Работа над предложением на коррекционных занятиях. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Работа над предложением на коррекционных занятиях.

2022-12-30 31
Работа над предложением на коррекционных занятиях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обучение составлению повествовательных предложений. Навыки построения предложений относятся к числу основных в речевой деятельности. На начальных этапах работа над предложением связана с развитием понимания устной речи и первыми шагами детей в уточнении и накоплении словаря, в построении высказывания. Фразу дети строят устно. Это краткий ответ на вопрос, приводящий к диалогу. Данной работе предшествуют называние предметов и действий, ответы по наглядному действию, повторение вместе с учителем различных считалок и т. д. Игровые ситуации, инсценировка помогают расширить диапазон вопросов, объем лексики, вовлекаемой в построение фразы. Расширение словарного запаса, овладение несколькими типичными моделями позволяют учителю шире привлекать сюжетные картинки. Действия с предметами, занятия лепкой, конструированием и рисованием, наблюдения подводят к расширению представлений. В общении с учителем дети учатся более сложным способам выражения мысли, происходят переработка знаний, дальнейшее уточнение и конкретизация понятий. Все это находит выражение в активной речи детей, прежде всего во фразе, которая становится более распространенной. Такие занятия являются основой для последующей работы. Составление предложений на основе показа предметов. Эта работа имеет своей целью закрепление сведений о предмете и соответствующего минимального словаря. В результате ученики должны получить практику в применении разнообразных форм и конструкций, выражающих отношения между предметами и действием, предметом и его признаком, действием предметов и признаком действия. Исходный момент - показ образца предложения. Образец предложения записывается (можно графически) на доске или плакатике. Дети анализируют это предложение. Учитель обращает внимание на те словосочетания, которые будут изменяться в процессе работы. Вспомогательным средством должны служить вопросы учителя. Упражнение подчиняется определенной лексической, морфологической или синтаксической цели, а это требует подборки языкового материала. Составление предложений на основе демонстрации действий проводится по аналогичной схеме. Составление предложений по картинкам (картинам). Этот вид работы основан на вербализации: (оречевление) непосредственно воспринимаемого материала. Отдельные элементы сле- дует вычленить, установить между ними связи, а для этого необходим анализ картины, где внимание детей будет привлечено:к тем элементам композиции, которые послужат основой для последующей работы. Обычно лучше дать вопросы, опорные слова, устный инструктаж. Например, картина «Игра в прятки». На картине изображены двор, часть дома с крыльцом, деревья, кусты, скамейка, дети играют в прятки. Краткий предварительный разбор помогает установить: это двор. Дети играют в прятки. Это скамейка, крыльцо, дерево, кусты. Детям можно дать имена. Для составления предложений дается опорный словарь: прячется, прячутся, спрятался, спряталась, за, под. Вначале устно дети составляют предложения, затем их можно записать (если есть такая цель). В более облегченном варианте можно использовать ответы на вопросы: Кто прячется за деревом? Кто спрятался под крыльцом? И т.д. Такой вид работы, как составление распространенных предложений и их сокращение, полезен тем, что он дает практику в выражении мысли с разной степенью полноты, подготавливает к анализу предложений, способствует развитию навыков устанавливать логические связи и отношения внутри фраз. Используются и такие виды работы, как составление предложений из данных слов, заполнение пропусков в предложениях, составление предложений по опорным словам или словосочетаниям, составление предложений по аналогии, составление предложений на тему, заданную учителем. Итак, успешное общение (в форме диалога) протекает обычно в наглядной ситуации, в связи с разными видами деятельности учащихся (труд, учебная деятельность, игры и пр.). Диалог более целесообразен для использования в качестве первичной формы общения на начальных этапах обучения детей с общим недоразвитием речи. Наряду с диалогической речью развивается устная форма речи. Письменная речь в основном формируется под воздействием обучения и на основе развитой устной формы ~ диалогической и монологической.

 

 

47- 39 Задачи и содержание работы по формированию навыков правописания

Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях. Главным в обучении правописанию – орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только, сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок обучения. Правописание-это набор соглашений, которые регулируют способ использования графем (системы письма) для представления языка в его письменной форме. Орфография – раздел языкознания, который изучает и разрабатывает систему правил, обеспечивает единообразное написание. Главным в обучении правописанию – орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только, сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок. Принципы обучения орфографии: 1) Морфологический принцип – во всех словах морфемы пишутся одинаково, независимо от их произношения. ПР: куб <П> - куба <б>.2) Фонетический принцип – как произносится, так и пишется (слова или их части). ПР: возразить – воскликнуть.3) Исторический (традиционный) принцип – слова пишутся так как они писались, в старину (как сложилось, так и осталось). ПР: замуж, лишь, уж.Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся, т.е. умение писать слова, в соответствии с орфографическими правилами, изучаемыми в школе и некоторые слова с непроверяемыми орфограммами, в соответствии с орфографическим минимумом. Познавательные цели: - знакомство с основными орфографическими понятиями. Практические цели: - формирование орфографических умений.   Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия и орфографические умения. К орфографическим понятиям относятся: орфограмма, орфографическое правило, орфографический факт, опознавательные признаки орфограмм, условия выбора орфограмм, актуальная и неактуальная орфограмма, орфографический словарь.В содержание работы по орфографии на систематическом этапе входят: орфографические знания, орфографическое правило, орфографические умения и навыки. Орфографические знания складываются из орфографических фактов и понятий. Орфографический факт – отдельное языковое явление, правописание которого запоминается учеником непостредственно(например, корни кас-кос).Орфографическое понятие - это множество однородных фактов правописания. В совокупности понятия описывают систему правописания (например, орфограмма, орфографическая ошибка, орфографическое правило, познавательные признаки орфографии).Орфографическое правило – особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы. Выделяется 3 группы правил:- одновариантные – они предлагают для одной и той же фонетической и грамматической ситуации один определенный вариант написания;- двухвариантные – предлагается 2 варианта написания, выбор варианта определяется дополнительными признаками орфографии;- правила-рекомендации – предлагается способ проверки данной орфограммы; Например, правописание безударной гласной в корне слова.Основными компонентами процесса работы над орфографическими правилами являются:раскрытие сущности правила – это означает выяснение следующих фактов:   - написанием какой части слова, ЧР или грамматической формы управляет правило;- каковы условия выбора орфограммы;- каков опознавательный признак орфограммы;2) работа над формулировкой правила;3) усвоение нового правила – выполнение упражнения;Орфографические умения и навыки начали включаться в школьную программу с 1978г. В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:- нахождение в словах орфограммы;- написание слов с изученными видами орфограммы;- обоснование орфограмм;- нахождение и исправление орфографических ошибок; Задачи: познакомить учащихся с орфографическими понятиями и правилами, обусловленные программой;сформировать орфографические умения и навыки;научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;выработать потребность и умение пользоваться орфографическим словарем и справочниками;

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.