Камаэ в классических источниках — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Камаэ в классических источниках

2022-12-20 29
Камаэ в классических источниках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Камаэ, Начало

Опубликовано 01.07.2013 автором Admin

проф. Ойа Минору (Oya Minoru), 7-й дан кёси кендо
Опубликовано в журнале Kendo World выпуск 4.3, 4.4
Перевод с английского: Антон Федотов

1. Удар

В общих словах, процесс удара в кендо можно описать следующей последовательностью:

Камаэ (стойка) — Семе-ай (взаимное прощупывание) — Возможность для атаки и выбор вадза — Юко-датоцу (валидный удар) — Дзансин (сохранение физической и ментальной готовности).

При этом удар должен быть выполнен с ки-кен-тай-но-ичи или единством ки, меча и тела, только так он будет считаться валидным. Ещё один критерий валидности это выбор соответствующей техники и её правильное исполнение. В основе всего этого лежит камаэ. Кроме того, удар должен быть выполнен с правильным хасудзи (направлением режущей кромки клинка синая), и сутеми (удара с самоотверженностью). Удар с правильным хасудзи требует правильной работы рук (те-но-учи). В основе физической готовности, хасудзи и подобающей техники лежит камаэ. Для решающего удара (кимеру или киме) необходимо сутеми и син-ки-рёку-ичи (единство сознания, ки и техники) и захват сен (инициативы). Это связано с семе (прощупывание или давление). В итоге, результатом атаки с сутеми является дзансин.

Осанка

Важность осанки в кендо

Осанка (шисей) составляет основу боевой стойки (камаэ). Она должна быть стабильной и сбалансированной, без излишнего напряжения в какой либо части тела. Вы должны быть готовы реагировать на движения противника и действовать свободно.

Правильное камаэ проистекает из правильной осанки и позволяет двигаться рационально. Иными словами, правильная осанка это точка отсчёта для всех аспектов техники кендо, и каждый изучающий кендо должен учиться сохранять правильную осанку.

Ри (основа) кендо проявляется в дзюцу (техниках), и точка отсчёта для дзюцу это осанка. В этом смысле ри это фундамент, а дзцу это здание. Закладка фундамента — ключевой момент постройки здания, так же и с осанкой в кендо.

Знаменитый довоенный мастер кендо Такано Сасабуро писал в своей книге Кендо, что правильная осанка не только позволяет свободно двигаться, но так же добавляет манерам кендоки элегантности и внушительности.

“Стоя напротив противника убедитесь, что вы видите его целиком и создаёте впечатление будто вы огромны как гора и у вас мощная, доминирующая стойка. Такую стойку следует поддерживать не только с мечом в руках, но и в повседневной жизни. Ваше состояние сознания проявляется в том как вы держите себя, и также всесторонне влияет на вашу стойку. Если у вас неправильная стойка — значит то же и с сознанием. Если ваша стойка не доминирует, ваше сознание быстро ослабеет. Если в вашем внешнем виде не хватает достоинства, то вы не сможете быть сильным и мужественным внутри.”

Таким образом, как утверждает Такано, стойка тесно связана как в внешними так и с внутренними аспектами кендо.

“Непоколебимая” стойка

Такано описывает идеальную стойку как “непоколебимую” (фудо). Это означает сохранение прочного, устойчивого положения невзирая на действия противника.

“Для стойки очень важно сохранять естественное положение. Стойте прямо, устойчиво поставив ноги, не смотрите ни вверх ни вниз, не наклоняйте голову в сторону. Если ваша голова движется — вы не сможете наблюдать за движениями противника, а если ваша голова опускается — вы становитесь лёгкой мишенью. Расслабьте плечи и руки, не выпячивайте грудь, но расширьте живот. Не наклоняйтесь вперёд и не напрягайте обратною сторону колена…” (Такано Сасабуро, Кендо).

Камаэ

Основной смысл камаэ

Следующие факторы являются основополагающими в камаэ:

  1. Противоборствующие стороны ведут поединок воли.
  2. Если поединок идёт на равных (50:50) — противостояние заходит в тупик.
  3. Когда баланс смещается в пользу одной стороны (60:40 или 70:30) появляется возможность выполнить технику.

Таким образом, совершенствование камаэ является краеугольным камнем кендо и эквивалентно “единству сознания, духа и техники” (син-ки-рёку-ичи). Семе-ай (поиск уязвимостей) означает поиск выхода из паритета 50:50. В самом деле, напряжение в кендо рождается из столкновения воли в камаэ, из попытки сломать паритет с помощью семе-ай, и это далеко от простой попытки “заработать очко”. Иными словами, это столкновение воли — тот самый момент, где то что мы делаем либо превращается в кендо, либо вырождается в что-то иное, и это основной смысл камаэ.

Камаэ и процесс удара

Процесс удара в кендо может быть разделён на следующие фазы: Начало (Камаэ) — Разведка (Семе-ай) — Инициация — Продолжение — Контакт — Завершение (Дзансин).

Главная цель удара — попасть правильной частью синая под правильным углом. Чтобы достичь этого все факторы промежуточных фаз, такие как траектория удара и т.п., должны быть правильно соблюдены, что, в свою очередь, требует правильной фазы инициации. В основе этого лежит камаэ. С плохим камаэ нельзя ожидать правильного контакта. И это логично означает, что вы можете оценить эффективность всех последующих стадий удара по качеству камаэ.

От переводчика на русский

Я перевожу далеко не все статьи из журнала Kendo World и качество моего первода оставляет желать лучшего. Если вы знаете английскеий язык, не пожалейте небольших денег и купите электронную версию журнала. Та работа которую делает редакция журнала достойна, на мой взгляд, всяческой поддержки.

 

Камаэ. Продолжение.

Опубликовано 28.06.2013 автором Admin

проф. Ойа Минору (Oya Minoru), 7-й дан кёси кендо
Опубликовано в журнале Kendo World выпуск 5.1
Перевод с английского: Антон Федотов

В своей прошлой статье я рассказывал о важности камаэ и ударов с син-ки-рёку-ичи (единством сознания, духа и техники). В этой статье я исследую камаэ более детально, в понятиях мецкей (взгляда), кейкегоэ (крика), кенсен (кончика меча) и шикай (четырёх слабостей ума).

Мецкей

Не подлежит сомнению, что глаза важны в кендо. Именно глаза получают информацию, которая позволяет вам атаковать с единством сознания, духа и техники. То есть, взгляд это тот сенсорный механизм, который используется в кендо самым непосредственным образом. Когда вы сражаетесь в противником, вы учитесь “видеть” всем телом, что позволяет замечать и немедленно использовать возможности для атаки. Когда оба противника ищут возможности для атаки, эффективность “видения” становится определяющим фактором в исходе поединка. Существуют различные подходы в описании использования взгляда или мецкей.

Взгляд “Кен-Кан”

Миямото Мусаси писал в своей “Книге Пяти Колец” (трактате по фехтованию XVII века), что есть два типа взгляда (“кан-кен-но-мецкей”). И “кан” и “кен” оба означают “смотреть, наблюдать”, но “кан” это взгляд, который направлен на сердце и намерение оппонента. “Кен” — взгляд использующий глаза чтобы наблюдать за физическими действиями противника. Во взаимном наблюдении вы должны полагаться больше на ваш взгляд “кан”, который позволяет проникнуть в дух противника, что невозможно для “телесного” взгляда “кен”. Мусаси писал как мечник может освоить это пристальный взгляд:

  • никогда не фокусируетесь на одной точке тела противника
  • смотрите на всё его тело сразу, от макушки до стоп, как будто смотрите на далёкую гору
  • наблюдайте близкого противника так, будто он далеко, и далёкого противника так, будто он близко
  • даже если меч противника оказывается на линии вашего взгляда — не беспокойтесь об этом
  • не перемещайте взгляд вправо и влево, но удостоверьтесь, что видите и правую и левую стороны противника

В Хейо-каден-сё, Ягю Муненори пишет о “кан” так…*

“Это восприятие сознанием. Это видение с закрытыми глазами, внутренним взглядом. В кан нет активности. Действия будут зависеть от движений противника… Кан это не действие и не обман. Оно создаёт основу для намерения, сознание даёт фундаментально восприятие вещей. Сознание не должно останавливаться на чём-то, если оно останавливается — это не кан.”

По поводу кен: “кен — это наблюдение за тем что есть. Объект воспринимается глазами и передаётся уму через сознание…”

* от переводчика на русский: здесь автор даёт небольшие фрагменты из Хейо-каден-сё. Я хотел привести их в прямом переводе со старо-японского, однако, судя по всему, они составлены из нескольких фраз взятых из разных частей книги и тройной перевод значительно исказил их смысл. Интересующимся этим вопросом я настоятельно рекомендую обращаться напрямую к прекрасному переводу Хейо-каден-сё Горбылёва А.М. см.: “Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой”, выпуск 5.

Взгляд и сознание

“Глаза говорят больше чем уста”, “Глаза — зеркало души”. Как подсказывают нам эти поговорки, когда мы в повседневной жизни общаемся с кем-то, мы фиксируем взгляд на его лице, в особенности на глазах, и понимаем, таким образом, настроение и намерения собеседника. Ваш партнёр по разговору делает то же самое. Так же, в школе Инмей-рю, классической школе будзюцу, есть высказывание: “Сердце отражается в лице, вот где нужно фиксировать пристальный взгляд”. Таким образом, в отношения глаз и сознания, главенствует сознание, его состояние в точности отражается в глазах. Из этого следует, что наблюдая за глазами противника, то есть распознавая его намерение, вы можете получить над ним преимущество. В зависимости от того, где зафиксирован ваш взгляд, вы можете распознавать намерение или замечать движения противника. Традиционные учения объясняющие эти взаимоотношения могут быть изложены следующим образом:

  • наблюдение за лицом или глазами: обнаружение движения в сознании и ки противника
  • наблюдение за кончиком меча и запястьями: обнаружение начала техники
  • наблюдение за плечами: обнаружение ритма дыхания

В дополнение к учению о “двух взглядах”, классическая школа кендзюцу Итто-рю учит, что сохраняя наблюдение над всем телом противника, акцентировать внимание нужно на трёх определённых моментах.

  • наблюдение за кончиком меча и запястьями: ки, приходя в движение по воле сознания, проявляется в физической форме в первую очередь в кончике меча и запястьях
  • наблюдение за формой и бесформенным: в процессе наблюдения за внешними изменениями в противнике, внимательно следите за бесформенным, то есть за изменениями психологического состояния
  • наблюдения за противником и за собой: в процессе поиска слабостей противника анализируйте свои собственные сильные и слабые места

Кроме того, эта рюха предостерегает от того, чтобы оказываться связанным чём-то наблюдаемом визуально, поскольку это приведёт к поражению. Необходимо активно выяснять намерения противника. В классической школе будзюцу Ягю Синкаге-рю есть техника, (обиносашигане) согласно которой вы намеренно избегаете контакта взгляда с противником с целью скрыть ваши собственные намерения.

Кричать или не кричать

В старые времена говорили, что прогресс идёт от вокализации (юсэй) к её отсутствию (мусэй). Об этом говорят поучения: “Высший секрет — мусэй” и “Мусэй громче самого оглушительного крика”. Сато Юкичи записал свои наблюдения по этому вопросу в книге “Ейен нару кендо” (“Вечное кендо”) так:

“… Традиционно считается, что громкий крик в момент удара необходим, но по мере того, как ваш навык растёт и вы всё глубже понимаете философские аспекты пути кендо, кричать в момент атаки становится труднее. Вы обнаруживаете, что каждая атака требует максимальной фокусировки, а громкая вокализация даёт противоположный эффект и расходует вашу ки и вашу энергию. Осознав это, вы начинаете кричать осмысленно и обнаруживаете важность чувствования каждого вашего вдоха. Достигнув этого уровня понимания, вы не только становитесь тише, что естественно, но и учитесь сражаться “из живота”.

Куда направлять кенсен

В современном кендо против дзёдан и гедан используется чудан-но-камаэ. Однако, чудан традиционно назывался сейган, и существует несколько кандзи, которые читаются как “сейган”. Вот они:

Каждый из этих терминов, хоть и произносятся они одинаково, имеет разные значения, в зависимости от точки, куда направляется кенсен в этом камаэ. Эти различия основаны на методах различных рюха и их философских основах. Термин “сейган” был заменён на “чудан” когда кендо вводилось в школьную программу в начале 1900 годов, но, место в которое направляется кенсен в чудан по прежнему основан на традиционных идеях сейган:

  1. Кенсен направлен в горло противника
  2. Два глаза ассоциируются с солнцем и луной, кенсен направлен в точку между ними
  3. Кенсен направлен на левый глаз противника
  4. Лоб ассоциируется со свёздами и кенсен направлен в эту высшую точку лица
  5. Кенсен направлен в пупок (центр) противника

Стойка может быть названа чудан, если кенсен направлен в любую точку внутри треугольника показанного на схеме. Если кенсен направлен выше точки №4, обычно стойка определяется как дзёдан, и если ниже чем №5 то гедан. Если кенсен выходит за линию тела, в вашем камаэ появляется брешь. Позиция кенсена постоянно меняется в процессе того как оба противника соперничают в попытке открыть уязвимости оппонента, но кенсен не должен покидать внешнюю границу тела.

Кихон-доса: Тюдан-но-камаэ

Опубликовано 01.07.2013 автором Admin

проф. Ойа Минору (Oya Minoru), 7-й дан кёси кендо
Опубликовано в журнале Kendo World выпуск 6.1
Перевод с английского: Антон Федотов

1. Пояснение базовых движений (кихон-доса)

Понятие кихон-доса, базовые движения, включает в себя камаэ, работу ног и манипуляции с синаем. Другими словами, определяет все принципы лежащие в основе перемещений и ударов, необходимые для достижения юко-датоцу (валидной атаки). Даже когда после семе-ай (взаимного анализа оппонентов) найдена оптимальная возможность для атаки, если последующие движения не верны или нет правильного хасудзи, получить очко не получится.

Когда человек заходит в тупик в своих тренировках, ему часто советуют: “возвращайтесь к основам”. Если в том как вы выполняете базовые движения есть какой-то дефект, это сильно затруднит развитие техники в целом.

Кихон-доса относится не только к кихону, но должно применяться и во взаимодействии с оппонентом. Иными словами, если во время тренировки все ваши движения разваливаются, будет сложно суметь применить их в противоборстве с противником. Кихон-доса нужно практиковать в комплексе, постоянно проверяя каждый компонент в процессе постоянных тренировок. Нужно осваивать шаг за шагом содержимое кихон-доса и постоянно улучшать его качество.

Тюдан-но-камаэ

Приняв стойку тюдан-но-камаэ кендоист должен быть готов двигаться от семе (“прощупывание”, давление на противника) к вадза (выполнение техники). Говоря конкретно, то, как левая рука держит синай в камаэ имеет первостепенное значение, так как это стойка и готовность, позволяющая мгновенно перейти к действию, в котором тело и меч действуют в унисон в момент появления возможности для атаки. Имея это ввиду, мы проанализируем некоторые технические аспекты правильной формы тюдан и её внутренних смыслов.

А. Подготовка стоп

Левая стопа

Мышцы вокруг подъёма свода левой стопы должны прочно стоять на полу. Левая лодыжка натянута, пятка чуть развёрнута внутрь, свод стопы натянут. Это создаст лёгкое напряжение подколенных сухожилий, бёдра сместятся вперёд, и напряжение в нижней части живота создаст необходимую стабильность. Если пятка слишком высоко — натяжение в подколенных сухожилиях будет потеряно и толчок ноги будет слабым. Это не позволит сделать “лёгкое” движение в нужном направлении, и тело при ударе “раскроется”. В результате, левая нога в момент удара подлетит вверх, либо тело скрутится вокруг правой оси, сделав хасудзи (плоскость реза) неправильной.

Если пятка стоит на полу — двигаться быстро сложно. Левая пятка, левое подколенное сухожилие, бёдра, сейка-танден (область живота), шея и подбородок объединены, и если одна из этих точек не в должной позиции — это оказывает отрицательное воздействие на остальные части тела. Сейка-танден означает область чуть ниже пупка, где концентрируется энергия всего тела. Она управляет ощущениями и движениями тела.

Правая стопа

Сложно двигаться, если ваш центр тяжести смещён вперёд и вес на передней (правой) ноге. Когда вам понадобится сделать выпад, вам придётся прикладывать усилия чтобы вначале оторвать ногу от земли. Ваше движение будет медленным и неуклюжим. Ваша правая пятка должна быть чуть приподнята, словно она скользит по полу. Это позволит делать мягкие и быстрые движения. Боле того, правая стопа — это важнейший фактор в выполнении семе, и это стопа, которая “принимает решение об ударе”. То есть, когда вы давите на противника и ищите уязвимости, правая стопа скользит по полу управляя маай, и в нужный момент немедленно атакует (фумикоми), как только появляется возможность.

Использование правой стопы:

  • Управление маай в процессе поиска уязвимостей (“стопа семе”)
  • Фумикоми, когда появляется возможность атаки (“стопа, определяющая атаку”)

Если противник отступает после вашего семе, немедленно подтяните левую стопу к правой. Таким образом вы сделаете шаг. То, как работает в тюдан правая стопа, является ключевым фактором от начала семе до завершения удара.

Б. Подготовка нижних конечностей

Левое подколенное сухожилие не должно быть ни слишком напряжено, ни слишком расслабленно. Благодаря этому вы сможете уверенно двигаться в любой момент. Поскольку правая стопа это “стопа семе”, правое колено должно быть слегка натянуто и готово к немедленному действию. Есть такое наставление: “прикрывайте пах внутренней частью бёдер” (fuguri wo uchimata de tsutsumikomu). То есть нужно убедиться, что нижняя часть тела и бёдра устойчивы и готовы к действию, а пальцы ног и колени смотрят в нужном направлении.

В. Подготовка корпуса

Ягодицы и низ спины

Низ спины или поясница находится в центре тела и служит базой для верхней части тела. Устойчивый низ спины обеспечивает стабильное положение верхней части тела. Другое наставление гласит что нужно “сжимать анус”. Это достигается сжатием промежутка между правой и левой ягодицами по направление к лобковой кости, так чтобы таз приподнялся и низ спины стал устойчивым. В результате этого в левой ноге возникнет необходимое натяжение. Поясница и сейка-танден неразрывно связанны, таким образом, если в пояснице концентрируется сила, сайка-танден также будет наполнен. У вас должно быть чувство, что вы толкаете бёдра вперёд, тогда сейка-танден будет наполнен напряжением в брюшной полости.

Простейший способ понять эти объяснения такой: поставьте стопы вместе и поднимите пятки так высоко от земли, как сможете. Ваша поясница будет напряжена, а низ живота станет плотным. Сохраняя напряжение в области талии, медленно опустите пятки на землю, затем шагните правой ногой. Это подготовит тело для сильного и устойчивого камаэ.

Г. Положение головы

Шея и подбородок

Выпрямите шею и чуть сместите её назад. В результате ваш подбородок будет немного втянут, а голова расположена точно над позвоночным столбом. Проверьте себя: на коже между горлом и подбородком должна появиться складка. Положение шеи и головы это две стороны одной монеты, жизненно важно сохранять правильную осанку и в камаэ и в момент атаки. Если ваш подбородок выдаётся вперёд, это ломает вашу осанку и открывает трахею так, что слишком много воздуха выдыхается сразу, и давление в сейка-танден падает.

Губы и язык

Плотно сжатые губы затрудняют дыхание. С другой стороны, если рот широко раскрыт, вы неизбежно выдыхаете за раз слишком много. В момент выдоха убедитесь, что ваш рот прикрыт, но не закрыт полностью. Прижатие языка к верхнему нёбу закрывает ротовую полость и заставляет дышать через нос. Это не правильно. Опустите язык к нижним зубам, чуть растяните губы и делайте тонкий и длинный выдох, это позволит выдоху продлиться дольше. Чем дольше вы можете выдыхать — тем лучше. “Когда вы вдыхаете это “кё” (ложь)”, то есть вы не можете двигаться в процессе вдоха. “Когда вы выдыхаете это “дзюцу” (истина)”, то есть вы находитесь в более сильном, наполненном состоянии. Губы и язык определяют то, как вы можете дышать и очень важны для понимания правильного дыхания в кендо.

Д. Подготовка рук

Удерживание синая

Мизинец левой руки должен полностью охватывать цука-гасира (кончик рукояти). Рукоять (цука) плотно (но не чрезмерно) удерживается мизинцем, безымянным и средним пальцами так, словно вы держите яйцо. Указательный и большой пальцы охватывают цука легко. Слишком большое усилие в указательном и большом пальцах вызовет напряжение рук и помешает гладкому выполнению вадза с саэ (чёткостью и уверенностью). Соединение кончиков больших и средних пальцев расслабляет мышцы на верхней стороне предплечий. Далее, сустав большого пальца располагается напротив пупка, на расстоянии кулака от тела и чуть поворачивается вниз и внутрь. Правая рука держит синай возле цубы таким же образом как и левая.

Синай всегда удерживается сверху. Углы между большими пальцами и ладонями обеих рук должны находиться на линии цуры (струны синая). Удерживание синая с боков вызывает несогласованность в локтях, запястьях и теноучи (хвате). Это, в свою очередь, мешает расслабленному удару, вызывает хаотичные перемещения кенсена, неправильное хасудзи (плоскость реза). То ест удар не будет выполнен с правильным теноучи и будет неаккуратным.

Распределение силы в руках

Распределение силы в правой и левой руках в положении камаэ влияет на весь удар от начала до конца. Правая рука — вспомогательная и управляет направлением синая. Слишком большое усилие в правой руке мешает удару, и вызывает очень заметное движение (окори) в начале удара. Доминирование правой руки разрушает стойку, правильные движения синаем становятся невозможны и техника удара портится. Сила должна распределяться между правой и левой рукой равномерно, у вас должно быть чувство ки сфокусированной в сейка-танден. Левая рука используется для прямого давления на оппонента.

Распределение силы:

  • Момент удара -> Равное распределение силы в руках
  • Внутреннее ощущение -> Ки сконцентрированна в сейка-танден и левая рука давит на противника

Запястья, локти, грудь

Запястья связывают кисти с предплечьями. То, как используются запястья влияет на все аспекты удара от начала до конца. Если напрячь запястья слишком сильно, до такой степени что под кожей проступают мышцы, кенсен окажется в слишком высоком и слабом положении, удар окажется жёстким. Запястья и руки соединяются плавно, без изломов. Слегка прикройте подмышки, расслабьте плечи, уберите излишнее напряжение из запястий и локтей так, чтобы локти чуть касались тела, мышцы верхней поверхности рук должны быть расслабленны и готовы к действию. Расширьте область груди (пространство между руками). Убедитесь, что локти не торчат наружу, иначе удары станут жёсткими. Конечно вы держите синай кистями рук, но попробуйте развить в себе ощущение, что вы держите синай за счёт локтей, и следующим шагом такое чувство, будто вы удерживаете синай своим корпусом, то есть животом и бёдрами.

Тюдан это простая, на первый взгляд, но важнейшая стойка. Она создаёт основу для всех движений и техник в кендо, все серьёзные кендоки должны досконально изучить её.

 

Камаэ, Начало

Опубликовано 01.07.2013 автором Admin

проф. Ойа Минору (Oya Minoru), 7-й дан кёси кендо
Опубликовано в журнале Kendo World выпуск 4.3, 4.4
Перевод с английского: Антон Федотов

1. Удар

В общих словах, процесс удара в кендо можно описать следующей последовательностью:

Камаэ (стойка) — Семе-ай (взаимное прощупывание) — Возможность для атаки и выбор вадза — Юко-датоцу (валидный удар) — Дзансин (сохранение физической и ментальной готовности).

При этом удар должен быть выполнен с ки-кен-тай-но-ичи или единством ки, меча и тела, только так он будет считаться валидным. Ещё один критерий валидности это выбор соответствующей техники и её правильное исполнение. В основе всего этого лежит камаэ. Кроме того, удар должен быть выполнен с правильным хасудзи (направлением режущей кромки клинка синая), и сутеми (удара с самоотверженностью). Удар с правильным хасудзи требует правильной работы рук (те-но-учи). В основе физической готовности, хасудзи и подобающей техники лежит камаэ. Для решающего удара (кимеру или киме) необходимо сутеми и син-ки-рёку-ичи (единство сознания, ки и техники) и захват сен (инициативы). Это связано с семе (прощупывание или давление). В итоге, результатом атаки с сутеми является дзансин.

Осанка

Важность осанки в кендо

Осанка (шисей) составляет основу боевой стойки (камаэ). Она должна быть стабильной и сбалансированной, без излишнего напряжения в какой либо части тела. Вы должны быть готовы реагировать на движения противника и действовать свободно.

Правильное камаэ проистекает из правильной осанки и позволяет двигаться рационально. Иными словами, правильная осанка это точка отсчёта для всех аспектов техники кендо, и каждый изучающий кендо должен учиться сохранять правильную осанку.

Ри (основа) кендо проявляется в дзюцу (техниках), и точка отсчёта для дзюцу это осанка. В этом смысле ри это фундамент, а дзцу это здание. Закладка фундамента — ключевой момент постройки здания, так же и с осанкой в кендо.

Знаменитый довоенный мастер кендо Такано Сасабуро писал в своей книге Кендо, что правильная осанка не только позволяет свободно двигаться, но так же добавляет манерам кендоки элегантности и внушительности.

“Стоя напротив противника убедитесь, что вы видите его целиком и создаёте впечатление будто вы огромны как гора и у вас мощная, доминирующая стойка. Такую стойку следует поддерживать не только с мечом в руках, но и в повседневной жизни. Ваше состояние сознания проявляется в том как вы держите себя, и также всесторонне влияет на вашу стойку. Если у вас неправильная стойка — значит то же и с сознанием. Если ваша стойка не доминирует, ваше сознание быстро ослабеет. Если в вашем внешнем виде не хватает достоинства, то вы не сможете быть сильным и мужественным внутри.”

Таким образом, как утверждает Такано, стойка тесно связана как в внешними так и с внутренними аспектами кендо.

“Непоколебимая” стойка

Такано описывает идеальную стойку как “непоколебимую” (фудо). Это означает сохранение прочного, устойчивого положения невзирая на действия противника.

“Для стойки очень важно сохранять естественное положение. Стойте прямо, устойчиво поставив ноги, не смотрите ни вверх ни вниз, не наклоняйте голову в сторону. Если ваша голова движется — вы не сможете наблюдать за движениями противника, а если ваша голова опускается — вы становитесь лёгкой мишенью. Расслабьте плечи и руки, не выпячивайте грудь, но расширьте живот. Не наклоняйтесь вперёд и не напрягайте обратною сторону колена…” (Такано Сасабуро, Кендо).

Камаэ

Камаэ в классических источниках

Вот несколько цитат о камаэ из классических трактатов по боевым искусствам.

Го-рин-но-сё:

“В камаэ не должно быть колебаний. Как в защите крепости или лагеря, ваше сознание не должно быть смято атакой противника.”

Иными словами, способность сохранять хладнокровие и собранность перед лицом опасности отражается в вашей боевой стойке.

Гекикен Шинан:

“Если представить [камаэ] как замок, то когда внутренние и внешние укрепления прочны, вы сможете наблюдать за движениями противника, и победить его откуда бы он не атаковал. Вы сможете использовать правую и левую руки сообразно ситуации.”

Кенпо Гекиши-рон:

“Вода не имеет формы, но принимает форму сосуда. Форма в фехтовании подобна этому. Когда новичёк начинает изучать фехтование, он учит определённые стойки и выполняет техники из них. Однако, в конце концов, камаэ превращается в нечто не имеющее формы. В различных школах используется множество камаэ: дзёдан, чудан, сейган, гедан, ваки-камаэ, гяку-камаэ, касуми, ин’ё-но-камаэ и т.п. Эти все камаэ изучаются в соответствующих школах, но в итоге они все не имеют формы… Вадза выполненная без мысли — вот истинная вадза…“


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.