Методика формирования связной речи: умения составлять рассказ, рассказ-описание, пересказывать текст цепной организации (по В.К. Воробьевой) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методика формирования связной речи: умения составлять рассказ, рассказ-описание, пересказывать текст цепной организации (по В.К. Воробьевой)

2022-12-30 97
Методика формирования связной речи: умения составлять рассказ, рассказ-описание, пересказывать текст цепной организации (по В.К. Воробьевой) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ключевым моментом методики Валентины Константиновны Воробьевой является направленность на развитие связной повествовательной речи. Повествование - это во–первых, динамичный рассказ, в котором наблюдается последовательная смена действий. Во–вторых, его смысловой контекст конкретно мотивирован, а события связаны между собой логически. При составлении такого рассказа надо намеренно и самостоятельно формировать переход от одной мысли к другой. Методика связной речи Воробьевой В.К. показывает детям смысловую структуру повествовательного сообщения и связи предложений в нем. А также демонстрирует, какие компоненты помогают осуществить переход от одной мысли к другой. Этим способ отличается от распространенного в логопедии словесного выяснения, о чем говорится в предложении или рассказе. Методика Воробьевой В.К. по развитию связной речи учитывает психологические возрастные особенности детей и предлагает поэтапное развитие. Задание просто составить рассказ, как правило, вызывает у детей растерянность. Это нормально. Ведь он, в силу своего возраста, не знает правила его построения. Воробьева разработала систему, при которой процесс обучения строится на предметных, а не на словесных представлениях, направляя ребенка, помогая ему выражать свои мысли. Основная суть методики Воробьевой Главное отличие этой методики от других в том, что она направлена не на глобальное формирование монологической речи, а учит некоторым правилам, помогающим построить связное сообщение. В описании методики существуют 4 раздела: 1.Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения – рассказа. 2.Формирование первичного навыка связной речи. Ознакомление с правилами ее смысловой и языковой организации. 3.Закрепление знаний правил смысловой и языковой организации речи. 4.Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текста. Данная методика подходит для коррекционной работы при речевых нарушениях, а также показывает адаптивность и отличные результаты в качестве развивающей программы для детей с нормальным развитием. Занятия по методике вызывают интерес разнообразием форм, красочностью наглядного материала, дают положительные результаты даже при тяжелых нарушениях. Формирования навыков и умений связной речи. По методике Воробьевой, связная речь рассматривается как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение, имеющее предметно–смысловой (внутренний) и формально–языковой (внешний) факторы. Внешний фактор представляет собой последовательность предложений, связанных по правилам языка в единую группу. Цельность внутреннего плана предполагает неразрывность мыслей и понятность сообщения для партнеров по коммуникации. Чтобы составить рассказ, необходимо научиться придерживаться целостности и связности сообщения. Для этого методика Воробьевой по развитию связной речи предлагает проводить обучение поэтапно.

1 этап – формирование понятия рассказ и умения узнавать его Дошкольники в действительности не совсем представляют, что такое рассказ. Поэтому первый раздел занятий по методике посвящен ознакомлению с его признаками, формированию представлений о нормативном образце речи, умению выделять события, как основу повествовательного текста, а также предмета, как основу описательного сообщения.Для обучения умению дифференцировать рассказ, проводятся различные упражнения:

- сравнение набора слов или предложений, не связанных по смыслу с рассказом; - сравнение рассказа с предложением; - сравнение рассказа с его искаженным вариантом, в котором нарушена последовательность событий или пропущено какое–либо действие; - сравнение двух рассказов, в которых одно событие описывается по-разному. Последнее из описанных форм упражнений помогает детям учиться ориентироваться в литературных средствах, уделять внимание тому, как, какими словами, рассказывается о том или ином предмете, действии.

2 этап – становление первичного навыка связной речи Дети знакомятся с закономерностями организации текста, учатся определять описательный и повествовательный рассказ. Для этого используются практические, обучающие методы, а также закрепление полученных знаний и навыков. Практические способы освоения речью, с точки зрения В.К. Воробьевой, основываются на интуитивном построении закономерностей и непроизвольном запоминании речевых норм. Обучающие методы направлены на выявление содержания рассказа и причины оформления высказывания тем или иным способом. На этом этапе создается мотивация к обучению, способность анализировать собственную и чужую речь, закладываются первоначальные навыки составления связного сообщения.

3 этап – закрепление навыков Для закрепления знаний и активизации навыков автор предлагает использовать игровые упражнения:-восстановление порядка картинок и составление рассказа; - расположение картинок соответственно опорным словам; - составление рассказа с заданной эмоциональной установкой; - исправление «ошибки» или поиск недостающего фрагмента в серии.Переход от простого материала к более сложному, помогает закрепить и совершенствовать полученные знания. Постепенно вводятся задания с опорой на модель рассказа, а не на содержательные элементы. Картинки заменяются карточками с надписями последовательности событий.На занятиях по развитию связной речи детям предлагается включать в рассказ разнообразные прилагательные и наречия, чтобы сделать его более «живым», приближая повествование к литературному тексту. Вводятся упражнения для подготовки к составлению сообщения на основе своего опыта.

 

 

50- 42 Методика работы над изложением.

Изложение – это вид письменной проверочной работы, направленной на пересказ, краткую (или подробную) передачу основного содержания исходного текста.  Учителю необходимо основательно готовится к уроку, на котором проводится контрольное изложение. Общепринятой является следующая методика проведения изложения. После изучения текста для будущего изложения учитель определяет слова, выражения и предложения, с которыми необходимо познакомить детей за несколько дней до соответствующего урока. На уроке, когда проводится изложение, рассматриваются слова и словосочетания, значение которых зависит от контекста (фразеологизмы, слова, употреблённые в переносном значении). Их учитель объясняет во вступительном слове к изложению и записывает на доске. Полезно накануне организовать чтение текстов или предложений на тему, близкую теме изложения. Предварительная лексико-стилистическая подготовка даёт возможность рационально использовать время на самом уроке, больше внимания уделить определению основной мысли текста и усвоению языковых средств. В методике преподавания изложения можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся. 1. Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися. 2. Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.3. Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть. 4. Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложения записывается на доске. Как справедливо заметил А.В. Текучев, «Требование к плану будет зависеть от вида предстоящего изложения. Так план подробного изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста. Такой план будет способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания». В соответствии с программой по развитию речи ученик должен уметь составить простой план повествовательного текста, используя в соответствии с поставленной задачей разные способы оформления заголовков. Составление плана - чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. 5. Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся. 6. Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости — фрагменты текста. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана. 7. Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам. 8. Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.

9. Самостоятельное написание изложения. Оказание индивидуальной помощи. 10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки. 11. Проверка изложения учителем. Проверка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях, выставление отметки — на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.