Краткий обзор вопроса о трех силах человека и трех состояниях людей — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Краткий обзор вопроса о трех силах человека и трех состояниях людей

2022-11-14 25
Краткий обзор вопроса о трех силах человека и трех состояниях людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мы уже не раз говорили в наших беседах, что человек имеет три силы: умственную (или познающую), волевую (или желательную, или действующую) и чувствующую (или эмоциональную, или раздражительную) и три части: дух, душу и тело.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «Общее устройство природы человеческой определяется сочетанием разных сил ее и спо­собностей и разных частей ее состава. Так, все разнообразие наших внутренних действий со­знаваемых сводится к трем исходным началам, или силам: познающей, желающей и чувствую­щей. Все же силы сии сосредоточиваются и схо­дятся в нашем лице, в нашей личности, в том, что говорит в нас: я, которое есть слияние и не­раздельное единство всех сил».

У истинных христиан, ревнующих о христианской жизни, о спасении своей души, о познании себя и очищении от страстей, эти части и силы находятся в одном состоянии, которое иногда у отцов называется «благодатным, но

Авва Исаия (Сл.19): «Весьма же мало таких, внутри коих есть царствие Божие, как говорит Спаситель».

А у тех христиан, которые мало заботятся о спасении своей души и чаще преданы греху и страстям – в другом состоянии, которое называется «греховным». У нехристиан силы и части человека находятся в основном в порочном состоянии. По-другому всех этих людей еще можно обозначить так: духовный, душевный и телесный.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «Немудрено заметить, что внутри нас есть три рода действий: мыс­ли, представления, соображения; желания, склонности, предприятия и чувства всякого рода. Но как в составе существа нашего нельзя не различать трех частей: тела, души и духа — то и те три рода действий являются в нас на трех степенях, или в трех состояниях, имен­но: животном, душевном и духовном».

Если кратко объяснить разницу между этими тремя состояниями людей, то это будет звучать так:

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «…харак­тер первого (духовного, или праведника – от сост.) — отрешение от чувственного, последнего (телесного, или нехристианина – от сост.) — погружение в нем (в чувственном мире – от сост.), среднего же (душевного, или внешнего христианина – от сост.) — совместность того и другого (т.е. и духовного и мирского – от сост.)».

(В наших беседах мы будем вести речь о благодатных и греховных состояниях христиан, т.к. многих из нас можно назвать полу-христианами (т.е. те, кто не старается очиститься от страстей, и не ведут внимательную духовную жизнь, связанную с познанием себя; их еще можно назвать внешними христианами). А о состояниях нехристиан говорится в научных, философских и других учениях)

Кратко рассматривая состав человека, сначала мы будем говорить о христианском духе, затем о мирском, и в конце о полу-христианском, т.к., как было сказано выше, он есть совокупность христианского и мирского, то есть мы - «ни холоден, ни горяч» (Откр.3,15).

1. Итак, истинно-христианский дух означает, что разум человека в первую очередь содержит знания, которые даны Богом, а знания своего опыта или знания мира содержатся только те, которые не противоречат христианским истинам и которые служат для спасения души.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «Предмет познаний разума есть верховное Су­щество — Бог, с бесконечными Своими со­вершенствами, и Божественный вечный по­рядок вещей, отражающийся как в нрав­ственно-религиозном устройстве мира ду­ховного, так и в сотворении и промышлении или в устройстве тварей и ходе происше­ствий и явлений природы и человечества. Все это предметы сокровенные, таинствен­ные, и разум в истинном своем виде есть созерцатель таинств Божества, духа и мира ве­щественного».

В мирском же духе нет знаний о Боге и от Бога, и он не глубок, а поверхностен.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «…в разуме, пребывающем в отдалении от Бога и благодати Его, знание о мире духов­ном, которое он достает из развития идей предположительного достоинства и способа­ми неверными и ненадежными, — само предположительно, недоуменно у всех, никого не исключая. Что и как? — эти вопросы разум такой всегда будет себе пред­лагать и никогда не решит их сам; - всегда почти неверно, ибо берется не с на­туры вещей тех, а образуется по вещам другим, противоположным. И само собою оно может касаться только малой части всего — очевиднейшей, каково бытие Божие и его свойства. Что же касается законов Божественного мироправления, до нравственно-религиозного порядка мира ду­ховного и особенно таинства спасения рода человеческого, это или совсем не имеется в мысли, или является в виде самых мечтатель­ных предположений. …Что касается до ума, не знающего Божествен­ного Писания, то в нем неизбежны неполнота познания духовных вещей, неверность, а глав­ное — предположительность... И это еще при добром направлении, то есть когда человек, не предаваясь порочным страстям, ревностно за­нимается такими вещами и благонамеренно хочет распознать их. Коль же скоро он при том невнимателен к важнейшим истинам, не ста­рается их разъяснить и узнать и предан стра­стям, то можно сказать, что он совсем не име­ет разумного ведения, хотя мнится иметь его. Несколько мыслей наскоро схваченных, зау­ченных, принятых по слуху — вот и все у не­которых. У большей же части качествуют не­ведение или сомнение и презорство. У таких истинно — запустение во внутреннейшем свя­тилище нашего духа, мрак и тьма густая и не­проницаемая».

Полу-христианский дух содержит и знания от Бога, и свои, и мирские знания, все они перепутаны и человек руководствуется всеми ими.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «У тех, кои запутаны в грехи или не радят о чистоте сердца, но при­нимают Слово Божие, теоретическое позна­ние может близко подходить к ведению истин­ного разума; но сие знание лежит не в уме их, а как бы на уме, как пыль, готовая тотчас сле­теть, то есть оно не сорастворилось с суще­ством его, почему не уничтожается в нем свой­ственная ему предположительность, и оно ча­сто подвергается нападениям сомнения, иногда очень глубоким».

Также эти знания служат не только для спасения души, а могут быть и не истинны, но человек их таковыми не воспринимает и считает их правыми.

2. Далее. Состояние волевой силы в различных состояниях выглядит таким образом:

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «В этом отношении все люди, главным обра­зом, делятся на три класса: одни (мирские – от сост.) — всегда и во всем действуют по своей воле, не стесняясь никакими правилами, идут то есть путем ши­роким; другие (духовные – от сост.) — во всем стесняют себя волею Божиею и идут тесным путем; третьи (полу-христиане – от сост.) — хо­тят соблюсти невозможную середину: эти ни горячие, ни холодные».

Итак, воля христианского духа подчинена воле Божией, а свою волю, которая противоречит воле Божией, человек отвергает.

Иннокентий Херсонский (Лекции. Ч.2, л.6): «Воля обновленная мало желает, но если чего желает, то может и достигнуть. Она желает служить ближним, и служит; желает иметь чистую совесть, и имеет; словом, она желает всего необходимого, полезного и удободостижимого».

В мирском духе – человек действует по своей воле и в угоду себе и его желания связаны с чувственным, настоящим миром.

Иннокентий Херсонский (Лекции. Ч.2, л.6): «Воля человека естественного почти не имеет чистых жела­ний, особенно духовных: она, как говорит апостол, тлеет в похотех прелест­ных. Средства для достижения желаемых предметов воля избирает большей частью самые худые».

Воля полу-христианского духа иногда исполняет заповеди, или волю Божию, а иногда – свою, т.к. в разуме такого человека есть и другие знания, которые он считает правильными и еще сильна своя страстная воля.

3. Что касается чувствующей силы, то для нее характерны чувства к кому-то или чему-то. Эта сила христианского духа, во-первых, содержит религиозные чувства, к которым относятся чувства к Богу.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «В ра­ботающем Богу, … главное чувство есть чувство сыновства Богу, чувство прилеп­ляющее, сладостное, всего человека к Богу вос­хищающее и повергающее его в лоно Его бес­предельно благое».

В мирском духе нет религиозных чувств.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «Услаждение Богом и сочувствие с миром Божественным у человека - грешника заглуше­но и извращено. Вот некоторые признаки того: Бог объемлет человека, носит его силою Своею, питает его щедротами благости Своей, а он того не чувствует. Следовательно, его сер­дце для Божественного онемело, замерло, не принимает впечатлений от него; если же не принимает впечатлений и не вкушает его, то не может иметь и влечения к нему, как к не­изведанному, не может обнаружить, что ему сладостно пребывать в нем, что оно ему сочув­ствует; ибо нельзя человеку сказать, что он находит приятность быть в том или другом месте, среди тех или других вещей и лиц, ког­да он не был там и не видал их».

И к тому же человек любит не Бога, а себя.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «(После грехопадения) вместо Бога человек сам себя возлюбил бесконечною любовью, себя поставил исключительною целью, а все дру­гое — средством. Отсюда видно, что главное расположение, гнездящееся в самой глубине души у человека падшего и еще не восставшего, есть самолюбие, или эгоизм. Это расположение так естествен­но, всеобще, сильно, неотразимо, что Аристотель (язычник) в своем нравоучении написал: «Даже и добрый человек все делает для себя, потому и должно любить себя».

При полу-христианском духе человек и имеет чувства к Богу, но не всегда, и не сильные, и любовь к себе более чем любовь к Богу.

Также основное чувство, живущее в христианском духе, это – любовь к другому человеку, не зависящая ни от лиц, ни от ситуаций и ни от чего-либо другого. Есть и другие чувства, это – различные добрые чувства и добродетели, такие как смирение, терпение, кротость, сострадание и т.д. Эмоциональная сила не испытывает негативных эмоций, или если и испытывает в малой, естественной мере, т.к. душе не нравится зло, но имея сильную веру и надежду на Бога, она остается спокойной и мужественной.

В мирском духе нет истинной духовной любви и истинных добродетелей, а есть душевные чувства, которые имеют подобия любви и добрых чувств.

В полу-христианском духе живет и истинная любовь, и душевная, самолюбивая, и ненависть, и добрые и злые чувства.

Далее приведем несколько слов о том, что касается иерархии частей человека – духа и души.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «Естественное отношение составных частей человека должно быть, по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейше­му, таково: тело должно подчиняться душе, душа — духу, дух же по свойству своему дол­жен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. … По отпадении от Бога произошло и должно было произойти смятение во всем составе че­ловека: дух, отдалившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе; душа, не воз­вышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим и сознанием погряз в чувственность».

Как мы видели из вышеприведенных примеров, душа праведников подчинялась духу, который был «погружен в Бога». У грешника же душа или не подчиняется христианскому духу, или подчиняется, но периодически и не во всем, и это мы четко увидим, когда будем разбирать вопросы о греховных реакциях.

Вот кратко, в каком состоянии находятся силы праведников и грешников.

Заметим, что многим и многим из нас еще предстоит стяжать духовное христианское состояние, святые добродетели и по истинно христиански исполнять евангельские заповеди. Но уже то, что мы будем хорошо понимать, в чем состоит суть духовного и душевного состояния и то, как они отражаются на праведных реакциях, во многом послужит нашему научению им. И если мы будем желать стяжать их и стараться, то помощь Божия всегда будет сопровождать нас в деле нашего спасения!

Нил Синайский (письма, 3.25): «…не отчаивайся в себе, запустевшем для всякой правды, если только захочешь изменить свой нрав. Ибо Моисей и тем, что скинию Божью устроил в пустыне, образно указывает на то, что и запустевшая душа мо­жет соделаться приемлемою для скинии Господней».

Нил Синайский (письма, 3.33): «…возможно огрубевшие и окаменевшие сердца человеческие, если вку­сят они духовного ученья, превратить в тучную и пло­доносную землю».


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.