Священные реликвии Грааля и карты Таро — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Священные реликвии Грааля и карты Таро

2023-01-02 33
Священные реликвии Грааля и карты Таро 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Таинственное белое копье с окровавленным наконечником, являвшееся почти непременным атрибутом Грааля, было принято считать тем самым оружием, которое пронзило бедро царя ловцов. Оно отождествлялось с библейским копьем сотника Лонгина, завершившим крестную муку Христа. Наряду с чашей, мечом и блюдом, копье являлось священной реликвией замка Грааля. Вслед за учреждением папой Григорием IX в 1231 году католической инквизиции церковь осудила учение о Граале. Хотя оно не было открыто заклеймено как еретическое, но все касающиеся его материалы были изъяты из общего пользования. В результате все традиции переместились в область тайной символики, выразившейся, в частности, в картах Таро. Их создание относится к XIV веку, когда они впервые появились на севере Италии, в Марселе и Лионе. Одна из наиболее занятных работ, касающихся карт Таро и графической символики в целом, вышла недавно из-под пера американской писательницы Маргарет Старберд. Ее труд находится в полном соответствии с заветами и традициями Грааля.

Четырьмя мастями колоды «малой тайны» Таро (состоящей из 56 листов, включая фигурные карты — короля, королеву, рыцаря и оруженосца) являлись мечи, чаши, пентакли (магические фигуры) и жезлы. Они соответствовали священным реликвиям Грааля: мечу, чаше, блюду и копью. В конце концов, масти были переименованы и приобрели вид современных пик (♠), треф (♣), червей (♥) и бубен (♦). Пики изначально представлялись клинками (мужским символом «Λ»), а черви символизировали потирные чаши альтернативной церкви (обозначаемые женским знаком «V»). Прообразом бубен были драгоценные диски пентаклей (символизировавшие также блюда служения), а трефы (обозначавшие непрерывность Давидова рода) являли собой символическое изображение дающего побеги жезла Иессея.

С древнейших времен символы «Λ» и «V» употреблялись для обозначения священного единства брачного союза. Мужской клинок и женская чаша — символы противоположных полов, помещенные один над другим, образовывали знакомый знак «X». Данная графическая фигура, представлявшая собой изначальное изображение святого креста, являла собой сакральный символ крещения и инициации еще задолго до времен Иисуса. Как подтверждают документы Кумранских пещер, этот знак изображался на лбу тех, кто скорбел и воздыхал по Иерусалиму (Иезекииль 9:14), а также служил отличительным признаком возведения в высший духовный чин общины при обряде инициации в Святая Святых.

В более поздние времена, благодаря стараниям Рима, форма креста была видоизменена, и он превратился в прямой латинский крест церкви Петра с высоко поднятой поперечиной. Однако истинные христиане по-прежнему хранили верность косому кресту, считая латинское распятие символом римских гонений. Поэтому исконно христианский знак «X» в глазах римской церкви превратился в средоточение ереси. Его «богопротивное» изображение вплоть до нынешних времен продолжает связываться с плотским грехом и дьявольскими кознями — по аналогии с помеченными знаком «X» порнографическими фильмами. В самом деле, неприятие его церковью внедрилось в сознание учащихся весьма простым способом — знак «X» использовался для обозначения чего-нибудь неправильного, что нужно было зачеркнуть.

Но, несмотря на существование канонического латинского креста св. Петра, предания о его брате Андрее связывались с крестом косым, получившим название креста св. Андрея Первозванного. Андрей принял мученическую смерть в Патрах, городке вблизи Черного моря, где проповедовал слово Божие скифам еще до того, как они начали Свое движение на запад в сторону Каледонии. Впоследствии он стал святым — покровителем Шотландии, а знаменитый андреевский крест занял место на ее национальном флаге и гербе. Поскольку Рим не устраивало повторное появление на свет этого древнего эзотерического символа, то была придумана оправдательная история о том, будто бы Андрей сам распорядился распять себя на кресте X-образной формы.

Позднее появился «компромиссный» вариант этого христианского символа, — не похожий ни на распятие, ни на эзотерический X-образный знак. Это был прямой центрально-симметричный крест св. Георгия, распространение культа которого на Западе во многом обязано крестоносцам. После Женевской конференции 1884 года он стал символом Международной организации Красного Креста, флаг которой явился зеркальным отражением цветовой гаммы швейцарского национального Стяга.

После того как в 1252 году специальным постановлением папы инквизиторы получили право применять пытки, вершить тайные суды и отправлять на костер, власть «Святой палаты» стала почти неограниченной. В Испании преследование еретиков выразилось в начатых в 1478 году яростных гонениях на маранов и морисков — иудеев и мусульман, насильственно обращенных в католичество, но продолжавших тайно исповедовать веру отцов. В 1542 году по распоряжению папы Павла III римская инквизиция обрушилась на протестантов. Таким образом, единственной возможностью самовыражения скрывающих свои взгляды христиан-диссидентов стали тайные водяные знаки и графические символы. Из-за своей простоты знак «X», получив широкое распространение, зачастую использовался открыто и довольно умело. На полотне Боттичелли «Богородица с гранатами» ангел носит на груди отделанный красной тесьмой косой крест. На другой картине того же автора — «Богородица с Библией» на лифе Марии запечатлен красный косой крест, а младенец Иисус изображен сжимающим в своей руке три миниатюрные золотые стрелы. Этот эзотерический символ, именовавшийся «тремя лучами просвещения», являлся руководящей мыслью в творчестве алхимиков, последователей Гермеса Трисмегиста.

Главный секрет колоды Таро заключался в 22 козырных картах, картах «великой тайны». Старофранцузское слово «тромп», служившее для их обозначения, переводится как «труба». Именно трубный глас этих духовных инструментов в фигуральном смысле расколол церковь св. Петра пополам. Тромпы-козыри именовались «книгой Тота», символизировавшей хранилище тайных знаний. Римская церковь, осуждавшая карты «малой тайны», совершенно недвусмысленно запретила тромпы, считая их святотатственными. По правде говоря, в игральных картах не было ничего антихристианского, хотя антицерковная направленность их была очевидна. Христианский дух карт Таро был сродни христианским воззрениям учения о Граале и не имел никакого отношения к католицизму. И то, что цыгане впоследствии стали использовать карты Таро для гадания, являлось делом случая и совершенно не соответствовало их изначальному предназначению. Но именно благодаря такому их побочному употреблению, церковь сумела навязать обществу мнение о колоде Таро как о воплощении сущего порока.

В современных игральных картах из колоды Таро сохранилась лишь одна — джокер. Пусть даже он и глупец, но джокер всегда выигрывает. Подтверждение тому можно найти в Первом послании к Коринфянам:

 

«Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

Итак, никто не хвались человеками… (3:20—21)

Мы безумны Христа ради… (4:10)»

 

Литературное воплощение джокера наглядно проявляется в образе Персеваля, бесхитростного простака, добивающегося успеха там, где искушенные и опытные люди терпят фиаско. Другие фигурные карты Таро не обошли своим вниманием вселенские понятия в целом. Не последнее место среди них занимает женский образ карты «правосудие». На ней запечатлена небесно целомудренная дева, сжимающая в одной руке обоюдоострый меч и держащая в другой — весы. Изображение, на самом деле, скорее имеет отношение к дискриминации, нежели справедливости, ибо гармония и равновесие природы сочетаются с орудием судейского произвола. Первоначально карта символизировала незавидное положение церкви Грааля по отношению к безжалостной мощи римской инквизиции. Именовалась она в те времена «картой Магдалины».

Другими картами, связанными с образом Марии Магдалины, являлись «башня», «мир» и «сила». В соответствии с традициями Грааля, «башня» символизировала «магдалу» — библейскую «башню стада» (Михей 4:8) и весьма походила на шахматную ладью (туру). Пораженная ударом молнии или подвергнутая воздействию иной магической силы, она аллегорически отображала то плачевное состояние эзотерической церкви, до которого ее довел безжалостный римский истэблишмент.

Дух Марии ясно проявлялся и в карте «мир». Стоя или танцуя внутри овального венка, как обнаженная, так и в одежде, женщина держала в руке скипетр либо другой знак верховной власти. На некоторых картах она запечатлялась возвышающейся над окружающим ландшафтом. Это изображение в известной степени напоминало иллюстрацию в «Часослове Сфорца», на которой укрытая с головы до ног своими волосами Мария парила над суетной землей.

На карте «силу» обычно изображала женщина, присматривающая за львами либо подпирающая треснувшую колонну. На некоторых картах помещались оба варианта рисунка. Первый представлял геральдического льва колена Иудина, а второй символизировал столб Воаза в храме Соломона. И в том, и в другом случае женщина олицетворяла собой верховную представительницу и опору царственного рода.

 

«И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки перед лицом Моим, и престол твой устоит во веки».

(2-я книга Царств 7:16)

 

В части колод наиболее раннего по времени изготовления эта карта снабжалась символикой Грааля, а женщина отождествлялась с Марией Магдалиной. Рисунок этот символизировал непрерывающийся род Давидов, как об этом сказано в Псалтыри (88:5): «Навек утвержу семя твое и воздвигну престол твой для всего рода».

 

Глава пятнадцатая

Хранители Грааля

 

 

РЫЦАРИ-КРЕСТОНОСЦЫ

 

В 1066 году, когда Вильгельм, герцог нормандский, окончательно завоевал Англию, исполнилось почти три сотни лет с тех пор, как династия Меровингов во Франции была официально предана забвению. Но род этот вовсе не пресекся, память о нем в интересах церкви была намеренно вытравлена из сознания общества послушными Риму историками. В период своего царствования, однако, Меровинги ввели в обиход ряд обычаев, которые продолжали существовать даже после установления в стране феодальной формы управления. К числу таких нововведений относились учрежденные системы регионального административного надзора, осуществляемого высшими должностными лицами, именовавшимися графами. Будучи наместниками короля, графы выполняли функции исполнительной и судебной власти, а также являлись одновременно командующими вооруженных формирований края. В этом отношении они мало чем отличались от британских эрлов, хотя титулярная значимость обоих званий, по мере приобретения земельной собственности, в феодальную эпоху существенно изменилась.

В XI столетии на передовые позиции фламандского общества выдвинулись графы Фландрские и Бульонские. Обладание графом Готфридом Бульонским наследственными правами династии Давида, перешедшее к нему от Меровингов, было вполне достаточным условием того, чтобы после Первого крестового похода удостоиться титула короля Иерусалима. Эта военная кампания, предпринятая в 1095 году, была инициирована захватом мусульманами Иерусалима. Одним из главных вдохновителей этого предприятия стал Петр Пустынник, который возглавил злополучный крестовый поход крестьян с их женами и детьми через всю Европу ради освобождения Святой Земли. Большая их часть не достигла цели; тысячи ополченцев погибли в пути, истребляемые разбойниками, местными жителями и своенравными византийскими воинами. В колоде Таро на карте «отшельник» (намек на Петра Пустынника) изображен странник, освещающий себе фонарем путь.

Сразу же после завершения неудачного похода Петра Амьенского папе Урбану II удалось в кратчайший срок призвать под Христовы знамена огромную армию, которую возглавили лучшие рыцари Европы. Координацией действий ополчений занимался епископ Адемар из Ле-Пюи, а в авангарде войска встали герцог Роберт Нормандский, брат французского короля, граф Гуго Вермандуа и князь Боэмунд Тарентский. Лотарингское ополчение возглавил граф Готфрид Бульонский, отправившийся в поход вместе со своим братом Балдуином. Предводителем рыцарей Южной Франции был Раймонд, граф Тулузский.

В те времена Готфрид Бульонский носил титул герцога Нижней Лотарингии, который он унаследовал от своей матери, знаменитой св. Иды — вдохновительницы перестройки большого кафедрального собора в Булони. От своей матери Готфрид получил в наследство замок и земли во Фландрии, но ради финансирования похода в Палестину заложил всю свою недвижимость епископу Льежскому. Уже на подходе к Святой Земле Готфрид принял на себя общее командование рыцарскими дружинами и после победоносного завершения кампании в 1099 году был провозглашен правителем Иерусалима. Он, правда, отказался носить титул короля и золотую корону в той стране, где Иисус Христос носил венец терновый, и предпочел удостоиться звания «защитника Гроба Господня».

Из всех восьми крестовых походов, которые продолжались вплоть до 1291 года и направлялись в земли Египта, Сирии и Палестины, только Первый поход, возглавлявшийся Готфридом, достиг какой-то конечной цели. Но даже он был омрачен кровавыми инцидентами, виновниками которых стали наиболее фанатично настроенные крестоносцы. Опьяненные победой «воины Христовы» устроили на улицах Иерусалима массовое избиение мусульман. Город являлся святыней не только для иудеев и христиан, он стал третьим по значению после Мекки и Медины священным городом в мире ислама. И этот тройственный статус города стал предметом жарких споров, не прекращающихся и в наше время.

Второй крестовый поход на Эдессу, который возглавили французский король Людовик VIII и германский император Конрад III, закончился полным фиаско. Подавленные неудачей и огромными потерями в живой силе государи вернулись в Европу с пустыми руками. Дела христиан на востоке шли все хуже и хуже. Через сто лет после завоевания Готфридом Бульонским Иерусалима город был захвачен войсками могущественного султана Салах-ад-Дина. Это послужило поводом для организации в 1187 году Третьего крестового похода, который возглавили три короля-воина: германский император Фридрих 1 Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. Поход, сопровождавшийся сплошными бедами, закончился также бесславно, как и предыдущий — в итоге Иерусалим освободить так и не удалось. Четвертый крестовый поход (1202) сравнял с «неверными» православных христиан-византийцев и привел к разрушению Константинополя. Последовавшие затем четыре похода рыцарей на Восток успеха не принесли. Правда, во время Шестого похода императору Фридриху II в 1229 году удалось освободить Иерусалим, но мусульмане через 15 лет вернули себе утраченное. После провалов Седьмого и Восьмого крестовых походов французских рыцарей в Северную Африку и гибели там короля Людовика IX Святого военные кампании по освобождению Гроба Господня вообще прекратились.

В эпоху крестовых походов образовалось несколько рыцарских духовных орденов, среди которых был и орден рыцарей Сиона [81], основанный в 1099 году Готфридом Бульонским. Другими духовными братствами рыцарей того времени стали орден защитников Гроба Господня и орден рыцарей Храма.

Вскоре после своего Иерусалимского триумфа скончался Готфрид Бульонский, и королевскую корону унаследовал в 1100 году его младший брат Балдуин I Фландрский. По прошествии 18 лет (то есть в 1118 году) на иерусалимский трон взошел его двоюродный брат Балдуин II Буржский. В этот же самый год, согласно заслуживающим доверия источникам информации, тамплиеры основали свое «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона». Создание ордена, как утверждалось, было провозглашено девятью французскими рыцарями, давшими обет целомудрия, бедности и послушания и принесли клятву защищать Святую Землю.

Французский хронист Гильом Тирский в самый разгар (около 1180 года) крестовых походов писал о том, что целью храмовников было «по возможности заботиться о дорогах и путях, и особенно об охране паломников». Однако при всей необъятности такого рода задачи совершенно непостижимо, как могли с этим справиться девять бедных рыцарей до своего возвращения во Францию без привлечения в свои ряды новых волонтеров. Сказать по правде, круг интересов ордена простирался гораздо дальше, чем это явствует из повествования Гильома. Орден, основанный Хуго де Пейнсом, существовал уже несколько лет до своего официального признания в 1128 году на церковном соборе в Труа (Шампань), и свою задачу тамплиеры видели отнюдь не в патрулировании дорог. Они были главными эмиссарами короля, ведшими невидимую борьбу в самой гуще мусульманского мира. И в этом своем качестве храмовники делали все, чтобы внести надлежащие коррективы в действия буйных крестоносцев в отношении беззащитных подданных султана. Епископ Шартрезский еще в 1114 году, упоминая в своих записях тамплиеров, называл их «воинством Христовым». К тому времени рыцари уже размещались в покоях Балдуина, внутри мечети, возведенной на месте разрушенного храма Соломона. После того, как Балдуин перебрался под своды башни Давида, помещения дворца полностью перешли в распоряжение тамплиеров.

Хуго де Пейнс, первый Великий магистр ордена, являлся вассалом своего кузена графа Шампанского. Его правой рукой был фламандский рыцарь Готфрид Сент-Омер, а еще одним членом братства стал Андрэ де Монбар, родственник графа Бургундского. В 1120 году в орден был принят граф Фульк Анжуйский (дед Генриха II Плантагенета), а вслед за ним в 1124 году в тамплиеры был посвящен и Хуго, граф Шампанский. Рыцари, по всей видимости, были людьми далеко не бедными; и не существует никаких свидетельств тому, чтобы эти прославленные аристократы поддерживали порядок на наводненными бедуинами караванных путях. И уж королевский хронист Фульк де Шартре определенно не изображал их в таком качестве.

Задача по сопровождению пилигримов в действительности ложилась на плечи госпитальеров — членов «Ордена всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского». Стоявшие особняком от храмовников члены этого очень специфичного духовно-рыцарского братства давали не похожую ни на какие другие клятву послушания. Они клялись повиноваться не королю и не своему Великому магистру, а св. Бернарду (умершему в 1153 году) — аббату цистерцианского монастыря в Клерво [82]. Святой Бернард состоял в родственных отношениях с графом Шампанским, а через него приходился родственником и Хуго де Пейнсу. Именно на земле, пожалованной графом, основал Бернард в 1115 году свое знаменитое аббатство в Клерво. Матерью св. Бернарда была Алет, сестра Андрэ де Монбара, а членами орденского братства стали отобранные им лично фламандцы. В их числе были Аркамбо де Сент-Аман, Анри Бизоль, Розаль, Гондемар и Пейн де Мондидье.

Не кто иной, как св. Бернард спас погибавшую кельтскую церковь Шотландии и восстановил монастырь св. Колумбана на острове Иона. Именно св. Бернард в 1128 году первым перевел «Священную геометрию» строителей храма царя Соломона и призывал ко Второму крестовому походу в Везеле короля Людовика VII и собравшуюся там стотысячную толпу народа. В Везеле находилась величественная базилика св. Марии Магдалины; и в связи с этим необходимо отметить, что клятва, приносимая иоаннитами-госпитальерами св. Бернарду, требовала «послушания Вифинии — замку Марии и Марты».

Совсем не случаен тот факт, что свой труд «Граф Грааль», написанный в XII столетии, Кретьен де Труа посвятил Филиппу д'Альзасу, графу Фландрскому. И нет никакого случайного стечения обстоятельств в том, что работа Кретьена субсидировалась и поощрялась графиней Марией и ближними графа Шампанского. Учение о Граале родилось в среде первых храмовников, в романе «Перлево» эти рыцари изображены хранителями великой и священной тайны. В своем легендарном произведении «Парцифаль» Вольфрам фон Эшенбах называет их «защитниками семейства Грааля».

 

ТАЙНЫ КОВЧЕГА

 

Глубоко под землей на том месте, где когда-то стоял Иерусалимский храм, находилась огромная конюшня царя Соломона, надежно укрытая с библейских времен и никем с тех пор не посещавшаяся. О неимоверных размерах подземного укрытия можно судить по высказыванию одного крестоносца, заявившего, что «в конюшне таких размеров и вместимости можно было бы содержать более 2 тысяч лошадей». Важнейшей секретной миссией рыцарей-храмовников являлось обнаружение этого хранилища и проникновение в него. По сведениям св. Бернарда, в нем хранился Ковчег Завета, в котором, в свою очередь, находилось величайшее из всех сокровищ — Скрижали Откровения.

Вполне резонно может возникнуть вопрос, почему эти реликвии времен Моисея стали объектом так тщательно скрываемой миссии, украшенной участием аббата-цистерцианца и цветом фламандской знати. Современная церковь, утвердив текст Священного писания, заявляет, что Скрижали Моисея содержат Декалог — Десять Заповедей, начертанных рукой самого Господа. Тем не менее, суть этих хорошо известных законов нравственного благочиния едва ли могут представлять из себя какую-либо тайну. Скрижали, разыскивавшиеся рыцарями, в действительности имели исключительное значение, ибо содержали куда больше, чем знакомые каждому нравственные поручения. Начертанное на скрижалях Откровение представляло собой Космическое Управление — божественный закон чисел, мер и весов. Искусство расшифровки таинственных письмен заключалось в использовании криптографической системы Каббалы.

Десять Заповедей, взятые совокупно, являлись также еще кое-чем. Они были теми первыми наставлениями, которые Бог передал Моисею и его народу на горе Синай (Исход 20 и 23), сопроводив их рядом устных распоряжений (Исход 24:12):

 

«И сказал Господь Моисею: взойди ко мне на гору, и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их».

 

В стихе перечисляются три отдельных вещи: закон, каменные скрижали и заповеди. Далее Бог сказал: «И положи в Ковчег откровение, которое Я дам тебе» (Исход 25:16). Затем в Книге Исход (31:18) говорится о том, что Господь «дал ему две скрижали откровения, две скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим».

Первые полученные от Бога скрижали Моисей разбил, когда, увидев пляшущих вокруг тельца соплеменников, в гневе бросил их на землю (Исход 32:19), Впоследствии Господь сказал Моисею (Исход 34:1):

 

«Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил».

 

Позже Бог изустно повторил заповеди и сказал Моисею, чтобы тот записал сии слова. После чего Моисей «написал на скрижалях слова завета, десятисловие» (Исход 34:27—28).

Возникло существенное различие между «Скрижалями Откровения», начертанными перстом Божиим, и Десятисловием, написанным рукой Моисея.

На протяжении столетий церковь подразумевала, что Десять Заповедей представляли собой саму суть Божиего завета, вследствие чего истинное значение Ковчега Откровения по известным соображениям намеренно игнорировалось.

Начиная с 25 главы Книги Исход и далее, приведены точные указания по сооружению ковчега во всех его деталях. В аналогичном ключе излагаются способы его транспортировки, а также приводится подробный перечень одежды и обуви, которую следует носить его хранителям и попечителям. Кроме того, дается исчерпывающее описание материалов для сооружения скинии, в которой должен содержаться ковчег, а также ее конструкции и места расположения алтаря. Однако, несмотря на все вышеозначенное, в главах с 37 по 40-ю приводится доскональное описание того, как этих инструкций следует придерживаться в точности, — поэтому все повторяется сначала. Таким образом, исключалась малейшая ошибка, любое незначительное отклонение от составленного проекта. Все строительные работы были доверены Веселиалу, сыну Урия из колена Иудина.

Если выполнять все конструкторские работы в точном соответствии с ветхозаветной технологией, то выясняется, что ковчег представляет собой не просто искусно сделанный сундук, но и электрический конденсатор, выполненный из смолистой древесины и выложенный снаружи и изнутри золотыми пластинами. Об этом факте в сходной манере неоднократно заявляли ученые и богословы. Между пластинами, несущими на себе положительный и отрицательный заряд, может создаваться напряжение в несколько сотен вольт — вполне достаточно даже для того, чтобы убить человека. Озия убедился в этом ценою собственной жизни, когда прикоснулся к ковчегу (2-я Царств 6:6—7 и 1-я Паралипоменон 13:9—10). Кроме того, ковчег, снабженный крышкой киота, расположенный между двумя создающими магическое поле херувимами, также выполняет функции переговорного устройства при общении Моисея с Богом (Исход 25:22).

Десять Заповедей читаются, пишутся, обсуждаются и заучиваются так же, как и много лет назад. Они никогда и ни для кого, в отличие от Скрижалей Откровения, не были тайной за семью печатями. Эти бесценные каменные таблицы были помещены в оснащенный «противовзломным» устройством ковчег, находившийся под присмотром левитов. После полного драматических событий путешествия через Иордан и всю Палестину (Иисус Навин и 1-я кн. Царств) он был благополучно доставлен Давидом в Сион (Иерусалим). По распоряжению его сына, царя Соломона, зодчий Хирам-Авий возвел храм, в Святая Святых которого и был установлен ковчег. Доступ в святилище был строжайше запрещен, только первосвященник один раз в году мог войти туда с ритуальной инспекцией. Кроме приведенных выше ссылок на Священное писание, это сообщение являлось последним библейским упоминанием о Ковчеге Завета. Ходили слухи о том, что он был переправлен в Эфиопию (Абиссинию), но в Апокалипсисе (11:19) указывается, что ковчег остался «в храме Божием на небе». Несомненно, ковчеги скрижали представляли собой вожделенную добычу для любого нежеланного гостя в Иерусалиме. Однако во времена разрушения Навуходоносором храма Соломона ни то, ни другое в списках награбленного не числилось.

К 1127 году поиски тамплиеров успешно завершились. Они отыскали не только ковчег, но и несметное количество золотых слитков и спрятанных драгоценностей, — все то, что в целости и сохранности пролежало под землей в течение долгого периода грабежа и разрушений, чинившихся римлянами в 70 году от Р.Х. И только совсем недавно, в 1956 году, в Манчестерском университете обнаружились свидетельства, подтверждающие достоверность находки храмовников. В том году завершилась расшифровка «Монетного свитка» из Кумранских пещер. Текст его свидетельствовал о том, что «несметные сокровища» вместе с огромным штабелем золотых слитков и драгоценностей были погребены под Иерусалимским храмом.

Извещенный об ошеломляющем успехе тамплиеров св. Бернард немедленно отправил Хуго де Пейнсу послание, предписывавшее тому прибыть на открывавшийся в скором времени церковный собор в Труа. Съезд духовенства должен был проходить под председательством посланника Апостольского престола папского легата во Франции. Хуго и его рыцарская команда, захватив с собой предвещавшую блестящие перспективы находку, в должное время покинули Святую Землю, а св. Бернард объявил о достойном выполнении храмовниками своей задачи. Он писал о том, что

 

«работа с нашей помощью была завершена, и рыцари отправлены с грузом через Францию и Бургундию ко двору графа Шампанского, под защитой которого могут быть предприняты все меры предосторожности, исключающие вмешательство светских и духовных властей».

 

Придворные графа Шампанского в Труа были хорошо подготовлены к предстоящей работе по дешифрированию Тайнописи. Графский двор в течение продолжительного времени охотно финансировал пользовавшуюся авторитетом школу, где изучалась Каббала и прочие эзотерические учения. Поместный собор в Труа, как и планировалось, состоялся в 1128 году. К этому времени св. Бернард, имея в качестве личного герба пчелиный улей, уже стал шефом и покровителем рыцарей-храмовников. В том же году рыцарскому братству был пожалован статус суверенного ордена, а штаб-квартира тамплиеров в Иерусалиме превратилась в резиденцию правительства столичного города. После официального признания церковью ордена рыцарей Храма Хуго де Пейнс был провозглашен первым Великим магистром.

В знак особого отличия тамплиеров, относившихся к духовному сословию монахов-воинов, они удостоились права ношения белого плаща — символа непорочности. Такая привилегия не была дарована ни одному из существовавших тогда духовно-рыцарских братств. Храмовники были обязаны отращивать бороду, что отличало их от чисто выбритых представителей других орденов. В 1148 году бывший цистерцианец папа Евгений III утвердил в качестве орденской эмблемы рыцарей Храма знаменитый восьмиконечный красный крест на белом фоне.

В отличие от рыцарей-храмовников госпитальеры (или иоанниты), также использовавшие в своей орденской символике восьмиконечный крест, пользовались другой цветовой гаммой — «белое на черном». Их странноприимный дом (таково было первоначальное значение слова «госпиталь») для паломников в Иерусалиме был основан еще в 1071 году, еще до крестовых походов. После вытеснения христиан в XIII веке из Палестины иоанниты, главной обязанностей которых к тому времени стала война с неверными, обосновались на Кипре. В 1307 году иоанниты штурмом овладели островом Родос и, создав там мощные оборонительные сооружения, в течение более чем двухсот лет являлись форпостом христианства на Востоке. Вытесненные в XVI веке турками-османами госпитальеры поселились на Мальтийском архипелаге и отныне назывались орденом мальтийских рыцарей. В 1798 году Бонапарт со своей армией оккупировал остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей. На короткое время они нашли приют в России, императора которой в знак благодарности они провозгласили Великим магистром. К середине XIX века мальтийский орден превратился из военной в духовно-благотворительную организацию, коей остается и поныне.

После собора в Труа тамплиеры на удивление быстро заняли видное положение во всех сферах европейской жизни. Они активно занимались государственной политикой и дипломатической деятельностью, давали советы монархам и воздействовали на парламенты. Одиннадцать лет спустя, в 1139 году, папа Иннокентий II (также бывший цистерцианец) перевел орден в свое личное подчинение, освободив храмовников от обязанности исполнять волю каких бы то ни было властей. Для рыцарей Храма более не существовало ни государей, ни кардиналов, ни правительств — они подчинялись только папе римскому. Однако еще до папского постановления ордену были пожалованы солидная недвижимая собственность и обширные земельные владения, разбросанные по всей Европе, — от Британских островов до Святой Земли. В «Англосаксонских хрониках» сообщается о том, что при посещении Хуго де Пейнсом Англии король Генрих I «принял его с большим почетом и наградил богатыми подарками». После того как испанский монарх Альфонс Арагонский передал во владение храмовников третью часть своего королевства, под башмаком ордена находился уже весь христианский мир.

 

СОБОРЫ БОГОМАТЕРИ

 

Когда распространилась весть о невероятной находке тамплиеров, все стали относиться к рыцарям с большим почтением и, несмотря на уже имевшееся у орденского братства иерусалимское богатство, крупные пожертвования посылались со всех сторон. Никакая цена не могла показаться достаточно высокой в качестве вступительного взноса, и через десять лет после своего возвращения из Палестины храмовники превратились, возможно, в самую влиятельную из когда-либо существовавших в мире организаций. Тем не менее, несмотря на сказочные богатства ордена, рыцари продолжали давать обет бедности. Какое бы общественное положение ни занимал вступавший в братство, он был обязан отречься от своего титула и безвозмездно принести в дар ордену все свое состояние. Так поступил даже первый Великий магистр — Хуго де Пейнс. И все же толпы высокородных отпрысков словно магнитом тянуло к ордену, куда они вступали в качестве простых воинов, сражавшихся в крестовых походах, либо посланников в чужие земли или политических советников. Благодаря столь блестящему финансовому положению, тамплиеры учредили целую сеть банков, ссужая деньги поиздержавшимся монархам и тем самым влияя на государственные дела.

Подобно тому, как росло и крепло политико-финансовое положение тамплиеров, аналогичным образом удача не обходила своим благосклонным вниманием и цистерцианцев. В 1155 году св. Бернард построил первую монастырскую обитель в Клерво, и в течение последующих десяти лет было учреждено еще несколько духовных центров цистерцианцев. Через 25 лет после завершения собора в Труа члены монашеского братства св. Бернарда уже могли похвастать более чем тремястами аббатств. И это было далеко не все, ибо народ Франции затем стал свидетелем ошеломляющих последствий проникновения тамплиеров в тайну «вселенского уравнения». По мере того как вздымались к небу величественные готические арки огромных соборов Богоматери, существенно изменилась и сама панорама городов. Искусство зодчих достигло необычайного, или, как говорили тогда некоторые, немыслимого уровня. Взметнувшиеся вверх стрельчатые своды тонко рифленых арок и парящих контрфорсов заполняли доселе недостижимое пространство неба. Все было устремлено ввысь, и, несмотря на тысячи тон декоративного камня, вся конструкция производила впечатление магической невесомости и воздушности.

Обратившись к Скрижалям Откровения и применив на практике законы «священной геометрии», зодчие тамплиеров создавали на все времена изумительнейшие божественные памятники во славу христианского мира. У северного фасада собора Богоматери в Шартре («портала посвященных») на небольшой колонне помещено рельефное изображение фрагмента библейского путешествия Ковчега Завета. Расположенная выше надпись гласит: «Пусть события идут своим чередом ты должен доставить ковчег».

Как сама идея построения соборов Богоматери, так и разработка проектов целиком принадлежит тамплиерам и цистерцианцам. Слово «готический» применительно к архитектурному стилю не имеет вообще ничего общего с племенем готов и восходит к греческому «готик» — «магический». Несмотря на то, что для окончательного завершения строительства отдельных храмов потребовалось более сотни лет, большая часть соборов была воздвигнута приблизительно в одно и то же время [83]. Строительство собора в Париже было начато в 1163 году, в Шартре — в 1194 году, в Реймсе — в 1211 году и в Амьене — в 1221 году. Другие соборы Богоматери в ту же эпоху возводились в Байё, Абвиле, Руане, Лане, Эврё и Этампе. В точном соответствии с принципом Гермеса Трисмегиста — «что вверху, то и внизу», общая схема размещения на карте соборов Богоматери является копией расположения звезд в созвездии Девы.

Примечательно, что из всех храмов собор Богоматери в Шартре, как утверждают, располагается на самом священном месте. Среди крупных специалистов по истории храма в Шартре видное место занимает Луи Шарпантье, чьи исследования и научные труды внесли существенный вклад в понимание готической архитектуры в целом. В районе Шартре величина теллурических токов в недрах земли достигает максимальных значений, и еще со времен друидов данная местность славилась своим божественно целебным воздухом. Холм, на котором расположен собор Богоматери, считался настолько священным и высокопочитаемым местом, что на земле его не удостоился чести быть захороненным не только ни один король, епископ, кардинал или каноник, но и вообще никто. На могильном кургане некогда находилось языческое капище, посвященное богине-праматери, — и это место пользовалось популярностью у богомольцев еще задолго до появления на свет Иисуса. Над так называемым «Гротом друидов», отождествлявшимся с «Чревом Земли»,


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.