Психологические особенности студенческого возраста. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Психологические особенности студенческого возраста. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы.

2022-12-30 61
Психологические особенности студенческого возраста. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Студенческий возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом теперь выражается самостоятельность студента. Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении с взрослыми. Подобная потребность объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые молодому человеку бывает трудно. Возросший уровень самосознания и способствует развитию уровня требований молодых людей к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют требования более высокого порядка к моральному облику взрослого и сверстника. Студенческий возраст характерен и развитием так называемой «экономической активности», которая включает в себя понимание самостоятельной производственной деятельности, начало трудовой жизни и подготовку к созданию собственной семьи. Студенческий период является центральным периодом преобразо­вания и становления всей системы ценностных ориентаций и мотивации. В исследованиях, посвященных студенческому возрасту, отме­чается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования неповторимой, творческой индивидуальности. Главная социальная задача студенческого возраста — профес­сиональный выбор. Специальное образование является следующим этапом по отношению к общему образованию. Профессиональный выбор и выбор специального учебного заведения приводит к тому, что жизненные пути юношей и девушек разграничиваются. Расши­ряется диапазон общественно-политических интересов и степень ответственности. Некоторые особенности психики студенческого возраста опреде­ляются промежуточностью общественного положения и статуса. Молодого человека занимает собственная возрастная специфика, право на независимость и др. Выраженная ориентировка и опреде­ление своего места в мире взрослых людей предполагает личностное и социальное самоопределение. Социально-психологические свойства этой возрастной категории зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от социально-профессионального определения, самостоятельности личности, выбора жизненного пути. Студенческий возраст характеризуется развитием интеллекту­альных и физических возможностей. Однако здесь кроются противоречия, касающиеся этих возможностей и действительной их реализацией. Рост творческих возможностей, развитие интеллек­туальных, технических, художественных и научных достижений не может продолжаться вечно, ибо имеет свой логический предел. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленности, реши­тельности, настойчивости, самостоятельности, инициативы, умения владеть собой. Само поступление в ВУЗ создает у молодого человека ощущение веры в собственные возможности и определяет его дальнейшую жизнь. Однако дальнейшая учеба в ВУЗе раскрывает и изменения в настро­ении молодых людей: эйфория первых месяцев учебы сменяется скептическим отношением к преподаванию, системе оценивания и др. Однако необходимо констатировать и тот факт, что способность к произвольности и сознательной регуляции своего поведения развита у молодых людей не в полной мере. И в основе такого поведения зачастую лежат немотивированный риск, неумение ставить себя на место другого человека, предвидеть последствия своих поступков. Это возраст проявления альтруистических чувств и полной самоотдачи. Успешность учебной деятельности молодого человека опреде­ляется освоением новых для него особенностей учебы в ВУЗе. В процессе учебы складывается студенческий коллектив, вырабаты­ваются навыки и умения организационной работы, формируется система работы по выработке профессионально значимых качеств личности.[18] Нередко на выбор профессии влияют случайные факторы или целенаправленное влияние родителей. В своем выборе родители руководствуются зачастую теми факторами, которые, по их мнению, в настоящее время являются более значимыми и актуальными: материальное благосостояние, престижность положения, получение определенной выгоды при выборе той или иной профессии. Знание индивидуальных особенностей молодого человека позво­ляет сделать процесс адаптации к новым видам деятельности более гладким и ровным. Комплекс интеллектуального потенциала молодого человека, а также личностные особенности, которые включают в себя адаптив­ность, мотивацию, пластичность личности, определяют успешность обучения разным видам деятельности, особенно учебной. Наличие определенных мотивов и интересов, индивидуально-типологических особенностей, направленности личности, ее самосоз­нания способствуют более успешному обучению студентов. Направленность личности молодого человека предполагает использование целого комплекса потребностей, которые в свою очередь предполагают свое дальнейшее удовлетворение. При этом, несомненно, важна активность молодого человека, которая проявляется через стремления, влечения, желания и эмоциональные состояния. Выражение ясно осознанных духовных и материальных потреб­ностей молодого человека проявляется в стремлении стать профес­сиональным и эрудированным специалистом. В формировании деятельности важную роль играет система представлений, убеждений и взглядов на окружающую действи­тельность. Данная система проявляется в анализе и оценке событий действительности, в социальном поведении, его реакциях и поступках. Деятельность студенческого возраста предполагает наличие и использование способностей, которые позволяют успешно овладеть системой знаний и умений. Здесь характерна зависимость способ­ностей от развития психических способностей, в частности внимания, памяти, воображения и мышления. При этом необходимо отметить, что на начальном этапе обучения не все молодые люди успешно осваивают программу обучения и воспитания в ВУЗе. И связано это не с тем уровнем подготовки в средней школе, которую они получили. Налицо такой факт, как несформированность готовности к обучению, проявлять самостоя­тельность, уметь произвольно контролировать свое поведение и деятельность, оценивать себя и окружающих людей, уметь правильно распределять свое рабочее время, чередуя его с отдыхом. Многие проблемы молодых людей на первых порах обучения связаны с отсутствием у них навыков самостоятельной работы, в первую очередь, неумение конспектировать лекционный материал, работать с источниками, анализировать полученный материал, ясно и логично излагать свои мысли. Определенная форма контроля над самостоятельной деятель­ностью молодых людей предполагает проведение семинарских, практических и лабораторных занятий. Также необходимой формой контроля, применяемой в ВУЗе, является написание рефератов, докладов, проведение конференций и форумов, которые позволяют студенческой молодежи раскрыть свои потенциальные творческие возможности и достижения. Общественная работа, выполняемая молодыми людьми, способ­ствует их интеллектуальному развитию, развивает организаторские способности и индивидуальное самостоятельное решение проблем. Постоянное повышение требований к способностям молодых людей способствует формированию волевой направленности и регуляции учебной деятельности. Психологическое развитие и становление студенчества имеет свои периоды подъема и спада, что обусловлено определенными противоречиями, взаимопереходами, самовыражением, самодвиже­нием, активной жизненной позицией. Студенческий возраст — это возраст объединения молодых людей, которые заняты общим видом деятельности — учением, предусмат­ривающим специальное образование. Это возраст, характеризующийся определенными отличительными особенностями: характер их труда, раскрывающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятель­ности, а также в самостоятельном приобретении знаний.

Особую роль в воспитательном процессе выполняет куратор, который, выступая доверенным лицом администрации факультета, фактически организует учебно-воспитательную работу в студенческой группе, согласовывая ее с деятельностью ректора, деканата, коллегами- преподавателями, родителями и органами студенческого самоуправления.

Воспитательная работа - работа творческая, но ее креативность должна быть представлена в системе, ибо воспитательная система - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат. Успех деятельности зависит от профессионального мастерства педагога. План - это средство повышения качества воспитательной работы куратора в высшей школе. Особенно это актуально на современном этапе модернизации Российского образования, смене воспитательных парадигм и ориентации высшей школы на подготовку специалистов высокообразованных, высококвалифицированных, умеющих самостоятельно принять ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся конструктивностью мышления, динамизмом, обладающих высокой культурой. В связи с тем, что процесс социализации и интеграции современных студентов оставляет желать лучшего, на первый план выдвигаются серьезные задачи по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Куратор в настоящее время часто выполняет обязанности классного руководителя в школе: это и взаимодействие с родителями, и индивидуальное и групповое консультирование, и воспитательные "мероприятия": экскурсии, походы, вечера, КВНы, чаепития, кураторские часы. Поэтому куратору очень важно четко спланировать свою деятельность со студентами в течение года. Каждый специалист имеет свою технологию индивидуального планирования, но основные структурные элементы плана включают в себя следующие аспекты: индивидуальная работа, кураторские часы, взаимодействие с родителями, проведение групповых, обще факультетских и обще институтских дел. Самое важное план должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса. Чтобы план был действенным, "живым", желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить дополнения и изменения. План составляется на весь учебный год с конкретным указанием месяца. Конкретность плана обеспечивается программой реальных дел и путей работы коллектива. Куратор выполняет роли наставника студентов, диагноста, фасилитатора, старшего товарища. По отношению к группе, куратор выступает организатором, методическим руководителем, воспитателем, педагогом-психологом. Соответственно он выполняет социально - педагогическую, научно-методическую, организационно-воспитательную, коммуникативно-рефлексивную и аналитико-диагностическую функции. Социально-педагогическая функция куратора предполагает воспитание уважительного отношения к профессии педагога, формирует ответственное отношение к учебной деятельности. Куратор осуществляет контроль за пропусками учебных занятий студентами, помогает в организации приоритетных направлений научно - исследовательской работы, развивает интерес к выбранной профессии; вырабатывает и координирует деятельность по реализации единых педагогических требований к студентам, организует участие студентов в важных учебных делах факультета и института - в олимпиадах, конкурсах, научных КВНах, студенческих проектах. Научно-методическая функция в деятельности куратора является очень важной, так как решает задачи становления личности студента в педагога-профессионала, используя в своем арсенале огромный методический комплекс. Куратор помогает студентам в изучении личностных особенностей, собирая и накапливая необходимые сведения, которые помогают куратору в эффективной деятельности: фамилия, имя, отчество, год рождения, социальное положение, адрес проживания семьи, место работы родителей, адрес проживания студента в период учебы, школа, в которой обучался студент до поступления в ВУЗ, перечень общественных поручений, материальная обеспеченность, участие в научно- исследовательской и кружковой работе, приоритетные досуговые интересы. Методическая работа куратора включает совместную разработку групповых мероприятий, знакомит с методикой проведения воспитательных дел, внедряет инновационные технологии воспитательной работы; дает студентам методические рекомендации по самовоспитанию, самообразованию, организации и проведению свободного времени. Организационно-воспитательная функция куратора студенческой группы связана с насущными проблемами воспитания личности будущего специалиста, гражданина, семьянина. В своей деятельности куратор использует богатый набор педагогических форм, методов, средств воспитательной работы со студентами. Воспитательная функция куратора предполагает приобщение студентов к системе культурных традиций факультета, помощь в решении важных для группы коллективных личностно-ориентированных творческих дел, приобщает к трудовому воспитанию, активизирует творческий потенциал каждого студента и группы в целом, приобщает студентов к воспитанию системы освоения культурных ценностей, духовно-нравственных идеалов, эстетической культуры, этической морали и правил этикета, гражданской ответственности будущих педагогов. Коммуникативно-рефлексивная функция тесно связана с тремя предыдущими и включает в себя все многообразие деятельности куратора: содействие развитию студенческого самоуправления; вовлечение каждого студента в общественную жизнь группы; оказание шефской помощи младшим курсам в эффективной адаптации к студенческой жизни; активизация творческого потенциала группы; приобщение студентов к здоровому образу жизни; повышение возможности самореализации каждого студента; развитие инициативы студентов; научение методам рефлексивного самоанализа, самооценки своих поступков, поведения. Аналитико-диагностическая функция обеспечивает знакомство куратора со своей группой, она содержит формы, методы и приемы изучения личности студента; позволяет отследить показатели результативности взаимодействия. Для этого куратором используется различный диагностический инструментарий: "Тест Шмишека" (о наличии акцентуированных черт характера), тест "Дом. Дерево. Человек", "Исследование тревожности" (Ч. Спилберга), опросник Айзенка, позволяющий выявить особенности темперамента личности, "Социометрия" (выявление лидеров и отвергнутых в группе). Различного рода педагогические анкеты, вопросники помогают куратору студенческой группы более эффективно организовывать работу со студентами, снять имеющие проблемы, помочь в преодолении трудностей.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.