Принципы организации коррекционно-педагогической помощи учащимся с ТНР — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Принципы организации коррекционно-педагогической помощи учащимся с ТНР

2022-12-30 38
Принципы организации коррекционно-педагогической помощи учащимся с ТНР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из ключевых позиций обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является принцип коррекционной направленности. В нормативных документах и методических материалах часто встречается понятие «коррекционная направленность обучения детей с тяжелыми нарушениями речи». Учебная программа специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) следующим образом трактует данное понятие «принцип коррекционной направленности обучения предполагает знание и учет структуры нарушения».

Коррекционная направленность процесса обучения, учащихся с ТНР предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.

Руководствуясь принципом – от частного к общему и от общего к частному, принятым и при построении двух взаимодополняющих друг друга классификаций речевых нарушений – клиникопедагогической и психологопедагогической соответственно, возможно приблизиться к пониманию сущности коррекционной направленности обучения как конкретного ребенка с ТНР, так и системы обучения детей, имеющих нарушения речи в целом.

Дети с нарушениями речи с трудом овладевают учебной деятельностью вследствие ряда причин: – качественного своеобразия структуры нарушения, его количественных проявлений; – сложной иерархии нарушений, наличия дополнительных недостатков познавательной деятельности, что ограничивает возможность приема, переработки, хранения, и использования информации;– особенностей речевого развития; – трудностей социальной адаптации; – особенностей воздействия микросоциальной среды. Педагогический процесс должен строиться как с учетом названных недостатков, так и с учетом потенциальных возможностей детей. Принцип коррекционной направленности обучения детей с ТНР (учет структуры общего проявления речевого дефекта у детей с ТНР) нашел свое отражение в реализации особых подходов: 1. к организации обучения в целом и к организации урока в частности; 2. к содержанию обучения; 3. к методам и приемам обучения. Коррекционная направленность на уровне организации и содержания обучения в целом выражена: – в содержании программного материала по предметам; – в концентрическом построении программы по предметам; – в выделении пропедевтических этапов; – в наличии коррекционной области обучения, определенной учебными планами специальной общеобразовательной школы для детей с ТНР; – в растянутости сроков обучения. На уровне урока, в частности, принцип коррекционной направленности организации обучения нашел свое отражение в структуре и принципах построения урока. К структуре урока, возможно, предъявить ряд общепринятых в специальной педагогике требований: - тщательно планировать подготовительную работу по теме, направленную на систематизацию, обогащение жизненного опыта и расширение кругозора учащихся; - постоянно повторяя предыдущий материал, дозировано наращивать сведения (то есть на начальных этапах обучения предпочтения желательно отдавать урокам комбинированного типа); - соблюдать четкую структуру урока, планировать промежуточные выводы по каждой части урока;- соблюдать охранительный, здоровьесберегающий режим (смена видов деятельности, физминутки и т.п.). Коррекционная направленность содержания урока, прежде всего, заключается: - в понимании места урока в системе обучения по предмету (прежде всего, последовательность введения речевого материала в соответствии с закономерностями, которые свойственны речевой деятельности); - в тщательном отборе речевого материала (объем лексики, степень сложности, доступность используемых лексико-грамматических конструкций, соответствие речевого материала урока этапу формирования речевых умений, с учетом имеющихся звуковых, морфологических, лексикосемантических, синтаксических обобщений; используемые на уроке типы упражнений, заданий, вопросов, их последовательность);- в создании ситуаций практического усвоения языка (от смысла к формальному выражению).За всеми проявлениями при тяжелом недоразвитии речи необходимо видеть несформированность смысловой или понятийной стороны речи, а формы речевых затруднений при ТНР, приходится рассматривать как вторичные.Рассматривая коррекционную направленность методов, приемов и средств обучения детей с ТНР, выделяют следующие ключевые позиции: - активное использование приемов активизации умственной деятельности (особенно при обучении языку – прием сравнения);- алгоритмизация умственных действий;- наглядные средства – «каркас, на основе которых будет формироваться языковая и речевая деятельность учащихся»;- использование различных видов помощи учащимся (часто продвижение учащихся возможно оценить лишь по изменении степени самостоятельности в выполнении заданий);- особая роль в обучении детей с ТНР, особенно языку, отводится тренировочным упражнениям. Таким образом, необходимо понимать и донести до педагогов системы общего образования, что коррекционная направленность урока (и системы обучения в целом) – это не формальный вид, а понимание принципов обучения детей, которое происходит в условиях тяжелого речевого недоразвития, это видение перспективных результатов обучения в целом.

 

 

16. Организация и содержание обучения языку учащихся с ТНР При обучении языку учащихся с ТНР необходима организация специальной работы, так как нарушения речевого развития у них носят системный характер и выражаются в ограниченности словарного запаса, нарушениях фонетической и морфологической структуры слов, аграмматизме при построении предложений и обнаруживаются не только в устной, но и письменной речи.

Организация обучения языку: - учет уровня речевого развития, типичных и индивидуальных особенностей речи учащихся; - коррекционная направленность обучения; - определения перспектив речевого и интеллектуального (владение элементарными действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации языковых единиц) развития каждого учащегося; - взаимосвязь формирования фонетических, фонематических, структурных и лексико-грамматических компонентов речи; - обеспечения практического усвоения языка как средства общения и развития познавательной деятельности учащихся; - формирования языковых обобщений, составляющих основу самостоятельной речевой деятельности.В системе работы по обучению языку- обучение грамоте чрезвычайно важный и ответственный этап, который предполагает формирование первоначальных навыков чтения и письма. На уроках обучения грамоте учащихся необходимо научить вслушиваться в звучащую речь, понимать и воспринимать ее, развивать наблюдательность, внимание, память.

Обучение грамоте – это первая ступень, на которой закладывается фундамент всего дальнейшего обучения и развития учащихся.

Основными задачами обучения грамоте являются: - знакомство с буквами русского алфавита и развитие умения соотносить их с соответствующими звуками; - обучение первоначальному чтению и письму; - развитие фонематического слуха (умение различать и узнавать звуки русского языка); - формирование и развитие звукового анализа и синтеза (умение выделять звук на фоне слова, слышать и выделять первый и последний звуки в слове, определять позицию звука в слове, устанавливать последовательность и количество звуков в словах, называть слова с заданным звуком, уметь составлять слова из данных звуков и т.д.); - формирование умений учебной деятельности.

Обучение грамоте учащихся, имеет ряд специфических черт, принципиально отличающихся от традиционных, принятых в учреждениях общего среднего образования: - образовательный процесс на уроках обучения грамоте строится с учетом вида и степени тяжести нарушения каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, возможностей и способностей на основании определения перспектив речевого и интеллектуального (владение действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации языковых единиц) развития; - овладение грамотой осуществляется постепенно по схеме: звук – слово –предложение – текст; - на уроках обучения грамоте значительное место отводится формированию и развитию звукового анализа и синтеза речи, как в ходе подготовительной работы (добукварный период), так и в процессе непосредственного знакомства с буквами (букварный период); - обучение грамоте неразрывно связано с формированием правильного произношения звуков и развитием фонематического слуха. Вначале учащиеся учатся правильно произносить звук, отличать его от других звуков, а затем вводится соответствующая буква. Дифференциацию звуков и букв при чтении и на письме рекомендуется проводить после того, как у учащихся сформируется четкое представление о каждом звуке, его правильном произнесении, закрепится моторный и зрительный образ буквы, обозначающей этот звук. При организации образовательного процесса рекомендуется использовать игровые методы и приемы. Для учащихся, имеющих акустико-гностические нарушения, рекомендуется использовать опору на зрительное, кинестетическое и осязательное восприятие.

Основной целью обучения, является формирование у учащихся умений и навыков эффективного владения русским языком в различных ситуациях общения в устной письменной форме.

Обучение русскому языку направлено на решение следующих задач: - формирование представлений о языке как знаковой системе; - о многоуровневом характере русского языка, его фонетике, графике, лексике, морфемике, грамматике; - формирование орфоэпических, орфографических, пунктуационных умений и навыков на основе знаний из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса; - развитие фонематического слуха; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; - формирование элементарных способов анализа изучаемых явлений языка (звуко-слоговой анализ слов, морфемный анализ слов, разбор по частям речи, по членам предложения); - формирование умения работать с орфографическим и толковым словарями; - формирование умения отбирать языковые средства для создания собственных высказываний в соответствии с коммуникативными целями и задачами общения;

- развитие связной устной и письменной речи, умения пользоваться языком во всех видах речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо); - формирование культуры речевого общения и поведения; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности средствами языка; - овладение формулами речевого этикета.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.