Часть Первая: Годы жизни грихастхой в Калькутте, 1920-е — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Часть Первая: Годы жизни грихастхой в Калькутте, 1920-е

2022-11-14 30
Часть Первая: Годы жизни грихастхой в Калькутте, 1920-е 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я помню то ноябрьское утро 1977 года. Это было как будто вчера. Сотни нас, преданных в Лос-Анджелесе, толпились, замершие, не веря в известие об уходе Шрилы Прабхупады. Тогда же по всей планете, все ученики Шрилы Прабхупады изо всех сил пытались постичь невозможное: наш лидер, проводник, наш герой, наш самый близкий друг, наш хранитель и вечный доброжелатель покинул этот мир.

Теперь прошли годы. Они переменили нас в тысячу раз. Но для многих одно точно остается неизменным: несмотря на свое физическое отсутствие, Шрила Прабхупада по-прежнему - источник нашего вдохновения. Он помогает нам подняться и в лучшие, и в худшие времена. Именно к нему мы обращаемся в молитве, и именно он властвует над нашими надеждами и устремлениями.

Одна из тех, на кого Шрила Прабхупада продолжал влиять особым образом - моя жена Мулапракрити даси.

На протяжении более трех десятилетий я видел, как она упорна в своем желании удовлетворить его. За последние несколько лет любовь Мулы к Шриле Прабхупаде отправила ее в треккинг по всей Индии - с диктофоном и интуицией.

Ее интуиция была правильной: люди, знавшие Шрилу Прабхупаду, до того, как он отправился на Запад, могли поделиться золотыми копями невысказанного нектара. Сначала она записывала их воспоминания просто потому, что была очень тронута. Но, как многие из вас знают, характер Мулы таков, что она обязательно должна делиться тем, что узнала. Так, постепенно, родилась идея книги.

Огромная груда пленочных записей с интервью на хинди, бенгали и безнадежно ломаном английском, вскоре превысила все её ожидания. Она осознала, что работает в течение многих часов, часто в одиночку, над задачей, которая, как ей иногда казалось, ей не по силам. И, вдобавок, камеры, компьютеры, диктофоны и почти всё остальное выходило из строя как раз в тот момент, когда они были наиболее нужны.

Тем не менее, в череде бесчисленных неудач, целеустремленная преданность Мулы Шриле Прабхупаде и его семье преданных никогда не позволяла ей остановиться.

Главное, что ее волновало - «понравится ли преданным?» Я лично подтверждаю, что искреннее желание Мулы удовлетворить всех последователей Шрилы Прабхупады руководило ею с самого первого и до самого последнего интервью.

На протяжении многих лет она никогда не оставляла надежды на то, что общая привязанность к Шриле Прабхупаде убедит нас трудиться вместе, ценя друг друга, несмотря на многочисленные различия.

Она находила вдохновение и надежду в знаменитом комментарии Шрилы Прабхупады к Первой Песни "Шримад-Бхагаватам" [ШБ 1.5.11]:

"Если дом охвачен пожаром, его обитатели бегут за помощью к соседям, которые могут оказаться иностранцами... и те смогут понять их, хотя и говорят на другом языке. Такой же дух сотрудничества необходим и для распространения трансцендентного послания «Шримад-Бхагаватам» в оскверненной атмосфере современного мира".

Книга «Наш Шрила Прабхупада - друг всем» - является плодом этой надежды. Это подношение Шриле Прабхупаде, которое представлено ради счастья и единства его искренних почитателей.

Иногда, когда предпринимается попытка прославить великого ачарью, другие могут чувствовать себя ущемленными. Но эта книга призвана показать гармонию и любовь между истинными преданными.

Различия и конфликты, неизбежно возникают в ходе проповеди, здесь поставлены в более глубокой и более широкой перспективе: любовного обмена, дружбы, сострадания и общих шуток.

Показанные в этом контексте, воспоминания о Шриле Прабхупаде лишь усилят нашу признательность, уважение и любовь к Прабхупаде. Мы, его последователи, можем учиться на его примере. Но он подал нам пример не только Джагат Гуру, но и показал, каким нужно быть другом, духовным братом и доброжелателем. Современники, которые знали и любили Шрилу Прабхупаду, делали это не из-за его славы или успеха. Это была естественная реакция на его любовь к ним. И услышав об их взаимоотношениях со Шрилой Прабхупадой, полных любви, мы сможем увеличить своё собственное богатство. Любовь и преданность ему. 

Я пишу эти строки в Шри Вриндаван Дхаме. Мула только что покинула этот мир. Девять месяцев назад, во Вриндаване, ей диагностировали рак. После мужественной борьбы с этой болезнью она вернулась в этот духовный дом, который Шрила Прабхупада даровал всем нам, чтобы оставить тело.

Таким образом, этот проект имеет дополнительный смысл - это последнее в этом мире подношение Мулы её возлюбленному Шриле Прабхупаде.

Гопавриндапал дас

На фото: Даршан Шрилы Прабхупады во дворе Кришна-Баларам Мандира в 1975 году. Мулапракрити - 24 года.

Понадобилось более восьми лет, чтобы собрать все эти воспоминания о моем духовном учителе, Его Божественной Милости Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупаде.

Первый раз меня заинтересовала тема взаимоотношений Шрилы Прабхупады с его первыми друзьями более 20 лет назад. В то время некоторые из них спонтанно стали вспоминать такие прекрасные моменты, что мой энтузиазм узнать Шрилу Прабхупаду усилился.

На протяжении многих лет, во время частых путешествиях по всей Индии, и особенно во время пребывания во Вриндаване неподалеку от комнат Шрилы Прабхупады в Радха-Дамодара Мандире, я встречала множество вайшнавов, которые знали Шрилу Прабхупаду до того, как он уехал на Запад.

Я задавала им вопросы и неофициально записывала их мнения. Проявилась закономерность. Почти каждая история, которую я слышала от этих пожилых садху, друзей, поклонников и членов семьи, заставляла меня выше ценить уникальное положение Шрилы Прабхупады.

Когда я поделился своим опытом с духовными братьями и сестрами, мне стало очевидно, что эти сладкие воспоминания о Прабхупаде могут стать золотыми копями вдохновения для последователей Шрилы Прабхупады повсюду, во всем мире.

Я осознала, естественным результатом моих поисков станет книга. Так начался детективный труд, и за последние восемь лет мы собрали все нити, все имена, какие могли. Розыски были проведены среди всех, кто знал его. Так, постепенно, книга зажила собственной жизнью.

Поразительно, как многих жизней коснулся Шрила Прабхупада, даже до того, как он прибыл на Запад в качестве ачарьи. Это подношение влиянию его огромной любви, которая значительно изменила множество разных людей, пообщавшихся с ним.

Я не могу себе даже представить, каков был бы объем этой книги, начни мы ее годами раньше, когда многие из его самых близких спутников были еще живы. Мы никогда не услышим многих, кто знал его, они ушли задолго до того, как мы могли с ними встретиться.

Даже среди тех, чьи слова мы записали на пленку, - многих теперь уже нет с нами.

Некоторые интервью мы брали на английском, но большинство - это перевод с хинди или бенгальского. В некоторых случаях мы брали информацию из ранее написанного или записанного на пленку материала.

Практически все наши собеседники были довольно пожилыми людьми. Многие из них - продвинутые преданные, а некоторые - почтенные ачарьи со своими миссиями. Другие - просто удачливые души, которых коснулась доброта и милость Шрилы Прабхупады. Для того, чтобы показать, как Шрила Прабхупада тронул всех тех, с кем общался, мы включили в книгу интервью с множеством людей из самых разных слоев общества. Некоторые из интервью - короткие снимки памяти; другие довольно обширны. Они могут быть не быть равны по своей глубине. Но, несмотря на это, у них есть общее: каждый из наших собеседников был тронут, взволнован или благословлен сильно и глубоко.

То, что мы услышали от всех этих людей, вдохновило нас еще больше ценить глубину характера и преданности Шрилы Прабхупады. Все это несомненно дало нам более глубокое понимание его вселенской любви и привязанности. Наш мотив прост - он заключается в том, что все, кто прочитает эти страницы, обретут тот же результат. И хотя это лишь капля из океана его славы, мы надеемся, что она напоит всех, испытывает жажду год за годом, жизнь за жизнью, - жажду его драгоценного общения и служения ему.

Может возникнуть вопрос о достоверности собранных здесь воспоминаний. Хрупкость человеческой памяти и склонность к личной заинтересованности очевидно являются возможными недостатками.

Тем не менее, во всех предыдущих публикациях о Шриле Прабхупаде тоже были использованы личные воспоминания, и их точно так же сложно проверить. Это истории, рассказанные устно, а не юридические документы. По возможности, мы проводим перекрестные ссылки и подтверждаем их обоснованность, и все, что вызывало вопросы, мы не стали включать в книгу, либо переводили еще раз.

Мы приносим извинения за любые ошибки. Но в конечном итоге эта книга не выполняет роли биографии; все это исключительно для вдохновения.

Мы подтверждаем, что каждый из опрошенных нами людей, чьи интервью мы выбрали для книги, в своей речи хотел исключительно прославить Шрилу Прабхупаду. Многие, если не большинство, были застенчивы и лишь после продолжительных уговоров нам удавалось их разговорить. Некоторые были эмоциональны, а некоторые даже прерывали свой рассказ, не в силах продолжать дальше, - с такой с любовью они вспоминали его.

Многие из участников знали, что в нашем Шриле Прабхупаде есть что-то особенное, даже после первой с ним встречи. Некоторые знали о наставлении, которые Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада дал ему. Но, конечно, никто не знал о чуде, которое случится в будущем. Тем не менее, все мы, его бесчисленные последователи, чья жизнь является частью этого чуда, теперь могут увидеть в ретроспективе этих интервью его истинное могущество и славу.

Мулапракрити деви даси

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

В главах этой книги представлены друзья Шрилы Прабхупады, с 1920-х до 1970-х годов. Интервью сгруппированы по временному периоду, в который произошла та или иная описываемая встреча со Шрилой Прабхупадой. При этом отношения этих людей с ним могли продолжаться всю жизнь.

Читатель может заметить случайные расхождения в исторических деталях. Эти расхождения - двух категорий.

Первая - когда разные люди по-разному вспоминают какую-то личность, время или событие. К примеру, вспоминая то, как Шрилу Прабхупаду посещал какой-то губернатор, одни считают, что губернатор был из Ориссы, а другие - что из Уттар Прадеша.

Второе несоответствие заключается в разнообразии ранее опубликованной информации. Например, люди в интервью могут говорить, что Шрила Прабхупада еще носил белое, когда жил в Радха-Дамодара Мандире (т.е. до того, как принял санньясу).  В любом случае, мы не пытались скорректировать сказанное. Подобные детали никоим образом не умаляют самой сути этих интервью. Более того, возможно даже получить из них новую информацию. Используем упомянутый пример Радха-Дамодара Мандира. Наши личные исследования показали, что Шрила Прабхупада мог переехать туда в районе 1959 - 1962 годов. То есть он вполне мог жить в помещении наверху, когда шел ремонт одной из его комнат внизу.

Замечание об использовании слова "бхава": на хинди или бенгальском "бхава" используется для описания сильных эмоций или настроения.

Мы отдаем эту книгу на печатный пресс лишь через несколько дней после того, как наша подруга, Мулапракрити, покинула этот мир. Это случилось в Шри Вриндавана Дхаме. Поскольку эта книга завершена после ухода Мулы, нам остается лишь надеяться, что мы поблагодарили всех, кто участвовал в ее производстве. Просим нижайше нас простить, если мы кого-то упустили.

Манджари деви даси


адвешта сарва-бхутанам

маитрах каруна эва ча

нирмамо нираханкарах

сама-духкха-сукхах кшами

сантуштах сататам йоги

йататма дрдха-нишчайах

майй арпита-мано-буддхир

йо мад-бхактах са ме прийах

«Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто избавился от собственнического инстинкта и ложного эго, кто остается невозмутимым в радости и в горе, кто терпелив и всегда удовлетворен, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью отдает себя преданному служению, — такой человек очень дорог Мне.» «Бхагавад-гита», 12.13-14


Подготовка к проповеди на Западе и отъезд в Америку

Прежде чем отправиться в Америку, Шрила Свами Махараджа проводил много времени в Дели. Там он напечатал три тома «Шримад-Бхагаватам». Несколько раз я приезжал туда, чтобы пообщаться с ним, и мы вместе жили в его комнатах в храме Радхи-Кришны в одном из районов города, который назывался Чиппивада. Живя в Дели, он очень решительно и сильно проповедовал. Куда бы он ни ходил, он проповедовал. Каждому, кого он встречал, он рассказывал о Радхе и Кришне и о миссии Шри Чайтаньи Махапрабху. Он также и меня брал с собой проповедовать. Позже он написал мне письмо из Америки, вдохновляя меня продолжать проповедовать тем людям, с которыми он встречался в Дели.

Перед отъездом в Америку Свамиджи поведал мне о своих планах. Он сказал, что в Бомбее ему дали бесплатный билет на грузовое судно, которое шло в Бостон через Атлантический океан. Он говорил о том, что собирается делать по прибытии в Америку. У него была твердая вера, и он детально разработал стратегию проповеди.

Он поставил цель основать в видеши (западных странах) вайшнавскую общину и храм. У него была огромная вера в Святое Имя. Он говорил, что, даже если поначалу новые ученики не смогут отказаться от мяса и вина, он все равно примет их, идя на все, лишь бы пробудить в них сознание Кришны. Несколько раз он просил меня поехать вместе с ним. Я очень извинялся, говоря, что не могу поехать без разрешения моего Гурудевы, который дал мне указание руководить матхом в Матхуре.

И вот однажды он объявил мне: «Ну все, пришло время мне уезжать». Он направлялся в калькуттский порт и до этого хотел еще заехать в Майяпур. Я пришел попрощаться с ним, взял пыль с его стоп и положил себе на голову. Он попросил меня регулярно писать ему, что я и делал. За все последующие годы мы написали друг другу много писем. Небольшая их часть опубликована в брошюре «Письма Шрилы Прабхупады из Америки». К несчастью, большую часть остальных его писем ко мне, которую я дал в пользование преданным, мне так и не вернули.

Через какое-то время он написал мне, прося выслать ему его книги из его комнаты в Матхуре. В его шкафу хранилось много толстых томов. Они были очень пыльными, и я целый день отряхивал их и упаковывал в коробки. Потом мы послали эти коробки пароходом в Нью-Йорк. Когда я побывал в его комнатах в лос-анджелесском храме, я был очень тронут, увидев, что многие из этих книг до сих пор хранятся в его книжных шкафах. Я старался выполнять все, о чем он просил меня в письмах.

Когда он вернулся в Индию в 1967 г., я встречал его и его ученика Киртанананду в делийском аэропорту. До этого я получил его телеграмму, где он просил меня встретить его. Он рассказал мне много удивительных историй и подробностей о своей проповеди в Америке и о том, какие потрясающие результаты она принесла.

Он очень смиренно говорил, что все это произошло только благодаря милости его Гурудевы и желанию Шри Чайтаньи Махапрабху и Его спутников. Меня поразил его рассказ о том, как он впервые стал петь Харе Кришна мaхa-мaнтpу в Томпкинс Сквер парке, в Нью-Йорке. Он пел очень долго, несколько часов подряд. Он рассказывал мне, как он пел, закрыв глаза, глубоко сосредоточившись на звуках маха-мантры и полностью положившись на милость.

Мы жили вместе с ним неделю в Дели в храме Радхи-Кришны в Чиппиваде. Иногда Свамиджи нездоровилось, и он посылал меня вместе с Киртананандой проповедовать от его имени на программах, которые он устраивал. Он все время вдохновлял нас на проповедь. Он хотел, чтобы все увидели его западного ученика и водил нас ко всем своим знакомым в Дели, и мы там пели киртану и проповедовали.

Через несколько недель приехал еще один ученик Свамиджи, Ачьютананда Прабху, который хотел пожить во Вриндаване. Поскольку они были учениками Свамиджи, я садился рядом с ними и принимал маха-прасад, который они готовили. Никто из кастовых Госвами и почти никто из духовных братьев Свамиджи не брал от них никакого фасада и даже воды. Они объясняли это тем, что эти ученики выросли на Западе и раньше ели мясо. Я выступал против такой политики и убеждал их признать учеников Свамиджи настоящими преданными. Я объяснял, что проповедь Свамиджи иностранцам была совершенно авторитетной, в традициях Шри Чайтаньи Махапрабху и нашей гуpу-пaрaмпaры. Я думаю, что сейчас большинство индийских вайшнавов уже признали это..

В 1977 Шрила Свами Махарадж сильно заболел. 

Сукхананда Прабху из нашего матха делал ему натуропатический массаж с Ганга-джал. Сукхананда приезжал во Вриндаван каждое утро и каждый вечер и делал ему массаж в течение двух часов. Мы тоже иногда навещали Свамиджи и беседовали с ним.

Однажды мы приехали к нему, когда он уже много дней ничего не ел и почти не пил. Но несмотря на это, он встретил нас очень приветливо и ласково, как встречал и всех других, кто приходил к нему, и заботливо предложил нам принять роскошный маха-прасад, который готовили его ученики. Он с радостью говорил о том, как замечательно его ученики стараются служить их Гуру и Кришне. Хотя сам он уже давно ничего не ел, он с огромной заботой и любовью наблюдал за тем, как каждый из нас принимал прасад, до тех пор пока мы не были полностью удовлетворены.

К нему приходили его духовные братья и друзья: Акинчана Кришнадас Бабаджи Махараджа, Шрила Бон Махарадж, Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж, Шрила Бхакти Вайбхава Пури Махарадж, Шриман Индупати Прабху (из храма Шрилы Мадхавы Махараджа), Шриман Ананда Прабху и многие другие преданные. Мы тоже приходили несколько раз, чтобы побыть с ним, вместе с нашими брахмачари – с Шешашайи Прабху, Шубханандой Прабху, Преманандой Прабху и другими. Сохранились записи этих бесед, но в основном они на бенгальском и на хинди.

Почти перед Картикой, в начале октября, перед самым началом нашей ежегодной Враджа-мандала парикрамы, Шрила Свами Махарадж послал за мной. Он сказал своим старшим санньяси и другим: «Я хочу встретиться с Нараяной Махараджем». Они приехали за мной на машине и попросили: «Пожалуйста, поезжайте к Шриле Прабхупаде, он хочет вас видеть». Был вечер, и мы собрались, чтобы обсудить вопросы, связанные с предстоящей парикрамой, но я оставил все и немедленно поехал.

Когда я вошел в его комнату в храме Кришны-Баларамы, он тихо лежал на своей кровати. Кто-то из его учеников пел Харе Кришна маха-мантру, а несколько санньяси и других учеников сидели молча. Через какое-то время он открыл глаза и взглядом попросил меня подойти ближе. Перед самой своей смертью, вернее, перед тем, как войти в кришна-лилу, он был полон энтузиазма. Он ничего не говорил, но, увидев меня, очень обрадовался. Преданные тихо пели Харе Кришна на любимую мелодию Свамиджи.

Все видели, что он сейчас ничего не говорит. Я совершил сантья пранаму (поклонился стоя и молча), потому что в комнате было очень много людей и для полной пранамы просто не хватало места.

Увидев меня, он сразу же сказал: «О, Нараяна Махарадж пришел». Он хотел, чтобы я сел рядом с ним на его кровать. Он попытался приподняться и сесть, но я остановил его, положив руки ему на грудь: «Пожалуйста, лежите, не поднимайтесь, а я сяду вот здесь». Потом движением головы он попросил меня подвинуться ближе и сказал: «Я хочу поговорить с тобой». Он хотел, чтобы я сел совсем рядом с его головой, и сказал ученикам: «Принесите стул». Я сел совсем близко.

Сначала он заплакал. Сердце его таяло. Из самого сердца он сказал мне: «Нараяна Махарадж, простишь ли ты меня? Я чувствую, что мне есть за что просить прощения. В целях проповеди я говорил своим ученикам некоторые вещи, которые, возможно, не должен был говорить». В одном письме он очень резко высказался о своих духовных братьях, и потом об этом письме узнали все. Он писал там, что он и его ученики проповедуют, а другие нет, что остальные — кaништхa-aдхикapи, которые ничего не делают. Он также писал, что никто из Гаудия-вайшнавов не помогает ему, что все они только и знают, что едят маха-прасад и спят. Мне он однажды тоже написал подобное письмо, где говорил: «Я проповедую по всему миру, а они этого не делают и даже не хотят помогать мне».

Многие его ученики-санньяси наблюдали за нашей беседой. Из его слов и настроения я мог очень много понять о том, как он воспитывал своих неопытных учеников. Подобно тому как мать всячески оберегает своих маленьких детей, он велел ученикам не общаться с его духовными братьями и другими Гаудия-вайшнавами. Чтобы оградить учеников от недоразумений и беспокойств, он иногда говорил им, чтобы они не ходили ни в какие другие храмы, тем более что некоторые из его духовных братьев вели себя некорректно. Его ученики были простосердечными и не всегда понимали тонкий смысл того, что говорят индийцы. Они еще многого не знали, и их необходимо было вести по духовному пути постепенно, подробно разъясняя им все правила бхакти. Он не хотел, чтобы они падали духом, услышав критику со стороны кого-нибудь из индийских вайшнавов, которые могли не понимать природу западных преданных и то, как Свамиджи воспитывал их.

 Свамиджи был членом Гаудия Матха очень долгое время и прекрасно знал все вайшнавские предписания и сиддханту, однако он не мог научить своих учеников всему сразу всего лишь за несколько лет.

Он воздал много вайшнавов видеши (с Запада), из самых разных стран, и все же им еще зачастую недоставало сад-aчapa (вайшнавского поведения), присущего нашей ведической культуре. Он давал наставление, такие как избегать общения других вайшнавов, просто чтобы защитить своих молодых учеников.

Свамиджи сказал: «Хотя они еще не полностью обучены, у них много преданности. Я молюсь своему Гуру Махараджу и всей рупaнугa-гуpу-вapге, чтобы они благословили моих учеников. Шри Чайтанья Махапрабху, Шри Нитьянанда Прабху и Шри Баладева Прабху несомненно одарят их милостью». Свамиджи помнил обо всем этом. Он обратился ко мне с просьбой: «Пожалуйста, передай всем вайшнавам, что я оскорбил их, и попроси от моего имени прощения. Я очень сожалею о своих словах». Мне кажется, он в тот момент думал, что тот преданный, который повторяет Святое Имя чисто и который с большим вкусом слушает и рассказывает хapи-кaтху, подобно Шриле Рупе Госвами, гораздо более возвышенный, чем те, кто все время проповедует, но без чистой преданности.

Я сказал ему: «Вы мой шикшa-гуpу и чистый вайшнав. Я убежден, что Вы не сделали бы ничего, что противоречит принципам бхакти. Вы говорили эти слова только ради служения своему Гурудеве и Чайтанье Махапрабху. Мы тоже так поступаем.

Мы все в долгу перед Вами, так что не может быть и речи об оскорблении. Мы знаем это предсказание: притхивите ачхе йата нaгapaди-гpaмa...Вы совершили чудо: распространил славу Господа повсюду. Мы вовсе не думаем, что Вы сделали что-то не так, поэтому мне совершенно не за что Вас прощать. Но я обязательно передам Вашу просьбу старшим вайшнавам, чтобы воцарился мир. Вы мой шикшa-гуpу, поэтому я буду следовать всем твоим наставлениям с полной искренностью».

Слезы катились из его глаз, это была такая трогательная сцена. Он вел себя очень смиренно, думая, что он не настоящий вайшнав, но на самом деле он был на том же уровне, что и Нароттама дас Тхакур и Шрила Бхактивинода Тхакур.

Свамиджи продолжал: «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада велел нам всем проповедовать в Европе и Америке. Он очень сильно хотел этого. И еще он хотел, чтобы мы все проповедовали сообща. Я не терял ни одной секунды. Я старался делать все, что было в моих силах, и это принесло определенный успех». Его голос дрожал от переполнявших его чувств. «Если мы сможем действовать сообща, тогда, как провозгласил Шри Чайтанья Махапрабху, у этого Движения сaнкиpтaны великое будущее».

Затем он сказал мне: «Я хочу, чтобы ты помог мне: позаботься о моей миссии и о моих учениках. Я хочу, чтобы все они стали настоящими, достойными преданными. Если они будут приходить к тебе, пожалуйста, помогай им».

Рядом стояло много учеников Свамиджи, поэтому он тихо прошептал на бенгальском: «Приехав на Запад, я поймал в свои сети много обезьянок. Правда ведь, они только и делают, что ссорятся между собой. Они еще незрелы и необучены. Поэтому я прошу тебя: после моего ухода помогай им во всех отношениях». Понимая, что может означать для меня такое указание моего шикшa-гуpу, я колебался. Тогда он взял обе мои руки в свои, глубоко заглянул мне в глаза и попросил меня пообещать помогать им. Тогда я согласился и ответил: «Обещаю, что всегда буду готов помогать им насколько смогу, согласно моей бхактисиддханта-таттве (пониманию философии бхакти)».

Шрила Свами Махараджа медленно повернул голову и посмотрел на преданных, стоявших рядом с ним. Затем он так же медленно поднял руку, привлекая их внимание, и произнес: «Слушайте Нараяну Махараджу. Не ссорьтесь между собой. Я дал вам все указания в своих книгах». С этими словами он опустил руку.

Свамиджи сказал мне: «Прошу тебя, положи меня в самадхи своими руками. Я хочу принять самадхи именно из твоих рук. После обряда самадхи устрой махотсаву (праздник в честь ухода вайшнава). Раздай пожертвования семи главным храмам Вриндавана и всем Гаудия Матхам. На твое усмотрение, 200 рупий, 1000 рупий, как решишь. Мои ученики будут слушать, что ты скажешь, и дадут необходимую сумму. Также устрой махотсаву в Матхуре и пригласи всех старших вайшнавов на пир. Пригласи всех вайшнавов во Вриндаване. Сделай все это для меня. И еще раз я прошу тебя, всегда помогай моим преданным».

Его божественный уход

Когда мы приехали к нему в его последние часы 14 ноября, он не разговаривал. Глядя тогда на его лицо, я почувствовал, что он глубоко погрузился в памятование о вриндаванских играх Кришны. Это была великая милость, исходившая от Кришны, ибо он служил Радхе и Кришне всю свою жизнь. Такие особенные преданные способны полностью погрузиться в мысли о Кришне. Он пребывал в состоянии транса, глаза его были закрыты, и на его теле проявлялись особые признаки. Это была необычайно трогательная (каруна) сцена. На его лице не было ни тени боли или беспокойства, и он ни на что не отвлекался. Рот его был прекрасен, словно распустившаяся роза или лотос.

Все это признаки, по которым можно распознать великую душу. Обыкновенный человек перед смертью плачет и сокрушается, и лицо его искажает уродливая гримаса. Но лицо Свамиджи в последние его дни никогда не было таким. Оно было подобно нежному лотосу. Из этого я мог понять, о чем он думал в то время. Я видел также и других преданных, уходивших в апраката-лилу (вечные игры Кришны), в первую очередь своего Гурудева - Шрилу Бхактипрагьяну Кешаву Махараджа, Ананга-мохана Брахмачари, Джаганнатху Бабаджи Махараджа (ученика Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати), Нарасимху Махараджа и Падманабху Махараджа. Я видел, как уходили многие, и знал, что в это время происходит с преданными. Они говорили: «Кришна, Кришна... Радхе, Радхе».

Есть определенные признаки, указывающие на то, что в последние минуты жизни человек помнит Кришну, и Шрила Свами Махараджа проявлял все эти признаки. Он был просто прекрасен. Никаких признаков боли и привязанности к телу или к чему-либо еще. Он уже не беспокоился ни о своих учениках, ни о каких-либо делах основанного им Движения сознания Кришны. Не осталось ничего, кроме памятования о Кришне.

Наши брахмачари тихо пели бхаджаны. Я видел, что он полностью удовлетворен, и тоже чувствовал полное удовлетворение. Я знал, что он скоро уйдет, но было невозможно определить, как скоро это случится: он мог уйти сейчас, а мог и еще через какое-то время. До этого, когда он еще был во внешнем сознании, он разговаривал со мной, но не попросил меня остаться и ждать. Я никуда не торопился, но предчувствовал, что он войдет в нитья-лилу вскоре после того, как мы уедем в Матхуру. Мы вернулись в Матхуру, и потом нам сообщили, что он ушел через несколько часов после нашего отъезда.

 Мы быстро вернулись в храм Кришны-Баларамы и подготовили все, что было нужно для вираха-махотсавы. Исполняя его волю, мы пронесли его тело на паланкине по всем главным храмам Вриндавана: мы заходили в эти храмы и останавливались перед Божествами. В этой процессии шли и пели много его учеников, а также много других людей. Все жители Вриндавана вышли на улицы, чтобы выразить ему почтение. После этого я подготовил его тело к обряду самадхи. Глиной для тилаки я написал на его груди и на лбу особые мантры. Потом я поместил его тело в соль и, соблюдая все вайшнавские правила, своими руками положил его трансцендентное тело в самадхи.

Шрила Свами Махарадж совершил великое чудо. Следуя указаниям своего Гуру Махараджа, он распространил славу Шри Чайтанья Махапрабху по всему миру. Он всегда внимательно слушал и повторял Харе Кришна. В конце он вернулся во Вриндаван Дхаму, чтобы погрузиться во внутренние эмоции. Некоторые могли видеть это его настроение, другие, возможно, не были способны это осознать. Он говорил нам: «Мой дом - Вриндаван». Дом означает – любимый дом, настоящий дом.

Я возношу молитвы у лотосных стоп моего дикша-Гурудева и у лотосных стоп моего дикша-гуру и прия-бандху Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Шрила Свами Махарадж милостиво дал мне возможность служить ему, и я предлагаю свои сердечные пушпанджали у его лотосных стоп».

#Глава 2. Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж

Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж получил хари-нама-инициацию от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и дикшу от Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Когда ему было всего десять лет, его мать, ученица Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, доверила его заботам Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа, который был тогда Шри Винодабихари Брахмачари. Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж - ачарья и президент Гаудия Веданта Самити. [Покинул этот мир в 2004 году.]

 

«Я пришел в Гаудия Матх еще мальчиком, это было в Маяпуре в 1931 году. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, которого звали тогда Абхай Чаранаравинда Прабху, был очень близким другом моего Гурудева, Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа.

И поскольку их отношения были близкими, когда он приезжал в Маяпур, я всегда служил ему.

Поскольку в матхе я был самым юным, то всегда, когда в матх приходили вайшнавы, чтобы увидеться с Прабхупадой, будь то его ученики, или другие люди, я делал для них тарелки из банановых листьев. Я убирал все вокруг, подавал им соль, лимон и воду. Когда они заканчивали почитать прасад, я собирал тарелки и мыл пол.

 Таким образом, моей главной обязанностью было служение всем вайшнавам, включая Шрила Свами Махараджу.

В какой-то момент из-за проблем в матхе Гуру Махарадж (Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж) покинул Гаудия матхи в Маяпуре и Калькутте. Он отправился в Аллахабад, и взял с собой меня. Свами Махарадж пригласил нас в свой дом  и мы прожили там несколько месяцев. В то время я готовил и служил им там.

В 1940 году Гуру Махарадж основал Гаудия Веданта Самити в Калькутте, на Боспада Лейн в Багх Базаре. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж был там - он был одним из трех основателей Гаудия Веданта Самити. Я тоже служил там.

  Время от времени, когда Гурудева останавливался на Боспада Лейн в Калькутте, туда приходил Бхактиведанта Свами Махарадж. Они говорили очень много хари-катхи, с большой любовью. Они оба часто смеялись и шутили друг с другом.

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж был очень знатоком писаний и преданным, он регулярно предоставлял статьи для нашего ежемесячного журнала «Гаудия Патрика». Наш Гуру Махараджа назначил его главой редакции.

Я часто отправлялся в дом Свамиджи на Сита-Канта-Банарджи-лейн в Калькутте, чтобы проконсультироваться с ним. Я приносил с собой статьи и письма от нашего Гурудева. Гурудева читал статьи, которые посылал Свамиджи, и всегда их высоко ценил.

Я помню наши отношения: Свами Махарадж одаривал меня любовью. Свами Махарадж был очень веселым. Он твердо верил в своего Гуру Махараджа, Шрилу Прабхупаду, который дал ему дикша-мантру и хотел, чтобы он проповедовал в западных странах.

Впоследствии, с 1967 года, Свами Махарадж приехал в Навадвипу, чтобы найти землю для своего храма. Когда он приехал, мы с Тривикрамой Махараджем служили ему в Девананда Гаудия Матхе».

#Глава 3. Шрила Бхактиведанта Тривикрама Махарадж

Шрила Б.В. Тривикрама Махарадж получил посвящение у Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа в 1942 году, а в 1952 году получил санньясу.  После ухода его Гурудева, в 1968 году, Шрипад Тривикрама Махараджа принял на себя обязанности главного секретаря Шри ГаудияВеданта Самити. Мы взяли это интервью в Навадвипе, Западная Бенгалия. Шрила Б.В. Тривикрама Махарадж покинул этот мир в 2002.

 

«Мой Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж, познакомил меня со Шри Абхаем Чаранаравиндой Прабху – они были духовными братьями и близкими друзьями. Вместе они создали Гаудия Веданта Самити, организацию, которая впоследствии включала в себя Шри Девананда Гаудия Матх и многие другие мандиры по всей Индии.

Мы, ученики, всегда очень уважительно относились к нему, хотя тогда он еще не принял жизни в отречении, и у него было много проблем с бизнесом и семьей. Он обладал харизмой и был решительным. Я помню, как много  идей о написании книг и проповеди миссии Чайтаньи Махапрабху у него было.

Он был очень учен, он занимался сам, дома, и также был экспертом в области английского и санскрита. Он и мой Гуру Махараджа провели немало времени, обсуждая сиддханту и планируя, как самыми разными способами победить майю. Я знаю, что в прошлом они жили вместе в Аллахабаде.

Он меня очень любил, и в самом начале, до того как я принял санньясу, и позже. Много раз он разговаривал со мной, читая мне шлоки и тики (комментарии) наших ачарьев.

Он становился все больше и больше сосредоточен  на том, чтобы поехать на Запад, спасать людей этих стран. Он часто говорил об этом очень искренне, как о чрезвычайно важной и срочной миссии, которую каким-то образом нужно выполнить.

Несколько раз, поскольку я немного знаю английский, он лично просил меня поехать вместе с ним в Америку, когда он туда наконец соберется.

Тогда я не ответил ему «нет», но я был целиком и полностью занят севой моему Гурудеву, требовавшей полной занятости. А также с моим характером трудно быть благосклонным в отношении западных учеников.

После принятия санньясы от нашего Шрилы Гуру Махараджа, Шрила Свами Махарадж отправился в Америку и его встретил большой успех в прачаре (проповеди).

Шрила Свами Махарадж жил в Батлере, Пенсильвании и в Нью-Йорке, и у него была долгая и большая переписка со Шрилой Нараяной Махараджем. Он регулярно обращался с просьбами прислать кхолы (мриданги) и караталы, мурти Тхакурджи, книги, лекарства и сладости матхура пера. Мы помогали покупать всё это, упаковывали в ящики и через Калькутту отправляли посылки ему. Иногда послания задерживались, шли медленно. Он настойчиво писал, и мы старались исполнять все его просьбы. Некоторые из этих писем на бенгали сохранились, и они, кажется, уже опубликованы».

Ниже приводится перевод подношения, написанного от руки на бенгальском. Шрила Тривикрама Махараджа написал его в честь Шрилы Прабхупады:

«Шрила Сач-чид-ананда Бхактивинод Тхакур, как известно, принадлежит к таттве Гададхары. Он пребывает в преемственности Шри Чайтаньи Махапрабху, обладающего всей красотой и расой. Его образ - Шри Шри Радха и Кришна. Он дарует мантру - источник света.

Подобно Бхагиратхе, благодаря которому Ганга сошла на землю, Шрила Бхактивинод Тхакур - причина прихода Бхакти Мандакини (Бхакти Ганги) наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху. Это известно всем.

Спустя более четырех столетий после того, как Шри Чайтанья Махапрабху закончил Свои проявленные игры, чистая према-дхарма, которую Он практиковал и которой учил, была осквернена апасиддхантой (ложными философскими представлениями) и непристойными практиками.

Бхактивинода Тхакура через свои божественные писания вернул истинное учение Шрилы Рупы Госвами, именно то, что Шри <


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.