Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-11-14 | 27 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сообщается, что Абу Сирма, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Тому, кто старается наносить вред (другим), Аллах (тоже) нанесёт вред, и для того, кто станет создавать трудности для других, Аллах (тоже) создаст трудности». Ахмад, Абу дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ад-Дулаби, ат-Табарани, аль-Байхаки, Ибн аль- Асир и аль-Мази.
Этот хадис является указанием на две основы из числа основ шариата.
Суть первой состоит в том, что в силу достохвального и мудрого установления Аллаха воздаяние за добро, равно как и за зло, будет соответствовать поступку. Так, Аллах будет любить совершающего то, что Он любит, а того, кто совершает ненавистное Аллаху, Он возненавидит; тому, кто облегчит положение мусульманина, Аллах облегчит его собственное положение в обоих мирах; того, кто избавит верующего от одной из печалей в мире этом, Аллах избавит от одной из скорбей Дня воскресения, и Аллах будет помогать рабу в его нужде до тех пор, пока сам раб не перестанет помогать в нужде своему брату.
И точно также Аллах причинит вред тому, кто станет стремиться к причинению вреда мусульманину, и перехитрит того, кто станет хитрить с Ним [Имеется в виду, что любые попытки так или иначе обмануть Аллаха ни к чему не приведут], и создаст трудности для того, кто поставит мусульманина в трудное положение, и будет поступать так во всех остальных случаях, имеющих отношение к этой основе шариата.
Суть второй основы состоит в предотвращении нанесения вреда и умышленного причинения его другим, ибо пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Недопустимо (причинять) вред ни (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)[1]» [ 2 ], что касается всех видов причинения ущерба.
|
1 [У улемов нет единого мнения относительно того, равнозначны ли друг другу слова “ад-дарару” и “ад-дирару”, использованные в данном хадисе, или между ними есть разница. Большинство считает, что разница между ними есть, и на этот счёт тоже высказывались различные мнения. То из них, которое, возможно, следует считать наиболее предпочтительным, сводиться к следующему: слово “ад-дарару” подразумевает нанесение человеком вреда тому, кто не наносил ему никаких обид, тогда как слово “ад-дирару” подразумевает собой нанесение человеком вреда тому, кто незаконно нанёс ему обиду первым. Нанесение вреда в обоих вышеупомянутых смыслах слова запрещается шариатом].
2 [Здесь имеется в виду и нанесение вреда людям как таковое и стремление причинить другому больше вреда, чем он причинил тебе, из желания отомстить].
Причинение вреда влечёт за собой одно из двух: либо лишение человека того, что приносит ему пользу, либо причинение ему какого-либо вреда. Необоснованное причинение вреда людям непозволительно, наоборот, человек должен стремиться к тому, чтобы никоим образом не причинять людям вред и не наносить им обиды.
К этому имеет отношение обман и мошенничество в торговых делах, сокрытие изъянов товара, применение всевозможных уловок и взвинчивание цены [ 1 ], встреча каравана [ 2 ] и стремление купить, продать или сдать в аренду что бы то ни было, если раньше этим уже начал заниматься кто-то другой, что относится и ко всем остальным сделкам.
1 [Это является запретным, если делается только для того,чтобы помешать другому].
2 [Здесь имеется в виду встреча каравана с товарами за пределами города с целью покупки и дальнейшей перепродажи этих товаров].
То же самое касается сватовства к той девушке, к которой уже посватался твой брат [Имеется в виду братство по вере], и стремления занять ту или иную должность, если она уже занята человеком, который способен справляться со своими обязанностями, поскольку все подобные действия являются не чем иным, как запретным нанесением вреда.
|
Аллах не благословит ни одной сделки такого рода, поскольку тому, кто наносит вред мусульманину, Аллах тоже нанесёт вред, а того, кому Он нанесёт вред, покинет благо и постигнет зло в наказание за то, что он приобрёл.
То же самое относится и к нанесению вреда словом и делом своему партнёру или соседу, причём человеку не позволяется делать со своим имуществом ничего такого, что может причинить косвенный вред его соседу, не говоря уже о нанесении ему прямого ущерба.
То же самое относится к нанесению ущерба должником своему заимодавцу и к его попыткам заняться тем, что может повредить заимодавцу, причём должнику не позволяется ни подавать милостыню за счёт долга без разрешения последнего, ни отдавать в залог своё имущество одному из заимодавцев в обход других, ни передавать своё имущество в вакф, ни отпускать на волю рабов, если это причинит ущерб его заимодавцу, ни тратить больше необходимого без его разрешения.
То же самое относится и к нанесению ущерба в завещаниях, относительно чего Всевышний сказал так: «…после вычета по завещанию и выплаты долга, если это не приносит вреда…» “Женщины”, 12.
В данном случае имеется в виду выделение завещателем одному из наследников больше положенной ему доли, или, наоборот, обделение наследника, или же выделение доли тому, кто не входит в число законных наследников, с целью нанесения ущерба последним.
Точно так же во многих случаях мужу не позволяется причинять вред жене, например, намеренно поступать по отношению к ней несправедливо для того, чтобы выплатила ему деньги при разводе[ 1 ], или вновь возвращать её к себе с целью причинения ей вреда[ 2 ], или относиться к одной из своих двух жён так, что от этого будет страдать другая, иначе говоря, ставить её в положение женщины, с которой муж не общается, но в то же время и не разводится с ней.
1 [Имеются в виду неправомерные действия мужа, направленные на то, чтобы при разводе получить от бывшей жены определённую сумму денег или какое-то имущество].
2 [Имеется в виду такой случай, когда бывший муж оттягивает срок развода только для того, чтобы не дать ей выйти замуж за другого].
|
То же самое относится и к несправедливым решениям, свидетельствам, разделам и прочим действиям, идущим на пользу одним людям за счёт других, так как всё это является причинением вреда, а виновный в совершении подобных действий заслуживает наказания и того, чтобы Аллах причинил вред ему самому.
В ещё большей мере это касается злословия о людях в присутствии лиц, наделённых властью, и правителей, когда человек подстрекает их подвергнуть кого-либо наказанию, отнять его имущество или же лишить его принадлежащего ему по праву. Любой человек, который поступает так, является притеснителем, и ему следует ожидать наказания в обоих мирах.
К этому же имеет отношение и то, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) запретил больному заразной болезнью встречаться со здоровым*, так как это может принести здоровому вред.
*[Сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Ни в коем случае не следует помещать больного (заразной болезнью) вместе со здоровым*!».
*В данном случае речь идёт как о животных, так и о людях.
/Этот хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводят аль-Бухари и Муслим./].
Кроме того, пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) запретил прокажённым и им подобным находиться среди людей.
[Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что аш-Шарид бин Сувайд, да будет доволен им Аллах, сказал: – Cреди членов делегации племени сакиф был и один прокажённый, и пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) велел, чтобы ему сказали: «Поистине, мы приняли твою присягу, а теперь возвращайся назад» ].
Обо всём этом и подобном этому Аллах Всевышний сказал так: «А те, которые причиняют обиды верующим мужчинам и женщинам, не имея на то оснований, понесут на себе бремя клеветы и явного греха». “Сонмы”, 58.
Кроме того, пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) запретил пугать мусульманина, даже если это делается в шутку.
[В “Муснаде” Ахмада приводится хадис, в котором сообщается, что Абд ар-Рахман бин Абу Ляйля сказал: – Сподвижники посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) рассказывали нам, что од-нажды, когда они вместе с посланником Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) находились в пути, один человек из числа их заснул, а другой подошёл к его стрелам и взял их. И когда тот человек проснулся, он был напуган этим, а все остальные принялись смеяться. Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) спросил: «Почему вы смеётесь?» Люди ответили: “ Только потому, что мы забрали его стрелы, а он испугался”, и тогда он сказал: «Не позволяется мусульманину пугать мусульманина!». Иснад этого хадиса является достоверным, и его приводит также Абу Дауд].
|
К этой же категории поступков относятся также высмеивание людей, издевательство над ними, злословие, задевающее их честь, и разжигание между ними розни, так как всё это является причинением вреда и противодействием воле Аллаха, что неизбежно влечёт за собой наказание.
Таким образом, смысл этого хадиса состоит в указании на то, что Аллах причинит вред тому, кто причинит его людям, и воспротивится тому, кто станет противиться Ему, подразумевается же в нём то, что если человек отвратит вред от мусульманина и поможет ему в трудном положении, то Аллах дарует ему благо и отвратит от него вред и всяческие напасти в качестве воздаяния за это.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!