Задачи и направления формирования лексики у учащихся с ТНР. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Задачи и направления формирования лексики у учащихся с ТНР.

2022-12-30 33
Задачи и направления формирования лексики у учащихся с ТНР. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лексика -  словарный состав языка, совокупность слов того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.  У детей с ОНР наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании в формировании активного словаря. Нарушения формирования лексики детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов. Задача педагога состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь.  Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка. Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет в речи. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Работа по обогащению и активизации словаря у детей с ТНР включает в себя следующие направления: - ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий; -раскрытие многозначности слова; -расширение запаса синонимов и антонимов; -формирование правильного употребления слова в связной речи.   Словарный запас детей с ОНР: 1-й уровень – резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены. 2-й уровень – значительно отстает от нормы; не знает названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов; ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества. 3-й уровень – словарь значительно увеличивается, пользуется всеми частями речи, заметно преобладание в речи существительных; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.  Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду.

  Задачи словарной работы: 1. Обогащение словаря тематическими группами слов. 2. Закрепление представлений об обобщающих понятиях. 3. Развитие представлений о смысловой стороне слова: - работа над правильным пониманием значений многозначности слов; - раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи);

- формирование умений отбора слов и точность словоупотребления. Этапы словарной работы в ДОУ: - введение в словарь детей новых слов, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. - закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. - активизация словаря. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь педагога, но и воспроизводить ее много раз. Активизация познавательных процессов можно решить путем классификации, обобщения, сериации, сравнения. - устранение из речи детей нелитературных слов. Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

 

45-37. Методика формирования грамматического строя речи учащихся с ТНР Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых. В норме грамматическое строение у ребенка развивается без чьей-либо помощи.   Система обучения детей с ТНР в условиях специальной школы предусматривает организацию работы по коррекции и развитию речи, а также по изучению элементарного курса грамматики, направленную на совершенствование культуры речи и овладение литературным языком. Учащиеся испытывают значительные трудности в письменной речи и допускают большое количество ошибок, так как слабо усваивают теорию языка и законы их функционирования.В начальных классах в работах детей можно выделить следующие группы ошибок:1) речевые ошибки (элементы просторечия, аграмматичные предложения),2) морфологические ошибки (определение рода имен существительных и выбор падежного окончания, согласование существительных и прилагательных в роде и числе, изменение имен существительных по числам…),3) синтаксические ошибки (согласование подлежащего и сказуемого в роде, неумение определять границы предложений, пропуск обязательных членов предложения, ошибки при оформлении однородных членов предложения).

Причины данных ошибок: 1) несформированность обобщенных звуко-буквенных образов(Не формируются представления о соотношении значений отдельных грамматических форм и их звуко-буквенной оболочки.)2) нарушение линейного развертывания(Например: 1) В составе предложений: Пошел Иван взял булку и пошел. Вода повсюду холодная течет. Серого неба мягкий снег. 2) при образовании сложных слов и словоизменении: трудолюбимый,плесень -плескью)3) гипергенерализация языковых форм(Неправильное употребление грамматических форм и способов сочетаемости: -учк- - белучка; про- - прокрыта (прикрыта), -ов – солдатов, ужов, березков. Ихняя спора всегда кончалась ссорой. Спор всегда кончался ссором.). Методика обучения письменной речи в специальной школе требует специальной работы по отбору языкового материала, последовательности и способам его изучения. Например, при изучении рода имен существительных используется следующий прием: кофтА, партА – онА, стол, карандаш – он. А также следует опираться на такие принципы: 1. Принцип сознательности обучения Процесс формирования письменного высказывания предполагает сознательную работу: - по предварительному планированию высказывания (продумать тему, определить границы предложений) - отбору языковых средств (отбор лексических и грамматических средств языка) - по переводу устной речи в письменную (расположить слова в предложении грамматически верно, проверить написанное). Все эти действия будут успешны только в том случае, если ученик усвоил законы построения письменного высказывания, владеет приема построения высказывания и может сознательно оценить записанное. Принцип сознательности обучения предполагает организацию работы по формированию грамматического строя речи от осознанного навыка к автоматизированному умению. 2. Принцип поэтапного формирования грамматического навыка. Любой грамматический навык основывается на элементарном языковом анализе и на основе грамматических обобщений. Формирование навыка построения и оформления письменных предложений проходит ряд этапов: 1) Этап языкового анализа, на котором последовательно проводится работа над: - вычленением из предложения лексических единиц и определением их морфологической соотнесенности; - установлением связи между лексемами в соответствии с реалиями действительности; - нахождением грамматической связи между словами в предложении. 2) Этап моделирования, в процессе которого дети обучаются: - находить общие закономерности построения предложении; - устанавливать способы графического обозначения этих закономерностей; - соотносить предложения с моделями; - составлять модели предложений. 3) Этап конструирования, на котором дети усваивают: - составление предложений по заданным моделям; - составление предложения с последующим моделированием (как способ самопроверки); - самостоятельное составление модели предложения в соответствии с замыслом и последующее составление предложений по этой модели.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.