Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой и Бхагаваном. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой и Бхагаваном.

2022-12-29 29
Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой и Бхагаваном. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

------------------------------------------------------------------------------------------------------

-

nityo nity ā n ā ṃ cetana ś- cetan ā n ā m - eko bah ū n ā ṃ yo vidadh ā ti k ā m ā n ।

taṃ p ī ṭha - gaṃ ye ' nubhvanti dh ī r ā steṣ ā ṃsiddhiḥ śāś vat īnetareṣ ā m ॥1.20॥

-

*¹ ye'nu-bhajanti dhīrāsteṣāṃ – («The Vai ṣṇ avopani ṣ ad-s», Adyar Library 1945)

*¹ ye'nu-yajanti viprāsteṣāṃ – («120 Upanishads», Bombay)

*² sukhaṃ śāśvataṃ – («The Vai ṣṇ avopani ṣ ad-s», Adyar Library 1945)

-

-------------------------------------------------------------------------------------------

1.20

«Вечный вечных, Сознающий сознающих, кто Один исполняет/ устраивает желания многих;

Те, разумные/ решительные, кто воспринимают / сознают Его, пребывающего на алтаре* /  

/ священном месте (pIThagam) *,

их достижение (siddhiH) вечное/ постоянное, [а] не [достижение] других

 

-------------------------------------------------------------------------------------------

* pITha - gam (Пребывающего на алтаре) также можно понять и как «Наполняющего ( gam ) священное место поклонения ( pITha )» (т.к. Он – «Все-проникающий»).

По аналогии с sarvatra-ga (mf(A)n) ─ распространенный везде, все проникающий, все наполняющий,

все проходящий, вездесущий Mn. MBh. &c.;

или   sarva - ga (mf(A)n) ─ все проникающий, все наполняющий, все проходящий, вездесущий.

---------------------------------------------------

См. Kaṭha Upaniṣad 2. 2. 13 и Ś veta ̄ś vatara Upanis ̣ ad 6.13:

nityo nityānāṃ cetanaścetanānāmeko bahūnāṃ yo vidadhāti kāmān |
tamātmasthaṃ ye'nupaśyanti dhīrāsteṣāṃ śāntiḥ śāśvatīnetareṣām || 13 ||

 

Вечный вечных, Сознающий сознающих, кто Один исполняет /устраивает желания многих;

Те разумные, кто постоянно видят /осознают Его, пребывающего в себе -(ā тмане),

— их умиротворение (śāntiḥ)  вечное, [а] не других.

-

По комментариям Прабходананды Сарасвати и Шри Дживы Госвами:

«Именно через Его вечность другие существа могут переживать вечность. Также фактор сознания в дживах есть Он один.»

-

 Шри Баладева Видьябхушана помимо прочих аргументов использует слова этого стиха для утверждения истины о реальности определенного различия Вишну и джив (живых существ), поскольку здесь они также называются вечными.  В «ПРАМЕЙА-РАТНАВАЛИ» гл. 4.3- 4 он пишет, что существует вечное различие как между вечными сознающими существами дживами так и вечным сознающим существом Ишварой (Верховным Повелителем). Иначе невозможно объяснить значение отрывка из Шрути, начинающегося с nityo nityānāṃ «Вечный вечных…»

 

 Однако в некоторых, видимо более поздних копиях Kaṭha Upaniṣad (где как правило, присутствует

не вайшнавский комментарий), начальные слова данного стиха नित्यो नित्यानां, nityo nityānāṃ переписаны как  नित्यो नित्यानां nityo ' nityānāṃ. И благодаря символу аваграха «», поставленному между слов, второе теперь в отдельности читается как a nityānāṃ с противоположным смыслом «невечных». (Таковы правила сандхи, использованные в данном случае). Такая трактовка, разумеется не поддерживает окончательного различия (после освобождения), предполая, что джива, как индивидуальность существует только в материальном мире, покрытом иллюзией, и таким образом трансцендентное состояние сводится либо лишь к одному «Я» - Брахману, либо к его полностью безличному состоянию.

Однако, надо заметить, что при таком прочтении («Вечный не вечных, Сознающий сознающих») в строке явно ломается очевидный и изначально заложенный строй повторяющихся аналогий, весьма характерный для поэтического стиля Писаний. Т.е.

«Такой-то таких-то и такой-то таких-то…»

Как в БГ 7.10:

«Я – Разум разумных, Могущество могущественных.»

и в Svet. Up. 6.7:

 «Его – Высшего Повелителя повелителей; Его – Высшее Божество божеств…»

так и здесь естественне звучит:

«[Он – ] Вечный вечных, Сознающий сознающих…».

 

Кроме того ранее цитируемый стих Svetasvatara Upanishad 6.12:

eko vaśī niṣkriyāṇāṃ bahūṇām ekaṃ bījaṃ bahudhā yaḥ karoti |

 

«Один контролирующий / властитель многих «бездействующих» (т.е. индивидуальных дживатм), Кто делает одно семя (bījaṃ) многообразным /(во множестве форм).»

также указывает на вечный āтман (дух-душу) во множественном числе, niṣkriyāṇāṃ (gen. pl)

Слово niṣkriya - "the actionless One", the Supreme Spirit,— словарь Cэра Монье-Уильямса указывает переносное значение перевода «бездействующий» как "Высший Дух". То есть Высший Атман,

Верховный Господь. Следовательно, под множественным числом будет подразумеваться не Ишвара (Повелитель), а зависимые āтман-ы или то самое множество вечных по природе индивидуальных джив.

Под «бездействием» (naiSkarmyam)  как правило, подразумевается изначальный трансцендентный уровень бытия существа, не обусловленный кармой и параллельно пребывающий в вечности.

 

См. стих Гопала-тапани упанишад 1.14:

bhaktirasya bhajanam ।

 tadihāmutropādhinairāśyenāmuṣmin manaḥkalpanam ।

etadeva ca naiṣkarmyam ॥ 14॥

Преданность (bhaktiH) Этого (Верховного Брахмана) "почитание" (bhajanam),

то [есть] с уничтожением подмены/обмана (материальных отождествлений) (upAdhi)

здесь (в этой жизни) и там (в следующей),

становление ума в Том   (в другом [духовном] мире) [- т.е. в Кришне].

И это поистине бездействие! (naiSkarmyam)

// избавление от [оков] кармы.

 Следовательно, души в Svetasvatara Upanishad 6.12 упоминаются также как изначально вечные существа, бедействующие в этом мире относительно своей вечной высшей природы.

Так еще о «бездействующей» природе души в БГ 5.8-9:

 

Пусть сосредоточенный, знающий истину, думает: «Не делаю ничего». Даже когда он смотрит, слушает, обоняет, осязает, ест, идет, спит, дышит, говорит, выделяет, принимает, открывает и закрывает глаза, пусть помнит: «Это чувства вращаются в объектах чувств».

-------------------------------------------------

Из комментария Swāmī B. V. Tripurāri:

 

 Брахма говорит здесь, что лишь потому что Кришна вечен, индивидуальные души могут переживать/ испытывать вечность; и поскольку он есть сознание, то и индивидуальные души также являются сознанием.
Один вечный (nityaH) - источник вечности для многих вечных (nityAnAm). Подобным же образом это единственное сознание является источником сознания во многих сознающих. Важно, что множество вечных упомянуто в этом стихе. Множество индивидуальных душ - это не просто иллюзорное восприятие, а вечный факт.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

-

etadviṣṇoḥ paramaṃ padaṃ ye nityodyukt ā ḥ saṃ yajante na k ā m ā n ।

teṣ ā m - asau gopa - r ū paḥ prayatn ā t - prak āś ayed -ā tma - padaṃ tadaiva ॥1.21॥

-

etadviṣṇoḥ paraṃ padaṃ ye nityodyuktāstaṃ [..] yajante na kām ā t
teṣāmasau goparūpaḥ prayatnāt-prakāśayedātmapadaṃ tadeva ॥

(«The Vai ṣṇ avopani ṣ ad-s», Adyar Library 1945)

-

-------------------------------------------------------------------------------------------

1.21


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.