ХАДИС 13 Стремление к благому. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

ХАДИС 13 Стремление к благому.

2022-11-14 27
ХАДИС 13 Стремление к благому. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Абу Муса, да будет доволен им Аллах, передал, что, когда к посланнику Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) приходил человек, просивший чего-либо для себя или для других, он всегда говорил (тем, кто у него находился): «Ходатайствуйте (за просящих)*, и вы получите награду, а Аллах объявит об угодном Ему решении через Своего пророка». Аль-Бухари и Муслим.

 

*[Здесь подразумеваются не только просящие подаяния, но и вообще все те, кто обращается со своими нуждами к влиятельным лицам и за кого можно обратиться с ходатайством об оказании помощи. С другой стороны, пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) запрещал обращаться с ходатайствами в тех случаях, когда человек совершал преступление, требующее наказания в соответствии с установлениями шариата /хадд/. Таким наказаниям виновных следует подвергать неукоснительно].

 

Этот полезнейший хадис заключает в себе одну из важных основ религии. В нём говорится о том, что рабу следует стремиться к совершению благих дел независимо от того, осуществится ли желаемое полностью или частично или из этого вообще ничего не получится, и это подобно ходатайству за нуждающихся в чём-либо перед владыками и влиятельными лицами.

 

Многие люди отказываются от подобных действий, если не знают, будет ли принято их ходатайство, тем самым лишая себя великого блага, которое они могли бы получить от Аллаха, а своего брата – того благодеяния, которое мог бы оказать ему ходатай. Вот почему пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) повелевал своим сподвижникам помогать нуждающимся посредством ходатайства за них, тем самым побуждая их добиваться награды Аллаха, ведь он сказал: «Ходатайствуйте, и вы получите награду…» Аллах любит благое и угодное Ему ходатайство [меется в виду такое ходатайство или же заступничество, которое преследует благие цели], ведь Всевышний сказал: «Тому, кто заступится хорошим заступничеством, будет от него удел». “Женщины”, 85.

 

Стремясь получить свою награду, ходатай в то же время стремится и оказать благодеяние своему брату, так как в случае успеха получится, что он сделал ему добро.

 

Кроме того, часто бывает так, что ходатайство человека становится причиной полного или частичного удовлетворения желаний того, за кого он ходатайствует, а стремление к совершению благого, которое может осуществиться или не осуществиться, является очевидным благом, приучает души оказывать другим людям помощь в благих делах и готовит почву для такого заступничества, которое будет принято, на что, по меньшей мере, можно надеяться.

 

Ходатайство приносит пользу, ибо говорит о стремлении к избавлению от всего, что приводит людей к отчаянию, ведь поиски и стремление свидетельствуют о надежде и желании добиться желаемого, тогда как обратное свидетельствует об обратном. В этом хадисе указывается на то, что желательно направлять людей к совершению благого. Кроме того, в нём говорится, что заступничество не обязательно будет принято, поскольку это может произойти лишь в том случае, если ходатайствуют с целью удовлетворения законных прав тех, за кого просят, ибо эти права должны соблюдаться и без заступничества; если же с заступничеством в подобных случаях обращаются, то удовлетворение таких прав становится еще более обязательным.

 

В этом хадисе имеется указание также и на милосердие пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) стремившегося к тому, чтобы члены его общины приходили к благу самыми разными путями.

 

И это – лишь один из многих тысяч примеров, свидетельствующих о милосердии и со-страдательности пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) ибо только благодаря его участию, наставлениям и руководству исламская община смогла обрести всё благое и полезное для себя во всех отношениях, а помимо этого он ещё и направлял членов этой общины к отражению все-возможных проявлений зла и всего того, что могло бы нанести им вред. Он довёл до сведения людей всё, что было ему поручено, выполнив возложенную на него миссию, и дал необходимые наставления своей общине. Да пребудут с ним, его семейством и его сподвижниками благословения Аллаха, мир и благодать!

 

Теперь о том, что касается слов пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): «…и пусть Аллах через своего посланника объявит об угодном Ему решении».

 

Решение[1] Всевышнего, имеющее отношение к предопределению[2], бывает двух видов. Первое охватывает собой не только всё благо и всё зло, все проявления покорности и ослушания, но и вообще всё то, что было и будет.

 

1 [“Када” – предустановление. Этим словом обозначается детерминиро-ванность всего происходящего в мире].

 

2 [“Кадар” – осуществление предустановленного в пространстве и времени].

 

Что же касается второго, то оно носит более ограниченный характер и имеет отношение к предопределению в сфере религиозных дел. Это касается лишь того, что любит Аллах, и о чём Он объявляет через Своего пророка, так как этот пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) был Его рабом и посланником, и полностью соотвествовал тому, чего требовало положение раба Аллаха, достигшего высшей ступени в качестве Его посланника. Это значит, что все его слова, дела, наставления и проявления нравственных качеств являлись служением Аллаху, и имели отношение к тому, что любит Аллах Всевышний. И что бы из дозволенного ни совершил пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) за это его обязательно ждёт награда и воздаяние, не говоря уже о том, что было ему повелено. Таково положение раба, являющегося посланником, которое он (салла Ллаху `алейхи уа салам) сам избрал для себя, когда ему было предложено на выбор быть посланником и ангелом или же посланником и рабом, поскольку последнее является высшей ступенью.

 

[Здесь имеется в виду содержание одного из хадисов, передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал:

– (Однажды, когда) Джибрил, сидевший рядом с пророком (салла Ллаху `алейхи уа салам) по-смотрел на небо, (оттуда) вдруг спустился ангел. Джибрил сказал: “Поистине, со времени сотворения мира и до сего часа этот ангел никогда не спускался с небес!” А когда он спустился вниз, то сказал: “О Мухаммад, меня послал к тебе твой Господь”. И он сказал: “(Хочешь ли ты, чтобы) Он сделал тебя ангелом и пророком или же хочешь быть рабом и посланником?” Тогда Джибрил сказал: “Смирись перед твоим Господом, о Мухаммад!” – и пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) ответил: «Лучше рабом и посланником».

/Этот хадис, иснад которого Абу Йа‘ля считал достоверным, приводят Ахмад и аль-Баззар/].

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.