Вторая очередь. Становление стиля — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Вторая очередь. Становление стиля

2023-01-16 54
Вторая очередь. Становление стиля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Решение о строительстве Второй очереди московского метро было принято СНК СССР и ЦК ВКП(б) 7 мая 1935 года, то есть за неделю до открытия Первой очереди. В составе Второй очереди было решено построить Горьковский радиус от Площади Свердлова до поселка Сокол протяжением 9,7 км, Покровский радиус от Манежа до Курского вокзала протяжением 3,5 км, и продлить Арбатский радиус от Смоленской до Киевского вокзала — расстояние трассы составляло 1,5 км. Всего было открыто 9 новых станций.

На Арбатском радиусе в рамках Второй очереди сооружена 1 станция:

• Киевская.

На Покровском радиусе открылись 2 станции:

• Площадь Революции.

• Курская.

На Горьковском радиусе было сооружено 6 станций:

• Площадь Свердлова.

• Маяковская.

• Белорусская.

• Динамо.

• Аэропорт.

• Сокол.

Вторая очередь характеризуется, прежде всего, более богатым декором станций, реализацией смелых решений, оптимизацией конструктивных схем станций. Если подробнее говорить о конструкциях, то на примере станций Второй очереди мы видим, что у наземных вестибюлей резко уменьшаются подходные коридоры — проектировщики наилучшим образом подбирают расположение станций относительно площадей на поверхности. Также можно отметить массовое использование эскалаторов, что связано с широким строительством станций глубокого заложения.

При сооружений станций Второй очереди была сделана ставка на встраивание наземных павильонов в жилые и общественные здания. Отказ от собственных наземных вестибюлей позиционировался как экономия средств на постройку здания и более быстрое их сооружение. Но итоги показали, что стоимость реконструкции существующих зданий для оборудования там вестибюля метро сопоставима или дороже постройки отдельно стоящих зданий.

В архитектуре станций всё ярче начинает проявляться монументальная пропаганда. Застывшие статуи советских людей на Площади Революции будто бы вот-вот оживут. От них веет силой, решимостью. На Маяковской использован прием повествования о хорошей советской жизни при помощи смальтовых панно в куполах станции. Пассажиру в доступной форме рассказывается о прекрасных днях в Советском Союзе. Мощные, монументальные наземные вестибюли станции Динамо поражают своей строгостью. Несмотря на всё это, «сталинский ампир» еще полностью не утвердился, в архитектуре станций преобладают черты стиля «Ар-деко» (смесь модерна и неоклассики). Этому стилю характерно использование нержавеющей стали (Маяковская), зигзагообразных линий (нервюры на своде станции Аэропорт) и проч.

 

Киевская

 

Четырнадцатой станцией, открытой в московском метро стала Киевская, завершившая собой Арбатский радиус. Архитектор Киевской Д.Н.Чечулин. Станция соединила собой центр города с важным объектом — Киевским вокзалом (до 1934 года носившего название Брянский). Её открытие состоялось 20 марта 1937 года. Киевская на год опередила ввод в эксплуатацию других станций Второй очереди, потому что трасса от станции Смоленская прошла, в основном, по поверхности — по метромосту через Москва-реку. Смоленский метро-мост стал первым открытым участком метро в Москве.

Киевская — станция мелкого заложения. Но, несмотря на упрощенные формы конструкции станций такого типа, подземный зал получил богатое оформление. Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн. Изначально колонны были облицованы ониксом армянского месторождения розового и бледно-зеленого цветов. К сожалению, оказалось, что оникс не приспособлен к облицовке метрополитена — он стал трескаться, и уже к 1950 году его заменили светлым мрамором. Капители колонн, в виде колосьев, выполнены из фарфора. Освещение станции производилось светильниками из хрустального стекла в бронзовой оправе. Люстры закреплены вдоль станции на трех продольных линиях, в специальных нишах-куполах. Эти оригинальные люстры не сохранились до настоящего времени. С тех пор светильники менялись два раза.

Пол на станции между колоннами был выстлан мраморной мозаикой в виде национального орнамента. Для его создания использовались отходы от мраморного производства. Края платформы были попросту залиты асфальтом для безопасного передвижения пассажиров. Со временем мрамор истерся, и его заменили гранитом, повторяющим очертания первоначального орнамента. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой. Форма плитки и диагональная кладка выполнены по рисункам Чечулина.

Лестницы, ведущие в подземные вестибюли, были сооружены не в центре станции, а в торцах, что позволило открыть зал для визуального восприятия. Подземный зал с большим открытым пространством воспринимался как дворец, а также не мешал пассажиропотокам. Этот тип конструкции впоследствии будет широко применяться как типовой в 1960-х годах (естественно, переработанный и без «излишеств»).

Киевская имеет два подземных вестибюля, которые связывают станцию с двумя выходами. Подземный вестибюль представляет собой прямоугольный зал с четырьмя восьмигранными колоннами. Четыре грани колонн облицованы ониксом, четыре других — мрамором. Капители колонн украшены рельефным изображением плодов изобилия и колосьев на темно-красном фоне, на переднем плане рисунка — золотые серп и молот. Между колонн расположен кессонированный купол со светильником в его центре. Потолок в других местах неглубоко кессонирован и украшен оригинальными светильниками. Стены зала облицованы мрамором различных пород.

В 1937 году станция открылась лишь с одним наземным вестибюлем (восточным). В торце станции располагалась скульптура И.В.Сталина и фальшстена, закрывающая лестницу к недостроенному, к тому времени, выходу. Сооруженный по проекту Чечулина наземный павильон внешне имел строгие монументальные черты, напоминающие античный храм. Мощное прямоугольное здание с выступающим карнизом, с тремя квадратными проходами, разделенными мощными пилонами. Над проходами были установлены кованые решетки и оригинальные часы над средним проходом. К дверям вели широкие лестницы, разделенные выступами на высоту подъема. На выступах были установлены четыре уличных торшера. Внутри наземный вестибюль имел широкую лестницу, ведущую к кассам. Перила этой лестницы завершались двумя торшерами с каннелированным стрежнем, высеченным из куска цельного белого мрамора и светильником в стиле люстр подземного зала. Верхняя половина интерьера павильона была застеклена, а по периметру размещались каннелированные колонны, поддерживающие потолок. Сами колонны опирались на немного выступающую нижнюю часть стены. Между колонн были подвешены небольшие светильники. Стены вестибюля облицованы мрамором, а пол впервые был вымощен мелкой керамической плиткой, образующий стилизованный античный орнамент, изготовленный по эскизам Чечулина.

Западный вестибюль был сооружен в 1941 году, как пристройка к зданию Киевского вокзала. С 1953 по 1958 год станция Киевская не использовалась по назначению, так как в 1953 году была открыта Киевская глубокого заложения. В 1958 году, когда вновь стали использовать Арбатский радиус мелкого заложения, западный вестибюль был соединен с большим вестибюлем Киевской-Кольцевой и глубокой Арбатской.

Судьба восточного вестибюля оказалась печальной. В 1972 году, при строительстве эскалаторного тоннеля с Киевской-Кольцевой павильон был снесен, а вместо него сооружен подземный переход, позволивший принимать больший пассажиропоток. Хотя понятно, что переход можно было построить и без сноса. В 2006 году один из выходов данного перехода был украшен арматурой в стиле модерн, напоминая оформление «входов в метро» в Париже. Это было сделано в рамках культурного обмена между Парижем и Москвой. Москва в ответ подарила копию витража со станции Новослободская.

 

 

Ст. Киевская. Вид наземного вестибюля

 

 

Ст. Киевская. Интерьер наземного вестибюля

 

 

Ст. Киевская. Рисунок пола из керамической плитки в наземном вестибюле (фрагмент)

 

Утраты станции

 

1. Оригинальные светильники в куполах станции. Заменены современными светильниками.

2. Облицовка колонн из оникса заменена на мрамор. Оникс стал трескаться и рассыпаться.

3. Ковровая мозаика из мрамора на полу станции. Заменен гранитными плитами, выложенными по рисунку, напоминающими первоначальный орнамент.

4. Восточный вестибюль станции вместе со всеми деталями интерьера. Снесен в 1972 году при сооружении наклонного хода с Киевской-Кольцевой, заменен подземным переходом.

5. Скульптура И.В.Сталина, расположенная у торцевой стены.

 

 

Ст. Киевская. Фарфоровая капитель в аванзале

 

 

Ст. Киевская. Современное освещение на станции

 

 

Cт. Киевская. Пол на станции из кусочков мрамора в 1937 г.

 

Площадь Революции

 

Площадь Революции — станция-музей со множеством скульптур и богатой отделкой, была открыта 13 марта 1938 года на Покровском радиусе в рамках Второй очереди строительства. Автор этой красивой станции архитектор А.Н.Душкин. Название дано по имени площади, на которую выходит станция. Данная площадь до 1918 года называлась Воскресенской. Удивительно, но по многочисленным версиям имя площади досталось в честь Февральской революции 1917 года, но при проектировке станции, естественно, данный факт не упоминался.

Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. Архитектор не применил декораций для оформления пилонов, а оставил их кривизну, в соответствии с конструкцией тюбингов. Проходы между пилонов решены в виде выступающих арок из бордового мрамора, опирающихся на цоколь, облицованный черным мрамором. Вследствие того, что диаметр арки шире чем проход, то в углах пилонов получились свободные пространства. Эти ниши Душкин собирался заполнить бетонными уголками с барельефами на революционную тему. Для работы был приглашен известный скульптор М.Г.Манизер, который настоял на том, что необходимо вместо барельефов разместить в углах объемные скульптуры. Душкин был против этой затеи, но руководство приняло сторону Манизера, и проект поменяли. В итоге к тяжелым монументальным цветам цоколя и арки (черный и красный) добавились темные бронзовые скульптуры, согнутые под тяжестью конструкции.

Манизером и его коллективом была выполнена серия эскизов скульптур, из которых (Главпромстроем) были утверждены 24 темы для фигур:

1. Красногвардеец.

2. Красноармеец.

3. Матрос.

4. Партизан.

5. Краснофлотец.

6. Пограничник.

7. Летчик.

8. Танкист.

9. Рабочий.

10. Проходчик.

11. Студент.

12. Изобретатель.

13. Колхозница.

14. Девочка с теленком.

15. Тракторист.

16. Колхозник.

17. Пионеры-авиамоделисты.

18. Девушка с книгой.

19. Осоавиахимовец.

20. Парашютистка.

21. Мать с ребенком.

22. Девушка с диском.

23. Отец с ребенком.

24. Физкультурник.

Из этих 24 тем было реализовано только 20. На станции при открытии имелось 40 арок, значит, следовало в них установить 80 скульптур, по две в каждой арке. Каждую тему пришлось повторить по 4 раза. Фигуры расставляли в шахматном порядке, если смотреть по оси любого прохода. При таком расположении, двигаясь по продольной оси станции, можно было увидеть все темы скульптур без повторов. Начиная от западного эскалатора (который был сооружен изначально) две арки отводились под тему Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны. Там были установлены скульптуры рабочего-красногвардейца с ручной гранатой, солдата с винтовкой, ушедшего на гражданскую войну, на его шинели прикреплен красный революционный бант. Затем пассажир видит крестьянина в лаптях, отстаивающего свое право на землю и революционного матроса с наганом. Следующие две арки раскрывают тему становления обороны СССР после гражданской войны: парашютистка, краснофлотец, пограничник с собакой для строгой охраны границ, девушка с винтовкой. Следующие арки представляют собой труд и образование в СССР: проходчик Метростроя с отбойным молотком в руках и молодой изобретатель, думающий над поставленной задачей держа в руках шестеренку и циркуль (ныне циркулей нет), птичница с курицей и петухом, механизатор, студент и студентка с книгой. Последние три арки раскрывают тему отдыха и семьи в СССР: девушка-дискоболка и юноша футболист, женщина с ребенком, мужчина с ребенком. Последняя арка — пионеры-авиамоделисты, пионерки-географы. Фигуры этой арки можно увидеть только со стороны платформ, так как в 1947 году проход был замурован с открытием восточного вестибюля и фигуры со стороны центрального зала были утрачены. На другой стороне центрального зала те же фигуры перевернуты наоборот относительно каждой арки. Таким образом, пассажир, пройдя вдоль всей станции Площадь Революции, может представить, как менялась жизнь в СССР от октября 1917 года до 1938 года.

Любопытно, что изначально все модели фигур были сделаны скульпторами из гипса и постепенно заменялись на бронзовые. В ходе этой замены некоторые темы фигур были изменены. Также можно заметить, что все фигуры, чтобы поместиться в маленькую нишу, были сделаны сидящими или присевшими на колено. Люди, смотря на сгорбившиеся скульптуры, мрачно шутили: мол, при коммунистах весь народ или «сидит», или стоит на коленях.

Торцевая стена центрального зала была украшена барельефом «Сталин и Ленин» работы М.Г.Манизера. Конституция в 1938 году была одной из главнейших тем прославления Сталина, что и было закреплено в работе скульптора. При открытии второго выхода барельеф был перенесен на станцию Павелецкая-Кольцевая.

Освещение станции производится подвешенными люстрами с молочным хрустальным стеклом. В центральном зале два ряда таких люстр, а в боковых залах по одному. Они расположены так, чтобы освещать каждую фигуру.

Интересно оформлены межарочные стены пилонов: на них закреплены вентиляционные решетки с узором, а перед ними расположены картуши. Полы среднего зала при открытии были облицованы мрамором из квадратов светлого и темно-серого цветов, проходы мраморными плитками серого цвета. Боковые залы были попросту заасфальтированы. В торцах боковых залов установлены длинные деревянные диваны. Путевые стены облицованы плитками серого мрамора.

Любопытна судьба западного наземного вестибюля, который был открыт в 1938 году по проекту архитектора А.Н.Душкина. Он стал общим сразу для двух станций: Площадь Свердлова и Площадь Революции. Душкин изначально строил павильон овальным, в сокращенном варианте, так как планировалось, что скоро эскалаторный зал будет обстроен новым зданием огромного Академического кинотеатра (также по проекту Душкина), и люди, поднявшись по эскалатору со станций, окажутся в здании кинотеатра. Но проект реконструкции площади почему-то решили временно приостановить, а архитектору была поставлена задача: сделать павильон самостоятельным зданием. Пришлось достраивать монументальный портик с колоннами, облицованным черным мрамором. Дверные проходы разделены такими же черными пилястрами. На фасаде размещена надпись с названием станций: «Пл. Революции» и «Театральная». Освещается вход с помощью шарообразных молочных светильников. Кинотеатр, как известно, так и не был построен.

 

 

Ст. Площадь Революции. Мраморное панно в наземном вестибюле, открытом в 1947 году

 

 

Ст. Площадь Революции. Скульптуры на станции: пионерки с глобусом, изобретатель

 

Внутри наземный вестибюль решен достаточно лаконично. Он состоит из эскалаторного зала, стены которого облицованы темно-серым и желтым мрамором, и кассового зала. Решетки, скрывающие элементы отопления, оформлены разнообразными рисунками. Стены вестибюля освещаются латунными светильниками.

Когда началась Отечественная Война, скульптуры со станции были эвакуированы и возвратились на свои места только в 1944 году.

В 1946 году в центре станции был сооружен отдельный переход на станцию Площадь Свердлова, а в 1974 году сооружен переход из центра зала Площадь Свердлова в торец станции Площадь Революции. Так что при переходе между этими станциями пассажиропотоки полностью разделены.

21 декабря 1947 года, как уже упоминалось, у станции Площадь Революции появился второй выход через восточный вестибюль. Его архитекторами стали Ю.П.Зенкевич, Н.И.Демчинский. Стены вестибюля украшены большими золотыми строчками гимна (две строфы), а между ними расположены окна касс. Над кассами, в честь 30-летия революции, помещено красивое мозаичное нанно с изображением победных знамен, слева на знамени начертано «1917», а справа «1947».

 

Утраты станции

 

1. Барельеф с изображением И.В.Сталина со свитком и В.И.Ленина из торца центрального зала. Снят в 1947 году при постройке второго выхода.

2. 4 скульптуры, которые находились в центральном зале у крайних проходов в торцевой части. Пострадали при сооружении второго выхода и замуровывании этих проходов.

3. Циркули из рук скульптур изобретателя.

4. Мраморный пол станции. Заменен гранитными плитами.

 

Курская

 

Станция Курская Покровского радиуса открыта 13 марта 1938 года на участке «Улица Коминтерна — Курская». Автором станции является архитектор Л.М.Поляков. Название станции было дано по Курскому вокзалу, рядом с которым расположился наземный вестибюль, открытый на первом этаже многоэтажного здания конструктивистского стиля. Это здание, находящееся на углу площади Курского вокзала осенью 1937 года подверглось небольшой реконструкции для встраивания вестибюля.

Для выравнивания уровня тротуара перед входом в вестибюль сооружены гранитные ступени. Для входа и выхода пассажиров отведены четыре дверных прохода, облицованные черным гранитом в виде простых наличников. Проходы перекрыты черным выступающим навесом, на котором расположена надпись с названием станции, выложенная бронзовыми буквами.

Интересно решен вход на станцию: сначала пассажир попадает в кассовый зал наземного вестибюля, затем спускается по малому наклону эскалатора. Спустившись, пройдя по небольшому подходному коридору и через турникеты, пассажир оказывается в подземном вестибюле станции, ставшего общим с Кольцевой станцией, открытой в 1950 году. Далее следует большой наклон и сама станция. Стены кассового зала, малого эскалатора, подземного вестибюля и станции облицованы в едином стиле — серым мрамором. Полы кассового зала и подходного коридора были облицованы керамической плиткой в виде ковра с растительным орнаментом. К сожалению, плитка оказалась подвержена истиранию, и ее пришлось заменить гранитом. Потолок кассового зала наземного вестибюля сделан кессонированным, в каждом кессоне расположен источник света. Потолок подземного зала после малого наклона гладкий, украшенный большой круглой люстрой, напоминающей средневековый стиль. Малый наклон впервые в метро сделан не круглой формы, а с уступчатым потолком. Пространство данного наклона освещается с боковых стен бронзовыми двухрожковыми бра. Пол подземного промежуточного вестибюля на момент открытия был выложен в шахматном порядке мрамором серого и черного цветов. Потолок вестибюля красиво кессонирован, а освещение производилось только с помощью торшеров, установленных на мощных тумбах из белого мрамора с черным плинтусом. Боковые подходы подземного вестибюля освещены люстрами, подвешенными в круглых кессонах, а пол под ними украшался мраморным рисунком в виде многолучевой звезды.

 

 

Ст. Курская. Вид центрального зала станции с мраморным полом. (ЦАЭИАДМ, автор: ТАСС, В. Кошевой. 18.05.1955)

 

Станция Курская глубокого заложения создана по типовой схеме — трехсводчатой. Тема оформления формально посвящена сельскому хозяйству, но заметить это не так просто. Массивные прямоугольные пилоны станции облицованы серо-голубым мрамором. Своды напротив проходов оформлены ромбическими кессонами с лепной розеткой в центре каждого ромба, а своды, соответствующие пилонам оформлены в виде одного прямоугольного кессона, в середине которого подвешена люстра. Люстры оформлены в виде металлического обода с молочным стеклом в центре. Помимо люстр, освещение производится с помощью бра, закрепленными на вентиляционных решетках пилонов. Эти решетки сделаны в виде стилизованной паутины, в центре которой закреплен сноп пшеницы. Первоначально в центральном зале имелось 4 торшера, два из которых располагались у торцевой стены, два других — в нишах у эскалатора. Потолки проходов между пилонами украшены квадратными кессонами. Пол среднего зала при открытии был облицован серыми и черными мраморными плитами, как и подземный вестибюль. Полы проходов к платформам были украшены серым мрамором, а сами платформы заасфальтированы. Позже мрамор на полу был заменен гранитом похожих цветов. У пилонов в среднем зале и торцах боковых залов установлены мраморные скамейки. Путевые стены облицованы глазурованной плиткой кремового цвета.

При чтении описания станции можно заметить, как много мрамора стало использоваться при оформлении станций и как заметно снизилось применение керамической плитки. При отделке Курской было затрачено: 3000 м2 мрамора для стен и пилонов, 980 м2 керамической плитки, 1480 м2 мрамора для полов (!), 380 м2 оригинальных плиточных полов, 4800 м2 штукатурки.

К 1950 году в центре станции сооружены две лестницы для перехода на одноименную станцию Кольцевой линии. Решетки лестниц были оформлены сдержанно, в стиле станции. Тогда же подвергся реконструкции подземный вестибюль, который был расширен под Кольцевую станцию, и в той части вестибюля теперь можно увидеть знаменитую колонну «Каменный цветок» (см. Четвертая очередь: Курская). Во время этой реконструкции было утрачено первоначальное оформление вестибюля с его торшерами и мраморным полом.

В 1996 году в бывшем глухом торце станции сооружен эскалатор для перехода на станцию Чкаловская Люблинской линии.

 

Утраты станции

 

1. Мраморные полы на станции и в подземном вестибюле. Из-за большого износа были заменены на гранитные.

2. Полы из керамической плитки в наземном вестибюле. Заменены гранитными плитами.

3. Торшеры на тумбах в подземном вестибюле.

4. Четыре торшера из куполообразных ниш у эскалаторов и торца станции.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.