Часть третья: Жизнь грихастхой в Навадвипе и Калькутте, 1940-е — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Часть третья: Жизнь грихастхой в Навадвипе и Калькутте, 1940-е

2022-11-14 25
Часть третья: Жизнь грихастхой в Навадвипе и Калькутте, 1940-е 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На фото: Сита-Канта-Банерджи-лейн


 

#ГЛАВА 1. ШРИЛА БХАКТИВЕДАНТА НАРАЯНА МАХАРАДЖ

Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж получил посвящение у Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа в 1947 году и санньясу в 1952. В течение многих лет он жил в Кешаваджи Гаудия Матхе в Матхуре и руководил им. С 1996 по 2010 гг. он проповедовал по всему миру.

[Публикуется по тексту книги «Мой шикша-гуру и прия-бандху» с некоторыми исправлениями. Эта книга была опубликована на русском языке с названием «Мой наставник и дорогой друг»]

"До того, как встретить Свамиджи (которого тогда звали Абхай Чаранаравинда Прабху), я слышал о нем от своего Гурудева. Гурудев обычно говорил о нем, как о величайшей личности, смелом проповеднике истины, непревзойденном логике и о том, кто не боится никого. От других преданных я тоже слышал, что он – близкий друг Гуруджи, превосходный писатель и искренний и квалифицированный преданный. Я его еще не видел, однако видеть ушами – даже лучше, чем глазами».

Наша первая встреча произошла в 1947 году, тогда я был в Калькутте как личный слуга моего Гурудева. Как же мне повезло, что я смог встретить его так давно и послужить ему. 

Мы настолько полюбили друг друга, что у меня не хватает слов, чтобы описать свои чувства к нему. В одном из своих писем ко мне он писал, что наши с ним отношения трансцендентны и находятся на уровне спонтанной любви и что он чувствует ко мне такую же любовь и доверие, какую проявлял к нему Шрила Бхактисиддханта Прабхупада с момента их первой встречи.

Он был необычайно могущественным оратором: его лекции никого не оставляли равнодушным. Он обычно читал стихи из «Шримад-Бхагаватам», переводя каждое слово, и затем глубоко и подробно объяснял их. То, что он говорил, было просто прекрасно.

В те времена было очень много старших учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, таких, как Шрила Шридхара Махарадж, Шрила Тиртха Махарадж, Шрила Шраути Махарадж, Шрила Неми Махарадж, Шрила Джаджавар Махарадж, Шрила Аудаломи Махарадж, Шрила Вайканаса Махарадж.

Шрила Пури Махарадж, Шрила Гири Махарадж и Шрила Мадхава Махарадж в то время считались младшими учениками. 

Все они были подобны тиграм и молниям, столь обширны и глубоки были их познания в области сиддханты. Они часто приходили к моему Гурудеву, и я лично служил им. Но Абхай Чаранаравинда Прабху, несмотря на то, что был тогда грихастхой и не жил в матхе, считался всеми чрезвычайно квалифицированным. Абхай Чаранаравинда Прабху всегда был очень смелым и никогда ни с кем не шел на компромисс в том, что касалось сиддханты. Своей проповедью, основанной на глубоком понимании, он побеждал и убеждал каждого. Все санньяси и старшие брахмачари были о нем очень высокого мнения, потому что он был знатоком шастр и могущественным, смелым проповедником. Все знали, что он «абхая», бесстрашный.

Я часто видел в те дни, как он общался со своими духовными братьями. Во всех матхах — в Калькутте, Навадвипе, Чинсуре, Аллахабаде, Бомбее, Дели — было много преданных, с которыми его связывала тесная дружба.  Он всегда кланялся своим духовным братьям, выражал им почтение, потому что в то время он был грихастхой. 

Приезжая в различные матхи на праздники или просто чтобы пообщаться, он часто встречался с духовными братьями, и их отношения были очень искренними, полными любви.

На фото: На открытии Шри Индрапрастха Гаудия Матха. Дели, 1964. Шрила Нараяна Махараджа стоя выступает (слева); Шрила Прабхупада сидит, рядом с ним – Шрила Бхакти Саурабха Бхактисар Махарадж (слева) и Шрила Бхакти Саранга Махарадж (справа)

 

В 1959 г. мы беседовали с Абхаем Чаранаравиндой Прабху, и он сказал: «Когда я впервые встретил Шрилу Прабхупаду, а также когда он дал мне посвящение, он велел мне проповедовать на английском языке в западных странах. Это же он сказал мне более 20 лет назад в Калькутте».

Я вдохновлял его получить санньясу от нашего Гурудева и затем ехать проповедовать на Запад. Шрила Шридхара Махарадж тоже это советовал ему. «Мы постараемся Вам помочь,» - сказал я ему.

Прабху рассказывал тогда: «После того как Шрила Прабхупада дал мне посвящение, я прочитал в «Шримад-Бхагаватам» одну шлоку (10.88.8): йасйахам aнугpихнaми хapишйе тад-дханам шанаих тато 'дханам тйаджантй асйа сваджана духкха-духкхитам. Кришна говорит: «Если Я особо расположен к кому-то, Я постепенно забираю у него все его богатство. Он становится бедняком, и тогда родственники и друзья отворачиваются от него. На его голову обрушивается одна беда за другой". У того, кто нашел прибежище у Кришны и получил Его милость, Кришна забирает все и делает такого человека нищим. Тогда ему не остается ничего, кроме как плакать и рыдать. Когда я прочитал эти строки, я испугался при мысли, что могу стать нищим. Но я никогда не прекращал повторять Святое Имя, памятовать о Кришне и заниматься преданным служением. И в конце концов я потерял свое богатство. Хотя я прилагал много усилий, все мои попытки разбогатеть потерпели крах».

Абхай Чаранаравинда Прабху был управляющим «Бенгал Кэмикалс» и и настолько преуспел в этом деле, что открыл свою собственную компанию, однако там он столкнулся с трудностями. Он переехал в Аллахабад и открыл большую аптеку, но спустя какое-то время опять возникли трудности. Он попытался поправить свои дела, но Кришна не позволил. Тогда он приехал сюда.

Мы часто сидели вдвоем и беседовали. Однажды он сказал мне: «То, чего я боялся, свалилось на мою голову, и теперь я вижу, что не способен достичь успеха в делах». Я ответил: «Не пытайтесь больше заниматься этим. Вам не суждено заниматься мирскими делами. Кришна и Ваш Гурудев хотят, чтобы Вы проповедовали в западных странах. У Вас такая важная миссия, и Вы как никто иной достойны исполнить ее». Так мы беседовали с ним по-дружески, посмеиваясь.

 Позже, когда мой Гурудев приехал из Навадвипы, я сказал ему: «Абхай Чаранаравинда Прабху Ваш друг. Предложите ему принять санньясу. Вас он послушается, потому что Вы - его старший». Гуру Махарадж был санньяси, а Прабху носил одежды гpихастхи. Еще раньше, когда я написал Гурудеву, что Пуджьяпад Абхай Чаранаравинда Прабху живет здесь вместе с нами, он ответил мне: «Он мой близкий друг. Ты должен всегда оказывать ему почтение и давать ему все, в чем он нуждается».

Я знал его с 1947 г. и к тому времени понял, насколько он высоко квалифицированный. Пуджьяпад Шридхара Махарадж, Шрила Шроти Махарадж и мой Гуру Махарадж всегда относились к нему очень уважительно и прислушивались к его мнению, даже несмотря на то, что он был семейным человеком. Поэтому я и попросил своего Гурудева уговорить его принять санньясу. Тогда Гуруджи позвал его и сказал: «Нараяна Махараджа и все остальные преданные хотят, чтобы ты принял санньясу. Я тоже за это. Не бойся отречься от мира. Ты вполне достоин этого. Пожалуйста, прими санньясу сейчас, не откладывай. Это будет большим благом».

Абхай Чаранаравинда Прабху согласился принять санньясу, и церемония посвящения состоялась на следующий же день. Это был благоприятный день Вишварупа-махотсавы. Прабху спрашивал: «Как мне подготовиться?», и я говорил ему: «Не волнуйся, я все сделаю». Своими руками я подготовил для него бaхиp-вешу (дхоти санньяси), уттapию (передник) и данду (посох санньяси). Я научил его, как надевать эти одежды, и после этого провел огненную ягью. Пришел Акинчана Кришнадас Бабаджи Махараджа, и Шешашайи Брахмачари, и Кунджа-бихари Брахмачари, Париджатака Махарадж и многие другие. Сейчас многих из них уже нет с нами. Вместе со Свамиджи санньясу получил Санатана Прабху, ему дали имя Бхактиведанта Муни Махарадж. Ему было уже девяносто лет, и он говорил Свамиджи: «Если ты согласишься принять санньясу, я тоже приму». Его тоже нет уже с нами: он присоединился к вечному служению Кришне.

Я прочитал ягья-мaнтpы и провел церемонию. Акинчана Кришнадас Бабаджи Махарадж, духовный брат и близкий друг Прабху, пел Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Он пел непрерывно с восьми утра до трех часов дня, очень глубоко и сладостно. Свамиджи попросил его петь только кришна-наму, киртан Харе Кришна мaхa-мaнтpы. Затем мой Гурудев дал ему сaнньясa-мaнтpу.

Имя санньяси, которое Прабху получил от Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджи, — Свами. Это одно из традиционных имен санньяси, оно означает «господин» или «учитель». Это имя как нельзя лучше подходит для Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджи, ибо он стал господином сердец многих и многих душ, благодаря тому что был стойким и верным последователем своего Гурудевы. Вот почему мы с любовью называем его «Свамиджи». Это вовсе не обыденное обращение, а выражение любви и почтения. 

После обряда Гурудева попросил Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджу выступить перед собравшимися. Он стал говорить по-английски, хотя почти никто из присутствовавших не понимал этого языка. Он объяснил, что как раз в тот момент вспомнил об указании его Гурудевы проповедовать на английском языке.  

Я считаю особой честью то, что мне довелось помогать Шриле Бхактиведанте Свами Махарадже, когда он получал санньясу. После этой церемонии Кришнадас Бабаджи Махарадж три дня жил вместе с Шрилой Свами Махараджей в его комнате. Они были особенно близки и поверяли друг другу самые сокровенные мысли. Вскоре Свамиджи поехал в Агру и там устроил проповедническую программу. Он то и дело возвращался в Матхуру и опять уезжал проповедовать и совершать разную гуpу-севу. Мы держали комнату в нашем матхе специально для него в течение последующих пяти лет. В этой комнате он написал часть своей книги «Легкое путешествие на другие планеты». Его три тома «Шримад- Бхагаватам» тогда еще не были напечатаны; он продолжал работать над ними тоже здесь, в Кешаваджи Гаудия Матхе. Затем он передал рукописи в Дели для печати, и со временем эти первые три тома вышли в свет. Кроме того, он писал статьи для «Обратно к Богу» и других изданий. Возможно, он также делал переводы еще раньше, в Калькутте и Аллахабаде, но здесь ему было легче сосредоточиться на литературной деятельности, поэтому он написал очень много.

В санньясе мы с ним духовные братья. Я принял санньясу до него, в 1954 г., а он — в 1959 г. Тем не менее я всегда считал его старшим и относился к нему, как к своему шикшa-гуpу. Но Свамиджи никогда не обращался со мной как с учеником, а лишь как с близким другом. Когда мы повторяли Святое Имя, вспоминали игры Кришны, совершали киpтaну, он всегда сажал меня рядом с собой. Иногда мы вместе готовили чапати: он раскатывал, а я клал на огонь — и потом предлагали их Божествам.

Мы часто сидели с ним на одной кровати. Однажды я пришел к нему и подарил ему свой чaдap, потому что ему было нечем застилать постель. У него было лишь одно рваное одеяло. Штукатурка и краска на стенах в его комнате осыпались, но он был настолько погружен в свою бхаджану и служение, что не обращал на это внимания. В своем кутире, расположенном в самом святом месте, он совершал глубокую садхану и тапасью. Я чувствую себя очень удачливым, потому что мог общаться с ним в храме Радхи-Дамодары. 

В те годы, когда Свамиджи жил в храме Радхи-Дамодары, он был погружен в работу над переводом «Шримад-Бхагаватам» и комментариями к нему. Всякий раз, когда я навещал его, я предлагал ему свою помощь. В те дни я редактировал «Бхагавата-патрику», и потому у меня было мало свободного времени. Но несмотря на это, я довольно часто приходил к нему, в его маленький бхaджaн-кутиp, и общался с ним. Иногда мы принимали прасад вместе с Госвами храма Радхи-Дамодары. Мы также вместе обходили вокруг храма и отдавали поклоны у самадхи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами и особенно у самадхи Шрилы Рупы Госвами.

С самого начала нашего знакомства я видел в нем сильную санкалпату (решимость) ехать проповедовать на Запад. Он вынашивал этот замысел очень долго, думая, как выполнить наказ Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Он был одержим этой идеей еще до того, как принял санньясу. Поэтому он переводил «Бхагавад-гиту» на английский, а также писал другие книги на английском. С великой решимостью он создавал свои литературные труды исключительно ради этой цели. Когда он жил в храме Радхи-Дамодары, в своем небольшом кутиpе, у него не было ни денег, ни связей, однако он не терял решимости. Он твердо верил в то, что так или иначе сможет организовать проповедь на Западе. Он молился Шри Шри Радхе-Дамодаре и всем aчapьям, чтобы они как-нибудь доставили его туда. В то время он рассказывал мне о некоторых своих откровениях, когда его Гурудева, его дорогие Божества Шри Шри Радха-Дамодара, Шрила Рупа и Шрила Джива Госвами и другие ачарьи из сердца вдохновляли его и давали указания, как выполнить эту миссию».

Подготовка к проповеди на Западе и отъезд в Америку

Прежде чем отправиться в Америку, Шрила Свами Махараджа проводил много времени в Дели. Там он напечатал три тома «Шримад-Бхагаватам». Несколько раз я приезжал туда, чтобы пообщаться с ним, и мы вместе жили в его комнатах в храме Радхи-Кришны в одном из районов города, который назывался Чиппивада. Живя в Дели, он очень решительно и сильно проповедовал. Куда бы он ни ходил, он проповедовал. Каждому, кого он встречал, он рассказывал о Радхе и Кришне и о миссии Шри Чайтаньи Махапрабху. Он также и меня брал с собой проповедовать. Позже он написал мне письмо из Америки, вдохновляя меня продолжать проповедовать тем людям, с которыми он встречался в Дели.

Перед отъездом в Америку Свамиджи поведал мне о своих планах. Он сказал, что в Бомбее ему дали бесплатный билет на грузовое судно, которое шло в Бостон через Атлантический океан. Он говорил о том, что собирается делать по прибытии в Америку. У него была твердая вера, и он детально разработал стратегию проповеди.

Он поставил цель основать в видеши (западных странах) вайшнавскую общину и храм. У него была огромная вера в Святое Имя. Он говорил, что, даже если поначалу новые ученики не смогут отказаться от мяса и вина, он все равно примет их, идя на все, лишь бы пробудить в них сознание Кришны. Несколько раз он просил меня поехать вместе с ним. Я очень извинялся, говоря, что не могу поехать без разрешения моего Гурудевы, который дал мне указание руководить матхом в Матхуре.

И вот однажды он объявил мне: «Ну все, пришло время мне уезжать». Он направлялся в калькуттский порт и до этого хотел еще заехать в Майяпур. Я пришел попрощаться с ним, взял пыль с его стоп и положил себе на голову. Он попросил меня регулярно писать ему, что я и делал. За все последующие годы мы написали друг другу много писем. Небольшая их часть опубликована в брошюре «Письма Шрилы Прабхупады из Америки». К несчастью, большую часть остальных его писем ко мне, которую я дал в пользование преданным, мне так и не вернули.

Через какое-то время он написал мне, прося выслать ему его книги из его комнаты в Матхуре. В его шкафу хранилось много толстых томов. Они были очень пыльными, и я целый день отряхивал их и упаковывал в коробки. Потом мы послали эти коробки пароходом в Нью-Йорк. Когда я побывал в его комнатах в лос-анджелесском храме, я был очень тронут, увидев, что многие из этих книг до сих пор хранятся в его книжных шкафах. Я старался выполнять все, о чем он просил меня в письмах.

Когда он вернулся в Индию в 1967 г., я встречал его и его ученика Киртанананду в делийском аэропорту. До этого я получил его телеграмму, где он просил меня встретить его. Он рассказал мне много удивительных историй и подробностей о своей проповеди в Америке и о том, какие потрясающие результаты она принесла.

Он очень смиренно говорил, что все это произошло только благодаря милости его Гурудевы и желанию Шри Чайтаньи Махапрабху и Его спутников. Меня поразил его рассказ о том, как он впервые стал петь Харе Кришна мaхa-мaнтpу в Томпкинс Сквер парке, в Нью-Йорке. Он пел очень долго, несколько часов подряд. Он рассказывал мне, как он пел, закрыв глаза, глубоко сосредоточившись на звуках маха-мантры и полностью положившись на милость.

Мы жили вместе с ним неделю в Дели в храме Радхи-Кришны в Чиппиваде. Иногда Свамиджи нездоровилось, и он посылал меня вместе с Киртананандой проповедовать от его имени на программах, которые он устраивал. Он все время вдохновлял нас на проповедь. Он хотел, чтобы все увидели его западного ученика и водил нас ко всем своим знакомым в Дели, и мы там пели киртану и проповедовали.

Через несколько недель приехал еще один ученик Свамиджи, Ачьютананда Прабху, который хотел пожить во Вриндаване. Поскольку они были учениками Свамиджи, я садился рядом с ними и принимал маха-прасад, который они готовили. Никто из кастовых Госвами и почти никто из духовных братьев Свамиджи не брал от них никакого фасада и даже воды. Они объясняли это тем, что эти ученики выросли на Западе и раньше ели мясо. Я выступал против такой политики и убеждал их признать учеников Свамиджи настоящими преданными. Я объяснял, что проповедь Свамиджи иностранцам была совершенно авторитетной, в традициях Шри Чайтаньи Махапрабху и нашей гуpу-пaрaмпaры. Я думаю, что сейчас большинство индийских вайшнавов уже признали это..

В 1977 Шрила Свами Махарадж сильно заболел. 

Сукхананда Прабху из нашего матха делал ему натуропатический массаж с Ганга-джал. Сукхананда приезжал во Вриндаван каждое утро и каждый вечер и делал ему массаж в течение двух часов. Мы тоже иногда навещали Свамиджи и беседовали с ним.

Однажды мы приехали к нему, когда он уже много дней ничего не ел и почти не пил. Но несмотря на это, он встретил нас очень приветливо и ласково, как встречал и всех других, кто приходил к нему, и заботливо предложил нам принять роскошный маха-прасад, который готовили его ученики. Он с радостью говорил о том, как замечательно его ученики стараются служить их Гуру и Кришне. Хотя сам он уже давно ничего не ел, он с огромной заботой и любовью наблюдал за тем, как каждый из нас принимал прасад, до тех пор пока мы не были полностью удовлетворены.

К нему приходили его духовные братья и друзья: Акинчана Кришнадас Бабаджи Махараджа, Шрила Бон Махарадж, Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж, Шрила Бхакти Вайбхава Пури Махарадж, Шриман Индупати Прабху (из храма Шрилы Мадхавы Махараджа), Шриман Ананда Прабху и многие другие преданные. Мы тоже приходили несколько раз, чтобы побыть с ним, вместе с нашими брахмачари – с Шешашайи Прабху, Шубханандой Прабху, Преманандой Прабху и другими. Сохранились записи этих бесед, но в основном они на бенгальском и на хинди.

Почти перед Картикой, в начале октября, перед самым началом нашей ежегодной Враджа-мандала парикрамы, Шрила Свами Махарадж послал за мной. Он сказал своим старшим санньяси и другим: «Я хочу встретиться с Нараяной Махараджем». Они приехали за мной на машине и попросили: «Пожалуйста, поезжайте к Шриле Прабхупаде, он хочет вас видеть». Был вечер, и мы собрались, чтобы обсудить вопросы, связанные с предстоящей парикрамой, но я оставил все и немедленно поехал.

Когда я вошел в его комнату в храме Кришны-Баларамы, он тихо лежал на своей кровати. Кто-то из его учеников пел Харе Кришна маха-мантру, а несколько санньяси и других учеников сидели молча. Через какое-то время он открыл глаза и взглядом попросил меня подойти ближе. Перед самой своей смертью, вернее, перед тем, как войти в кришна-лилу, он был полон энтузиазма. Он ничего не говорил, но, увидев меня, очень обрадовался. Преданные тихо пели Харе Кришна на любимую мелодию Свамиджи.

Все видели, что он сейчас ничего не говорит. Я совершил сантья пранаму (поклонился стоя и молча), потому что в комнате было очень много людей и для полной пранамы просто не хватало места.

Увидев меня, он сразу же сказал: «О, Нараяна Махарадж пришел». Он хотел, чтобы я сел рядом с ним на его кровать. Он попытался приподняться и сесть, но я остановил его, положив руки ему на грудь: «Пожалуйста, лежите, не поднимайтесь, а я сяду вот здесь». Потом движением головы он попросил меня подвинуться ближе и сказал: «Я хочу поговорить с тобой». Он хотел, чтобы я сел совсем рядом с его головой, и сказал ученикам: «Принесите стул». Я сел совсем близко.

Сначала он заплакал. Сердце его таяло. Из самого сердца он сказал мне: «Нараяна Махарадж, простишь ли ты меня? Я чувствую, что мне есть за что просить прощения. В целях проповеди я говорил своим ученикам некоторые вещи, которые, возможно, не должен был говорить». В одном письме он очень резко высказался о своих духовных братьях, и потом об этом письме узнали все. Он писал там, что он и его ученики проповедуют, а другие нет, что остальные — кaништхa-aдхикapи, которые ничего не делают. Он также писал, что никто из Гаудия-вайшнавов не помогает ему, что все они только и знают, что едят маха-прасад и спят. Мне он однажды тоже написал подобное письмо, где говорил: «Я проповедую по всему миру, а они этого не делают и даже не хотят помогать мне».

Многие его ученики-санньяси наблюдали за нашей беседой. Из его слов и настроения я мог очень много понять о том, как он воспитывал своих неопытных учеников. Подобно тому как мать всячески оберегает своих маленьких детей, он велел ученикам не общаться с его духовными братьями и другими Гаудия-вайшнавами. Чтобы оградить учеников от недоразумений и беспокойств, он иногда говорил им, чтобы они не ходили ни в какие другие храмы, тем более что некоторые из его духовных братьев вели себя некорректно. Его ученики были простосердечными и не всегда понимали тонкий смысл того, что говорят индийцы. Они еще многого не знали, и их необходимо было вести по духовному пути постепенно, подробно разъясняя им все правила бхакти. Он не хотел, чтобы они падали духом, услышав критику со стороны кого-нибудь из индийских вайшнавов, которые могли не понимать природу западных преданных и то, как Свамиджи воспитывал их.

 Свамиджи был членом Гаудия Матха очень долгое время и прекрасно знал все вайшнавские предписания и сиддханту, однако он не мог научить своих учеников всему сразу всего лишь за несколько лет.

Он воздал много вайшнавов видеши (с Запада), из самых разных стран, и все же им еще зачастую недоставало сад-aчapa (вайшнавского поведения), присущего нашей ведической культуре. Он давал наставление, такие как избегать общения других вайшнавов, просто чтобы защитить своих молодых учеников.

Свамиджи сказал: «Хотя они еще не полностью обучены, у них много преданности. Я молюсь своему Гуру Махараджу и всей рупaнугa-гуpу-вapге, чтобы они благословили моих учеников. Шри Чайтанья Махапрабху, Шри Нитьянанда Прабху и Шри Баладева Прабху несомненно одарят их милостью». Свамиджи помнил обо всем этом. Он обратился ко мне с просьбой: «Пожалуйста, передай всем вайшнавам, что я оскорбил их, и попроси от моего имени прощения. Я очень сожалею о своих словах». Мне кажется, он в тот момент думал, что тот преданный, который повторяет Святое Имя чисто и который с большим вкусом слушает и рассказывает хapи-кaтху, подобно Шриле Рупе Госвами, гораздо более возвышенный, чем те, кто все время проповедует, но без чистой преданности.

Я сказал ему: «Вы мой шикшa-гуpу и чистый вайшнав. Я убежден, что Вы не сделали бы ничего, что противоречит принципам бхакти. Вы говорили эти слова только ради служения своему Гурудеве и Чайтанье Махапрабху. Мы тоже так поступаем.

Мы все в долгу перед Вами, так что не может быть и речи об оскорблении. Мы знаем это предсказание: притхивите ачхе йата нaгapaди-гpaмa...Вы совершили чудо: распространил славу Господа повсюду. Мы вовсе не думаем, что Вы сделали что-то не так, поэтому мне совершенно не за что Вас прощать. Но я обязательно передам Вашу просьбу старшим вайшнавам, чтобы воцарился мир. Вы мой шикшa-гуpу, поэтому я буду следовать всем твоим наставлениям с полной искренностью».

Слезы катились из его глаз, это была такая трогательная сцена. Он вел себя очень смиренно, думая, что он не настоящий вайшнав, но на самом деле он был на том же уровне, что и Нароттама дас Тхакур и Шрила Бхактивинода Тхакур.

Свамиджи продолжал: «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада велел нам всем проповедовать в Европе и Америке. Он очень сильно хотел этого. И еще он хотел, чтобы мы все проповедовали сообща. Я не терял ни одной секунды. Я старался делать все, что было в моих силах, и это принесло определенный успех». Его голос дрожал от переполнявших его чувств. «Если мы сможем действовать сообща, тогда, как провозгласил Шри Чайтанья Махапрабху, у этого Движения сaнкиpтaны великое будущее».

Затем он сказал мне: «Я хочу, чтобы ты помог мне: позаботься о моей миссии и о моих учениках. Я хочу, чтобы все они стали настоящими, достойными преданными. Если они будут приходить к тебе, пожалуйста, помогай им».

Рядом стояло много учеников Свамиджи, поэтому он тихо прошептал на бенгальском: «Приехав на Запад, я поймал в свои сети много обезьянок. Правда ведь, они только и делают, что ссорятся между собой. Они еще незрелы и необучены. Поэтому я прошу тебя: после моего ухода помогай им во всех отношениях». Понимая, что может означать для меня такое указание моего шикшa-гуpу, я колебался. Тогда он взял обе мои руки в свои, глубоко заглянул мне в глаза и попросил меня пообещать помогать им. Тогда я согласился и ответил: «Обещаю, что всегда буду готов помогать им насколько смогу, согласно моей бхактисиддханта-таттве (пониманию философии бхакти)».

Шрила Свами Махараджа медленно повернул голову и посмотрел на преданных, стоявших рядом с ним. Затем он так же медленно поднял руку, привлекая их внимание, и произнес: «Слушайте Нараяну Махараджу. Не ссорьтесь между собой. Я дал вам все указания в своих книгах». С этими словами он опустил руку.

Свамиджи сказал мне: «Прошу тебя, положи меня в самадхи своими руками. Я хочу принять самадхи именно из твоих рук. После обряда самадхи устрой махотсаву (праздник в честь ухода вайшнава). Раздай пожертвования семи главным храмам Вриндавана и всем Гаудия Матхам. На твое усмотрение, 200 рупий, 1000 рупий, как решишь. Мои ученики будут слушать, что ты скажешь, и дадут необходимую сумму. Также устрой махотсаву в Матхуре и пригласи всех старших вайшнавов на пир. Пригласи всех вайшнавов во Вриндаване. Сделай все это для меня. И еще раз я прошу тебя, всегда помогай моим преданным».

Его божественный уход

Когда мы приехали к нему в его последние часы 14 ноября, он не разговаривал. Глядя тогда на его лицо, я почувствовал, что он глубоко погрузился в памятование о вриндаванских играх Кришны. Это была великая милость, исходившая от Кришны, ибо он служил Радхе и Кришне всю свою жизнь. Такие особенные преданные способны полностью погрузиться в мысли о Кришне. Он пребывал в состоянии транса, глаза его были закрыты, и на его теле проявлялись особые признаки. Это была необычайно трогательная (каруна) сцена. На его лице не было ни тени боли или беспокойства, и он ни на что не отвлекался. Рот его был прекрасен, словно распустившаяся роза или лотос.

Все это признаки, по которым можно распознать великую душу. Обыкновенный человек перед смертью плачет и сокрушается, и лицо его искажает уродливая гримаса. Но лицо Свамиджи в последние его дни никогда не было таким. Оно было подобно нежному лотосу. Из этого я мог понять, о чем он думал в то время. Я видел также и других преданных, уходивших в апраката-лилу (вечные игры Кришны), в первую очередь своего Гурудева - Шрилу Бхактипрагьяну Кешаву Махараджа, Ананга-мохана Брахмачари, Джаганнатху Бабаджи Махараджа (ученика Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати), Нарасимху Махараджа и Падманабху Махараджа. Я видел, как уходили многие, и знал, что в это время происходит с преданными. Они говорили: «Кришна, Кришна... Радхе, Радхе».

Есть определенные признаки, указывающие на то, что в последние минуты жизни человек помнит Кришну, и Шрила Свами Махараджа проявлял все эти признаки. Он был просто прекрасен. Никаких признаков боли и привязанности к телу или к чему-либо еще. Он уже не беспокоился ни о своих учениках, ни о каких-либо делах основанного им Движения сознания Кришны. Не осталось ничего, кроме памятования о Кришне.

Наши брахмачари тихо пели бхаджаны. Я видел, что он полностью удовлетворен, и тоже чувствовал полное удовлетворение. Я знал, что он скоро уйдет, но было невозможно определить, как скоро это случится: он мог уйти сейчас, а мог и еще через какое-то время. До этого, когда он еще был во внешнем сознании, он разговаривал со мной, но не попросил меня остаться и ждать. Я никуда не торопился, но предчувствовал, что он войдет в нитья-лилу вскоре после того, как мы уедем в Матхуру. Мы вернулись в Матхуру, и потом нам сообщили, что он ушел через несколько часов после нашего отъезда.

 Мы быстро вернулись в храм Кришны-Баларамы и подготовили все, что было нужно для вираха-махотсавы. Исполняя его волю, мы пронесли его тело на паланкине по всем главным храмам Вриндавана: мы заходили в эти храмы и останавливались перед Божествами. В этой процессии шли и пели много его учеников, а также много других людей. Все жители Вриндавана вышли на улицы, чтобы выразить ему почтение. После этого я подготовил его тело к обряду самадхи. Глиной для тилаки я написал на его груди и на лбу особые мантры. Потом я поместил его тело в соль и, соблюдая все вайшнавские правила, своими руками положил его трансцендентное тело в самадхи.

Шрила Свами Махарадж совершил великое чудо. Следуя указаниям своего Гуру Махараджа, он распространил славу Шри Чайтанья Махапрабху по всему миру. Он всегда внимательно слушал и повторял Харе Кришна. В конце он вернулся во Вриндаван Дхаму, чтобы погрузиться во внутренние эмоции. Некоторые могли видеть это его настроение, другие, возможно, не были способны это осознать. Он говорил нам: «Мой дом - Вриндаван». Дом означает – любимый дом, настоящий дом.

Я возношу молитвы у лотосных стоп моего дикша-Гурудева и у лотосных стоп моего дикша-гуру и прия-бандху Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Шрила Свами Махарадж милостиво дал мне возможность служить ему, и я предлагаю свои сердечные пушпанджали у его лотосных стоп».

#Глава 2. Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж

Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж получил хари-нама-инициацию от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и дикшу от Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Когда ему было всего десять лет, его мать, ученица Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, доверила его заботам Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа, который был тогда Шри Винодабихари Брахмачари. Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж - ачарья и президент Гаудия Веданта Самити. [Покинул этот мир в 2004 году.]

 

«Я пришел в Гаудия Матх еще мальчиком, это было в Маяпуре в 1931 году. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, которого звали тогда Абхай Чаранаравинда Прабху, был очень близким другом моего Гурудева, Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа.

И поскольку их отношения были близкими, когда он приезжал в Маяпур, я всегда служил ему.

Поскольку в матхе я был самым юным, то всегда, когда в матх приходили вайшнавы, чтобы увидеться с Прабхупадой, будь то его ученики, или другие люди, я делал для них тарелки из банановых листьев. Я убирал все вокруг, подавал им соль, лимон и воду. Когда они заканчивали почитать прасад, я собирал тарелки и мыл пол.

 Таким образом, моей главной обязанностью было служение всем вайшнавам, включая Шрила Свами Махараджу.

В какой-то момент из-за проблем в матхе Гуру Махарадж (Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж) покинул Гаудия матхи в Маяпуре и Калькутте. Он отправился в Аллахабад, и взял с собой меня. Свами Махарадж пригласил нас в свой дом  и мы прожили там несколько месяцев. В то время я готовил и служил им там.

В 1940 году Гуру Махарадж основал Гаудия Веданта Самити в Калькутте, на Боспада Лейн в Багх Базаре. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж был там - он был одним из трех основателей Гаудия Веданта Самити. Я тоже служил там.

  Время от времени, когда Гурудева останавливался на Боспада Лейн в Калькутте, туда приходил Бхактиведанта Свами Махарадж. Они говорили очень много хари-катхи, с большой любовью. Они оба часто смеялись и шутили друг с другом.

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж был очень знатоком писаний и преданным, он регулярно предоставлял статьи для нашего ежемесячного журнала «Гаудия Патрика». Наш Гуру Махараджа назначил его главой редакции.

Я часто отправлялся в дом Свамиджи на Сита-Канта-Банарджи-лейн в Калькутте, чтобы проконсультироваться с ним. Я приносил с собой статьи и письма от нашего Гурудева. Гурудева читал статьи, которые посылал Свамиджи, и всегда их высоко ценил.

Я помню наши отношения: Свами Махарадж одаривал меня любовью. Свами Махарадж был очень веселым. Он твердо верил в своего Гуру Махараджа, Шрилу Прабхупаду, который дал ему дикша-мантру и хотел, чтобы он проповедовал в западных странах.

Впоследствии, с 1967 года, Свами Махарадж приехал в Навадвипу, чтобы найти землю для своего храма. Когда он приехал, мы с Тривикрамой Махараджем служили ему в Девананда Гаудия Матхе».

#Глава 3. Шрила Бхактиведанта Тривикрама Махарадж

Шрила Б.В. Тривикрама Махарадж получил посвящение у Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа в 1942 году, а в 1952 году получил санньясу.  После ухода его Гурудева, в 1968 году, Шрипад Тривикрама Махараджа принял на себя обязанности главного секретаря Шри ГаудияВеданта Самити. Мы взяли это интервью в Навадвипе, Западная Бенгалия. Шрила Б.В. Тривикрама Махарадж покинул этот мир в 2002.

 

«Мой Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж, познакомил меня со Шри Абхаем Чаранаравиндой Прабху – они были духовными братьями и близкими друзьями. Вместе они создали Гаудия Веданта Самити, организацию, которая впоследствии включала в себя Шри Девананда Гаудия Матх и многие другие мандиры по всей Индии.

Мы, ученики, всегда очень уважительно относились к нему, хотя тогда он еще не принял жизни в отречении, и у него было много проблем с бизнесом и семьей. Он обладал харизмой и был решительным. Я помню, как много  идей о написании книг и проповеди миссии Чайтаньи Махапрабху у него было.

Он был очень учен, он занимался сам, дома, и также был экспертом в области английского и санскрита. Он и мой Гуру Махараджа провели немало времени, обсуждая сиддханту и планируя, как самыми разными способами победить майю. Я знаю, что в прошлом они жили вместе в Аллахабаде.

Он меня очень любил, и в самом начале, до того как я принял санньясу, и позже. Много раз он разговаривал со мной, читая мне шлоки и тики (комментарии) наших ачарьев.

Он становился все больше и больше сосредоточен  на том, чтобы поехать на Запад, спасать людей этих стран. Он часто говорил об этом очень искренне, как о чрезвычайно важной и срочной миссии, которую каким-то образом нужно выполнить.

Несколько раз, поскольку я немного знаю английский, он лично просил меня поехать вместе с ним в Америку, когда он туда наконец соберется.

Тогда я не ответил ему «нет», но я был целиком и полностью занят севой моему Гурудеву, требовавшей полной занятости. А также с моим характером трудно быть благосклонным в отношении западных учеников.

После принятия санньясы от нашего Шрилы Гуру Махараджа, Шрила Свами Махарадж отправился в Америку и его встретил большой успех в прачаре (проповеди).

Шрила Свами Махарадж жил в Батлере, Пенсильвании и в Нью-Йорке, и у него была долгая и большая переписка со Шрилой Нараяной Махараджем. Он регулярно обращался с просьбами прислать кхолы (мриданги) и караталы, мурти Тхакурджи, книги, лекарства и сладости матхура пера. Мы помогали покупать всё это, упаковывали в ящики и через Калькутту отправляли посылки ему. Иногда послания задерживались, шли медленно. Он настойчиво писал, и мы старались исполнять все его просьбы. Некоторые из этих писем на бенгали сохранились, и они, кажется, уже опубликованы».

Ниже приводится перевод подношения, написанного от руки на бенгальском. Шрила Тривикрама Махараджа написал его в честь Шрилы Прабхупады:

«Шрила Сач-чид-ананда Бхактивинод Тхакур, как известно, принадлежит к таттве Гададхары. Он пребывает в преемственности Шри Чайтаньи Махапрабху, обладающего всей красотой и расой. Его образ - Шри Шри Радха и Кришна. Он дарует мантру - источник света.

Подобно Бхагиратхе, благодаря которому


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.