II. Тотальность включает в себя общество — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

II. Тотальность включает в себя общество

2023-01-02 25
II. Тотальность включает в себя общество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как генералы, горделиво ведущие учет своим армиям, лидеры надзорного капитализма заботятся о том, чтобы убедить союзников в своей непобедимости. Обычно это выражается в перечне инструментарных войск, сосредоточенных на границе, готовых к оцифровке всего и вся в погоне за тотальностью. Эта погоня, как становится ясно, не просто имеет последствия для общества; она включает в себя общество.

Весной 2017 года генеральный директор Microsoft Сатья Наделла взобрался на сцену, чтобы открыть ежегодную конференцию разработчиков компании; его тонкий профиль подчеркивали дежурные черная рубашка поло, черные джинсы и модные черные кеды. Он быстро ослепил аудиторию перекличкой своих войск. Наделла рассказал о 500 миллионах устройств с Windows 10; 100 миллионах ежемесячных пользователей Office; 140 миллионах ежемесячных пользователей цифрового «помощника» корпорации – Cortana; и о более чем 12 миллионах организаций, использующих ее облачные сервисы, в том числе 90 % фирм из списка Fortune 500.

Наделла не преминул напомнить слушателям о сокрушительной стремительности инструментарного проекта, вызывающей колоссальный шок и трепет, особенно в последние годы, когда надзорный капитализм стал доминировать в цифровых услугах: интернет‑трафик увеличился в 17,5 миллиона раз по сравнению с 100 гигабайтами в день в 1992 году; 90 % данных, существовавших в 2017 году, были генерированы в предыдущие два года; один беспилотный автомобиль будет генерировать 100 гигабайт в секунду; по оценкам, к 2020 году будет около 25 миллиардов умных устройств.

 

Потрясающе видеть, как прогресс распространяется во всю ширь и глубь нашего общества и нашей экономики и то, насколько всепроникающими стали цифровые технологии <…> Вопрос в том, что вы можете сделать с этой технологией, чтобы это имело широкие последствия.

 

Его заключительный призыв к собравшимся разработчикам – «Измените мир!» – вызвал бурные аплодисменты[1023].

Генеральный директор Google Сундар Пичаи, расписывая амбиции компании перед ее разработчиками в 2017 году, вторил Наделле, демонстрируя численность своих войск, пока батальоны Google расходятся по всем уголкам общественной жизни, показывая широту и глубину инструментарной мощи корпорации с рвением, которое порадовало бы профессора Скиннера. Пичаи сообщает, что семь из наиболее заметных «продуктов и платформ» компании, включая Gmail, Android, Chrome, Карты, Поиск, YouTube и Google Play Store, привлекают миллиард активных пользователей в месяц; два миллиарда активных Android‑устройств; 800 миллионов активных ежемесячных пользователей Google Drive, каждую неделю загружающих три миллиарда объектов; каждый день 500 миллионов пользователей Google Фото загружают 1,2 миллиарда фотографий; 100 миллионов устройств используют Помощника Google. Каждое устройство превращается в носитель Помощника, который будет доступен «в течение всего дня, дома и в дороге» для выполнения любых задач или социальных функций. Пичаи хочет еще большего, говоря своей команде: «Мы должны идти глубже». Помощник должен быть везде, где «люди могут захотеть попросить о помощи». Руководители Google разделяют его энтузиазм. «Технологии сейчас находятся на пороге того, чтобы перенести нас в век волшебства, – пишет Эрик Шмидт, – уже сегодня решая проблемы, которые мы просто не смогли бы решить самостоятельно»[1024]. Машинное обучение, по его словам, будет делать все, от лечения слепоты до спасения вымирающих видов животных.

Всех, однако, превзошел основатель Google Ларри Пейдж, который уже давно устремил взгляд на преобразование общества. «Наша главная цель – социальная», заявил Пейдж газете Financial Times в 2016 году[1025]. «Нам нужны революционные сдвиги, а не постепенные перемены, – сказал он в том же году в другом интервью. – Вероятно, мы могли бы решить многие проблемы, стоящие перед человеком»[1026]. По большей части, его видение будущего – это стандартные утопические мотивы, повторяющиеся уже на протяжении тысячелетий. Пейдж предвидит машинный интеллект, который вернет человечество в райский сад, вознеся нас от тяжкого труда и борьбы в новое царство досуга и исполнения желаний. Он говорит, например, что в обществе будущего будет «изобилие» во всем, а работа по найму останется лишь далеким «безумным» воспоминанием[1027].

Крайне необычно, однако, что Пейдж изображает тоталистические амбиции Google логическим следствием его приверженности усовершенствованию общества. С его точки зрения, мы должны приветствовать возможность опереться на Большого Другого и добровольно подчинить все свои знания и права на принятие решений планам Google. Ради этих планов общество во всей его полноте – вплоть до каждого человека, объекта и процесса – должно быть подключено к цепочкам поставок, питающих машины, которые, в свою очередь, задействуют алгоритмы, оживляющие Большого Другого, чтобы компенсировать нашу слабость:

 

Чего вы должны от нас хотеть, так это чтобы мы создавали действительно потрясающие продукты и чтобы на самом деле сделать это <…> мы должны разбираться в приложениях, и мы должны разбираться во всем, что вы можете захотеть купить, и мы должны разбираться в авиабилетах. Мы должны разбираться во всем, что вы будете искать. И люди – это важная вещь, которую вы будете искать <…> Мы будем рассматривать людей как первостепенный объект для поиска <…> чтобы мы могли хорошо поработать, удовлетворяя ваши информационные потребности, нам на самом деле нужно разбираться во всем, и мы должны разбираться очень основательно[1028].

 

Тотальное знание преподносится как необходимое условие для оказания «упреждающих» услуг, что ведет к решению в виде всезнающего, оснащенного искусственным интеллектом Ассистента Google:

 

Он действительно пытается понимать все на свете и разобраться в этом <…> Многие запросы на самом деле касаются разных мест, поэтому мы должны понимать места. <…> Многие запросы касаются контента, который мы не можем найти. Мы занимались книгами и так далее <…> Итак, мы постепенно расширяем это <…> может быть, вы не хотите спрашивать. Может быть, вы хотите иметь ответ до того, как успели задать вопрос. Это было бы лучше[1029].

 

Google зародился, имея в виду оптимальную организацию информации всего мира, но Пейдж хочет, чтобы корпорация оптимизировала организацию самого общества:

 

В моем очень долгосрочном видении, – сказал он в 2013 году, – наше программное обеспечение глубоко понимает, в чем вы хорошо осведомлены и в чем нет и как организовать мир так, чтобы мир мог решить важные проблемы[1030].

 

Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг разделяет эти тотальные амбиции, и он все откровеннее говорит об «обществе», а не только об отдельных его членах, как о чем‑то подчиненном охвату Facebook. Среди его «трех больших целей компании» – «соединение всех; понимание мира; и построение экономики знаний, чтобы у каждого пользователя было „больше инструментов“ для обмена „различными видами контента“»[1031]. Прекрасное понимание Цукербергом слабых мест второго модерна – и присущей ему жажды поддержки и коммуникации, которая является одной из его самых ярких особенностей, вселяет в него уверенность, как было раньше и с экономистом Google Хэлом Вэрианом. Корпорация будет знать каждую книгу, фильм и песню, которые человек когда‑либо читал, смотрел или слушал. Прогнозирующие модели позволят корпорации «сказать вам, в какой бар пойти», когда вы прибудете в незнакомый город. Видение вполне детализировано: когда вы приходите в бар, бармен уже приготовил ваш любимый напиток, и, если осмотреться кругом, то можно увидеть людей, похожих на вас.

Цукерберг сказал, что поток поведенческого излишка «растет экспоненциально <…> что позволяет нам заглядывать в будущее <…> через два года люди будут делиться вдвое больше <…> через четыре – в восемь раз больше…». И, намекая на уже достаточно острую конкуренцию за тотальность, Цукерберг предвидел, что социальный граф Facebook «станет лучше отображать то, как вы пользуетесь интернетом, чем традиционная структура ссылок»[1032].

С этой целью, сообщил генеральный директор инвесторам, Facebook донесет доступный интернет «до каждого человека на планете», так что каждый пользователь будет иметь «больше инструментов», чтобы делиться «различными видами контента»[1033]. Ничто не может помешать успехам корпорации на социальном фронте, утверждал он, потому что «у людей есть такое глубокое стремление к самовыражению»[1034].

В 2017 году Цукерберг, формулируя свои социальные амбиции, пошел еще дальше, на этот раз нацелившись в самое сердце страхов второго модерна: «Люди чувствуют себя неустроенными. Многого из того, что в прошлом давало чувство устроенности, больше не существует». Цукерберг считает, что он и его компания могут обеспечить будущее, «которое сработает для всех» и удовлетворит «личные, эмоциональные и духовные потребности» «иметь цель и надежду», «моральное подтверждение» и «утешение тем, что мы не одиноки». «Для прогресса сейчас необходимо, чтобы человечество объединилось не просто в рамках городов или отдельных стран, – призывал Цукерберг, – но и как глобальное сообщество <…> самое важное, что мы можем сделать в Facebook, – это развитие социальной инфраструктуры <…> для создания глобального сообщества…». Ссылаясь на Авраама Линкольна, основатель Facebook определил миссию своей компании в рамках эволюционной схемы развития цивилизации, когда человечество организовывалось сначала в племена, затем в города, а потом в нации. Следующим этапом социальной эволюции станет «глобальное сообщество», и Facebook должен проложить этот путь, создавая средства и присматривая за целями[1035].

Выступая на конференции разработчиков Facebook в 2017 году, Цукерберг связал свое утверждение об исторической роли компании в создании «глобального сообщества» со стандартным мифом современной утопии, заверив своих последователей:

 

В будущем технология <…> освободит нас и позволит тратить больше времени на вещи, которые по‑настоящему важны для всех нас, например, общаться друг с другом и выражать себя по‑новому <…> Гораздо больше людей будут заниматься тем, что сегодня считается искусством, и это станет основой многих наших сообществ[1036].

 

В то время как Наделла и другие надзорные капиталисты лелеют свои утопические мечты, они забывают упомянуть, что за век волшебства придется заплатить: Большой Другой должен расширяться в сторону тотальности, стирая все границы и подавляя все источники трения в угоду своим экономическим императивам. Любая власть жаждет тотальности, и на пути стоят только существующие институты: демократия; законы и подзаконные акты; права и обязанности; контракты и внутренние нормы организаций; обычные рыночные ограничения, создаваемые потребителями, конкурентами и работниками; гражданское общество; политическая власть народа; и моральная власть отдельных людей, которые не утратили своих ориентиров.

Этот момент обыгрывается в басне Гёте об ученике чародея, когда, в отсутствие чародея с его умением направлять и сдерживать чары, ученик превращает веник в демоническую силу неимоверной мощи:

 

Я забыл слова заклятья

Для возврата прежней стати!

И смеется подлый веник,

Скатываясь со ступенек.

Возвратился скоком

И опять ушел,

И вода потоком

Заливает пол[1037].

 

 

III. Прикладной утопизм

 

Инструментарная власть, как и веник ученика, развернулась в отсутствие чародея, когда не было авторитета, способного ее сдержать, и аппетиты надзорных капиталистов к тотальности росли по мере развития этих успехов. Утопическая риторика про век волшебства имела решающее значение для этих побед. Представление о том, что Большой Другой решит все проблемы человечества, в то же время расширяя возможности каждого человека, обычно отвергается как «техноутопизм», но для нас было бы ошибкой игнорировать эту риторику, не присмотревшись к ее целям. Подобные речи – не простая болтовня. Это саперный взвод, который идет впереди пехотинцев, и хитрый дипломат, заранее засланный, чтобы разоружить врага и облегчить дорогу к тихой капитуляции. Обещание века волшебства играет критическую стратегическую роль, отвлекая нас от тотальных амбиций надзорного капитализма, которые неизбежно включают «людей» в качестве «первостепенного объекта», и одновременно узаконивая эти амбиции.

«Общесоциальная цель», сформулированная ведущими надзорными капиталистами, идеально сочетается с идеей безграничного технического прогресса, которая преобладала в утопической мысли с конца XVIII до конца XIX века, и кульминацией которой стал Маркс. Действительно, у надзорных капиталистов, таких как Наделла, Пейдж и Цукерберг, можно найти пять из шести черт, с помощью которых выдающиеся знатоки утопической мысли, Фрэнк и Фрици Мануэль, рисуют классический портрет наиболее амбициозных современных утопистов: (1) склонность к узко сфокусированному туннельному зрению, которое упрощает задачу утописта, (2) более раннее и более проницательное понимание «нового состояния бытия», чем у других современников, (3) одержимость и отстаивание idée fixe, (4) непоколебимая вера в неизбежность того, что идея осуществится и (5) стремление к полному преобразованию на уровне человеческого рода и всей мировой системы[1038].

Фрэнк и Фрици Мануэль выделяют и шестую характеристику ориентированного на будущее современного провидца, и вот здесь‑то рассматриваемые нами люди и корпорации оказываются резким исключением из правила:

 

Часто утопист предвидит дальнейший ход и последствия технического прогресса, уже присутствующие в зародыше; у него могут быть чувствительные к будущему антенны. Его гаджеты, однако, редко выходят за рамки механических возможностей его века. Как ни старается он изобрести что‑то совершенно новое, он не может сотворить целый мир из ничего [1039].

 

В наше время, однако, надзорные капиталисты могут и творят такой мир – отклонение от нормы подлинно исторического масштаба.

Знанию, власти и богатству, которыми располагают надзорные капиталисты, индивидуально и коллективно, позавидовал бы любой властитель древности, точно так же как о них мечтают сегодня современные государства. Имея, на счетах и в ценных бумагах, по итогам 2017 года, 126 миллиардов долларов в случае Microsoft, 92 миллиарда долларов у Google и около 30 миллиардов долларов у Facebook и заручившись одобрением своих постоянно расширяющихся инструментарных режимов со стороны финансовых рынков, обеспечивших им рыночную капитализацию в размере более чем 1,6 триллиона долларов в середине 2017 года, они оказались теми редкими утопистами, которые способны проследить за воплощением своих фантазий в жизнь, не прибегая к армиям и кровопролитию[1040].

В этом отношении лидеры надзорного капитализма – утописты особого рода. Маркс постигал мир c помощью своей тщательно проработанной теории, но силой одних лишь идей он не мог реализовать свое видение. Такие люди, как Ленин, Сталин и Мао, применили теории Маркса к реальной жизни спустя много лет после их публикации. Собственно, Фрэнк и Фрици Мануэль и называют Ленина специалистом по «прикладному утопизму»[1041]. В отличие от всех них надзорные капиталисты захватывают мир на практике. Их теории скудны – по крайней мере это касается взглядов, которыми они делятся с общественностью. Обратное можно сказать об их власти, которая монументальна и почти не встречает препятствий на своем пути.

В том что касается теории и практики, то обычная последовательность состоит в том, что теорию можно изучить, проанализировать и обсудить перед тем, как начинать действовать. Это позволяет наблюдателям судить о пригодности теории для применения, учесть непредвиденные последствия применения и оценить соответствие применения теории, из которой оно возникло. Неизбежный разрыв между теорией и практикой создает пространство для критического исследования. Например, мы можем задаться вопросом, соответствует ли закон или действия правительства конституции страны, хартии прав и руководящим принципам, потому что мы можем изучать, интерпретировать и обсуждать эти документы. Если разрыв слишком велик, граждане предпринимают действия для его устранения, оспаривая соответствующий закон или практику.

Надзорные капиталисты переворачивают нормальную последовательность теории и практики. Их практика стремительно движется вперед в отсутствие явной и проверяемой теории. Они специализируются на применении уникальной инструментаристской разновидности тактики шока и трепета, которая оставляет зрителей ошеломленными, неуверенными и беспомощными. В отсутствие четкой формулировки теории нам, остальным, остается самим осмысливать ее практические последствия – систему мониторинга транспортных средств, которая отключает двигатель вашей машины; пункт назначения, который отображается вместе с маршрутом; рекомендуемую покупку, которая всплывает на вашем телефоне в тот самый момент, когда уровень эндорфинов на максимуме; непрерывное отслеживание Большим Другим вашего местоположения, поведения и настроения; то, как бодро он сгоняет горожан к клиентам надзорного капитализма.

Какими бы скудными и скрытными ни были теории надзорных капиталистов, инструментарная власть, которой они обладают, способна воплотить в жизнь их мечты или по крайней мере вызвать ураган последствий, когда они попытаются это сделать. Единственный способ понять теорию, продвигаемую в их прикладном утопизме – это проанализировать их действия и тщательно изучить их смысл, как мы это делаем на этих страницах.

В Facebook, Google и Microsoft прикладной утопизм пришел в движение, когда рубежи извлечения поведенческого излишка стали перемещаться в сферы жизни, традиционно понимаемые как социальные и организуемые в рамках какого‑то сочетания гражданских институтов и государственного руководства. Цукерберговская формулировка миссии Facebook в 2017 году, представленной как «построение глобального сообщества», возвестила о новом этапе прикладного утопизма:

 

В целом важно, чтобы управление нашим сообществом масштабировалось в соответствии с его сложностью и потребностями его людей. Мы стремимся к постоянному улучшению, даже если это означает создание всемирной системы голосования, чтобы дать вам больше голоса и контроля. Мы надеемся, что эта модель даст примеры того, как коллективное принятие решений может работать в других сферах деятельности мирового сообщества[1042].

 

Позже в том же году, выступая перед разработчиками, Цукерберг сказал:

 

у нас есть детальная дорожная карта продуктов, которые помогут созданию групп и сообществ, помогут построить более информированное общество, помогут обеспечивать безопасность наших сообществ, и нам предстоит сделать еще многое другое[1043].

 

Весной 2017 года глава Microsoft Наделла с той же сцены призывал своих разработчиков:

 

Будь то точная медицина или точное сельское хозяйство, будь то цифровые носители или промышленный интернет, у нас, как у разработчиков, никогда еще не было более широких возможностей оказать повсеместное, глубокое влияние на все компоненты общества и все компоненты экономики[1044].

 

Видение, которое Наделла обнародовал в тот день, символизирует более широкий план надзорного капитализма для нашего будущего. Куда, по их мнению, они нас ведут?

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.