Завод имени Сталина (ныне Автозаводская) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Завод имени Сталина (ныне Автозаводская)

2023-01-16 58
Завод имени Сталина (ныне Автозаводская) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Станцию Завод им. Сталина открыли в составе Третьей очереди как конечную 1 января 1943 года. Проектов на станцию с таким громким и ответственным названием набралось много — 54, победителем стал А.Н.Душкин, который уже был известен по архитектуре станций: Дворец Советов, Площадь Революции, Маяковская. Архитектурный образ станции явно перекликается с архитектурой Дворца Советов (ныне Кропоткинская). Завод им. Сталина стал первой станцией мелкого заложения (11 метров), которая была оборудована эскалаторами и первой станцией, облицованной красивым мрамором «ороктоя».

 

 

Ст. Завод им. Сталина. Мозаичное панно в наземном вестибюле

 

Наземный вестибюль (южный) спроектирован также А.Н.Душкиным, его архитектура схожа с построенным вестибюлем Павелецкой. Он нашел в этом монументально-лаконичном стиле красоту и удобство. Интерьер вестибюля выполнен в виде круглого зала, украшением которого является мраморное панно на стене. На панно изображены танкисты с командиром танка, а над ними возвышается силуэт богатыря Ильи Муромца, всматривающегося вдаль — олицетворение преемственности поколений в защите Родины. За ними виден Кремль, что олицетворяет тему обороны Москвы. Авторы панно — художники В.Ф.Бордиченко и Б.В.Покровский. Круглый плафон зала был украшен росписью на тему «Слава» всё тех же авторов. В росписи было изображено кольцо из знамён различных родов войск и орденов Советского союза: Ленина, Александра Невского, Суворова, Кутузова, Трудового Красного знамени и др., переплетенные лентой с надписью «Слава героям Отечественной войны! Слава!». Они окружали знамя с изображением И.В.Сталина. Лик вождя на потолках, в кругах, в знаменах, орденах очень сильно напоминает роспись храмов с иконами на сводах. Правильно сравнивали станции с подземными храмами — дело не только в интерьерах, а еще и в атеистической росписи с новыми «иконами».

 

 

Ст. Завод им. Сталина. Эскалаторный наклон, (из фонда РГАКФД г. Красногорск, автор: Гаранин, 1947)

 

Основная тема самой станции — труд советского народа в дни Великой Отечественной войны. Путевые стены украшены двумя барельефами (скульптор И.С.Ефимов) — в центре станции, по одному на каждой стене. Один барельеф называется «Труд в СССР», другой «От края до края». В промежутках барельефов располагались цитаты времен И.В.Сталина. Первая цитата самого Сталина: Труд СССР — дело славы, дело чести, дело доблести и геройства /Сталин/, вторая цитата казахского акына Джамбула: Это всё дела, что сталинская мудрость родила /Джамбул/. Также на стенах расположены 8 мозаичных панно из смальты, по 4 с каждой стороны на тему войны и ударного труда народа для помощи фронту (выполнены В.А.Фроловым в 1940-41 г.г. по рисункам Бордиченко, Покровского и др.). На панно одной стены представлены: кузнечный цех, механический цех, литейный цех, сбор танка на конвейере — этюды к этим панно делались непосредственно в цехах ЗИСа. На другой стене изображены следующие темы: подготовка к ночному полету, морские силы в походе, уборка урожая, порт. В северном торце станции располагалась монументальная скульптура Сталина работы С.Д.Меркурова, поставленная на гранитный постамент. Статуя подсвечивалась двумя прожекторами, закрепленными на двух ближайших колоннах.

Изначально своды станции венчали красивые конические светильники, которые позже в 60-е годы были заменены на простые люминесцентные лампы, с более частым шагом, что нарушило замысел архитектора Душкина, который с помощью освещения подчеркивал свою архитектурную идею, рельеф сводов.

Затем, в 1956 году заводу дали имя Лихачева, а станцию переименовали в Автозаводскую. Если смотреть на современные буквы названия на путевых стенах — можно разглядеть дыры от прежних букв. Во второй половине 1960-х сооружен северный выход со станции. Немногим позже старый наземный вестибюль встроили в построенное на этом месте здание, что несколько изменило его архитектуру.

 

Утраты станции

 

1. Скульптура И.В.Сталина в северном торце станции. Убрана по причине развенчания культа личности.

2. Панно на потолке в наземном вестибюле с изображением знамен и И.В.Сталина вследствие борьбы с культом. Заменен нейтральным с изображением серпа и молота, будней рабочих и надписями «мир, равенство, братство…».

3. Цитаты из речей И.В.Сталина между барельефами. Замазаны краской, из-под которой они регулярно проступают.

4. Оригинальные светильники. Заменены на типовые с люминесцентными лампами.

 

Бауманская

 

Интересна судьба Бауманской, открытой 18 января 1944 года. Ее архитектором является всем известный Б.М.Иофан (автор проектов Дома на Набережной и сталинского Дворца Советов). Это единственная его работа в московском метро. Вестибюль — также работа Иофана в соавторстве с Ю.П.Зенкевичем. Изначально, когда утверждались проекты станций Третьей очереди в 1939 году, для станции Спартаковская (название по близлежащей улице) выбрали проект Иофана. Образ станции должен был быть посвящен теме восстания Спартака в Древнем Риме. Эта интересная тема в архитектуре станции развивалась бы с помощью использования скульптур, установленных около пилонов в нишах, а над проходами, между пилонов, наносились бы цитаты, посвященные этому событию. Скульптуры Спартака в нишах, одетого в древние одежды, в проекте стоят на кронштейнах, а под ними размещаются скамейки. На фасаде наземного вестибюля также планировалось нанести цитаты К.Маркса о Спартаке. Вот, например, планируемая надпись на фронтоне: «Спартак — благородный характер, истинный представитель античного пролетариата!». Сегодня это звучит немного иронично. А вот другая цитата: «Пролетариям нечего терять кроме своих цепей, приобретут же они целый мир!»

Война не изменила архитектуры станции — она осталась такой же, как и планировалась Спартаковская, только поменяла название на Бауманскую (также по близлежащей улице) и вместо скульптур Спартака в ней появились фигуры воинов, партизан, тружеников тыла скульптора В.А.Андреева. Все скульптуры стоят на постаментах, поэтому места для скамеек в среднем зале не осталось, их установили только в перронных залах. Потолок центрального зала украшен лепниной, а свет спрятан за карнизами свода в два ряда. Данный тип освещения в то время был редкостью, но такой прием в дальнейшем найдет частое применение (вспомнить хотя бы радиальные Таганскую и Октябрьскую). Вызывает сожаление утрата оригинального освещения в боковых залах станции. Ныне они освещаются обычными люминесцентными лампами, но понятно, что так было не всегда. После открытия платформы освещались люстрами в виде чаши, обрамленной расходящимися металлическими лучами.

В торце станции сооружен аванзал с отличающимися пилонами и красивым торцом с мраморным панно. Из-за отличий в стилях пилонов многие ошибочно полагают, что станцию «удлиняли». На самом деле это кажется немного несуразным: зачем тратить такие усилия, чтобы пробить один лишний проход? Этот аванзал сооружен был изначально, симметрично такому же аванзалу у эскалатора, впоследствии переделанного. Теперь этот отрезок создает ощущение отдельной комнаты в среднем зале — Красного уголка. Стену торца в конце 1945 года украсило мраморное панно, с изображением знамен, на переднем из которых были запечатлены профили Сталина и Ленина. В 1963 году кусок знамени с профилями изъяли и вставили мозаику с профилем Ленина, но взор его был направлен уже в другую сторону. Если произойдет что-то невероятное, и будет построен второй выход со станции, то, скорее всего, с панно мы попрощаемся.

 

 

Ст. Бауманская. Барельеф наземного вестибюля (фрагмент)

 

 

Ст. Бауманская. Перронный зал станции с оригинальными люстрами (ЦАЭИАДМ, автор: ТАСС, В.Савостьянов, Л.Великжанин. 29.04.1947)

 

Наземный вестибюль станции внешне ничем не оригинален и решен в виде портала с четырьмя гранитными колоннами. Фасад временно был оштукатурен, а затем облицован известняком. Над дверьми установлен горельеф, посвященный теме защиты Москвы работы скульпторов М.Лысенко, Л.Муравьиной. Зрительно он поделен на три части. Слева партизаны, в центре солдат и матрос, справа летчики, высматривающие врага. За фигурами расположен рельефный пейзаж Москвы. Здесь мы видим Красную площадь с Собором Василия Блаженного, Спасскую башню с кремлевской стеной, мавзолей и здание Сената. Внутри вестибюля подсвечен свод станции. Арка над эскалатором украшена мозаичным панно с изображением знамен всех советских республик, посередине их венчает орден Победы и лента с надписью «Слава советской армии». Панно было установлено в 1947 году, автор — И.М.Рабинович. Над эскалаторным порталом высечена цитата И.В.Сталина об армии. Пол в середине вестибюля украшает мозаика, со временем потерявшая свой первоначальный вид. Спустя несколько лет у выхода был установлен бюст Н.Э.Баумана (скульптор А.П.Шлыков).

 

 

Ст. Бауманская. Мозаичное панно в торце центрального зала в конце 1940-х и сегодня

 

 

Ст. Бауманская. Одна из скульптур в центральном зале станции

 

Утраты станции

 

1. Часть панно в торце станции с профилями Сталина и Ленина. Заменен профилем Ленина в ходе десталинизации. Кусок мозаики вставлен неаккуратно, по краям новой части видна граница.

2. Подпись под цитатой Сталина в наземном вестибюле. Если приглядеться, то ее можно разобрать.

3. Люстры в боковых залах станции. Заменены люминесцентными лампами.

 

Электрозаводская

 

Перейдем к другой станции Третьей очереди — Электрозаводской. Она была открыта 15 мая 1944, к 9-й годовщине пуска метро.

Станцию доделывали, когда поезда уже ходили по трассе. Авторы Электрозаводской — академик архитектуры В.А.Щуко (на начальном этапе), В.Г.Гельфрейх и И.Е.Рожин. Название дано по располагающемуся рядом Электроламповому заводу (Электрозаводу). Это соседство повлияло не только на название, но и на архитектуру станции.

Любопытно, что в проекте станции конца 1930-х годов в пилонах станции планировалось сделать углубления, куда были бы установлены бюсты героев-стахановцев. Но когда начали составлять список рабочих для изображения, то приходилось постоянно менять фамилии: каждый завод просил увековечить «своего» рабочего. В итоге от этой идеи пришлось отказаться.

Средний зал этой станции, как и у других глубокого заложения, короче боковых. Первое, что сразу бросается в глаза — это освещение станции, а точнее огромное число светильников, уложенных в 6 рядов, которыми занято все пространство свода. Акцент на освещении раскрывает название станции и соседство с Электрозаводом. Интересно, что изначально потолок планировался орнаментальным, похожим на Новокузнецкую, но затем решили сделать сферические кессоны с лампой в каждом кессоне. Смешной случай рассказывал автор станции И.Рожин: «Мы долго думали над тем, из чего сделать кессоны. И придумали алюминиевые полусферы с особыми ромбовидными креплениями на винтах. Когда свод был одет в эти колпаки, станцию посетил председатель горисполкома А.С.Щербаков. Увидев еще неоконченный потолок, он с гневом спросил: «Что за посудная лавка?» с трудом удалось убедить его в том, что это — «полуфабрикат». Потом, подвергнув полусферы пескоструйной обработке (после чего они стали матовыми), мы запульверизировали их краской соответствующего тона. До сих пор никто не подозревает, что лампы ввинчены в алюминиевые колпаки».

 

 

Ст. Электрозаводская. Интерьер наземного вестибюля, (из фонда РГАКФД г. Красногорск, автор: неизвестен, 1947)

 

Пилоны станции облицованы светлым мрамором, что создает прекрасный фон для барельефов, которые на них располагаются (скульптор — Г.И.Мотовилов). Тема барельефов — труд в различных отраслях. Здесь мы видим работников электрозавода, машиностроителей, кузнецов, представителей сельского хозяйства и т. д. Сегодня на станции осталось 12 барельефов, 2 барельефа были демонтированы из-за перестройки части зала. Торец станции украшен сверху барельефом с изображением знамен, в центре которых располагался медальон с профилем И.В.Сталина.

Наземный вестибюль станции оригинальной формы — шестиугольник с куполом. Рядом с входом установлена скульптура «Метростроевцы в забое» (скульптор — М.Г.Манизер). Внутри вестибюля, на стенах расположены медальоны с изображениями основоположников электротехники: П.Н.Яблочков, А.С.Попов, М.Фарадей, М.В.Ломоносов, В.Джильберт, Б.Франклин (изображенный также на 100-долларовой купюре, Франклин в советском метро — это удивительный случай). Одной из изюминок этой станции, в момент ее открытия, была круглая люстра с красной звездой по центру. Это была первая люстра в московском метро, работающая на люминесцентных лампах — гордость электролампового завода того времени. К сожалению, через некоторое время она была демонтирована.

В 2007–2008 годах станция подверглась полной реконструкции. Кроме замены эскалаторов, на станции заменили пол: вместо истесанного мрамора выложили полированный гранит с сохранением первоначального рисунка.

 

Утраты станции

 

1. Барельеф с профилем Сталина в торце станции. Остался пустой медальон между знамен.

2. Два барельефа в центральном зале. Сняты при строительстве гермозатвора.

3. Люстра с люминесцентными лампами в наземном вестибюле.

 

 

Ст. Электрозаводская. Некоторые барельефы в центральном зале: ныне демонтированные (сверху) и существующие

 

 

Ст. Электрозаводская. Барельеф на торцевой стене. В круге изначально находился профиль И.В.Сталина

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.