей станций Четвертой очереди. Арочные входы, украшенные гирляндами по фризу, приглашают пройти через них в народный подземный дворец. Центральный вход, по бокам которого расположены кассы, перекрыт кессонированным сводом, поддерживаемым рядами колонн. Эскалаторный зал перекрыт крестовым куполом, а в его центре расположена огромная золоченая люстра.

Эскалаторный спуск имеет промежуточную площадку в виде круглого зала. Интересный момент связан с постройкой этого зала: для его сооружения нельзя было выкопать котлован над ним (не позволял храм Святителя Николая, имеющий статус памятника архитектуры). Инженеры решили задачу так: сделали железобетонный цилиндр подземного зала на поверхности и опускали его на нужную глубину, а затем соорудили над ним купол. Стены зала облицованы золотистым мрамором «Ороктой» с прожилками, придавшими залу яркий колорит — этот мрамор уже известен по облицовке колонн станции Завод имени Сталина.

 

 

Ст. Таганская. Интерьер наземного вестибюля с оригинальной люстрой

 

 

Ст. Таганская. Кессоны и роспись купола промежуточного зала

 

По периметру зала расположены спаренные пилястры. Кессоны купола завораживают. В центре купола располагается плафон работы художницы А.К.Ширяевой «Салют Победы». На нем изображено небо Москвы в ночь победных салютов и реющее на этом фоне советское знамя.

В подземной части станции архитекторы не стали делать мощных декоративных пилонов, а занялись поиском органичной формы с конструкцией тюбингов. Авторы использовали конструктивную особенность тюбинговых колец — их кривизну. Пилоны станции украшены майоликовыми панно с мотивами русского орнамента, оформляющих скульптурные портреты воинов Советской армии. На панно можно встретить Героев кавалеристов, железнодорожников, партизан, танкистов, моряков, пехотинцев. Любопытно, что в центральном зале они решены в бело-голубом цвете, а в боковых залах — в белом. Освещается станция бронзовыми люстрами с десятью плафонами в виде бутонов. В боковых залах люстры несколько скромнее, чем в среднем. Кессоны в форме ромбов на своде центрального зала изначально были выкрашены голубой краской по общей цветовой схеме с панно, но через несколько лет их забелили. Путевые стены облицованы светлой керамической плиткой, нижняя часть темным мрамором. Внимания заслуживают таблички с названием, которые выполнены также из майолики на голубом фоне в едином стиле со станцией.

Интересна судьба торцевой стены. При открытии её украшала скульптурная композиция «Сталин и молодежь», на которой И.В.Сталин был изображен среди счастливого советского народа на фоне кремлевских башен и знамени с профилем В.И.Ленина. Скульпторы: Е.П.Блинова и П.А.Баландин. Под этой группой располагались 4 мраморные таблички с изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Именно эти города назвал Героями И.В.Сталин в Приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года. Позднее, в конце 1950-х, изображение Сталина из панно удалили, добавив туда гипсовые гербы союзных республик. Панно стало называться «Салют Победы на Красной площади». В 1966 году торец станции прорубили для организации перехода на Таганскую радиальную, и это панно также было утрачено.

 

 

Ст. Таганская. Керамическое панно на одном из пилонов центрального зала

 

 

Ст. Таганская. Скульптурная композиция в торце станции

 

В 2005–2006 годах наземный вестибюль станции закрывался на реконструкцию для замены эскалаторов. Заодно заменили покрытие пола, отделку балюстрады эскалаторов.

 

Утраты станции

 

1. Скульптурная композиция «Сталин и молодежь» у торцевой стены. Демонтирована в конце 1950-х по причине развенчания культа личности.

2. Панно с портретом В.И.Ленина и гербами советских республик на торцевой стене. Снято в 1966 году при открытии перехода на радиальную станцию.

3. Монументальная люстра из наземного вестибюля.

4. Оригинальный венок, обрамляющий букву «М», на аттике наземного вестибюля.

5. Голубой цвет ромбовидных кессонов на своде центрального зала станции.

6. Половина мраморных скамеек из среднего зала станции.

 

Курская

 

Станция Курская Кольцевой линии открыта 1 января 1950 года в рамках строительства Четвертой очереди метро на первом участке Кольца. Название станция получила по расположенному рядом Курскому вокзалу и радиальной станции (названия кольцевых станций в то время копировали с радиальных).

 

 

Cт. Курская. Скульптура И.В.Сталина в наземном вестибюле

 

 

Ст. Курская. Вид пилонов на станции

 

Первоначально на станции Курская предполагалось построить два вестибюля с наклонными ходами в торцах станции. В 1950 году был открыт лишь один вестибюль и переход на радиальную станцию, а второй выход со станции появился лишь в 1995 году вместе с открытием станции Чкаловская Люблинской линии. Здание наземного вестибюля было запроектировано пристроенным к старому зданию Курского вокзала. В соответствии с этим архитектуру павильона авторы станции Г.А.Захаров и 3.С.Чернышева задумали похожей на стиль вокзального здания. Вестибюль был объединен с композицией вокзала и представлял собой знакомый образ Триумфальных ворот с тремя пролетами. Смысловое содержание станции раскрывается в оригинальной композиции интерьера вестибюля. Заходя внутрь, пассажир видит центральную ротонду, образованную 12-ю колоннами, которые поддерживают мощный архитрав. По архитраву изнутри позолоченными буквами вписаны слова гимна Советского Союза:

 

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин — на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил.

 

На архитраве установлены легкие колонны-столбики, около которых установлены скульптурные фигуры юношей и девушек в виде воинов, рабочих, одновременно являя собой античный стиль. Выше скульптур над восьмигранником возвышается гофрированный купол, напоминающий парящий купол парашюта. Эта ротонда обращена к входящим пассажирам мощным мраморным порталом. По фризу портала расположены золотые венки славы. Между венков планировалось установить большое хрустальное изображение ордена «Победа», но реализовано оно не было: портал украсили золотые звезды и небольшой орден в центре.

После богато украшенной ротонды, пассажира встречала величественная скульптура И.В.Сталина, установленная на пьедестале.

 

 

Cт. Курская. Фрагмент наземного вестибюля

 

 

Ст. Курская. Фрагмент перехода

 

 

Cт. Курская. Вид перехода с плиточным покрытием пола в виде ковра

 

Скульптура была установлена в богато кессонированной купольной нише. Её автор — скульптор Н.В.Томский, любопытно, что именно он станет автором бюста Сталина на его могиле у Кремлевской стены после выноса тела из Мавзолея (бюст установлен в 1970 году).

Затем боковые лестницы ведут пассажира в подземный вестибюль. При его проектировке приходилось учитывать выходы на радиальную станцию Курская и косое направление эскалаторов, в результате все сложности были решены круглой формой зала. Круглый вестибюль окаймлен 14-ю колоннами, а в его центре поставлена огромная как бы «утопленная в пол» колонна под названием «Каменный цветок», плавно переходящая в потолок. Колонна украшена рельефным орнаментом с цветами и фигурами женщин, несущих плоды русской земли. Специальные ниши излучают лучи света. Телефонные кабины богато украшены колоннадой. Освещают зал круглые люстры с люминесцентными лампами. Также люминесцентное освещение было применено в торшерах. Они украшают периметр эскалаторного спуска.

Подземный зал станции прост и лаконичен в исполнении. Использован контраст богато украшенного наземного вестибюля и простота подземной части. Конструкция станции позволила сузить пилоны, создав между ними широкие проходы. Пилоны, окаймленные по обе стороны каннелированными полуколоннами, облицованы светлым мрамором, что сделало станцию легкой и праздничной. Вдоль основания свода протянут золотой жгут, сплетенный из цветов. На путевой стене есть медальон с орнаментом и надписью «Курская Большого кольца 1945–1949», что напоминает о нереализованном проекте малой кольцевой линии метро. Торец станции ввиду намечавшейся «скорой» постройки второго вестибюля украшен не был, в нем лишь имелась дверь в служебные помещения.

Место бокового перехода, ведущего на старую радиальную станцию, было художественно украшено авторами. В центре зала они разорвали свод квадратным куполом, опирающимся на мощные арки, поддерживаемыми широкими пилонами. Эти пилоны украшены купольными нишами с установленными в них хрустальными торшерами (точно такие же, как в наземном вестибюле). Перекрытие купола создано из вписанных друг в друга квадратов и ромбов.

Пол перехода, сложенный из метлахских плиток, создавал впечатление узорчатого ковра со старинным русским орнаментом. Стены инкрустированы мрамором красного тона. Освещается переход лампами из ниш в стенах. Переход оканчивается развилкой двух тоннелей. На месте развилки располагался портик, в нише которого ранее находился огромный светящийся хрустальный торшер.

Авторы этой станции — архитекторы Захаров и Чернышева были удостоены Сталинской премии по архитектуре первой степени.

В 1972 году Курский вокзал был перестроен: к наземному вестибюлю стал примыкать стеклянный объем нового здания, и общая композиция была разрушена.

В 1995 году был построен второй выход со станции, ведущий в вестибюль станции Чкаловская Люблинской линии.

В 2008–2009 годах вестибюль закрывался на ремонт. Кроме замены старых эскалаторов были проведены реставрационные работы над архитектурными элементами: обновлена большая колонна, заменен гранитный пол. Одновременно были замурованы телефонные кабины — их закрыли от пассажиров мрамором. В них теперь находится подсобное помещение.

 

Утраты станции

 

1. Статуя И.В.Сталина в наземном вестибюле. Демонтирована, вероятно, в 1961 году после развенчания культа личности Сталина.

2. Некоторые архитектурные элементы внешней отделки наземного вестибюля (капители, портик). Пострадали из-за пристройки к павильону здания нового Курского вокзала.

3. Хрустальные торшеры в нишах среднего зала станции. В начале 2000-х был разбит один из торшеров, что привело к их демонтажу. Несколько лет от них оставались лишь «пеньки». В 2009 году, в ходе реконструкции вестибюля, были установлены новые пластиковые торшеры, покрытые декоративной металлической сеткой — они потеряли связь с теми, что находятся в наземном вестибюле. Заодно были восстановлены вертикальные лампы в люстрах станции.

4. Грандиозный плиточный пол в виде узорчатого ковра в переходе на радиальную станцию. Заменен гранитом по причине недолговечности керамической плитки.

5. Большой торшер в нише портика на месте развилки перехода.

 

Комсомольская

 

Комсомольская, одна из самых ярких и запоминающихся станций, была открыта 30 января 1952 года в составе второго участка Кольцевой линии от Курской до Белорусской. Название станции дано по наименованию Комсомольской площади, на которую выходит наземный вестибюль.

Тип станции — колонная, глубокого заложения. Диаметр центрального зала — 11,5 метров! Впервые был применен такой огромный диаметр для глубокой станции метро. Впервые в московском метро был сконструирован переход с помощью эскалаторов. Впервые был построен наклонный ход для четырех эскалаторов (диаметр 11,5 метров).

Утром 30 января 1952 года на станции прошел митинг в честь открытия второго участка Кольца. Председателем митинга был Н.С.Хрущев, также присутствовали инженеры, строители, архитекторы, создававшие станцию. После митинга движение на участке было открыто.

Проект станции в 1949 году создал известный академик архитектуры А.В.Щусев, вскоре скончавшийся. Станцию достраивали его ученики — В.Д.Кокорин, А.Ю.Заболотная. Архитектура станции возвращает нас к наследию русской архитектуры 18 века, своды украшены богатой лепниной в стиле барокко и большими мозаичными плафонами.

Первоначально для художественного оформления станции Щусевым была приглашена группа художников, включая В.Бордиченко, Б.Покровского, зарекомендовавших себя в монументальных работах на станциях Третьей очереди. П.Корин, входивший в эту группу, не принимал активного участия. При разработке эскизов мозаичных плафонов художники отталкивались от архитектурного образа станции, в результате чего эскизы были построены на основе перспективной плафонной живописи, характерной для классицизма и барокко. Сюжетами стали знаковые эпизоды истории России. Щусева иллюзорный прорыв свода не устроил, и он привлек для разработки П.Корина, известного своей любовью к иконам и картинам на древнерусскую тему. Эскизы Корин выполнил в стиле древних мозаик Киева, они же и были реализованы.

Темой оформления станции стала фраза «Слава победоносному русскому оружию». Восемь огромных мозаик на своде, обрамленные в рамы, олицетворяли речь И.В.Сталина, сказанную им на параде 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..». Итак, перечислим 8 мозаичных панно на момент открытия станции, начиная от торца станции:

• Александр Невский. В его руках знамя с изображением Христа.

• Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Также изображена хоругвь и Пересвета с Ослябей на переднем плане.

• Минин и Пожарский на Красной площади собирают народное ополчение.

• Александр Суворов и его легендарный поход через Альпы.

• Михаил Кутузов и битва при Бородино.

• Иосиф Сталин на параде 7 ноября 1941 года на Красной площади. Сталин стоит перед мавзолеем, держа в руках знамя с изображением профиля Ленина. Перед ним, опустившись на колено, стоит солдат, целующий знамя. За спиной Сталина стоят представители тогдашнего Политбюро: Ворошилов, Молотов, Маленков, Берия. На фоне изображены башни Кремля и ряды солдат, отправляющихся на фронт.

• Взятие рейхстага советскими войсками в 1945 году. На переднем плане стоят счастливые солдаты, за их спиной развеваются красные знамена с профилями Ленина и Сталина. На фоне — разрушенные остатки рейхстага.

• Парад Победы 24 июня 1945 года. На трибуне мавзолея стоит И.Сталин в окружении членов Политбюро и военачальников. У дверей мавзолея стоит почетный караул. К подножию мавзолея солдатами брошены поверженные фашистские знамена.

 

 

Ст. Комсомольская. Мозаичное панно «Парад 1941 года» превратилось в «Выступление В.И Ленина на Красной площади»

 

Именно последние три мозаики стали жертвой осуждения культа личности и преступлений Сталина в 1961 году, на XXII съезде КПСС. После съезда партии начальники метрополитена обратились к Павлу Корину для переработки мозаик, на которых встречается изображение Сталина. Проще всего было с мозаикой «Взятие рейхстага». Круглая вставка на знамени с профилями Ленина и Сталина была заменена вставкой с профилем Ленина, взятой из мозаики «Парад 1941 года». С другими двумя мозаиками было сложнее. В 1961 году Корин приступил к работе и вскоре создал две мозаики, использующие другие образы, но вобравшие в себя максимум участков из первоначальных работ. Мозаика с парадом 7 ноября 1941 года была заменена изображением с выступлением В.Ленина на Красной площади перед Красной армией в годы гражданской войны. Кремлевские башни были оставлены с первоначальной мозаики. С мозаикой «Парад Победы 1945 года» Корин поступил другим образом: он оставил мавзолей и поверженные фашистские знамена, «заретушировав» всех людей. На переднем плане он изобразил аллегорическую фигуру «Родины-матери», стоящую на знаменах и держащую в руках серп с молотом и ветвь оливы. Мозаики были сделаны в 1963 году, и в течение 1964 года постепенно заменили прежние (работы шли по ночам).

У оснований сводов между большими мозаиками были расположены барельефы, выполненные скульпторами С.В.Казаковым и А.М.Сергеевым на тему становление русского оружия с древних времен до наших дней. На них были изображены перекрещенные мечи с шлемом, ружья, пулеметы, а также орден Победы. В 1964-65 годах произошла замена барельефов мозаичными эмблемами, разработанных П. Кориным.

В центральном зале, на своде между мозаик, закреплены грандиозные люстры в виде кольца, на которых расположено множество рожков с лампами дневного света. Боковые залы освещаются также круглыми люстрами с люминесцентными лампами, но более скромными по размеру. Свод покоится на колоннах, облицованных светло-бежевым мрамором, украшенных красивыми капителями. Путевые станы облицованы таким же светлым мрамором с черным гранитным цоколем.

 

 

Ст. Комсомольская. Мозаичное панно «Парад Победы 1945 года» превратилось в «Родину-мать»

 

Торец зала исполнен скромно, так как по проекту предполагалось сделать там второй выход. Сначала его «украшала» лишь дверь, ведущая в служебные помещения. Чуть позже арку над торцом обогатили мозаикой в виде герба СССР по центру и растительным орнаментом по краям. Мозаика выполнена золотой смальтой на темно-красном фоне. Перед дверью располагается бюст В.И.Ленина, установленный на высоком постаменте.

В центре подземного зала расположены две пары эскалаторов, ведущих в переход на радиальную станцию. Спустившись вниз, пассажир попадает в просторный зал, освещаемый небольшой люстрой и настенными бра. Под потолком расположены кованые решетки вентиляции. Затем пассажир проходит по коридору, облицованному оригинальной керамической плиткой. Коридор заканчивается залом, на стене которого установлено большое панно флорентийской мозаики, выполненное по эскизу художника П.Д.Корина. На панно изображен орден «Победа», на фоне которого расположены знамена, меч, бердыш, шлем и более современное оружие. Все эти предметы обрамляет лавровый венок, обвитый георгиевской лентой. Далее из зала ведет большой четырехленточный эскалатор, ширина которого поражает воображение. Поднявшись наверх, пассажир попадает к торцу радиальной станции.

Также подземный зал Комсомольской соединяется с большим наземным вестибюлем, к нему ведет широкая лестница из торца станции. Рядом на стене ранее располагалась мраморная доска с речью И.В.Сталина 7 ноября 1941 года. Поднявшись по лестнице, пассажир попадает в небольшой аванзал, потолок которого украшен золотой смальтой, в центре которой изображена красная звезда. До середины 1960-х мозаичного украшения потолка не было. Далее зал переходит в относительно длинный коридор, а на поверхность ведет трехленточный эскалатор.

 

 

Ст. Комсомольская. Подземный зал. У основания свода гипсовые картуши

 

 

Ст. Комсомольская. Аванзал у лестницы до покрытия купола смальтой

 

Наземный вестибюль представляет собой большое здание-павильон, построенное в классическом стиле. Выступающий фронтон поддерживают граненые колонны, украшенные богатыми капителями. Карниз поддерживается небольшими консолями. Крышу венчает купол в виде шлема былинного богатыря, завершающийся золотым шпилем со звездой. Над дверьми в вестибюль расположено восьмигранное окошко, обрамленное лепниной.

Интерьер наземного вестибюля также богато украшен. Он выполнен в плане в виде восьмигранника. По двум углам вестибюля расположены эскалаторы для спуска на кольцевую или радиальную станции. По другим двум углам расположены лестницы из подземного вестибюля, через который ныне осуществляется вход. Стены облицованы светло-бежевым мрамором. Возле эскалаторов расположены массивные бронзовые торшеры на гранитных постаментах. На своде расположены лепные детали со скульптурными вставками на тему «Созидательный труд советского народа», выполненные Г. И. Мотовиловым.

 

Утраты станции

 

1. На мозаике «Взятие рейхстага в 1945 году» заменена часть знамени с профилями В.И.Ленина и И.В.Сталина на профиль Ленина, взятый из мозаики «Парад 7 ноября 1941 года».

2. Мозаика «Парад 7 ноября 1941 года» в 1964 году заменена мозаикой «Выступление В.И.Ленина перед Красной армией» вследствие развенчания культа личности Сталина.

3. Мозаика «Парад Победы 24 июня 1945 года» в 1964 года заменена мозаикой «Родина-мать», изображающая фигуру античной женщины, стоящей на поверженных фашистских знаменах.

4. Скульптурные барельефы на станции у основания сводов в 1964 году заменены мозаичными аналогами.

5. Мраморная доска с текстом выступления И.В.Сталина 7 ноября 1941 года. Снята вследствие борьбы с культом личности И.В.Сталина.

6. Оригинальные настенные светильники в переходе и наземном вестибюле станции.

 

Ботанический Сад (ныне Проспект Мира)

 

Одной из станций второго участка Кольцевой линии стала станция Ботанический Сад. Открытие состоялось 30 января 1952 года. Название было дано по расположенному рядом Ботаническому Саду МГУ («Аптекарский огород») — самому старому из сохранившихся парков столицы. Сад был основан в 1706 на севере Москвы для выращивания лекарственных растений, получив название «Аптекарский огород», в 1805 году был выкуплен Университетом и стал его ботаническим садом. 20 июня 1966 года станцию переименовали


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.