Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-12-29 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
------------------------------------------------------------------------------------------------------
-
nityo nity ā n ā ṃ cetana ś- cetan ā n ā m - eko bah ū n ā ṃ yo vidadh ā ti k ā m ā n ।
taṃ p ī ṭha - gaṃ ye ' nubhvanti dh ī r ā steṣ ā ṃ *¹ siddhiḥ śāś vat ī *² netareṣ ā m ॥1.20॥
-
*¹ ye'nu-bhajanti dhīrāsteṣāṃ – («The Vai ṣṇ avopani ṣ ad-s», Adyar Library 1945)
*¹ ye'nu-yajanti viprāsteṣāṃ – («120 Upanishads», Bombay)
*² sukhaṃ śāśvataṃ – («The Vai ṣṇ avopani ṣ ad-s», Adyar Library 1945)
-
-------------------------------------------------------------------------------------------
1.20
«Вечный вечных, Сознающий сознающих, кто Один исполняет/ устраивает желания многих;
Те, разумные/ решительные, кто воспринимают / сознают Его, пребывающего на алтаре* /
/ священном месте (pIThagam) *,
— их достижение (siddhiH) вечное/ постоянное, [а] не [достижение] других.»
-------------------------------------------------------------------------------------------
* pITha - gam (Пребывающего на алтаре) также можно понять и как «Наполняющего ( gam ) священное место поклонения ( pITha )» (т.к. Он – «Все-проникающий»).
По аналогии с sarvatra-ga (mf(A)n) ─ распространенный везде, все проникающий, все наполняющий,
все проходящий, вездесущий Mn. MBh. &c.;
или sarva - ga (mf(A)n) ─ все проникающий, все наполняющий, все проходящий, вездесущий.
---------------------------------------------------
См. Kaṭha Upaniṣad 2. 2. 13 и Ś veta ̄ś vatara Upanis ̣ ad 6.13:
nityo nityānāṃ cetanaścetanānāmeko bahūnāṃ yo vidadhāti kāmān |
tamātmasthaṃ ye'nupaśyanti dhīrāsteṣāṃ śāntiḥ śāśvatīnetareṣām || 13 ||
Вечный вечных, Сознающий сознающих, кто Один исполняет /устраивает желания многих;
Те разумные, кто постоянно видят /осознают Его, пребывающего в себе -(ā тмане),
— их умиротворение (śāntiḥ) вечное, [а] не других.
|
-
По комментариям Прабходананды Сарасвати и Шри Дживы Госвами:
«Именно через Его вечность другие существа могут переживать вечность. Также фактор сознания в дживах есть Он один.»
-
Шри Баладева Видьябхушана помимо прочих аргументов использует слова этого стиха для утверждения истины о реальности определенного различия Вишну и джив (живых существ), поскольку здесь они также называются вечными. В «ПРАМЕЙА-РАТНАВАЛИ» гл. 4.3- 4 он пишет, что существует вечное различие как между вечными сознающими существами – дживами так и вечным сознающим существом – Ишварой (Верховным Повелителем). Иначе невозможно объяснить значение отрывка из Шрути, начинающегося с nityo nityānāṃ «Вечный вечных…»
Однако в некоторых, видимо более поздних копиях Kaṭha Upaniṣad (где как правило, присутствует
не вайшнавский комментарий), начальные слова данного стиха नित्यो नित्यानां, nityo nityānāṃ переписаны как नित्यो ऽ नित्यानां nityo ' nityānāṃ. И благодаря символу аваграха «ऽ», поставленному между слов, второе теперь в отдельности читается как a nityānāṃ с противоположным смыслом «невечных». (Таковы правила сандхи, использованные в данном случае). Такая трактовка, разумеется не поддерживает окончательного различия (после освобождения), предполая, что джива, как индивидуальность существует только в материальном мире, покрытом иллюзией, и таким образом трансцендентное состояние сводится либо лишь к одному «Я» - Брахману, либо к его полностью безличному состоянию.
Однако, надо заметить, что при таком прочтении («Вечный не вечных, Сознающий сознающих») в строке явно ломается очевидный и изначально заложенный строй повторяющихся аналогий, весьма характерный для поэтического стиля Писаний. Т.е.
«Такой-то таких-то и такой-то таких-то…»
Как в БГ 7.10:
«Я – Разум разумных, Могущество могущественных.»
и в Svet. Up. 6.7:
|
«Его – Высшего Повелителя повелителей; Его – Высшее Божество божеств…»
так и здесь естественне звучит:
«[Он – ] Вечный вечных, Сознающий сознающих…».
Кроме того ранее цитируемый стих Svetasvatara Upanishad 6.12:
eko vaśī niṣkriyāṇāṃ bahūṇām ekaṃ bījaṃ bahudhā yaḥ karoti |
«Один контролирующий / властитель многих «бездействующих» (т.е. индивидуальных дживатм), Кто делает одно семя (bījaṃ) многообразным /(во множестве форм).»
— также указывает на вечный āтман (дух-душу) во множественном числе, niṣkriyāṇāṃ (gen. pl)
Слово niṣkriya - "the actionless One", the Supreme Spirit,— словарь Cэра Монье-Уильямса указывает переносное значение перевода «бездействующий» как "Высший Дух". То есть Высший Атман,
Верховный Господь. Следовательно, под множественным числом будет подразумеваться не Ишвара (Повелитель), а зависимые āтман-ы или то самое множество вечных по природе индивидуальных джив.
Под «бездействием» (naiSkarmyam) как правило, подразумевается изначальный трансцендентный уровень бытия существа, не обусловленный кармой и параллельно пребывающий в вечности.
См. стих Гопала-тапани упанишад 1.14:
bhaktirasya bhajanam ।
tadihāmutropādhinairāśyenāmuṣmin manaḥkalpanam ।
etadeva ca naiṣkarmyam ॥ 14॥
Преданность (bhaktiH) — Этого (Верховного Брахмана) "почитание" (bhajanam), —
то [есть] с уничтожением подмены/обмана (материальных отождествлений) (upAdhi)
здесь (в этой жизни) и там (в следующей),
— становление ума в Том (в другом [духовном] мире) [- т.е. в Кришне].
И это поистине бездействие! (naiSkarmyam)
// избавление от [оков] кармы.
Следовательно, души в Svetasvatara Upanishad 6.12 упоминаются также как изначально вечные существа, бедействующие в этом мире относительно своей вечной высшей природы.
Так еще о «бездействующей» природе души в БГ 5.8-9:
Пусть сосредоточенный, знающий истину, думает: «Не делаю ничего». Даже когда он смотрит, слушает, обоняет, осязает, ест, идет, спит, дышит, говорит, выделяет, принимает, открывает и закрывает глаза, пусть помнит: «Это чувства вращаются в объектах чувств».
-------------------------------------------------
Из комментария Swāmī B. V. Tripurāri:
Брахма говорит здесь, что лишь потому что Кришна вечен, индивидуальные души могут переживать/ испытывать вечность; и поскольку он есть сознание, то и индивидуальные души также являются сознанием.
Один вечный (nityaH) - источник вечности для многих вечных (nityAnAm). Подобным же образом это единственное сознание является источником сознания во многих сознающих. Важно, что множество вечных упомянуто в этом стихе. Множество индивидуальных душ - это не просто иллюзорное восприятие, а вечный факт.
|
------------------------------------------------------------------------------------------------------
-
etadviṣṇoḥ paramaṃ padaṃ ye nityodyukt ā ḥ saṃ yajante na k ā m ā n ।
teṣ ā m - asau gopa - r ū paḥ prayatn ā t - prak āś ayed -ā tma - padaṃ tadaiva ॥1.21॥
-
etadviṣṇoḥ paraṃ padaṃ ye nityodyuktāstaṃ [..] yajante na kām ā t ।
teṣāmasau goparūpaḥ prayatnāt-prakāśayedātmapadaṃ tadeva ॥
– («The Vai ṣṇ avopani ṣ ad-s», Adyar Library 1945)
-
-------------------------------------------------------------------------------------------
1.21
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!