Особенности познавательной деятельности учащихся с ТНР и пути ее коррекции. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности познавательной деятельности учащихся с ТНР и пути ее коррекции.

2022-12-30 93
Особенности познавательной деятельности учащихся с ТНР и пути ее коррекции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы №2, №3, №6, №7, №8 и №43 – смотреть в тетрадях

1. Содержание категории «ТНР». Общая характеристика типологической группы «учащиеся с ТНР». ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и интеллекте в норме. Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи. В логопедии на равных правах существуют две классификации речевых нарушений: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Психолого-педагогический подход выделяет: общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Клинико-педагогический подход выделяет следующие речевые расстройства: дисфония, дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия. Характеристика детей с ТНР: • Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, не сформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи.• Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).• Оптико-пространственный гнозис на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию).• Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.• Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления. У детей с ТНР отмечается нарушение всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения, а также наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из данной категории детей присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с ТНР легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений, быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. У детей данной категории отмечаются более частое нарушение или не сформированность эмоционально-волевой сферы им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а также отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

 

4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ТНР. Дети с тнр – это категория детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих отклонения в речевом развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Для детей данной категории характерны трудности в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.

Особенности развития восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи (отмечается у всех детей):  Слуховое восприятие - нарушение фонематического слуха, низкая активность запоминания. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы неречевого характера;  Зрительное восприятие - бедность и недиференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей. Для детей типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д.;  Пространственное восприятие - нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».

Особенности развития памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи:  Отмечается снижение продуктивности запоминания; Характерно долгое запоминание и быстрое забывание; Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы;

 Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов); Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания; Уровень памяти снижается с понижением уровня речевого развития.

Особенности внимания детей с тяжелыми нарушениями речи: внимание неустойчивое; отмечаются трудности переключения и распределения внимания; наблюдаются трудности сосредоточения на вербальном материале (инструкция воспринимается неточно, фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми). У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи: нестойкость интересов, сниженная мотивация,  негативизм (как следствие неумения ориентироваться в ситуации общения), неуверенность в себе, заниженная самооценка, повышенная обидчивость, ранимость,  агрессивное поведение разной степени выраженности,  обидчивость,  трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных (двигательных) функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от всех педагогов, работающих с детьми, специально организованной, грамотно встроенной коррекционной работы.

9. Содержание учебной программы для социальных общеобразовательных учреждений для учащихся с ТНР

 Образовательный процесс для учащихся с тнр осуществляется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, учебным программам специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, учебным программам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении и (или) учебным программам общеобразовательного учреждения. На I ступени общего среднего образования учебные предметы «Русский язык», «Русская литература», «Развитие речи», «Беларуская мова», «Беларуская лiтаратура», «Развiццё маўлення», «Математика», «Человек и мир» изучаются по соответствующим учебным программам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении с использованием учебно-методических комплексов по названным предметам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении. В I классе в рамках учебного предмета «Беларуская мова» или учебного предмета «Русский язык» осуществляется обучение грамоте. В I – III классах вводится изучение учебного предмета «Развитие речи» («Развiццё маўлення»). Во II – V классах изучение учебного предмета «Беларуская лiтаратура» и учебного предмета «Русская литература» осуществляется по учебным программам «Лiтаратурнае чытанне» или «Литературное чтение» для специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении соответственно. В V классе в рамках учебного предмета «Человек и мир» изучается блок «Моя Родина – Беларусь». На изучение блока «Моя Родина – Беларусь» отводится 1 учебный час в учебную неделю из количества учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета «Человек и мир». На II ступени общего среднего образования изучение учебных предметов, за исключением учебных предметов «Беларуская мова i лiтаратура», «Русский язык и литература», осуществляется по соответствующим учебным программам общеобразовательного учреждения. С учетом пожеланий учащихся и их законных представителей изучение в I – X классах учебных предметов «Беларуская мова» и «Беларуская лiтаратура» в учреждениях образования с русским языком обучения, «Русский язык» и «Русская литература» в учреждениях образования с белорусским языком обучения, а также «Иностранный язык» по решению педагогического совета может осуществляться по соответствующим учебным программам и учебно-методическим комплексам общеобразовательного учреждения в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение названных учебных предметов, Типового учебного плана общеобразовательных учреждений.

Содержание обучения предмету «Математика» учащихся с ТНР.

Целью учебного предмета «Математика» является формирование базовых, практических и функциональных компетенций, создающих условия для коррекции особенностей развития учащихся, овладения ими минимумом знаний, умений, способов деятельности, необходимых в повседневной жизни и для социальной бытовой и трудовой адаптации. Структура учебной программы представлена тремя компонентами: образовательным, практическим и контрольным. Образовательный компонент программы (за исключением пропедевтичес­кого периода) состоит из постоянных разделов: нумерация целых чисел, арифметические действия, текстовые арифметические задачи, величины и единицы их измерения, геометрический материал. Учащиеся получают представления и понятия о натуральном числе и нуле, натуральном ряде чисел и его основных свойствах, обыкновенных и десятичных дробях, основных величинах (длина, масса, стоимость, скорость, площадь, объем, время); знания метрической системы мер; овладевают умениями пользоваться измерительным инструментом и выполнять измерения; производить четыре арифметических действия с многозначными числами и дробями; решать простые и составные арифметические задачи (2—3 действия); получают представления о плоскостных геометрических фигурах и объемных телах, их свойствах; овладевают умениями выполнять геометрические построения. Практический компонент программы содержит примерные упражнения, ситуации, которые выделены внутри содержательного компонента курсивом. Практический компонент подчеркивает одну из особенностей обучения математике — практическую направленность.  Содержание учебной программы каждого класса завершает контрольный компонент (ожидаемые результаты в рамках базовой, практической и функциональной компетенций).  На разном уровне познавательных возможностей у учащихся формируются количественные, пространственные, временные представления и знания о величинах, основах наглядной геометрии. Данный компонент программы представлен двумя уровнями требований, имеющих рекомендательный характер. Первый уровень требований адресован учащимся, которые к окончанию V класса овладевают знаниями, умениями в концентре «сотня»; второй уровень требований ограничивает овладение материалом в пределах второго десятка. Содержание учебной программы включает материал для повторения (начало учебного года, учебной четверти). Обучение математике учащихся в I—V классах основывается на тесной связи формируемых знаний с предметно-практической деятельностью.  Обучение осуществляться через игру, в конкретных ситуациях на уроке математики, на уроках по другим предметам, в процессе многократного выполнения вариантов одних и тех же или похожих заданий с использованием разнообразного, хорошо знакомого детям материала (игрушки, предметы быта, природный материал). Особое значение придается использованию различных видов инструктирования: выполнения заданий по подражанию, на основе образца, обращения к вербальным и невербальным инструкциям. Учащиеся приобретают опыт в понимании речи учителя. Предметные множества, как правило, не выражаются численно, но позволяют воспринимать объекты окружающего мира, обращаться с ними. Создается основа для формирования понятия числа и арифметического действия. Это происходит в процессе рисования, вырезания фигур, конструирования, лепки предметов, классификации кругов разного диаметра, предметов разного цвета, размера, протяженности. Содержание учебной программы первой четверти ориентировано на выявление готовности учащихся к усвоению математики, сформированности у них элементарных представлений, умений, что позволит уточнить, конкретизировать работу на последующих этапах учебного года, внести коррективы в содержание второй, третьей и четвертой четвертей. Особо следует подчеркнуть, что учитель имеет право перераспределять, планировать материал, исходя из особенностей контингента учащихся.

 

Вопросы №2, №3, №6, №7, №8 и №43 – смотреть в тетрадях

1. Содержание категории «ТНР». Общая характеристика типологической группы «учащиеся с ТНР». ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и интеллекте в норме. Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи. В логопедии на равных правах существуют две классификации речевых нарушений: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Психолого-педагогический подход выделяет: общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Клинико-педагогический подход выделяет следующие речевые расстройства: дисфония, дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия. Характеристика детей с ТНР: • Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, не сформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи.• Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).• Оптико-пространственный гнозис на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию).• Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.• Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления. У детей с ТНР отмечается нарушение всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения, а также наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из данной категории детей присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с ТНР легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений, быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. У детей данной категории отмечаются более частое нарушение или не сформированность эмоционально-волевой сферы им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а также отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

 

4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ТНР. Дети с тнр – это категория детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих отклонения в речевом развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Для детей данной категории характерны трудности в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.

Особенности развития восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи (отмечается у всех детей):  Слуховое восприятие - нарушение фонематического слуха, низкая активность запоминания. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы неречевого характера;  Зрительное восприятие - бедность и недиференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей. Для детей типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д.;  Пространственное восприятие - нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».

Особенности развития памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи:  Отмечается снижение продуктивности запоминания; Характерно долгое запоминание и быстрое забывание; Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы;

 Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов); Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания; Уровень памяти снижается с понижением уровня речевого развития.

Особенности внимания детей с тяжелыми нарушениями речи: внимание неустойчивое; отмечаются трудности переключения и распределения внимания; наблюдаются трудности сосредоточения на вербальном материале (инструкция воспринимается неточно, фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми). У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи: нестойкость интересов, сниженная мотивация,  негативизм (как следствие неумения ориентироваться в ситуации общения), неуверенность в себе, заниженная самооценка, повышенная обидчивость, ранимость,  агрессивное поведение разной степени выраженности,  обидчивость,  трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных (двигательных) функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от всех педагогов, работающих с детьми, специально организованной, грамотно встроенной коррекционной работы.

9. Содержание учебной программы для социальных общеобразовательных учреждений для учащихся с ТНР

 Образовательный процесс для учащихся с тнр осуществляется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, учебным программам специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, учебным программам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении и (или) учебным программам общеобразовательного учреждения. На I ступени общего среднего образования учебные предметы «Русский язык», «Русская литература», «Развитие речи», «Беларуская мова», «Беларуская лiтаратура», «Развiццё маўлення», «Математика», «Человек и мир» изучаются по соответствующим учебным программам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении с использованием учебно-методических комплексов по названным предметам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении. В I классе в рамках учебного предмета «Беларуская мова» или учебного предмета «Русский язык» осуществляется обучение грамоте. В I – III классах вводится изучение учебного предмета «Развитие речи» («Развiццё маўлення»). Во II – V классах изучение учебного предмета «Беларуская лiтаратура» и учебного предмета «Русская литература» осуществляется по учебным программам «Лiтаратурнае чытанне» или «Литературное чтение» для специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении соответственно. В V классе в рамках учебного предмета «Человек и мир» изучается блок «Моя Родина – Беларусь». На изучение блока «Моя Родина – Беларусь» отводится 1 учебный час в учебную неделю из количества учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета «Человек и мир». На II ступени общего среднего образования изучение учебных предметов, за исключением учебных предметов «Беларуская мова i лiтаратура», «Русский язык и литература», осуществляется по соответствующим учебным программам общеобразовательного учреждения. С учетом пожеланий учащихся и их законных представителей изучение в I – X классах учебных предметов «Беларуская мова» и «Беларуская лiтаратура» в учреждениях образования с русским языком обучения, «Русский язык» и «Русская литература» в учреждениях образования с белорусским языком обучения, а также «Иностранный язык» по решению педагогического совета может осуществляться по соответствующим учебным программам и учебно-методическим комплексам общеобразовательного учреждения в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение названных учебных предметов, Типового учебного плана общеобразовательных учреждений.

Особенности познавательной деятельности учащихся с ТНР и пути ее коррекции.

Всех детей с нарушениями речи отличает отсутствие фонематического слуха. Ребенок не различает фонем, особенно близких по звучанию, не может их дифференцировать, не замечает собственных ошибок звукопроизношения. Зрительное восприятие детей с ТНР отстает от нормы. Отмечается недостаточность сформированности целостного образа предметов. Например, при выполнении пробы «Узнавание в шуме» для детей требуется больше времени на распознавание предметов, плюс более вероятны ошибки при выполнении задания. Для детей с нарушениями речи характерна задержка формирования пространственных представлений. Они затрудняются в определении правой и левой стороны пространства, ориентации в схеме тела, у них нарушена целостность образа восприятия. Восприятие обращенной речиимпрессивная сторона речи – у детей сохранно. При этом отмечаются трудности экспрессивной речи – дети с ТНР затрудняются найти адекватные выражения.

Внимание характеризуется: неустойчивостью;низкой произвольностью; трудностью регуляции.

  Устойчивость внимания зависит от модальности репрезентируемой информации. В случае если инструкция передана с опорой на зрительный анализатор, внимание более устойчиво, если инструкция передана как речевое высказывание, возникает ситуация, при которой внимание должно быть распределено между двумя раздражителями, следовательно, задание будет выполнено с большим количеством ошибок. Распределение внимания между речью и практическим заданием для детей с нарушениями речи – очень сложная задача, поэтому дети постоянно требуют уточняющих инструкций, подсказок, отвлекаются на посторонние действия.У детей с ОНР недостаток внимания выражается и в несформированности действий контроля, особенно – упреждающего контроля, т.е. анализа условий задачи. Память развитие памяти детей с нарушениями речи не сильно отличается от развития памяти в норме. Однако есть несколько специфических черт: характерны трудности в узнавании сложных образов (например, дети-дизартрики плохо узнают геометрические фигуры). Данная особенность памяти связана с особенностями восприятия;уровень развития словесной памяти всегда хуже нормы и тем ниже, чем более выражен речевой дефект;ребенок не замечает ошибок воспроизведения и не исправляет их (эта особенность памяти связана с характеристиками внимания и контроля);очень характерная проблема детей с речевым дефектом — они забывают речевую инструкцию. Поэтому лучше, если для занятий будут использоваться наглядные схемы, на которые ребенок может опираться в ходе своей работы. Тем не менее, потенциально все виды памяти и, что особенно важно для обучения, логическая память способны у детей к высокому уровню развития. Мышление и воображение. Недостаток знаний о свойствах и функциях предметов, явлений приводит к тому, что детям с ОНР свойственны трудности в установлении причинно-следственных связей; а недостатки самоорганизации мыслительной деятельности выражаются в расторможенности или заторможенности ребенка, недопонимании инструкций, поверхностном ознакомлении с условиями выполнения задания. Недостатки развития речи затрудняют переход от наглядно-практического к образному мышлению в раннем возрасте – нет обобщения опыта ребенка, а значит, ребенок не способен выйти в решении мыслительной задачи за пределы непосредственного практического опыта.Без соответствующего обучения дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть сложными мыслительными операциями анализа, синтеза, классификации. Речь. Внутренняя речь у детей с нарушениями речи запаздывает и формирование внутренней речи, следовательно, отсутствует механизм, переводящий размышление из внешней практической операции во внутреннюю, мыслительную задачу и обратно. Воображения детей с нарушениями речи показали, что в целом уровень развития этой психической функции ниже, чем у здоровых сверстников. Конкретная задача развития познавательной деятельности заключается в целенаправленности формированию психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнения и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной. Основными направлениями коррекционной работы по развитию познавательной деятельности являются развитие зрительного и слухового восприятия; пространственных и временных представлений; мнестической деятельности; основных мыслительных операций и различных видов мышления; воображения; внимания.

 

 

10.Инновационные подходы в образовании учащихся с ТНР.

 Понятие " инновация " в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Инновационные педагогические технологии- это новые, обладающие повышенной эффективностью методы, приемы и формы обучения и воспитания, организации совместной деятельности педагога и воспитанника.Для детей с ТНР характерно: нарушение звукопроизношения (снижение внятности речи, дефекты звуков, сниженный фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). У детей отмечается выраженная в разной степени общая и мелкая моторная недостаточность.В связи с этим, в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) наряду с традиционными методами, используются инновационные педагогические технологии, которые решают следующие задачи: - повышение интереса и положительного эмоционального настроя детей к занятиям; - создание ситуации успеха для каждого ребенка; - включение в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций; - развитие всех компонентов речи через разные виды анализаторов (зрительный, обонятельный, тактильный, температурный, вкусовой, слуховой). Рассмотрим какие инновационные технологии используются в коррекционной работе в группе с детьми с ТНР.

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Логопедические игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. В рамках создания развивающей предметно-пространственной среды создана серия игр по сенсорному развитию («Сенсорная коробочка», «Волшебный мешочек», «Тактильные дорожки», «Угадай по звуку»).Внедрение элементов сенсорной интеграции в логопедическую работу позволит решить сразу несколько задач: - пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; - активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления; - развивать общую и мелкую моторику; - развивать глазодвигательные функции; - формировать графомоторные навыки; - формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости); - оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов; - повысить познавательную активность и работоспособность детей. Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога на протяжении всего занятия. Кинезиологические упражнения.

Кинезиологическая технология состоит из подбора упражнений, ориентированных на каждого конкретного ребёнка в соответствии с особенностями его развития и образовательными потребностями. Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов, постепенное усложнение от простых к сложным упражнениям, увеличение темпа выполнения заданий. Кинезиологические упражнения используем в непосредственно образовательной деятельности, на фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи. Благодаря использованию кинезиологические упражнения в логопедической работе: пробуждаем интерес к занятиям и снятию эмоциональной напряженности, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, развиваем внимание, память, мышление, воображение, формируем произвольность движений, обогащаем словарный запас, формируем связную речь, способствует развитию общей и мелкой моторики, синхронизации работы полушарий. Таким образом, в коррекционной работе с детьми с ТНР, используя инновационные технологии, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, коррекция речевой функциональной системы.

 

 

11. Корр. направленность педагогического процесса. Теория целостного корр-о-педаг-о процесса в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР.

Коррекционно-педагогический процесс – система педагогического воздействия на учащихся, направленная на преодоление или ослабление недостатков развития детей с нарушениями речи (логопед, психолог, педагоги). Функции коррекционно-педагогического процесса:- коррекционно-образовательные; - коррекционно-воспитательные;

Особенности процесса обучения в специальном образовательном учреждении: целенаправленность; двусторонность; противоречивость (т.е. противоречия между выдвигаемыми ходом учебного процесса познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся и их познавательными возможностями. Противоречия бывают внешние и внутренние. Пример внешнего противоречия: противоречие между задачами обучения и реально существующими условиями их выполнения. Пример внутреннего противоречия: противоречие между стремлением личности к знаниям и способами их достижения. В специальном образовательном процессе эти противоречия усиливаются в связи с недостатками психического развития детей. Любое противоречие разрешается чере


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.