Методы изучения активных центров ферментов — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методы изучения активных центров ферментов

2022-12-30 41
Методы изучения активных центров ферментов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Представление об активном центре сформировалось в результате анализа данных по ингибированию реакций и химической модификации белковой молекулы. Необратимые ингибиторы блокируют каталитическую активность фермента, осуществляя химическую модификацию одной из групп, участвующих в каталитическом превращении субстрата. Обратимые ингибиторы, образуя комплекс с функциональной группой белка, вызывают либо существенное изменение свойств данной группы (неконкурентные ингибиторы), либо конкурентно блокируют сорбцию (комплексообразование) субстрата в области каталитического центра.

Обратимость действия ферментов. Реакции, катализируемые многими ферментами обратимы, т.е. один и тот же фермент в зависимости от определенных условий может катализировать реакцию в обоих направлениях. В 1884г. Обратимость действия ферментов бесспорно доказана вне организма. Однако в живой клетке большинство ферментативных синтезов (см. обмен веществ) происходит под действием других ферментов, а не тех, которые катализируют расщепление того или иного соединения и, следовательно, не благодаря обратимости действия ферментов. Это, по-видимому, связано с тем, что в живой клетке в большинстве случаев происходит удаление продуктов реакции и, кроме того, реакции синтеза и соответствующие им реакции распада часто локализованы в разных участках, или отсеках (компартментах) клетки. Такая компартментализация гарантирует независимое протекание процессов синтеза и распада и обеспечивает благоприятные энегргетические условия для них.

Простейшая схема ферментативного катализа включает обратимое образование промежуточного комплекса фермента (Е) с реагирующим веществом (субстратом S) и разрушение этого комплекса с образованием продуктов реакции (Р):

При условии, что k3>>k1, с учетом уравнения материального баланса [E]=[E0]-[ES] (индекс «0» означает начальную концентрацию) получаем уравнение Михаэлиса-Ментен. В уравнении скорость образования продукта выражена через начальную концентрацию фермента и текущую концентрацию субстрата:

где w max=k2[E0] – максимальная скорость реакции;

- это константа Михаэлиса.  

Анализ уравнения Михаэлиса-Ментен Константа Михаэлиса равна концентрации субстрата, при которой скорость реакции равна половине максимальной скорости. Она характеризует специфичность фермента по отношению к субстрату (чем меньше, тем специфичнее). Типичные значения KM от 10-6 до 10-1 моль/л. Константу скорости k3 иногда называют числом оборотов фермента. Число оборотов фермента - число молекул субстрата, которые превращаются на активном центре фермента в единицу времени (обычно от 10 до 108 мин-1). Уравнение Михаэлса можно записать в линейных координатах: Для определения параметров уравнения KM и wmax проводят серию измерений начальной скорости реакции от начальной концентрации субстрата и представляют экспериментальные данные в координатах 1/w0 – 1/[S0]. Течение химических реакций может быть заторможено присутствием некоторых веществ. Ингибиторы ферментативного катализа, способны образовывать комплексы с ферментом или фермент-субстратным комплексом.

БИЛЕТ №3

3. Педагогический мониторинг как система диагностики качества образования. Аккредитация как одна из форм оценки качества высшего образования.

В педагогической теории и практике доминирует функционально-целевой подход к диагностике качества развития образовательных систем; акцент делается, главным образом, на оценке обучающих, развивающих и воспитывающих функций, месте с тем инновационные процессы, поиски резервных возможностей качества высшего образования требуют принципиально нового системного подхода к диагностике развития и саморазвития образовательных систем. Этому в большей степени соответствует педагогический мониторинг. С учетом анализа сущности педагогического мониторинга, его целей и возможностей можно представить следующее определение этого понятия. Педагогический мониторинг - это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива. Таким образом, проблемное поле педагогического мониторинга значительно шире, чем традиционная оценка знаний, умений или даже личностных качеств обучаемого. Перечислим лишь некоторые приоритетные проблемы педагогического мониторинга, актуальность которых не вызывает сомнений, это проблемы:1) изучения и оценки целей, содержания и самих учебных программ;2) разработки эффективного применения государственных образовательных стандартов;3) оценки качества учебников и учебных пособий, дидактических и технических средств, включая компьютерные технологии обучения в их целостном единстве;4) оценки эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания;5) оценки современных педагогических технологий обучения и воспитания;6) создания диагностической (психологической, валеологической, социологической, педагогической) служб получения научной и объективной информации о качестве развития и саморазвития образовательной системы;7) комплексной оценки эффективности функционирования, развития и саморазвития, особенно инновационных образовательных систем (школ, лицеев, гимназий, колледжей и вузов);8) комплексной экспертной оценки эффективности зарубежных образовательных систем, а также оценки возможностей их творческого переноса в условия России.

Понятие и сам процесс аккредитации образовательных учреждений и соответственно качества высшего образования в последние годы все более активно входит в практику высшего образования России. Понятие аккредитация (от лат. credo – доверие, признание) трактуется в современной педагогической литературе весьма неоднозначно. Приведем в качестве примера следующие два наиболее характерных определения. «Аккредитация – это формальное общественное признание, имеющее отношение к качеству учреждения или программы, основанное на регулярном оценивании и согласованных стандартах» (CRE – совет ректоров Европы, 2001). «Аккредитация – это процесс внешней оценки качества применяемый в высшем образовании с целью тщательного исследования колледжей, университетов и программ высшего образования для гарантии и совершенствования качества» (CHEA – совет по аккредитации высшего образования США, 2000) (1, с.11). В современной практике аккредитация применяется в различных целях и формах. Это может быть аккредитация образовательного учреждения в целом; аккредитация отдельных образовательных программ; аккредитация, проводимая по инициативе государственных органов управления образованием или общественными организациями, ассоциациями. В настоящее время практикуется как национальная аккредитация, так и международная (например, в рамках оценки качества отдельных образовательных программ). Кроме того, в процедурах аккредитации следует выделить три основных этапа: самообследование, внешнюю экспертизу, принятие решения по результатам оценки качества функционирования и развития образовательного учреждения. Во многих зарубежных странах аккредитация осуществляется независимыми экспертами. Так, в Великобритании существует Агентство по обеспечению качества высшего образования, во Франции – Комитет национальной оценки качества, созданный в 1985году правительством и подотчетен только президенту. Аккредитация в России в системе высшего образования динамично развивается с конца 1980 года. Активное развитие негосударственного образовательного сектора, трансформация многих российских государственных вузов в университеты и академии, развитие муниципальных образовательных учреждений потребовало особого внимания со стороны общества и государства и обеспечению соответствующего качества образования во всех высших образовательных учреждениях.

Природные углеводы и их производные. Классификация углеводов. Природные пентозы и гексозы и их свойства. Олиго- и полисахариды. Дисахариды и трисахариды. Крахмал и гликоген, клетчатка и гемицеллюлоза, их структура и свойства. Гетерополисахариды.  

Углево́ды — органические вещества, содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп. обычно углеводы подразделяют в первую очередь на моносахариды(простые), олигосахариды и полисахариды (сложные). Но моносахара являются фундаментальными углеводными единицами, а олигосахара и полисахара — это не что иное, как их производные (гликозиды). Моносахариды не подвергаются гидролизу в желудочно-кишечном тракте и легко всасываются. Для человека наиболее важны гексозы (глюкоза, фруктоза, галактоза и др.) Гексозы (C6H12O6).Глюкоза, галактоза, манноза (альдозы), фруктоза (кетоза). Многие из них находятся в природе в свободном состоянии и играют важную роль в жизни всех организмов. Глюкоза (виноградный сахар) содержится в зеленых частях растений, в семенах, фруктах, ягодах, мёде, в крови человека и животных; входит в состав многих гликозидов и полисахаридов.Фруктоза (плодовый сахар). В свободном виде содержится в нектаре цветов, плодах, мёде. Галактоза входит в состав дисахарида лактозы, трисахарида рафинозы. Манноза встречается в составе полисахаридов, гликопротеинов и протеогликанов у растений, микроорганизмов, животных и человека и пентозы (рибоза, дезоксирибоза и др.)- (C5H10O5). Представителями являются рибоза, арабиноза, ксилоза (альдозы); рибулёза и ксилулоза (кетозы). Они входят в состав сложных углеводов и др. органических веществ образуются и в качестве промежуточных продуктов в процессах метаболизма углеводов.Олигосахариды - более сложные соединения, состоящие из нескольких (2-10) остатков моносахаридов. Олигосахариды, состоящие из одинаковых моносахаридных остатков, называют гомоолигосахаридами, а из разных — гетероолигосахаридами. Их делят на ди-сахариды (лактоза,мальтоза,фруктоза), трисахариды (рафиноза, мелицитоза, мальтотриоза) и т. д. Для человека наиболее важны дисахариды: сахароза, мальтоза и лактоза.твёрдые кристаллические вещества или некристаллизующиеся сиропы, белого цвета или бесцветные, хорошо растворимые в воде, мало растворимые в низших спиртах и практически нерастворимые в других обычных растворителях, за исключением диметилформамида, формамида и диметилсульфоксида. При повышенных температурах низшие олигосахариды растворимы в уксусной кислоте и пиридине. Некоторые высшие неразветвлённые регулярные олигосахариды типа целлодекстринов с трудом растворяются в воде, причём с ростом молекулярного веса их растворимость быстро падает. Многие олигосахариды имеют сладкий вкус Полисахариды -высокомолекулярные углеводы, полимеры моносахаридов (гликаны). Молекулы полисахаридов представляют собой длинные линейные или разветвлённые цепочки моносахаридных остатков, соединённых гликозидной связью. При гидролизе образуют моносахариды или олигосахариды. У живых организмов выполняют резервные (крахмал, гликоген), структурные (целлюлоза, хитин) и другие функции.Свойства полисахаридов значительно отличаются от свойств их мономеров и зависят не только от состава, но и от строения (в частности, разветвлённости) молекул. Они могут быть аморфными или даже нерастворимыми в воде.[1][2] Если полисахарид состоит из одинаковых моносахаридных остатков, он называется гомополисахаридом или гомогликаном, а если из разных — гетерополисахаридом или гетерогликаном. [3][4]Полисахаридами обычно называют полимеры, содержащие больше десяти моносахаридных остатков. Резкой границы между полисахаридами и олигосахаридами нет. Полисахариды являются важной подгруппой биополимеров. Их функция в живых организмах обычно либо структурная, либо резервная. Запасным веществом высших растений обычно служит крахмал, состоящий из амилозы и амилопектина (полимеров глюкозы). У животных есть похожий, но более плотный и разветвленный полимер глюкозы — гликоген, или «животный крахмал». Он может быть использован быстрее, что связано с активным метаболизмом животных.Моно- и дисахариды имеют сладкий вкус, поэтому их называют также сахарами. Полисахариды сладким вкусом не обладают. Классификация углеводов ступенчатая. В первую очередь, отмечается количество атомов углерода углеводородной части молекулы — тетрозы, пентозы, гексозы, гептозы и т.д. Наиболее распространенными являются пентозы и гексозы. В зависимости от числа атомов углерода в моносахаридной цепочке, их подразделяют на низшие триозы и тетрозы),обычные пентозы и гексозы) и высшие моносахара с количеством углеродных атомов от 7 до 10. Нормальные углеводы структурно расходуют один углеродный атомна карбонильную группу, при всех остальных углеродных атомах находится по одной гидроксильной группе. Вторая ступень классификации связана с расположением карбонильной группы в углеводородной цепи — либо это альдегидная группа, либо кетонная - и в соответствии с этим, мы имеем либо альдозы, либо кетозы. С учетом первой ступени классификации, мы можем теперь различать альдопентозы, альдокетозы, альдогексозы, кетогексозы и т.д.Следующий этап подразделения углеводов определяется пространственным структурным фактором, а именно, наличием асимметрических центров.молекула альдозы содержит асимметрических центра, молекула кетозы таких центра: это значит, что альдогексозы могут существовать в виде 24 (16) конфигурационных изомеров, кетогексозы — в виде 23 (8) конфигурационных изомеров.  Крахмал (С6Н10О5)n – белый порошок, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде крахмал набухает, образуя коллоидный раствор (крахмальный клейстер). С раствором йода даёт синее окрашивание (характерная реакция).образуется в результате фотосинтеза, в листьях растений, и запасается в клубнях, корнях, зёрнах. представляет собой смесь двух полисахаридов, построенных из глюкозы (D глюкопиранозы): амилозы (10-20%) и амилопектина (80-90%). В пищеварительном тракте человека и животных крахмал подвергается гидролизу и превращается в глюкозу, которая усваивается организмом. Гликоген - В животных организмах этот полисахарид является структурным и функциональным аналогом растительного крахмала. Откладывается в виде гранул в цитоплазме во многих типах клеток (главным образом печени и мышц).По строению гликоген подобен амилопектину. Но молекулы гликогена значительно больше молекул амилопектина и имеют более разветвленную структуру. Обычно между точками разветвления содержится 10-12 глюкозных звеньев, а иногда даже 6. Сильное разветвление способствует выполнению гликогеном энергетической функции, так как только при наличии большого числа концевых остатков можно обеспечить быстрое отщепление нужного количества молекул глюкозы. Молекулярная масса у гликогена необычайно велика. Измерения показали, что она равна 100 млн. Такой размер макромолекул содействует выполнению функции резервного углевода. Так, макромолекула гликогена из-за большого размера не проходит через мембрану и остаётся внутри клетки, пока не возникнет потребность в энергии. Гликоген является основной формой хранения глюкозы в животных клетках. Гликоген образует энергетический резерв, который может быть быстро мобилизован при необходимости восполнить внезапный недостаток глюкозы. Гидролиз гликогена в кислой среде протекает очень легко с количественным выходом глюкозы.Аналогично гликогену в животных организмах, в растениях такую же роль резервного полисахарида выполняет амилопектин, имеющий менее разветвлённое строение. Меньшая разветвлённость связана с тем, что в растениях значительно медленнее протекают метаболические процессы и не требуется быстрый приток энергии, как это иногда бывает необходимо животному организму (стрессовые ситуации, физическое или умственное напряжение). Целлюлоза – наиболее распространённый растительный полисахарид. Она обладает большой механической прочностью и выполняет роль опорного материала растений. Наиболее чистая природная целлюлозахлопковое волокно – содержит 85-90% целлюлозы. В древесине хвойных деревьев целлюлозы содержится около 50%. Структурной единицей целлюлозы является D-глюкопираноза, звенья которой связаны бета(1-4)-гликозидными связями. Из целлюлозы получают бумагу и картон, а путём химической переработки – целый ряд разнообразных продуктов: искусственное волокно, пластические массы, лаки, этиловый спирт.Большое практическое значение имеют эфирные производные целлюлозы: ацетаты (искусственный шёлк), ксантогенты (вискозное волокно, целлофан), нитраты (взрывчатые вещества, коллоксилин) и др. ГЕМИЦЕЛЛЮЛОЗЫ, полисахариды, содержащиеся наряду с целлюлозой и лигнином в клеточной стенке растений. Большинство гемицеллюлоз отличается от целлюлозы лучшей р-римостью в р-рах щелочей и способностью легко гидролизоваться кипящими разб. минеральными к-тами. В растениях гемицеллюлозы служат опорным конструкционным материалом и, возможно, резервным питательным в-вом. В произ-вах, основанных на хим. переработке целлюлозы, гемицеллюлозой обычно наз. ту часть техн. целлюлозы, к-рая растворяется в 17%-ном водном р-ре NaOH при 20 °С Фракция гемицеллюлозы, выделяющаяся из щелочного р-ра при его подкислении, наз. целлюлозой (состоит из продуктов деструкции целлюлозы и небольших кол-в ксилана и маннана;Гетерополисахариды гликозаминогликаны (ГАГ) – линейные неразветвлённые полисахариды, построенные из дисахаридных фрагментов, которые, в свою очередь, в свой состав включают гексуроновую кислоту и N - ацетилгексозаминсульфат.В зависимости от состава дисахаридных фрагментов выделяют несколько видов ГАГ:гиалуроновая кислотахондроигинсульфатыкератансульфатыгепарин, гепарансульфат.Гетерополисахариды входят в состав соединительной ткани. Их основная функция - связывание и соединение клеток в тка­ни.

Двухкомпонентные и однокомпонентные ферменты. Кофакторы в ферментативном катализе. Простетические группы и коферменты. Химическая природа коферментов. Витамины как предшественники коферментов. Значение металлов для действия ферментов.

Однокомпонентные ферменты – построены из полипептидных цепей и при гидролизе распадаются только до аминокислот. Двухкомпонентные ферменты – состоят из белковой части – апоформента и небелковой части – кофактора. Оба компонента в отдельности лишены ферментативной активности. Только соединившись вместе (холофермент) они приобретают свойства, характерные для биокатализаторов. Роль кофактора может выполнять какой-либо ион (Zn2+, Mg2+, Fe2+, Cu2+, реже K+ и Na+) или органическое соединение (витамины, нуклеотиды). Кофакторы органической природы называются коферментами. Тип связи между кофактором и апоферментом может быть различным. В некоторых случаях они существуют отдельно и связываются только во время протекания реакции; в других случаях кофактор и апофермент связаны постоянно, иногда прочными, ковалентными связями. В роли кофактора могут выступать ионы различных металлов. Ион металла может участвовать в присоединении субстрата, собственно в катализе, в стабилизации оптимальной конформации молекулы фермента, в стабилизации четвертичной структуры. Активность металлозависимых ферментов после удаления металла  либо утрачивается полностью, либо заметно снижается. Простетическая группа — небелковый (и не производный от аминокислот) компонент, ковалентно связанный с белком, который выполняет важную роль в биологической активности соответствующего белка. Простетические группы могут быть органическими (витамины, углеводы, липиды) или неорганическими (например, ионы металлов). Простетическая группа - кофермент, прочно связанный с апоферментом ковалентными связями. Простетические группы прочно связаны с белками и присоединены к ним ковалентными связями. Часто играют важную роль в функционировании ферментов. Белок без простетической группы называется «апобелок», а белок с присоединенной группой — «холобелок» (или, соответственно, в случае ферментов — апофермент и холофермент). Примером может являться гем, который является простетической группой в молекуле гемоглобина. Простетические группы — это подкласс кофакторов. Они отличаются от коферментов тем, что простетические группы постоянно связаны с ферментами ковалентной связью, в то время как коферменты связаны с ферментами непостоянно нековалентными межмолекулярными силами. Убихинон — производное изопрена. Название убихинон возникло из-за его повсеместной распространенности в природе. Кофермент Q действует как     переносчик электронов  на цитохромы. Коферментами в     молекулах фермента могут быть витамины, атомы железа, связанные с определенными органическими веществами, атомы меди, цинка, марганца и других химических элементов. Биокаталитическая активнось, как правило, принадлежит не самим витаминам, а продуктам их биотрансформации - коферментам. Коферменты, соединяясь со специфическими белками, образуют ферменты - катализаторы биохимических реакций, лежащие в основе физиологических функций организма. К числу коферментных препаратов витаминной приро­ды относятся кокарбоксилаза (коферментная форма тиамина - витамин В1), пиридоксальфосфат. (витамин Вб), кобамамид (витамин В 12). Группа препаратов, созданных на ос­нове витаминов, представлена пиридитолом (производное пиридоксина) - имеет мягкий стимулирующий эффект на ткани головного мозга; пантогамом (гомолог пантотеновой кислоты, содержащий гамма-аминомасляную кислоту); оксикобаламином (метаболит витамина В 12). Кокарбоксилаза. Кофермент, образующийся в организме человека из поступающего извне тиамина. В спортивной медицине применяется для лечения перенапряжения миокарда и нервной системы, при печеночном синдроме, невритах и радикулитах. Эффект дает только внутривенное введение в дозе не менее 100 мг. Оксикобаламин. Является метаболитом цианкобаламина (витамин В12). По фармакологическому действию бли­зок витамину В 12, но по сравнению с ним быстрее превра­щается в организме в активную коферментную форму и дольше сохраняется в крови, так как более прочно связыва­ется с белками плазмы и медленнее выделяется с мочой. Показания к применению такие же, как для В 12. Карнитин. Витаминоподобное вещество, частично поступающее с пищей, частично синтезируемое в организме человека. Способствует окислению жирных кислот, синтезу аминокислот и нуклеиновых кислот. В спортивной медицине рекомендован для повышения работоспособности в ви­дах спорта с преимущественным проявлением выносливо­сти для ускорения течения процессов восстановления. В скоростно-силовых видах спорта оказывает стимулирующее действие на рост мышц. Выпускается как L-карнитин (элькар, карнифит). Бета-каротин. В организме превращается в витамин А, когда мы испытываем его нехватку. Бета-каротин, поступивший с едой, используется организмом как антиоксидант. Лучшие источники: морковь, помидоры, кресс-салат, цветная капуста, шпинат, манго, тыква, дыня, абрикосы, а также другие фрукты и овощи с яркой окраской. Содержание бета-каротина уменьшается при хранении продуктов на солнечном свету. Бета-каротин чрезвычайно стабилен при кулинарной обработке, и его количество может даже увеличиться. Это происходит потому, что бетакаротин высвобождается из клеток, когда при тепловой об­работке овощей размягчаются клеточные стенки. Суточная потребность для бета-каротина официально не установлена, однако многие ученые рекомендуют дозу примерно 15 мг в день для максимальной антиоксидантной защиты. О токсичности этого пищевого соединения ничего не известно, хотя очень большие дозы придают коже желтова­тый оттенок.

 Более 25% всех ферментов для проявления полной каталитической активности нуждается в ионах металлов. Роль металлов в ферментативном катализе разнообразна. Во-первых, металл может способствовать образованию промежуточного соединения между ферментом и субстратом. Именно такой случай наблюдается при действии лейцинаминопептидазы и карбоксипептидазы А – присоединение фермента к субстрату осуществляется, благодаря образованию координационных связей через атом марганца (или магния) и атом цинка. Во-вторых, металл может сам участвовать в реакции, например в переносе электронов, то есть в окислительно-восстановительных реакциях. Это происходит при действии нитратредуктазы. Входящий в состав данного фермента молибден сам взаимодействует с нитратом и затем с флавиновым ферментом, который, в свою очередь, реагирует с содержащей NАD+ или NАDР+ дегидрогеназой. В-третьих, металл может обеспечивать сохранение вторичной, третичной и четвертичной структуры ферментного белка. В этом отношении прекрасным примером является α-амилаза. Все виды α-амилазы – панкреатическая, солодовая, плесневая, бактериальная и слюнная – содержат кальций, который необходим именно для поддержания вторичной и третичной структуры фермента. Наконец, четвертый возможный способ действия металла – когда металл способствует соединению апофермента с коферментом. Подобное действие металла наблюдается в случае алкогольдегидрогеназы и глицеральдегидфосфатдегидрогеназы. Заканчивая раздел, посвященный роли металлов в ферментативном катализе, нужно подчеркнуть, что за последние годы все чаще выявляется, что тот или иной металл в незначительных количествах играет важную роль в ферментативных реакциях. Роль так называемых микроэлементов в обмене веществ растений и животных как раз и заключается в том, что они необходимы для построения и нормального функционирования целого ряда фер­ментов. Все это еще раз свидетельствует о том, что различные стороны обмена веществ неразрывно связаны между собой – недостаток или нарушение обмена какого-либо металла в растительном или животном организме сразу же сказывается на действии того или иного фермента, вызывая соответствующее заболевание

БИЛЕТ №4

4. Учебная деятельность студентов и когнитивная сфера личности. Активность системы познавательных процессов как основа в проектировании инновационных технологий обучения. В студенческом возрасте происходит не только накопление профессиональных знаний в процессе обучения, но и активное развитие личности. В поздней юности, к которой относится студенческий возраст, совершается окончательный переход к взрослости, наполнение прежних качеств личности новым содержанием, формирование социальной зрелости, гражданской позиции. Психологические особенности студенческого возраста состоят в том, что развитие личности студентов происходит в общении, которое имеет огромную субъективную значимость и постоянно конкурирует по продолжительности и интенсивности с учебной деятельностью студентов и в чем-то даже мешает, препятствует ей. Поскольку в этом возрасте продолжается формирование мировоззрения, общение студентов часто происходит внутри молодежных компаний, объединений и группировок, где молодые люди находят новых друзей и могут проявить собственную индивидуальность. Учебная деятельность студентов в вузе начинается с периода адаптации, внутри которого происходит преодоление основных трудностей обучения, освоение нового образа жизни, взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями. Приходя в вуз, вчерашние школьники сталкиваются с новыми для них особенностями учебной деятельности, овладение которыми представляет собой главный результат периода адаптации студентов к вузовскому обучению, первого этапа студенческой жизни. Основные особенности учебной деятельности в высшей школе – это значительная самостоятельность студентов; новые, по сравнению со школой, формы учебных занятий; новые формы контроля за усвоением знаний. Самостоятельность студентов. Учебная деятельность студентов предполагает большую степень самостоятельности. Время на самостоятельную работу предусмотрено Государственными образовательными стандартами и заложено непосредственно в учебный план по каждой дисциплине, причем количество часов аудиторной и самостоятельной работы одинаково. Таким образом, студенты должны заниматься самостоятельной работой в обязательном порядке, а не по желанию. Время, отведенное учебными планами на самостоятельную работу, предполагает углубленное знакомство с текущим учебным материалом, с литературой по предмету, рекомендуемой преподавателями, конспектирование первоисточников, выполнение домашних заданий. Для самостоятельной работы преподавателями могут быть установлены специальные формы ее контроля: проверка конспектов, контрольные и самостоятельные работы, коллоквиумы, собеседования, подготовка рефератов, выполнение тестовых заданий. В некоторых случаях контроль самостоятельного изучения материала студентами происходит за счет вынесения соответствующих вопросов на экзамены и зачеты. Большой объем самостоятельной работы, которая проходит во внеаудиторное время, предъявляет значительные требования к самоорганизации жизнедеятельности студентов. Студенты должны овладеть рациональными приемами научной организации умственного труда, умениями библиографического поиска, чтения, конспектирования и реферирования научной литературы. Для выполнения большого объема самостоятельной работы необходима организация своего внеучебного времени, соблюдение рационального режима труда и отдыха. В последнее время в их состав включаются также умения использования в учебной работе новых информационных технологий: обязательная компьютерная грамотность на уровне пользователя, поиск информации в базах данных, математические расчеты, графические построения. Подробную информацию о приемах научной организации умственного труда и обобщенных способах учебно-исследовательской деятельности студентов можно найти в специальных изданиях. Большую помощь в освоении такого рода умений и навыков может оказать посещение лекториев и тренингов, посвященных этой проблеме. Некоторые вузы организуют для первокурсников специальные факультативы, вводные курсы, на которых происходит знакомство с основными приемами самостоятельной работы, с обобщенными способами учебной деятельности в высшей школе. Новые формы учебных занятий. Обучение в вузе предусматривает следующие формы учебных занятий: лекция, семинарское практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, контрольная работа, коллоквиум. Кроме того, в обучении применяются также различные виды практик и учебная научно-исследовательская работа (выполнение курсовых и дипломных работ). Лекция (от лат. lectio − чтение) − ведущий метод сообщения новых знаний в вузе. Лекции предназначены для устного систематического изложения преподавателем материала по новой теме изучаемой дисциплины. Лекция проводится для всех групп курса, или, если число групп велико, для отдельного потока. В лекциях дается целостное представление об учебном предмете, его методологических и концептуальных основах. Содержание и план лекции определяются ведущим преподавателем. Они соответствуют Государственному образовательному стандарту и учебной программе по преподаваемой дисциплине. Преподаватель может рассматривать на лекции наиболее сложные разделы курса, вынося определенные темы на самостоятельное изучение. Кроме того, чтение курса может иметь авторский характер, когда на лекциях излагаются лишь наиболее важные проблемы и вопросы какого-либо учебного предмета, а значительная часть времени отводится авторским разработкам, освещению авторских исследований в данной области. В некоторых случаях дается авторская интерпретация излагаемого предмета, слушатели знакомятся с новыми подходами в понимании изучаемой дисциплины. Иногда лекция служит основным источником информации по какому-либо новому разрабатываемому курсу, посвященному новейшим исследованиям в какой-либо области. Поэтому студентам необходимо освоить умения слушания и конспектирования лекций, выработать систему рациональной записи лекций, использования сокращений. Для лучшего усвоения содержания лекционного курса студенту необходимо познакомиться с программой курса, с требованиями Госстандарта по данной дисциплине, рекомендуемой по курсу литературой. Все эти документы имеются в деканатах, на ведущих кафедрах, в библиотеках вуза и факультетов. Обычно к лекции не требуется специальной подготовки студентов, но в некоторых случаях преподаватель дает задание повторить ранее пройденные темы, иногда практикуется предварительное конспектирование какого-либо раздела учебного пособия, определенного источника по теме, которая будет изучаться. Семинарское практическое занятие (от лат. seminarium − рассадник) − форма вузовской учебной работы, предполагающая обсуждение наиболее важных разделов изучаемой дисциплины с целью углубления и закрепления теоретических знаний. Семинарское занятие проводится, как правило, для одной учебной группы. Тематика семинаров обычно определяется преподавателем, читающим лекции (хотя семинары проводит не обязательно лектор), она должна соответствовать программе лекционного курса. Семинарское занятие реализует функции углубленной проработки темы и контроля за ее усвоением. Поэтому в ходе семинарских практических занятий применяются такие формы работы как заслушивание докладов, сообщений по отдельным вопросам, групповые дискуссии, развернутая беседа по плану, заранее сообщаемому студентам, проведение опросов и контрольных работ. Могут применяться такие активные методы обучения как деловые игры, групповые дискуссии, тренинги. Преподаватель проводит конструктивный анализ выступлений студентов и хода обсуждения, выделяет сложные для понимания моменты. Подготовленность студентов к семинарским занятиям определяется по степени владения теоретическим материалом, умению выделять главное, делать логически обоснованные выводы, приводить собственные примеры для доказательства теоретических положений. Лабораторное занятие (от лат. laboro − работаю) − форма учебной работы, направленная на овладение практическими навыками, методами и методиками исследования какой-либо проблемы. На лабораторных занятиях студенты приобретают умения и навыки, необходимые им в учебной работе и будущей профессиональной деятельности. Тематика лабораторных работ также соответствует программе изучаемой дисциплины, охватывает ее основные разделы. Подготовленность студентов к лабораторным занятиям может специально оцениваться преподавателем в виде сдачи допуска к лабораторной работе, предусматривает знание теоретического материала и конкретной методики проведения лабораторного исследования, способов работы с приборами и необходимой аппаратурой. Успешность прохождения изучаемого курса на лабораторных занятиях может оцениваться после сдачи студентами отчетов по отдельным темам. Контрольная работ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.