С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

2022-11-14 26
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

 

Радость сердец благочестивых

Объяснение кратких, но полных смысла слов Пророка Мухаммада

(салла Ллаху `алейхи уа салам)

Автор: Шейх Абд ар-Рахман ан-Насир ас-Са‘ди.

 

Содержание:

 

О т комиссии по переводу. Стр.: 5.

Введение. Стр.: 6.

Предисловие автора. Стр.: 7.

ХАДИС 1 Мерило явных и тайных дел. Стр.: 7.

ХАДИС 2 Отклонение того, чего нет в Коране и сунне. Стр.: 8.

ХАДИС 3 Религия есть искреннее отношение. Стр.: 12.

ХАДИС 4 Дело, которое позволит войти в рай. Стр.: 13.

ХАДИС 5 Решающее слово. Стр.: 14.

ХАДИС 6 Определение мусульманина, верующего и мухаджира. Стр.: 15.

ХАДИС 7 Качества лицемера. Стр.: 16.

ХАДИС 8 Вера в предопределённость благого и дурного. Стр.: 18.

ХАДИС 9 Награда призывающему к правильному пути. Стр.: 19.

ХАДИС 10 Стремление к постижению религии является признаком счастья. Стр.: 20.

ХАДИС 11 Любовь Аллаха к сильному верующему. Стр.: 21.

ХАДИС 12 Здание ислама. Стр.: 26.

ХАДИС 13 Стремление к благому. Стр.: 27.

ХАДИС 14 Воздаяние соответствует поступку. Стр.: 29.

ХАДИС 15 Всеобъемлющие благие качества. Стр.: 32.

ХАДИС 16 Последствия несправедливости. Стр.: 34.

ХАДИС 17 Способ выражения благодарности. Стр.: 36.

ХАДИС 18 Нет молитвы без омовения. Стр.: 38.

ХАДИС 19 Естественные свойства. Стр.: 39.

ХАДИС 20 Чистота воды. Стр.: 41.

ХАДИС 21 Животные, которые окружают людей, являются чистыми. Стр.: 42.

ХАДИС 22 Исполнение религиозных обязанностей искупает грехи. Стр.: 44.

ХАДИС 23 Молитва, азан и икама. Стр.: 45.

ХАДИС 24 О том, что было присуще только нашему пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам). Стр.: 50.

ХАДИС 25 Наказ пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам). Стр.: 52.

ХАДИС 26 Неспешность и облегчение. Стр.: 54.

ХАДИС 27 Обязанности мусульман по отношению друг к другу. Стр.: 57.

ХАДИС 28 Непрерывность награды за благие дела. Стр.: 59.

ХАДИС 29 Быстрое перемещение погребальных носилок. Стр.: 60.

ХАДИС 30 С какого имущества выплачивается закят. Стр.: 61.

ХАДИС 31 Решимость и воздаяние. Стр.: 63.

ХАДИС 32 Воздействие милостыни, прощения и смирения. Стр.: 65.

ХАДИС 33 Награда за пост. Стр.: 67.

ХАДИС 34 Качества близких к Аллаху. Стр.: 70.

ХАДИС 35 Плоды правдивости в торговых делах. Стр.: 73.

ХАДИС 36 Запрет на торговые сделки, связанные с опасностью (гарар). Стр.: 74.

ХАДИС 37 Виды примирения. Стр.: 75.

ХАДИС 38 О том, что выплачивать долг и требовать его уплаты следует должным образом. Стр.: 78.

ХАДИС 39 Установления относительно преимущественного права покупки. Стр.: 80.

ХАДИС 40 Награда за полезные дела в мире этом и в мире ином. Стр.: 81.

ХАДИС 41 Установления, касающиеся наследства. Стр.: 83.

ХАДИС 42 Не следует составлять завещания для наследника. Стр.: 83.

ХАДИС 43 Степени молочного родства, не допускающие брака. Стр.: 85.

ХАДИС 44 Поддержание хороших отношений с женой. Стр.: 86.

ХАДИС 45 Запрещение добиваться власти. Стр.: 87.

ХАДИС 46 Верность обету повиновения. Стр.: 89.

ХАДИС 47 О необходимости быть специалистом в своей профессии. Стр.: 90.

ХАДИС 48 Не следует подчиняться тому, что приведёт к ослушанию Аллаха. Стр.: 90.

ХАДИС 49 Награда за самостоятельные поиски решения. Стр.: 91.

ХАДИС 50 Основы судопроизводства. Стр.: 93.

ХАДИС 51 О том, что умаляет значение свидетельства. Стр.: 94.

ХАДИС 52 О том, чем следует закалывать животных. Стр.: 95.

ХАДИС 53 Проявление милосердия (ихсан) при закалывании животного. Стр.: 97.

ХАДИС 54 Запретное мясо. Стр.: 99.

ХАДИС 55 Запретность подражания мужчин женщинам и наоборот. Стр.: 99.

ХАДИС 56 Для каждой болезни существует лекарство. Стр.: 101.

ХАДИС 57 Сновидения и то, что с ними связано. Стр.: 103.

ХАДИС 58 Исповедание ислама должным образом. Стр.: 105.

ХАДИС 59 Выбор друзей. Стр.: 106.

ХАДИС 60 Бдительность верующего. Стр.: 107.

ХАДИС 61 Запрет впадать в гнев. Стр.: 108.

ХАДИС 62 Запрет на проявление высокомерия. Стр.: 109

ХАДИС 63 Успех верующего. Стр.: 110.

ХАДИС 64 Краткое наставление. Стр.: 111.

ХАДИС 65 Проявление уважения к слабым. Стр.: 112.

ХАДИС 66 Запрет желать себе смерти. Стр.: 114.

ХАДИС 67 Соблазны мира этого и женщины. Стр.: 116.

ХАДИС 68 Ответвления веры. Стр.: 117.

ХАДИС 69 Как избежать ада. Стр.: 118.

ХАДИС 70 Запретность несогласия. Стр.: 119.

ХАДИС 71 Милосердие по отношению к людям. Стр.: 124.

ХАДИС 72 Поддержание связей с родственниками. Стр.: 126.

ХАДИС 73 Побуждение к проявлению любви по отношению к посланникам

И праведникам. Стр.: 127.

ХАДИС 74 Слова мольбы, обращаемой к Аллаху перед началом путешествия. Стр.: 128.

ХАДИС 75 Следование пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) в исполнении обрядов хаджжа. Стр.: 131.

ХАДИС 76 Награда за суру “Искренность”. Стр.: 134.

ХАДИС 77 Необходимо распоряжаться своими деньгами и своим знанием должным образом. Стр.: 136.

ХАДИС 78 Всеобъемлющая мольба. Стр.: 137.

ХАДИС 79 Путь удаления от огня. Стр.: 138.

ХАДИС 80 Чего Аллах желает для нас и чего Он не желает. Стр.: 139.

ХАДИС 81 Отец обязан нести расходы на детей. Стр.: 140.

ХАДИС 82 Запрет на вынесение решения в состоянии гнева. Стр.: 142.

Заключение. Стр.: 148.

От комиссии по переводу.

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

 

Хвала Аллаху, Господу миров, Который направил Своего посланника с правильным руководством, велел людям следовать ему и сказал: «Берите же то, что дал вам посланник [То есть делайте то, что велел вам посланник], а от того, что он вам запретил, откажитесь». “Собрание”, 7.

 

Благословения и мир нашему пророку Мухаммаду, который был наделён способностью говорить кратко, вкладывая в свои слова столь много смысла.

 

Сунна пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) считается одним из основных источников шариата, а сам он побуждал своих сподвижников к сохранению его сунны и доведению сообщений о нём до сведения людей, на что указывают такие его слова: «Да порадует Аллах человека, который услышит от нас что-либо и донесёт это (до людей именно) так, как услышал; и может быть так, что человек, до сведения которого будет доведено что-либо, усвоит это лучше, чем слышавший (это непосредственно)». Ат-Тирмизи.

 

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и их праведные последователи, на деле следовавшие сунне пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) приложили огромные усилия для её сохранения и передачи и написали множество трудов ради достижения этой цели.

 

Уважаемый читатель, книга, которую ты держишь в своих руках, принадлежит перу выдающегося учёного прошлого века шейха Абд ар-Рахмана ас-Са‘ди.

 

Материалами для неё послужили отобранные автором и снабжённые его комментариями краткие хадисы по различным вопросам религии.

 

Сначала шейх Абд ар-Рахман ас-Са‘ди приводит хадисы, в которых говорится о необходимости искренних намерений и следовании пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) ибо без этого дела раба Аллаха приняты не будут.

 

После этого шейх переходит к разбору хадисов, в которых говорится о совершении и необходимых условиях молитв, закята, поста и хаджжа, а затем приводит и комментирует хадисы, касающиеся самых разных вопросов, например наследственного права, последствий несправедливости, всего, что имеет отношение к сновидениям, поддержания родственных связей, правил поведения в пути и так далее.

 

Несмотря на то, что комментарии шейха к приводимым им хадисам просты и нетрудны для понимания, они позволяют ощутить величие слов пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам).

 

Вниманию читателя предлагается сокращённый перевод этой книги, в котором приводится около девяноста хадисов с комментариями автора.

 

Надеемся, что каждый сможет найти в ней ответы на интересующие его вопросы и молим Аллаха Всевышнего о том, чтобы Он оказал шейху Абд ар-Рахману ас-Са‘ди Свою милость и даровал ему в награду рай; поистине, Он слышит мольбы и отвечает им!

 

Хвала Аллаху, Господу миров!

 

 

 

 

 

  Введение.

 

Хвала Аллаху, по милости Которого исполняется благое и вершатся важные дела и благодаря содействию Которого мусульманин находит путь к благу.

 

Благословение и мир нашему любимому пророку Мухаммаду бин Абдуллаху, донёсшему до людей послание, выполнившему то, что было ему поручено, давшему наставления этой общине и оставившему нас на совершенно ясном пути, от которого отклоняются только пропащие.

 

Да вознаградит его Аллах наилучшей наградой за всех мусульман!

 

И да будет доволен Аллах его сподвижниками, которые мало спали по ночам, молили Аллаха о прощении перед рассветом и выделяли часть своего достояния просителям и обездоленным. Они помогли Аллаху [См.: “Мухаммад”, 7], а Он помог им, они укрепили Его религию, а Он укрепил их, и они стали приверженцами Аллаха, а приверженцы Аллаха преуспеют!

 

Автором является учёный и исследователь шейх Абд ар-Рахман ан-Насир Ибн Абдуллах ас-Са‘ди ат-Тамими ан-Наджди, толкователь Корана из числа улемов-ханбалитов. Он родился в городе Унайза провинции аль-Касим, расположенной на территории Неджда в 1308 году хиджры /1890 г.н.э. и основал там первую библиотеку. Там же он и скончался в 1386 г.х. /1956 г.н.э.

 

Он написал около тридцати сочинений, часть которых была опубликована, а различные издательства и по сей день соревнуются между собой в деле их распространения.

 

Книга “Радость сердец благочестивых” представляет собой краткое сочинение, в котором уделяется внимание целому ряду таких шариатских наук, как наука о единобожии, основы религии, мусульманская этика, фикх, и некоторым иным темам, что может быть полезным как для учеников, так и для преподавателей.

 

Содержание её свидетельствует об обширных познаниях и глубоком понимании основ религии, а также о том, что вдохновителем этой книги послужило руководство посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам).

 

Молим Аллаха направить нас на путь истинный и подчинить нас тому, что Он любит и что Ему угодно, и хвала Аллаху, Господу миров!

 

 МУХАММАД АЗ-ЗАЙН,

 Эль-Кувейт,

 20 ша‘абана 1408 г.х.

 

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

 

Предисловие автора.

 

Хвала Аллаху, Который достоин восхвалений как обладатель прекраснейших имён и совершенных, великих и высочайших атрибутов, оказывающих своё воздействие на всё и вся.

Благословения и приветствия Мухаммаду, в котором, как ни в ком ином, соединились все достойные качества, хороший нрав и способность говорить правильное, его семейству и его сподвижникам и последователям из числа всех рабов Аллаха.

 

А затем:

После слов Аллаха нет ничего более правдивого, полезного и способствующего обретению блага в обоих мирах, чем слова Его любимца и посланника Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам). Он был и остаётся самым знающим из людей, величайшим из них как советчик и руководитель, наиболее красноречивым в своих объяснениях и наилучшим как наставник и учитель.

 

Ему (салла Ллаху `алейхи уа салам) была дарована способность говорить кратко, но содержательно, благодаря чему немногие его слова заключали в себе много смысла и при этом отличались полной ясностью, что и является вершиной красноречия.

 

У меня возникло желание привести и истолковать ряд хадисов, заключающих в себе примеры таких его слов, которые касаются общего, частного или же отдельных областей знания, и поговорить о темах, затронутых в этих хадисах, или же о том, что может служить указанием на эти темы; при этом я буду стремиться давать как можно более краткие толкования, что определяется первоначальным замыслом книги, и я обращаюсь к Аллаху за помощью и прошу у Него облегчения.

 

 

ХАДИС 5 Решающее слово.

 

Сообщается, что Суфйан бин Абдуллах ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) я попросил (пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам)) “О посланник Аллаха, скажи мне об исламе такое слово, после которого мне уже не надо будет спрашивать об этом никого иного”. Он (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Скажи: “Я уверовал в Аллаха” а потом придерживайся прямоты» Муслим.

 

[Под прямотой (“истикама”) в Коране и сунне подразумевается неуклонное исполнение всех велений Аллаха и полный отказ от всего того, что было Им запрещено].

 

Этот человек попросил пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) указать ему на нечто полезное, что вместило бы в себя всё благо и могло бы привести человека, придерживающегося смысла этих слов, к успеху.

 

В ответ на это пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) велел ему не отступать от веры в Аллаха, поскольку такая вера включает в себя как всё то, в чём человек должен быть убеждён, иначе говоря, догматы и основы веры, так и связанные с этим дела сердец, а также внешнее и внутреннее подчинение Аллаху, после чего он велел придерживаться этого постоянно и не отступать от прямоты до самой смерти.

 

Веление пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) полностью соответствует словам Аллаха Всевышнего, Который сказал: «Поистине, к тем, кто говорил: “Господь наш – Аллах”, а потом придерживался прямоты [То есть ни в чём не отклонялся от единобожия], нисходят ангелы (возвещая): “Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!”» “Разъяснены”, 30.

 

Таким образом, вера и прямота позволяют человеку избавиться от всех видов зла и приводят его к раю и обретению того, к чему он стремится.

 

Многие аяты Корана и хадисы указывают на то, что вера включает в себя не только истинные убеждения сердец и их чувства, например любовь к благому и страх перед злом, намерение обрести благо и отвращение ко злу, но оказывает воздействие также и на внешние действия, ибо если человек не утвердился в вере, он не достигнет ни того ни другого.

 

 

 

ХАДИС 7 Качества лицемера.

 

Сообщается, что Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)». Аль-Бухари и Муслим.

 

Лицемерие лежит в основе зла, а заключается оно в выставлении напоказ благого и сокрытии дурного. Это касается и большого лицемерия, имеющего отношение к сфере убеждений и состоящего в том, что лицемер притворяется мусульманином и скрывает от других своё неверие. Лицемерие такого рода ставит лицемера вне религии полностью, а сам он окажется в нижнем слое адского пламени. Аллах указал, что таким лицемерам присущи все дурные качества, в том числе неверие, привычка насмехаться над религией и её приверженцами и издеваться над ними, а также чувство симпатии к врагам религии, обусловленное желанием участвовать вместе с ними в борьбе против ислама. Такие люди существовали во все времена, но особенно много их в наше время, когда столь широкое распространение получили маериализм, атеизм и вседозволенность.

 

Здесь речь идёт о второй составной части лицемерия, о котором упоминается в данном хадисе. Это – проявление лицемерия на практике [Имеется в виду совершение дел лицемеров], и хотя оно не ставит человека вне религии полностью, но всё же может привести к неверию. Человек, которому присущи все четыре вышеупомянутых свойства, объединяет в себе всё дурное в целом и отличается всеми качествами лицемеров. Что же касается правдивости, привычки сохранять доверенное, выполнения обещаний и опасений перед посягательствами на права людей, то в этих качествах объединяется всё благое. Человек, утративший хотя бы одно из вышеупомянутых благих качеств, нарушил одну из обязанностей ислама и веры, так что же говорить об утратившем все эти качества?

 

Ложью может быть и то, что говорится об Аллахе и пророке (салла Ллаху `алейхи уа салам) но тот, кто возводит на него ложь намеренно, должен занять своё место в огне, ведь Аллах Всевышний сказал: «А кто несправедливее того, кто возвёл на Аллаха ложь?» Ряд”, 7.

 

Ложными могут быть и такие сообщения, которые касаются событий общего или частного характера, а тот, кто их передает, отличается одним из наиболее характерных качеств, а именно – лживостью, о чём пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал так: «Ни в коем случае не лгите, ибо, поистине, ложь подталкивает к греху, а грехи подталкивают к огню, и человек (начинает) лгать, а потом это входит у него в привычку, и так продолжается до тех пор, пока его не записывают пред Аллахом как отъявленного лжеца». Аль-Бухари и Муслим. [Этот хадис передаётся со слов Абдуллаха бин Мас‘уда].

 

Где вера того, кому доверяют имущество или тайну или предоставляют права на что-либо, а он поступает вероломно? Куда девается истинный ислам такого человека? Кроме того, одним из отвратительных качеств лицемеров отличается и тот, кто нарушает свои договоры с Аллахом или с людьми. То же самое относится и к тем, кто не страшится распоряжаться имуществом людей и нарушать их права, пользуясь удобным случаем и используя ложные доводы, чтобы доказать ложь или опровергнуть истину. Если человеку присущи все вышеупомянутые качества, это значит, что он не обладает верой в достаточной степени, поскольку такие качества абсолютно несовместимы с верой.

 

Знай, что суть того, на чем основываются приверженцы сунны и согласия*, состоит в том, что рабу Аллаха в одно и то же время могут быть присущи как благие, так и дурные качества, качества веры, и качества неверия или лицемерия.

 

*[«Ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а» имеются в виду люди, придерживающиеся того же, чего придерживался пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) и его сподвижники].

 

Если же говорить о той награде или том наказании, которые заслужит человек, то это будет определяться его делами, ибо они послужат причиной награды или наказания, на что указывают многочисленные аяты Корана и хадисы, а все эти указания следует применять на практике, как следует и верить им.

 

Вот почему мы должны отречься от мазхаба хариджитов, отвергающих смысл вышеупомянутых указаний, в соответствии с которыми человек сохраняет часть веры и продолжает оставаться в лоне религии, несмотря на совершённые им грехи, если только он не допустил ничего такого, что полностью ставит его вне веры. Что же касается хариджитов, то они отвергают всё это, утверждая, что человек, совершивший какие-либо тяжкие прегрешения или отличающийся теми или иными свойствами неверных или лицемеров, стоит вне религии и останется в аду навечно. Положения этого мазхаба противоречат Корану, сунне и единодушному мнению наших праведных предшественников

 

ХАДИС 12 Здание ислама.

 

Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: – Однажды посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Поистине, (в отношениях) друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», и (, сказав это,) он переплёл между собой пальцы (своих рук). Аль-Бухари и Муслим.

 

В этом великом хадисе пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщает о том, что это свойство верующим присуще. Его слова побуждают людей неуклонно придерживаться этой основы и быть проявляющими милосердие друг к другу, любящими друг друга и сочувствующими друг другу братьями, каждый из которых желает другому того же, чего желает самому себе, и старается добиться этого. Кроме того, слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) побуждают людей заботиться об общем благе, что соответствует интересам каждого из них, и не отступать от этого. Всё это подобно строению, состоящему из фундамента, стен, окружающих всё в целом, стен, окружающих отдельные постройки, а также крыш, дверей и вспомогательных пристроек, каждая из которых может стоять только вместе со всем остальным. То же самое касается и мусульман, которые должны быть похожими на такое строение, проявляя заботу о сохранении своей религии, её законов и всего способствующего укреплению этого и устраняя всевозможные препятствия и препоны.

 

В исламе есть два вида обязанностей: то, что обязательно для каждого мусульманина, который обязан выполнять предписания шариата (фард аль-’айн), и от чего никто не имеет права отказываться по своей воле, и то, что мусульмане должны выполнять по способности (фард аль-кифайа), благодаря чему и достигается желаемое.

 

Так, например, Аллах Всевышний сказал: «И пусть будет из вас община призывающих к благому, побуждающих к одобряемому и удерживающих от отвергаемого». “Семейство Имрана”, 104.

 

И Аллах Всевышний повелел помогать друг другу в делах благочестия и богобоязненности, поскольку цель у мусульман одна и состоит она в поддержании того, что может пойти на пользу их религиозным и мирским делам, ведь только благодаря этому их религия может достичь совершенства. При этом каждая группа людей из их числа должна стремиться к выполнению своих задач в соответствии с требованиями времени, своими возможностями и занимаемым ими положением. Однако всего этого они могут достичь, только советуясь друг с другом и стараясь выяснить, что будет соответствовать общим интересам и каким образом этого можно достичь. Представители всех групп должны помогать друг другу словом и делом, стремясь к устранению всевозможных помех и препятствий.

 

Так, например, одним следует учиться, другим – учить, третьим – заниматься земледелием, торговлей, а также вопросами экономики, политики и прочи-ми проблемами с учётом интересов ислама и мусульман, стремясь при этом отдавать предпочтение высшим приоритетам, выбирать меньшее из двух зол, поддерживать равновесие в делах и определять, что именно и в какой степени на самом деле является полезным или вредным.

 

Короче говоря, все мусульмане должны стремиться к осуществлению своих религиозных и мирских целей, помогая и поддерживая друг друга и считая, что они преследуют одну и ту же цель, хотя средства её достижения и могут быть разными.

 

Сколь же великую пользу может принести практическое применение этого хадиса, в котором благородный пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) направляет членов своей общины к тому, чтобы они, подобно частям единого строения, укрепляли друг друга и были как единое тело, все органы которого отзываются на болезнь одного из них, страдая от лихорадки и бессонницы.

 

Вот почему шариат побуждает каждого вносить свой вклад в укрепление этого единства, а также всего того, что способствует возникновению любви между мусульманами и приводит их к взаимопомощи ради осуществления полезного. С другой стороны, шариат запрещает им разделяться и враждовать друг с другом, и этот запрет подтверждается многими указаниями, вследствие чего он считается одной из великих основ религии, которой следует неуклонно придерживаться и принимать во внимание, отдавая этому предпочтение перед всеми иными ве-щами и всеми силами стремясь не нарушать этот запрет.

 

И мы просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он помог мусульманам придерживаться этой основы, приводил к согласию их сердца и способствовал тому, чтобы они были сплочёнными и давали отпор тем, кто противодействует им и враждует с ними.

Поистине, Он – Щедрый!

 

 

ХАДИС 20 Чистота воды.

 

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Вода чиста, и ничто не делает её нечистой». Ахмад, ан-Наса‘ и, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн аль-Джаруд, ад-Даракутни и аль-Байхаки.

 

Этот достоверный хадис является указанием на одну всеобъемлющую основу, суть которой состоит в том, что любая вытекающая из-под земли или падающая с неба, стоячая или проточная вода, сохранившая свои изначальные свойства или же претерпевшая даже значительные изменения в случае попадания в неё чистых предметов, остаётся чистой и может быть использована для очищения и прочих целей.

 

Исключением из этого общего правила является вода, изменившая свой цвет, вкус или запах под воздействием чего-либо нечистого.

 

Все улемы сходились на том, что вода, изменившая свои свойства под воздействием чего-либо нечистого, и сама становится нечистой. При этом имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, и другие улемы приводили в качестве доказательства тот аят, который начинается словами Всевышнего: «Запретны для вас падаль, кровь, свинина…» “Трапеза”, 3.

 

Использование ими этого аята подразумевало собой то, что если вода приобретает какие-нибудь свойства этих запретных вещей*, то она и сама становится нечистой.

 

*[Имеется в виду, что если вода смешается с кровью или в воду попадёт свинина или падаль, то пользоваться такой водой для омовения запрещается].

 

С другой стороны, этот и другие хадисы указывают на то, что вода, изменившаяся под воздействием чего-либо чистого, и сама остаётся чистой. Так, например, чистой вода остаётся в том случае, если туда погружает руку человек, вставший ото сна, однако при этом ему запрещается погружать руку в воду, если он до этого не омоет её трижды. В данном хадисе нет никаких указаний на запретность использования такой воды.

 

Речь идёт об имеющемся здесь указании на существование двух видов воды, иначе говоря, воды нечистой и воды чистой. Нечистой считается такая вода, одно из свойств которой в большей или меньшей степени изменилось под воздействием чего-то нечистого, а чистой – вода, таковой не являющаяся. Что же касается существования третьего вида воды, иными словами такой воды, которая не является ни чистой, ни нечистой, или же чистой, но непригодной для омовения, то на этот счёт в шариате никаких указаний не имеется, а это значит, что она пригодна для омовения.

 

Всеобщность этого принципа подтверждают и слова Всевышнего, Который сказал: «…если же вы не можете найти воды, то очищайтесь чистым песком…» “Трапеза”, 6.

 

Это имеет отношение ко всем видам воды, так как в данном случае в отрицательном контексте использовано имя, стоящее в неопределённом состоянии. Таким образом, по единодушному мнению улемов, здесь подразумевается любая вода, кроме воды нечистой.

 

Помимо этого данный хадис указывает на то, что если дело касается воды или чего-нибудь иного, то исходить следует из того, что она является чистой, если же возникают какие-либо сомнения относительно того, не стала ли вода по той или иной причине нечистой, то исходить следует из того, что она чиста.

 

ХАДИС 33 Награда за пост.

 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал:

«Каждое благое дело сына Адама будет увеличено (по меньшей мере) в десять раз* (, а иные станут больше) в семьсот раз. Аллах Всевышний сказал: “За исключением поста, ибо, поистине, он (совершается) для Меня, и Я воздам за него, (ибо человек) отказывается от (удовлетворения) своих желаний и от своей еды ради Меня”. Постящийся порадуется дважды: один раз при разговении, а второй – когда встретит своего Господа. Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса». Муслим.

 

*[Имеется в виду, что за совершение каждого доброго дела человеку запишется по меньшей мере десять дел, за каждое из которых он получит соответствующую награду Аллаха].

 

В другой версии этого хадиса сказано также: «…а пост послужит прикрытием [То есть защитой от пламени ада], и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть не сквернословит и не повышает голоса, а если кто-то станет ругать его или нападать на него, пусть скажет: “Поистине, я – человек, соблюдающий пост!”». [Этот хадис в несколько ином виде приводят аль-Бухари и Муслим].

 

Важность этого хадиса весьма велика. Сначала пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) упоминает обо всех благих делах вообще, а потом особо выделяет пост, указывая на его достоинства и особенности, а также на то, какая награда ждёт постящегося в мире этом и в мире вечном. Кроме того, он разъясняет, в чём состоит суть поста и чего следует придерживаться соблюдающему пост, и обо всём этом говорится в данном хадисе.

 

Здесь разъясняется общий принцип, суть которого состоит в том, что все праведные явные и тайные слова и дела независимо от того, совершаются ли они с целью соблюдения прав Аллаха или соблюдения прав Его рабов, будут приумножены по меньшей мере в десять раз, а некоторые увеличатся в семьсот раз и намного более того.

 

Эти слова представляют собой одно из важнейших указаний на то, сколь велики милости и благодеяния Аллаха, которые Он оказывает Своим верующим рабам, ведь за каждый грех и за каждое проявление ослушания человеку записывается один грех, а прощение Аллаха Всевышнего покрывает собой все грехи.

 

Что же касается каждого доброго дела, то воздаяние за него будет по меньшей мере десятикратным, но может увеличиться в ещё большей степени, чему способствует целый ряд факторов.

 

К числу их относится сила веры и степень искренности человека, совершающего то или иное доброе дело, и чем сильнее будет его вера и больше искренность, тем больше окажется награда.

К числу их относится также и степень важности совершаемых дел, примером чего могут служить расходы на распространение и приобретение знания или на осуществление того, что имеет отношение к религии и делается в общих интересах. [Здесь имеются в виду, например, расходы на строительство мечетей или выделение средств на всевозможные общественно полезные дела – прокладку дорог, сооружение каналов, помощь бедным и т.д.].

 

Увеличивается награда и за такое дело, которое привело к особенно благоприятным результатам и в ходе осуществления которого пришлось приложить особенно много усилий для преодоления собственных страстей. О подобных делах упоминается в том хадисе, где приводится рассказ пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) о трёх людях, оказавшихся в пещере*, а также и во многих других хадисах.

 

*[В этом хадисе, передаваемом со слов Абдуллаха Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, и приводимом аль-Бухари и Муслимом, рассказывается о том, как выход из пещеры, где находилось трое путников, оказался заваленным обломком скалы, после чего они стали взывать к Аллаху с мольбами об освобождении в качестве награды за дела, совершённые ими прежде ради Аллаха].

 

То же самое относится и к такому делу, которое влечёт за собой другие дела, когда люди начинают поступать таким же образом или принимают в нём непосредственное участие, а также к таким делам, совершение которых было обусловлено крайней необходимостью, или было связаное с активной благотворительной деятельностью, или было совершено в особое время или в особом месте*, или же, наконец, если оно по тем или иным причинам заслуживает особой награды Аллаха.

 

*[Например, если что-то благое было сделано в ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев, или если это было сделано в каком-либо святом месте и т.д.].

 

Действие вышеупомянутых факторов, способствующих увеличению награды, распространяется на все благие дела.

 

Единственное исключение делается в этом хадисе для поста, так как в дополнение к сказанному пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) указывает, что награда за пост исчисляется не так, как во всех иных случаях, то есть не путём умножения, а будет зависеть только от милости и щедрости Аллаха, что невозможно ни выразить, ни описать, и это значит, что Аллах вознаградит постившихся тем, чего не видели глаза, о чём не слышали уши и что даже не приходило на сердце никому из людей.

 

Кроме того, в этом хадисе содержится указание на то, почему именно пост был выделен среди всех прочих дел.

 

Причина заключается в том, что постящийся отказывается от всего того, любовь к чему для его души является естественной и без чего она обойтись не в состоянии, и отдаёт предпочтение чему-то иному. Он предпочитает всему вышеупомянутому любовь к своему Господу и отказывается от этого ради Аллаха, о чём не знает никто, кроме Аллаха. Таким образом, его любовь к Аллаху выходит на первое место и подчиняет себе все привязанности его души, а сам он прежде всего стремится к снисканию благоволения Аллаха и Его награде, а уже потом думает об осуществлении устремлений своей души. Вот почему Аллах заявил о том, что Сам наградит того, кто будет соблюдать пост. [Имеется в виду, что за любое иное дело человеку будет записываться от десяти до семисот добрых дел, а за соблюдение поста Аллах обещал намного более щедрую награду].

 

Так что же ты думаешь о том, какой окажется награда и воздаяние, гарантированные тем Милостивым, Милосердным и Щедрым, дары Которого уже излились на всё сущее и Который предназначил для Своих праведных рабов нечто ещё большее и совершенное, проявив по отношению к ним особую доброту и предоставив им возможности и средства для достижения того, что невозможно даже вообразить? И что ты думаешь о том, что сделает Аллах с теми, кто постился только ради Него?

 

Сердце готово улететь от радости при одной мысли о том, что Аллах связал награду и воздаяние за это только со Своими милостями и благодеяниями, которые Он оказывает, кому пожелает, ведь Аллах – Обладатель великой милости!

 

Этот хадис служит указанием на то, что совершенным является такой пост, соблюдая который человек отказывается от двух вещей: во-первых, от еды, питья, половых сношений и всего того, что сопутствует этому и приводит к нарушению поста, а во-вторых, от таких дел, которые уменьшают достоинство поста. Последнее означает, что постящийся не должен сквернословить и повышать голос, как не должен он ни делать, ни произносить ничего запретного, избегая любых прегрешений и любых ссор и распрей, которые порождают ненависть между людьми. Вот почему посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «…пусть не сквернословит…» Это значит, что постящемуся не следует произносить ничего непристойного. И пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) также сказал: «…и не повышает голоса…» То есть пусть не говорит ничего такого, что может привести к искушениям и спорам.

<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.159 с.