Символика Грааля в картах «великой тайны» Таро — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Символика Грааля в картах «великой тайны» Таро

2023-01-02 35
Символика Грааля в картах «великой тайны» Таро 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В четырнадцатой главе данной книги указывалось на значение карт Таро в свете идейной символики Грааля, а также давалось подробное толкование эмблем некоторых карт «великой тайны». В контексте концептуальной значимости для Грааля имеет смысл кратко рассмотреть вкупе всю колоду.

№ VIII. ПРАВОСУДИЕ. Этот облеченный в женскую форму символ хорошо известен не только применительно к картам Таро. Небесная целомудренная дева сжимает в одной руке обоюдоострый меч, а в другой — держит весы. Изображение в действительности скорее имеет отношение к дискриминации, нежели справедливости, ибо гармония и равновесие природы сочетаются с судейским произволом. Изначально карта символизировала незавидное положение церкви Грааля по отношению к безжалостной мощи католической инквизиции. В эзотерических кругах она носила название «карты Магдалины».

№ II. ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА (ПАПЕССА). Она является высшей формой выражения женской первоосновы всего сущего; связана с тем положением, которого, подобно Елене-Саломии в гностицизме, могут достичь женщины. Отождествляемая с Исидой данная карта часто изымалась из обращения.

№ III. ИМПЕРАТРИЦА. Ее изображают, как правило, беременной и олицетворяет богиню любви Венеру. Данная карта, рассматривающаяся официальной церковью как воплощение ереси, также подлежала реквизиции.

№ XI. СИЛА. На данной карте, символизирующей женскую добродетель, обычно изображается женщина, присматривающая за львом или подпирающая треснувшую колонну. На некоторых картах помещаются оба варианта рисунка. Первый представляет геральдического льва колена Иудина, а второй — столб Воаза в храме Соломона. И в том и в другом случае женщина олицетворяет собой верховную представительницу и опору царского рода. «И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки» (2-я книга Царств 7:16). В части колод наиболее раннего по времени изготовления данная карта снабжалась символикой Грааля, а женщина отождествлялась с Марией Магдалиной. Рисунок символизировал непрерывающийся род Давидов, как об этом сказано в Псалтыри (88:5).

№ XXI. МИР. В этой карте еще раз ясно проявляется дух Марии Магдалины, стоящей или танцующей внутри овального венка. Иногда обнаженная, а иногда в одежде, женщина держит в руке скипетр или какой-либо другой символ верховной власти. На одних картах она запечатляется возвышающейся над окружающим ландшафтом, на других — в обществе живых существ: людей, оленей, львов и орлов. Будучи старшим тромпом (козырем), она в конечном счете определяет успех в разгадке тайн и преодолении опасностей остальных карт колоды. Концептуально она схожа с рисунком парящей длинноволосой Магдалины на «Часослове Сфорца».

№ XVII. ЗВЕЗДА. Изображение нагой женщины-звезды уходит корнями в культ Марии Цыганки. Увенчанная звездным венцом Мудрости, она изливает из двух сосудов воды Жизни и Истины в струящийся поток, — подчеркивая этим значение женщины как первоисточника продолжения рода и мудрости. Картина символизирует изотерический «поток знаний», загнанный «под землю».

№ XIV. БЛАГОРАЗУМИЕ (СДЕРЖАННОСТЬ). Персонаж, олицетворяющий одно из женских достоинств, часто изображается крылатым. Это небесный алхимик, переливающий ртуть из одного сосуда в другой. Иногда поток жидкого металла растекается в двух противоположных направлениях, символизируя, таким путем, единство противоположностей. В некоторых случаях крылатое существо изливает воду на льва (колено Давидово) и огонь на орла (Рим), питая древо жизни одной церкви и подавляя свирепость другой. Карта отображает противостояние церкви Грааля католицизму.

№ VI. ВЛЮБЛЕННЫЕ (ДВЕ СТЕЗИ). Карта соединяет в себе женское и мужское начала. На ней изображается пара или несколько пар влюбленных, заключающих друг друга в объятия. Это могут быть Адам и Ева, а также и другие известные исторические и литературные персонажи. На рисунке, как правило, присутствует Купидон. Иногда мужчина помещается между двумя женщинами, одна из которых старше другой. Это его мать и невеста. Основная идея рисунка совершенно очевидна, а его варианты подразумевают два вида любви — плотскую и духовную, — которые связываются со стезями порока и добродетели. В символике Грааля карта отождествляется с жизненным партнерством и продолжением рода. В эзотерическом смысле она носит название «виноградной лозы».

№ XIX. СОЛНЦЕ. Солнце сияет в вышине над каменной стеной или рядом подсолнухов. На переднем плане помещены две обнаженные детские фигурки, заключающие друг друга в объятия либо резвящиеся на траве. В другом варианте рисунка может изображаться ребенок, играющий с ласковым домашним животным. Общий смысл всего этого — счастье и свобода. На некоторых картах первых выпусков запечатлялась спящая красавица, державшая в руках веретено, о которое она уколола свой палец. Она спала до тех пор, пока прибывший принц не снял поцелуем колдовские чары. Эта карта символизирует освобождение.

№ 0. ДЖОКЕР (ШУТ). Пусть даже он и глуп, но джокер всегда выигрывает. Подтверждение тому можно найти в Первом послании к Коринфянам: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. Итак, никто не хвались человеками… Мы безумны Христа ради…» Литературное воплощение джокера — образ Персеваля, бесхитростного простака, добивающегося успеха там, где искушение и опытные люди терпят фиаско.

№ I. ЧАРОДЕЙ (ФОКУСНИК). Здесь изображен иллюзионист и математик, демонстрирующий на глазах у публики свои чудеса. Зачастую весь его реквизит связан с алхимическими опытами. Он отождествляется с Гермесом Трисмегистом, чьи искусность и проницательность способна разрушить любые коварные замыслы.

№ V. ПЕРВОСВЯЩЕННИК (ПАПА РИМСКИЙ). Персонаж, символизирующий господство мужчин в римской церкви, графически уподобляется зодиакальному знаку Овна.

№ IV. ИМПЕРАТОР. Еще одна карта мужского рода, символизирующая верховенство Рима. Изображается в виде зодиакального знака Тельца.

№ IX. ОТШЕЛЬНИК (МУДРЕЦ). На карте запечатлен человек, стремящийся к постижению истины. В руках у него, как правило, фонарь, а также печать Соломона. Это призывающий к Первому крестовому походу Петр Пустынник, воплотившийся в литературный образ отшельника Тревризента. Сей анахорет, посвящая Персеваля в тайны Грааля, посоветовал рыцарю смирить гордыню и проявить покорность.

№ XII. ПОВЕШЕННЫЙ. На карте символически изображаются страдания тяжело раненного царя ловцов, о котором также рассказывал Тревризент. Испытывая физические муки, он, подвешенный за одну ногу, висит вниз головой. Несмотря на свое незавидное положение, бедняга продолжает сжимать в каждой руке по увесистому мешку. Так аллегорически запечатляется церковь Грааля, продолжающая, невзирая на гонения, стремиться к своей цели.

№ VII. КОЛЕСНИЦА (СФИНКСЫ). Запряженная парой лошадей или сфинксом, она скорее напоминает драпированный тканями сундук, нежели повозку. На месте возничего, как правило, изображается одинокая фигура рыцаря или царственной особы. Колесница украшена разного рода геральдическими эмблемами, не последнее место среди которых занимают гербовые лилии Меровингов. Карта символизирует победу над превратностями судьбы.

№ XV. ДЬЯВОЛ. На данной карте мужского рода запечатлен ужасный демон или великан-людоед. В отличие от ЧАРОДЕЯ, все его уловки и хитрости направлены на причинение зла. Он являет собой зловещий символ чудовищного политического режима.

№ XIII. СМЕРТЬ. На карте мужского рода обычно изображается скелет (иногда в одежде или закованный в латы), сидящий верхом на лошади. В руках персонаж держит косу или дубину. В знаменитой колоде с названием «Карл VI» под копытом лошади всадника-скелета гибнут папа и его кардиналы. Карта знаменует крушение репрессивного теократического истэблишмента.

№ X. КОЛЕСО ФОРТУНЫ. Карта среднего рода, название которой говорит само за себя. Колесо, определяющее удачу или невезение, во времена господства римской и испанской инквизиций раскручивалось не в пользу эзотерической церкви. В 1307 году тамплиеры были отлучены от церкви, поскольку обладали большей, нежели папа римский, эзотерической силой.

№ XVI. БАШНЯ (ДОМ БОЖИЙ). Хотя данная карта и не обладает выраженными родовыми признаками, она, тем не менее, связана с образом Марии Магдалины («Магдала» — «башня стада»). Рисунок идентичен изображению шахматной фигуры ладьи (туры). Пораженная ударом молнии или подвергнутая воздействию иной таинственной силы, она аллегорически изображает то незавидное положение эзотерической церкви, до которого ее довел безжалостный римский истэблишмент.

№ XX. СУД (СУДНЫЙ ДЕНЬ). На рисунке изображен трубящий в трубу архангел, который парит над толпой обнаженных людей, восставших из своих могил. Но это не День Страшного Суда, упомянутый в Апокалипсисе, а «день пробуждения». Человечество побеждает тьму ортодоксии и являет себя в свете истины.

№ XVIII. ЛУНА (ПЕРЕЛОМ). На рисунке этой карты полумесяц приобретает неоправданно зловещий облик. Такое изображение луны навеяно готическими романами, где это ночное светило ассоциируется с темной стороной оккультизма. Но все это появилось в более позднее время, а изначально луна традиционно отождествлялась с великой богиней Праматерью. На некоторых картах вместе с луной, висящей над водяной гладью озера или пруда, изображаются воющие собаки, скорпион или рак. Однако в колодах начала XIV века можно наблюдать совершенно иную сцену: два геометра, вооруженные измерителями и циркулями, переносят лунные пропорции на разостланные перед ними архитектурные чертежи. Все действо символизирует принцип Гермеса Трисмегиста «что вверху, то и внизу», — то есть природа земного бытия отражает в миниатюре положение вещей в масштабе всего Мироздания. Благодаря использованию данного принципа священной геометрии было возведено множество величественных монументов — от Стоунхенджа до готических храмов. Именно в соответствии с этим принципом воздвигались в Северной Франции соборы, посвященные Богоматери, размещение в плане которых является точной копией взаимного расположения звезд в созвездии Девы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Америка до открытий Колумба

 

В главе восемнадцатой уже упоминалось о том, что Христофор Колумб пользовался покровительством Леонардо да Винчи, чьи связи с таким выдающимся семейством, как Медичи, обеспечили мощную финансовую поддержку предприятия. Однако в биографиях родственников самого великого мореплавателя содержался целый ряд фактов, о которых обычно умалчивают книги по истории той эпохи. Разумеется, он более всего известен в качестве первооткрывателя Америки. Тем не менее, Колумб не был первым, кто совершил трансатлантическое путешествие.

Христофор Колумб (сын шерстобита Доменико Коломбо и Сусанны Фонтанаросса) родился в Генуе в конце октября 1451 года. Находясь на капитанской службе в Португалии, он познакомился с Филипой Муньиш де Перестрелло, происходившей из знатного лиссабонского рода. В 1478 году они поженились. Вскоре на крошечном островке Порту-Санту, близ Мадейры, где он с супругой оказался по долгу службы, родился их сын Диего. Именно в Португалии у Колумба созрел его великий замысел — достичь Индии западным путем. Свой проект он представил португальскому королю Жоану II, который передал его на рассмотрение экспертной комиссии. Замысел Колумба был отвергнут знатоками, очевидно, по причине практической неосуществимости. Свою роль в отказе также сыграли и непомерные претензии генуэзца, запросившего в случае удачи намного больше, чем получали в подобных случаях португальские капитаны, а также нежелание короля дробить силы в преддверии решающего рывка к Индии вокруг Африки. Для проверки гипотезы Колумба король Жоан II снарядил небольшую экспедицию под командованием капитана Фермана Дульмо, который должен был обследовать западную часть Атлантики.

В 1485 году Колумб покинул Португалию, чтобы попытать счастья в соседней Испании. Он направился в Кордову, где находился тогда вечно кочующий двор царственных супругов — королевы Кастилии Изабеллы и короля Арагона Фердинанда. Колумб надеялся заинтересовать монархов своим замыслом, но вновь потерпел неудачу. Атлантическая экспедиция португальцев еще не была закончена, и соправители Испании вполне резонно пожелали дождаться ее результатов. В 1492 году Дульмо, возвратившись из плаванья, доложил, что в означенном секторе Атлантики им не было обнаружено никаких новых земель. Колумбу удалось заручиться поддержкой влиятельных лиц при испанском дворе и, сдвинув дело с мертвой точки, уговорить королевскую чету принять свой проект. В августе 1492 года, получив в свое распоряжение три небольших судна — «Нинью», «Пинту» и «Санта-Марию», он покинул Палос и взял курс на запад.

Восемь месяцев спустя Колумб возвратился в Барселону, однако трюмы его кораблей не были забиты шелком и пряностями Востока. Адмирала сопровождали шесть краснокожих туземцев в масках, чьи головы были украшены перьями. За ними несли сорок попугаев и других диковинных птиц, а также шкуры невиданных животных, экзотические растения, жемчуг и золото. Колумб открыл за морем удивительный Новый Свет, который папа Александр Борджиа провозгласил собственностью испанской короны. Название Америка, которое получили вновь открытые земли, появилось лишь пятнадцать лет спустя. Оно произошло от имени флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, обследовавшего в конце XV — начале XVI веков южную часть континента.

По возвращении Колумб поведал о вновь открытых землях. Он рассказал о том, как высадился на небольшом острове Гуанахани (Сан-Сальвадор из Багамского архипелага), а также о своем посещении острова Эспаньола (ныне Гаити) и Кубы. Королевская чета осыпала мореплавателя милостями и пожаловала ему герб, на котором замок Кастилии и Лев Леона соседствовали с изображением открытых им островов, а также якорей — символом адмиральского титула. В своем втором плавании (1493—1496) к Новому Свету адмирал побывал на Малых Антильских островах, высадился на Ямайке и острове Гваделупа. Самой драматичной для адмирала стала третья экспедиция. После открытия Тринидада и высадки на южноамериканский материк Колумб с 1498 года в течение двух лет безвыездно жил на Эспаньоле, где тщетно пытался заставить повиноваться мятежных колонистов. Присланный из Испании судья-ревизор, получив по прибытии множество доносов на адмирала, арестовал Колумба и отправил в Испанию в оковах, словно закоренелого преступника. В своем последнем путешествии (1502—1504), пытаясь достичь Индии западным путем, он обследовал восточное побережье Центральной Америки, дойдя вдоль перешейка до самого Дарьенского залива. Несмотря на пережитые мгновения славы, два года спустя Колумб умер в Вальядолиде нищий и всеми покинутый. Похоронили его в Севилье, но затем во исполнение воли великого мореплавателя его останки были перезахоронены на Эспаньоле. В 1795 году остров стал французской колонией, и прах Колумба оказался на Кубе, а в 1877 году — опять в Севилье, где и покоится до сих пор.

Описанная выше увлекательная история морских путешествий известна достаточно хорошо. Куда менее известен тот факт, что открытие Нового Света было отнюдь не случайным. Отправляясь в плавание, Колумб имел в своем распоряжении все необходимые штурманские карты, вычерченные с необычайной для того времени точностью. Они были составлены во время предыдущих трансатлантических путешествий, и за их точность перед испанским двором поручился Джон Драммонд, чей дед побывал в Америке в 1398 году. Он находился в родстве с эрлами Драммондами из Перта, и в летописях указывается, что в 1492 году этот человек служил при дворе Фердинанда и Изабеллы. Колумб и Драммонд жили в одно и то же время на Мадейре. В 1419 году на острове поселились отец Драммонда и тесть Христофора Колумба — Бартоломео Перестрелло.

Дед Джона Драммонда, сэр Джон Стобхолл, являлся юстициарием Шотландии. Сестра сэра Джона, Анабелла, была замужем за королем скоттов Робертом III Стюартом. Сам сэр Джон был женат на Элизабет Синклер, чей племянник Вильям стал основателем рослинской часовни. Отец Элизабет, барон Рослинский и эрл Оркни, Генри Синклер еще за сотню лет до Христофора Колумба пересек Атлантику, но даже у него были предшественники.

Норманны, предки Генри Синклера, начали освоение атлантических просторов еще в X веке. В исландских сагах подробно излагается история о том, как Лейф Эрикссон на своем драккаре (ладье) пересек океан и добрался в 999 году до берегов неведомой доселе страны, названной им Винландом. Мореходы с Оркнейских островов действительно еще при жизни Генри плавали на своих судах к западным землям. В их сообщениях утверждалось, что жители этой далекой страны, которую они именовали Эстотией (полуостров Новая Шотландия в современной Канаде), сеют пшеницу, а также вывозят в Гренландию меха и серу.

Оркнейские моряки, кроме того, рассказывали об огромной стране, располагавшейся далеко на юге континента, называвшейся Дрогио. Туземцы той страны ходили нагишом под палящими лучами солнца, но отличались благовоспитанностью. Земли их были богаты золотом, а в многочисленных городах высились величественные храмы, посвященные местным богам. Все эти рассказы получили документальное подтверждение после того, как путешественники прошли по лабиринту Антильского архипелага, обогнули Флориду и прибыли в Мехико — столицу государства ацтеков. Несмотря на это, продолжает бытовать мнение, будто до прибытия на американский континент в 1519 году испанского конквистадора Эрнана Кортеса никто эти земли не исследовал.

С 1391 года обязанности командующего флотилией Синклеров начал исполнять Антонио Зено, капитан из Венеции. Он принадлежал к одному из древнейших венецианских семейств, из которого, начиная с VIII столетия, вышло множество выдающихся адмиралов и дипломатов. Перед тем как отправиться с Зено в заокеанское путешествие, Генри Синклер заключил договор со своей дочерью Элизабет и ее мужем сэром Джоном Драммондом. Документ, скрепленный печатью в Рослине 13 мая 1396 года, наделял сэра Джона и Элизабет правом востребования принадлежавших Генри в Норвегии земель в случае, если его сыновья не вернутся из морского похода.

В мае 1398 года корабли Синклера отправились в плавание к берегам Америки. В состав флотилии входило двенадцать боевых кораблей, экипаж которых насчитывал порядка сотни человек. Для некоторых моряков это путешествие на запад было уже не первым. Их первой остановкой на американском материке стал полуостров Новая Шотландия, где путешественники высадились на берег у мыса Кейп-Бломидон в заливе Фанди. Даже в наши дни у индейцев племени микмак бытует предание о путешествии на огромных кораблях великого бога Гулскапа, научившего туземцев ориентироваться по звездам и ловить рыбу с помощью сетей. По возвращении в родную Венецию Антонио Зено написал о том, что видел в этих краях потоки горной смолы, стекавшей в море, а также гору, у подножия которой курился исторгаемый из земных недр дым. В Новой Шотландии и в самом деле находятся богатые залежи каменного угля, пласты которого, перемежающиеся со слоями гудрона, можно наблюдать в береговых обнажениях, протянувшихся до города Асфальта. Неподалеку у подножья гряды острова Кейп-Смоуки, близко к поверхности залегает толща тлеющих битуминозных отложений. В 1849 году вблизи Луисбурга на Кейп-Бретоне было найдено примитивное артиллерийское орудие. Пушки такого типа отливались в Венеции во времена Зено и в эпоху Колумба считались безнадежно устаревшими.

От Новой Шотландии Синклер продолжил свое плавание на юг, к землям Дрогио. Свидетельства его пребывания в этих краях можно найти в штате Массачусетс и на острове Род-Айленд. В Уэстфорде (Массачусетс) скончался один из участников экспедиции, место захоронения которого сохранилось до сих пор. В выступе скалы выбито двухметровое рельефное изображение рыцаря XIV столетия, в стальном шлеме, кольчуге и закутанного в плащ. В руках его находится меч XIII столетия и щит с геральдическими символами, характерными для шотландского рыцарства того периода. Лезвие меча, переломленное у эфеса, указывает на обычай того времени хоронить рыцаря вместе со сломанным оружием. Точно так, в соответствии с преданиями Грааля, был погребен вместе со своим мечом и Персеваль.

В Ньюпорте, штат Род-Айленд, находится хорошо сохранившаяся башня эпохи средневековья. По своей конструкции — в плане правильный восьмиугольник и арочные стены — она идентична храмам, построенным рыцарями-тамплиерами. Остатки строения аналогичной формы ясно просматриваются в руинах Орфирской часовни XII столетия в Оркни. Ньюпортская башня представляет собой типичный образчик шотландской архитектуры, и ее основные конструктивные особенности были воспроизведены при строительстве часовни в Корсторфайне, месте погребения дочери Генри Синклера. Официальной датой основания штата Род-Айленд принято считать 1636 год, и образование его было отнюдь не случайным событием. В лондонском Государственном архиве хранится текст, датированный четырьмя годами ранее, в котором упоминается «круглая башня из камня» в Ньюпорте. Предполагается, что башня использовалась в качестве казармы солдатами сэра Эдмунда Плаудена, основавшего первое поселение в этом районе.

Через пятьдесят с лишним лет после завершения экспедиции Синклера родился Христофор Колумб, оставивший запись на первой странице в книге Великих Географических открытий. В Португалии будущий адмирал был посвящен в рыцари ордена Христа, основанный изгнанными из Франции тамплиерами. Членами этого духовно-рыцарского братства были также и великие современники знаменитого мореплавателя: Васко да Гама, Бартоломео Диас и Фернан Магеллан. Колумб также состоял членом ордена Полумесяца (иначе называвшегося орденом Корабля), основанного Рене Анжуйским. Рыцари этого братства, проявлявшие особый интерес к вопросам морского судоходства, были преданы церковью анафеме за свое упорствование в утверждении, что Земля имеет шарообразную форму!

Благодаря Джону Драммонду и другим, Колумбу было точно известно, что земля, к которой он направлялся, не является Азией. У тамплиеров, в обществе которых вращался генуэзец, уже имелись карты заокеанского «Нового Света». В частности, он получил в свое распоряжение вышедший в 1492 году (в год своего первого плавания) глобус, составленный нюрнбергским картографом Мартином Бехаймом. Партнером последнего в делах, связанных с морским судоходством, был некий Жоан Альфонсо Эскорсио, более известный под именем Джона Драммонда.

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке BooksCafe.Net

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Данная дата приведена в труде архиепископа Джеймса Ашера «Анналы древних свидетельств» (1650 год). Время сотворения Адама, рассчитанное независимо друг от друга на основании александрийских текстов и Септуагинта, датировалось соответственно 5503 и 5411 годы до Р.Х. Сотворение мира по еврейскому календарю, в котором оно взято за начальную точку отсчета, относится к 3760 году до Р.Х.

Таким образом, рассчитанная Ашером дата представляет собой приемлемое среднее значение и поэтому часто используется в современной хронологии. Содержащаяся во «Всемирной истории» ошибка заключалась в путанице датировок появления Адама и сотворения мира (см. примечание 3).

Септуагинт или «перевод семидесяти толковников» — перевод священных книг иудеев на греческий язык, выполненный в III веке до Р.Х. 72-мя александрийскими переводчиками.

 

[2] Чарльз Дарвин не был пионером в области исследования эволюционного развития, до него этим вопросом занимался целый ряд выдающихся ученых. Французский естествоиспытатель Жорж Луи Леклерк Бюффон, член Петербургской академии наук, в 1778 году в своем труде «Естественная история» высказал предположение о единстве плана строения органического мира. В 1785 году эдинбургский врач Джеймс Геттон, названный Чарльзом Лайелем «наследным принцем шотландской геологии», опубликовал свою знаменитую работу «Теория Земли». Жорж Кювье, французский зоолог, один из реформаторов сравнительной анатомии и палеонтологии, в 1798 году издал «Сравнительные таблицы естественной истории животных», предварявшие его великий труд «Мир животных». Его соотечественник, профессор зоологии Парижского университета Жан Батист Ламарк, в 1809 году напечатал свою книгу «Философия зоологии», за которой последовала публикация «Естественной истории беспозвоночных животных». И, наконец, шотландский естествоиспытатель и основоположник актуализма в геологии Чарльз Лайель выпустил в начале 30-х годов прошлого столетия свою трехтомную монографию «Основы геологии».

 

[3] Поскольку по расчетам Ашера Адам появился на свет примерно в 4004 году до Р.Х. (см. примечание 1), то, учитывая место рождения, теоретически должен был бы оказаться в бронзовом веке. К тому времени цивилизация Шумера уже существовала около двух тысячелетий, начиная с LXX века до Р.Х. здесь стали создаваться поселения и сельскохозяйственные общины. К LX веку до Р.Х. в этих краях появилось то, что принято называть настоящими городами, которые управлялись избираемыми советами жителей. К тому же самому времени относится возникновение первых поселений городского типа в Палестине (район Иерихона) и Китае (бассейн реки Янцзы).

Во времена Адама, стало быть, уже повсеместно использовались колеса, плуги и парусные суда.

 

[4] Еще до написания «Происхождения человека и половой отбор», где обосновывалось происхождение человека от обезьяноподобного предка, Дарвин опубликовал в 1859 году свою книгу «Происхождение видов путем естественного отбора».

 

[5] Иаков получил имя Израиль (Богоборец) за то, что боролся с Господом в лице ангела Божьего. Его потомки по этой причине впредь стали называться израильтянами.

 

[6] Скиния собрания представляла собой переносной шатер или палатку, сооружавшуюся из полотна или звериных шкур, натягиваемых на деревянный каркас. Использовалась в качестве подвижного помещения для богослужений во время скитаний евреев по пустыне.

 

[7] Эриду (современный Абу-Шахрейн), наиболее почитаемый для жителей древней Месопотамии город, был подлинной жемчужиной этого вечно цветущего, плодородного края. Обитателям земли Ханаанской, существенно отличавшейся по природно-климатическим условиям от Двуречья, он казался настоящим земным раем. В знак признания пышного великолепия его окрестностей город стал культовым центром бога океана и пресных подземных вод Энки и часто отождествлялся с Эдемским садом.

 

[8] По предположению Ч.Л. Вулли, руководителя археологической экспедиции Пенсильванского университета, описываемый в Книге Бытия всемирный потоп произошел еще до правления в Месопотамии царя Саргона Великого. Данное предположение подтверждают клинописные таблички, найденные при раскопках близ города Ниппур (нынешний Наффар), в которых излагается история Шумера, начиная с III тысячелетия до Р.Х.

 

[9] Знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой (вавилонское столпотворение) говорится в Библии, представляла собой огромный зиккурат бога Мардука, воздвигнутый на Месопотамской низменности близ города Шинары. Зиккураты, пышно украшенные ступенчатые многоуровенные башни, являлись характерной чертой шумерских городов того времени. Каждый из них был увенчан возведенным на вершине небольшим храмом, посвящавшимся местному верховному божеству.

 

[10] Представления иудеев о загробном мире, именовавшемся Шеолом, полностью соответствовали облику греко-римского царства мертвых Аида. И там, и здесь в жутком мраке подземного мира обретались лишенные своих телесных оболочек души умерших людей.

 

[11] Первые пять книг Моисея, или Пятикнижие, являются пятью законоположительными книгами Ветхого завета. Их названия: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

 

[12] К пророческим книгам в библейском смысле относятся те писания, названные именами ветхозаветных пророков, которые либо вышли из-под их пера, либо повествуют об их жизни. К другой группе относятся книги исторические, содержащие жизнеописание иудейского народа. К их числу относятся книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств и две книги Паралипоменон («Летописи»).

 

[13] К другим священным книгам евреев относятся Мишна и Талмуд. Мишна («повторение») представляет собой расширенное устное толкование библейских законоположений, собранное и отредактированное в 210 году от Р.Х. Иегудой га Наси. Состоит она из отдельных законов (галахи), касающихся жизни религиозной, семейной, гражданской и т.д. Свод комментариев к самой Мишне, появившийся в более позднее время, называется Гемарой. Мишна и Гемара и составляют Талмуд. Поскольку толкование Мишны происходило в Палестине и Вавилоне, то различают два Талмуда — палестинский и вавилонский.

 

[14] Хасмонеи — знаменитый священнический род, представители которого сыграли выдающуюся роль в период Иудейских войн II столетия от Р.Х. Главой семейства во времена царствования Антиоха IV был первосвященник Маттафия, ставший главным вдохновителем восстания евреев. Незадолго до кончины он передал руководство освободительным движением в руки своего третьего по старшинству сына Иуды, прозванного в народе Маккавеем (в переводе с арамейского — «молотобойцем»). С тех пор Маккавеями стали звать не только сменивших Иуду на посту полководца его братьев Ионафана и Симона, но и всех их сторонников и последователей.

 

[15] В православную и католическую Библию также входят 11 ветхозаветных книг, считающихся вероучительными, то есть способствующие вере. Протестантизм еще со времен Мартина Лютера не признает их, считая апокрифами («тайными», «сокровенными»), то есть не священными, а просто религиозными произведениями. К подобным неканоническим писаниям относятся книги Маккавейские, Юдифи, Товит, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Соломона, Варух и др.

 

[16] Эсхатология — учение о конечных судьбах мира и человека, о Судном Дне и загробной жизни.

 

[17] На рубеже II и I тысячелетий до Р.Х. в Средней Азии возникла новая религия с ярко выраженной дуалистической концепцией — представлением об извечном противоборстве доброго и злого начал. Основателем ее стал легендарный пророк Заратуштра (Зороастр), переосмысливший и реформировавший верования своих предков. По представлениям зороастрийцев, во Вселенной ведется постоянная война между силами света и тьмы, между добром и злом. В этой борьбе богу света и жизни Ахурамазде (Ормузду) противостоит злое божество Анхра-Майнью (Ахриман), повелитель смерти и тьмы. В итоге, согласно зороастрийскому вероучению, Ахурамазда окажется победителем и уничтожит зло навсегда. Он воскресит мертвых, одолеет Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоками расплавленного металла», а все, что останется после этого, обретет вечную жизнь.

Прошедшие с тех пор столетия несколько видоизменили древнее предание за счет наслоений культур различных исторических эпох, но главная суть его осталась неизменной. Во времена существования общины евреев в Кумране (конец I тысячелетия до Р.Х.) история борьбы двух начал пользовалась популярностью и, хотя и в аллегорической форме применительно к вожделенному свержению римского господства, была весьма актуальна.

Заимствование христианской церковью в более позднее время основной идеи зороастрийского учения привело к тому, что множество христиан до сих пор верят в наступление конца света.

 

[18] Предполагается, что первый элемент библейского имени Еммануил в действительности соответствует имени древнеегипетского бога Амона — «скрытого», «невидимого». Таким образом, вышеупомянутое имя может читаться как «Амон-у-Эль», то есть «Тот, который невидим, суть Бог».

 

[19] Идея «вечной девственности» Марии была выдвинута в 622 году на поместном соборе в Трюйе (Франция).

 

[20] Среди зданий древнего монастырского комплекса, располагавшегося в окрестностях Кумрана, существовало особое строение, где появлялись на свет зачатые вне брака дети ессеев. Члены общины именовали его «Вифлеемом Иудейским» — как бы в отличие от находившегося к югу от Иерусалима города с одноименным названием. В Евангелии от Матфея (2:5) утверждается, что Иисус был рожден «в Вифлееме Иудейском».

Евангельское повествование как бы возвещало о свершении пророчества Михея, изреченного им приблизительно в 710 году до Р.Х. (5:2): «И ты Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты… из тебя произойдет мне тот, который должен быть владыкою в Израиле».

 

[21] В «Библейском словаре» М. Смита говорится о том, что переводимое как «гостиница» древнееврейское слово скорее подразумевает жилой дом. Гостиниц, в нынешнем понимании этого слова, не было в древней Палестине, жители которой почитали своим священным долгом пригласить к себе в дом утомленных путешественников.

 

[22] В Ветхом завете вообще отсутствует какие-либо упоминания о городе Назарете. Нет ссылок на него ни в Талмуде, ни в «Иудейских древностях». Назарет превратился в место паломничества только в VI веке от Р.Х.

 

[23] Елисавета сама принадлежала к священническому роду Аарона (Лука 1:5).

 

[24] Лишь в 314 году от Р.Х. император Константин Великий властным решением перенес день рождения Иисуса на 25 декабря — день широко отмечавшегося в те времена языческого праздника Солнца. Следует отметить, что датировка некоторых евангельских событий, приводимых в данной книге, не соответствует традиционной. Например, общепринятая дата рождения Иисуса Христа (5 год до Р.Х.) здесь отнесена к 7 году от Р.Х., а время распятия на Голгофе, вместо часто приводимого в литературе 30 года от Р.Х., датируется 33 годом от Р.Х. Первая публикация хронологии библейских событий, увидевшая свет в 526 году, основывалась на расчетах, выполненных монахом Дионисием Экзигием. По его вычислениям Иисус был рожден в год 754 от ОР (основания Рима), что соответствует 1 году от Р.Х. Однако Ирод Великий умер за четыре года до этого события, то есть в 750 году ОР (4 год до Р.Х.) Поскольку было известно, что в момент рождения Иисуса царь Ирод все еще находился в добром здравии, хронологическая таблица монаха подверглась соответствующей коррекции и рождество Христово отнесли к году, предшествовавшему смерти Ирода — 749 год от ОР (5 год от Р.Х.). Данная дата стала общепризнанной, а сообразно ей была изменена хронологическая последовательность и остальных евангельских событий.

В свете имеющейся к настоящему времени информации появляется возможность более точно датировать все происходившее в ту эпоху. В первых хронологических расчетах не учитывалась изменчивость календарей (лунного, солнечного и юлианского), применявшихся в те времена. Сейчас, однако, благодаря усилиям интерпретаторов свитков Кумранских пещер сделаны необходимые временные поправки.

 

[25] В 1380 году профессор Оксфордского университета Джон Виклеф принял участие в переводе Библии с латинского языка на английский. Коллегия доминиканцев, однако, объявив профессора еретиком, наложила в 1382 году запрет на издание книги. Первое печатное издание Евангелия на английском языке (1525 год) вышло в переводе Вильяма Тиндейла, который за все свои старания был схвачен в Антверпене и казнен в 1535 году по приговору трибунала инквизиции. Приемлемый для церкви вариант перевода Библии опубликовал в Кембридже монах Майлс Ковердейл. Издание осуществлялось под эгидой Томаса Кромвеля, руководившего от имени короля Генриха VIII секуляризацией монастырского имущества и отделением английской церкви от Рима. Данный труд стал первым шагом, приведшим в 1539 году к изданию так называемой Большой Библии. Книге был придан канонический статус, что делало ее обязательной к использованию во всех церквях, а Ковердейла возвели в сан епископа и пожаловали кафедру в Экстере.

Следующая попытка перевести Священное писание на англи


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.