Формирование у учащихся с ТНР умений разбора условия задачи, решения задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Формирование у учащихся с ТНР умений разбора условия задачи, решения задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

2022-12-30 38
Формирование у учащихся с ТНР умений разбора условия задачи, решения задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Методика работы над задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в прямой форме. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в прямой форме – это задачи, предметные области которых включают одно числовое данное, а второе указывает на сколько единиц искомое больше или меньше данного. Т.е. отношение «больше на несколько единиц», или «меньше на несколько единиц» входит в условие задачи. Подготовка к введению задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц включает раскрытие смысла отношений «больше на несколько единиц», «меньше на несколько единиц» и показ связей между этими отношениями и арифметическими действиями. Эти понятия вводятся в подготовительном периоде 1-го класса при сравнении множеств предметов.  Прежде, чем приступить к задачам этого вида, с детьми необходимо провести соответствующую подготовительную работу по уяснению соответствующих понятий и терминов. Целесообразно использовать индивидуальную наглядность. С целью предупреждения ошибок, нужно сравнивать задачи на увеличение числа в несколько раз с задачами на уменьшение числа в несколько раз, а также на увеличение числа на несколько единиц. Например, ученикам предлагается в верхний ряд положить 3 кружка, в нижний – столько же треугольников. Затем в верхний ряд положить ещё 2 кружка. Учитель сообщает ученикам, что кружков на 2 больше, чем треугольников, а треугольников на 2 меньше, чем кружков. Для формирования умений решать задачи такого вида практикуется решение задач со словами: «старше – моложе», «выше – ниже» и др., а также решать и сравнивать задачи их решения на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. II. Методика работы над задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме. Решение задач, выраженных в косвенной форме, вызывает определенные трудности у учащихся. При выборе действия они часто обращают внимание на слова "больше", "меньше", не вникая при этом в смысл текста задачи. При обучении решению этих задач надо учить детей анализировать текст задачи и задумываться над вопросами: какое число получится в результате решения - большее или меньшее, чем данное число. Полезно учить детей выполнять переформулировку задачи и выражать ее в прямой форме. Большую помощь при обучении решению этих задач играет наглядность, схемы, чертежи. Для задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме характерно следующее:  в условие задачи входит отношение «больше на несколько единиц», но задача решается вычитанием;  в условии задачи входит отношение «меньше на несколько единиц», задачи решается сложением;  Целесообразно провести логическую и практическую подготовительную работу. Логическая подготовка – игра «В концовки». Учитель или ведущий начинает предложение, а ученики его заканчивают. Например: «если ель ниже сосны, то …(сосна выше ели)», «Если сосна выше ели на 20 м, то …(ель ниже сосны на 20 м)». Аналогично проводится работа с использованием отношений: больше – меньше, дороже – дешевле, длиннее – короче, старше – моложе и т.д. Практическая подготовка – выполнение учениками операций над множествами. Например: учащимся предлагается положить в верхний ряд 6 треугольников, а в нижний ряд положить кружки так, чтобы треугольников было на 2 меньше, чем кружков. На основе логической подготовки ученики рассуждают: если треугольников на 2 меньше, чем кружков, то кружков на 2 больше, чем треугольников. Значит надо положить кружков столько же, столько треугольников (6) и положить еще 2 кружка. Это можно записать действием сложения: 6 + 2 = 8. Введение задач на этом этапе объяснения поиска решения сводится к переводу задач из косвенной формы в прямую. Очень важна иллюстрация при решении таких задач, т.к. они помогают найти арифметическое действие, выполнять краткую запись условия задачи сначала под руководством учителя, затем самостоятельно. С детьми нужно провести соответствующую подготовительную работу, используя различные средства наглядности (обязательно и индивидуальные). Вначале рассматриваются вопросы об увеличении или уменьшении числа на 1, затем на 2, затем на 3, и т.д. Учащиеся при знакомстве с каждым новым числом усваивают, что при прибавлении к данному числу 1 получаем следующее за ним число, которое больше данного на 1. Перед учителем стоит задача добиться понимания учащимися, что если к числу прибавить 1, то оно увеличится на 1 (станет на 1 больше), а если из числа вычесть 1, то оно уменьшится на 1 (станет на 1 меньше). Важным моментом является понимание учащимися сочетания слов "на 2 больше", "больше на 3", "меньше на 2" и т.д. Учителю необходимо добиться, чтобы дети на вопрос "Как вы понимаете слова: В коробке карандашей на 2 больше, чем ручек?" могли дать ответ: "В коробке карандашей столько же, сколько ручек и еще 2" Важно научить детей обосновывать выбор действия. Для этого необходимо организовать с детьми соответствующие действия с предметами.

 

32. Подготовка учащихся с ТНР к решению задач по теме «Движение». Математическая задача - это некий лаконический рассказ, в котором присутствуют значения некоторых величин и необходимо отыскать неизвестные значения величин, зависимые от данных и имеют связь в определённых соотношениях, которые даны в условии. Решение задач — процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации — задачи; является составной частью мышления. Для того чтобы решать задачи на движение, надо иметь представление о расстоянии, времени, скорости. Дети с ТНР имеют обо все этом довольно слабое представление. К моменту поступления в школу они еще, как правило не имеют достаточного опыта установления зависимости между расстоянием, скоростью и временем.  Вначале формируется понятие единицы времени. К моменту изучения данной темы учащиеся должны свободно ориентироваться в частях суток и пользоваться часами. Важно организовывать демонстрацию того, что реально можно сделать за одну секунду: встать со стула, взять карандаш, открыть крышку парты. Постепенно дети подводятся к осознанию понятия «минута». За минуту они учатся выполнять ряд действий: записать и решить призер, прочитать и решить задачу, прочитать какой-то текст и т. д. Внимание учащихся обращается на то, что может быть сделано в школе за пять, десять, тридцать, сорок пять минут. Постепенно вводится понятие единицы времени «заполняется» событиями, выходящими за пределы школы: затрата времени на посещение театра, на дорогу и т. д. Прежде чем перейти к практическому формированию понятий «расстояние» и «скорость», уточняется понятие «транспорт». С этой целью организуются экскурсии по улицам города, наблюдения за движением различных видов транспорта. Беседы после экскурсии помогают детям осознать, что различные виды транспорта движутся с различной скоростью, проходят различное расстояние в единицу времени. С этой же целью детям предлагается просматривать учебные фильмы. В ходе беседы ученики подводятся к усвоению понятия «скорость». На основе просмотра фильмов и собственных наблюдении школьники делают вывод о том, что транспорт движется с различной скоростью. Проводятся разные упражнения, во время которых дети передвигают с различной скоростью игрушки-машины. Ученику может быть предложено шагом и бегом преодолеть расстояние между двумя деревьями или домами и определить по часам затраченное в том и другом случае время. Подобные упражнения проводятся и на уроках физкультуры. Постепенно дети приходят к выводу о связи скорости движения и времени, затраченном на преодоление одного и того же расстояния.  Одновременно дети знакомятся со скоростью движущихся объектов - пешехода, велосипедиста, мотоциклиста. Вместе с тем учащиеся решают задачи, связанные- с их практическими потребностями, например, выясняют, как быстрее добраться до дома пешком, на автобусе, велосипеде; одновременно они определяют, сколько времени надо затратить в каждом из этих конкретных случаев.  Большое внимание следует уделить графическому изображению условия задачи. Можно нарисовать (вычертить) несколько предметов и обозначить скорость, с которой они преодолевают то иди иное расстояние, Постепенно задачи усложняются за счет включения большего числа количественных данных. Увеличение количества компонентов вводится не сразу.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.