Логопедическая ритмика как метод активной терапии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Логопедическая ритмика как метод активной терапии

2022-12-30 31
Логопедическая ритмика как метод активной терапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмика способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжёлых речевых дефектов, таких как заикание, общее недоразвитие речи. Занятия логоритмикой развивают неречевые процессы: координацию движений, правильное дыхание, музыкальность. Логоритмика способствует развитию эмоциональной включённости, волевых качеств, произвольности, активного словаря, мелкой моторики, речи, общему физическому состоянию, сенсоматорной координации. Логоритмика служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи. Основу занятий составляет синтез слова, музыки, движения. Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка. Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве. Остановимся несколько подробнее на вопросе включения речевого материала в упражнения. Слово может быть введено в них в самых разнообразных формах. - В первую очередь в форме пения, которое может быть использовано для выработки протяжённости и плавности звука и для упорядочения дыхания. Неправильное дыхание, неумение правильно чередовать моменты вдоха и выдоха часто наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста и, особенно у детей, страдающих заиканием. Это чрезвычайно затрудняет речевой процесс. Фиксация внимания ребёнка на этом недостатке путем выполнения дыхательных упражнений не даёт положительных результатов, тогда как пение вызывает правильное дыхание и способствует развитию всего дыхательного аппарата. - Другим методом введения слова являются задания, связывающие разговорную речь с некоторыми элементами музыкальной речи. Эти упражнения значительно облегчают речь, смягчают тонические и клонические явления при заикании и создают благоприятную почву для дальнейшего его закрепления. Самым элементарным примером такого задания может служить расчёт по номерам на два или три, связанный с метрическим акцентом музыки. Возможно, вводить речь в задания и таким образом, что она предшествует музыке или непосредственно следует после окончания её, однако и тут речь находится с музыкой во временных отношениях. – На особом месте стоят речевые упражнения без музыкального сопровождения, так как основной целью является исправление речи. На протяжении всего занятия используется любой повод, чтобы вызвать речь у детей. Для этого детям задаётся ряд вопросов, касающихся данного задания, и требуется ответ. Эти вопросы и ответы увязываются с упражнениями и являются обязательной составной частью занятия, где речевые задания постепенно усложняются в определённом порядке. – Большую роль играет система двигательных упражнений. Движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

 

61-52. Методика проведения логоритмических занятий учащихся с тнр. Логоритмика – одна из технологий детской коррекционной программы, которая благодаря определенным приемам соединяет движения, слова и музыку.   Логопедическая ритмика, позволяет решать разносторонние задачи: оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные. Логоритмические занятия проводятся с заикающимися детьми, начиная с 3 лет. Средства логопедической ритмики в коррекционно-развивающей работе с заикающимися способствуют нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи.

Программа предполагает проведение логоритмических коррекционных занятий во второй младшей группе (от 3 до 4 лет), средней (от 4 до 5 лет) и старшей (от 5 до 6 лет; от 6 до 7 (8) лет) группах. Данные занятия проводятся 1 раз в неделю совместно с музыкальным руководителем и учителем-логопедом. Программа имеет концентрическое построение, т. е. содержание материала из года в год закрепляется, постепенно усложняется и углубляется. Для достижения оптимальных результатов таких занятий целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки на детей дошкольного возраста с заиканием по следующей схеме: Разминка (вводные упражнения): различные виды ходьбы для воспитания ориентировки в пространстве, умения планировать движения, ходить в определенном темпе. Распевание и пение (2—3 песни): сочетание пения с тактированием, координация пения с движениями рук, с маршировкой на месте и ходьбой. Упражнения на развитие основных свойств внимания, например, для развития переключения внимания используется смена движений, сопровождающаяся разными музыкальными отрывками (торжественная или веселая музыка).

Упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями с целью произвольного управления своими мышцами (задания на расслабление или напряжение мышц). Слушание музыки с последующими упражнениями на развитие музыкальной памяти (различение звучания грустной, веселой и т. п. музыки). Игра-драматизация для воспитания эмоциональности, развития ловкости, сообразительности и т. д. Заключительное упражнение: ходьба в колонне под марш спокойного характера.  Устная речь вводится на занятии логопедической ритмикой систематически, последовательно (с учетом этапа работы над речью) и в следующих формах:  путем вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до и после их выполнения; в ходе разучивания песен и беседы о музыкальном произведении уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, четкость произношения звуков, проводится работа над уточнением и обогащением словарного запаса, формируются грамматические обобщения. особенности логоритмики Длительность занятия зависит от возраста детей.  Основные средства логоритмики – это: упражнения для развития голоса, дыхания; ходьба в разные стороны; пение; упражнения на ритмику; активизация внимания; регулирование мышечного тонуса; упражнения на развитие речи без музыки; упражнения для развития чувства темпа музыки; упражнения на моторику – общую и мелкую. Например, дыхательные упражнения позволяют увеличить длительность и силу вдоха, проработать правильное дыхание. Они могут сочетаться с приседаниями, движениями руками. На выдохе произносятся специальные слова и фразы. Во время логоритмики проводятся и игры на развитие речи, к примеру, подражание животным, их голосам. Каждое занятие – это увлекательный и доступный сюжет. В группах обычно – 4-5 детей с 2-3-х до 6-ти лет. При формировании групп учитываются индивидуальные особенности ребят, чтобы занятия были эффективными и интересными для всех. Для детей с заиканием предусмотрены специальные занятия, основанные на речевом дыхании, выработке синхронизации между речью и движениями.

 

 

62. Проблемы планирования коррекционной работы с учащимися с ТНР.

Коррекционная работа – это система специальных педагогических приемов и мероприятий, направленных не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом. Одним из важных и сложных моментов в деятельности учителя-дефектолога является планирование коррекционной работы. Анализ существующей практики позволяет выделить ряд проблем в планировании коррекционной работы: Первая проблема заключается в прямом переносе логики планирования педагогической работы по учебному предмету на планирование коррекционных занятий. Это находит выражение в следующих аспектах планирования: в содержательном, что проявляется в абсолютном сходстве тем уроков по предметам государственного компонента и планируемых коррекционных занятий («Счет в пределах 100», «Правописание слов с корнем -вод-», «Дары леса», «Дикие и домашние животные» и т. п.). Занятия в таком случае являются дополнительными уроками по тому или иному предмету; во временном, что проявляется: а) в строгой временной регламентации коррекционной работы - в расписывании коррекционной работы по темам с указанием количества часов на проведение соответствующих занятий и дат их проведения; б) планировании коррекционной работы в такой форме (тематической) на длительный отрезок времени (четверть, полгода, год); в) требовании жесткого следования заданным темам и датам их проведения (проверяя деятельность учителя-дефектолога, контролирующие лица сверяют темы и даты занятий, записанные в плане и журнале, требуя при этом их абсолютного сходства);

Вторая проблема связана с представлением о коррекционной деятельности как об общеразвивающей работе по развитию всех познавательных процессов. Об этом свидетельствуют, как правило, тематические планы коррекционной работы практиков, формулировки тем в которых содержат: указание о направленности занятия на развитие отдельного психического процесса («Развитие внимания», «Развитие мышления», «Развитие памяти», «Развитие устной речи» и т. п.); указание на используемые методы и формы работы («Игра "Будь внимательным"», «Магазин ковров», «Тренинг "Запомни картинки"», «Тренировка слуховой памяти» и т. п.); указание на используемые методы и формы работы и их психологическую направленность («Игры и упражнения по развитию произвольного внимания», «Развитие слуховой памяти. "Пара слов"» и т. п.). Занятия в данном случае чаще всего представляют собой набор предлагаемых детям заданий по развитию всех познавательных процессов независимо от того, есть у того или иного ребенка нарушения этих процессов или нет. Третья проблема связана с отсутствием отражения в планах коррекционной работы ее индивидуализированного характера. Об этом свидетельствуют запросы учителей-дефектологов в приобретении готовых, унифицированных планов и программ коррекционной работы. Четвертая проблема связана с отсутствием единых подходов к планированию коррекционной работы. Это приводит к тому, что в разных регионах республики планирование этого вида деятельности осуществляется по-разному. Выделенные проблемы в планировании коррекционной работы значительно снижают реализацию потенциальных возможностей занятий коррекционного компонента. Ведь планирование отражает понимание специалистом сути предстоящей деятельности, ее направленности и содержания.

 

63-53. Технология планирования корр. работы с учащ. с ТНР.

Технология планирования - это совокупность методов, приемов, способов в их взаимосвязи по формированию оптимальных плановых решений, направленных на достижение поставленных целей. Технология планирования коррекционной работы с учащимися с ТНР включает следующие этапы: Первый этап - диагностический. Цель - выявить причины возникновения трудностей детей в учении. Средства достижения цели - специальные задания диагностического характера; Продукт (результат) - сведения о симптомах учебных затруднений и причинах их возникновения у учащихся, зафиксированные в диагностических картах. Второй этап - аналитический. Цель - определить направления и задачи коррекционной работы с учащимися. Средства достижения цели - анализ диагностических карт. Продукт (результат) - перспективный план коррекционной работы, который включат в себя направление и задачи.  функций.

Третий этап - стратегический (прогностический). Цель - выделить комплекс задач, над которым учитель-дефектолог планирует работать в течение определенного периода.   Средства достижения цели - анализ перспективного плана коррекционной работы и школьной программы. На основе сопоставления этих двух объектов анализа определяется, над какими обобщенными умениями и в какой области развития надо работать в первую очередь, так как от этого зависит степень успешности ребенка при усвоении программного материала. Продукт (результат) - план коррекционной работы. Этот план состоит из двух частей: в первой, основной части плана указываются задачи коррекционной работы ( задачи прописываются по направлениям коррекционной работы с указанием учащихся, для которых они актуальны), а в торая часть плана - календарно-тематический план коррекционных занятий, который составляется на одну (ближайшую) неделю. Также можно отметить и то, что технология планирования коррекционной работы с учащимися с ТНР включает: - выбор оптимальных для развития ребёнка с ТНР коррекционных методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; -организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий; -системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств; - совершенствование коммуникативной деятельности; - формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности; - развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у учащихся с ТНР; -развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи); - формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации учащихся с ТНР.

 

64- 54. Концептуальные подходы к интегрированному обучению и воспитанию учащихся с ТНР. Интегрированное образование – это процесс совместного обучения и воспитания детей с ОПФР и не имеющих таких ограничений – посредством создания дополнительных специализированных условий. Цель такого образования – социализация ребенка Создание особых условий обучения детей с ТНР: 1. Специальный учебный план. 2. Продление срока обучения. 3. Увеличение количества часов на предметы. 4. Коррекционно-развивающая область учебного плана. 5. Психолого-педагогическое сопровождение. 6. Логопедическое сопровождение. 7. Использование специальных учебников, рабочих тетрадей. 8. Поэтапное усвоение программного материала. 9. Материально-техническое оснащение образовательного процесса 10. Специальная подготовка педагогических кадров. 11. Согласованная работа учителя-логопеда (педагога-психолога) с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах: ранней диагностике и коррекции; обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в общеобразовательное пространство; обоснованном отборе детей для интегрированного обучения. Для детей с ТНР возможны такие модели интеграции: - частичная, когда ребенок с ТНР находится в образовательном учреждении, в котором обучаются и нормально развивающиеся дети, получая при этом систематическую помощь специалистов. В дошкольном возрасте дети посещают детские учреждения комбинированного вида и получают помощь логопеда, психолога в группах компенсирующей направленности. В школьном возрасте посещают массовую школу, но учатся в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми, т. е. имеет место частичная интеграция; - полная, когда 1—2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы школы (например, дети с ринолалией); по уровню своего психофизического, речевого развития они соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению; коррекционную помощь они получают по месту обучения, или ее оказывают им родители под контролем специалистов. Идея такой интеграции близка идее инклюзивного образования, когда образовательная интеграция детей с ТНР предполагает не просто обучение и воспитание детей с нарушениями речи совместно с нормально развивающимися сверстниками, а организованную совместную жизнь всех воспитанников в стенах образовательного учреждения. Без ранней диагностики дети с ТНР попадают в условия спонтанной интеграции. Находясь в среде нормально развивающихся сверстников без четких, рекомендованных специалистами показаний, дети не получают специализированной логопедической помощи. Наиболее адекватными условиями для интегрированного обучения дошкольников располагают комбинированные образовательные учреждения,            то есть те, в которых имеются как обычные, так и специальные группы, в которые попадают дети по направлениям психолого-медико-педагогических комиссий. Организация педагогической помощи детям с ТНР в аспекте содействия образовательной интеграции должна быть направлена на: развитие коммуникативных умений и навыков; формирование социального поведения, поддержание и расширение социального взаимодействия; помощь в овладении социальными ролями; расширение причастности к групповому опыту и усиление чувства принадлежности; сопровождение и стабилизацию досуговой деятельности; обеспечение благоприятных условия для совместной деятельности детей, с целью преодоления изолированности детей с нарушениями речи; создание в социальном окружении ребенка благоприятного психологического климата для морального и эмоционального воспитания.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.